Как создать детский центр развития монтессори. Как открыть монтессори-центр

В сложившихся социально-экономических условиях, характеризующихся острой нехваткой мест для детей в муниципальных детских садах, открытие частного детского центра развития - отличная идея.

Как открыть детский развивающий центр, сколько времени и средств для этого потребуется - сложный вопрос, но попробуем в нем разобраться по порядку. Для того чтобы открыть учреждение подобного рода, следует учитывать, что специфика той деятельности, которой вы желаете заниматься, требует определенной компетентности в следующих областях:

Что нужно для открытия детского центра?

Для того чтобы открыть детский центр, вам понадобится:

Не стоит забывать, что приобретение офисной техники (компьютер, принтер, телефон и пр.), инструменты и расходные материалы составят весомую строку в смете затрат.

Вернуться к оглавлению

Обеспечение образовательного процесса

  1. Разработка программ для воспитания и обучения дошкольников. Вы можете использовать уже существующие востребованные программы (методика Монтессори, Никитиных, Глена Домана и многие другие), но в этом случае ваша конкурентоспособность несколько снижается, т.к. где-то уже существуют подобные центры. Чтобы привлечь родителей в свой центр, лучше разработать авторские развивающие программы с элементами хорошо зарекомендовавших методик. Разработку таких программ желательно доверить компетентным специалистам, лучше в области дефектологии. Профессионалы смогут разработать комплексные развивающие программы и программы, нацеленные на развитие определенных психических процессов (например, развитие воображения посредством нетрадиционных техник рисования).
  2. Персонал. Обеспечение кадрами будет состоять из учебно-вспомогательного персонала (администратор, методист и др.), преподавательского состава (специалисты, а именно, дефектолог, психолог, логопед, воспитатель, специалист по физической культуре и т.д.) и будет зависеть от предлагаемых центром услуг. Желательно, чтобы на каждого педагога было составлено портфолио, в котором бы отражались его основные достижения и заслуги (участие в конкурсах, конференциях, прохождение курсов повышения квалификации). Очень привлекательно для родителей предложение, когда в вашем центре будут оказывать услуги остепененные кадры (например, кандидат педагогических наук - логопедом, а кандидат психологических наук - детским практическим психологом). Это благотворно повлияет на репутацию и статус вашего предприятия. Конечно, прием остепененного специалиста стоит в несколько раз дороже, но результат оправдывает затраты.

Определенно, на первых порах вам изрядно придется потрудиться для того, что привлечь клиентов и закрепить за собой отличную репутацию.

Изначально, в день открытия вашего центра можно провести детский праздник. В дальнейшем в целях рекламы можете использовать листовки, визитки, рекламу в транспорте или в СМИ. В результате хорошей работы, качества и эффективности предоставляемых услуг (например, услуг опытного логопеда) лучшей рекламой станут отзывы родителей.

Вернуться к оглавлению

Составление сметы затрат

Теперь мы знаем, как открыть центр раннего развития, и пришло время подсчитать, сколько же денег уйдет на это. Стоит учитывать, что здесь приведены расчеты для открытия детского центра в условиях провинциального города с численностью населения примерно 350 000 и средним доходом на душу населения 23 000 рублей в месяц.

Аренда необорудованного помещения, пригодного для ведения деятельности в сфере дошкольного образования, площадью 150 кв. м примерно 90000 рублей в месяц. В помещении должны быть оборудованы следующие комнаты: спальня, кухня, игровая комната, комната для кратковременного пребывания, 2 небольших кабинета для работы специалистов (в одном из них может быть оборудовано место для работы директора), танцевальный зал (для занятий по физической культуре и проведения детских праздников).

Отдельно хотелось бы сказать, что приготовление еды в условиях детского центра требует определенных материальных и кадровых затрат и регулярного контроля СЭС, поэтому рекомендуется, чтобы родители сами приносили еду для своих детей, что в свою очередь значительно снижает их материальные затраты на посещение частного детского центра. При этом для оборудования кухни требуются стол и стулья в соответствии с возрастом детей, микроволновая печь, холодильник, электрический чайник, мойка для посуды.

