Нормативно-правовая база регулирования сферы дмдк и ювелирного рынка россии. Предложения ассоциации «Гильдия ювелиров России» о внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты с целью повышения конкурентоспособности российской ювелирн

Пробы, клейма, именники – когда речь заходит о продаже или производстве ювелирки, появляется очень много вопросов. Что, как, зачем, законы, правила, обязанности… В этой статье разбираемся, что к чему.

Прежде чем говорить о том, что такое пробы, и о законах, которые регулируют деятельность, связанную с ювелиркой, давайте сначала разберемся, что вообще считается ювелирными изделиями и в каких случаях к вам будут применимы тезисы, описанные ниже.

Шаг 2. После этого в течение 30 дней встать на учет в пробирной палате. Дело в том, что за теми, кто работает с ювелирными изделиями, государство наблюдает внимательнее, чем за теми, кто занимается, например, бижутерией. Пробирная палата станет основным госорганом, который будет следить за вашей деятельностью. Она будет проставлять пробы на ваши украшения.

Чтобы встать на учет, вы можете прийти в пробирную палату лично, а можете отправить документы по почте – обязательно письмом с описью вложения. В течение 15 дней госорган рассмотрит вашу заявку, и если все в порядке, включит вас в спецреестр и выдаст бессрочное свидетельство. Отказать в выдаче свидетельства могут, если вы предоставили не все документы или указали некорректные данные.

Необходимые документы:

1. Заявление в свободной форме. Оно должно включать: полное наименование организации, адрес нахождения органа управления или место регистрации ИП, ФИО руководителя и контактный номер телефона. Для ИП также указываются паспортные данные.

2. Заполненная карта постановки на спецучет. Здесь нужно будет указать коды ОКВЭД.

По закону больше ничего не нужно, но на практике юрлицо должно предоставить нотариально заверенные копии всех правоустанавливающих документов (устав, приказ о назначении гендиректора), документы о местонахождении производства или магазина – обычно это договор аренды. Если помещение у вас в собственности, то предоставьте документ, который это подтверждает.

Можно воспользоваться услугами компании, которая помогает с постановкой на учет. Они предоставят все нужные документы. Их услуги стоят недорого (ориентируйтесь на 5000 рублей) и снимают с вас головную боль.

Если у вас поменялись какие-либо данные (юридический адрес, гендиректор и пр.), вы сначала регистрируете изменения в налоговой, а затем в течение пяти дней уведомляете пробирную палату.

Постановка проб на изделия

Если вы сами производите ювелирку, вам придется приходить в здание на Зубовском, 25, корпус 1, часто – именно пробирная палата будет проставлять пробы на все изделия, которые вы изготовили. За проставление проб вам нужно будет заплатить госпошлины в зависимости от того, из какого металла сделаны украшения. Пробы ставят в течение пяти дней, но иногда бывает, что срок растягивается до десяти дней.

На съемные кулоны обязательно нужно ставить пробу. То есть проба будет и на цепочке, и на самом украшении.

На изделия из серебра весом меньше 3 г не нужно ставить пробу. Но встать на учет в пробирной палате все равно нужно!

Если изделие покрыто другим металлом (например, позолочено), проба ставится по основному металлу. А если этот основной металл не драгоценный, изделие не считается ювелирным, и пробу на него ставить не нужно.

Постановка проб на изделия

Ответственность

Проверки сейчас участились, и приходят проверять даже маленькие компании. Но если планируется проверка из налоговой – вас о ней уведомят, и вы сможете подготовиться.

Административная ответственность – штраф от 2000 до 50 000 рублей. Вас могут оштрафовать, если:

1) вы работаете без регистрации, то есть у вас нет ИП или ООО. И пока вы не зарегистрируетесь, вас могут штрафовать снова и снова;

2) вы не встали на учет в пробирной палате и продаете ювелирные изделия;

3) вы продаете ювелирные изделия без пробы;

4) вы работаете без кассового аппарата;

5) вы нарушаете правила продажи – например, если у вас в магазине нет закона «О защите прав потребителей».

