Сказка про бережное отношение к вещам. Как воспитывать в ребенке бережное отношение к вещам

Нравственное, этическое и духовное воспитание

План

1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.

2. Нравственное воспитание

3. Этическое воспитание

4. Духовное воспитание

  1. Нравственное воспитание

Воспитание у ребенка навыков и привычек, способству­ющих формированию нравственного поведения, должна осу­ществляться в единстве со всеми другими задачами воспита­ния.

Воспитатель должен развивать в ребенке следующие ка­чества.

Вежливость. Это качество украшает, делает привлека­тельным растущего человека, вызывает к нему симпатии ок­ружающих.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст пово­да показывать свое превосходство, не станет навязывать че­ловеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуме­стные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувство такта. Оно является регулятором поступков че­ловека, его отношений с людьми.

Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупре­дительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близ­ким и окружающим людям.

Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается ка­заться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя про­сто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требо­вательность к самому себе.

Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, доб­росовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.

Дисциплинированность. Дисциплинированность прояв­ляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспита­тель способен выйти на глубинный этический диалог с вос­питанником о главных вопросах человеческого бытия п смыс­ла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка



необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической ус­тановки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достой­ного выхода из них.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.

Структура этического диалога между воспитателем и вос­питанником должна основываться на принципах возрастно­го подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методи­ческими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.

Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, сужде­ния, предложенная для анализа ситуация, игры, незакончен­ный сюжет, адресованное ребенку письмо.

Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ста­вить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те фор­мы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необхо­димости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассужде­ний ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.

Этика общения

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить эти­кет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Главная задача воспитателя - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в от­дельности, относиться к окружающим людям так, как он от­носится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться куль­турно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

В каждой эпохе - свой стиль общения, у каждого обще­ства свои правила поведения, но есть ценности общечелове­ческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складываю­щийся исками.

Воспитание нравственности начинается с колыбели. Ког­да мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспита­ние самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,- воспитатель.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и при­обретает опыт общественного поведения. Формировать у ре­бенка навыки поведения, воспитывать сознательное, актив­ное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.

При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.

Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раз­девается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одеж­ду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только прак­тически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.

Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитате­лем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прий­ти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая посто­янная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуй­те» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости вы­ражает уважение и доброжелательное отношение к окружаю­щим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формаль­но, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность пра­вил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой пове­дения.

Бережное отношение к вещам

Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бе­режное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: « Каж­дой вещи - свое место» - и строго контролирует его выпол­нение. На конкретных примерах воспитатель показывает ре­бенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

Создание культурных привычек можно начинать с вос­питания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспита­теля, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.

Духовное воспитание

Духовность - это качество, которое закладывается с дет­ства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, ко­торую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.

С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию - истинного двигателя эволюции. Можно просле­дить развитие науки за последние полвека и показать на при­мерах ее достижения.

Ребенку следует объяснять, что наша планета не являет­ся обособленным миром, она лишь одна из многих во Все­ленной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощу­тит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мирозда­ния с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опа­саться, что ребенок не поймет показанное. Он не только за­помнит увиденное, но и получит огромную радость.

Задача воспитателя - ознакомить с живой природой, на­пример с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложе­ны в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить уси­лия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок дол­жен научиться радоваться чудесам жизни.

С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке зало­жена с рождения, но без воспитания она спит. Человек дол­жен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрас­ного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.

Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.

Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.

Большое место отводится детской и юношеской литера­туре. Воспитатель должен не только привить любовь к кни­ге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.

Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвиж­ников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.

Значение и влияние книги на сознание ребенка безгра­нично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и на­правление всему дальнейшему развитию мышления.

Воспитатель должен привить уважение к произносимо­му понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство лич­ной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.

Воспитателю необходимо развивать внимание воспитан­ника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный чело­век подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мыш­ления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спро­сите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возмож­но, обидели его, как он реагировал на это.

Ребенок постарше может вести дневник, в котором отме­чает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, ко­торые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня опреде­ленного поступка, например - раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с це­лью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.

Отсюда должно родиться чувство ответственности за каж­дую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить пони­мать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмыс­ленно и безнаказанно.