Материально-техническое оснащение:

  • мебель: кровати (10 шт.), стол (1 шт.), стулья (10 шт.) - 130 000 рублей;
  • оборудование для сенсорной комнаты (комплект) - 150 000 рублей. Оборудование должно быть установлено в игровую комнату;
  • офисное оснащение (компьютер, принтер, телефон, офисный стол и стул) - 55 000 рублей;
  • бытовая техника для кухни (холодильник, микроволновая печь, электрический чайник) - 30 000 рублей;
  • оборудование для комнаты кратковременного пребывания (сухой бассейн, лабиринт, кухня для кукол и пр.) - 150 000 рублей;
  • оформление ресепшена - 25 000 рублей;
  • оформление 2 кабинетов для работы специалистов (стулья, столы, зеркало для кабинета логопеда и др.) - 80 000 рублей;
  • оформление танцевального зала (музыкальный центр, ковер, зеркала по периметру помещения) - 45 000 рублей.

Таким образом, разовые затраты для того, чтобы открыть свой детский центр, составляют 755 000 рублей.

Вернуться к оглавлению

Ежемесячные затраты

Оплата работы сотрудников:

  • администратор (2 человека) - 30 000 рублей в месяц;
  • воспитатели (2 человека) - 40 000 рублей в месяц;
  • младший воспитатель (1 человек) - 10 000 рублей в месяц;
  • уборщица - 10 000 рублей в месяц.

Отдельно хотелось бы сказать, что узкие специалисты могут не входить в постоянный штат вашего центра. Они могут предоставлять свои услуги не каждый день (например, логопед 3 раза в неделю) и преимущественно в вечернее время (примерно с 17.00 до 20.00). В таком случае они работают на условиях 50% на 50%, т.е. если индивидуальное занятие логопеда 30 минут 200 рублей, то 100 рублей идет центру, а 100 рублей - логопеду.

Коммунальные платежи - 15 000 рублей.

Таким образом, ежемесячные затраты (без учета работы узких специалистов) - 110 000 рублей.

Ежемесячная прибыль:

Посещение детьми частного центра (10 человек) - 150 000 рублей.

  • 0  руб.
  • 1 350 000  руб.
  • 9 месяцев
  • 2005
  • 2009

О франчайзере

Сеть детских развивающих Монтессори - центров «СОЗВЕЗДИЕ» объявляет о старте консалтинговой программы «Монтессори в каждый город».
Предоставляя качественные услуги, мы завоевали место одной из наиболее известных и успешных сетей Монтессори-центров в России. Мы верим, что важнейшими компонентами нашего успеха являются следование знаменитой оригинальной методике Марии Монтессори и безусловная любовь к детям, которую несут в себе наши педагоги.
Мы действительно работаем по методике Монтессори, а не используем это имя для привлечения клиентов. Филиалы нашей сети оборудованы богатой Монтессори-средой, которая постоянно развивается. На сегодняшний день в нашей команде работает более шестидесяти сотрудников, и мы гордимся профессионализмом наших педагогов. Верность принципам методики, забота о детях, качество услуг (над которым мы работаем постоянно!), клиентоориентированность, отличная работа педагогов, индивидуальный подход к каждому ребенку - это то, что позволяет нам получать многочисленные благодарственные отзывы родителей наших воспитанников. А воспитанников у нас уже несколько тысяч.


Краткое описание

Сеть детских развивающих Монтессори-центров «Созвездие» успешно работает и развивается с 2005 года. За это время мы прошли путь от помещения одной группы в типовом детском садике до пяти просторных филиалов в г.Москве.