Уголовная ответственность – штраф до 500 000 рублей и лишение свободы на срок до 5 лет за подделку клейм, незаконный оборот драгметаллов, если это принесло урон на сумму 1 500 000 рублей и больше.

Если вы занимаетесь серебром, на некоторые нарушения могут не обратить внимания, а вот по золоту и драгоценным камням все строго.

Важно с самого начала все делать правильно, потому что одно нарушение обычно тянет за собой остальные. Например, если вас оштрафуют за то, что вы не выдали кассовый чек, то, скорее всего, это значит, что вы не зарегистрированы как ИП или ООО, и дальше все цепляется одно за другое. Поэтому будьте внимательны.

Статья подготовлена по материалам лекции Марины Семеновой из курса «Управление брендом украшений» .

Большинство из нас в условиях современной реальности стремятся получать знания быстро, тут же их внедрять и оценивать результат.
Мы в Fashion Factory ценим ваше время, поэтому у нас к вам предложение.
Если вы хотите за один урок:
- определить уникальность своего бренда,
- понять, как ее донести до клиента,
- визуально улучшить свой профиль в Instagram,
- и начать выделяться на фоне конкурентов, то…
Для вас у нас есть запись лекции “Ювелирный бренд как сериал: как вовлекать и удерживать покупателей“, про которую вы можете узнать подробнее по ссылке
А также сейчас вы можете приобрести запись лекции по специальной цене - 900р вместо 4900

Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684
"Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней"

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Правила
продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684)

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766), а также с учетом требований "Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2284).

2. Данные Правила регулируют отношения между продавцами и гражданами-покупателями по купле-продаже ювелирных украшений, предметов сервировки стола, предметов украшения помещений и прочих изделий из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов, изделий с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг); изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней; часов в корпусе из драгоценных металлов.

3. Правила устанавливают основные требования, предъявляемые к продавцам, осуществляющим торговлю ювелирными изделиями и другими бытовыми изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и распространяются на всех хозяйствующих субъектов (торговые предприятия, граждане-предприниматели), осуществляющих деятельность в сфере торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от форм собственности.

4. Продавец, осуществляющий торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, должен быть зарегистрирован в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней разрешается при наличии у продавца соответствующей лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.

II. Права и обязанности сторон

5. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится только в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях, в которых обеспечиваются учет, надежная сохранность указанных ценностей и надлежащие условия для их выбора покупателем.

6. В специализированных ювелирных магазинах, отделах и секциях для покупателей должен быть обеспечен удобный показ изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для удобства покупателей ювелирные украшения, предметы сервировки стола и другие изделия должны группироваться по назначению.

7. В торговых залах на видном месте должны быть вывешены информация об установленных в Российской Федерации пробах для изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также извлечения из нормативных документов о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации, лицензия на право торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, свидетельство о регистрации продавца в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации, данные Правила и другая необходимая потребителю информация.

8. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм Российской Федерации, проставленных территориальными государственными инспекциями пробирного надзора Российской Федерации.

Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Российской Федерации, но предназначенные для продажи, должны иметь сертификат качества.

9. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия, изготовителя, артикула, пробы, массы и цены за 1 грамм изделия, вида вставок, их характеристик, массы и розничной цены изделия.

10. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает просмотр и разбраковку изделий, проверку наличия установленных пробирных клейм Российской Федерации, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

11. Продавец должен обеспечить квалифицированную помощь и консультацию в выборе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, ознакомить покупателя с имеющимися в продаже образцами.

По желанию покупателя продавец обязан отложить на срок до конца рабочего дня магазина отобранные им изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь индивидуальную упаковку.

Продавец должен проинформировать покупателя о порядке ухода за изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Продавец может организовать продажу сопутствующих товаров и предоставить покупателю комплекс дополнительных услуг (гравировка, предварительный прием заказа, доставка и вручение подарка, красочная упаковка и другие формы услуг).

12. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней обмену и возврату не подлежат, кроме случаев выявления в них не оговоренных продавцом недостатков (слабое крепление камней, замков в серьгах, шарнирных соединений в браслетах, трещины, сколы, царапины, заусенцы и другие недостатки), несоответствия оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации фактической пробе ювелирного сплава, характеристик изделия данным ярлыка или сертификату качества.

13. В случае обнаружения в изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель в течение 6 месяцев со дня их покупки имеет право заменить изделия на аналогичные или другие с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо в них должны быть безвозмездно устранены недостатки, или соразмерно уменьшена покупная цена. Покупатель также вправе расторгнуть договор купли-продажи с возмещением убытков. Указанные требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного чека.

14. В случае нарушения продавцом сроков замены или безвозмездного устранения недостатков продавец обязан уплатить неустойку в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

15. При разногласиях по вопросу причин возникновения недостатков продавец обязан принять от покупателя изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней и направить его для проведения независимой экспертизы. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы.

16. Прием наличных денег от покупателя за проданные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней производится продавцом с применением контрольно-кассовых машин.

Продавец обязан выдать покупателю на проданное изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней кассовый чек и копию товарного чека с отметкой торговой организации и подписанного продавцом. В копии товарного чека должны быть указаны наименование изделия, артикул, цена и дата продажи, подпись продавца и штамп торговой организации.

17. Комиссионная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.

III. Ответственность продавца и контроль за соблюдением настоящих
Правил

18. Продавец несет ответственность перед покупателем за нарушение Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном действующим законодательством.

19. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступившие в продажу без оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, или без сертификата качества, подлежат опечатыванию и отправке в территориальные государственные инспекции пробирного надзора Российской Федерации в установленном порядке.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, налоговые и правоохранительные органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.

Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.

из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней

61. Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий отечественного производства).

Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень или набор (партию) продаваемых драгоценных камней.

(см. текст в предыдущей редакции)

62. Информация о предлагаемых к продаже ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненных изумрудах и бриллиантах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и настоящих Правил, должна содержать извлечения из нормативных правовых актов, устанавливающих порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и сертификации драгоценных камней.

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр и разбраковку таких изделий, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма и именника (для изделий отечественного производства), а также сохранности пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

(см. текст в предыдущей редакции)

64. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок).

При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным.

(см. текст в предыдущей редакции)

65. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.

(см. текст в предыдущей редакции)

66. При передаче приобретенного товара покупателю лицо, осуществляющее продажу, проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма и его качество, наличие оттиска именника (для изделий отечественного производства), а также сертификата на ограненный драгоценный камень.

(см. текст в предыдущей редакции)

67. По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг - на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.

Сегодня Россия занимает третье место по добыче первичного золота, уступая лишь ЮАР и Австралии. Сохраняющееся геополитическое напряжение и экономическая нестабильность подстегивают инвестиционный спрос на золото. Также рост добычи и низкая себестоимость сырья составляют хороший хедж на случай падения цены на металл. Это в общих чертах.

По прогнозам специалистов Гильдии ювелиров России , производство в ювелирной промышленности России по сравнению с прошлым годом возрастет на 30%. Начиная с 1999 года, объем выпуска ювелирной продукции непрерывно растет.

По итогам 2003 года эксперты ожидали стабилизации ситуации на рынке и даже прогнозировали спад производства, однако отрасль продемонстрировала 30% рост (за 2003 г. 15% предприятий удалось удвоить производство; кроме того, для изготовления ювелирных изделий российские предприятия в 2003 г. потребили 45 т золота, т.е. на 15 т больше по сравнению со среднегодовым потреблением в ювелирной промышленности СССР). И если в 2002 г. Пробирная палата РФ "заклеймила" 42 т изделий из золота, 50 т - из серебра и 109 кг - из платины (включая импорт), то в 2003 г. эти показатели уже составили соответственно 55 т, 60 т и 160 кг. Рост производства золотых и серебряных украшений продолжился и в 1-й половине 2004 г. (30 т и 44 т за 6 месяцев), но при этом значительно снизился вес платиновой ювелирки - всего лишь 55 кг. В целом по итогам 2004 г. производство ювелирных украшений с использованием золота должно увеличится (по отношению к 2003 г.) на 26-27%, с использованием серебра - на 32-34%, с использованием платины - на 40%.

