Демонстративный тип личности. Демонстративный тип личности: описание, характерные черты

Демонстративное поведение представляет собой набор различной степени выразительности поступков или действий, целью которых является привлечения внимания, независимо от того, как настроены к этому окружающие.

Возрастное демонстративное поведение может проявится как у взрослого, так и у ребенка, постепенно заняв место «излюбленного» способа решения проблем или достижения определенной цели.

Чаще всего такая модель поведения присуща лидерам, особям с выраженной харизмой, женщинам. Более того, многие специалисты предполагают, что демонстративное поведение в целом обусловлено женским характером, так как для большинства женщин потребность в повышенном внимании к своей персоне является одной из самых важных.

Детское демонстративное поведение

Особенности поведения ребенка всегда служили особым индикатором его развития. Любое нарушение в психике ребенка, различного рода расстройства самоконтроля или самооценки всегда отображаются на его поведении. Факто о том, что на развитие ребенка влияют особенности его воспитания, является общеизвестным.

Детское демонстративное поведение чаще всего свойственно для капризных малышей, которые стремятся все всегда делать так, как им хочется. Тем не менее, данная форма поведения может быть спровоцирована не только атмосферой потворства в семье.

К примеру, демонстративное поведение может быть ответом на отсутствие внимания к ребенку, являться единственным возможным методом для малыша добиться хоть какого-то внимания к своей персоне, которое для него просто необходимо.

Также причиной может быть желание малыша в самоутверждении, страхе потерять любовь и ласку, например, при появлении в семье еще одного ребенка. Такое поведение часто встречается в семьях, где преобладает авторитетный тип воспитания, когда взрослые обращают достаточно внимания на ребенка лишь в том случае, если он плохо себя ведет.

Дети, которые проявляют склонность к демонстративной модели поведения, зачастую также критикуют других. Для них становится характерной придирчивость и назойливость, они запоминают надолго все ошибки окружающих их людей и стараются как можно чаще напоминать о них.

Также они стараются не дать другим детям возможности проявить себя в чем-то, перебивают их, вмешиваются в их игры или занятия, пытаются начать раздавать советы и руководства, стремятся занять позицию «главного».

Характерной чертой является то, что поведение с другими детьми у такого малыша кардинально меняется в зависимости от присутствия важного для него взрослого. Говоря иными словами, ребенок думает лишь о внешнем проявлении себя, получении одобрения со стороны, но не о том. Как оказать настоящую помощь сверстникам.

Подростковое демонстративное поведение

В случае с подростковым возрастом, который является наиболее сложным и проблематичным периодом развития человека, термин «демонстративное» следует рассматривать как «подчеркнутое», «наглядное».

Подростковое демонстративное поведение выражается в устойчивом и ярко проявляемом эгоцентризме. Причем самому подросту не особо важно. Какое именно внимание он привлечет к себе своим поведением или действиями. В некоторых случаях негативное внимание и осуждение со стороны окружающих даже может находиться в приоритете.

Причинами такой модели поведения у подростков зачастую бывают ошибки воспитательного процесса в детском возрасте, выраженная потребность в любви и уважении, обусловленная их явным недостатком, желание выделиться из «общей массы».

В подростковом возрасте свои желания субъект часто реализует посредством различных методов, которые могут пересекаться или вообще оставаться неизменными. Основная цель при этом всегда остается прежней. К примеру, если подросток стремится заполучить уважение и любовь, и замечает, что его определенная модель поведения приводит к этим результатам как среди сверстников, в школе, так и дома, то он не будет менять свои методы.

Это вполне ярко отражается на успеваемости подростка в учебе. Хорошая успеваемость характерна для тех предметов, в которых преподаватель проявляет индивидуальный подход, и сам подросток ощущает некоторое повышенное внимание к себе.

Иным методом для них является совершение набора действий, нацеленных на то, чтобы вызывать у окружающих сочувствие и переживание. Чаще всего это проявляется в симуляции заболевания, приступов истерии или потери сознания. Подросток склонен рассказывать различные истории о своих страданиях и несчастьях, которые постоянно меняются, а виновными в случившемся всегда являются другие люди.

Также достаточно часто встречается использование подростками негативного внимания в свой адрес. Для достижения такой реакции субъект всячески бравирует, паясничает, проявляет выраженную грубость и хамство, старается преподнести себя как можно более дерзко. Подросток словно принимает оппозиционное отношение против общества. Для таких случаев достаточно часто характерны побеги из дома и склонность к бродяжничеству.