Навеяно постом о расхламлении чуть выше в сообществе, который меня весьма покоробил. Да, вещей не должно быть много, шкаф не должен ломиться, но ведь на то и система флай чтобы и овцы целы и волки сыты. Мне кажется, что люди, выкидывающие семейные архивы и детские рисунки (отписалась об этом в той теме) и те, кто плюшкины, это стороны одной медали -люди не умеющие отличить главное от второстепенного. И не люблю навязанного нам стереотипа общества потребителей - покупай новой, выкидывай старое. Да, я много чего могу позволить себе купить, но кроме денег в вещах заложены ресурсы планеты (увы, не безграничные) и труд людей которые их делали. Я об этом помню и покупая, и выкидывая вещи. И еще очень люблю тезис: «чисто не там где убирают, а там где не сорят». В отношении вещей примерно то же самое - захламлено не там, где не выкидывают, а там где покупают лишние вещи. Сама шопоголизмом не страдаю совсем, с каждой вещью у меня должен быть «роман» для того чтоб я ее купила, соответственно вещь и служит до тех пор, пока не придет в негодность, бывают конечно и исключения. Итак, как расхламляюсь.

Да, есть милые сердцу вещи из одежды - шью из них. Пальто и пара теплых юбок ушли на лоскутный плед, сейчас вещи еще не один подобраны. Тонкие ткани - на занавески, дачные абажуры, фартуки - вообще обалденный простор для творчества. Первый лоскутный плед шила как умела, за сейчас залезла за советами на сообщество по петч-ворку, и вычитала там что в древности на Руси был такой обычай - шить новорожденному лоскутное одеяло, в котором обязательно есть фрагменты одежды мамы, папы и бабушек-дедушек - это одеяло становилось оберегом от сглаза, нечистых сил. Конечно, я во все это не верю, но приятно иметь вещь с воспоминаниями.

На дачу вывожу практичную обувь реально при нашей погоде загородом надо иногда менять обувь три раза на дню и сохнет это потом пару дней. Джинсы-свитера-куртки тож имеются в тройном размере на даче по той же причине, а также по причине регулярного нашествия гостей, которые не удосужились прихватить достаточно одежды с учетом возможного дождя, мокрой травы и т.д. Специально что-то покупать для дачи не вижу смысла.

Многие вещи, которые просто поднадоели, или просто не вписались в гардероб, отдаю в детский дом (размер у меня 42, стиль джиносово-трикотажный, иногда романтический, так что вполне для школьниц пойдет). Это в Москве-Подмосковье в детдома только новые вещи принимают, а моя знакомая с группой единомышленников ездит регулярно в один детдом в Рязанскую область, там реальная нищета и одежда, а особенно обувь ой как нужна. Туда же отсылаю надоевшую бижутерку и сумочки (знакомая говорит, что этому особенно девочки-старшеклассницы радуются, этого за госсчет им вообще не покупают). Все вещи стираю, глажу, складываю по категориям, подписываю пакеты. Отвожу сама знакомой, ей и так много хлопот у всех все собрать, потом Газель еще заказывают отвозить в детдом. Отвожу передачки пару раз в год - весной с одежкой на летний сезон, осенью - на зимний. Понимаю, что и там хороша ложка к обеду, а не хранить вещи по полгода. Задаю себе труд отвезти адресно, а не просто поставить пакет с вещами у помойки типа кому надо, тот возьмет. У нас в доме обеспеченные люди живут - им точно не надо.

Кстати, интересно. Побывала в прошлом году у подруги в Австрии. Она меня удивила тем, что там у них принято между подружками и коллегами обмениваться шмотками, аксессуарами и бижутеркой (общается с местным коренным населением). Меня это смутило, вроде как же, обеспеченные все люди, в хорошей фирме работают, а она удивилась - что такого? На сейлах за 5-10 евро не удержишься прикупишь новых кофточек, наденешь несколько раз, а потом надоедают - вот и обмениваемся, и весело, и все что-то новое. И не согласна с тем, что год лежит без дела - вон. часто вещь у меня должна изрядно отвисеться, а потом найдет себе пару и начинаю носить в хвост и гриву. Но у меня нет сиюминутных вещей, все довольно классическое или в слегка богемном стиле - вне моды.

То, что слишком потерто из одежды, ветхое постельное белье, полотенца - идет на тряпки. То что «на тряпки» имеет несколько вариантов утилизации. Во-первых, некий запас (разумное кол-во) тряпок лежит дома и на даче на то, чтоб что-нть вытереть и выкинуть, завернуть в моркую тряпку корни у саженцев. старые полотенца лежат в машине для протирки стекол, фар и тд.