Преимущества

— Качество. Мы придаем огромный смысл качеству оказываемых услуг. Переняв наш опыт, Вам не придется краснеть перед своими клиентами за свою работу. Напротив, Вас ожидают благодарности.
— Успешность. Мы знаем, как сделать этот проект высокорентабельным. Несмотря на специфическую сферу деятельности, Вы сможете поспорить в сроках окупаемости и прибыльности с очень многими легальными бизнесами.
— Лидерство. В честь столетия открытия первого Дома Ребенка Марии Монтессори, Британская Монтессори-Ассоциация выпустила красочный альбом "Вокруг Света за 100 лет", где каждую страну, где работают Монтессори-центры, представляет один из них. Мы гордимся тем, что представляем Россию! Вы можете полистать этот альбом в любом из наших филиалов….. и использовать наш опыт во благо развития своей компании.
— Ваши расходы на консалтинг. В сравнении с суммами, которые Вы сможете заработать, затраты на получение нашего опыта и секретов мастерства - ничтожны.
— В сравнении с ценами конкурирующих предложений, наш проект более интересен, предлагая, в то же время, более качественный и прибыльный бизнес.
Пакеты услуг:
— Мы предлагаем несколько пакетов услуг.
— Вы сможете выбрать сами между возможностью сэкономить, получив лишь необходимую Вам информацию и поддержку, и возможностями стажировок, консультаций, выездов специалистов и т.д.

Добрый день!

Об открытии Монтессори-центра:

1. То, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как принимать окончательное решение об открытии Монтессори-центра – это посетить несколько таких центров, посмотреть, почувствовать атмосферу, примерить на себя Монтессори-формат работы с детьми. Также очень рекомендуем книги для прочтения: Е.А. Хилтунен «Практическая Монтессори-педагогика» и «Уроки на корточках». Эти книги написаны очень «по-монтессориански» удивительным педагогом и человеком. Они помогут Вам «примерить» на себя Монтессори-методику, разобраться в том, действительно ли это тот метод, которым Вы хотите работать с детьми. 2. Далее нужно поучиться на курсах по Монтессори-методике - Курсы для педагогов проводят Ассоциация Монтессори-педагогов России в Москве (+495 778 1632), Московский центр Монтессори (+495 497 5660), Питерский Институт Детства (+812 727 1587). Также Ассоциация Монтессори-педагогов Урала и Сибири и Монтессори-центр в Снежинске проводят в Челябинске курс по Монтессори-педагогике (тел. 8-35146-33258 или 8-922-6080038). 3. Затем нужно будет написать бизнес-план с детализацией всех расходов (на помещение, оборудование и материал, педагогов, вспомогательный персонал, рекламу, налоги и т.п.) и доходов от этой деятельности. 4. Далее Вам понадобится помещение, соответствующее санитарным нормам для дошкольных учреждений – можно заказать на Озоне или в других Интернет-магазинах или узнать в местном комитете образования (или СЭС) – у них наверняка есть. 5. Монтессори-материал можно купить в Голландии (www.nienhuis.com) – самый дорогой, но в тоже время самый качественный материал), в Омске (www.montessori-material.ru) и Питере (www.montessori-piter.ru) - у русских производителей цены приблизительно одинаковые, качество зависит от материала – какой-то материал лучше делают в Омске, какой-то в Питере. Если поедете учиться в Питер, то сможете посетить выставочный зал фабрики, в рамках курса предусмотрено посещение Монтессори-садов. 6. Конечно, не лишним будет связаться с местным комитетом образования и получить консультацию насчет необходимости согласования помещения с СЭС и пожарниками. Если Вы хотите делать садик полнодневного пребывания, то тогда, скорее всего, будет необходима лицензия – там целая история с оборудованием кухни в соответствии с саннормами, соответствия прилегающей территории, квалификации педсостава и т.п. 7. Если Вы решите открыть группу полнодневного пребывания, то Вам понадобится зарегистрировать некоммерческое предприятие (АНО и т.п.), для кратковременного пребывания (до 4 часов) подойдет любая коммерческая форма (ООО, ПБОЮЛ и т.п.). Данная информация касается Москвы, в разных городах могут быть свои законные акты и положения об образовательной деятельности, поэтому всю информацию можно будет уточнить в местном комитете образования. 8. Документы, регламентирующие образовательную деятельность – это Закон об образовании, Положение о лицензировании.

Удачи Вам в таком замечательном начинании!

Мы продаем Вам не просто успешный бизнес или знаменитый бренд, мы продаем систему развития и образования ребенка, аналогов которому в России НЕТ.

Мария Монтессори была удивительной, наблюдательной и очень грамотной женщиной, в ее времена она стала единственной женщиной-врачом и доктором медицинских наук. Метод Марии Монтессори позволяет развиваться ребенку естественно, интересно и безумно увлекательно.

