Развитие музыкально ритмических движений. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников

Латарцева Елена Егоровна

музыкальный руководитель МБДОУ№ 18 г. Батайск, Ростовской области

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. Важнейшей составляющей в системе эстетического воспитания выступает музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. К его главным задачам относятся: пробуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей, системы музыкальности в целом. Центральное место в этой системе по праву занимает музыкальный слух, являющийся, по образному определению Б. В. Асафьева, «мерой вещей» в музыке .

Приобщение к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр и танцев. Они развивают музыкальную память, чувство ритма; игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. С помощью музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи: воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития детей; умение выполнять упражнения под музыку; совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой .

Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкально-ритмической культуры требует своей дальнейшей разработки. Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании структуры личности и ее культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, А. А. Люблинская).

Известно, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития .

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятель­ности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт» .

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и, наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от красивой жизни - к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865‑1950), который разработал на ее основе уже в начале XXвека систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и в России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкаль­ному воспитанию. Заслуга Э.Ж. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Э.Ж. Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены» .

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением .

Дальнейшее развитие системы Э. Ж. Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Е. А. Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Э. Ж. Далькроза в различных школах. Н. Г. Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкуль­туры, художественного развития и т. д. Она пропагандировала систему Э. Ж. Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н. Г. Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмис­тов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, систематизировали практический материал.

Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э. Ж. Д алькроза. Н. А. Ветлугина (1958), А. В. Кенеман (1960), а в дальнейшем М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зимина, Е. Н. Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последователей легли в основу и нашей системы работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей.

Основная направленность нашей системы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться по нескольким направлениям :

1. Развитие музыкальности:

·развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

·развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

·развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

·развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

·развитие ловкости, точности, координации движений;

·развитие гибкости и пластичности;

·воспитание выносливости, развитие силы;

·формирование правильной осанки, красивой походки;

·развитие умения ориентироваться в пространстве;

·обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

·развитие творческого воображения и фантазии;

·развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

·развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

·тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

·воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

·воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Эффективность реализации системы работы подтвердилась проведенной педагогической диагностикой, направленной на:

·выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

·проектирование индивидуальной работы;

·оценку эффекта педагогического воздействия.

Список литературы:

1.Абдульманова Л. В.Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. - Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. - 220 с.

2.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб, 2000.

3.Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М.: «Физ-ра и спорт», 1990. - 206 с.

4.Зимина А. Н. Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду. М., 1964

5.Руднева С. Д., Фили Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.

6.Хорошилова Т. Развиваем у детей чувство ритма // Дошкольное воспитание. 1991. № 1

7.Хрестоматия: Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина. - М., 1990. - С. 152-205.

Система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту спе­циальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позд­нее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают опре­деленные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произве­дение, которое в свою очередь придает ему особую выразитель­ность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положе­ние, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помо­гают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстети­ческой, эмоциональной, волевой и познавательной.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные сред­ства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музы­кально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).

6.Методика обучения музыкально – ритмическим движениям в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характе­ризуется следующим:

В ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движе­нием;

Разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

Неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя зна­ния, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

Постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

Предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способ­ностей.

Ранний возраст. К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного харак­тера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.

Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).

Младший дошкольный возраст. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педа­гога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных поясне­ниях и указаниях.

Средний дошк возраст . Методические приемы видоизменяются в зависи­мости от сложности заданий, степени усвоения на­выков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни - выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рож­дает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую мето­дику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение.

Старший дошк взр . Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки ру­ководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика - средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности де­тей, их творческих проявлений. В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предло­жить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсу­дить эти варианты (используя детский показ) и в заключение по­казать построение, которое ребятам следует выучить. Такая мето­дика помогает усвоению навыков при активном восприятии музы­ки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют до­полнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незна­комых детям танцевальных элементов, перестроений.

Татьяна Донская
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры . Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности , мы развиваем общую музыкальность ребенка , его музыкальные способности (ладовое чувство , музыкально -слуховые представления, чувство ритма ).

Об актуальности говорит и тот факт, что в последние годы появилось множество новых программ по дошкольному образованию . Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания . Это в том числе и «Ритмическая мозаика » , и «Топ, хлоп, малыши» (автор Анна Иосифовна Буренина, г. Санкт - Петербург, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.

