Конспект занятия "елочные игрушки". Конспект занятия по художественному творчеству «Новогодняя игрушка Конспект по технологии новогодняя игрушка

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Открытое занятие

«НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ»

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Плигина Н.В.

Рузаевка 2015

«Изготовление новогодней игрушки»

Тема занятия : «Новогодняя игрушка».

Тип занятия : изучение нового материала и закрепление полученных знаний и навыков.

Цель:

    создание условий учащимся для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности;

    знакомство с историей и традициями новогоднего праздника;

    научить детей поэтапно изготавливать новогодние украшения из бумаги;

Задачи:

    закрепить полученные знания и умения;

    научить работать по образцу, шаблонам;

    воспитать художественный и эстетический вкус;

    воспитать культуру труда;

    воспитать аккуратность и точность в работе, усидчивость и трудолюбие;

    развивать внимание, умение сравнивать, анализировать;

    развивать моторику кистей рук и пальцев

    использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки, смена деятельности);

    следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии.

Форма занятия: традиционная.

Методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный

Для учителя: компьютер, проектор, демонстрационный экран, правила техники безопасности, образец готовой игрушки, раздаточный материал.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей карандаш, шаблоны, тесьма для петельки..

Ход занятия.

    Вводная часть.

1.1 Организационный момент.

Проверьте все ли готово к проведению занятия

1.2 Инструктаж по технике безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами.

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

6. Кладите ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

8. Не режьте ножницами на ходу. Не подходите к товарищу во время работы.

    Теоретическая часть.

Сообщение темы. Беседа.

Добрый день ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Оно связано с праздником. В ночь с 31 декабря на 1 января мы будем праздновать самый волшебный и замечательный праздник Новый год! А вы ждете этот праздник? Конечно, во всех странах мира этот праздник считается особым, потому, что в новогоднюю ночь загадывают желания и дарят друг другу подарки. Новый Год – самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.

Слыша бой часов, мы прислушиваемся, как уходит старый год, с замиранием сердца ждем новый год. Мы все верим, что в новом году все сложится, год будет удачным и счастливым. С большим желанием выбираем подарки близким, готовим вкусные блюда, украшаем наш дом и устраиваем праздник для себя и своих близких.

И один из моментов подготовки – это оформление и украшение нашего дома. Как вы, ребята, украшаете свои дома?

Пусть удачу Вам подарит новый год,
Сложные решит задачи,
И успех с собою принесет,
Счастье и любовь в придачу!

Сегодня мы с вами будем делать елочные игрушки своими руками. Кто-нибудь знает, как появилась традиция украшать новогоднюю елку игрушками?

Об истории появления традиции украшать елки нам расскажет Надя Третьяк. Она подготовила сообщение на эту тему.

Раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, елку украшали овощем с огорода, который, конечно же, серебрили и золотили. Конечно же, это был картофель. Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим. На елку вешали всякие вкусности-сладости: конфеты, яблоки, орехи – в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-то вкусненькое! А еще был пряник! Раньше на Руси даже в богатых семьях дети не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке или развешивали на елке и получали как приз.

Стеклянные же украшения появились лишь в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил да был там мастер-стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. А елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги. Украшение интерьера к Новому году – очень увлекательный, но в то же время ответственный процесс, и чтобы сделать праздник ярким и незабываемым, готовиться к нему необходимо заранее.

Итак, первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность божественного провидения, вафли – святое благословление... Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье.

Но есть и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

В начале XX века елки украшались ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурками из папье-маше и. Производство елочных игрушек в России было очень незначительным - в Петербурге и в Клину. Первое в России специализированное стеклянное ёлочное производство открыли под , в имении князя Меньшикова, в начале .

Ватные игрушки выполняли из скрученного прессованного хлопка, который накручивали на каркасы-скелетики в форме животных и людей. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели. Эти игрушки - фрукты и овощи, сказочные персонажи и зверушки - помещались обычно на нижних ветвях елки - дети могли их трогать и даже играть с ними. Из папье-маше делали маски и игрушки по простой технологии: намоченную бумагу приклеивали слоями на каркас, высохшие изделия разрисовывали.

Стеклянные шары в нашей стране тоже были дорогим удовольствием: в прошлом один шарик стоил, чуть ли не как современный автомобиль. Поэтому в России даже продавали специальные альбомы для создания самодельных игрушек, где по инструкциям вырезали и клеили. К тому же, только у нас изготавливали стеклянные сосульки.

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником - соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звездами. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

К середине XX века ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффективных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. Из посеребренного картона штамповали разнообразных птичек и зверей.

3. Практическая часть.

А сейчас мы с вами сделаем собственные уникальные новогодние игрушки. Я вам расскажу последовательность выполнения задания, а затем вы приступите к его выполнению . Для этого мы нам понадобиться наша презентация, которую я вам подготовила.

