Мероприятия с многодетными семьями в детском саду. Социально-педагогическая деятельность с многодетной семьёй в условиях ДОУ

Шилова Ирина
План работы с многодетными семьями

№/п Мероприятия Дата Ответственный

КОНСУЛЬТАЦИИ :

-«Наказывая - подумай как?» ;

- «Нравственное воспитание детей в семье » ;

- «О правах ребенка» ;

-«Советы многодетной семье »

в течение года

Воспитатели

2. Распространение буклетов, индивидуальные беседы. в течение года

Воспитатели

3. ФОТОГРАФИИ :

-«Разные близкие, любимые» ноябрь Воспитатели

4. ВЫСТАВКА :

Тематическая выставка книг «Семья вместе , так и душа на месте»

Воспитатели

Выставка картин «Образ семьи глазами художника » апрель Воспитатели

5. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ :

День семейного общения май Воспитатели

8. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи , ко Дню пожилого человека, ко Дню Российской армии, ко дню «Любви, семьи и верности »

Рассматривание иллюстраций «О маме» .

ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ :

Назови ласково родных и близких;

Скажи, чем ты можешь порадовать маму (папу, дедушку, бабушку) ;

Чей ты помощник дома?

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ :

Для меня или для всех;

Учимся уступать друг другу.

в течение года

в течение года

в течение года

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

План работы с многодетными семьями

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада» Обобщение опыта работы «Использование разнообразных форм работы по здоровьесбережению с семьями и воспитанниками детского сада»..

Педагогический опыт работы с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

План мероприятий с неблагополучными семьями № п/п Название мероприятия Содержание Сроки проведения Ответственный исполнитель 1 Составление и разработка документации Разработка Положения.

План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе План по взаимодействию с семьями воспитанников в младшей группе на 2017-2018 уч. год месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя.

План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Согласовано: Утверждаю: ведущий специалист - эксперт Заведующая муниципального бюджетного Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с семьями воспитанников Цель: выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка,.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь(2-я.

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияцентр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю

Педагогического совета Директор МБОУДОД ЦРТДиЮ Протокол № ______ от ________ _____________ Е.А.Малежик

Приказ №___

От «__»_____2015г.

Индивидуальная программа

по работе с многодетными семьями

«Семья»

Направленность: социальная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей: от 5 до 10 лет

Срок реализации 1год

Кузнецов Алексей Иванович

педагог дополнительного образования

ст. Петровская

Пояснительная записка

Пояснительная записка

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти выражения знакомы каждому.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется
несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями.
Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Родители и педагоги – это значимые люди в жизни ребёнка, которые стоят у истоков его будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для решения – этой задачи в детском объединении «Голос детства» была создана программа «Семья» для работы с многодетными семьями.

В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества детского объединения и семьи:

Изучение семей;

Информирование родителей;

Просвещение родителей;

Консультирование родителей;

Совместная деятельность педагога и родителей.

Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи программы:

1) пропаганда и возрождение семейных традиций;

2) воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;

3) организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;

4) формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

5) всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

6) оказание психологической помощи в осознании собственных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).

Основные принципы и подходы к реализации

Личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги – субъекты воспитательной системы;
- принцип природосообразности, предполагающий понимание взаимосвязи и природных и социокультурных процессов, на основании возраста, пола, особенностей психики и физиологии ребёнка;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Механизм реализации программы

Осуществляется через следующие мероприятия:

Мониторинговые исследования и определение перспектив;

Установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;

Психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания;

Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;

Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

Повышение роли дополнительного образования детей в развитии форм семейного досуга, организацию совместной деятельности детей и взрослых: гражданско-патриотическое, интеллектуальное, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, экскурсионную работу.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагог, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы «Семья».

Этапы реализации программы:

Диагностика семей (сентябрь) .На первом этапе программы предусматривается ежегодное диагностирование семей (с целью внесения корректив), составление социального паспорта детского объединения.

Второй этап реализуются ежегодно в соответствии с планом работы детского объединения.

1. Младший подросток и его особенности.

2. Воспитание гражданина в семье.

4. Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка.

5. Природа и дети. Экологическое воспитание в семье.

6. Помощь родителям в выборе будущей профессии ребёнка.

7. Ваш ребёнок и его друзья.

8. Нравственные идеалы в семье.