Во-вторых, собачьи приюты. Ну, это, наверное, для меня актуально. Я плотно так в «собачьей» благотворительности. И когда в морозы вопль о помощи, что в приют надо одежку гладкошерстным собакам - отзываюсь на клич. Старые одеяла, коврики, пледики, пальто идут на подстилки или на шторки прикрыть от ветра вход в будку, толстовки-свитерки - на жилетки собам (обрезаются рукава, у длинных - низ тоже обрезается, по низу прострачивается резинка), детские идут на мелких собаков, взрослые вещи - на крупных. Естественно все это служит собам до весны или большой оттепели со слякотью, потом все это выбрасывается. В приюты же всегда актуальны старые кастрюльки, тазики и т.п. в качестве мисок, и х\б тряпки - подстелить, вытереть.

В третьих - гараж. Туда вообще бездна тряпок, на днях МЧ израсходовав собственно тряпки, использовал в качестве них мои гаражные шмотки, в которых я собиралась днище зачистить, за что получил от меня нагоняй, но парировал в духе - у тебя что, футболок мало? :)

В итоге на помойку идет только синтетика (а ее вообще у меня мало,почти не ношу), ветхая обувь или не слишком ветхая, но не подходящая по стилю в детдом\на дачу.

Выбираю так, чтобы служила долго и через много лет не казалась убогой. Не выношу ДСП-шной однодневки, а в мебельных магазинах посмотришь - и большинство именно такой мебели. Когда переехала жить отдельно от родителей то как раз помогла разбарахлиться родственникам и знакомым, выбрала из предложенного самое удобное, а потом неспеша выбирала то, что будет стоять долго. На интерьер маленькой комнаты переехал гарнитур, который был в моей комнате у родителей, не смогла заново подобрать то, что комнату 8.5 м не загромождает, надеюсь и новокупленные вещи долго послужат. А многие знакомые покупают дешевую мебель, потом она теряет вид, нужно новую, а эту куда девать, и вот дачи завалены кучей гарнитуров. Кстати, на дачу у себя в комнате мебель будет из старой-старой советской из натурального дерево, большая вместительность при малых внешних размерах. Но так как это вещи из разных гарнитуров, то будут декупажем и новой фурнитурой в единый стиль переведены. И это будет гораздо более качественная мебель, чем то что я смогу себе позволить (и не жалко будет) купить на дачу. Кстати, мебель в кухне дома так и осталась из старых шкафчиков взятых при расхламлении родственников. Сделан новый фасад из жалюзных дверок и деревянных наличников на старом удобном каркасе. Стоило это совершенно смешных денег по сравнению с новой мебелью. В целом я за то, чтоб служила долго, а потом развалилась и пошла на помойку.

Аксессуары всякие для дома, посуду - обмениваюсь, дарю, отдаю-продаю через инет-барахолки. Мне надоело, а кому-то именно это надо в комплект к тому, что уже есть. И сама иногда клянчу какое-нть старье у родных и знакомых, ибо вижу - что им это хлам, а я загорелась сделать это гвоздем интерьера. Еще частенько вспомниаю настольную лампу, которой мы с папой сами делали абажур когда я была мелкой. Я все школьные годы делала уроки под этой лампой, да и сейчас вспоминаю ее, и как мы ее делали. Со своими детьми обязательно буду что-то мастерить, ради таких вот воспоминаний. Да и просто самодельные вещи делают дом уютнее и атмосферу в нем создают.

Технику покупаю продумывая все нужные функции, чтоб потом служила, пока не сломается, а не хотелось покупать модель поновее, а эту на антресоли.

 Извиняюсь, что длинно написала. Спасибо, кто осилил. Буду рада если кто еще поделится разумному расхламлению с бережным отношением, а не "тащи все на помойку".

люба волкова
Воспитание бережного отношения к личным вещам и к общественному достоянию

Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам , растениям и животным - такова одна из задач выдвигаемая воспитания в детском саду , которая решается со дня поступления ребёнка в детское учреждение.

Формирование бережливости – проблема огромной важности как в нравственном так и в социальном отношении . В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние народа,проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. Семья, живущая в достатке , предпочитает ни в чём не отказывать ребёнку, почаще обновлять гардероб, побольше накупить игрушек. А там где воспитание идёт на переизбытке – трудно формировать бережливость .