Проявление возрастного демонстративного поведения среди подростков, помимо прочего, является достаточно опасным и может иметь фатальные последствия. Это связано с тем, что при попытках привлечь к себе внимание окружающих, подросток может совершать достаточно рискованные действия, подвергая свое здоровье и жизнь опасности, при этом забывая об осторожности и ответственности.

Демонстративное поведение взрослых

Во взрослом периоде жизни подобная модель поведения может происходить на подсознательном уровне, и может характеризоваться различными проявлениями психопатологической симптоматики.

К примеру, индивидуум склонный к депрессиям будет всячески демонстрировать и подчеркивать потерю своего интереса ко всему вокруг, а человек страдающий манией величия – выставлять напоказ свою тягу к доминированию, а также превосходство своих идей и ценностей.

В психиатрии термин «истеричная личность» фактически является синонимом термина «демонстративная личность», когда затрагивается демонстративное поведение взрослых.

Главной особенностью такого поведения является выраженная способность к подсознательному вытеснению какой-либо критической и рациональной оценки себя и своего поведение, развитие «артистичности».

Главными признаками в данном случае выступают: чрезмерный и стойкий эгоцентризм, нетерпимость проявления равнодушия или нейтрального отношения к своей персоне, жажда проявления каких-либо эмоций в свой адрес, тяга к признанию.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ. ИСТЕРОИД

В клинических случаях этот тип называют ИСТЕРИЧЕСКИМ или ИСТЕРОИДНЫМ.
Не только генетика, но и развитие и воспитание играют роль при формировании демонстративного типа.

Характеристики демонстративного типа

  • По сути ребенок с высокой самооценкой
  • Вытеснение работает отлично (в отличии от тревожного) - наследственность,
    Генетически передаваемый. Удаляет неприятные образы и переживания;
  • Мир воспринимают более просто, более позитивно, менее угрожающий;
  • Для них все реально и все возможно (как они думают). Не видят преград. Видят цель, но не понимают насколько это реально и сложно. Все возможно, «как-нибудь само собой получится»;
  • Проблемы с прошлым опытом (опыт негативных воспоминаний, чтобы предостеречь. Не наступать а грабли дважды - не про них);
  • Фантазии и цели - не отличают разницу => любая фантазия (не реальность) может быть целью. Их фантазии и вранье одно и тоже => вранье для них правда и поэтому, когда они говорят - сами верят в это (пример: Остап Бендер - «И Остапа понесло...»);
  • Здесь и сейчас;
  • Нет ощущения тревоги, что что-то теряют;
  • Нет у них проблем - не вырабатываются. Им преодолевать нечего, они не видят преград;
  • Быстро меняется настроение - эмоционально мобильны;
  • Инфантильные (дети);
  • Ленивые - не охота преодолевать;
  • Капризничает, манипулирует, давит, чтобы добиться своего (Решение - не поддаваться на манипуляции в любом случае). Манипуляция - реализация мотивов чужими руками;
  • Все за счет других добиваются;
  • Импульсивны;
  • Люди впечатления;
  • Эмоционально чувствительны и сензитивны. Хорошо чувствуют другого человека (его настроение, состояние...);
  • Постоянно себя демонстрируют. Играют роли, в разных ролях по жизни. Им самим
    Внутренне не понятно, что они из себя представляют;
  • Внешнего много, внутреннего мало;
  • Впечатлительные, внушаемые и самовнушаемые (часто «болит» голова, шумит, плохо «слышат» => средства манипуляции) - «Для чего болит?»
  • Функциональные нарушения - верит, что болит голова (для чего то);
  • Нет чувства вины
Пока человек действует согласно ситуации и удовлетворяет требования к этой ситуации он нормальный обычный человек.

Иногда говорят, что характер человека предоопределяет жизнь человека. Что это судьба. С одной стороны да, другой стороны нет. Отчасти это, конечно, накладывает определенные рамки ограничения и выборе ситуации и способы реагирования в этих ситуациях, но, тем не менее, поскольку жизнь гораздо многообразнее и как она сложится никто на самом деле не знает.

Чаще всего этот тип называют демонстративным или в клинических проявлениях - истероидным. Как и в случае с тревожными, особенности этих натур тоже будем выводить из этого самого механизма.

