Суть гуманистического подхода в сфере дополнительного образования. Гуманистический подход в обучении

Введение

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует гуманистический подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.

Педагогический смысл демократизации образования сводится к преодолению негативных последствий авторитарной педагогики, порожденной тоталитарной государственной системой, которая способствовала отчуждению субъектов образования от образовательных институтов.

Демократизация системы образования является важной задачей во многих странах. Их опыт позволяет увидеть реальный вклад образования в развитие демократического общества.

В течение последних 10-15 лет можно наблюдать усиление тенденции применения гуманистического подхода в педагогике. На официальном уровне настойчиво и последовательно проводится идея гуманизации и гуманитаризации педагогики, говорится о личностно-ориентированной педагогической концепции. Цели и задачи, которые формулируются в соответствующих документах, в целом укладываются в рамки гуманистической педагогики, хотя на практике осуществляются с большим трудом.

Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении

В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (по А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью.

В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

1. Демонстрировать доверие детям.

2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.

3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.

4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.

5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.

6. Быть активным участников группового взаимодействия.

7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.

8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям.

К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Принцип гуманизации требует:

Гуманного отношения к личности воспитанника;

Уважения прав и свобод;

Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

Уважения права человека быть самим собой;

Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

Ненасильственного формирования требуемых качеств;

Отказа от физического и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.

Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность": говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности. Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.

Для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир, использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество, безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.

Такое понимание природы человека дало сильнейший импульс для развития европейской культуры. В различных ее областях - философии, литературе, искусстве, науке, а также в педагогике - гуманистические идеи нашли яркое отражение. Для российской педагогики характерно усиление гуманистических тенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях и концепциях отечественных педагогов.

Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики.

Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика - это лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (по А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.

В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:

  • 1. Демонстрировать доверие детям.
  • 2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.
  • 3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
  • 4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
  • 5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
  • 6. Быть активным участников группового взаимодействия.
  • 7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
  • 8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.
  • 9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям. К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.

Принцип гуманизации требует:

  • · Гуманного отношения к личности воспитанника;
  • · Уважения прав и свобод;
  • · Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • · Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • · Уважения права человека быть самим собой;
  • · Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • · Ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • · Отказа от физического и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • · Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.

Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность": говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности. Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей. Человек, в силу своей изначальной активности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир, использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество, безграничную мудрость, всесилие, всеблагость. Такое понимание природы человека дало сильнейший импульс для развития европейской культуры. В различных ее областях - философии, литературе, искусстве, науке, а также в педагогике - гуманистические идеи нашли яркое отражение. Для российской педагогики характерно усиление гуманистических тенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях и концепциях отечественных педагогов. Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики.

УДК 37.013 ББК 74.00

СИНИЦЫНА Юлия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия [email protected]

КЛЕМЕНТЬЕВА Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

SINITSYNA Yuliya Nikolaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Theory and Practice of Cross-Cultural Communication, Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, Russia [email protected]

KLEMENTYEVA Elena Valeryevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Russian and Foreign Languages and Literature, Krasnodar State University of Culture and Arts

Krasnodar, Russia [email protected]

THE VALUE FOUNDATION OF A HUMANISTIC APPROACH TO EDUCATION

В статье исследуется гуманистический подход, в основе которого лежат аксиологические принципы. Авторы анализируют проблему гуманистического образования, которое способствует развитию личностного и творческого потенциала, формированию ценностной картины мира. Авторы выявляют проблему индивидуальной ценностной системы как одной из основ общения в межкультурном пространстве. Иностранный язык характеризуется как средство межкультурного общения.

The paper explored a humanistic approach with some axiological principles in the core. The authors considered an issue of humanistic education, which contributes to personal progress and to raising creative potential as well as shaping a value picture of the world. The authors have brought to light the problem of individual set of values as one of the grounds for communication in cross-cultural environment. A foreign language, namely the English is specified as a means for cross-cultural communication.

Ключевые слова: гуманистическое образование, аксиологические принципы, ценностная картина мира, индивидуальная ценностная система, образовательные ценности, межкультурное пространство, гуманистические ценности.

Key words: humanistic education, axiological principles, value picture of the world, personal set of values, learning values, cross-cultural environment, humanistic values.

