План на тему моя семья малая группа. Доклад: Семья как малая группа и социальный институт

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

План урока. 1. Особенность семьи как малой группы. 2. Функция семьи. 3. Гендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

1. Особенности семьи как малой группы. o Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): o o первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая патриархальная традиционная

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи o В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, o в матрилинеальных - по матери;

В) Патриархальные и матриархальные семьи o В патриархальных семьях главой является отец, o в матриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

Г) Гомогенные и гетерогенные семьи o В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, o в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

Д) По количеству детей: o малодетные (1- 2 ребенка), o среднедетные (3- 4 ребенка) o многодетные семьи (5 и более детей).

Е) Полные и неполные семьи Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками дедушками).

Традиционная или патриархальная семья o o o предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

Современные семьи: нуклеарные и расширенные o нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д. – относятся к периферии семьи. o Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3 4 поколения родственников).

Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: o справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, o взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

воспитательная функция o новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

Хозяйственно-экономическая функция o o охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

Эмоциональнопсихологическая функция o семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, o создает чувство безопасности и психологического комфорта, o обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

Рекреационная функция o включает в себя духовно эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

Социально-статусная функция o семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

Кризис семьи проявляется: o в росте числа разводов; o в увеличении количества добрачных и внебрачных детей; o во взаимном отчуждении членов семьи; o в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей; o в увеличении числа неполных семей.

Гражданский брак: o Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: o Кто и почему вступает в гражданский брак? o Когда такой брак уместен? o Каковы издержки такой формы брачного союза?

Гражданский брак: за или против? Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) o o o Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5 7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака o o o Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп ругов и детей

3. Гендерное поведение Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род): o во первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), o во вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендерное поведение o Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

Стили воспитания o o o Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Стили воспитания o o Опека в семье - это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания o Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на: o признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. o Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

Стили воспитания o o o Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.


Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.


Исследование семьи науками: Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.


Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье.












Функции семьи Репродуктивная Репродуктивная Воспитательная Воспитательная Хозяйственно-экономическая Хозяйственно-экономическая Эмоционально-психологическая Эмоционально-психологическая Рекреационная Рекреационная Социально-статусная Социально-статусная Сексуальная Сексуальная


Семейные взаимоотношения Муж –жена Муж –жена Родители -дети Родители -дети Дети -дети Дети -дети Дети -бабушка (дедушка) Дети -бабушка (дедушка) Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов






Гендерное поведение Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин. Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин.


Цели воспитания Привитие гигиенических навыков Привитие гигиенических навыков Привитие бытовых умений Привитие бытовых умений Привитие культуры общения Привитие культуры общения Физическое развитие Физическое развитие Интеллектуальное развитие Интеллектуальное развитие Развитие способностей Развитие способностей Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности


Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Высокий контроль Высокий контроль АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Низкая поддержка Высокая поддержка Низкая поддержка Высокая поддержка ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА Низкий контроль












Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд. Доброжелательность открытость, открытость, инициативность. инициативность.Заботливость,ответственность, самостоятельность. самостоятельность.Уверенность,трудолюбие. Равноправие. Особенности воспитания: Учёт интересов и желаний. Формирующиеся черты характера: Поддержка,помощь. Взаимная забота и ответственность.


Девиз воспитания« ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Стиль воспитательных отношений:АВТОРИТАРНЫЙ Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. козел отпущения, Золушка, паинька. Ограничение свободы выбора, выбора,самостоятельности. Тревога, одиночество, комплексы неполноценности, комплексы неполноценности, вины за что-то. Лживость,подобострастие, угодничество, забитость. угодничество, забитость.Мстительность, агрессивность, обида, озлобленность. озлобленность. Игнорирование нужд, желаний,Потребностей. Особенности воспитания: Высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки. Формирующиеся черты характера: Деспотизм, тирания, эмоциональноеОтвержение. Жесткая система запретов, запретов, санкций, наказаний. санкций, наказаний.


Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный маменькин сынок, болезненный Освобождение от трудностей и неприятных обязанностей Иждивенчество,нетребовательны к себе. Капризность, нерешительность, нерешительность,Безынициативность.Эгоцентризм,агрессивность,жесткость. Не регламентируется поведение. поведение. Особенности воспитания: Преувеличениеталантов и способностей Формирующиеся черты характера: УдовлетворениеприхотейПокровительство


Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник. путающийся под ногами, беспризорник. Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике. Воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий. Грубость, гневность, агрессивность,мстительность. Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость. Игнорированиепотребностей, желаний, интересов, нужд. Особенности воспитания: Эмоциональное равнодушие, равнодушие, холодность, отвержение. Формирующиеся черты характера: Упрёки во всех своих бедах. Вседозволенность;или жесткие требования.


Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; равноправие; взаимная забота и ответственность; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. поддержка, помощь и т.п. Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА


Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; высокие требования; много обязанностей; много обязанностей; отсутствие поддержки; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; жесткое обращение; деспотизм, тирания; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение. эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы, чувство тревоги, одиночества, комплексы, неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.


Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Особенности воспитания: удовлетворение прихотей удовлетворение прихотей покровительство покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.


Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; вседозволенность; жесткие требования; деспотизм, тирания; жесткие требования; деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах. упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка козел отпущения, Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья путающийся под ногами, мальчик для битья.
















Семья – это группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

По количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);

По составу (семья неполная, простая, сложная);

По семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем:

– создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи:

Хозяйственно-экономическая;

Репродуктивная;

Воспитательно-образовательная;

Рекреативная 51 – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:

– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.);

– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.);

– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.






Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно - родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая \ патриархальная традиционная
















Традиционная или патриархальная семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) добытчик и кормилец, жена (мать) домохозяйка и воспитатель детей.


Современные семьи: нуклеарные и расширенные нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).


Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.








Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.












Гражданский брак: Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: Кто и почему вступает в гражданский брак? Когда такой брак уместен? Каковы издержки такой формы брачного союза?


Гражданский брак: за или против? Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп­ругов и детей


3. Гендерное поведение Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens род): во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.


Гендерное поведение Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения


Вопросы классу: Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические эпохи (эпоха Античности, Средние века, Новое время). Как они развивались на протяжении веков: что изменялось, а что, наоборот, оставалось неизменным? Как вы думаете, почему? Стили воспитания Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.


Стили воспитания Опека в семье это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе


Стили воспитания Невмешательство система межличностных отношений в семье, строящаяся на: признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию


Стили воспитания Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто­ ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.