У тревожных плохо работает вытеснение, а у демонстративных - слишком хорошо. Если у людей слишком хорошо работает вытеснение, у них вытеснение может вытеснить что угодно. Из самой предпосылки нам понятно, что это люди, во многом противоположные тревожным. Если слишком хорошо работает вытеснение, а мы говорили что вытеснение может вытеснять из сознания практически любые содержания (а это образы либо переживания), а убирает оно в основном негативные образы или переживания, которые доставляют человеку внутренний дискомфорт, то это моментально аукается на то, что мы называем прошлым опытом. Потому что прошлый опыт это есть в первую очередь опыт негативных переживаний. Кольцо саморегуляции личности: негативное переживание остается в эмоциональной памяти для того, чтобы в будущем в той же ситуации мы не действовали сходным образом. Кроме того, переживание неуспеха тоже негативное. А оно тоже играет огромную регулятивную роль, оно снижает самооценку, притязания и так далее. После неуспеха человек снижает притязания, после переживания успеха у него притязания растут. Если вытеснение работает слишком хорошо, тогда что получается? Тогда у нас человек в этом смысле, в сходной ситуации будет действовать сходным образом . У таких людей плоховато с прошлым опытом.

Дальше, вытеснение формирует разные иерархии: мотивов, опасностей и ощущения того, что достижимо, а что недостижимо. Откуда у нас берется иерархия что достижимо, а что недостижимо? Мы считаем, что это очень хочется и может быть, а это хочется и если постараться, то можно, а это останется в мечтах. Эта иерархия формируется на основе прошлого опыта. Причем как индивидуального, так и социокультурного. И кроме того - прошлый опыт. Как у демонстративных? На основе прошлого опыта ничего не формируется - его нет, социокультурные вещи как они воспринимают? Откуда это берется? Предположим, тебе очень хочется, а мама говорит, что не получится, потому что дорого стоит. Ведь когда мама говорит, что хочется, но это дорого стоит, мы испытываем негативные переживания. Но одновременно это фиксируется у нас с тем, что малодостижимо. А если слишком хорошо работает вытеснение, то не фиксируется. У этих людей вырабатывается своеобразное мироощущение того, что все возможно и все достижимо .

Что происходит с образами фантазии? Там тоже есть специфика и тоже есть соподчинение. Мы отличаем свои фантазии и мечты от образов реальности? Отличаем. У обычного человека есть знание, что это он может себе очень ярко представлять, но это фантазия, мечта, а это есть образ реальности. Откуда мы это дифференцируем? А опять таким же путем: на основе с одной стороны социокультурной, впитывая, интериоризовывая, присваивая культуру, мы начинаем в этом разбираться. Кроме того, у нас есть индивидуальный опыт. Так как у совсем маленьких детей большая путаница, они плохо дифференцируют, что они себе представляют, а что есть на самом деле. И дифференциация идет на основе своего собственного опыта и усвоенного культурного опыта. Если у человек складывается впечатление, что все возможно и хорошо работают механизмы вытеснения, которые удаляют содержание, связанное с негативным опытом, то в сознании остается много места вообще то.

Объем сознания ограничен (то есть это то, что мы можем удержать в сознании). Или у нас есть фокус, а есть периферия сознания и этот стимул может вызвать ориентировочную реакцию. А если фокус сместить, то мы уже будем на другое обращать внимание. Если сознание конечно по объему и оттуда удаляется все, связанное с негативными образами и переживаниями, чем оно замещается? (Это еще один закон: сознание конечно и никогда не бывает пустым) Сознание заполняется образами фантазии. У этих людей не только проблемы с прошлым опытом и нарушена иерархия и есть внутреннее ощущение, что все возможно, у них еще есть много места для собственных образов. Они большие фантазеры .

У них есть ощущение, что все возможно и богатая фантазия, о чем они фантазируют? О чем-то хорошем. Они себе представляют очень ярко картины того, что им хочется. Значит, их фантазии и образы, которые по большей части заполняют их сознание, связаны по большей части с их реализованными желаниями. Что нам мешает ярко и чувственно воспринимать эти образы? Эта самая иерархия. А если у нас есть внутреннее ощущение, что вот оно, то очень ярко и чувственно. Это люди впечатления.

Вытеснение может вытеснить что угодно. Кроме одного. Оно не может вытеснить их собственные желания. Вытеснение в случае тревожных представляет собой горизонтальный столб, а у демонстративных - вертикальный . Есть один, очень значимый мотив, их значимое эгоцентрическое желание . При этом ситуацию реализации этого мотива они себе очень ярко и чувственно представляют. Но в реальности то этого нет. Значит, для того, чтобы это стало реальностью, это должно быть не просто образом фантазии, а целью. А у них нет этой программы. У них есть «вот оно», чувственный, яркий образ удовлетворения собственных желаний и при этом в реальности ничего не происходит. Потому что для того, чтобы оно стало реальностью, надо что-то делать. Делают ли они что-то? Нет. Эти люди пребывают в состоянии внутреннего удивления: как же так? Иногда даже недоумения и обиды.

