Рецензия к проекту по военно патриотическому воспитанию. Проект по патриотическому воспитанию.docx - проект по патриотическому воспитанию «мое отечество»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛКОМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 п.г.т. АКТЮБИНСКИЙ»

АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Интеллектуально-познавательный

творческий проект

«Кто, если не мы!»

Разработала: учитель технологии

Высшей квалификационной категории

Козлова Надежда Ивановна

2011 год

Творческий проект: «Кто, если не мы!»

Этапы реализации проекта:

  1. Выбор проблемы.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Разработка плана действий.
  4. Сбор информации.
  5. Реализация проекта.
  6. Результаты проекта.

Эпиграф для педагогов и представителей общественности:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать,

Как важно – не опоздать!

Актуальность, определение ряда проблем

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

В настоящее время в Республике Татарстан, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современной общеобразовательной школы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Формирование гражданского самосознания должно проходить через собственное отечественное чувствование каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих сынов и дочерей, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации внутришкольной программы «Развитие».

В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».

2010 год был богат на юбилейные даты - 65-летие Великой Победы нашего народа над фашистской Германией, 90-летие образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Это явилось немаловажным дополнением в выборе темы нашего проекта. Донести до детей важность этих событий в жизни нашей страны – долг каждого учителя.

Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное, навязанное нам извне понятие. Это своеобразная народная идеология, корнями, уходящая в глубину истории. К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считаем особенно актуальным. Мы часто задаем вопрос: «Почему молодые ребята не хотят идти служить в армию? Кто сможет защитить нас и свою Родину?»

Воспитание патриотизма;

Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде подростков к проблемам локальных войн, происходивших в Афганистане и Чечне, к жизни участникам воинам-интернационалистам нашим землякам.

Участники проекта: учащиеся 5 класса, классный руководитель, жители посёлка, администрация посёлка, члены Клуба Афганцев и Совета ветеранов.

Количество участников: не более одного класса.

Характер контактов определяется как внешний, так как происходит сбор информации, выход на другие организации, на спонсоров.

По продолжительности выполнения: один учебный год.

Основной целью проекта является: - вовлечение учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

Привлечение внимания подрастающего поколения и общественности к истории локальных войн России, к существованию таких ветеранов войны, как участников боевых действий в Афганистане и Чечне, путём создания баннера на здании Клуба Афганцев в посёлке Актюбинском.

Задачи:

Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, таких как интерес к истории своей Родины, к её героям, к малоизученным фактам прошедших локальных войн;

Обучать детей основам поисковой деятельности, коммуникативным качествам, помогающим наладить контакт с ветеранами войны;

Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам воинам-интернационалистам, тактичность, понимание необходимости защищать внешние границы своей Родины.

Формы проведения проекта: уроки гражданственности, классные часы - встречи с воинами-интернационалистами, поисковая работа по сбору информации и мест памяти прошедших локальных войн (улицы, памятники, мемориальные таблички, фотографии, дома проживания ныне живущих и погибших воинов), диспуты, встречи за круглым столом, встречи с администрацией посёлка, со спонсорами, с членами Клуба Афганцев, с членами Совета ветеранов.

Организация разных видов деятельности: анкетирование, игра «Афоризм о патриотизме», психологический тренинг «Прощальное письмо», чтение стихов, монологов, постановка сценической миниатюры «Наше время в наших руках».

Идея групповой работы заключается в разделении класса на «Стрелки» . Это идея детей, так как « Стрелка» – это определённое направление деятельности, имеющее свою цель.

Перед тем, как приступить непосредственно к проведению данных мероприятий рекомендуется провести предварительную работу. Следует определить круг вопросов и проблем, волнующих на сегодняшний день детей по данной теме, провести предварительное анкетирование, беседу, опрос.

Характер координации: централизованный фронтальный тип коммуникативных структур малой группы. Главными координаторами являются классный руководитель и командиры «Стрелок» .

Ожидаемые результаты:

Установка баннера патриотического содержания на здании Клуба Афганцев в посёлке Актюбинском для привлечения внимания к патриотической истории своей малой Родины;

Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве школы;

Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей администрации и общественности;

Развитие творческих способностей обучающихся;

Осознание ответственности за судьбу Родины, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Успешность выполнения проекта обеспечивается: заинтересованностью всех участников в совместном диалоге по обсуждению поставленных проектом вопросов; желанием установления диалога по вопросам привлечения внимания общественности к существованию воинов-интернационалистов

Финансовое обеспечение проекта: данный проект требует материальные затраты на установление баннера, посвящённого воинам-интернационалистам, благодаря спонсорской помощи.

В результате осуществления данного проекта была сделана ставка на истинную заинтересованность детей к изучению данной проблемы и на любознательность.

Всё, что происходит в данном проекте – это идеи детей, название «Стрелок» , пути действия

Осуществление проекта (описание):

1 этап – анкетирование детей;

2 этап – встречи с Советом ветеранов, с Клубом Афганцев, с воинами-интернационалистами и их родными, с администрацией посёлка - сбор информации;

3 этап – ряд мероприятий, направленных на решение поставленных проблем;

4 этап – оформление баннера, посвящённого воинам-интернационалистам. Анализ проведенной работы и определение последующих действий в данном направлении.

С целью исследования социально-личностных качеств был проведён опрос учащихся на тему:

1. «Знаете ли вы, что такое патриотизм?»