Однако, несмотря на стабильную динамику, в отрасли имеется много нерешенных проблем. И основные трудности прежде всего специалистами связываются с предстоящим вступлением России в ВТО . В этом случае считается, что отечественный производитель не сможет на равных конкурировать с западными производителями, наплыв изделий которых увеличится. Помимо Европы, в ювелирной промышленности которой сейчас наметился кризис, а цены практически приблизились к себестоимости, в качестве основных конкурентов также значатся вышедшая на первое место в производстве ювелирных изделий Индия и соседний Китай.

Впрочем, проблема наплыва импортной продукции уже давно обсуждается в ювелирных кругах. Как отмечают специалисты крупнейшего на ювелирном рынке России игрока - компании "Алмаз-Холдинг" , отечественные ювелиры сегодня даже при существующих показателях роста проигрывают импорту, объем которого в последнее время увеличился в два-три раза. В Северо-Западном округе, крупнейшем в России ювелирном рынке, доля иностранной продукции от общей массы изделий уже составляет порядка 30%. При открытии торговых границ это соотношение изменится не в нашу пользу, тем более что российская продукция проигрывает той же индийской или китайской в соотношении "цена-качество" и множеству других факторов. В этих условиях, считают ювелиры, отрасли не выжить без поддержки государства.

Фарит Гумиров, генеральный директор ювелирной компании "Алмаз-холдинг":

- Если рассматривать ювелирный рынок как самостоятельную единицу, можно сказать, что его емкость - более $1 млрд. и что он развивается быстрыми темпами. Уже через год после дефолта 1998 года отечественная ювелирная промышленность продемонстрировала опережающий по сравнению с другими отраслями рост (ежегодно в среднем 15%).

Сегодня прослеживается активность всех участников ювелирного рынка: производителей, продавцов и потребителей, причем в последние годы не только выросли объемы ювелирной продукции, но значительно расширился и ассортимент.

Число ювелирных предприятий ежегодно увеличивается примерно на 15%. В 2003 году в РФ было зарегистрировано 3878 изготовителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Причем из них 1127 предприятий и 2751 индивидуальных предпринимателей. За первое же полугодие 2004 года зарегистрировано 3939 изготовителей.

Основные игроки российского ювелирного рынка

В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того чтобы заниматься подобной деятельностью, российские предприятия должны получить от властей лицензию и специальную регистрацию. В последние годы число предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий, увеличивается в год в среднем на 15-17%.

Стабильный рост, который продемонстрировала ювелирная отрасль России в последние годы, повлиял на разделение компаний на производящие и торгующие. Кроме этого производственный сектор разделен на три основные области, включающие в себя:

  • предприятия, использующие для собственной продукции камни первой группы (бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды);
  • предприятия, специализирующиеся на обработке золота;
  • предприятия, работающие в основном с серебром.

Уменьшается количество крупных предприятий, в то время как растет количество мелких.

Несмотря на то что производство ювелирных изделий из золота растет на 30% ежегодно, предприятия, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами, показали меньший рост, составляющий 22-23% в год. 95% бриллиантов, используемых на российских заводах, приходят из Якутии (Алроса-Саха), в то время как 2-3% производится на северном Урале и в Архангельской области. Производство ювелирных изделий из серебра растет с ритмом 15% в год, прежде всего благодаря увеличению импорта в Россию: в 1999-2003 г. на российском рынке доля импортной продукции из серебра возросла с 25% до 35%.