Цель подразумевает целенаправленные действия, а там всегда есть преграды, а преграды вызывают тревожность. А у этих людей почему ощущение, что все возможно? Преград нет. Они вытесняются. И связанная с ними тревожность вытесняется.

Нет преград, нет тревожности, нет прошлого опыта, есть ощущение что все возможно. При этом, еще один аспект: у них нет опыта преодоления преград. Ведь опыт преодоления преград - некое волевое усилие. Для этого нужна дополнительная мотивация, идущая изнутри. Откуда она берется? Научаемся из социокультурного и индивидуального опыта. В основном воля воспитывается путем преодоления преград.

Тревожно-мнительный постоянно пытается преодолеть. Когда тревожный человек говорит: «Я собираюсь бросить курить!», акцент на слове «собираюсь». А воля - это опыт преодоления преград.

В жизни то преграды есть, но они их не видят. У них нет опыта волевого действия. Когда мы используем волевое действие? Чтобы действовать вопреки собственным желаниям. Так социум устроен. Социум без этого невозможен. Люди должны научиться действовать вопреки собственным желаниям, соблюдая правила и нормы. У этих людей нет этого опыта и нет воли. Они не привыкли прикладывать никакие усилия. Эти люди, если попросту говорить, ленивы. Значит, это люди ленивые, с очень яркими эгоцентрическими желаниями .

Как сделать так, чтобы их желания реализовывались? Если я чего-то очень хочу, но этого у меня почему то нет, значит надо умудриться сделать как-то так, чтобы мои собственные желания реализовывали другие .

Все это напоминает ребенка. Дети такие и это нормально. Но в процессе присвоения социокультурного опыта (моральных норм), путем преодолевания преград - люди взрослеют. А эти люди - не взрослеют. И очень часто таких людей называют инфантильными. Поскольку у детей их потребности удовлетворяются чужими руками, у детей вырабатываются какие-то навыки для того, чтобы взрослые удовлетворяли их потребности? Да. Какие есть средства у ребенка? Плач. Ребенок может орать - больше он сделать ничего не может. При этом, если нарушаются базовые природные потребности - он орет и мама приходит. Но очень быстро развиваются и психические потребности, которые тоже генетически заданы (потребность в освоении окружающего мира и т. П). Когда у ребенка нет базовых проблем и есть психические потребности - он тоже орет. А маме крайне трудно не подойти к ребенку. И когда ребенок начинает орать, когда просто скучно, а мама бежит к нему (и это также генетически обусловлено) - замыкается условный рефлекс. А если мама не дает ему то, что он просит - он манипулирует ей, начинает нудеть, может плюхнуться на пол, начинает кататься, валяться на полу, орать. Ему самому не нравится кататься по полу. Но он уже усвоил некие болевые точки. Когда он катается по полу - он ставит маму в дико неудобное положение. У нее есть два выхода: либо купить, чтобы отстал, либо схватить подмышку и убежать. И если она выберет первый вариант, то орать он будет всегда. Такие механизмы манипулятивного поведения складываются у всех у нас и каждый из нас тем или иным образом их использует. И эти же механизмы можно использовать чтобы не просто делать что-то с помощью других, а делать за счет других.

Эти люди выгодно себя подают. То есть они себя демонстрируют окружающим. Это зависит от того, чего хочется. От того, что за люди вокруг. Эти люди обладают повышенной чувствительностью по отношению к окружающим. У этих людей вырабатывается навык и они чувствуют других людей и то, чем их можно пронять. Проще всего как к себе привлечь внимание? Яркий внешний вид, более яркое и более экспрессивное поведение, байки, в которых самая важная ты занимаешь какое-то центральное и важное место. Причем, есть одна особенность, что они много про себя чего рассказывают интересного. Он будет образно, красиво и с деталями все это рассказывать потому что у него очень яркое и образное воображение. И другие вовлекаются. То есть ему верят. Предположим, что в этой компании оказался человек, который реально был на приеме у английской королевы. Рассказчик тогда на эту байку расскажет еще одну трехэтажную байку про то, почему они там все были, но друг друга не видели. И таким людям верят потому, что они реально чувствуют на уровне чувств и восприятия те ситуации, про которые они рассказывают. И поэтому их крайне трудно вывести на чистую воду.

