Взять на воспитание приемного ребенка. Дом ребенка: взгляд изнутри

Воспитание ребенка из детдома трубует сил, терпения и мудрости. С появлением приемного ребенка в семье родители начинают нести ответственность не только за физическое развитие и здоровье малыша, но и за его воспитание, формирование у него духовных и моральных ценностей. Следует помнить, что воспитательная работа с приемными детьми имеет свою специфику. Будет неверным с первых дней загружать ребенка, начавшего новую жизнь, разного рода информацией, подчинять его каким-то правилам и принципам. Этот процесс постепенный и успешность его во многом зависит от того, насколько доверительными станут отношения между ребенком и его новыми родителями. Для этого родителям придется потрудиться, чтобы заработать у приемного ребенка безоговорочный авторитет.

Первое, что следует сделать для воспитания ребенка из детдома – это создать для ребенка атмосферу защищенности, любви и заботы в новой семье. Избыток новой информации может тормозить этот процесс, причем касается это не только малышей, но и детей постарше. Правила поведения, моральные принципы и культурное просвещение – эти важные составляющие воспитательного процесса следует отодвинуть на некоторое время, чтобы дать возможность ребенку обжиться и освоиться в новых для себя условиях.

Приемные родители должны быть готовы к самым различным затруднениям и неожиданным поворотам воспитания, было бы наивным полагать, что между приемышем и его новыми наставниками по жизни сразу же возникнут крепкие эмоциональные узы и духовная привязанность. Когда начинаете воспитание ребенка из детдома, знайте, что вас может подстерегать и крайность противоположного плана: поначалу малыш может болезненно реагировать на любое ваше, даже самое кратковременное отсутствие. Даже если вы пошли принять душ, кроха проявляет беспокойство и дежурит под дверью ванной комнаты.

Такое поведение ребенка может вызвать любую реакцию у взрослых, вплоть до раздражения, однако следует настроиться на терпеливый лад и попробовать понять малыша. Он только что обрел семью и боится потерять свое счастье и ваше воспитание ребенка из детдома - это огромная ответсвенность. Мама пошла в магазин, а малыш начинает чувствовать себя одиноким и покинутым. Воспитание ребенка из детдома требует того, что родители должны проникнуться страхами ребенка и постараться устранить их. Если есть возможность, берите малыша с собой. Если не получается – воспитание требует обязательно объяснить ребенку, куда вы уходите, заверив при этом, что вы его любите и скоро вернетесь домой.

Семейная психология всячески поощряет совместное времяпровождение детей и родителей, особенно если это касается приемных детей в период адаптации, что очень важно в воспитании ребенка из детдома. Правильное воспитание - это когда вы можете вместе почитать книгу или приготовить что-то вкусненькое, покататься на качелях или убрать в комнате – любое совместное действие сблизит вас, многократно усилит эмоциональный контакт. При этом ребенок будет чувствовать свою значимость и нужность.

Дети, лишившиеся своей семьи по какой-либо причине, уже имеют некий негативный жизненный опыт, с которым они приходят в новую семью. Некоторые поначалу часто возвращаются к эпизодам прошлой жизни, рассказывают о них. Воспитание ребенка из детдома говорит, что не нужно прерывать малыша, переводить разговор в другое русло. Озвученные переживания намного лучше невысказанных тревог, это правильное русло воспитания. Дайте ребенку возможность высказаться, это освободит его от негатива прошлой жизни и расчистит дорогу в счастливое будущее.

Занимаясь воспитание ребенка из детдома, учитите еще один момент, с которым могут столкнуться приемные родители: поначалу дети могут играть в игры, поражающие своей жесткостью и даже жестокостью. В этих играх приемный ребенок чаще всего играет роль пострадавшего, униженного и брошенного. Таким образом, он также дает выход накопившейся отрицательной энергии. На то, чтобы полностью распрощаться со своей прошлой жизнью, может уйти немало времени. Придется проявить максимум терпения и такта, чтобы дать возможность ребенку из детдома полностью излечиться от накопленного негатива и начать жить нормальной полноценной жизнью.

Какие еще проблемы могут возникнуть в поведении приемного ребенка из детдома и как бороться с ними?