9. Права и обязанности родителей.

1.Экскурсии.

2.Выступления воспитанников.

3.Конкурсы.

Формы работы

1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.

2. Родительское собрание, беседы.

3. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительские собрания.

4. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

1. Повышение информированности родителей о качестве дополнительного образования. Развитие совместности.

2. Повышение информированности родителей о жизнедеятельности детского объединения.

3. Решение актуальных проблем жизнедеятельности детского объединения.

4. Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагога.

5. Получение объективной информации, установление обратной связи с родителями.

6.Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

7.Улучшение микроклимата в семье.

8. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком).

9. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

10. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Воспитаннику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть, выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш коллектив назвать нельзя.
5. Наш коллектив недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно заниматься в таком коллективе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем коллективе принято помогать без напоминания.
2. В нашем коллективе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем коллективе помогают только тогда, когда об этом
просит сам воспиттаник.
4. В нашем коллективе помощь оказывается только тогда, когда требует педагог.
5. В нашем коллективе не принято помогать друг другу.
6. В нашем коллективе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством воспитанников, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного воспитанника показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
(подготовлена Л.Г. Жедуновой)

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому воспитаннику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дружелюбие.
-Согласие.
-Удовлетворенность. Увлеченность.
-Результативность.
-Теплота взаимоотношений. Сотрудничество.
-Взаимная поддержка. Занимательность.
-Успешность.
-Враждебность.
- Несогласие.
-Неудовлетворенность.
-Равнодушие.
-Нерезультативность.
-Холодность взаимоотношений.
-Отсутствие сотрудничества.
-Недоброжелательность-
-Скука.
-Неуспешность.
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

От структуры и состава семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) во многом зависят особенности воспитания детей.

В настоящее время имеются данные, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу.

В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.

Немало семей существует только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание.

Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой (нормальной), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. В такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.

В последние годы в нашей стране всё больше семей, в которых родители озабочены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны, заброшены, отодвинуты на одно из последних мест. Итак, полная семья ещё не является гарантом полноценного воспитания ребёнка. Что уж говорить о неполной?! Однако, в современной неполной семье немало вариантов воспитания и на все они отрицательные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространённой является неполная семья в составе матери и ребёнка.

Каковы бы не были причины развода, от его последствий страдают все члены распавшейся семьи, это осложняет процесс воспитания.

Часто мать препятствует не только участию отца в воспитании, но даже эпизодическим встречам с ними. Ещё больший урон развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают малыша в орбиту взаимных обвинений.

Взросление маленького человека в обстановке неприязни и вражды нередко приводит в противоборству между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требует от супругов расставаться достойно, не идти на поводу у своих эмоций и ущемлённого самолюбия.

Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Некоторые из них больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребёнка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (неухожены, неопрятны, не всегда досыта накормлены), а главное – их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор – родить для себя, складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обострённое чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребёнка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребёнка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Её внимание, жизненные интересы концентрируются на ребёнке. В дальнейшем ребёнок может взбунтоваться против такого засилья матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась. Из всего изложенного видно, что неполная семья нуждается в особом внимании, большей помощи и поддержке со стороны дошкольного детского учреждения. Мы выявили, что выборы форм работы с детьми, сделанные родителями из полных и неполных семей, содержательно практически не различаются между собой – родители как из полных, так и из неполных семей предпочитают одни и те же формы детской деятельности. Единственное отличие касается количества выборов – родители из неполных семей выбирают больше форм детской деятельности в целом.

Можно предположить, что этот факт отражает неуверенность матерей, которые воспитывают ребёнка одни, в том, что они в должной степени смогут обеспечить малышу доступ ко всем видам деятельности, нужным для полноценного развития в его возрасте. Одинокие мамы надеются, что детское учреждение возьмёт на себя эту заботу, поскольку справится со всеми проблемами воспитания и обучения эти женщины не в состоянии.

К тому же неполные семьи обычно испытывают материальные трудности и часто не могут позволить себе оплатить образовательные услуги для ребёнка в той мере, в которой им хотелось бы это сделать. Поэтому основная задача педагога, работающего с родителями, которые воспитывают ребёнка в одиночку, - помочь им найти компромисс между запросом на образовательные услуги и стоимостью этих услуг, посодействовать в выборе наиболее важных для ребёнка в данное время.