Ребёнок как можно раньше должен усвоить мысль : всё что необходимо для жизни людей, создаётся трудом. В каждую вещь вложен труд; не беречь её , ломать, обращаться с ней неаккуратно – значит не уважать усилия тех кто создавал её.

У самых маленьких детей формировать бережливость надо начинать с обучения их умению правильно обращаться с предметами - игрушками, пособиями, личными вещами и всем тем , что окружает его в саду и дома. Ведь без этого не выработаешь аккуратности. Малыш нуждается в том, чтобы его обучали.

Поднимите брошенную на пол куклу, пусть малыш увидит, как это надо делать. «Упала кукла Таня… сейчас я тебе помогу, платье отряхну, пожалею… Не плачь, садись в коляску». А потом обратитесь к ребёнку : «Погуляй теперь ты с ней, спой её песенку» .

Воспитывая у ребёнка бережное отношение к кукле , мы одновременно формируем в нём и нравственные качества. Ведь кукла - образ человека, малыш переносит все свои человеческие чувства – нежность, заботливость, внимание, ласку.

Но прежде чем требовать от ребёнка правильного обращения с предметами, приходится терпеливо напоминать ему, что каждая вещь имеет своё назначение : карандашом рисуют (не на столе или других предметах, книгу читают, рассматривают. Кубики складывают, на стул или скамейку садятся, а вставать ногами нельзя. С игрушками, пособиями, предметами, одеждой нужно обращаться аккуратно. Выходя из-за стола, тихо задвигать стул. Чтобы карандаш не сломался, не нажимай сильно на него. надо правильно держать его и т. д.

С самого раннего возраста ребёнку надо внушать : каждая вещь требует ухода; каждой вещи - своё место, откуда взял её – туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если дети постоянно видят порядок. Детей нужно научить замечать даже такие «мелочи» (на первый взгляд, как неаккуратно сложены в ящике кубики, неправильно нанизанные кольца на пирамидке.

Старшего дошкольника следует приучать, чтобы он без напоминания оставлял в порядке всё чем он пользовался, т. е. должен быть традиционный порядок. (Карандаши в коробке, альбомы, книги на полке, куклы в уголке, пластилин на определённом месте и т. д.)

Одна из важных задач – научить детей бережно относиться с книгами , вызвать уважительное отношение к ней . Книга – одна из сокровищ духовного богатства человека. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они – это правило для каждого маленького читателя. Почитал, посмотрел книгу – поставь аккуратно на полку или положи. Дети обязаны знать. что книгой пользуются в специально отведённом для этого месте, за столом, а не на полу или на ковре.

Начиная с младших групп воспитываются в детях культурно – гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие. С продвижением по группам навыки закрепляются. Требования усложняются, как в самообслуживании, так и в трудовом воспитании .

Как часто встречаются в «Программе воспитания в детском саду » слова – бережно , аккуратно, опрятно, красиво, в порядке – эти слова отражают нашу работу.

В младшей группе воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке; в средней группе (к концу года) дети самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке. Дети должны знать, где и в каком порядке хранятся игрушки, убирать их после игры на место.

Совсем недавно наблюдала картину, как мама в гневе доказывала директору школы, что в учреждении процветает воровство, так как у ее сына-четвероклассника два месяца назад украли кроссовки, а теперь и спортивный костюм. Директор спокойно пригласил гардеробщицу, та открыла комнату, похожую на кладовую, и нашему вниманию предстали «залежи» свитеров, трико, обуви, варежек, шарфов, шапок и даже школьная форма для девочки.

Хранится это учебный год, потом выбрасывается, - с горечью говорит директор, - на собраниях говорим родителям, чтоб приходили, разбирали, но никому ничего не надо.

Неужели дети не приходят совсем за своими вещами?

Бывает, но редко.

Мама растеряши нашла вещи ребенка и без извинений ушла домой. А я смотрела на далеко не дешевый брошенный гардероб и думала, как же так получается, что дети не берегут и не ценят то, что имеют.

Почему дети не ценят свои вещи

Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру , их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью.

Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается.

То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.

Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к . Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто . Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности.

Учим детей беречь свои вещи

Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:

    Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

    Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Приемы формирования бережного отношения.

    Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

    Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

    Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей.

    Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку.

    Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания.

    Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром.

    Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова.

    Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям.

Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать.

Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.

Светлана Садова

Люда Чернова
Бережное отношение к вещам в сказке К. И. Чуковского «Федорино горе». Конспект интегрированного занятия в средней группе

МДОБУ «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик» общеразвивающего вида

Конспект интегрированного занятия в средней группе

Разработала : воспитатель средней группы Чернова Л . Ю.

Тема : «Бережное отношение к товару в сказке К . И. Чуковского «Федорино горе »

Программное содержание :

Продолжать учить детей бережному отношению к предметам обихода

Активизировать в речи детей слова по теме «Посуда»

Учить отвечать полным ответом

Продолжать учить расписывать готовую посуду из глины

Закрепить приемы лепки посуды

Воспитывать уважение к труду

Материал и оборудование : картинки с изображением посуды, дидактическая игра «Собери картинку» (посуда, иллюстрированная логическая цепочка «материал – обработка – товар» , магнитная доска, глина, доски для лепки, салфетки, гуашь, подставки, кисточки, заранее вылепленная посуда из глины.

Предварительная работа :

Чтение сказки К . И. Чуковского «Федорино горе »

Беседа о посуде

Игры с кукольной посудой

Лепка посуды из глины

Дидактические игры по теме «Посуда»

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга.

Приветствие «Солнышко»

В группу входит бабушка Федора :

Здравствуйте, ребята. Я – бабушка Федора . Вы знаете, из какой сказки я к вам пришла ? Кто написал эту сказку ?

(Ответы детей)

Вы помните, какое горе случилось со мной в сказке ? Почему от меня убежала вся посуда?

(Ответы детей)

Сейчас посуда ко мне вернулась. Я о ней забочусь, мою ее, чищу, протираю. В доме у меня всегда чистота и порядок. Я вижу, у вас в группе тоже чистота и порядок. Игрушки стоят на своих местах. А кто о них заботиться?

(Ответы детей)

Молодцы! Я пришла к вам не с пустыми руками. В моей корзине лежат картинки с моей любимой посудой. Да вот беда со мной в дороге приключилась. Уронила я корзинку и все картинки рассыпались

Федора , предлагает детям помочь ей.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Федора предлагает поиграть в игру «Один – много» с мячом.

Дидактическая игра «Один – много»

Чашка - (чашки)

Кружка - (кружки)

Ложка - (ложки)

Стакан - (стаканы)

Тарелка – (тарелки)

Блюдце - (блюдца)

Нож - (ножи) .

Дидактическая игра «Из чего сделано?» .

Стакан из стекла - …стеклянный

Ложка из дерева - …деревянная

Кувшин из глины - …глиняный

Чашка из фарфора - …фарфоровая

Вилка из металла - …металлическая

Поднос из пластмассы - …пластмассовый

Дидактическая игра «Что лишнее?» :

Надо назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Чашка, кружка, стакан, кастрюля.

Чайник, сковорода, кастрюля, кружка.

Чашка, блюдце, кружка, тарелка.

Ложка, вилка, нож, стакан.

Бабушка Федора хвалит детей и спрашивает :

Почему посуду надо беречь , как вы думаете?

(Ответы детей)

Бабушка Федора подводит итог – в каждый предмет вложен труд. Человек или группа людей долго трудятся над каждой вещью. Поэтому их надо беречь .

Проводится пальчиковая гимнастика :

1. Вот большой блестящий чайник

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

2. Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами –

Первая подгруппа лепит посуду из глины. Вторая подгруппа покрывает белилами заранее вылепленную посуду. Третья подгруппа расписывает заранее подготовленную посуду. Дети самостоятельно выполняют работу под музыку. По окончании работы, дети моют руки и показывают Федоре свои результаты . Вместе с Федорой дети составляют логическую цепочку моделей : сначала был материал – глина, мы его обработали – придали форму, покрасили и у нас получился готовый продукт. Федора подводит итог что в материал дети вложили свой труд, свои умения и навыки, и в результате получилась красивая посуда. Во все предметы которые окружают детей вложен труд многих людей. Поэтому надо бережно относиться к окружающим нас вещам .

Дети дарят свои поделки бабушке Федоре .

Бабушка Федора благодарит их , обещает заботиться об этой посуде тоже. Говорит что приготовила для них угощения в корзинке и предлагает всем вместе попить чаю с угощением.