Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя.

Алёна Александровна Мананникова
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками , очень важной остается задача приобщения детей к .

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне .

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ;

Упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт ;

Речевые упражнения;

Разыгрывание пластических и мимических этюдов;

Знакомство с музыкальными средствами выразительности ;

развитие певческих способностей ;

Физкультурные досуги и т. д.).

Основная цель : развитие речевых , двигательных и ритмических способностей детей в театрализованной деятельности .

Задачи :

1. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра , театральными жанрами , с разными видами кукольных театров ).

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество , развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики , выразительных движений, интонации и т. д.).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе (музыкальные развлечения младшими ) .

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

В группе я создала условия для театрализованных игр . Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения , где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.

В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра : би-ба-бо; пальчиковый театр , фигурки и декорации для театра на фланелеграфе , игрушки для настольного театра , театра на круге ; приготовили атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.

Дети стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, решила систематизировать работу по театрализованным играм .

Я решила организовать кружок театрализации «Антошка» . Моя работа с детьми носит целенаправленный, системный характер. Театрализованная деятельность проходит 20-25 минут два раза в неделю.

В работу беру сюжеты стихов , песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекаю детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использую музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирает музыкальный руководитель нашего детского сада. Также обучаю детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развиваю посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

Для того чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, я использовала такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Так, в свободные минутки использую в своей работе упражнения и стихи , которые можно рассказывать руками, этюды на выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.

Перед тем как предложить детям драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами я провожу игры по типу : «Узнай и назови» , «Узнай по описанию» , «Кто это говорит» , которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.

Любая театрализация , драматизация предполагает углубленную работу над текстом . Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка» , мы обращаем внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата : «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагаю детям словесно описать этот лес, а в настольном театре прошу детей не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение .

Как игровой элемент театрализации мы используем пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь , логическое мышление, творческое воображение , память.

Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их. На декоративном рисовании разрисовываем элементы костюмов : кокошник, короны, рукавички.

Если дети не владеют мимикой, интонацией, выразительностью жестов, то на занятиях диалоги могут быть не интересными, утомительными, поэтому я придаю большое значение работе моего кружка средствам образной выразительности и приемам кукловождения.

Элементы театрализации мы также активно используем по развитию движений для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно и красиво, и быстро. Дети очень любят образовательную деятельность , сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Доктор Айболит» , «Буратино» и другие.

Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность. В физкультурной деятельности – мы постоянно вводим этюды на развитие выразительности движения : «Поссорились два петушка» , «Сова» , «Заколдованный ребенок» , «Фея сна» . Таким образом, создается система, при которой многие виды деятельности оказываются связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.

В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаю импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, я предлагаю детям игру «Мы готовимся к празднику» . Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику : одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики , жестов, поз. Также включаю мелодии без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений. Благодаря такой организации работы у детей возрос творческий потенциал .

Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе , силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания , с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей , а также та деятельность , в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи . И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа .

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспективы на будущее :

1) Продолжать обогащать театральный опыт детей .

2) Привлекать детей к участию в театрализованных играх :

* разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок, сказок, басен;

* развитие речевого творчества детей .

* продолжать обучать детей владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, театр на пяти пальцах , настольный театр , театр мягкой игрушки , театр кукол – перчаток , театр ручных теней , теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе , магнитный театр , театр масок , пальчиковый и др. виды театра доступные детям )

3) Привлекать родителей к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в спектаклях и совместному празднованию Дня театра (последняя неделя марта)

Работая с детьми , я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

Катеринич Надежда Сергеевна,

Бабенко Мария Федоровна,

Ермоленко Татьяна Алексеевна,

Вамбольд Ирина Иоганнесовна,

Ямру Светлана Дмитриевна

воспитатели МКДОУ "ДС "Солнышко" г.Тарко-Сале

Чуткость, восприимчивость к красоте
в детские годы несравненно глубже,
чем в поздние периоды развития личности.
Потребность в красивом утверждает
моральную красоту, рождая непримиримость
ко всему пошлому, уродливому.

В.А.Сухомлинский.