Проблема образования стала одним из актуальнейших вопросов современности и одной из важнейших сфер человеческой деятельности. До недавнего времени традиционно процесс образования был ориентирован на накопление знаний и умений (например, во время чтения лекций, их конспектирования). То есть традиционная система обучения фактически исключала индивидуальный подход к обучаемому, равно как и творческий подход к изучению материала. Цель данной статьи заключается в определении сущности гуманистического подхода в образовании. В статье использованы методы анализа и обобщения, при исследовании проблемы гуманистических ценностей, применен метод классификации при рассмотрении ценностных факторов и образовательных ценностей. В данной статье были проанализированы и рассмотрены исследования современных ученых: Сластенина В., Санниковой С.В., Мещеряковой Ю.В., Кутеевой В.П., Кошкаровой Л.С., Карасика В.И.

Среди психолого-педагогических парадигм обучения выделяют гуманистическую парадигму. Сущность гуманистического подхода заключается в том, что человек рассматривается в ней как «высшая ценность общества и самоцель общественного развития» . Данный подход ориентирован на разностороннее развитие личности, обладающей основами общечеловеческой культуры, нравственными качествами и коммуникативными умениями. Идея гуманизации образования является следствием аксиологического подхода в педагогике.

Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира. Аксиологический подход в образовании - это «философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования» . В основе аксиологического подхода лежат аксиологические принципы:

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индиф-

ферентности .

Вышеперечисленные принципы в рамках образования направлены на развитие ценностных нравственных качеств студента, на развитие его творческого потенциала, на формирование привычки к непрерывному обучению. Центральным звеном здесь является обучаемый со своими индивидуальными особенностями. Необходимо отметить, что данные аксиологические принципы отражают суть гуманистического образования, которое дает возможность реализовать личностный потенциал и творческие способности студента, сформировать гуманистические ориентиры в жизни и профессиональной деятельности, развивать творческое мышление.

Система нравственных ценностей неразрывно связана с жизненными ценностями индивида. Ценности представляют собой наивысшие ориентиры, определяющие состояние жизнедеятельности индивида . В процессе обучения человек формирует собственные духовные ценности посредством получения, переработки знаний, оценки поступков и поведения. Обучаясь и впитывая ценностные ориентиры, индивид вырабатывает собственную ценностную систему, позволяющую ему развиваться духовно, быть адаптированным к нравственным общественным устоям, что в совокупности ведет к счастливой и успешной жизнедеятельности.

В исследовании, проведенном Кутеевой В.П., выделены ценностные факторы, отражающие духовно-нравственные искания современного студента: 1) центрированность на себе и своих отношениях с другими, что отвечает задачам поддержания собственной идентичности вхождения в социум; 2) стремление быть свободным, что отражает принцип честности с самим собой; 3) справедливость, стремление к саморазвитию, комфорту и духовной свободе, потребность в самореализации; 4) поиск смысла жизни и стремления к новизне . Эти факторы отражают жизненные ориентации студентов в процессе обучения и способствуют формированию индивидуальной системы ценностей.

Для успешного развития индивидуальных ценностей необходимы такие предпосылки, которые помогли бы обучаемому в его духовно-нравственном искании. Создание комфортной атмосферы для совместной рабочей и образовательной деятельности преподавателя и студента будет способствовать формированию новых образовательных ценностей, таких как: 1) ценность обеспечения одинаковых стартовых возможностей для проектирования и осуществления студенческой профессиональной карьеры; 2) ценность создания разнообразных обучающих программ, элективных курсов, открытой системы поиска информации; 3) ценность овладения новыми информационными технологиями; 4) ценность овладения новыми компетенциями, способностью проектировать социальную успешность; 5) ценность возможности создания индивидуального образовательного маршрута, построения будущей профессиональной карьеры .

Конечно, система ценностей индивида не ограничивается рамками собственной жизнедеятельности, то есть национальными общечеловеческими ценностями, она включает в себя и знания о мире, и духовно-нравственные ценности других стран, и особенности разных культур. Таким образом, в результате взаимодействия студента с окружающей его действительностью в сознании индивида система ценностных представлений общества закрепляется в виде ценностной картины мира, выделяемой в качестве аспекта общей картины мира. Карасик В.И. определяет ценностную картину мира как «систему моральных ценностей, этических норм и поведенческих правил, которая реконструируется в виде взаимосвязанных оценочных суждений, соотносимых с юридическими, религиозными, моральными кодексами, общепринятыми суждениями здравого смысла, типичными фольклорными и известными литературными сюжетами» . Ценностная картина мира существует как в сознании общества, так и в сознании индивида.

Современное общество существует в поликультурном мире, и ценность образования возрастает. Многочисленные культурные и образовательные контакты, обмены между государственными учреждениями, а также международные взаимодействия наполнили сферы общественной жизни - все это говорит в пользу процесса глобализации культуры, а отличительной чертой образования становится его глобальность. Эти тенденции в обществе стали предпосылками возрастающего внимания к иностранным языкам в системе образования. Современный специалист должен владеть иностранным языком как средством общения в межкультурном пространстве. Изучение иностранного языка в профессиональной подготовке стимулирует общекультурное развитие личности, способствует раскрытию творческого потенциала. Иностранный язык необходим для эффективного осуществления межкультурного общения.