б) нет.

2. «Знаете ли вы, кто такие воины-интернационалисты?»

а) если «да», напишите, как вы это понимаете;

б) нет.

3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые воинам ВОВ 1941-1945 гг. и других войн?»

а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;

б) нет.

(Результаты ответов учащихся на диаграмме № 1)

№ 1

Для устранения пробелов предстояла большая и кропотливая работа. В начале, на мой взгляд, нужно было пробудить интерес у ребят к истории родного края. Для этого я провела интеллектуальную игру «Я познаю…».

III . Разработка плана действий

Разработать план действий

Определить «точки самостоятельности»: рисунки, стихи, фото репортажи, посещение ветеранов и т.д. (этапы работы, которые ребёнок считает возможным разрешить, выполнить самостоятельно, без содействия взрослых);

Определить «точки сотрудничества» (круг задач, для решения которых целесообразно привлечь взрослых помощников, старшеклассников, родителей, педагога)

План проведения работ для реализации проекта

IV. Сбор информации.

Внутри каждой группы-«Стрелки» была определена своя цель,

своё направление деятельности

Для работы над проектом были использованы различные пути

  1. Экскурсии.
  2. Прогулки и наблюдения.
  3. Посещение библиотек.
  4. Конкурсы сочинений.
  5. Конкурсы рисунков.
  6. Интернет – ресурсы.
  7. Посещение школьного музея.
  8. Встречи с администрацией, известными людьми и героями посёлка.
  9. Обращение к СМИ.
  10. Исследование первоисточников.

В ходе реализации данного этапа одной из самых трудных задач для меня и ребят оказалась задача – найти спонсоров. И в этом нам большую помощь оказали родители.

V. Презентация проекта.

Заключительным этапом работы стала неделя презентования проекта. В течение этого времени были приглашены гости из числа родителей, педагогов школ посёлка, сотрудников различных организаций, жителей посёлка, учащихся школы. На улицах посёлка были размещены листовки обращения и листовки – объявления с приглашением жителей на предстоящую презентацию проекта «Кто, если не мы!».

Текст обращения.

Уважаемые односельчане! К вам обращаются учащиеся 5А класса МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» – участники проекта «Кто, если не мы!» Все мы с вами живём в красивом и замечательном посёлке, которым, действительно, можно гордиться! Для процветания нашего посёлка мы призываем вас беречь всё то, что было построено нашими жителями, соблюдать чистоту улиц, дворов, подъездов, облагораживать и поддерживать уют нашего общего дома, радовать окружающих своими добрыми делами и поступками, не скупиться на теплоту и душевность друг к другу.

Текст листовки – объявления.

Уважаемые жители посёлка! К вам обращаемся мы – ваши дети и внуки!

Если вы любите свой посёлок, если вам интересна его история и люди,

которые живут рядом с вами, если вы хотите узнать о воинах интернационалистах нашего поселка - Приглашаем Вас на презентацию проекта «Кто, если не мы!».

Мы ждем вас в стенах нашей школы.

Ученики 5А класса МБОУ СОШ №2

Целую неделю ребята по группам выступали с презентацией своих работ. Были проведены 3 крупных внеклассных мероприятия

План проведения презентации проекта

Проект был долгосрочный. Для осуществления поставленной цели потребовался год работы. Мы рады, что добытые нами сведения выйдут за рамки архивов и все могут узнать много интересного о воинах-интернационалистах нашего посёлка Актюба.

Как быстро время пролетело

Мы сделали большое дело!

И каждый в классе очень рад,

Что внёс в проект посильный вклад.

Мы, наконец его создали!

С людьми общались, фильм снимали,

Мы столько нового узнали!

И спонсоры нам помогали.

Пусть людям баннер наш поможет

Увидеть воинов, солдат,

Пусть подвиг их примером будет,

Для всех Актюбинских ребят!

VI. Результаты работы

Издание и выпуск календаря

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории родного края, традициям посёлка. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за сельчан. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Педагоги и родители пополнили и закрепили знания по истории, этнографии, краеведению. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с жителями и администрацией посёлка, установлению партнёрских отношений, сплочению коллектива учащихся, родителей и педагогов. Все получили массу информации о родном посёлке, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих односельчан, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми

Важным моментом в работе над проектом является анализ финансового обеспечения проекта.

Необходимо определить смету финансовых затрат:

  1. Изготовление листовок 100 штук - 250 рублей
  2. Выпуск календарей формат А-4 15 штук - 1830 рублей
  3. Грамоты, благодарственные письма 30 штук – 450 рублей

Итого: 2 530 рублей

Как сформировать этот бюджет? Необходимо привлечь спонсорскую помощь.

И в течение всего года принимать активное участие в сборе рябины, макулатуры, ветоши.

с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

Список используемой литературы:

  1. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А.Гордиектов, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2008 г.
  1. Н.В. Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина «Школьная проектная лаборатория», Волгоград 2009 г.
  1. Г.А. Минниханова «Актюба», ООО «АЛЬМЕДИА», 2006 г.
  1. Районная газета «Маяк» № 2,7,9 2005 год, № 4, 5, 1999 год.
  1. Научно - методический журнал «Воспитание школьников» № 2, 1998год,

№ 5,10, 2008 год.