Исследования состояния здоровья детей дошкольного возраста показали, что много детей из числа народов Севера, являются тубинфицированными. Основными причинами возникновения этого заболевания у детей – контакт со взрослыми, болеющими туберкулезом (тубконтакт), причем наибольшую опасность представляет асоциальное представление больных, уклоняющихся от лечения. Глубоко осознавая эту проблему Департамент образования Пуровского района, по рекомендациям врача – фтизиатра, врача - педиатра, с 1996 года д/с “Солнышко” преобразован в дс “Солнышко” присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Одним из направлений является обеспечение лечебно – профилактическим и оздоровительным лечением детей из числа народов Севера, проживающих в Пуровском районе, с диагнозами: тубинфицированные, тубконтактные в течение одного года

Детский сад комплектуется детьми в основном коренной национальности, которые проживают в Пуровском районе, по направлению районного педиатра и фтизиатра. Особенностью работы ДОУ является постоянное движение детского контингента, дети, ранее проживающие в тундре, родители которых вели кочевой образ жизни, тяжелее проходят адаптацию к условиям ДОУ. Для многих ребятишек чужды гигиенические навыки, режим дня, предметная среда, одежда, питание и др. Сроки профилактического лечения, методы обследования и пребывания в детском саду обусловлены приказом министерства здравоохранения № 109 от 23.03.2003.года, длительность пребывания детей в учреждении зависит от эффективности проводимой химиопрофилактики, результатов обследования (проба Манту, анализы крови, мочи) и вероятного семейного контакта с бациллярным больным. В ДОУ функционирует 1 разновозрастная группа, дети с 3 до 7 лет, образовательное учреждение работает круглосуточно, с двадцатичетырехчасовым пребыванием детей. Совсем новые условия проживания, контакт с незнакомыми взрослыми обрушивается на малыша одновременно и как правило, часто приводит к капризам, страхам, отказом от еды и другим поведением у ребятишек. Решение этой проблемы ложится в первую очередь на нас воспитателей.

Мы считаем, что раскрыть заветную дверь в мир детства и отыскать ключик во внутренний мир каждого ребенка поможет театрализованная игра. Никому не секрет, что игры у детей пользуются неизменной любовью и только игра связывает детей между собой, со взрослыми.

В нашем МКДОУ «Д/С «Солнышко» педагогический коллектив и малышей игра объединяет в единое волшебное целое. Пребывание малыша в ДОУ насыщается игрой, каждый ребенок старается сыграть свою роль. Именно театр поможет научить малыша играть, брать на себя роль, действовать?

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать

над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета

взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать

мотивацию успешности, продвижения вперед

(«У тебя обязательно получится»).

Что же входит в понятие театрализованная деятельность

Театрализованная игра - "театральность" - "театр" - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства.

Мы определили систему и последовательность работы по данному вопросу.

Цель: с оздать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре, выработать чувство ответственности в своих силах, помочь формированию взаимоотношений, научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы), помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей, поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада, продолжать знакомить детей с традициями и культурой коренных народов Севера.

Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей театрализованной деятельности.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительно, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Ритмопластика.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Культура и техника речи.

Задачи . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Предметно – развивающая среда.

Задачи: создать в группе предметно-развивающей среды - системы, которая обеспечит полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Задачи: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях ДОУ;

Задачи: сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес театрализованной деятельности детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;

Задачи: активизировать работу по пропаганде театрализованной деятельности через все доступные средства.

Педагогический процесс осуществляем в тесном взаимодействии с педагогами дополнительного образования: логопедом и музыкальным руководителем.

Никому не секрет, что детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, может появиться апатия и агрессия. Во избежание проявления столь отрицательных чувств мы решили построить среду в группе отвечающую требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

развивающая функция - содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка;

организующая функция - предложение воспитанникам всевозможного материала для их активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Для того, чтобы театрализованная среда выполняла все функции придерживаемся следующих принципов:

принцип дистанции , позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком " глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

принцип активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

принцип комплексировпния и гибкого зонирования - реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

принцип эмоциогенности среды - индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

принцип эстетической организации среды - сочетание привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

принцип половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Предметно-развивающая среда ДОУ требовала перемен. На помощь пришли родители, братики, сестрички воспитанников, они охотно шили, вязали, клеили, мастерили, члены родительского комитета приобрели деревянных персонажей из различных сказок, книги, игрушки. Построенная театрализованная среда вызвала восторг у детей и у нас взрослых, чувство радости, эмоционально-положительные отношения к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Театрализованная среда создана в соответствии с " Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" СанПиН 2.4.1.2660-10, ФГТ.