Спрос ювелирных изделий из платины и палладия в России очень ограничен. В момент, когда в 2002 г. в России было произведено 30 миллионов золотых и серебряных ювелирных изделий, количество украшений из платиноидов едва ли составило более 20000 штук. Ситуация парадоксальна. Россия - один из самых крупных производителей платиноидов в мире, группа Норильск-Никель в настоящее время производит 50% палладия и 14% платины. Несмотря на это, основными производителями ювелирных изделий из платиноидов являются США и Япония. Абсолютное большинство российских предприятий не имеет оборудования, необходимого для производства подобных ювелирных изделий. Кроме того, российские производители не имеют доступа к технологии пайки ювелирных изделий из платины и палладия. Припои для сварки платиноидов, доступные российским производителям, работают при низких температурах, которые не позволяют производить технологически сложные и художественные ювелирные изделия. Наконец, спрос тормозится высокими ценами на украшения из платины.

В настоящее время больший ассортимент составляют ювелирные изделия для женщин (кольца, цепи, серьги, браслеты, подвески и т.д.). На втором месте находятся столовые приборы (серебро и серебро с позолотой). Список замыкают сувениры различного вида. В России существует два "горячих" периода: пик продаж ювелирных изделий отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому году и Рождеству и в период, предшествующий 8 Марта, женскому дню. На это время приходится 80% продаж. В 2003 г. в России официально была зарегистрирована продажа ювелирных изделий на сумму $1,5 млрд. Главными "игроками" на российском рынке ювелирных изделий являются компании: "Алмаз-холдинг" - контролирует бывшие советские ювелирные заводы в Красном Селе, Костроме, Орле, а так же завод "Топаз" в Костроме и группа "Адамас" , которой среди прочих принадлежит ювелирный завод в Москве.

Впрочем, по мнению Фарита Гумирова, к стану основных игроков российского ювелирного рынка также можно причислить ювелирные фирмы "Сирин" и "Эстет". Кроме того, далеко не последнее слово за сравнительно молодыми перспективными ювелирными компаниями, такими как "Инталия", "Гродэс", "Алмаз-контакт", "Элит", "Садко", "Сидан". Они вносят новые веяния в ювелирную моду, находятся в постоянном художественном поиске, демонстрируют возможности современных технологий.

Иностранные ювелирные компании на российском рынке. "Теневой" сектор рынка.

Основными странами, официально экспортирующими ювелирные изделия в Россию, являются: Италия, Германия, Китай, Таиланд, Индия.

Фарит Гумиров:

- Вступление России в ВТО неизбежно приведет к большей открытости рынка, мы должны быть к этому готовы. Поэтому грамотное развитие ювелирного рынка, вступление его на цивилизованный путь будет необходимым условием для роста взаимных потоков товаров и услуг. В настоящее время российская ювелирная отрасль готовится составить конкуренцию зарубежным товарам - причем как на своем рынке, так и на рынках мира. Кроме того, на все международные конференции и другие ювелирные форумы, проходящие в России, постоянно прибывают представители Всемирной ювелирной конфедерации "CIBJO", всемирного золотого совета, ассоциации "EMAGOLD", GEMS Ltd., ТНК "Де Бирс", "Джонсон Матти" (Великобритания), Международной платиновой гильдии, фирм - производителей ювелирного оборудования, инструмента. В Москве открываются бутики известных ювелирных фирм. Это также накладывает определенную ответственность на тех, кто влияет за цивилизованное развитие ювелирного рынка.

Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов, "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Масштабное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень.

Импортируемые изделия составляют 30%-40% от общей массы продаваемых в России ювелирных изделий. Другими словами, импортные украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. 2004-2005 годы станут особенно тяжелыми для ювелирной промышленности России. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российских станет катастрофической после вступления России в ВТО, запланированное на 2005 г. Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цена/качество. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий.

Фарит Гумиров:

- Изделия иностранных производителей сегодня обходятся намного дешевле, поскольку за рубежом ниже налоги. Российская же система налогообложения пока не позволяет говорить о равных условиях конкурентной борьбы. Сегодня российский рынок защищен от импорта 20% пошлиной, и поэтому практически вся импортная ювелирная продукция на прилавках наших магазинов - это контрабанда. Доля такой продукции оценивается и в 50%, и в 80%. Думаю, эти цифры все же поменьше - скорее всего около 40%. Тем не менее это очень актуальная проблема: теневой рынок наносит производителям серьезный урон. С другой стороны, с вступлением России в ВТО и устранением таможенных барьеров нам придется конкурировать с иностранными производителями на официальном поле - и без послабления налогового пресса это будет очень трудная борьба.