Движение под ее именем распространено более, чем в 80-ти странах мира и прошло испытание временем. Особенно широкое распространение идеи Монтессори получили - в США, Англии, Испании, Индии, Голландии.

Вы когда-нибудь могли подумать, что Ваш малыш к пяти годам будет иметь представление, что такое дроби и как их считать? Или сможет собрать биноминальный куб, который не всем взрослым по «зубам»? Благодаря системе Монтессори Вы поймете, что Ваш ребенок еще не то сможет!

В рамках франшизы мы предлагаем следующие ценовые предложения:

Базовые франчайзинговые портфели:

Франчайзинг Детского центра – 300 000 руб.
Франчайзинг Монтессори-детского сада (возраст от 1-3 лет) – 250 000 руб.
Франчайзинг Монтессори-детского сада (возраст от 3-7) – 300 000 руб.

Расширенный франчайзинговый портфель:

Франчайзинг Детского центра + Монтессори-детский сад (1-3) – 450 000 руб. (10% скидка)
Франчайзинг Детского центра + Монтессори-детский сад (3-7) – 440 000 руб. (10% скидка)
Франчайзинг Монтессори-детский сад (1-3) + Монтессори-детский сад (3-7) – 490 000 руб. (15 % скидка)

Полный франчайзинговый портфель:

Франчайзинг Детского центра + Монтессори-детский сад (1-3) + Монтессори-детский сад (3-7) – 590 000 руб. (25 % скидка)

Приобретая нашу франшизу, Вы не просто получаете свое успешное дело, становитесь членом нашей дружной команды, которая всегда поможет и научит, входите в международное сообщество монтессори-команд, но Вы еще и:
- получаете готовый отлаженный бизнес с постоянным доходом и мировым брендом;
- становитесь членом FIMA (Первая Международная Ассоциация Монтессори), которая даст полную поддержку по всем вопросам и сделает из Вас квалифицированного Монтессори-педагога согласно российским и международным стандартам;
- Полную юридическую поддержку, защиту Ваших интересов, алгоритм создания и оформления юридического лица, описание процесса регистрации, постановки на учет, составление, проверка, корректировка договором и иных документов, оперативные консультации по любым вопросам, связанным с Вашей деятельностью, и т.д.
- Экспертная поддержка и оформление;
- Бухгалтерское сопровождение бизнеса;
- Помощь при подборе и дизайне помещения
- Готовые решения в сфере:
1. взаимодействия с Роспотребнадзором: бланки заявлений, образцы документов на дезинфекцию, обслуживание систем кондиционирования, план производственного контроля, требования Роспотребнадзора по направлению выбранной деятельности, и т.д.
2. пожарной безопасности: подготовка документов (законодательная и правовая база)
3. лицензирования: алгоритм действий и необходимые документы для получения лицензии на образовательную деятельность
- Стандарт работы с персоналом: подбор и обучение, разработанные внутренние документы, касающиеся деятельности и функционирования работников в виде положений, должностных инструкций, трудового договора, договора на оказание услуг, и т.д.
- Накопленные методические и тематические разработки и планы для проведения занятий, поурочное планирование
- Готовые рекламные и маркетинговые решения: пакет рекламных материалов, размещение Вашей информации на нашем сайте, в социальных сетях, и т.д.
- Мы не стремимся поставить Вас в жесткие рамки нашего проекта и всегда будем рады предложениям и пожеланиям нашего партнера!!!

Мария Монтессори родилась в 1870 году в небольшом итальянском городе в семье, где придерживались строгих католических нравов. Еще в детстве Мария Монтессори проявила неординарные способности в математике, не могла расстаться с учебником даже в театре.

В 12 лет Мария Монтессори решает поступать в техническую школу, но по тогдашним правилам девочек в школу не принимали. И тут первая победа — Мария Монтессори не только в нее поступает, но и с отличием ее оканчивает.

После школы Мария поступает в университет, что тоже для того времени — из ряда выходящее явление. Обучаться медицине в университете имели право только мужчины. Девушку принимают сначала вольной слушательницей, а затем, ввиду особых успехов, зачисляют полноправной студенткой на курс.

