Стоит ли наказывать детей за плохие оценки в школе? Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки? Наказание за плохие оценки в школе.

Ребенок может избежать наказания от родителей за плохую отметку, если будет знать, как себя вести. На самом деле, грамотные родители никогда не проявят агрессию по отношению к своему чаду, пусть даже и неуспевающему в школе. Потому что внимательные взрослые знают: столкнувшись с агрессией, ребенок, а тем более подросток, тут же закроется от внешнего мира, и никакое воспитание на него уже не подействует.

Прискорбно, но не все родители отличаются глубокой мудростью. Многие мамы идут путем чтения нотаций, осуждения и угроз. Некоторые папы могут высмеять своего ребенка за плохую отметку, наговорить неприятных слов и наказать. Конечно, это неверный подход. В данной ситуации ребенок или подросток своим примером должен показать родителям выход из ситуации.

Объяснение причин неуспеваемости

Первое, что нужно сделать, когда плохая оценка уже красуется в дневнике, это постараться объяснить родителям причину неуспеваемости. Возможно, тема была слишком сложной для восприятия. Поясните, что с радостью исправили бы положение дел, если бы кто-то помог понять предмет.

Искренность творит чудеса, даже не с самыми мудрыми родителями.

Если имеет место конфликт с преподавателем, об этом тоже нужно сообщить родителям. Любой взрослый знает, как сложно доказывать свою состоятельность, если к тебе придираются или вовсе игнорируют. Следует рассказать все, как есть. Вероятно, учитель действительно ведет себя некорректно, и это влияет на успеваемость. Пусть родители разбираются с преподавателем.

Плохое самочувствие снижает внимание и концентрацию. Если плохая оценка появилась в результате болезни, родителям следует об этом знать. Ежегодно школьная программа ужесточается, а здоровье современных детей ухудшается. Ни в коем случае ребенок не должен ждать наказания за плохую оценку, если он был болен или плохо себя чувствовал.

Контакт с родителями

Чтобы хорошо учиться и получать от процесса удовольствие, нужно перестать бояться осуждения и наказания в случае провала. Для этого нужно наладить контакт со своими родителями. Нужно вводить их в курс дела, рассказывать о своих проблемах в школе, делиться впечатлениями от уроков.

Страх – не лучший помощник в повышении успеваемости.

Иногда достаточно один раз рассказать о своих переживаниях по поводу плохой отметки, чтобы родители встали на сторону своего ребенка, перестали его наказывать и помогли достойно окончить обучение в школе. Только взаимный контакт с мамой и папой рождает доверие. А доверие исключает страх наказания за плохую оценку.

Как поступать, если ребенок принес «двойку», и как правильно мотивировать на хорошую учебу. Рекомендации психолога .

Марина, нужно ли объяснять ребенку про систему школьных оценок, что «пять» — это хорошо, а «два» — плохо?

Если в школе существует система оценок, и особенно если она принята в начальной школе, то о ней, безусловно, нужно говорить с ребенком. Объясните ему, в каких случаях и за что можно получить ту или иную оценку. Важно, чтобы у ребенка не сформировалась такая негативная связь: «если у меня плохие оценки, значит я – плохой».

В традиционной российской школе оценка – это публичный акт. То, на какие отметки учится тот или иной ребенок, знает весь класс, а то и вся школа. И очень часто, особенно в младшей школе, оценки являются мерилом личности ребенка в целом, когда ярлыки типа «троечник» или «отличник» свидетельствуют о способностях ребенка в принципе. Они же являются фильтром в процессе адаптации ребенка как в коллективе сверстников, так и в учительском сообществе. И эта призма является основной в школьной среде. То, что у ребенка скорость восприятия материала ниже, чем у других, к примеру, или в силу своего холерического темперамента ему трудно сосредоточиться на задаче – все эти нюансы будут учтены в самую последнюю очередь.

Зачастую школа не учитывает и динамические процессы в развитии ученика. В начале года ребенок мог показывать далеко не лучшие результаты, зато к концу четверти его успеваемость стала выше, однако общий балл при выведении четвертной отметки не учтет этот прогресс – начальные низкие оценки, тем более в большом количестве, обесценят конечные высокие отметки.

Поэтому ребенок, конечно, должен знать, что ему необходимо стремиться получать хорошие оценки, чтобы быть успешным в будущем. Но плохие оценки при этом не должны трактоваться как незнание, безалаберность и лентяйство.