Истероидов невозможно уличить во лжи потому что когда они рассказывают - они в этой ситуации. То есть они не врут. Его внутреннее ощущение - что он в этой ситуации находится и живет. И окружающие не чувствуют что он врет. Яркий пример - Остап Бендер, которому дают деньги на проект, а потом он придумает историю, почему этот проект не получился.

Когда он демонстрирует - за этим всегда стоит прямая или косвенная выгода. И даже когда ее как кажется нет, они таким образом повышают свою самооценку. Это становится стилем жизни. А реально - он не думает заранее, как бы сделать так, чтобы их объегорить. Нет, он просто так живет. Если ему нужны деньги, он не изобретает козни, как их отнять. Он просто в определенной ситуации ведет себя совершенно спонтанно определенным образом. И давить на жалость (какой он бедный, больной и несчастный) или на что-то еще. Но делая это с одним результатом - для того, чтобы другие им помогали. Не обязательно деньгами - трудами, усилиями, связями, протекцией. Приз может быть разным. Но он всегда подразумевается.

У таких людей очень широкий круг общения, они очень часто меняют компании и людей. А если у него спросишь, зачем он столько завел - он не ответит, потому что он это делает совершенно спонтанно. Они очень впечатлительные и у них очень часто может менятся эмоциональный фон: если это в каких-то сильных проявлениях - эмоциональная лабильность. То есть это люди эмоционально лабильные.

Это люди, которые постоянно демонстрируют что-то. Что? Да что угодно? Но чаще всего они не испытывают глубоких переживаний и у них не бывает по-настоящему глубоких мыслей . Он может изображать из себя суперначитанного, но т. к.нешь поглубже, а там - пусто.

Пример: Берем женщину с маленьким ребенком. Маленький ребенок является преградой? Является. Она привыкла преодолевать преграды? Не привыкла. И поэтому тяжелый труд, который связан с ребенком, она умудряется переложить на кого-нибудь. В данном случае на свою маму, то бишь на бабушку. Если та отказывается - начинаются манипуляции. Сначала мягкие. А потом - все более и более жесткие. Например: «Мне вечером срочно нужно ехать потому что иначе я останусь без диплома и т. п...» Но бабушка она же мама этой женщины и понимает, что за один день ничего не изменится. И тогда эта бабушка говорит, что можно и в понедельник съездить. Очень важный момент: что происходит дальше? Что сказала женщина своей матери? Сказала, что вообще то решается ее судьба. А мама готова судьбу собственной дочери променять на какую-то встречу с одноклассниками. И тогда она дико возмущается. И тогда она искренне дико возмущенная начинает матери это высказывать. У матери тоже есть что ответить. И они начинают выяснять, кто на кого положил жизнь и кто кому ее испортил. Они это выясняют. Все происходит на фоне повышенной нервозности. И тогда эта дочь, «решившая», что она не нужна собственной матери, искренне лезет на перила, чтобы кинуться из окна. Что может сделать мать? Либо в какой-то момент сломаться и отыграть назад. А может и не отыграть. Есть один нюанс: если эта дама полезла на перила, то она знает, что скорее всего есть крюк, на котором можно удержаться, но к сожалению такие штуки печально кончаются. Дальше может быть еще более жесткая манипуляция: она может схватить ребенка и убежать с ним на мороз. Ее мать естественно побежит за ней. После этого она побежит развлекаться, придет домой в хорошем настроении и искренне будет недоумевать, почему ее мать вся сине-зеленого цвета и пьет валерьянку.

Надо задавать вопрос, не почему они то или иное делают, а зачем они то или иное делают. Это могут быть не только какие-то внешние вещи, но и внутренние могут идти как материал для манипуляции. Например, голова болит и тошнит может быть так называемым условным симптомом? Может. Истероид про себя как думает? Хорошо: он добрый, веселый, ласковый и общительный. Откуда человек получает информацию о себе? Либо окружающие дают понять, либо в результате собственной деятельности. А что с истероидом? Поводов для того, чтобы думать о себе что-то нехорошее у него нет. Он думает про себя что он ленив? Нет. Он думает про себя что он усилий не прилагает? Нет. Потому что у него многое получается. Пусть чужими руками, но получается. С точки зрения социокультурных критериев, он очень успешный. И в глазах окружающих то, что у него болит голова и его тошнит, является условно-желательным симптомом. Она у него реально болит и реально тошнит. Но это идет на пользу так как он оправдывается этим перед начальством. То есть вот эти условно-желательные симптомы у таких людей формируются как средство манипуляции . Для показателей уровня истерии есть опросник. Там есть вопрос, чаще ли у вас кружится и болит голова и вы падаете в обморок? Так вот, истероиды в обморок падают чаще, чем другие. Это не значит, что они имитируют обмороки - они реальные.