Нецензурные выражения. Основной контингент воспитанников детских домов – это дети из неблагополучных семей. Такие дети могут быть грубы и необузданны, их словарный запас часто пестрит нецензурной бранью. Дети впитывают услышанное, как губка, и было бы глупо надеяться, что их это никак не коснется. Часто кроха, умеющая говорить всего несколько слов, уже имеет в своем нехитром словарном запасе крепкие словечки. Такая ситуация не самая приятная, но и безвыходной ее не назовешь. Теперь малыш из детдома будет расти в другой среде и, если только вы сами не подвержены соблазну произносить время от времени бранные слова, то через определенное время нецензурные выражения забудутся и перестанут проскальзывать в детской речи. Ваше воспитание ребенка из детдома может сыграть тут огромную роль.

Поступки «назло». Проступок может совершить любой ребенок. Разъяснения о том, что такое хорошо, а что такое плохо, могут возыметь свое действие, а могут остаться незамеченными. В данном случае могут иметь место повторяющиеся поступки «назло» приемным родителям. Даже если вы тактично объяснили ребенку, что он не прав, даже если он осознал свою вину и покаялся в содеянном, это не дает гарантии, что подобного больше не свершится. Единственное объяснение подобному поведению – ребенок из детдома пытается вас разозлить. Причем делает он это непреднамеренно, а просто, чтобы лишний раз убедиться в вашей любви к нему, получить доказательство того, что вы его любите просто так, даже когда он делает что-то не так. Поэтому ваше воспитание ребенка из детдома должно быть демократичным. Как только ребенок ощутит эту уверенность, проверки на прочность ваших нервов закончатся. Постарайтесь проявить максимум терпения, не выходить из себя и помнить, что маленького человечка уже предавали в прошлой жизни, и он боится, что это может повториться с ним вновь.

Проблемная социальная адаптация ребенка из детдома. Многие бывшие воспитанники детских домов испытывают определенные трудности в общении с детьми, которые окружают его в школе, в детском саду, на детской площадке. Родительские усилия ввести приемного ребенка в детский коллектив часто терпят фиаско. Дети, либо сторонятся новых товарищей, предпочитая одиночество, либо ведут себя крайне активно и даже агрессивно по отношению к сверстникам.

Если линия поведения ребенка зависит от особенностей его характера и темперамента, то причина плохой адаптации в новом детском коллективе одна. Прежнее окружение в детском доме порождало постоянное состояние конкуренции с другими воспитанниками и это надолго отложилось в подсознании ребенка. и теперь воспитание малыша из детдома может оказаться нелегким.

Как действовать в сложившейся ситуации приемным родителям? Если отношения между вами и ребенком будут складываться правильно, то проблема эта со временем исчезнет сама по себе. Ребенок из детдома осознает, что с окружающими его детьми не нужно соперничать, зато с ними можно весело играть, дружить и интересно проводить время. Тактика выжидания подойдет для детей флегматичного склада характера, которые поначалу сторонятся своих сверстников.

Ярко выраженные холерики со склонностью к агрессивному поведению требуют другого подхода. В данном случае понадобится помощь детского психолога, который оценит психологическое состояние малыша и подберет индивидуальную программу коррекции поведения. Проблема вполне разрешима при условии, что она не замалчивалась длительное время.

Очень важно, чтобы попадая в необычные ситуации, преодолевая трудности и неудачи, совершая ошибки в жизни, приемные дети всегда чувствовали бы вашу поддержку и любовь, вашу готовность придти на помощь и взять под свою защиту, ваше воспитание должно быть мягким. Любовь может творить настоящие чудеса, часто неподвластные великим педагогам и опытным психологам. Главное в этом деле – ваше искренне желание. Приютив маленького человечка, вы уже совершили благое дело, желаем вам в дальнейшем наладить контакт с ребенком, подарить ему нормальную полноценную жизнь в семье, которая станет для него самой родной.

Каждый ребенок имеет право быть любимым и желанным, расти в окружении семьи, получать необходимую заботу и ласку. Если вы решили взять ребенка на воспитание – вы подарили малышу шанс на счастливое детство. Тема воспитания приемного ребенка окружена массой споров и разногласий, многие утверждают, что это тяжелый труд с неизвестным результатом, а другие – что это радость и счастье. С одной стороны следует отметить, что воспитание любого ребенка не гарантирует успешных результатов и нередко собственные дети доставляют немало разочарований и боли своим родителям. Опыт многих семей доказывает, что воспитание чужого ребенка приносит счастье всем членам семьи и наполняет жизнь яркими красками. Многое зависит от «широты» вашего сердца, готового делиться любовью, от осведомленности о потенциальных трудностях, от готовности их решать. Поговорим об основных правилах в воспитании приемного ребенка.