  1. «Корпоративная библиотека ОАО «Татнефть»

«Три миллиарда. ИСТОРИЯ», Москва, «Закон и порядок», 2007 год

  1. И.Яковлева «Полвека созидания», Издательский дом «Граф и К», 2001год.
  1. «Здравствуй, земля родная», Татарское книжное издательство, Казань, 1970 год.
  1. З.Г. Гарифуллина « Әйтер сүзем бар», Азнакаево, 2001 год.
  1. В.Е.Черкин «Читай стихи, они: услада», Азнакаево 1992 год.
  1. Журнал «Татарстан» № 8, 2000 год.

Любовь к Родине – это главное, составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. И, нам - учителям необходимо решать задачи первостепенной важности:

Формирование духовно-нравственных качеств личности;

Воспитание патриотизма;

Формирование толерантного отношения к миру;

Способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и деловых качеств подрастающего поколения.

Основные идеи проекта

Выбор творческих работ детей

Сбор фотоматериала

Привлечение спонсоров

Сувениры для ветеранов

Создание макета баннера

Поисковая группа

Аналитики

Архивисты

«ФотоРАЖ»

Журналисты

Понедельник

Фотоэкспозиция работ

учащихся

Понедельник

Выставка рисунков

Вторник

Декламация стихотворений

собственного сочинения

Четверг

Выступления историков

Пятница

Просмотр видеороликов и

Мультимедийных слайдов


Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)


Беляева Елена Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №24
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 6 месяцев
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: монет, полезных ископаемых, каслинское литьё, изделия из мрамора, русская матрёшка.
Макеты: «Русская изба», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья», «Урал – опорный край державы», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Я часть России»
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Экскурсии
Викторины
Праздники
Чтение художественной литературы
Беседы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Наблюдение, прогулки
Мультимедийные презентации
Работа с родителями
Консультации
Совместная работа с детьми
Участие в конкурсах
Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь
I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Развлечение: «День знаний», «Знакомство с поэтессой пгт. Красногорский»
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
РНИ «Пирог»
РНИ «Горелки»
РНИ «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, на игровую площадку
Работа с родителями:
Демонстрация видеоролика для родителей: «Мы против насилия над детьми»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Участие в региональном конкурсе «Мы создаём историю Челябинской области»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Октябрь
II Блок Малая Родина

Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
«Челябинская область»
«Уральские умельцы»
Книги П.П.Бажова, рассматривание символики городов Челябинской области, книги авторов п.Красногорский, фотоальбом «Перелётные птицы России», «Мой посёлок», каслинское литьё, изделия из мрамора, коллекция полезных ископаемых.
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка»
Чтение произведений поэтов п.Красногорский
Разучивание стихотворения «Мой Красногорск»
Экскурсии:
В детскую поселковую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
МБОУ СОШ №14
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Соревнование между детскими садами п. Красногорский: «Зов джунглей»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов

Ноябрь
III Блок Россия

Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
НОД: «Мы готовим винегрет»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь
Беседы:
«Москва – столица России»
«Башни Кремля»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
НОД: «Россия - Родина моя»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Пирожок»
РНИ «Гуси - лебеди»
РНИ «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Новогодняя выставка «Валенок»

Январь
III Блок Народное творчество
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
изготовление объёмной матрёшки в технике «Папье-маше».
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Экскурсии: В МБОУ СОШ № 14 (в музей «Русская изба»)
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.
Экскурсии:
МБОУ СОШ №9
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Бояре»
Соревнования между детскими садами п. Красногорский: Военно-патриотическая игра «Зарница 2015»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта: «Я часть России»
Итоги проекта:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного посёлка, расширили представления о работе шахтёров, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале, говорили о Каслинском литье, Южноуральском фарфоре, рассматривали изделия из мрамора и мраморной крошки, читали Уральские сказы П.П.Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, посещали ансамбль «Казачата» где знакомились с традициями Уральского казачества. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Знакомство с поэтессой п.Красногорский Э.Г.Столле


Право на имя


Изучаем историю посёлка


В гостях у Хозяйки медной горы


Делаем гору самоцветов


Ищем Россию


Рисуем Башни кремля


Золотая хохлома


Гжель


Русская красавица – матрёшка


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект
по патриотическому воспитанию
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
«Величие народа не измеряется его
численностью, как величие человека
не измеряется его ростом;
единственной мерой служит его
умственное развитие и его
нравственный уровень».
Виктор Гюго.

Кашира
Информационная карта проекта
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Название проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Направления
деятельности
Автор проекта
Организаторы
проекта
Полное наименование
организации ­
заявителя
Юридический и
фактический адрес
Сроки проекта
Кадры проекта
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
формирование у обучающихся гражданственности,
патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их
социализации посредством вовлечения обучающихся,
педагогов, родителей в активную деятельность по
патриотическому воспитанию.
 развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
 воспитывать уобучающихся ценности гражданственности,
патриотизма, толерантности, определяющие модель их
жизненного поведения;
 сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и
народ;
 изучать героическое прошлое нашей страны;
 воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство
привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
 подготовиться к достойной встрече Победы в ВОВ;
 совершенствование ценностно­ориентированных качеств
личности, обеспечение условий для самовыражения
обучающихся, их творческой активности;
 формирование эффективной системы патриотического
воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у
каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить
пользу обществу и государству;
 утверждения в сознании и чувствах воспитанников
патриотических ценностей, взглядов и убеждений.
­ историко­краеведческое
­духовно­ нравственное
­гражданско­патриотическое
­ героико­патриотическое