Объект исследования– музыкально -педагогический процесс в ДОУ

Предмет исследования : музыкально- ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Целью нашей работы явилось раскрытие содержание музыкально- ритмических движений в развитии чувства ритма у дошкольников

Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем :

1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкально- ритмических способностей детей дошкольного возраста ;

2. Изложить общую характеристику ;

3. Охарактеризовать ритмический слух как основу музыкальности ;

4. Изложить формирование дошкольного возраста

5. Разработать практическую часть

Методы исследования : теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, анализ практического материала по теме исследования, апробация практического материала.

Данная работа имеет практическую направленность. Практическую значимость имеют рекомендации для воспитателей, студентов-практикантов, родителей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, значение музыки и движения в жизни ребенка .

В теоретической части излагается общая характеристика музыкально- ритмической деятельности дошкольников . Раскрывается ритмический слух как основа музыкальности , формирование музыкально- ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Практическая часть содержит методику обучения музыкально- ритмическим движениям детей старшей группы, этапы разучивания , а также конспекты занятий по развитию чувства ритма у дошкольников в музыкально- ритмических движениях .

На основании теоретического анализа методической, учебной, музыкальной литературы , а также периодических изданий, музыкальных программ и методических материалов мы пришли к выводу о том, что :

чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально- ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки . Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей , музыкального восприятия , а не только обучению двигательным навыкам.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :

1) музыкально- ритмические упражнения ; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры .

Хотелось бы подробнее остановиться на следующих видах музыкально- ритмических движений- танцы , пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы : зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений , и педагог точно следует ей при обучении :

Детям очень понравился танец «Птицы белые» , который я разучивала с детьми старшей группы. Моя задача состояла в том, чтобы дети красиво, в характере музыки выполняли плавные движения . Впоследствии этот танец мы показывали на фестивале «Музыкальная капель » и празднике, посвященному Дню Победы.

Детский «бальный танец» (условное определение, включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения . Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа) .

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями . Например, хоровод «Веснянка» , который мы исполняли на празднике «Широкая Масленица» .

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста : легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т . д.

Родители принимают активное участие в разучивании и исполнении танцев, которые мы показываем на праздниках («Выпускной- 2015» - танец девочек с папами, 8 марта – танец девочек с мамами, «Выпускной – 2016» - танец мальчиков с мамами)

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети.

Свободные пляски, носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

На празднике, посвященному Дню защитника Отечества дети исполняли пляску моряков под композицию «Граница» Л. Агутина, 8 марта - танец на песню «Бабушки-старушки» В. Добрынина,

Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития .

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки) . Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения , характерные для данных персонажей : вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки , текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.

Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)

При рассмотрении вопроса о возрастных возможностях дошкольников в музыкально- ритмической деятельности , мы отметили, 3-4 лет : проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Дети 4-5 лет с желанием исполняют музыкально- ритмические движения , передают в движении характер музыки .

Дети 5-7 лет исполняют различные виды основных движений , откликаются движениями тела на музыку разного характера , овладевают движениями , используя их в танцевальных композициях.

Изучая вопрос о методах и приемах, используемых педагогом при разучивании музыкально- ритмических движений мы выделили три этапа. И пришли к выводу о том, что у каждого этапа свои задачи, методы и приемы все они взаимосвязаны между собой.

Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку ; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений .

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений . В программе «Ритмическая мозаика » , «Топ, хлоп, малыши» широко представлена, например, русская народная музыка , разнообразная по своему характеру : напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель» , «Прялица» и др., легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем» , «Как на тоненький ледок» , «Заинька» и др., задорная, плясовая («Ах, вы, сени» , «Я на горку шла» и др.).

Таким образом, рассмотрев вопросы теории, мы пришли к следующему выводу : развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольника , если в процессе этого будут решаться следующие задачи :

Учить детей целостно воспринимать музыку ,

Необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями

Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером ,

Учитывать специфические особенности народной музыкальной культуры

Применять на занятиях музыки наглядный материал , дидактические пособия, направленные на усвоения ритмических навыков ;

-развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;

Воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально- ритмических движений ,

Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой , но и вне занятий.

Практическая часть наших исследований содержит в себе методические рекомендации для родителей по развитию чувства ритма у детей . Эту информацию мы размещаем на стенде «Музыкальный уголок » . Позвольте зачитать несколько выдержек.

Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию .

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку .

Чаще включайте музыку в детской комнате . Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку . Очень хорошим подспорьем в этом виде деятельности может послужить программа А. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» . (показать «Зашагали ножки» )

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее)

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи (показать) :

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой) .

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой) .

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками) .

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

Также практическая часть содержит материал по разучиванию игр, плясок, хороводов. После апробации некоторых игр, потешек, песен с движениями я пришла к выводу о том, что в ходе освоения репертуара, дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением .

В своих исследованиях мы пытались раскрыть содержание ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольника . Изучили 25 литературных источников, составили рекомендации для родителей, апробировали практический материал и пришли к выводу о том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т. д.

Занятия ритмикой в детском саду позволяют нам смотреть на музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей . Цель работы достигнута, задачи решены.

Спасибо за внимание!

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых - музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение - это один из способов "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: "быстро" и "медленно" (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), "громко-тихо" (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др. .

На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.

Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по комнате, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят "стайкой", парами, врассыпную, друг за другом, осваивают несложные танцевальные движения

У детей шести лет появляется уверенная и твёрдая поступь, движения их становятся более осознанными. Всё это даёт возможность усложнять ритмические упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий .

К шести-семи годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой включают работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио, хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах .

Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения

Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют .

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал - исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, так как это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребёнка. Только чёткое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.

Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

Аксёнова Л.Ю., музыкальный руководитель

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. Музыкально-ритмическое воспитание, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово) .

Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом» .

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, которое может свободно двигаться и подчиняться музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.

Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески) . Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность.

Таким образом, танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы.

Время общения с детьми я пытаясь использовать как можно плодотворнее, и поэтому стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, а для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

При проведении организационной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в разделе «Музыкально - ритмические движения» , я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друг друга. Изучив проблемы музыкально - ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют без инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.

Поэтому, основываясь на методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» , А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» , Суворовой , определила цель своей работы.

ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.

Для достижения цели в работе по данному направлению, я определила следующие задачи:

  1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
  2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений.
  3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
  4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.
  5. Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы.
  6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
  7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.
  8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.
  9. Формирование самоконтроля в творческой деятельности.

Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Исходя из данных диагностики, и для успешного осуществления цели составила перспективный план работы по развитию танцевальных движений у воспитанников на музыкальных занятиях, который включает в себя использование музыкально-танцевального и игрового творчества. В своей работе я применяла различные методические приемы:

  1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
  2. Выразительное исполнение движения под музыку;
  3. Словесное пояснение выполнения движения;
  4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
  5. Творческие задания.

Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.

Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Преобладающий вид деятельности моей работы инновационного характера - это постановка различных танцев. В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания, детские танцы поделила на разновидности:

  1. Массовый детский танец.
  2. Сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях.
  3. Ритмические танцы.
  4. Элементы народного танца.

За последние три года поставила и описала следующие танцы:

  1. «Дорога к солнцу»
  2. «Вальс цветов»
  3. «Губки бантиком»
  4. «Испанские мотивы»
  5. «Зимушка»
  6. «Буги-вуги»
  7. «Морское путешествие»
  8. «На далеком острове»
  9. «Мамино сердце»
  10. «Татарские узоры»
  11. «Музыкальный Дед Мороз»
  12. «Цыплята»
  13. «Зимняя колыбельная»
  14. «Мухоморчики»
  15. «Прощайте игрушки»
  16. «Два ковбоя»
  17. «Джентльмены»
  18. «Карнавал»
  19. «Малыши» и другие танцы.

В конце каждого учебного года для анализа результативности выбранной темы проводила диагностику, включающую следующие параметры: умение ритмично двигаться в соответствии с музыкой, четко и синхронно выполнять движения, иметь элементарные навыки исполнительства.

Результаты фиксировались в конце учебного года. Динамика формирования музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста положительная.

Могу сказать, что моя система работы по музыкально-ритмическому воспитанию способствует положительной динамике формирования интегративных качеств воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы специальные навыки исполнительства.

Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

Перспективы моей работы предполагают:

  1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца» ;
  2. Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;
  3. Продолжать распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.

Список используемой литературы.

  1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» , СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Ветлугина Н.А., Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» , М.: - 2000г.
  3. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» , СПб.: Музыкальная палитра, 2005г.
  4. Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические занятия и этюды» , М.: - «Владос» , 2003г.
  5. Чибрикова-Луговская А.Е. «Ритмика» , М.: – «Дрофа» , 1998г.