Период адаптации

Если вы решили взять ребенка на воспитание и уже сделали это – будьте уверены, что вы поступили верно и никогда не жалейте об этом, при возникновении трудностей ищите пути их решения и не думайте об отказе от малыша. Ситуация бывает осложнена тем, что вам приходится воспитывать чужого ребенка, к примеру, если вы вынуждены взять на воспитание ребенка мужа или жены. В таком случае помните, что ребенок тоже возможно не по собственному желанию, а в силу сложившихся обстоятельств будет жить с вами и он не обязан пылать к вам любовью и чувством благодарности, он может испытывать много переживаний, связанных с разрывом или смертью родителей. Какой бы ни была причина того, что вы решили взять ребенка на воспитание, вам придется пройти несколько этапов на пути построения близких и доверительных отношений. И первым будет период адаптации.

Адаптация приемного малыша должна проходить медленно, постепенно и ненавязчиво. Многие привычки в вашей семье могут быть диковинкой для приемного ребенка. Также малыш привык к другому типу отношений и ему будет сложно переключиться на более тесное семейное общение.

Если вы взяли ребенка на воспитание из детского дома, то не следует сразу же предоставлять ему полную свободу, отказавшись от всяких ограничений. Помните, что в детских домах действует достаточно жесткий режим и дети привыкли к строгости и поэтому излишняя нежность и потакание с вашей стороны может быстро обернуться в бесконтрольную вседозволенность со стороны ребенка. Поэтому сразу тактично и четко расскажите малышу о правилах в вашей семье, объясните, что вы ожидаете от него. Не стесняйтесь вежливо, но твердо напоминать о существующих правилах поведения и распорядка. По мере адаптации ребенка в вашей семье, строгость может уменьшаться, уступая место любви и ласке.

Если вы воспитываете ребенка мужа или жены, то на начальном этапе можно предоставить инициативу в воспитании родному родителю и играть вспомогательную роль. Ждите, когда ребенок привыкнет к вам, не стоит претендовать на роль родной матери или отца, постарайтесь наладить дружеские отношения.

Трудности воспитания чужого ребенка

Плохие привычки. Первой трудностью в воспитании приемного ребенка могут стать плохие привычки, принесенные ребенком из детского дома. Это могут быть нецензурные выражения, привычка врать и брать вещи без проса. Не следует слишком рьяно начинать борьбу с плохими привычками и тем более наказывать ребенка. Необходимо мягко и тактично делать ребенку замечания, терпеливо объяснять негативную сторону такого поведения. Если в вашей семье не принято использовать ругательные слова и врать, то ребенок вскоре тоже откажется от этих привычек. По возможности не используйте часто метод прямых нотаций и увещаний, более мягким и действенным может оказаться вымышленный рассказ о сказочных героях, имевших такие привычки и справившихся с ними. Сказки и истории, подходящие фильмы и мультфильмы имеют большой педагогический эффект.

Непослушание и бунтарство. Если на первых порах малыш может радоваться обретению семьи, то вскоре он может перестать слушаться и делать все на зло, совершая одни и те же плохие поступки. Не стоит злиться, наказывать ребенка и тем более угрожать ему, то вы можете отказаться от него. Ребенок действительно своим плохим поведением может испытывать вас на прочность, веря в то, что он вам не нужен, и вы откажитесь от него при первых же трудностях. Вы думаете, что это нелепо и глупо? Но разве так сложно понять и оправдать маленького человечка, который хочет, чтобы его любили просто так, вопреки трудностям и неприятностям, по-настоящему… Выходом из такой ситуации может быть открытый разговор с ребенком, проведенный в спокойной обстановке в подходящее время. Скажите малышу, что вы любите без всяких условностей, и будете любить его всегда, и его плохое поведение просто причиняет боль вам обоим, но не заставит вас отказаться от него или перестать любить.

Не требуйте ответной любви. Не стоит сразу ожидать обожания со стороны ребенка, потребуется время для установления прочной эмоциональной привязанности. Но будьте готовы, что малыш может не отпускать вас ни на минуту и отказываться оставаться один. Это объясняется боязнью быть снова брошенным.