Костин А.В., преподаватель истории и обществознания.
Воронова А.В., преподаватель истории и обществознания.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
142900, МО г.Кашира, ул.
2015­2020 уч. год
Участники учебно – воспитательного процесса колледжа

Содержание.
Актуальность проекта………………………………………………………………....5
Основание для разработки проекта…………………………………...…………......7
Цель и задачи проекта………………………………………………………...…...….7
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………...…..……8
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………...…...…8
Механизм реализации проекта…………………………………………………........9
Основные направления проекта…………………………………………….……….10
Информационные, технические ресурсы проекта…………………………….…...10
Методическое обеспечение проекта……………………………………………...…10
Мероприятия по реализации…...………………………….……………………...…11
Научная новизна проекта……………………………...………………………….….12
Теоретическая значимость проекта………………………………………..…...……12
Практическая значимость проекта…………………………………………...…...…12
Оценка эффективности проекта……………………..………………………………12
Экономичность проекта…………………………………….………………………..13
Риски в реализации проекта и пути их преодоления………………………………13
Список литературы………………………...……………………………………...….15

1. Актуальность проекта.
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже
ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё
первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его
историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче.
Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы
потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Развитие российского государства и общества, модернизация общего
образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения
ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения.
В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания студентов
колледжа. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых
случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки
умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность
решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает президент
Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют
вопросы, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но
очень сложная».
Патриотическое воспитание ­ это многоплановая,
систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность колледжа, общественных
объединений и организаций по формированию у учащихся высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов
общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию учащихся
именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения и
воспитания делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в
современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее
время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой.
Проблемы нравственно­патриотического воспитания отошли на второй план, что

недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего
отечества.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все
большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество,
честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности. Сегодня, когда на государственном уровне
гражданско­патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного
направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности
поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
студентов – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю
играют огромную роль в становлении личности студента. Без любви к Родине
невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам
и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без
возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить
людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.
Актуальность проекта бесспорна: День Победы. Ветераны, некогда ходившие
целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче
растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть
немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на
груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с
прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания
исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не
прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.
Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все
возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования 75­летия Победы нужно еще раз, еще много раз
прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством
воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество
подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными
отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников,
родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к
духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования
нравственности и патриотизма.
Я, как автор проекта «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» уверен, что при его реализации в
студентах будет заложено начало понимания высоких гражданско ­ патриотических
чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции,
культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой
Родине.
Проект «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» разработан в соответствии программой
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 года».
Он содержит серьёзную и системную работу по формированию нравственных качеств

личности учащихся, работу ума, души и сердца студента. Необходимо создавать
условия для воспитания патриотических чувств и качеств, которые станут
впоследствии основой нравственного поведения ребенка.
Формирование
патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей,
которые являются ярким примером служения своей семье, краю.
Личность
Патриота
России.
Знающая
историю
и культуру
своей Родины.
Любящая свою
Родину и свой
народ.
Соблюдающая
духовные,
правовые и
общечеловечес
кие ценности.
Обладающая
культурой
мысли
и речи.
Творчески
мыслящая.
Духовно
и физически
здорова.
2. Основание для разработки проекта:
1.
2.
3.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция РФ.
Закон РФ "Об образовании".
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011­2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №
795).
3. Цель проекта:формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма,
активной жизненной позиции для успешной их социализации посредством
вовлечения обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по
патриотическому воспитанию.
Задачи проекта:
развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;
воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма,
толерантности, определяющие модель их жизненного поведения;
сохранять и развивать чувства гордости за свое страну и народ;
изучать героическое прошлое нашей страны;
воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос;
подготовиться к достойной встрече 75­летия Победы;
совершенствование ценностно­ориентированных качеств личности, обеспечение
условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
формирование эффективной системы патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений.
4. Сроки и этапы проекта
Проект реализуется с 1 сентября 2015 года по 30 июня 2020 года
Название
этапа
I этап
Подготовител
ьный
Цели и задачи
Цель: подготовка условий создания программы патриотического
воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить проект по гражданско­
патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально­технические, педагогические
условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным
направлениям проекта.
Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее
эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Разработать методические рекомендации по
патриотическому воспитанию.
4. Расширять и укреплять связи и отношения колледжа с
учреждениями дополнительного образования, культуры и
социумом.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.
3. Спланировать работу на следующий период.
II этап
Внедрение
III этап
Отслеживан
ие и анализ
результатов

5. Ожидаемые результаты проекта.
Реализация проекта будет способствовать:

повышение ценностного отношения студентов колледжа к проблемам
патриотического развития;


совершенствованию действующей системы работы колледжа по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения;
использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в
учебной и внеучебной деятельности колледжа.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации проекта ожидается:
­ обогащение содержания гражданско­патриотического воспитания;
­ вовлечение в систему гражданско­патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности;
­ повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;
­ приобщение обучающихся к боевым и трудовым традициям народа;
­ вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно­исследовательскую,
творческую деятельность;
­ в познавательной сфере: развитие творческих способностей обучающихся;
­ в историко­краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
­ в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
­ в духовно­нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:







Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
Развитие у студентов чувства любви к Родине, родному краю, колледжу.
Формирование у студентов готовности к защите Родины.
Воспитание уважения студентов к подвигу ветеранов войны.
Активизация творческого потенциала студентов.
Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся,
повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.


Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию студентов.
Заповеди, на основе которых строится работа по патриотическому воспитанию
обучающихся:
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО.
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ
И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА.
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА.
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ.
6. Механизм реализации проекта.
Основные принципы организации патриотического воспитания:
Принцип целостно­смыслового равенства

.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые
взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении
взрослого и студента является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой, же человек, как
и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях
непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт
закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде,
обеспечение личностно­ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням:
возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
7. Основные направления проекта.
­ гражданско­патриотическое – формирование постоянной готовности к служению
своему народу и выполнению конституционного долга;
­ историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому
своей Родины, уважения к традициям предков;
­ героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными
датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому
прошлому предков;
­ духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких
нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Формы работы, используемые при реализации проекта:

внеклассные мероприятия: смотры­конкурсы; выставки.

мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры и

круглые столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины.








коллективные творческие дела.
возложение венков к памятнику погибшим в годы войны.
спортивные состязания.
встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими.
взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
экскурсии.
презентации.
изучение истории и культуры родного края.
8. Информационные ресурсы.
Информационная база колледжа, специальная литература, сайт образовательного
учреждения, позволит всегда найти необходимую информацию, транслировать ход
реализации проекта.
Технические ресурсы.
Техническое обеспечение колледжа. А конкретно в колледже имеется:
 Кабинет истории, где есть возможность сохранять необходимые исторические
материалы, проводить заседания, работать над проектом.
9. Методическое обеспечение проекта.
Педагогическое и методическое обеспечение проекта предполагает:
 Использование комплекса методик по организации и проведению патриотического
воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов
работы.
 Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту
сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного
педагогического опыта.
 Активное использование метода коллективно­творческого дела.
метода социально­значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и
сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, различные методики изучения
личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание
(анкетирование).
10. Мероприятия по реализации

Мероприятие
Название
Срок

Неизвестного Солдата
6
Проведение недели истории и права
Май
7 Конкурс компьютерных презентаций
«Военная летопись»
Февраль
8 Исследовательская деятельность
учащихся
«Война в истории моей семьи» Январь­март
9 Беседа с учащимися
«Как это начиналось..»
(о начале второй мировой
войны)
Март
10 Конкурс творческих работ
«Письмо ветерану»
Апрель
11 Выпуск информационного календаря
«Этот день в истории войны»
Май
12 Акция, посвященная дню победы
«Вечная память»
Май
Работа с родителями
1
Родительские собрания по
патриотическому воспитанию
В течение года
Оказание помощи детям в подготовке
выступлений
презентации, проекты, поделки В течение года
11. Научная новизна проекта.
Научная новизна проекта состоит в том, что:
­ на основе анализа нормативно­правовой базы организации патриотического
воспитания учащихся колледжа во внеурочной деятельности и обобщения опыта
данной работы будет разработана современная организационно­методическая модель
данного направления воспитания;
­ будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности
патриотического воспитания в системе внеурочной работы колледжа, позволяющие

целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического
воспитания в зависимости от его целей.
12. Теоретическая значимость проекта.
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что
обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания
учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания
проектов другими ОУ в данной сфере;
­ разработанная и апробированная на практике модель патриотического
воспитания учащихся расширяет теоретические представления о возможностях
сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке
подбору кадров для них;
­ сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и
методов военно­патриотической работы, научная характеристика условий
эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять
функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических
разработок;
­ нормативно­правовая база, разработанная в процессе формирования системы
патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных
моделей в других образовательных учреждениях.
13.Практическая значимость проекта.

авторский подход к формированию информационной составляющей
патриотического воспитания сможет продемонстрировать новые возможности при
формировании патриотического характера мировоззрения у учащихся.

предложенные критерии оценки эффективности и результатов
патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными
учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании
требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
14. Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования
системы объективных критериев, представленных нравственно­духовными и
количественными параметрами.
Нравственно­духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
­ умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
­ знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
­ умение принимать и защищать свои решения;
­ готовность к участию в общественных делах;
­ готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
­ патриотизм и любовь к Родине;
­ права и свободы человека и гражданина;

­ знание символики Российской Федерации;
­ национальное самосознание;
­ уважение чести и достоинства других граждан;
­ гражданственность.
Количественные параметры:
1. включенность каждого студента в воспитательные ситуации;
2. участие в поисково ­ исследовательской работе;
3. участие в колледжных и муниципальных конкурсах по гражданско­патриотической
тематике;
4. Количество мероприятий, проводимых по гражданско­патриотическому
воспитанию
5. Участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско­патриотических
направленностей
6. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх.
15.Экономичность проекта.
Экономичность проекта заключается в том, что данная модель функционирует на
базе колледжа. Для этого предоставлен кабинет истории, в котором имеются
определенные условия для работы. Участники проекта могут пользоваться
библиотекой.
16.Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, ученики воспримут этот
проект как обычный ряд мероприятий, и это работа не затронет их ум и сердце.
Чтобы этого не произошло, нужно приложить все усилия, опыт и знания, внедрить
новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного
осуществления настоящего проекта по патриотическому воспитанию.