В настоящее время можно отметить, что многодетные семьи составляют меньшинство, а семьи, в которых один ребёнок – абсолютное большинство.

Основные различия в выборе форм работы с детьми между родителями из многодетных и однодетных семей касаются организации физической активности малышей. Многодетные родители не выбирают подвижные игры, то же касается и сюжетных игр. А вот однодетные родители заинтересованы этими играми. Настольные игры и организованные физкультурные занятия больше интересуют родителей многодетных семей.

Ещё одно отличие –родители многодетных семей не выбирают форму детской активности, как работа с компьютером, а вот однодетные заинтересованы. Родители многодетных семей реже по сравнению с однодетными выбирают обучение иностранному языку, чтению, конструированию и познавательным играм.

Среди родителей с высшим образованием не пользуются особой популярностью интеллектуальные формы работы с детьми, предоставляемые детским образовательным учреждением. Объясняют это тем, что они могут самостоятельно обучить ребёнка письму, чтению, иностранному языку, организовать ему экскурсии и участие ДОУ в этом обучении им представляется необязательным. Поэтому при работе с этой группой родителей основную ставку необходимо делать на другие, не связанные с образованием – на то, что детский сад является местом общения со сверстниками для ребёнка, на то, что здесь он приучается к общению с незнакомыми взрослыми, и это облегчит ему в дальнейшем адаптацию к школе. Востребованными оказываются только математика и чтение художественной литературы.

Родители детей раннего возраста считают наиболее важным в работе дошкольного учреждения организацию прогулок, музыкальных и физкультурных занятий, рисования.

Родители детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) отдают предпочтение музыкальным и физкультурным занятиям, рисованию, обучению чтению, проведению прогулок.

Родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) наиболее заинтересованы в занятиях математикой, обучения чтению и иностранному языку, рисованию, в физкультурных и музыкальных занятиях.

Наиболее популярная среди родителей форма детской деятельности вне зависимости от возраста – рисование.

Кроме того, по мере приближения ребёнка к школьному возрасту, родители всё более интересуются деятельностью, близкой к школьной – занятиями математикой, обучением чтению, иностранному языку.

С родителями детей «группы риска».

Одно из необходимых направлений работы педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями . В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления педагогом высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

Первая стадия «Поиск контактов», на которой происходит встреча с родителями. Но этой стадии рекомендуется педагогу проявить высокий такт, искреннее уважением к родителям, деликатность и сдержанность, а главное - постараться не оттолкнуть их от себя и от проблемы.

Вторая стадия «Поиск общей темы». На этой стадии педагог выясняет условия семейного воспитания, в чём выражается забота родителей о ребёнке и т. д. Его задача на этом этапе - подготовить почву для взаимопонимания , выявить отношения родителей между собой и к ребёнку. На этом этапе зарождаются положительные эмоции от общего интереса и доброжелательного общения.

Третья стадия «Установление общих требований к воспитанию ребёнка». Педагог должен грамотно рассказать родителям о своих взглядах на воспитание, выявить взгляды родителей по этой проблеме и предложить обоснованные методы воздействия на ребёнка.

Четвёртая стадия « Упрочение сотрудничества в достижении общей цели». На этом этапе для педагога очень важно, чтобы родители поняли свои ошибки в воспитании и его недостатки. Очень важно на этой стадии уточнить воспитательные возможности друг друга, выработать единые цели и задачи воспитательного воздействия на ребёнка.

Пятая стадия «Реализация индивидуального подхода». На этой стадии, опираясь на ранее предложенное родителями, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребёнка. Педагог должен акцентировать внимание родителей на положительных моментах в воспитании ребёнка и в тактичной форме сообщить о недостатках воспитательного процесса.

Шестая стадия «Совершенствование педагогического сотрудничества» . На стадии необходимо углубление и расширение педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на ребенка.

Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

* социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

* социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

* социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

* криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей.

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, педагогов и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническую запущенность;
  • склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
  • неумеренный аппетит;
  • задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
  • привлечение внимания любым способом;
  • чрезмерная потребность в ласке;
  • проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

  • в боязливости ребенка;
  • в выраженном страхе взрослых;
  • в проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца,
  • раскачивания;
  • в боязни идти домой;
  • в жестоком обращении с животными;
  • в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями и педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализовывает систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

П ризнаки неблагополучия в семье

  1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
  2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

  1. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
  1. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
  1. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
  1. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
  1. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

Первый этап : изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

Второй этап : первичное обследование жилищных условий неблагополучной

(проблемной) семьи.