Трудности на пути воспитания чужого ребенка неизбежны, как в прочем и в воспитании своего ребенка. Чаще бывайте вместе с малышом, постарайтесь хорошо узнать его, решайте возникающие проблемы, и результат не заставит себя ждать.

Основные правила воспитания приемного ребенка

  • ребенок должен ощущать безусловную любовь родителей, не зависящую от его успехов, недостатков и поведения;
  • уважайте ребенка и доверяйте ему, будьте внимательны ко всему, что происходит с ним;
  • ребенок никогда не должен чувствовать страх по отношению к вам – категорически откажитесь от жестких воспитательных мер, заменив их объяснением, беседами, ограничениями;
  • не злоупотребляйте запретами и наказаниями – откройте возможность познавать мир, организуйте для ребенка разнообразную деятельность, увлекайте интересными занятиями;
  • не требуйте идеального поведения;
  • развивайте сильные стороны ребенка, по мере взросления оговаривайте правила поведения и согласовывайте их.

Эти же правила подходят и в случае воспитания ребенка мужа или жены.

Терпение, любовь и разумная тактика воспитания приемного ребенка помогут создать счастливые отношения в вашей семье.


1. «Это не имеет ко мне отношения»
Ранее, в советские времена проблема сиротства решалась просто: «с глаз долой – из сердца (головы, совести) вон». Для детей, оставшихся без родителей, строились закрытые учреждения за высоким забором или вообще за городской чертой. Этих детей практически никто не видел. Журналисты говорили о них мало, а выросшие детдомовцы о своем детстве старались не вспоминать. В результате проблема детей-сирот оказалась «виртуальной»: все слышали, что они где-то есть, но толком их никто не видел. Главное – государство о них заботится, и ладно.
2. «Главное – сироту хорошо обеспечить»
Бывают времена, когда это действительно главное, потому что иначе ребенок не выживет. Но одних только материальных благ детям явно недостаточно. Даже в хорошо обеспеченном детском доме ребенок не получает чувства защищенности, которое дает семья. Более того, жизнь на «казенных харчах» оказывает ребенку «медвежью услугу». Он вырастает в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром. Дети не только не участвуют в ежедневном труде по обеспечению своего быта, который является неотъемлемой частью жизни любой семьи, но даже не имеют возможности наблюдать за этим процессом. Сама система детского учреждения выстроена так, что растит потребителя (а иначе организовать содержание под одной крышей ста и более детей просто невозможно). В результате выход в самостоятельную жизнь становится для ребенка шоком. На самом деле детям нужны не столько вещи, сколько отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить.
СОВЕТ: Сегодняшние сироты – это либо жертвы домашнего насилия, либо дети, не знавшие своих родителей. У них в подавляющем большинстве нет представления о позитивной модели семьи. Поэтому воспитанники детских домов не способны создавать семьи, растить собственных детей, которые нередко тоже оказываются в детском доме и повторяют судьбу родителей.
Следует помнить, что ресурс коллективного воспитания в сиротских учреждениях ограничен. Бывают ситуации, когда его достаточно. Однако в целом детям, которые не имели позитивного семейного опыта, помочь может только семья.
Очень важно, чтобы СМИ развивали идею иной благотворительности, которая предполагает оказание помощи семьям, взявшим на воспитание детей (особенно больных), поддержку выпускников сиротских учреждений в получении образования и профессии и развитие семейных форм устройства.
3. «Воспитание в коллективе – то, что нужно детям»
Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.
Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее.
Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.
4. «Дети-сироты – это объекты»
Ребенка передают, выбирают, берут, размещают… Таким образом, на травматичный опыт потери семьи накладывается ощущение щепки, плывущей по волнам. От щепки ничего не зависит, да и вообще ее отношением к происходящему никто не интересуется. Дети – не объекты, они живые люди со своим характером, ценностями, интересами. Да, они пока не самодостаточны, они нуждаются во взрослых. И у взрослых есть выбор: действовать и принимать решения в интересах ребенка, для чего надо вникнуть в ситуацию и осознать эти интересы, или делать так, как удобно (не хлопотно, выгодно, понятно, привычно) самим взрослым. А детям нужны не «показатели успешности работы», а просто нормальное детство, свой дом и семья.
5. «Желающих взять детей из детского дома очень мало»
Желающих взять ребенка (и что-то уже начавших делать в этом направлении) очень много. А тех, кто только задумывается об этом шаге – во много раз больше.