Для оплаты учебы Мария Монтессори устраивается работать в университетскую клинику, где начинает вплотную общаться в детишками, имеющими те или иные отклонения в развитии. Именно тогда к ней приходит мысль о необходимости создания особой развивающей среды вокруг ребенка, которая поможет подготовить его к жизни.

В 1900 году Мария Монтессори возглавляет только что открывшуюся ортофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. В школе использовались специальные игровые материалы, с помощью которых ученики могли познавать окружающий мир на основе собственного сенсорного опыта. С детьми, у которых наблюдалась задержка речевого развития, занимались специальными «пальчиковыми» упражениниями — на развитие мелкой моторики. Через некоторое время воспитанники школы показали результаты, намного превосходящие результаты своих сверстников из обычных школ: в письме, чтении, счете.

Мария Монтессори вплотную занялась изучением развития здоровых детей, и в 1907 году в Риме под ее руководством открывается первый Дом Ребенка. Работа в этом заведении строится строго по принципам, предложенным М.Монтессори.

Фотографии из книги Марии Монтессори НАУЧНЫЙ МЕТОД, 1916 год

Дом Ребенка был открыт с 09.00 до 16.00: свободные игры в нем чередовались с молитвами, а разнообразная познавательная деятельность — с пением. Все: и окружающая среда, и уроки — было направлено на то, чтобы ребенок был самостоятельным.

Для занятий были разработаны специальные дидактические материалы, направленные на то, чтобы ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развил терпение и волю, наблюдательность, и самое главное — научился проявлять инициативу.

В процессе обучения материалы постоянно совершенствовались и порядка 70% изначально предложенных были признаны негодными. Остались только самые лучшие, которые с тех пор называют ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ МОНТЕССОРИ.

Старинные материалы Монтессори, хранящиеся в Институте Детства в Санкт-Петербурге

В 1909 году открываются курсы по Монтессори-педагогике, к Марии приезжают педагоги из разных стран, в том числе и Юлия Фаусек, которая впоследствии откроет ПЕРВЫЙ В РОССИИ МОНТЕССОРИАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД.

В 1929 году Мария организует МЕЖДУНАРОДНУЮ МОНТЕССОРИ-АССОЦИАЦИЮ, AMI, которая действует и по сегодняшний день. После смерти Марии Монтессори ассоциацию возглавил ее сын. Сейчас Монтессори-ассоциации есть в России, Германии, Франции, Италии, Китае и других странах. Работают более тысячи школ Монтессори, а в 1988 году имя Марии Монтессори решением Юнеско было включено в список четырех педагогов, определивших направление педагогического мышления двадцатого века.

Портрет Марии Монтессори украшал купюру в 100 лир до введения в Италии евро — это единственный прецедент печати на па деньгах портрета педагога.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Методика Марии Монтессори основана на наблюдении за ребенком в условиях естественных и способствующих изучению. Основной принцип — подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению. Девиз метода:

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ

По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Для того, чтобы малыш самообразовывался, самообучался, не надо его наказывать или поощрять. Необходимо лишь вовремя создать необходимые, те самые ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ.

В обычном детском саду за ребенка постоянно «решают»: с какой игрушкой играть, как играть, где сидеть, занятия в детском саду расписаны от и до. В Монтессори-саду ситуация обстоит по-другому: ребенку предоставляется ПОЛНАЯ СВОБОДА ВЫБОРА. Монтессори-педагог ждет, пока ребенок выберет заинтересовавшую его игрушку. Если малыш не знает, как пользоваться пособием, педагог ему подскажет или покажет.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО — ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС И ВМЕШИВАТЬСЯ, ТОЛЬКО ЕСЛИ САМ РЕБЕНОК ЭТОГО ПОПРОСИТ.

Монтессори-педагог должен быть терпелив. Мария Монтессори часто замечала, что взрослые не учат детей, а ругают их.Мы часто говорим ребенку: ты еще маленький, тебе нельзя. Что вместо этого скажет Монтессори-педагог?

