Проект "Моя семья" (средняя группа). Краткосрочный проект «Моя семья» (средняя группа)

Марина Шкерина
Краткосрочный проект «Моя семья» (средняя группа)

Введение

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Актуальность проекта:

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.

При работе с детьми выявилась проблема : не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем. Кем работают их родители. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках, семейных традициях, праздниках. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье.

На основании проведенного изучения поставленной проблемы, мы выделяем цель исследования.

Цель исследования: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.

Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, а также сохранению и укреплению семейных ценностей.

Ожидаемые результаты:

1. Владение детьми знаниями о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

5. Активное участие родителей в реализации проекта

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Этапы реализации проекта

I. Информационно-накопительный

Определение темы проекта, задач.

Сбор информации по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Опрос детей: «Что я знаю о семье»;

II. Организационно-практический

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о семье.

Сбор материала по разным видам деятельности – интеграция образовательных областей (по ФГОС).

Познавательное развитие

Рисование «Моя семья»

Цель: Вызвать желание нарисовать свою семью

Аппликация «Платочек для бабушки»

Цель: Учить создавать красивую композицию с помощью наклеивания (украшения платочка)

«Чайная пара для мамы»

Цель: Вызвать желание сделать приятное маме

Беседы

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю родителям»

«Как мы отдыхаем»

«О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.»

«О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)»

«Об обязанностях членов семьи дома»

«Моя бабушка»

«Что такое хорошо, а что такое плохо»

«Я и моя семья»

«Моё любимое занятие»

«Права и обязанности семьи»

«Мое имя»

«Знакомство с профессиями родителей»

«Безопасность в доме»

Дидактические игры:

«Сложи картинку»

«Собери портрет»

«Составь семью из фигурок»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Родственные отношения»

«Чудесный мешочек»

«Назови по имени»

«Найди и назови»

Физическое развитие

Подвижных игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»;

Пальчиковые игры «Моя семья»

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Речевое развитие

Заучивание и чтение стихотворений о семье

Обсуждение пословиц и поговорок

Отгадывание загадок, прочтение художественных произведений о семье:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д. Родари

«Мамина дочка» В. Белов

«Косточка» К. Ушинский

«Старый дед и внучек» Л. Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто

«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т. А.

З. Александрова “Посидим в тишине»;

«Мамина работа» Е. Пермяк

Развитие речи «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы)

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Социально-коммуникативное развитие

Упражнения:

«Кем ты приходишься своим родителям?»

«Кто ты для бабушки?», «Огорчится ли мама, если…»

«Скажи ласково!»

Игры

«Кто у нас какой?», «Мальчики и девочки», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Моя семья»

Аппликация «Платочек для бабушки», «чайная пара для мамы»

Музыка:

«Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа Непоседы

Работа с родителями

Создание альбома «Моё имя»

Создание генеалогического древа семьи

Семейная стенгазета

Консультации «Ребенок-член семьи»,

«Права и обязанности в семье»,

«Что такое генеалогическое древо семьи»,

«Семья глазами ребёнка»

III. Презентационно – завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Обработка результатов по реализации проекта

Презентация проекта «Моя семья»

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов проекта.

Вывод: Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Проектная деятельность в средней группе «Моя семья – моя крепость»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/
Семья - это место, где мы чувствуем себя счастливыми. Семья - это самое главное, что есть в нашей жизни, ведь именно в ней мы растем, усваиваем определенные ценности. Общество и целые страны начинаются именно с семьи. Еще А. Н. Острогорский писал: «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». И сегодня, когда родители проводят очень много времени на работе, тяжело вкладывать в ребенка ценность семейных отношений.
Цель проекта: приобщение детей к семейным ценностям.
Задачи проекта: познакомить детей с историей праздника семьи, любви и верности; воспитывать у детей желание помогать своим близким, делать им приятное и проводить больше времени с родными; создать условия для участия и вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Тип проекта: по продолжительности – краткосрочный, по составу участников проекта - групповой, по направленности деятельности участников проекта – творческий.
Ожидаемые результаты: работа получилась и познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новое. Дети поняли, что надо беречь и ценить своих родных и близких и их труд на конкретных примерах. Дети стали дружелюбнее. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
I этап – предварительный: определение проблемы; постановка целей и задач; сбор и подготовка материала; составление перспективного плана работы.
II этап - основной: работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Понедельник.
«У корней истории» (История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии). (Приложение №1)
Прослушивание гимна семьи.
Взаимодействие с родителями: составление генеалогического дерева.
Вторник.
«Кто в семье глава?» (чтение сказки «Мудрый отец» и беседа по прочитанному). (Приложение №2)
Взаимодействие с родителями: рисунки «Моя семья»
Среда.
«Мамочка, любимая моя» (заучивание стихотворения «Мама спит, она устала…» Е. Благининой, беседа в течение дня о нашей помощи в домашних делах маме) (Приложение №3)
Изготовление фоторамок.
Четверг.
«Подарок самым дорогим» (приготовление конфет, проявление заботы о своих родных и близких)