Список литературы.
1.
Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных
условий формирования патриотического сознания молодежи// Современный
патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. СПб., 2002.
2.
воспитания в школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.
Быков А. Организационно­педагогические вопросы патриотического
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном
3.
образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. ­ М., 1995.
Игнатьева Е. Е. Духовно­нравственное воспитание школьников / Е. Е.
Информационно­методическое издание для преподавателей “Основы
4.
Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8 – 11.
5.
безопасности жизнедеятельности”, № 1­12, М.2000 г.
6.
реалий//Социс, №8,2006
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально­политических

Лукьянова В.П. Педагогические условия патриотического воспитания
7.
старшеклассников в учебно­воспитательном процессе современной школы: Дис.
канд. пед. наук. М., 2003.
Малякова Н. Школа, где все мальчики готовятся служить в Армии / Н.
8.
Малякова // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 12 – 15.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия / В. Микрюков //
9.
Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – С. 2 – 8.
10. Научно­популярный журнал “Военные знания” № 1­12, 2000 г. М.
11. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной
школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2010.
– № 7. – С. 20 – 26.
12. Савина Н. Н. Социально­психологический портрет современных подростков /
Н. Н. Савина // Воспитание школьников. – 2010. – № 8. – С. 28 – 33.
13. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социс,
№4,2007; с. 37­43
14.
школьников: воспитание в учебном процессе / Е. Ю. Тяжельникова // Воспитание
школьников. – 2010. – № 8. – С. 25 – 27.
15. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно­эстетическое воспитание
учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Дис. канд. пед. наук. М.,
2006.
16. Кудрявцев Л.Д.Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000 г.
17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи,200г.
18. Крючков Ю.А.Теория и методы социального проектирования. ­ М., 1992.
Тяжельникова Е. Ю. «Граждановедение» как средство социализации
Интернет­ресурсы
1. Иванова И. Г. Гражданственно­патриотическое воспитание в воспитательно­
образовательном процессе современной школы (электронный ресурс). ­ Режим
доступа http://www. 1september.ru/.
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti­moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Юность» города Белгорода

В строю

наследники

Победы

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

По месту жительства «им. Вити Захарченко»

Белгород

2014 г.

1 –

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

I. Актуальность проекта………………………………………………….2стр
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта…………………….3стр

III. Содержание проекта…………………………………………………4стр
IV. Основные участники проекта……………………………………….6стр

V.Механизмы выполнения проекта:

1. Этапы реализации…………………………………………………..6стр

2. Программа реализации проекта………………………………… 7стр

3. Возможные формы активных воспитательных мероприятий…..8стр

VIПродолжительность реализации проекта…………………………....9стр

VIIФормы подведения итогов реализации программы………………..9стр

VIII.Перспективы дальнейшего развития………………………………………………………………….10стр IX.Приложения

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
  2. План мероприятий по патриотическому воспитанию на 2013-2014 учебный год
  3. Фотоматериалы
  4. Публикации в СМИ

2 –

  1. Актуальность проекта.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения.

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества». Патриотизм – вот что, прежде всего, отличает настоящего гражданина. Каждая эпоха наполняет понятия «патриот», « гражданин» конкретно-историческим содержанием. В понятии гражданин Российской Федерации есть и общечеловеческие черты гражданственности. Лучше всех о них сказал Н. А. Некрасов:

Не будет Гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Ему нет горше укоризны.

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь.

Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам является школа. Но работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность

3 –

воспитания - направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности. Это должна быть отработанная система, а не случайные мероприятия.

Поэтому в нашем подростковом клубе по месту жительства ведется дополнительная образовательная деятельность, где военно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением, с целью содействия образовательным учреждениям в развитии активной гражданской позиции у детей и подростков.

Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни подростков.

II. Цели и задачи, ожидаемые результаты проекта.

Цель: Патриотическое, духовно-нравственное воспитание подростков и создание информационного фонда, работа которого направлена на глубокое осознание великого подвига советского народа и постижение этого подвига и свершений через изучение фактов жизни ветеранов, переживших войну. Воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к своей Родине, пропаганда здорового образа жизни. Осознание участниками проекта, что Родина - это не только живое чувство родственности между человеком и окружающими его близкими, но и государство Россия, которое надо любить, беречь, защищать и гордиться им. Увековечение памяти погибших земляков .

Задачи проекта:

  1. Воспитание поколения, здорового физически и нравственно.
  2. Подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Профориентация.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Организация активного познавательно-развлекательного досуга детей и подростков.
  5. Организация работы по реабилитации асоциальных подростков.
  6. Сотрудничество с родителями, учителями МБОУ «Гимназия № 12», военнослужащими запаса, активистами округа №19.
  7. Создание здоровьесберегающей среды через снятие психологического напряжения и отрицательных эмоций.
  8. Развитие навыков самоуправления, лидерских качеств, волонтерского движения.

Ожидаемый результат:

  • повышение ответственности у воспитанников клуба за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.

III. Содержание проекта.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»(приложение №1) определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Суть- охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней.

Проект посвящен занятости подростков "группы риска" совместно с благополучными детьми в каникулярное и внеурочное время. , включает в себя следующие приоритетные направления по работе с молодежью:

  • патриотическое воспитание молодежи;
  • развитие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • содействие интеграции молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • развитие лидерского потенциала молодежи и молодежного самоуправления.