— Ты уже врослый и вполне можешь справиться с этой задачей.

СВОБОДА КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАКАНИЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ СВОБОДА ДРУГОГО — один из ключевых принципов методики Марии Монтессори. И наличие игрушки в единственном экземпляре в Монтессори-группе — своеобразная проверка ребенка. Если игрушка уже занята другим малышом, то ребенок должен дождаться совей очереди — это формирует волю, учит его сдерживаться и ждать.

В Монтессори-группах вы никогда не услышите слова «Молодец!». Почему? Да потому что дети впадают от этого слова в зависимость: им важен уже не сам процесс, а конечный результат, который они видят в слове «Молодец». Заменить это слово очень легко другими «безобидными» синонимами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось.

Монтессори-педагог почти все время проводит на корточках, потому что он должен быть рядом с ребенком, на уровне ребенка, обучение должно проходить «глаза в глаза». Исследования показали, что дети лучше слышат так взрослых, дети начинают ощущать себя не зависимыми от высоких дядей с тетями, а с ними наравне.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ

Мебель в Монтессори-группах очень удобная. Вместо парт, сковывающих и ограничивающих движения малыша — удобные и легкие столы со стульчиками, которые ребенок может самостоятельно передвигать по группе.

Вот что пишет сама Мария Монтессори:

— Мы направляем деятельность ребенка к тому, чтобы он пользовался сам всеми этими предметами, ставил бы их на место после того, как привел в беспорядок; строих их снова, после того, как разрушил; чистил бы их, мыл, сметал пыль, натирал. Так создается особая работа, которая, как показал опыт, необычайно подходит маленьким детям. Они на самом деле чистят и на самом деле приводит в порядок. И делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем ловкость, которая кажется почти чудом и которая является для нас настоящим откровением, ибо мы раньше никогда не давали детям случая каким-нибудь разумных способом проявлять свои способности.

Мария Монтессори разделяет всю среду на зоны:

Зона практической жизни

Ребенок познает практическую часть жизни: переливает воду из кувшина в кувшин, моет и чистит овощи, стирает, застегивает молнию, завязывает шнурки. Для всего этого подойдут как обычные бытовые предметы (всевозможные кастрюли, емкости, и так далее), так и специальные игровые пособия — шнуровки, например.

Зона сенсорного развития

Ребенок учится различать температуру, трогая нагретые на солнышке камушки и лед, вынутый из холодильника; различать цвета, предметы по весу; знакомится с разнообразием запахов, нюхая баночки с различным наполнением.

Математическая зона

Ребенок учится простым математическим действиям, знакомится с четырехзначными цифрами. Самый простой пример Монтессори-пособия, который можно встретить в математической зоне — обычные счеты.

Зона языкового развития

Эту зону наполняет большое количество предметов, направленных на развитие мелкой моторики. Изучая азбуку, дети обводят пальчиками шершавые буквы, а затем стараются воспроизвести очертания букв, рисуя их на крупе.

Зона естественнонаучного воспитания (космоса)

Эта зона дает ребенку первые представления об окружающем мире: ботанике и географии.

ИНТЕРВЬЮ с создательницей Монтессори-центра

Причины, побуждающие открыть частный детский сад, могут быть самые разные — от желания быть рядом со своим ребенком до желания развить собственное дело. А что может послужить причиной открытия Монтессори-центра? Мы побеседовали на эту тему с создательницей , Натальей Ушаровой:

— Как возникла идея создания Монтессори-центра?

Наталья Ушарова: Иногда систему Монтессори называют родительской методикой. И в этом есть своя правда. При всем при том, что это действительно научная педагогика, в основе которой лежат труды многих великих людей, но очень часто (по крайней мере в России точно) она обычно начинается с мам и пап, которые ищут какого-то другого отношения к своему ребенку.