Вот такие сюрпризы-конфетки каждый ребенок мог унести домой.
Пятница.
Развлечение «День семьи, любви и верности».
Взаимодействие с родителями: мастер-класс «Ангел-хранитель семейного очага». (Приложение №4)
Вот такие поделки унес каждый ребенок с собой (фоторамка, ангелочек и эмблема-ромашка):


III этап - заключительный: развлечение к дню семьи, любви и верности; совместная работа с родителями «ангел-хранитель семейного очага».

Приложение №1:

История непростой жизни и большой любви Петра и Февронии
Князя Петра, приходившегося сыном муромского князя Юрия, поразила страшная проказа. Все попытки вылечить несчастного от болезни завершались плачевно, никто не мог вернуть Петру здоровье. Почти смирившись со своей участью, мужчина увидел необычный сон, в котором ему открылось, что есть на свете девушка, способная оздоровить пораженное тело. В вещем сне Петру было открыто имя спасительницы - Феврония.
Феврония была крестьянкой из рязанской деревни, дочерью обычного пчеловода. Девушка с детских лет изучала травы и обладала даром целительства, даже дикие звери слушались ее и не смели проявлять агрессию. Удивительно добрая и красивая юная особа сразу же приглянулась молодому князю, и он дал слово, что женится на красавице сразу же после выздоровления. Феврония поставила мужчину на ноги, но тот не сдержал обещания и не повел деревенскую девушку под венец. Скорее всего, это и стало причиной того, что проказа обрушилась на княжескую голову с пущей силой.
Гонцы во второй раз отправились за целительницей, а Феврония не стала отказывать в лечении обманщику и снова подарила ему здоровье. После этого Петр женился на спасительнице и до конца дней своих не пожалел о содеянном. По преданиям, супруги жили в любви, согласии и уважении, никогда не обманывали друг друга и всегда лестно отзывались о своих половинках.
После смерти старшего брата Петру было суждено взять городскую власть в свои руки. Бояре с одобрением отнеслись к уважаемому правителю, но простая крестьянка не давала им покоя - никто не хотел видеть у власти представительницу низшего сословия. На Февронию постоянно клеветали боярские жены, подговаривая своих мужей сжить со свету неугодную им умницу и красавицу. В один из дней князю поставили ультиматум - либо прогнать из дома любимую супругу, либо покинуть пост правителя. Петр долго не раздумывал, а выбрал отречение от власти и решил вообще уехать из Мурома.
В изгнании молодая мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга. Когда в доме были трудности с едой и деньгами, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях.
Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой.
В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о смерти в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день - это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час.
Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб - никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Только через 300 лет спустя своей смерти князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. 8 июля в православном календаре считается Днем Петра и Февронии.
В девяностых годах жители Мурома, где всегда почитали святых супругов, решили объединить День города с православным праздником. Так случайно зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.
В 2008 году празднование Дня семьи, любви и верности было официально утверждено, а вскоре и одобрено Межрелигиозным советом России. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка - цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой - лики Петра и Февронии. Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.
Сейчас православный праздник отмечают уже в сорока странах мира, но главные торжества проходят в городе Муроме Владимирской области.