Ребенок получил «двойку». Стоит ли наказать?

Не нужно этого делать. Мотивация для прогресса и достижений должна быть позитивной. Если есть плохая оценка, значит, нужно больше стараться, чтобы улучшить результат. Наказывая ребенка за плохую оценку, например, лишая прогулок, игры или общения с друзьями, его мотивация будет негативной. Она формирует либо страх, либо нигилизм. В случае страха ребенок будет бояться проявлять инициативу. Это может реализовываться так: например, у одной задачи может быть несколько решений, но даже если они есть у вашего ребенка, он будет молчать или использовать единственно допустимый ответ, потому что будет бояться ошибиться. В случае нигилизма возникает агрессия и отвращение к учебе, ребенок будет мыслить так: «если у меня плохая оценка, значит, я буду поступать плохо во всем».

Дайте ребенку понять, что плохая оценка – это лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Это как в спорте, где проигрыш или пропущенный гол – не провал, а очередная тренировка и шаг к новому достижению, победе. Именно таким должно быть отношение у ребенка к отметкам учителя.

Если за каждой плохой оценкой следует ее разбор, причем в коннотации положительного исхода, то избежать их удастся быстрее. Потому что ребенок, принесший двойку, будет знать, что сможет объяснить родителю, почему такое произошло, за что двойка, в каком месте он недопонял материал. У школьника будет чувство безопасности, а не страха. Задача родителей и учителей обеспечить такое безопасное пространство для ученика и в первую очередь ученика начальной школы.

Ребенок боится получить плохую оценку, сильно нервничает перед контрольными? Что делать?

Если ребенок боится плохих оценок, скорее всего, здесь свою «роль» уже сыграли родители, которые «нагрузили» ребенка своими ожиданиями и негласными требованиями.

Не нужно делать из ребенка продолжение собственной успешности! Станьте товарищем своему чаду! В каждом оценивании нужна поддержка, забота, ребенок должен знать, что у него есть безопасное место и это место – его семья.

Если ребенок переживает перед контрольной, расскажите историю о себе, о том, как вы шли на контрольные работы, как сдавали экзамены, о том, что вам тоже было порой страшно и волнительно, как и ему сейчас. И очень часто контрольные заканчивались благополучно, потому что знаний было достаточно, точно так же, как и у вашего ребенка. Но когда вы получали не очень хорошую оценку, у вас всегда был шанс ее исправить. И этот шанс есть и у ребенка. Эта идентификация в данном случае важна, она обеспечивает поддержку вашему ученику.

В том, что ребенок постоянно боится получить плохую оценку, нет ничего хорошего. Психика ребенка, которому угрожает плохая оценка, в родительском и учительском неприятии будет включать защитные механизмы. И это нормальная психическая функция. Однако защита будет сама по себе не лучшая. Один вариант – это бесконечное чувство вины за плохую отметку и недовольство собой, что в результате способно привести к идентичности неполноценного человека. Второй вариант – это выработка такого качества, как лукавство, замалчивание, в простонародье называемое враньем. Чтобы избежать наказания (конечно, при условии, что его наказывают за плохие оценки), ребенок будет врать. Есть и третий вариант. Чтобы доказать, что он хороший, школьник, получив плохую оценку, вступит на рельсы перфекционизма и будет заниматься только уроками. Результат может быть впечатляющим при условии, что у ребенка развито сильное Эго и что он способен противостоять неудачам. Но в младшей школе, которая закладывает в ребенка знания о себе с помощью оценок, это не характерно. К тому же все три варианта объединены общим чувством – чувством страха, который во взрослой жизни перерастает в фоновую тревогу и становится одной из составляющих невротических состояний. У кого-то это практически не заметно, а кто-то, кому не повезло с учителем в детстве, будет весьма чувствителен к тревожному воздействию на психику.

Нужно ли хвалить за «пятерки»?

Хвалить за пятерки, безусловно, нужно. Но не переусердствуйте с комментариями «ты самый лучший», «ты все знаешь» и т.п. Не создавайте культ «пятерки», когда «пятерка» — это хорошо, а все остальное – ниже планки и не заслуживает похвалы, тогда «плохая» оценка не станет для ребенка трагедией.