В межкультурном пространстве ценностная картина мира является одной из доминирующих основ общения и взаимодействия, ведь в ней отражены «наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке» .

На уровне личности с ее индивидуальной ценностной системой владение и общение на

иностранном языке будет способствовать эффективному взаимодействию в межкультурном пространстве в условиях сохранения своей индивидуальности на ценностном уровне диалога культур.

Гуманистический подход является приоритетным направлением в образовании. Гуманистические ценности и их осознание необходимы для всестороннего полноценного развития творческого и профессионального потенциала личности. Образование в рамках данного подхода стимулирует обучаемого к самосовершенствованию, к готовности и стремлению развивать и сохранять современное общество на принципах гуманизма.

1. Сластенин В., Исаев И. и др. Аксиологические основы педагогики // URL: http://www.aumer.info/bibliotek Buks/Pedaaoa/slast/G7.php (дата обращения 11.04.2014).

2. Санникова С.В. Аксиологический подход в системе непрерывного языкового образования: социокультурное измерение // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2012. №10. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1G-2G12/pedaaoaics/sannikova.pdf (дата обращения 10.04.2014).

3. Сластенин В., Исаев И. Аксиологические основы педагогики // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-37347.html?paae=3 (дата обращения 08.04.2014).

4. Мещерякова Ю.В. Концепт «красота» в английской и русской культурах // Языковая личность: проблемы линг-вокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград, 1999. - С. 209-215.

5. Кутеева В.П. Ведущие ценности гуманистического подхода в современном образовании // Современные наукоемкие технологии. - Пенза, 2010. №12. - С. 69-7G.

6. Кошкарова Л.С., Ярулина Л.П., Александрова Л.Д. Индивидуализация как гуманистическая ценность образования в высшей школе // URL: http://iournal.rbiu.ru/upload/2G13-4-12.pdf (дата обращения 05.04.2014).

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград, 2002.

1. Slastenin V., Isaev I. i dr. Aksioloaicheskie osnovy pedaaoaiki // URL: http://www.aumer.info/bibliotek_Buks/Pedaaoa/slast/G7.php (data obrashcheniya 11 .G4.2G14).

2. Sannikova S.V. Aksioloaicheskiy podkhod v sisteme nepreryvnoao yazykovoao obrazovaniya: sotsiokulturnoe izme-renie // Teoriya i praktika obshchestvennoao razvitiya: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2012. №10. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1G-2G12/pedaaoaics/sannikova.pdf (data obrashcheniya 1G.G4.2G14).

3. Slastenin V., Isaev I. Aksioloaicheskie osnovy pedaaoaiki // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-37347.html?paae=3 (data obrashcheniya G8.G4.2G14).

4. Meshcheryakova YU.V. Kontsept "krasota" v analiyskoy i russkoy kulturakh // YAzykovaya lichnost: problemy linavokulturoloaii i funktsionalnoy semantiki. - Volaoarad, 1999. - S. 2G9-215.

5. Kuteeva V.P. Vedushchie tsennosti aumanisticheskoao podkhoda v sovremennom obrazovanii // Sovremennye nau-koemkie tekhnoloaii. - Penza, 2010. №12. - S. 69-7G.

Гуманистами сегодня нередко называют тех, кто хочет добра детям, но это неверно. Добра детям хотят многие замечательные люди, но не все из них придерживаются гуманистического подхода. К гуманистам можно отнести Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупскую, В.А. Сухомлинского. А вот , названный ЮНЕСКО лучшим педагогом ХХ века, с гуманистической идеологией всю свою жизнь воевал. Что жа это за подход - гуманистическая идеология?

В 1988 ЮНЕСКО назвал четырех педагогов, определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, и .

Гуманистическая идеология в педагогике (гуманистическая педагогика) исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть , которому надо только помочь развиться. (Интересно, см.)
  2. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих. (Здесь интересно сравнить с )
  3. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения, свое мировоззрение каждый должен выработать сам. (Смотри )
  4. Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
  5. Идеал развития - свободная, творческая и , личность с равномерным развитием всех своих сторон.

Гуманистический подход в педагогике выступает против и за свободное воспитание . Гуманистическая педагогика - поле богатейшего практического опыта и источник приложения разработок гуманистической психологии. См.→

Гуманистический подход и свободное воспитание

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода. См.