Приложение №2:

Мудрый отец. (Русская сказка)
Так ли оно было, не знаю, а как слышал, так и рассказываю. Жил один крестьянин. У него был сын. Когда парень подрос и начал помогать по хозяйству, отец и говорит:
- Гляжу на тебя и вижу, за все дела ты хорошо принимаешься. Время идет, молодое растет, старое старится. Скоро возмужаешь да женишься и сам станешь на хозяйство.
Вот и запомни мои слова:
Живи так, чтобы в каждой деревне был у тебя свой дом.
И пусть у тебя каждый день будут новые сапоги.
И живи так, чтобы люди тебе кланялись.
Тогда будешь справным хозяином.
Удивился сын таким речам и спрашивает:
- Чего-то не пойму тебя: разве могу поставить в каждой деревне я дом? И как можно справиться покупать на каждый день новые сапоги? Да и как мне жить, чтобы люди мне кланялись? - Улыбнулся отец и вымолвил:
- Не тужи, сынок. Мой совет легко исполнить. Захочешь в каждой деревне быть как дома, заведи в каждой деревне верного, надежного друга, и будет у тебя там свой дом. А чтобы каждый день были у тебя новые сапоги, надо с вечера хорошо вымыть и почистить свои сапоги, никогда этого не забывай, вот и будут они на другой день как новые. Ну, а чтобы люди тебе первому кланялись, вставай раньше всех, выходи на работу первым, тогда все, кто позже тебя выйдет, поздороваются с тобой, поклонятся тебе.
Как видишь, в моем наказе нет ничего трудного.
И вот когда пришла пора и сын сам встал вести хозяйство, он внял советам отца и жил хорошо.

Приложение №3:

Мама спит, она устала... (Е. Благинина)
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Дата публикации: 14.03.16

Тема: "Моя семья".

Руководитель проекта: Мырчинкова Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Продолжительность проекта - 2 недели.

Период выполнения - с________ по ________.

Возраст детей - 4-5 лет.

Цель проекта: расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1.Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители : повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья».

Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже».

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный.

1.Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?».

2.Составление перспективного плана мероприятий.

3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический).

  1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
  2. Разработка консультации для родителей «Что такое генеалогическое древо?».
  3. Создание папки-передвижки «Тайна имени».
  4. Выставка детских рисунков «Моя семья».
  5. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
  6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

III этап - заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта.
  2. Родительское собрание "Моя семья - что может быть дороже".
  3. Презентация проекта «Моя семья».

Перспективный план мероприятий

Сроки реализации

Цели, задачи

Понедельник

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья»

Чтение. РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки.

Д/и «Чей я ребенок, угадай»

Учить находить на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство.

Вторник

Беседа «Выходной день в моей семье»

Чтение. РНС «Гуси-Лебеди»

Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Развивать творческое воображение, речь детей.

Д/и «Сложи картинку»

Учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

Среда

НОД по ОО «Речевое развитие» – «Рассказывание белорусской народной сказки «Пых»

Учить детей пересказывать знакомую сказку совместно со взрослым. Учить узнавать героев сказки по характерным признакам. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки.

Чтение. М. Матвеева «Синяя чашка»

Помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Развитие интереса в игре. Формирование по­ложительных взаимоотношений между детьми.

Четверг

НОД по ОО «Познавательное развитие» – «Домашний труд»

Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи. Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Чтение. К. Паустовский «Теплый хлеб»

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.

Д/и «Закончи предложение»

Способствовать развитию у детей речевой активности, быстроты мышления.

Пятница

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) – «Мебель для моей семьи» (стол, стул)

Учить описывать предмет; учить соблюдать пропорции деталей при лепке, прищипывать пластилин с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара.

Чтение. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста.

Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Учить детей изменять глаголы по числам и лицам.

Понедельник

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья» (продолжение)

Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.

Чтение. В. Катаев «Цветик-семицветик»

Развивать произвольное внимание, слуховую память; развивать связную речь, формировать неречевые способы общения; формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь; воспитывать умение слушать друг друга.

Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?»

Развивать мелкую моторику рук.

Вторник

Беседа «Как я помогаю родителям?»