Физкультминутка (разминка для рук)

А теперь подготовим руки к работе, чтобы наши пальчики были гибкими и ловкими их нужно разогреть. -сжимаем и разжимаем кулачки; -сжимаем и разжимаем пальцы; -растираем ладони друг об друга; -руки сжимаем в кулачки и делаем ими круговые движения; -похлопаем в ладоши.

Новогодний шарик.

Самые распространённые и универсальные игрушки на новый год – это ёлочные шарики. Сделать их своими руками можно из любой плотной бумаги: цветного картона, пёстрых открыток или старых обложек журналов. Однотонные шарики придадут единый стиль помещению, а разноцветные – атмосферу веселья и сказочного волшебства.

Для изготовления шарика из бумаги Вам понадобится:


Надо нарисовать 20 кружков на бумаге, одинакового размера. В кружки надо вписать равносторонний треугольник! Для этого мы будем использовать уже готовые шаблоны. Теперь вырезаем этот кружок с вписанным в него равносторонним треугольником, продавливаем линии получившегося треугольника ножницами (чтобы они красиво и ровненько сгибались).

Больше карандаш и линейка Вам не понадобятся. Теперь пришёл черёд клея! Склеиваем получившиеся заготовки, соединяя попарно "ушки":


Больше карандаш и линейка Вам не понадобятся. Теперь пришёл черёд клея ! Склеиваем получившиеся заготовки, соединяя попарно "ушки":


Сначала склеиваем вместе 5 треугольников :


Отдельно склеиваем аналогично 4 треугольника, но перед тем, как приклеить последний, пятый, вставляем петельку для подвешивания . Внутри должен быть большой узелок, привязанная бусина, пуговица или кусочек бумаги (это будет потом мешать петельке вылезти наружу):



Приклеиваем пятый
треугольник , получаем готовую верхнюю часть бумажного шарика с петелькой для подвешивания:

Из оставшихся 10 элементов мы сделаем середину нашего необычного шарика. Склеиваем отдельные фрагменты в полоску и замыкаем ее в кольцо. Нам осталось лишь собрать шарик, склеив воедино верх, дно и серединку.

Верхнюю и нижнюю «крышечку» последовательно приклейте к основе.

Клеим, клеим, клеим своими руками , пока не получим шарик. В зависимости от исходного радиуса окружности зависят конечные размеры получившегося новогоднего шарика :

Если сделать такой шарик из прозрачного прочного упругого пластика , то внутрь можно вложить что-нибудь для красоты. Например, скрученную мишуру или даже новогодний подарок !
Шарики можно сделать своими руками из старых новогодних открыток или календарей, можно раскрасить акварельными или любыми другими имеющимися красками. Можно наклеить на заготовки фольгу, покрыть шарики лаком для волос с блёстками...

4.Заключительная часть.

Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (демонстрация изготовленных сувениров). Посмотрите, какие красивые и интересные украшения у вас получились. (Рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом). Молодцы ребята! Все справились с работой. Вам самим понравились ваши поделки? Ребята, вы хорошо потрудились и смастерили замечательные украшения для вашего дома. Я думаю, что вашим близким тоже понравятся. А вам понравилось наше занятие. Спасибо всем кто принимал участие в нашем занятии. Давайте уберём инструменты и приведем своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.

Спасибо всем большое за участие.

Автор: Позырева Наталья Сергеевна, воспитатель МДОУ «Нылгинский детский сад №1», Увинский район, республика Удмуртия.
Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Ёлочные игрушки». Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования.

Конспект НОД по аппликации и ручному труду в подготовительной группе.

Тема: "Ёлочные игрушки"

Задачи:
Обучающие: учить самостоятельно конструировать игрушки-поделки из бумаги, картона и бросового материала, предварительно продумывая последовательность своих действий.
Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику.
Технические: закрепить навыки правильного пользования ножницами, умение работать с бумагой и клеем, подручным бросовым материалом.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, отзывчивость, умение сострадать попавшим в беду.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, конверт с CD-диском, изображение елочки, цветная бумага и картон, клей, ножницы, кисточки для клея, клеёнки, салфетки, бросовый материал (нитки, бусины, тесьма, ленты).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы:
1.Игровая мотивация.