Бытует утверждение, что после вступления России в ВТО 70% российских производств будет вынуждено исчезнуть с рынка. Для того чтобы противостоять увеличению импорта, российские производители расширяют кооперацию с заводами юго-восточной Азии, которые получают из России сырье (металл и камни) и возвращают готовую продукцию.

Ценовая политика

Ценовая политика на внутреннем рынке ЦБ РФ определяется задачами, которые ставятся при формировании золотовалютных резервов, - обеспечение внешней ликвидности, поддержание курса национальной валюты и функций, которые выполняет золото как актив, предназначенный к использованию для чрезвычайных государственных нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице.

Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана к его стоимости на мировых рынках. Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.

Подобную информацию ЦБ РФ начал предоставлять с 08.07.1997 г., приступив к официальному котированию драгоценных металлов. Цена на золото, серебро и платину устанавливается ежедневно в 10 ч утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском "спот"-рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2% ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла). В настоящий момент ежедневные котировки ЦБ РФ являются основным ценовым индикатором для коммерческих банков.

Среди экспертов и заинтересованных лиц бытует мнение, что существование рынка драгоценных металлов не может быть без существования бирж, где будут сталкиваться интересы продавца и покупателя, будет формироваться цена в зависимости от спроса и предложения именно на внутреннем российском рынке, будут регистрироваться сделки.

Россия обладает мощной сырьевой базой драгоценных металлов и драгоценных камней. У нас добывается алмазов почти на $2 млрд. ежегодно - 25% мировой добычи, (70% платины и около 15% золота). Но при этом доля нашей страны в мировом производстве ювелирных украшений - всего 4%.

Однако для действительно нормального функционирования рынка драгоценных металлов необходимо еще много чего. И одним из важнейших шагов в настоящее время признается создание российской торговой площадки, позволяющей котировать драгоценные металлы с целью установления реального уровня цен, по которому на рынке могут производиться расчеты. А поскольку в настоящее время создание секции драгоценных металлов на ММВБ (тем более отдельной биржи) представляется делом трудоемким, длительным и дорогим - ввиду этого предлагается при вновь создаваемой Ассоциации участников рынка драгоценных металлов (Московском Золотом Клубе) создать некий аналог Лондонского фиксинга по золоту (Московский фиксинг). Все это планируется с участием основных операторов межбанковского рынка наличного золота.

Нормативные документы

Регулируется ювелирная отрасль (помимо менее значимых документов) основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов - Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" , который вступил в силу 7 апреля 1998 года. В соответствии со статьями Закона драгоценные металлы, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.

Аффинированные драгоценные металлы поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, установленными соответствующими лицензиями и договорами.

Совместно с Правительством РФ Государственной думой РФ были подготовлены и приняты законы "О разделе продукции", который позволяет инвесторам получать прибыль в нашей стране как в денежном эквиваленте, так и в натуральном и экспортировать их; и "О снятии НДС с оборота драгоценных металлов"; "О снижении платы за недра" (с 10-12% до 2-4% в зависимости от региона).

Эти законы и постановления снизили налоги и сделали более привлекательным инвестирование в золотодобывающую отрасль. И хотя на фоне сегодняшней финансовой ситуации это, может быть, звучит неубедительно, тем не менее "предэкспортное финансирование" с последующей поставкой драгоценных металлов за рубеж по предварительным контрактам через коммерческие банки, которые разрешает Закон о драгоценных металлах, - привлекательный рынок, так как стоимость драгоценных металлов, добываемых в России, пока конкурентно с международной ценой, хотя уже не во всех регионах.