Помочь разобраться в своих трудовых обязанностях по дому. Воспитывать уважительноеотношение к труду.

Чтение. Е. Пермяк «Мамина работа»

Познакомить детей с профессией штукатура. Формировать представления детей о трудовых операциях, выполняемых штукатуром, результате его труда.

Д/и «Дружная семья»

Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи.

Среда

НОД по ОО «Речевое развитие» – «Группировка предметов: одежда, обувь, головные уборы»

Закреплять обобщающее понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; уточнять представления об одежде; учить различать ее по сезонам. Учить договаривать предложения, отвечать на вопросы.

Чтение. Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы.

Д/и «Родственные отношения»

Придумать загадки по плану: как этот человек выглядит? Что он делает дома? Кто он мне?

Четверг

Беседа «Как мы отдыхаем?»

Уточнить знания детей о понятии "отдых" и показывать его необходимость; формировать представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают.

Чтение. В. Белов «Мамина дочка»

Д/и «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать?»

Помочь детям вспомнить и назвать ближайших родственников .

Пятница

Театр картинок «Маша и медведь»

Вызвать чувство радости. Создать веселое настроение. Способствовать отзывчивости на доступные возрасту литературно- художественные произведения. Воспитывать умение наблюдать за развитием действия в представлении. Закрепить знания о русских народных сказках.

Чтение. А. Барто «Как Вовка бабушек выручал»

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Д/и «Скажи, как тебя ласково дома называют»

Активизация ласкательных существительных.

Результативность . Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, о том, что в результате проведенных мероприятий в рамках проекта (беседы, НОД, чтение художественной литературы, дидактические игры) прослеживается положительная динамика в духовно-нравственном воспитании дошкольников в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».

Проект в средней группе

Моя семья

Вид проекта: краткосрочный (3 недели).

Интеграция видов деятельности : информационно - творческий, игровой, познавательный

Участники : воспитатели, воспитанники группы, родители.

Цель проекта : формировать у детей понятие «семья».
Задачи : Формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи, воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи;
формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Предполагаемый результат: Знание детьми информации о своей семье. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на
основе имеющихся знаний о семье.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Предварительная работа : Донести до участников проекта важность и нужность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, д/игры, атрибуты для игровой и театральной деятельности.

Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

Сотрудничество с семьёй: Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии.
Итоговое оформление альбома «Моя семья» ,

выставка работ «Семейные увлечения».

Форма работы

Беседы : «Моя семья»

«Как мы проводим выходные»

Формирование представлений о семье и родственных отношениях.

НОД «Я и моя семья»

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге;

Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;

Закрепить представление детей о составе семьи и родственных отношениях;

Формировать умение отгадывать загадки на слух, выделяя значимые характеристики.

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники».

Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Сюжетно-ролевые игры :

«Семья», «Больница», «Магазин».

Дидактические игры :

«Сложи картинку»

«Закончи предложение»

«Назови как тебя дома ласково называют?»

Развивать умения творчески использовать в играх представление об окружающей жизни; формировать положительные взаимоотношения между детьми, учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь, учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять цвет предметов и его частей, их пространственное расположение.

Конструирование «Домик».

Развивать интерес к творчеству, воспитывать интерес к рукотворному миру

Чтение художественной литературы :

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди» «Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Рисование «Моя семья», «Мой дом».

Учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; учить рисовать характерные черты внешности, рисовать свой дом.

Галина Александровна Алиева

Что может быть семьи дороже ?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром.

Семья -очень важна в жизни каждого человека. Семья-это самые близкие , родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом уютный и безопасный и маленький мир, в котором все понятно, привычное и дорогое.

Настоящая семья -это больше чем быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Семья -это когда даже твоя домашняя зверюшка-ее полноценный член.

К сожалению, семьи бывают разными , как и отношения в них. Совершенно равнодушны друг к другу, не интересуются ни делами, ни интересами, ни проблемами, не знают, кто чем живет.

Но каждый мечтает о счастливой семье . И это только зависит от нас, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Это лучшие отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать проблемные вопросы вместе.

Родные люди-это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья -наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире.