-Ребята, шла я сегодня на работу в детский сад, а навстречу мне – почтальон. «Получите письмо»,- говорит он мне и протягивает конверт. Взяла я конверт, а он холодный - холодный. Как вы думаете, от кого может быть это письмо?
Воспитатель открывает конверт и обнаруживает в нем диск.
- Да это не простое письмо, а видеописьмо. Давайте, скорее посмотрим, что в нем.
Педагог вставляет диск в компьютер и проецирует изображение на экран. На экране появляется изображение Деда Мороза, который рассказывает детям историю: «Жила-была на свете большая и дружная семья. – Что значит «дружная семья»? (Ответы детей.) А под полом в теплой норке жил маленький мышонок. Был он очень шустрый и шаловливый. Звали мышонка Шу-Шу. Вчера папа принес в дом пушистую ёлочку, и вся семья дружно принялась её украшать. К вечеру ёлочка стала очень нарядной. Мышонку захотелось посмотреть на ёлочку, и ночью он вылез из своей норки. Ему так понравились елочные игрушки, что он не удержался и начал играть с ними. Шу-Шу так расшалился, что… уронил елочку. Игрушки разбились, а мышонок очень испугался…»


2.Мимические этюды.

Предложить детям с помощью мимики изобразить:
- Испуганного мышонка;
- Сердитого папу;
- Расстроенных детей.
3. Беседа с детьми.
- Ребята, как вы думаете, почему Дедушка Мороз прислал нам это письмо? (Ответы, предположения детей.)
- Я тоже думаю, что Дед Мороз хотел, чтобы мы помогли мышонку. А как же мы можем ему помочь? (Ответы детей.)
- Вы правы, мы можем смастерить для елочки новые игрушки и тогда, папа не будет сердиться, дети не расстроятся, а мышонок больше не будет переживать. Ребята, я предлагаю смастерить такие игрушки, которые не смогут разбиться. Как вы думаете, из чего можно сделать такие игрушки? (Ответы детей.)
4. Толкование пословицы.
- Только помочь мышонку смогут те дети, у которых золотые руки. Что это значит? (Ответы детей.)
5. Пальчиковая гимнастика.
Наши руки умелые такие, ( Поднять ладони вверх на уровне груди,пошевелить пальчиками. )
Наши руки – руки золотые. (Вытянуть руки вперед, поворачивать ладони вверх и вниз. / Л.В.Куцакова – М.: Москва «Просвещение», 1990 2. Лиштван, З.В. Конструирование, [Текст] / З.В.Лиштван, – М.: Москва «Просвещение», 1981 3. Комарова, Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду, [Текст] / Т.С.Комарова – М.: Москва «Просвещение», 1978

МЬБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Ленинского района г. Кемерово
План – конспект

«Елочные игрушки»
Разработал:
педагог дополнительного образования
Карпицкая Ольга Степановна

2017
План ­ конспект
открытого занятия по изобразительному искусству
педагога дополнительного образования
Карпицкой Ольги Степановны
Тема: «Ёлочные игрушки»
Форма занятия: беседа, объяснение, практическая работа.
Деятельная цель: Формирование у обучающихся учебно – коммуникативных
умений.
Содержательная цель: Расширить знания детей о разнообразии елочных
игрушек и их происхождении.
Совершенствовать технические и
изобразительные навыки, умения. Приобщать детей к удивительному миру
искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
Задачи:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства, интерес
к творчеству, к изобразительному искусству.
2. Развивать творческие способности и воображение, чувство формы, цвета и
композиции.
3. Формировать умение самостоятельно компоновать рисунок. Закреплять
знания и умения ранее изученного.
Методы: фронтальный и индивидуальный.
Материалы и оборудование:
Для педагога: Наглядный материал, раздаточный материал.
Для обучающихся:
Рабочий лист в виде елочного шара.
Цветные восковые мелки.

\
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент – 2 минуты:
­ приветствие;
­ проверка готовности обучающихся к занятию, их эмоционального настроя
на работу;
­ знакомство с планом занятия.
2. Изложение нового материала – 8 минут:
­ рассказ­беседа о празднике «новый год», о елочных игрушках;
­ интересные факты.
3. Повторение пройденного материала – 3 минуты:
­ орнамент, виды орнамента;
­ работа с материалом изображения.
6. Практическая работа – 15минут:
Педагог предлагает детям изобразить узоры на рабочем листе в виде
елочного шара. Обращает внимание на основные этапы в рисунке.
Через 15 минут занятия проводится физминутка.
Педагогом проговаривается техника безопасности.
В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет
обучающимся полную творческую свободу, оказывая индивидуальную
помощь. Звучит негромкая музыка.
5. Подведение итогов занятия – 2 минуты:
Дети с педагогом обсуждают работы. В конце занятия устраивается
выставка. Педагог не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить то,
что лучше всего удалось. Рефлексия настроения.