Так произошло и со мной, 14 лет назад, когда родился мой первый сын. Я просто почувствовала, что это маленькое создание обладает чем-то таким, что завораживает, воодушевляет, но в то же время пугает тем, что ты его совсем не понимаешь и не знаешь, как правильно с ним общаться, чтобы не навредить, не напугать… Он был для меня как пришелец с других планет в этом мире. Наблюдая, ты вдруг начинаешь понимать, что с ним нельзя общаться так, как с другими людьми, как со взрослыми. И встает вопрос – а как? Четырнадцать лет назад не было такого информационного пространства, как сейчас и найти ответ было не просто. Мне повезло — на моем пути встретился детский психолог, с которой мы работали вместе. Именно после многих часов общения с ней я начала изучать психологию, изучала самые разные методики развития детей и каким-то неведомым мне путем нашла систему Монтессори (я действительно часто пытаюсь вспомнить, как это произошло, и не могу).

Я пошла учиться на курсы Монтессори-педагогов и все больше утверждалась в мысли, что это действительно то, что поможет жить в этом мире и ребенку, и самому взрослому, потому что придется многое менять в первую очередь в себе самом!

Время шло, не все получалось так гладко, как хотелось, но вера в детей и понимание их предназначения в нашей жизни росло с каждым годом, и когда родился второй ребенок, выбора уже не было — это мог быть только центр Монтессори. И если в самом начале пути я часто чувствовала себя одинокой, то сейчас все больше и больше людей остаются рядом. Мы стараемся понимать и принимать друг друга: и с родителями, и с детьми, и, конечно, с коллегами!

— В центр детей приводят родители, «подкованные» в плане образовательных методик, в том числе знакомые с методикой Марии Монтессори?

Натальяя Ушарова: По моим наблюдениям, на сегодняшний день родители начинают думать о воспитании своего ребенка уже тогда, когда он еще и не родился. Вот только не всегда они бывают скрупулезны в изучении этих знаний. Все знания в основном добываются в недрах Интернета и многочисленных, не всегда хороших книжках, где пишут многие и обо всем, где часть информации теряется, часть трансформируется и часто не проверяется на правдивость и иногда уже не понятно, что правда, а что нет. Это, вероятно, проблема нашего информационного времени. Поэтому и приходят родители с разными знаниями.

Есть и такие, кто также, как многие из Монтессори педагогов, сначала по наитию, а потом и специально копаясь и изучая все накопленные за это время знания, целенаправленно приходят к нам. Конечно, потом мы с любыми родителями очень много общаемся, обсуждаем, находим одинаковые взгляды на жизнь, находим разницу.

— Появляются ли какие-то новые игры и пособия, разработанные по методике Марии Монтессори?

Наталья Ушарова: Чтобы ответить на этот вопрос, наверное, сначала надо уточнить, что классические Монтессори материалы настолько идеально продуманы, что изменять что-то в них и дорабатывать просто нет смысла. Они созданы путем научных изысканий и опробованы детьми на протяжении многих лет, в них продумано и просчитано все до мелочей: от породы дерева, из которого можно делать материал, до продумывания каждой детали, которые изготовляются с ювелирной точностью, ведь ребенок очень чутко чувствует и вес материала, и его гладкость или шершавость, его длину или вес. Или, например, в каждом материале заложена проверка, чтобы ребенок мог сам себя проверить, не обращаясь к педагогу.

При этом каждый материал готовит ребенка для работы с последующим, они все работают в связке друг с другом.

Кстати, один из критериев, как определить пришли ли Вы в Монтессори центр или в какой-то иной: если в центре стоят только материалы какой-то одной группы, например, математики и ничего другого нет, то сразу понятно, что здесь нет системы Монтессори, это скорее использование части материалов для дополнительных занятий с детьми.

Однако широко развиваются дополнительные дидактические материалы по разным направлениям:

  • в музыке,
  • в русском языке,
  • естественных науках (география, биология),
  • для занятий с совсем маленькими детьми (от рождения до 3 лет).

Но, конечно, все они должны соответствовать основным критериям, принятым в системе Монтессори.

— Вы часто ездите на Монтессори-форумы. Что на них обсуждается?

Наталья Ушарова: Сейчас действительно проводится достаточно много мероприятий — это и научно-практические конференции, и конгрессы, и форумы, и конференции, и даже стратегические семинары. Тем для обсуждений тоже достаточно много. Это и новейшие научные исследования: от развития мозга до влияния окружающей среды на семью и ребенка, психологические исследования, создания мира, в котором ребенку будет комфортно, обсуждение вопросов интеграции системы Марии Монтессори в современное образовательное пространство и многие другие вопросы.