Если ребенок получает отличные оценки, это повод для гордости, прежде всего, родителей. Именно они могут повлиять на развитие так называемого синдрома отличника. Детский перфекционизм – очень тяжелый невроз для ребенка, но попадает в него ребенок при прямом содействии взрослого. Как правило, такой ребенок изначально нагружен большими родительскими ожиданиями. Единственный способ их оправдать – быть хорошим во всем, стать отличником, побеждать даже не в своей игре. Если этого не происходит, то ребенок чувствует себя недостойным и ненужным родителям.

Прежде всего, дайте понять ребенку, что вы хвалите его не за оценки, которые он получает, а за то, что он стремится к знаниям, проявляет интерес к изучению чего-либо. И нет никакой беды в том, что в какой-то момент ребенок проявляет меньшее любопытство к предмету и не получает за него отличные отметки.

Ребенок считает, что преподаватель был несправедлив с ним и занизил оценку. Как поступить?

Разберите ситуацию, выясните, почему учитель поставил такую оценку. Когда вы обсуждаете с ребенком его оценки, вы демонстрируете ему свою поддержку. Но важно также и не уронить авторитет учителя в глазах ребенка. Поэтому стоит встать не в позицию родителя вашего ребенка, а в позицию преподавателя. Потому что часто из позиции родителя у нас возникает одно желание – защитить ребенка. Если действительно есть несправедливость в отметке, то тогда стоит обсуждать это с педагогом.

На фото: картина Решетникова Ф.П. «Опять двойка»

Каждому родителю школьника хоть раз, но приходилось видеть в дневнике своего ребенка отметку «2». Но мало кто знает, как правильно к этому относиться. Кто-то берется за голову, а кто-то за ремень. Чтобы адекватно реагировать на такую ситуацию, нужно разобраться в следующих вопросах.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка - это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка - это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку - для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Почему ребенок приносит двойки

Прежде чем ругать ребенка за двойку, нужно понять, почему она оказалась в его дневнике или тетрадке.

Я в школе была примерной ученицей, училась только на «5», и редко ― на «4». Да вот беда, русский язык мне не давался. Как-то я, сдав свою тетрадь на проверку (а она была новенькая, чистенькая, там всего 4 работы было), обратно получила ее всю исписанную красными чернилами, с отметками «3» и «2». Мне так стыдно было. Потом я жутко переживала, что скажет моя бабушка (росла я с ней). Выход был такой: я спрятала ту «стыдную» тетрадку, взяла чистую, все переписала. Дальше была более внимательна, стала больше читать. Это был шестой класс. Спустя 8 лет я достала «свой грешок» и показала его бабушке. Мы посмеялись. Но в тот момент, когда я получила свою неудачную работу назад, мне было страшно, тревожилась: а вдруг бабушка узнает? И представление того, как она будет меня отчитывать, не давало мне покоя.

Так вот, первой причиной неуспеваемости ребенка является его ненаученность: мало упражнялся, не дочитал, не дописал. Все это от спешки: детям так много всего надо успеть! И поиграть, и творчеством заняться, и на кружки/секции сбегать, да еще и уроки выучить. Поэтому родители должны правильно расставить приоритеты для себя и для ребенка. Определить его способности, наклонности, и уже от этого отталкиваться: где-то помочь, где-то направить, а где-то отнестись с пониманием и закрыть глаза. А. С. Пушкин, например, имел двойку по математике, но это не помешало ему стать великим поэтом.

Второй случай. Обратились ко мне родители пятиклассника: мальчик стал плохо учиться, скатился практически на «3» и «2», чего прежде никогда не было. В процессе работы с этой семьей оказалось: мальчик был слишком послушным и неуверенным в себе. Дети это чувствовали, видели и начали над ним смеяться, из-за чего он стал переживать и еще больше закрываться. Он боялся отвечать на уроках, так как в случае ошибки был высокий риск для него быть осмеянным.

Хороших учеников в классе не очень любят. Они «заучки» и «зануды». Это проблема тех детей, которые не успевают, но эмоционально устойчивы ― они начинают высмеивать успешных, доводя их таким образом до своего уровня. «Не высовываться» ― вот такой выход нашел для себя мой клиент. Классный руководитель тоже как-то мало на это обращала внимания. Другие же учителя, не зная особенностей конкретного ребенка («Учеников много, разве каждого узнаешь?», ― а должны узнать), видели в мальчике только ленивого, неуспешного ученика. Вот так и появляются педагогически запущенные дети, среди неуспешных они составляют 60%.