6. Уборка рабочих мест.
Конспект открытого занятия
«Ёлочные игрушки»
1. Педагог (П): Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, к
нам пришли гости, ваши родители и администрация дворца творчества.
Ребята, как ваше настроение?
Предполагаемый ответ (ПО): Хорошее.
(П): Давайте посмотрим друг на друга, и подарим улыбки, и ваше
настроение станет еще лучше!
(П): Ребята все вы знаете, какое сейчас время года!?
(ПО): Зима.
(П): Верно, наступила зима. Отгадайте загадку:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?...
(ПО): Новый год.
(П): Совершенно верно, молодцы! Новый год ­ самый яркий и
радостный праздник, его любят и взрослые и дети. Он считается особым и
самым волшебным, потому что в новогоднюю ночь загадывают желания и
дарят друг другу подарки. И совсем скоро наступит этот долгожданный
праздник. Ребята, а вы ждете это праздник?
(ПО): Да.
(П): Готовятся к этому празднику заранее. И один из моментов
подготовки – это украшение нашего дома. А главным украшением дома к
этому празднику является?
(ПО): Ёлка.

2. (П): Ребята, послушайте внимательно загадку:
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках ёлки?
(ПО): Ёлочные игрушки.
(П): Молодцы. Отгадав загадку, вы назвали тему нашего занятия,
«Ёлочные игрушки».
(П): Ребята скажите, чем вы украшаете новогоднюю ёлку?
(ПО): Игрушками, гирляндами, мишурой и т.д.
(П): Замечательно, здорово. А вы знаете, что раньше ёлку украшали не
игрушками?
(ПО): А чем?
(П): Раньше на Руси, ёлку украшали яблоками, орехами, пряниками и
конфетами. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать с
ёлки, что­нибудь вкусненькое! Со временем ёлку стали украшать
игрушками из соломы, ткани в форме различных животных, людей и др.
И лишь в 19 веке, в Германии, появились первые стеклянные ёлочные
игрушки. Если верить одной легенде, произошло это совершенно
случайно. Жил да был там мастер­стеклодув. И вот когда пришло время
наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на
орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал
мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули,
взялся он за привычную работу и выдул из стекла всевозможные
игрушки: яблоки, конфеты, пряники, ­ и все это искрилось,
переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так
понравилось, что никто из них не огорчился, что их нельзя съесть! Затея
мастера оказалась до того удачной, что скоро вошла в моду, а потом
стала традицией.
И сегодня вы будете настоящими мастерами елочных игрушек, а именно
шаров. Каждому из вас я приготовила вот такие шары из бумаги. Ваша
задача их украсить. Чем вы их будете украшать?
(ПО): Узорами.
(П): Верно, давайте вспомним, каким другим словом можно назвать
узоры, которыми украшают различные предметы?
(ПО): Орнамент.

(П): Молодцы, помните. А какие виды орнамента бывают?
(ПО): Геометрический и растительный.
(П): Замечательно. А какие линии используются в орнаментах?
(ПО): Прямая, волнистая и зигзаг.
(П): Отлично, все помните. Сегодня на занятии, вы самостоятельно
выбираете, каким будет ваш орнамент, из каких узоров, фигур, линий
он будет состоять. У каждого будет, свой неповторимый орнамент.
Для того чтобы приступить к работе, давайте подготовим ваши ручки.
Осторожно и тихо встаем со своих мест.
Физминутка
(П): Наступает новый год,
Дети водят хоровод,
Висят на елке шарики,
Светятся фонарики,
Засверкали льдинки,
Кружатся снежинки.
(П): Итак, ваши ручки готовы к работе. Стульчики пододвиньте
поближе, спинки у всех прямые, следим за осанкой. Перед вами лежат
острозаточенные карандаши, чего нельзя ими делать?
(ПО): Махать, тыкать, стучать и т.д.
(П): А чего еще нельзя делать, с любыми материалами?
(ПО): Грызть.
(П): Верно, потому что, заболит животик.
Ребята, еще вы сегодня будете рисовать восковыми мелками, все вы
знаете, что они очень ломкие, поэтому держать их нужно за кончик
мелка.
Итак, приступаем к работе, сначала рисуем простым карандашом. Для
тех, кому будет сложно придумать свои узоры, есть помощники. У всех
лежат вот такие подсказки, можно взять за основу какую либо идею и
дополнить своими узорами.
(П): У кого орнамент готов, раскрашивайте восковыми мелками.
Ребята, покажите мне, пожалуйста, ваши елочные игрушки, какие они
красивые получились. Вы все славно потрудились, все справились с

заданием, и за ваше старание хочу вручить каждому вот такие
блестящие звездочки, которые отлично дополнят орнамент вашего
шара.
Ребята, теперь у каждого из вас, появилась, новая ёлочная игрушка,
которой вы сможете украсить вашу елку. Теперь своими улыбками и
настроением покажите, понравилось ли вам наше занятие?
Замечательно! Все остались довольны своей работой!!!
Наше занятие подошло к концу, наводим порядок на рабочих местах.
До новых встреч!