Третий этап : знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми,

оценка условий их жизни.

Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению

путей совместных действий.

Пятый этап : изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

Седьмой этап : составление карты семьи.

Восьмой этап : координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй.

Десятый этап : текущие и контрольные посещения семьи.

Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

  • выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
    родителей, создание банка данных;
  • участие в обследовании условий жижи и воспитания детей;
  • контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
  • поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
  • работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
  • защита интересов опекаемых;
  • законодательное просвещение;
  • практические мероприятия для семьи.

2. Многодетные семьи:

  • содействие родителям в повышении качества выполнения ими
    воспитательных функций;
  • организация благотворительной помощи;
  • рекомендации по организации семейного досуга;
  • профориентационная работа;
  • законодательное просвещение;
  • совместные мероприятия для детей.

3. Неполные семьи:

  • оказание необходимой помощи в получении пособий;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • профилактика асоциально-аморального поведения;
  • организационно-практическое содействие родителям в выполнении их
    воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
  • законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

  • изучение динамики развития проблемы семьи;
  • общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
  • законодательное просвещение.

При осуществлении социальным педагогом работы с семьями необходимо прежде всего ориентироваться на цели и сущность государственной семейной п олитики России, которая основана на следующих положениях. Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства», - гласит ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего - определенные права матери и ребенка. Этим правам корреспондируют определенные обязанности государства, а также других лиц.

Комплекс прав, связанных с семьей, закреплен в СК РФ. Немало норм закреплено также в Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ и др. 11, с. 17. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Учитывая требования вышеуказанных правовых актов, социальный педагог строит свою работу с семьей 7, с. 357.

При этом социальному педагогу, прежде всего, следует обратить внимание на своевременное предупреждение и нейтрализацию кризисных ситуаций в семье.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи 21, с. до 96.

При нейтрализации главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса 20, с. 6.



В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить многодетная семья 12, с. 217.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних 13, с. до 224.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые. Можно объединить родителей больных детей или родителей, дети которых пойдут в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении с детьми, и т.п. 19, с. 136.

При создании родительского лектория можно порекомендовать следующие темы 25, с. 73: педагогика и психология -- науки о развитии и воспитании ребенка; о роли родителей в воспитании детей; отношения в семье различных поколений; воспитание трудного ребенка; воспитание детей с физическими и умственными отклонениями; воспитание в труде; подготовка ребенка к школе; эстетическое воспитание ребенка в семье; половое воспитание; религиозное воспитание; опасности детского курения и наркомании.



Многодетная семья нуждается в более практических советах: как правильно кормить детей разного возраста, как прививать детям навыки культуры поведения и т.д. 27, с. 10.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике. Следует помнить, что «кроме физического насилия существует насилие эмоциональное, когда на ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это ведет к психическому расстройству ребенка» 14, с. 39.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей 5, с. 75.

Социальный педагог обращает внимание на семью, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха. Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты. Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль 4, с. 105.

Первоначально, с чего начинает социальный педагог - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. Самый распространенный и естественный метод изучения семьи -- метод наблюдения.

Метод беседы. Чтобы подготовиться к беседе, следует провести анкетирование, заранее составить вопросник, познакомиться с результатами комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Метод социометрии, при котором для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить с помощью следующих технологий: вовлечение семьи в различные клубы, группы здоровья, советы, бытовые объединения, труд в саду, в огороде, в быту 17, с. 218.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации 30, с. 181.

Существует практическая технология, реализуя которую социальный педагог составляет «карту семьи

Особое внимание заслуживают технологии работы социального педагога по педагогическому просвещению семьей, где есть неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития

Для начала, в такой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице -- трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным. Здесь необходима чуткость социального педагога.

Итак, систематическое разностороннее педагогическое просвещение семьи предусматривает, прежде всего, ознакомление родителей с основами теоретических знаний, а в большей степени с практикой работы с детьми. Педагогическая просветительская работа социального педагога должна строиться согласно программе. Осуществление просветительской педагогической работы предполагает ознакомление родителей с новаторскими идеями в области педагогики и психологии.