Вот еще из практики. Девочка, восьмой класс. Учиться совсем не хочет. Родители заняты работой, а ей постоянно нанимают репетиторов. Последние меняются каждый месяц, так как «безграмотные», «не найдут подход к ребенку» и т.п. На самом же деле, своей неуспеваемостью девочка добивалась авторитета среди одноклассников, а авторитет родителей был не авторитет. Ребенку просто не хватало родительского внимания, понимания. И в какой-то момент она нашла его среди друзей. Она отдалялась от родных, так как они ей казались равнодушными. Нужно понимать и помнить, что никакие материальные блага не заменят живого, эмоционального общения с родным человеком. Это тоже ведет к педагогической запущенности.

Еще причиной неуспеваемости ребенка являются его особенности: уровень интеллектуального развития, волевой сферы, эмоциональной, темперамент, состояние здоровья. Так, детям с гиперактивностью трудно сосредотачивать свое внимание на предмете изучения (они страдают синдромом отсутствия внимания), детям с дефектами физического и психологического здоровья тяжело эмоционально находиться в группе других детей, им плохо дается представление, понимание учебного материала.

Как известно, страдают неуспеваемостью и дети из неблагополучных семей ― это социальный фактор.

О причинах школьной неуспеваемости более подробно смотрите в видео

Как правильно реагировать родителям, когда ребенок получил двойку

Итак, прежде чем реагировать на двойку чада в дневнике, нужно выяснить причину: почему учитель ее поставил? Подумать самому, сравнив мнение учителя со своими представлениями и знаниями о ребенке, его особенностях, особенностях среды и обстоятельств дома и в школе. Кто, как не родители, поймут и заступятся за своего ребенка? В случае необходимости нужно обратиться за помощью к психологу.

Помните, что одна двойка ― это не приговор о неуспеваемости, но и не повод расслабиться и проигнорировать. Это сигнал к действию. Нужно остановиться и присмотреться, где упускаем в воспитании, мотивации, а может просто в общении с ребенком.

Если двойки появляются в дневнике систематично, срочно за консультацией, и дальше работаете, исходя из причин отставания.

Как-то недавно услышала интервью одного психолога: «Детей нужно наказывать» ― и меня обдало жаром. Как психолог такое может говорить?! ДЕТЕЙ НУЖНО ПОНИМАТЬ! Тогда и причин наказывать не будет. К углу, лишениям они привыкают, крик, ремень их унижает, наказания типа «теперь будешь мыть посуду, убирать» отбивает желание к данным видам деятельности, потому что это нормально, это хорошо и правильно. А в комплексе это убивает в них детей, доверие к людям. Это обижает, злит и дает право делать так же.

Наказывать вниманием и любовью! Об этом короткое видео

Понимания вам, милые родители! Успешности и успеваемости вашим детям!

Была ли эта информация полезной?

Да Нет

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Ваш ребенок самый сообразительный, умный, талантливый, одаренный? Из всего перечисленного адекватным является только утверждение, что это «ваш ребенок». Остальное – мечты, фантазии родителей, которые они почему-то принимают за данность, реальность, а любимое чадо обязан соответствовать ожиданиям любящих мам и пап. Так ли уж и любящих? И кого они любят? Этого ли реального ребенка, который вовсе не так и гениален? Или все-таки свои мечты и ожидания?

Между прочим, ребенок тоже может уподобиться своим родителям и по их примеру сравнивать их с более успешными, эрудированными, креативными родителями других сверстников. Как себя почувствуют в таком случае амбициозные родители? Ну-ка попробуйте, станьте такими, какими являются родители какого-то другого ребенка, в доме которых ваш отпрыск любит бывать. Почему ваш ребенок не может сравнивать? Мамы и папы, не задумываясь, позволяют же себе такую вольность. А вернее – жестокость.

Итак, получил опять «два»? Что делать? Как отреагировать?

Сказать: «Ты совсем не учишься?» Или вообще не обращать внимания – вдруг у него из-за упреков чувство вины появится, из которого затем разовьется целый букет комплексов? А может быть все-таки сравнивать с успехами других ребят?