Почему же не берут? Потому что нет пока развитой системы активного и целенаправленного семейного устройства детей. Органы опеки или сотрудники банка данных работают только в режиме реагирования: отвечают на запросы семей. Никто приемных родителей специально не ищет, не готовит, не помогает им. Между тем, при наличии профессиональной работы по семейному устройству практически все дети из учреждений могут быть успешно устроены в семьи. Нужно просто этим заниматься!!!
6. «Все детдомовцы больные и ненормальные»
К сожалению, такое приходится слышать даже от работников органов опеки. На самом деле крайне редко в медицинской карте детдомовского ребенка записано «практически здоров». Большинство детей имеют социально-педагогическую запущенность, нарушения речи, многие – задержку психического развития. Почти у всех детей наблюдаются невротические реакции, высокая тревожность, агрессивность, неконтактность, часто встречаются энурез, нейродермиты, гастриты и прочие психосоматические заболевания. Причина такого состояния детей – вовсе не дурные гены, а опыт эмоциональной депривации. Опыт одиночества и никому ненужности в сиротском учреждении, опыт пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери семьи, состояние полной неопределенности в жизни.
Получается, что это не ребенок ненормальный – это жизнь у него сложилась ненормально. И все расстройства здоровья и поведения – вполне нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Отсюда вывод: наладится жизнь, и все остальное у него наладится. Когда он увидит, что его любят, поверит, что за него «болеют», он обязательно постарается наверстать упущенное. И опыт семейного устройства это подтверждает: через год-два жизни в любящей, заботливой семье ребенок буквально расцветает. Меняется ;Он быстро растет и развивается, у него могут пройти даже хронические болезни.
СОВЕТ: Расстройства здоровья и неадекватное поведение детей из детского дома - это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, и генетика здесь не при чем. Как только ребенок поверит, что его любят, за него переживают, он постарается наверстать упущенное. Опыт семейного устройства подтверждает: через год-два жизни в любящей семье ребенок буквально расцветает, быстро растет и развивается, проходят хронические болезни.
7. «Главная опасность – гены»
Этот стереотип нашел отражение в пословице «Яблоко от яблони недалеко падает». Сегодня все знают о существовании генов, которые задают некую программу, предопределяющую в человеке очень многое. Тогда возникает закономерный вопрос: какой смысл стараться, вкладывать в ребенка силу и душу? Ведь гены не изменишь, значит, ему «на роду написано» стать алкоголиком (проституткой), как его кровные родители… Поскольку повлиять на гены невозможно, они вызывают сильнейшую тревогу, и в то же время на них нередко «списывают» все связанные с ребенком трудности («это не мы не справляемся, это у него гены такие»).
Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий по поводу того, что ребенка можно полностью «перекроить под себя». Эти попытки приведут к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул ожидания», оказался «не тем».
Но гены не влияют на такие качества человека, как честность, доброта, на его способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Гены определяют лишь темпы возникновения зависимости, а выбор делает сам человек, и во многом он зависит от того, есть ли у него поддержка, есть ли за спиной «крепкий тыл» - любящая семья.
Если приемная семья будет жить в страхе перед «генами», в любом проявлении ребенка высматривая зачатки «аморального образа жизни», то возникнет ситуация самосбывающегося пророчества. Ребенок, в которого не верили, от которого ждали худшего, будет вынужден (если он послушен) подчиниться ожиданиям, либо (если он упрям) утрировать стиль поведения, пугающий приемных родителей. Результат будет один и тот же.
СОВЕТ: В преодолении этого предубеждения важно избегать крайностей. Конечно, темперамент или математические способности во многом определяются генами. Однако генетически не задаются такие качества, как честность, доброта, способность любить. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Действительно, можно унаследовать такой тип обмена веществ, который облегчает возникновение алкогольной зависимости. Но такая предрасположенность есть, скорее всего, у многих россиян. Однако алкоголиками становятся далеко не все, хотя спиртное продается на каждом углу. Потому что у них есть работа, любимые, дети. Выбор человек делает сам, и во многом этот выбор определяется тем, есть ли у него в жизни поддержка и любящая семья.
8. «Ребенка из детдома берут только те, у кого своих детей нет»