Важной частью для подростков из "группы риска" является морально-психологическая подготовка. Воспитанники клуба знакомятся с именами и подвигами наших земляков, с участием белгородцев в ВОВ и в "горячих точках".

Идеология потребления, культ денег, снижение престижа службы в Армии и уровня образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и американской культуры - все это является следствием дефицита патриотического и нравственного воспитания в школе и в семье. Родителям порой не хватает времени и знаний на воспитание своих детей, поэтому совместная деятельность педагогов и общественности через работу клуба способствует установлению открытых, доверительных, уважительных

5 –

отношений между взрослыми и детьми, формированию гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами то, что составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции детей рассматривать процесс патриотического воспитания. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких.

Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Быть патриотом в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально- экономических условиях – еще более сложная проблема. И всё же это возможно. Благоприятные условия для работы над формированием одного из наиболее глубоких чувств – патриотизма – в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей.

Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма воспитанников клуба: героико-историческое, военно-патриотическое и духовно-нравственное.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных

6 –

Исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления.

Наиболее доступными формами работы в этом направлении считаются беседы и встречи с ветеранами боевых действий, достойными гражданами.

Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач по обеспечению безопасности Отечества.

Духовно-нравственное направление базируется на идее актуализации духовных сил подростков. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

VI.Основные участники проекта

  • подростки свободного посещения и обучающиеся в детских объединениях клуба в возрасте 7-17 лет

Предполагается, что будут категории детей:

  • подростки из "группы риска" -10 - 15 %
  • подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации – 20-25 %
  • учащиеся, увлеченные деятельностью военно-спортивного направления – 25-30 %

Проект также направлен и на жителей района: ветеранов ВОВ и тружеников тыла, дети войны и блокады, ветераны боевых действий в Афганистане и Чечне, пожилых активистов округа №19, родителей учащихся, военнослужащих запаса и всех заинтересованных лиц.

V. Механизмы выполнения проекта.

1. Этапы реализации.

Этапы реализации проекта «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

I этап: проектный

Цель : подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

7 –

Задачи:

1. Разработать, обсудить и утвердить план работы по патриотическому воспитанию.

2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.

II этап: практический

Цель: реализация плана работы по патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

3. Укреплять отношения подросткового клуба с социальными партнерами микрорайона, составить совместный план мероприятий (МБОУ «Гимназия №12», Отдел обслуживания пользователей пожилого возраста ЦГБ «им.Н.Островского», МБУ «Социального обслуживания населения», активистами округа № 19)

4. Проводить мониторинг реализации.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации.

3. Спланировать работу на следующий период.

2. Программа реализации проекта.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство - подростковый клуб по месту жительства сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными параметрами:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание подростков, как основа личности гражданина России.

3.Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
  • Деловые игры;
  • Диспуты, викторины;
  • Исследовательская деятельность,
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;
  • Экскурсии, поездки, походы;
  • Трудовые дела: акции, операции
  • Тренинги общения
  • Устный журнал
  • Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)»;
  • Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
  • Семейные гостиные.
  • «Духовно нравственные основы русского народа».
  • «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
  • Создание семейных альбомов: «Гордость нашей родни»,«Наши династии» и др.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.

Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине. Поэтому наряду с плановыми мероприятиями по формированию у молодежи патриотизма в совместном плане работы с социальными партнерамистоят разнообразные мероприятия:

  • Праздники «Супер бабушка» и «Главное слово в каждой судьбе»,
  • Выставка поделок «Осенины – именины у рябины» и мастер-классы, соревнования по шашкам и шахматам,
  • Познавательно-развлекательные программы «В стране витаминов А,В,С.» и «Петровский указ»,
  • Риск-версия « Хочешь быть здоров - будь им.»,
  • Диспуты
  • Совместные концерты и даже чаепития, когда в неформальной и не официальной обстановке проходит общение поколений, ненавязчиво ведутся тематические беседы.

VI. Продолжительность реализации проекта.

Сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

VII. Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Проекта проводится итоговый праздник «В строю наследники Победы» , который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение и беседа. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: подросток развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить детей и подростков через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать

10 –

целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

VIII. Перспективы дальнейшего развития.

  1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью воспитанников клуба;
  2. Составление плана работы на 2014-2015 учебный год.

Положение
о комплексной патриотической программе «Дела важнее слов»
Всероссийской общественной организации ветеранов
«БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Комплексная патриотическая программа «Дела важнее слов» (далее Программа) направлена на популяризацию героического и трудового подвига наших современников, воспитание на их примере молодого поколения.
Программа включает в себя патриотические проекты различной направленности и предполагает проведение массовых акций, мероприятий, встреч, конкурсов в регионах России с привлечением известных людей, ветеранов и молодежи.
Главная задача программы, определенная Председателем Центрального Совета Организации Д.В. Саблиным: добиваться чтобы ветераны и молодежь всю свою душу, жар своих сердец отдавали служению Отечеству, чтобы когда-нибудь они смогли передать эту эстафету уже своим детям и внукам, ибо Отечество – это не только родной край, родная земля, но и деяния всех на ней живущих.

I. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1. Сохранение исторической памяти и противодействие фальсификации истории России, увековечение памяти защитников Отечества.

3. Передача эстафеты служения Отечеству от поколения к поколению.