Вообще не замечать двойки нельзя – получается, что вы воспринимаете такое отношение к учебе (то есть его работе) как норму, тем самым дезориентируете его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Отругаете? Такое унижение воспримется им как плата за двойку, а потому он спокойно и дальше может ничего не делать.

Добиваться от ребенка хороших оценок надо постепенно. За неделю двоечник никак не превратится в хорошиста. Будете ставить такую планку – может вообще отказаться ходить в школу.

Успех в какой-то деятельности поможет начать более ответственно относиться к учебе. Любит рисовать? Пусть дополнительно учится в художественной школе. Никак не дождется зимы, чтобы встать на лыжи? Подберите лыжную секцию. Победы в какой-либо деле окрыляют, вдохновляют на новые подвиги, делают человека более ответственным во всем, а со временем это положительно отразится и на успеваемости.

Старайтесь больше общаться с ребенком. Говорите с ним, говорите и говорите. Обо всем, не только б учебе.

Нужно признаться себе, что страх перед не сложившимся из-за плохой учебы будущим вашего ребенка довел нервы уже до предела. Повышенная нервозность всегда мешает налаживать нормальные отношения, находить верное решение проблем. А потому нужно принять действительность такой, какая она есть: ребенок – двоечник. И что теперь? Жить дальше нельзя ни вам, ни ему? Жить можно и нужно!

Пытайтесь примирить себя с тем, что ребенок не особо желает учиться и радовать своими достижениями мам и пап. Вспомните своих одноклассников. Наверняка, были отличники и почти отличники – исполнительные, предупредительные, всегда такие правильные. Для своего успокоения узнайте, как сложилась их судьба. А также успешны ли ваши одноклассники – троечники, у которых в голове вечно крутилось множество идей и они воплощали их в жизнь, а потому на учебу времени не хватало. Возможно, в результате именно слабые ученики оказались более успешными и счастливыми.

Нужно спокойно поговорить с любимым чадом о школе. Почему он не успевает по предметам? Выслушайте его версию. Далее обсудите каждый предмет в отдельности. Не может же он не понимать, допустим, не только математику, но и литературу, историю.

Причина все ж таки в непонимании предмета? Запустил материал? Помогите, найдите вместе курсы, где опытные педагоги помогут ему ликвидировать пробелы в знаниях.

Говорит, что не хватает времени? Сядьте за стол, распишите каждый день недели по минутам. Вот увидите, выяснится, что еще и свободного времени часа по два ежедневно выкраивается.

Так много задают, что после шести-семи уроков в школе ему просто не заставить себя взяться за выполнение домашних заданий? Поверьте, детям действительно тяжело. Особенно если они не трудоголики и не слишком амбициозны. Но поищите приемлемый выход. Количество уроков меньше не сделаешь, домашнее задание не сократишь. Значит, ищем другие варианты. Может быть, попробовать выполнять часть заданий, потом разрешить заняться любимыми делами (пусть это даже просто поваляться на диване), затем следующую порцию выполнить. Может быть ребенок настолько выматывается эмоционально и физически в школе, что ему после уроков требуется отдых, а потом уже можно взяться за подготовку по завтрашним предметам.

Сами понимаете: если выяснились причины получения двоек, то появляется реальная возможность помочь выйти из замкнутого круга низких оценок, нервозности, неприятия, озлобленности.

Может быть ребенок считает, что сила вашей любви к нему полностью зависит от успеваемости в школе. А потому он проверяет, что будет, если он начнет приносить плохие оценки. Если же он решит, что действительно его любят за успехи, то может нарочно перестать учиться – своеобразная месть вам за такое отношение к нему, вымещение боли за нелюбовь.

Нужно различать, что ребенок может плохо учиться, потому что у него много дел, он постоянно находится в поиске, что-то экспериментирует, исследует. А может демонстративно, назло, причем еще и бравирует этим, например: «А я не буду готовиться к контрольной (а еще хуже — к экзамену и т.д.). И что вы сделаете? Не заставите меня все равно». И действительно не подготовится, будет бездельничать. Это уже очень сложная ситуация, в которой поможет разобраться только хороший психолог.

Обсудите с ребенком важность и необходимость успешного освоения школьной программы. Замечайте любые положительные сдвиги в этом направлении. Получил за контрольную три с минусом, а до этого были две двойки? Молодец! Самостоятельно справился с заданием по математике, даже не списал? Отлично!

Любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его, цените успехи, поддерживайте позитивные начинания.