Проект в средней группе №5 «Моя семья » .

Вид проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность : долгосрочный

Участники : дети, воспитатели группы , родители.

Актуальность : Заключается в том, что проект помогает детям получить более широкие знания о семье . Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своих родных. Именно семья может создать для своего ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим. В процессе организации проектной деятельности появляется уникальная возможность сближение детей и их родителей на основе совместной деятельности.

Цель : Формировать понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Для детей :

Обучающая :

Формировать у детей представления о семье , о нравственности отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающая :

Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.

Воспитательная :

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи . Показать ценность семьи для каждого человека.

Для педагогов :

1. Повышение педагогического мастерства

2. Углубление знаний по проектной деятельности .

Для родителей :

1. Создать условия для активного участия родителей в жизни группы .

2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

3. Обогащать детско-родительские отношения.

Проблема :

Дети не имеют достаточный объем знаний о членах своей семьи , о значении семьи в жизни каждого человека.

Ожидаемые результаты :

От детей :

1. Дети знают членов своей семьи и гордятся ими .

2. Знают семейные традиции и праздники.

3. Проявляют отзывчивость, любовь, заботу, внимание к семье .

От родителей :

1. Повышение педагогической культуры и знаний родителей.

2. Установление доверительных и партнерских отношений семьи и детского сада .

3. Принятие родителями истины : «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям» .

От педагогов :

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

2. Приобретение практического опыта в выборе адекватных методов и форм в работе с каждой семьей .

Итоговое мероприятие :

Стенгазета «Как хорошо, что есть семья и вместе папа , мама,я!» .

Этапы проекта :

Подготовительный :

Для педагогов :

1. .Опрос детей, беседа «Что я знаю о семье »

2. Создание предметно-развивающей среды .

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Для детей :

Диагностика по выявлению знаний у детей о своей семье .

Для родителей :

Донести до участников проекта важность данной темы. Наглядная пропаганда, беседы и консультации, анкетирование, папки-передвижки, конкурсы.

Практический :

Сентябрь

Для педагогов :

1. Сбор информаций о семейных ценностях воспитанников.

2. Нод чтение стихотворения З. Орловой «Мамочки-подарочки»

3. Творческая мастерская : аппликация «Букет цветов в вазе» .

Для детей :

1. Беседа «Как я провел лето» .

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет «Отпуск» .

Для родителей :

1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5лет»

2. Задачи обучения в средней группе .

3. Анкетирование с целью выявления «проблемных» родителей.

Для педагогов :

1. Индивидуальные беседы с детьми на темы : «Я люблю свою семью » ,

«Мой лучший друг-мама» , «Мои добрые поступки» .

2. Нод познание «Наши имена и фамилии»

3. Нод развитие речи «Дедули и бабули»

4. Нод рисование «Мое любимое домашнее животное»

5. Создание группового альбома «Моя семья »

6. Слушание музыкального произведения «Мама» , музыка П. Чайковского («Детский альбом» )

Для детей :

1. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет : «День рождения у мамы»

2. Художественная литература : Г. Скребитского «Заботливая мама» ,

В. Осеевой «Сыновья» , Е. Пермяка «Мама и мы» .

3. Слушание песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, слова О. Фадеевой.

Для родителей :

1. Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

2. Выставка семейных поделок «Дары осени»

3. Папка-передвижка «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

4. Вечер развлечений с родителями «Осень в гости к нам идет»

5. Осенний праздник «В гостях у осени»

Для педагогов :

1. Нод познание «Правила этикета»

2. Нод аппликация «Украсим чашку»

3. Нод развитие речи «У меня зазвонил телефон»

4. Нод рисование «Красивые салфетки»

5. Нод познание рассматривание картины В. Сурикова «Портрет П. Ф. Суриковой» (матери художника)

6. Нод развитие речи «Мамин день»

7. Нод аппликация «Сердечко для мамы»

8. Нод рисование «Мамин портрет»

Для детей :

1. Утренние беседы «Мы воспитанные дети» , «В мире опасных вещей»

2. Игра драматизация по сказке «Красная Шапочка»

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья » сюжет : «Праздник мам»

4. Слушание и исполнение песен о маме и бабушке.