Пример: Молодая дама-истероид и муж. Недавно поженились и любят друг друга. Муж хочет чтобы в семье было все хорошо. Для этого он по ночам ходит на работу. Ей это нравится? С одной стороны, она может и понимает, что это на пользу семьи. С другой - когда он уходит, ей от этого приятно? Нет. Она верит, что он туда уходит, но ей все равно будет неприятно. Понятно, что в этот момент есть всплеск тревожности. А когда она растет - меняется химия организма. На фоне всплеска тревоги у нее может кольнуть сердце? Он собирается уходить, у нее кольнуло сердце, она схватилась. Он испугался и не пошел в этот раз. Сердце кольнуло как бы само по себе. При этом ее мотивация была чтобы он остался. И он остался. Ей стало хорошо, она удовлетворила свой мотив. Довольно быстро, у таких людей налаживаются условно-рефлекторные связи: сердце колет - есть сигнал о том, что будет хорошо, перед этим - было плохо. Связь между этими вещами в психике и в организме замыкается. В следующий раз, когда он вечером уходит на работу, вероятность больше того, что он останется. И если он еще раз остался - связь закрепляется и начинает генерализовываться.

Если говорить про психоанализ, то тот же Фрейд начинал с истеричек. Именно из них родился метод археологических личностных раскопок. Это анализ сновидения и метод свободных ассоциаций.

По большому счету, внушение основано на том, что деятельность мозга делится на несколько этажей. Центр сексуального удовольствия и возбуждения находится в спинном мозге. Есть разного вида восточные практики, например, состояние медитации - попытка достичь пустого сознания. Или например всякого рода аутогенные тренировки: достаточно сконцентрироваться на кончике пальца и у всех: у кого-то быстрее, у кого-то медленнее - можно подчинить и такого рода функцию более высоким этажам. Это не нужно, это вмешательство. Но те же самые люди сознательно преуспели в том, что они могут сознательно регулировать функции всего организма (bio feedback). Можно выводить в качестве обратной связи показатели артериального давления и сердцебиения.

Чем сильнее особенности действия этих механизмов, тем более акцентуированной является личность. Мы все умеем и внушать и быть внушаемыми и тревожится и т. п. Вопрос в том, зациклено это или нет, ведущий это наш стиль жизни или нет.

Итого:

  • У демонстративных личностей слишком хорошо работает вытеснение ,
  • Отсюда - проблемы с опытом и иерархией преград ;
  • Плюс - чувственная фантазия и чувственное восприятие , люди впечатления;
  • Это люди эмоционально-лабильные ;
  • Плюс, если брать мотивационную сферу, то для истероидов есть один мотив - одно желание, а всего остального как будто бы и не существует;
  • Поэтому и их сознание заполняет их собственные эгоцентрические желания; Плюс - демонстративное поведение , - любая демонстрация всегда есть часть манипуляции, это так называемое рентное (выгодное) поведение;
Манипуляции могут быть самыми разными, но когда это уже заклинивается и зацикливается, тогда мы просто видим, что это уже неадекватное поведение. Его поведение перестает соответствовать большинству ситуаций и тогда это уже ярко выраженная дезадаптивная фаза.

С истероидами в ярко выраженных формах тяжело. Потому что не очень понятно, с какой стороны к ним заходить. Как только ты начинаешь выходить на то, что у него есть внутри, у него такая реакция, что это какой-то тупой психотерапевт и нужно искать другого. Они привыкли, что хорошо работает вытеснение и они хорошо защищаются. До поры до времени, у истероидов все хорошо с внутренним самоощущением и они этого в себе не видят. Способны ли они искренне любить? Трудно сказать. Они способны показывать глубокие чувства. И в момент, когда он это показывает - он это переживает.

Те или иные психологические особенности (особенно ярко выраженные) это еще не судьба. Но на судьбу они очень сильно влияют.

Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический. Часто он переживается тяжело, что обуславливает отклонения в поведении несовершеннолетних: употребление алкоголя, наркотиков, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам. Одним из типов отклоняющегося поведения является демонстративное поведение подростков.