1. Молодежный социально-патриотический проект «Память сильнее времени»
Цель проекта: Распространение и утверждение в сознании молодежи военно-исторических знаний, патриотических взглядов и готовности к защите Отечества, его национальных интересов, формирование и укрепление у молодежи исторической памяти о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн.
Задачи проекта:
организация и проведение военно-патриотических мероприятий, краеведческих экспедиций, реконструкций военно-исторических событий;
проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;
вовлечение школьников и их родителей в процесс создания мемориальной Книги памяти;
создание социального видеоролика о важности сохранения памяти о подвиге русского солдата;
увековечение имен героев - выпускников школ на мемориальных досках.
Формы работы по проекту:
1. Урок мужества, гражданственности и патриотизма.
В сознании современной молодежи слово «ветеран» ассоциируется с ветеранами Великой Отечественной войны, в результате чего лишь немногие знают о героизме советских и российских солдат проявленном в горах Афганистана, Северного Кавказа и в других горячих точках. С целью расширения кругозора школьников планируется проведение встреч, с ветеранами различных войн - Уроков мужества.
На Уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.
Цель Уроков мужества: помочь детям и подросткам глубже осознать беспримерный подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи Урока мужества:
- популяризация истории России, Российской Армии, родного края;
- развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
- формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;
- развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;
- пропаганда сведений о национальных святынях и символах, их почитание.
2. Вовлечение школьников и их родителей к участию в конкурсе эссе о ветеранах – членах их семей.
Лучшие сочинения будут включены в Книгу памяти, которая будет храниться в школе.
3. Увековечение памяти участников войн, обучавшихся или работавших в конкретных школах.
Имена героев – «однокашников», годы их жизни будут выгравированы на мемориальных досках, которые будут размещены на здании школы или в школьном музее.

2. Патриотический проект «Салют Героям наших дней»
Цели проекта:
1. Патриотическое воспитание молодежи на примерах трудовых достижений и героического служения Отечеству наших современников.
2. Формирование конструктивной гражданской позиции у молодежи, воспитание уважительного и бережного отношения к старшему поколению.
3. Достижение общественного признания заслуг современников, совершивших подвиг на трудовом, гражданском и военном поприще.
4. Развитие российского общества в духе сохранения и приумножения военных и исторических традиций.
Содержание проекта


В мероприятиях проекта его участники рассказывают о своих достижениях, подвигах, с использованием видео, фото и других архивных материалов, сюжетов из жизни этих людей, для которых в реальной жизни – дела важнее слов.
Участниками программы являются учащиеся средних школ и вузов, воспитанники суворовских и кадетских училищ, курсанты военно-учебных заведений, военнослужащие, представители общественно-политических, молодежных, ветеранских организаций, члены военно-исторических, спортивных и поисковых клубов, представители средств массовой информации.
Главными действующими лицами в мероприятиях программы являются ветераны, Герои СССР и Герои России, известные государственные деятели, военнослужащие, преподаватели, врачи, спортсмены, деятели культуры и искусства, представители духовенства и другие граждане, совершившие героические поступки (подвиги) на гражданском, трудовом и военном поприще.

3. Проект по развитию внутреннего туризма
Цели проекта:
1. Распространение в молодежной и ветеранской среде исторических знаний о России, недопущение попыток искажения ее истории.
2. Содействие в улучшении морально-психологического состояния ветеранов, а также духовному развитию личности;
Основным содержанием проекта являются паломнические поездки и исторические экскурсии. В начале поездки участники - это люди, внутренне разделенные, обремененные заботами и проблемами, знающие в основном достопримечательности исторического центра Москвы. А в конце поездки, это друзья, единомышленники, люди, узнавшие много важного о себе, своей стране и ее истории.
В рамках проекта паломники посещают Бутовский полигон, Храм святых новомучеников и исповедников российских на территории Бутовского полигона, храм Воскресения Христова в поселке Воскресенское, храм архангела Михаила в поселке Летово, полигон Коммунарка (ранее засекреченный объект НКВД и МВД), Свято-Екатерининский мужской монастырь, Зосимову пустынь. В разработке находятся новые маршруты.
Впрочем, нельзя ограничиваться наименованиями объектов, говоря о том, какие исторические знания и духовный опыт получают паломники...
...Любовь к России семьи фон Мекк и благодарность в виде расстрела для главы семьи в 1929 году, привычка к комфорту Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина и история о том, почему он сразу облюбовал имение фон Мекков, чудесное возрождение Летовского храма, жуткие страницы истязаний и расстрелов 30-х годов и поиски корней этих событий в клятве русского народа царю Михаилу Федоровичу, явление святой великомученицы Екатерины Алексею Михайловичу Романову и история о перстне настоятеля Свято-Екатерининского монастыря...Но главное даже не это. В каждой поездке паломники, основной состав которых пенсионеры, инвалиды, родители детей- инвалидов, блокадники и потомки репрессированных, могут получить духовную помощь во время бесед со священниками Русской православной церкви - настоятелями храмов и монахами обители. Это бережно выделенное и благословленное время для важных вопросов и важных ответов.

III. РУКОВОДСТВО ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Общее руководство программой осуществляет Центральный Оргкомитет программы созданный на базе Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО».
Центральный оргкомитет занимается организацией главных мероприятий программы и их освещением в федеральных СМИ.
Организацию региональных мероприятий и их освещение в региональных и местных СМИ осуществляют рабочие группы, созданные на базе региональных отделений Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»