5. Пальчиковая гимнастика «Семья »

Для родителей :

1. Стенгазета «Моя мама лучшая на свете»

2. Досуг с родителями «Как мы маму поздравляли»

3. Презентация для мама «В мире нет тебя дороже»

4. Консультация «Роль матери в жизни ребенка»

5. Утренник ко дню матери

Для педагогов :

1. Нод развитие речи составление рассказа «Как мы готовимся Новому году» .

2. Чтение и обсуждение произведения А. Сожан «Сказка про елочку, которую не срубили» . Анализ проблемной ситуации «Как сохранить лес?»

3. Нод развитие речи заучивание стихотворения И. Токмаковой «Елочка живи» .

4. Нод познание «Безопасный наряд для елки» .

5. Нод аппликация «Елочные игрушки» .

Для детей :

1. Утренние беседы «Ищем и находим добрые слова»

2. Слушание песни «Елочка смолистая» , муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Кузнецовой.

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Новогодний вечер» .

4. Игровое упражнение «Зарядка Деда Мороза»

5. Рассматривание картин И. Шишкина «В еловом лесу» , «Ель» .

6. Мультзал : просмотр фрагмента мультфильма «Зима в Простоквашино» сюжет Украшение елки».

Для родителей :

1. Консультация «Игрушки для новогодней елки своими руками»

2. Конкурс на лучшую новогоднюю поделку.

3. Вечер развлечений. Экологическая сказка «Маленькой елочке не холодно зимой»

4. Новогодний праздник.

5. Папка -передвижка «Безопасность детей во время новогодних праздников» .

Для педагогов :

1. Нод аппликация «Многоэтажный дом»

2. Нод беседа «Мы- спортивная семья »

3. Нод развитие речи составление рассказов по сюжетным картинкам «Зимние забавы и безопасность» .

4. Нод рисование «Мой любимый вид спорта»

Для детей :

1. утренние беседы «Если ты дома один» , «Кем я стану, когда вырасту» , «Кем быть, каким быть» .

2. Мультзал : просмотр и обсуждение мультфильмаов «Как не замерзнуть в холода» , «Опасные сосульки» (мультсериал «Смешарики» , раздел «Безопасность» .

3. Компьютерная презентация «Зимние виды спорта. Игровое упражнение «Мы-спортсмены» .

4. Чтение отрывков из рассказов В. Осеевой «На катке» , М. Садовникова «Круглый год-гладкий лед» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Зимняя прогулка» .

Для родителей :

1. Конкурс «Лучший домик для птиц»

2. Изготовление детских портфолио

3. Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей.

Для педагогов :

1. Нод познание «Моя семья »

2. Нод развитие речи составление рассказа «Папа может все, что угодно»

3. Компьютерная презентация «Взрослые и дети»

4. Нод аппликация «Подарок для папы»

5. Нод рисование «Мой папа»

Для детей :

1. Рассказывание по сюжетным картинкам «Вежливые слова»

2. Утренняя беседа «Как я помогаю дома»

3. Игры со строительным материалом «Дом для нашей семьи »

4. Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «На террасе» .

5. Сюжетно-ролевая игра «Семья » : сюжет «Угощаем друзей»

Для родителей :

1. Консультация «Что значит быть хорошим отцом»

2. Стенгазета «Когда мой папа был солдатом»

3. Утренник «День защитника Отечества»

Заключительный :

Для педагогов :

Стенгазета «Как хорошо, что есть семья-и вместе папа , мама, я!»





Для детей :

Дидактические игры : «Собери портрет» , «Фоторобот» , «Назови возраст» .

Для родителей :

Участие в выставке «Герб моей семьи » , «Моя родословная, генеалогическое дерево.

Вывод :

Для педагогов :

1. Повышение уровня знаний о проектной деятельности .

2. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья »

4. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями.

Для детей :

1. Дети приобрели познавательный опыт.

2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья »

3. Расширился словарный запас по данной теме.

4. Дети получили знания о семейных традициях.

5. Узнали больше о профессиях своих родителей.

Для родителей :

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.