Театрализованная среда

Театр на руке: би-ба-бо - куклы-герои разных сказок, платочный театр - "Репка", театр масок с героями к сказкам - " Лиса, заяц и петух", "Лиса - сирота", Смоляной бычок", "Кот и петух", "Мужик и медведь" и еще другие герои, перчаточный театр - "Маша и Медведь"; пальчиковый театр - "Лиса и заяц", "Лисичка сестричка и волк"; театр шаров - "Три поросенка"; "Репка", театр чашек - "Курочка Ряба"; театр на индивидуальных фланелеграфах с подбором картинок к сказкам на подгруппу детей; театр в книжках - "Бычок смоляной бычок", Колобок", "Курочка Ряба", Кот в сапогах","Чипполино";- деревянный театр; театр на тросточках - герои разных сказок; театр на фланелеграфе - "Репка", Теремок" "Курочка Ряба", "Колобок"; театр картинок; теневой театр - "Волк и семеро козлят", «Теремок».

имеется ширма настольная с декорациями, большой фланелеграф, уголок костюм, элементов костюмов для героев сказок, уголок ряженья с набором шапочек, юбочек.

Мы, считаем, что подобная организация в группе дала возможность приблизиться к позиции ребенка, рационально использована, создала уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях ДОУ.

Для более эффективного усовершенствования представлений и знаний о театрализованной деятельности:

1. Обозначили последовательность своей деятельности по данному вопросу:

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации

педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как

дидактические и сюжетные - ролевые.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Подготовленность и заинтересованность воспитателя. Все игры и упражнения в

совместной деятельности с детьми подобраны таким образом, что удачно сочетают

движения, речь, мимику, пантониму в различных вариациях.

2. Создали каталог театрализованных игр.

3. Разработали долгосрочный проект: " Мир театра"

4. Систематизировали взаимодействие с семьями воспитанников через такие формы.

Социальное партнерство с семьей

Знакомство с семьей

Встречи - знакомства;

посещение семей;

анкетирование семей.

Ознакомление родителей с задачами, содержанием театрализованной деятельностью.

Дни открытых дверей;

Индивидуальные и групповые консультации;

Приглашение на детские праздники, развлечения;

Оформление папок - передвижек: "Правила поведения родителей на детском празднике", "Домашний кукольный театр", "Эти удивительные куклы", "Немного истории", "Какие бывают куклы", "Куклы-перчатки", "Жеваная бумага".

Образование родителей

Родительские посиделки, собрания на темы согласно годового плана ДОУ, по плану педагогов группы;

Проведение мастер - классов "Игра в кукольный театр", "Настольный кукольный театр", Стендовый театр", Театр на руке", " Игра как средство всестороннего развития ребенка"

Совместная деятельность

Участие в спортивных, музыкальных праздниках " День Вороны", "День защитника Отечества", Милая мама", «День именинника», «Золотая Осень», «всемирный день животных», Новогодний бал», «Вся планета детям», показ сказок: « красная шапочка», «Репка», «Теремок»

Создание предметно-развивающей среды в группе.

"Трудовой дисант" изготовление и подбор атрибутов к праздникам, театрализованные мероприятия, изготовление кукол и игрушек, костюмов.

Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой.

5. В работе с детьми используем такие средства:

Разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен

Владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.

Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра.

Звукозапись, видеоматериалы

6. Театрализованную деятельность реализуем через виды деятельности: Игровую, продуктивную, двигательную, чтение художественной литературы,трудовую, интеграцию образовательных областей "Физическая культура", "Социализация", "Здоровье", "Безопасность", "Познание", "Музыка", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Труд", "Чтение художественной литературы".

Интеграция образовательных областей

№ пп

Образовательная деятельность

Мероприятия

"Физическая культура"

М.п.и. "Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем", игра с движениями: "Веселые зайчата", "Представьте себе", пи "Ровным кругом", "С кочки на кочку", Пи "Снежинки", Пи "Море волнуется", пи "Пчелы в улье", ритмический этюд: "Шея есть, шеи нет", «Заводная кукла", "Тюльпан", "Медведи в клетке" и, "Ползущие змеи", "Ёжик", "Скульптор", "Кто на картине" и т.д.