Конечно, чаще всего это еще и обмен опытом, как с коллегами из нашей страны, так и зарубежья. Вопросов в нашей работе всегда много и они никогда не заканчиваются, всегда есть к чему стремиться и когда ты видишь, что твой коллега нашел решение, которое может помочь и тебе, становиться легче и интереснее работать.

— Проводится ли работа с родителями? Должны ли дома родители также позаботиться о подготовке развивающей среды по методике Марии Монтессори?

Наталья Ушарова: Именно родители определяют стиль общения с ребенком, именно они дают или не дают ему возможности для самореализации, именно они создают ту среду, в которой будет жить и развиваться ребенок. И очень часто родителям нужна наша помощь в этом, а нам нужна их помощь, чтобы понять их ребеночка как можно лучше и вместе помочь ему расти и развиваться. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы это была не работа нас с родителями, а постоянное общение и взаимодействие друг с другом.

— Как можно стать Монтессори-педагогом? Есть ли у нас в России курсы?

Наталья Ушарова: В России сейчас несколько ассоциаций и несколько вариантов курсов. Все они чем-то похожи и в чем-то имеют различия. Некоторые могут длиться полтора месяца, некоторые растягиваются на год. Средняя стоимость составляет около 20-25 тысяч, но есть и более дорогостоящие варианты, все зависит от квалификации педагога и получаемого сертификата.

Есть курсы, которые проводят российские специалисты, есть те, что проводятся международными сертифицированными Монтессори тренерами.

Чтобы понять, как правильно выбрать курс, который будет являться основой для будущего Монтессори педагога, наверное, нужно в первую очередь честно ответить себе на вопрос: а чего же хочу я? Могу ли я заглушить свои амбиции и увидеть в каждом ребенке чудо, не похожее ни на одно другое, быть рядом, но в стороне, быть как бы всегда в тени, помогая маленькому росточку расти и расцветать и, в конце концов, превратиться в прекрасный цветок?

Это очень важно, так как, конечно, на хороших курсах всегда достаточно большая часть теории, должна присутствовать практика наблюдений за детьми, практика работы с детьми и дальнейшее сопровождение молодого специалиста (супервизия), но никто не сможет заставить иначе смотреть на ребенка человека, который этого не хочет.

— Можно ли как-то в жизни выделить ребенка, который занимался в обычном детском саду, и ребенка, который занимался в Монтессори-группе?

Наталья Ушарова: Вся система Марии Монтессори построена на принятии ребенка таким, какой он есть, в ней нет места сравнениям, противопоставлениям, выделением одного на фоне другого. Поэтому думаю, что будет не очень корректно и мне сейчас сравнивать. За рубежом проведены многочисленные исследования, что получает ребенок после детского сада и школы Монтессори, у нас в стране сейчас тоже занимаются такими исследованиями и думаю, после их публикации для некоторых родителей будет более понятно, зачем существуют организации, работающие по системе Монтессори.

Но мы счастливы, если после посещения центра или сада ребенок становится более самостоятельным и самодостаточным, когда он радуется каждому своему открытию и стремиться учиться и познавать, творить, когда может помочь своему другу или просто соседу и может сам позвать на помощь, если она ему требуется, когда он не боится делать ошибки, а стремится на них учиться, когда он становится терпеливее и способен долгое время концентрироваться на том, что ему интересно, когда он становится уверенней в себе и готов преодолевать любые трудности, которые могут встретиться в жизни!

Да, среди выпускников Монтессори-школ есть очень знаменитые личности: основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин, Джеффри Безос — основатель интернет-империи Amazon.com, Француа Миттеран — экс-президент Франции, актер Джорж Клуни и многие другие. Но есть и те, кто может и не прославился на весь мир, но нашел свое счастье в чем-то своем и получает удовольствие от своей жизни, а не ругает всех за то, что что-то в ней не сложилось.

Статью подготовила Мария Даниленко.

_________________________________________

Литература:

  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с.
  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому»// Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.