Перспективы российского ювелирного рынка

По данным Пробирной палаты РФ, с 1998 года рост ювелирной промышленности стабильно составлял от 34 до 35%. Рост в 1-м квартале 2004 года составил 26%, во 2-м - 23%, в 3-м - 21%. Рост объемов торговли ювелирными изделиями составляет 12-15% в год, что является самым высоким уровнем за всю историю российской ювелирки. По мнению специалистов, российская золотодобывающая и ювелирная промышленность развивается темпами, сопоставимыми только с топливной отраслью. А поэтому сейчас необходима интеграция в международные рынки, поскольку темпы роста отрасли превышают рост покупательной способности населения.

Кроме того, ювелирный рынок России к 2005 году способен "поглотить" более 30% добываемого в стране золота: увеличению выпуска ювелирных изделий будет способствовать вступивший с 1 января закона о выведении ювелирных изделий из перечня подакцизных товаров.

За прошедшие три года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов. Наиболее активными его участниками (кроме государства) являются коммерческие банки. Их деятельность на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения капиталов для развития золотодобывающей отрасли.

Появилась также сравнительно новая услуга - покупка населением слитков золота. За время кризиса на руках населения оказалось около 7 т золота в мерных слитках. Коммерческие банки стали задумываться о проблеме последующего выкупа слитков. Банки готовы предоставить эту услугу, и если бы поправки к закону об НДС были бы приняты, ликвидность рынка мерных слитков могла бы существенно возрасти. Вообще, в последнее время золото нередко сравнивают по надежности вложения средств с валютой. На самом деле, это не совсем оправданно. Речь, скорее, должна идти о диверсификации средств предприятий, банков, других юридических и физических лиц с точки зрения распределения рисков. Их (средства) можно разместить в недвижимость, ценные бумаги, в различные проекты. Вложения в золото наиболее надежны и являются средством защиты от инфляции.

Вообще же, будущее российской золотодобычи (как и дальнейшее развитие этого нового банковского рынка) связано с формированием холдингов, способных гибко маневрировать как природными, так и финансовыми ресурсами, обеспечивая устойчивость своего финансового положения при разной конъюнктуре рынка драгоценных металлов.

Введение

Экспертиза ювелирных изделий, наверное, самая древняя из всех товароведческих экспертиз. Ещё в незапамятные времена драгоценности и ювелирные изделия составляли основной капитал государственных деятелей и богатых людей. Так что нет ничего удивительного, что довольно быстро появились мошенники, старавшиеся, так или иначе, обмануть покупателей дорогостоящих украшений. В древнем мире ухищрений было масса - это добавка серебра или меди в золото, и пустоты в золотом литье, и подделка драгоценных камней с появлением стекла. В современном мире количество путей обмана только увеличилось. И теперь товароведческая экспертиза ювелирных изделий является практически обязательным атрибутом ювелирного рынка, так как задачей экспертизы ювелирных изделий является не только определение брака и дефектов, но и выявление мошенничества и обмана, как умышленного, так и случайного.

Нормативные документы по стандартизации и сертификации ювелирных изделий

стандартизация сертификация ювелирный изделие

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, которые рекомендуются руководством ИСО/МЭК, а также принятые в государственной системе стандартизации РФ. Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).

Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт - это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, национальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальными, территориальными органами по стандартизации. Все эти категории стандартов предназначены для широкого круга потребителей. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой "признанные технические правила". Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техническим правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересованными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедоступными. Другие же категории стандартов, такие, как фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

В учебнике стандарт рассматривается как одна из разновидностей нормативных документов. Однако в практике термин "стандарт" может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а термин "стандарт" использовать применительно к нормативному документу.

Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Свод правил, как и предыдущий нормативный документ, может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта.

Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Все вышеуказанные нормативные документы являются рекомендательными. В отличие от них обязательный характер носит регламент.

Регламент - это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов. Разновидность регламентов - технический регламент - содержит технические требования к объекту стандартизации. Они могут быть представлены непосредственно в самом этом документе либо путем ссылки на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствия продукта (услуги, процесса) требованиям регламента.

Руководство ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт - нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться, другие стандарты.

Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п. Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию, содержащий требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, хранения и т.д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс, стандарт на услугу, - это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.)

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например систему воздухоочистителей, сигнализационную систему и т.п. Положения могут носить методический или описательный характер.

Методические положения - это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение, "методическим стандартом".

Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает "поведение" объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму (или количественное значение того или иного требования) определяют изготовители (поставщики), в других - потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые конкретизируются в договорных отношениях Российская система стандартизации, конечно, опирается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт, так же как и свои особенности, не противоречащие, однако, вышеизложенному. Поэтому целесообразно рассмотреть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ "О стандартизации". К ним относятся: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также ПР - правила по стандартизации, С - рекомендации по стандартизации и ТУ - технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов - Госстрой России.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара - основной аспект сертификации соответствия. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности касательно конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологические правила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сертификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий. Это, с одной стороны, не противоречит изложенному выше положению о предварительных стандартах, а, с другой - служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отечественных предприятиях.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р. Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственно органу управления, принявшему данный стандарт. На добровольной основе возможно использование этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых - главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции.

Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера. Закон РФ "О стандартизации" рекомендует использовать стандартизацию на предприятии для освоения данным конкретным предприятием государственных, международных, региональных стандартов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфабрикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности - участников такого договора.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают, как правило, на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и принципы управления производством. Общественные объединения, занимающиеся этими проблемами, преследуют цель распространения через свои стандарты заслуживающих внимания и перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Для субъектов хозяйственной деятельности стандарты общественных объединений служат важным источником информации о передовых достижениях и, по решению самого предприятия, они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Как стандарты предприятий, так и стандарты общественных объединений не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора. Ответственность за это несут принявшие их субъекты хозяйственной деятельности.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и С разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.

В соответствии с Законом "О стандартизации" ТУ отнесены к техническим, а не нормативным документам. В то же время установлено, что ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Тогда их согласование (принятие) осуществляется по ПР 50.1.001-93.

Особенность процедуры согласования ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции, выпущенной в соответствии с их требованиями, происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Но чтобы представить ТУ приемочной комиссии во время приемки, требуется предварительная рассылка проекта технических условий и дополняющей их документации тем организациям, представители которых будут участвовать в приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (или опытного образца). Этим же решается вопрос о возможности производства промышленной партии продукции. В тех случаях, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без приемочной комиссии, ТУ обязательно согласуются с заказчиком.

Не подлежат согласованию и в том и в другом варианте те требования и нормы ТУ, которые относятся к обязательным. В таком случае в технических условиях приводится ссылка на соответствующий государственный стандарт. Правила согласования ТУ предоставляют их разработчику самому решать вопрос о согласовании с заказчиком, если этот документ был создан в инициативном порядке.

Принимает ТУ их разработчик (руководитель или заместитель руководителя организации) без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции.

Виды стандартов. Перечисленные нормативные документы, как показано выше, принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку различают категории стандартов РФ.

Как и в мировой практике, в России действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию (услуги); стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, изменений, анализа).

Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для. жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.

Примером основополагающих стандартов могут быть ГОСТ С 1.0-92, ГОСТ С 1.2-92, ГОСТ С 1.4-93, ГОСТ С 1.5-92 - нормативные документы по организации Государственной системы стандартизации в России.

Этот пример говорит также о том, что еще одним нормативным документом может быть комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов, носящих методический характер, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:

  • * стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;
  • * стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).

Допускается также разработка стандартов на отдельные требования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранения и/или транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объектом стандартизации являются параметры и нормы безопасности и охраны окружающей среды.

Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из. методик была выбрана в качестве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаменяемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую рекомендацию по условиям выбора того или иного метода, либо данные по их отличительным характеристикам.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно способа и места отбора пробы от партии товара с ее количественными характеристиками, схемами испытательных установок, правилами, определяющими последовательность проводимых операций и обработку полученных результатов.

В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ С 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных документов, применяемых в России, добавляется технический регламент.

Полное соответствие международным правилам в данном вопросе может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требования и нормы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обязательным документом, если на него есть ссылка в соответствующей Директиве.

Отличие российского подхода к техническим регламентам прослеживается и в самом тексте указанного выше изменения: "к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, содержание требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.