Ученые самых различных направлений единодушно приходят к выводу, что демонстративность - одна из характерных черт поведения подростков. Так, по мнению А.Е. Личко, демонстративная реакция - «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте» . Слово «демонстративный» происходит от лат. «demonstrativus», что значит «указательный», демонстративное поведение значит наглядное, вызывающее, нарочито подчеркнутое. Данная категория объединяет разные поведенческие проявления, которые направлены на привлечение внимания окружающих. Кроме того, умение обратить на себя внимание - обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности - один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха .

Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении подростков, когда ребёнок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, дурашливость, грубость т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе, их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания пространства, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.

Желание выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое - это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то объединении. Успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, большое количество проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с педагогом не удалось наладить желаемые отношения. Чаще всего свои учебные неудачи подросток будет объяснять внешними обстоятельствами. Второе - действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы - от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Третье направление - использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдается бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. Самое опасное в этом направлении - демонстративные побеги и суицидальное поведение .

Знание особенностей личности у подростков с демонстративным поведением позволяет педагогу перенаправить демонстративное поведение подростка в нужное русло в самом начале такого проявления. Педагог должен организовать социально ценную, полезную деятельность и включить в неё подростка. Это могут быть различные классные и общешкольные мероприятия, выставки, конкурсы, волонтерское движение и другие дела, где демонстративные подростки получат возможность действовать, используя свои, часто незаурядные, задатки к актерскому исполнительскому и литературному творчеству.

Таким образом, особенность демонстративного поведения у подростков - огромная, ненасыщенная жажда внимания к себе и эгоцентризм. Причем, не обязательно внимание должно быть положительным, главное - не остаться в тени. Подросток непременно хочет добиться каких-то успехов и быть на виду. Необходимо осознать: демонстративный подросток, не развивший у себя ни одного из интересных, полезных, престижных умений, чаще всего становится в будущем тяжелым в общении истероидом, нытиком, симулянтом, мизантропом.

При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители общаются с ними мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадоксальную, но единственно доступную ему форму - демонстративную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Но эта причина не единственная. Если бы все случаи кривляния объяснялись так, то это явление не должно было бы быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако известно, что и в таких семьях дети кривляются ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать им возможности осудить (поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно подвергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы - плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями младших школьников, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство.

В определенном возрасте, как правило в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании границ самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л. С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели в противоположность негативизму - явление положительное. Это важнейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. Из-за того что взрослые постоянно препятствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все остальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением».

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индивидуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного упрямства - длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное желание выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, - важная личностная черта наряду с другой, противоположной ей, - стремлением подчиняться обстоятельствам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма протестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Таким образом, происхождение протестного поведения разнообразно. Разобраться в причинах негативизма, упрямства, строптивости - значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой для него цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. прямо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку - брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия - самоунижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогении (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) - одна из причин детских суицидов.

Существенная детерминанта агрессивного поведения детей - воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, насилия, мести приводит к тому, что: агрессивные акты с телеэкранов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность к насилию и повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности - чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформации системы ценностей в семейных отношениях и т. д. Как и при протестном поведении, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения.

Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадекватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдущего опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпретации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реализацию агрессивного поведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Как часто мы делаем то, чего ждут от нас наши дети? Речь идет не о повседневных потребностях, которые входят в обязанности родителей, а о детских манипуляциях взрослыми. Детское поведение напоминает удочку. Ребенок ее закидывает, а взрослый «заглатывает крючок» и… делает то, что ждет ребенок.
Как это происходит? С помощью демонстративного поведения – поступков, целью которых является демонстрация себя. Внешне и внутренне такое поведение адресовано взрослым. Главное для ребенка – создать контакт со взрослым.

Варианты поведения
Демонстративное поведение проявляется в нескольких вариантах.

Вариант 1. «Похвали меня!»
Похвала – это эффективный стимул деятельности и прекрасное средство формирования детской самооценки, если она заслуженная. Заслужил, заработал – похвалили. И это просто замечательно. Ребенок растет с пониманием того, что любят его просто так, а хвалят за конкретные поступки.
Однако нельзя захваливать малыша без повода. Это воспитывает потребительское отношение к жизни и формирует неадекватную самооценку. Нужно ли говорить, насколько это вредно для детской психики. Взрослые это знают, но захватывают крючок. Вот конкретный пример.