"Здоровье"

Дыхательные упражнения, гимнастика для язычка, игры на пальцах:" Дом и ворота", игра: "Волшебные превращения", "Если весело живется", упражнения на развитие мимики: "Удивительная кошка", упражнения на развитие артикуляции: "Передавалка", пантонима: "Утренний туалет", Артикуляционная гимнастика: зарядка для губ « Веселый пятачок", зарядка для шеи и челюсти, зарядка для языка, упражнения на три вида выдыхания, игры и упражнения на опору дыхания: "Дрессированные собачки", "Птичий двор", "Эхо" и т.д

"Безопасность"

Игра с движениями "Летает не летает", обыгрывание по ролям, этюдов, стихотворений, рассказов.

"Социализация"

Театрализованные игры: "Весело - грустно", " Кто в гости пришел?", игра с воображаемыми предметами, игра: "Дружная семья", "Мама спит", "Вежливые слова", "В гостях у Мойдодыра", "Давайте хохотать", Этюды: " Угадай, что я делаю", "Одно и тоже по разному", "Кругосветное путешествие" , разыгрывание сказок по ролям и т.д.

Подготовка костюмов, масок, к развлечениям, досугам, праздникам; подвижным играм, театрализованным представлениям, изготовление различных видов театра и т.д.

"Познание"

Игра "Рифмованные движения", игра "Был у зайца огород", "Поиграем- угадаем", жесты, игры на превращения: "Превращение предмета", "Превращение комнаты", "Превращение детей", считалочки: "Острова", "Бабушка Меланья" и т.д..

"Коммуникация"

Шла Саша по шоссе и сосала сушку, диалогические скороговорки: "Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише»,

инсценировка стихотворения А.Тараскиной "Воробей", игра: "Продолжи фразу и покажи", расскажи стихи руками: "Зернышко", "Поиграем", "Баиньки", игры и упражнения на свободу звучания (с мягкой атакой):"больной зуб", "Капризуля", "Колокольчики", "Колыбельная", игры на расширение диапозона голоса: "Чудо-лесенка", "Самолет", творческие игры со словом: "Веселые стихи" или "Забавные стихи", "Вкусные слова", "Волшебная корзина" и т.д..

"Чтение художественной литературы"

Упражнения на выразительные речи, игра "В гостях у сказки", "Сказка приходи", игровая викторина по стихам Барто, мини-сценки: "Ёж и лиса", "Полянка", "Пчелки и медведь", ролевой театр "Лиса и журавль", "Кошкин дом", сочини сказку, расскажи сказку о имени героя или "Моя сказка" и т.д.

"Художественное творчество"

Игра: "Представьте себе", игра "Из какой сказки я пришел?", "Лошадка" и "Коза", игра "нарисуй и скажи", изготовление атрибутов, разных видов театров, рисование шапочек, масок и т.д

Музыкально ритмические движения, игра:" Марш в пьесе, песне и в сказке", танец6 "Паучок", "Сороконожка" , игра на "Оркестре", игра "Узнай на слух", "Угадай, чей голосок", музыкально-пластические импровизации: "Подарок", "Первая потеря", "Осенние листья", Осень", "Утро", "В стране цветов"; ритмопластика:"Муравьи", "Кактус и ива", "Пальма", "Мокрые котята", "Буратино и Пьеро", "Баба-Яга" и т.д.

Используем информационно- коммуникативные технологии (мультимедийное средство - компьютер, подборка дисков со слайдами).

Успешная реализация поставленных задач по театрализованной деятельности определяет построение образовательного процесса по принципам , учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:

  • Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  • Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
    • Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
    • Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
    • Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
    • Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
    • Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
    • Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.
  • личностно - ориентированный подход к детям,
  • личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач),
  • интегрированный подход,
  • здоровьесберегающие технологии,

При подготовке к непосредственной организованной деятельности придерживаюсь таких видов мотивации:

  • Социальный - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
  • Содержательный - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми
  • Прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности. Развитие познавательного интереса.

Важнейшей составляющей театрализованного воспитания является формирование у ребенка чувств языка. Прежде чем учить детей, мы взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи.

- Правильность - соответствие речи языковым нормам

- Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе.

- Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

- Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

- Выразительность - особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка.

- Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми старшей группы, поставила музыкальный спектакль по русской на родной сказке «Колобок». Малыши - зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики - танец зайцев). Дети-артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами - зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чей здесь бегал Колобок?» Зрители отвечают: «Бабушкин и дедушкин». И т. п.С детьми младших групп поставила спектакли по русским на родным сказкам «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». С поступлением ребенка в наше дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования. Прежде всего, мы создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам. Продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети совместно с родителями. В сценарии утренников и вечеров развлечений для нашей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи - звери. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного дню 8 Марта,- инсценировка «Подснежники». Заранее продумываем с воспитателя ми, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей. Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи. Оформили выставку различных видов театра, детских рисунков на тему: «Наши любимые сказки»

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты. Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы. Театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где любое желание обязательно исполнится, и, что бы ни случилось, все непременно закончится хорошо.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщила ребенка к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Свидетельство о публикации» № 0000824 - 0000828, дата отправки 6 декабря 2012 г квитанция № 62502655103629

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Вводная часть

Креативность - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи:

Развивать творческие способности детей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию эстетического вкуса;

Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;

Найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

II.Основная часть

Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому ощущать, двигаться, говорить.

В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).

Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску или другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нуж-ную интонацию.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Пантомимы.
Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
Игры на развитие выразительной мимики .

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со-бака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко-пирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Развитие креативности посредством театрализации - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Заключение.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
  6. .Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  7. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М. : Просвещение, 2006.
  8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).
  9. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.
  10. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
  12. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.
  14. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  16. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Перед нами стоит задача научить детей говорить правильно, образно, связывать слова в предложениях и предложения в тексте, помочь ребенку развить самостоятельность, внимание, память, воображение, сформировать функцию самоконтроля за звуками, контролировать правильность артикуляции в произношении поставленного звука. В этой работе участвуют все: и логопед, и воспитатель, и родители, и сам ребенок.

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь таким детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения.

По сути — театр и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться–отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет), а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

— развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
— коммуникативная функция, развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
— обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
— развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
— развитие эстетических способностей.

Принимая во внимание особенности детей в коррекционных группах, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребенка к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением.

Легче всего ребенку справиться с “театром теней” , проводя элементарные манипуляции с персонажами, он получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

Далее следует “пальчиковый театр” . Никаких лишних движений – только речь. Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

Следующий вид театра – “колпачковый театр” . Игрушки можно изготовить вместе с детьми. Это только повышает их ценность в глазах ребенка. В “колпачковом театре” происходит синхронизация речи и движения. Речь окрашивается эмоционально (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный).

Следующий этап – это “пло c костной палочковый театр” . Готовые куклы больших размеров ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

Для закрепления образовательных тем “Ознакомление с окружающим миром” на занятиях по ручному труду и аппликации, мы создаем плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д. Получается “театр на веревочке” . Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д. Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания.

При прохождении темы “Животные” эффективен“театр масок” . Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

“Театр Би–ба-бо” хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “сценический театр” . Когда ребенок сам становится персонажем:это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Целый комплекс мимических упражнений, где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно.

В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

Сложно, но интересно, а желание участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор.

Для усиления эмоционального восприятия сценического сюжета используются декорации. Для ребенка легче войти в роль, легче проникнуть в суть происходящего на сцене, почувствовать и воспроизвести характер своего героя, если хорошо подобрано сценическое оформление,

Помещая персонаж среди декораций,ребенок легче входит в образ, фантазирует, раскрываются его творческие способности.

Представить себя режиссером, выразить свое индивидуальное восприятие спектакля ребенку помогает игра “Создай декорацию”.

Малыш еще не достаточно хорошо рисует, а собрать декорацию из заранее подобранных элементов просто и интересно, появляется возможность экспериментировать.

Можно увидеть очень неожиданные решения, потому что фантазия ребенка безгранична, а каждый малыш видит мир в не обремененном стереотипами виде.

Этим мы развиваем творческие способности ребенка, усиливаем эффект восприятия художественного произведения, умение воспринимать и передавать образы. Мы развиваем образную речь, потому — что описав созданную им самим декорацию, ребенок должен использовать расширенный, эмоционально окрашенный набор слов, связать его в единый описательный рассказ. А ведь ему так хочется это сделать! Это то, что мы хотим услышать от малыша, только введенное в статус игры, интересное для него и не утомляющее ребенка.

Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу. С его помощью ребенок намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М., ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., Просвещение, 1991.
  3. ЖогаЛ. Н., Саяпова Н. Г., Епреева Е. Ю., РукосуеваЛ. А.. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. — №4. – с. 46-75.
  4. ДороноваТ. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М. 1997.