В маршрутке наблюдаю диалог мамы и девочки лет восьми.
– Учительница предложила тебе солировать в хоре, - говорит мама.
– А почему я? – капризно спрашивает девочка.
– Ну, наверное, потому что ты лучше всех поешь.
– Лучше Таньки?
– Лучше.
– Лучше Ольки?
– Лучше.
– А в другом классе есть кто-нибудь, кто будет солировать?
– Наверное, нет.
– Значит, я лучше всех пою в этом классе?

Разговор мамы и девочки может быть бесконечным. Фразой «почему я», была запущена «удочка», и мама сразу «попалась». Девочка ловко манипулирует мамой вопросами, а та хвалит девочку столько, сколько ей это нужно. А за что она ее хвалит? Пока только предложили петь в хоре. Совсем неизвестно, справится ли она. Возможен любой вариант событий, но девочке заранее необоснованно завышают самооценку.

Вариант 2. «Я плохой»
В принципе, это разновидность первого варианта демонстративного поведения, но другими словами. Ребенок начинает говорить о своих недостатках с уверенностью в том, что взрослый его поправит и обязательно похвалит.
Примеры детских «крючков»:
– Я некрасивая.
– Я толстая.
– Я не умею петь.
– Ты меня не любишь и платье не купишь.

Взрослые моментально подхватывают фразы и убеждают ребенка в обратном:
– Ты очень красивая.
– Ты хорошенькая стройная девочка.
– Ты поешь лучше всех.
– Я очень тебя люблю и куплю платье.

Подобных вариантов может быть много, но за всеми стоит простая манипуляция: похвали меня просто так. И взрослый попадается на крючок.

Вариант 3. Кривляние
Как часто нам приходится сталкиваться с детским кривлянием. Стоит ребенок у доски и просто выгибается во все стороны. Точно также он ведет себя в поликлинике, при встрече с вашими знакомыми – в самые неподходящие моменты. Взрослый общается, решает какие-то вопросы и понимает, что чадо ведет себя демонстративно. «Перестань кривляться!» – говорим мы ребенку. А это значит, что контакт состоялся. Крючок заглотили, и ребенок продолжает в том же духе показывать демонстративное поведение. Почему? Потому что он манипулятор. А взрослый, нервничая и волнуясь, просто «висит» на его крючке.
Эта ситуация может длиться бесконечно. Воспитанный взрослый угрожает ребенку разобраться дома в его демонстративном поведении, но не принимает меры в данный момент, и малыш продолжает демонстрировать себя.

Вариант 4. Капризы
Обычные детские капризы – это тоже способ привлечь внимание к себе, то есть опять вид демонстративного поведения. Пока ребенок кричит, плачет, раскидывает вещи и игрушки, взрослый безотрывно находится возле него. Он уговаривает, упрашивает, ругает, но создает постоянный контакт.
Снова крючок. Взрослые будут «висеть» на нем пока это не надоест малышу.

Причины демонстративного поведения
Ребенок так ведет, потому что испытывает потребность во внимании. Причем с возрастом она становится бессознательной и бесконтрольной. Он привлекает к себе это внимание любой ценой. А взрослый подпитывает это желание постоянным попаданием на детские уловки. Из-за лояльности к демонстративному поведению в классах появляются «дети-клоуны», «истерики». А сколько подобных взрослых рядом с нами? Именно они испытывают постоянную потребность в конфликтах, интригах, особом внимании к себе. Вряд ли кто-то захочет иметь мужа, подругу, сотрудника с явным демонстративным поведением. Значит, нужно избавлять наших наследников от этой вредной привычки.

Корректируем демонстративное поведение
Любую аномалию, включая демонстративное поведение, лучше предотвратить. Прежде всего, нужно всегда держать ребенка в поле внимания, показывая ему это. Говорите, что вы его любите, что верите в его силы, гордитесь победами.
Если же удочка закидана, то нельзя попадаться. Давайте научимся отвечать крохе правильно:

В своих ответах, мы даем детям понятие деятельности. Похвала следует за поступками. И маленькая личность будет это понимать и избавиться от демонстративного поведения.
Капризы и кривляние не требуют никаких особых методов. Здесь нужно только терпение. Самое главное – лишить ребенка прямого контакта, не обращать на него внимания. И пусть поначалу сделать это будет непросто, зато впоследствии вы излечите эти болезни «на корню» и устраните демонстративное поведение.
Главный совет: придерживайтесь своей позиции до конца. Ваше требование убрать игрушки или сложит вещи должно быть выполнено. И неважно, что после первой фразы вылилось море слез, звучали упреки в нелюбви, жалобы. Главное, чтобы вы довели начатое до результата. Терпение и мудрость – вот ваши оружия.