То есть приемный ребенок - это последняя возможность для людей, которым «правильным» способом стать родителями не удалось. На самом деле это не совсем так. В мире большинство приемных родителей – люди, уже имеющие детей – их около 50%.
Этот миф заставляет воспринимать приемную семью как «ущербную», а это подталкивает родителей к сокрытию «неправильного» происхождения своего ребенка, соблюдению тайны усыновления. В результате нарушаются отношения внутри семьи, наносится дополнительная травма супругу, с которым связана бездетность семьи. Как только ребенок доставляет неприятности, этот супруг чувствует себя особенно виноватым («родной ребенок так бы не сделал»), что конечно, не добавляет ему увереннности в своих силах. Таким образом, получается самоподтверждающийся прогноз: исходя из предпосылки, что приемный ребенок – это «суррогат», с которым «все не так», приемные родители (вольно или невольно) ведут себя так, что проблемы ребенка только усугубляются.
Миф этот вреден и тем, что мешает семьям, имеющим детей, задуматься о принятии ребенка, ведь это «только для бездетных». Между тем именно они могли бы стать прекрасными приемными родителями, поскольку имеют опыт воспитания детей.
В Европе распространено мнение, что брать детей – сирот в семью – нормально, в этом нет ничего особенного (ни постыдного, ни героического), это обычное человеческое поведение. И там, где так считают, детских домов нет и в помине.
СОВЕТ: Очень важно, чтобы СМИ чаще рассказывали о семьях с кровными детьми, которые берут на воспитание сирот. Таким образом, будет разрушаться стереотип «ущербности» замещающих семей, что, в свою очередь, положительно отразится и на бездетных парах. Кроме того, это может подтолкнуть к желанию взять ребенка семьи, которые не задумывались об этом в силу данного стереотипа. В результате дети приобретут уверенных в себе родителей.
9. «Никто не должен знать!»
Речь идет о пресловутой тайне усыновления. Этот стереотип даже закреплен законодательно. За этой нормой закона стоит уверенность в том, что если гражданам строго не запретить, они затравят сироту и его применых родителей, а также убеждение в том, что ребенку не надо знать о своем происхождении. Ни первое, ни второе не потдверждается мировым опытом. Для защиты интересов ребенка вполне достаточно соблюдения профессиональных этических норм, среди которых – неаразглашение информации о судьбе ребенка.
Нужна ли – это бомба замедленного действия внутри самой семьи. А к неискренности самых близких людей ребенок гораздо более восприимчив, чем к предполагаемой агресии со стороны посторонних. При выяснении правды – а это происходит почти всегда – главной травмой для ребенка оказывается не то, что он не родной, а то, что ему столько лет лгали. Сокрытие от ребенка истины о его прошлом есть не что иное, как нарушение его прав.
10. «У ребенка не должно быть кровных родственников, лучший вариант-круглая сирота»
Ребенку, у которого нет никого на свете, почти невозможно преодолеть всепоглощающе чувство тревоги, а это очень мешает его развитию. Опыт семейной жизни, наличие родственников, воспоминания о прошлом в родительском доме являются ресурсом для ребенка, его опорой и залогом успешного развития. Самые «легкие» приемные дети – те, которые общаются с кровными родственниками, имеют привязанности, знают, что у них есть кто-то родной.
Если речь идет о ребенке, который совсем маленьким потерял связь с кровными родителями, в подростковом возрасте ему стоит попытаться эту связь восстановить. Если приемные родители не препятствуют его попыткам найти родителей или встретиться с родственниками (при условии безопасности для жизни и здоровья ребенка), поддерживают его в таком стремлении, это очень хорошо сказывается на их отношениях с ребенком. Он становится более спокойным, открытым, а также более реалистично и ответственно подходит к планированию собственного будущего (в том числе и за счет утраты иллюзий насчет кровных родителей: «А на самом деле моя мама – кинозвезда, просто я потерялся»).
11. «Лучше взять совсем маленького ребенка»
Стремление взять маленького ребенка может быть вполне оправданным: напрмер, пара, никогда не имевшая детей, хочет насладиться всеми этапами родительства, понянчиться с младенцем. К тому же маленьких очень жалко, и их хочется поскорее забрать из казенного дома.
Но в целом этот стереотип – один из самых вредных для семейного устройства. Детей старше 5-6 лет это предубеждение обрекает на жизнь в казенном учреждении. К семи годам ребенок, которого переводят из дошкольного детдома в интернат, уже вполне осознает, что у него шансов нет, и за ним никогда не придут. Неужели его меньше жалко, чем младенца?
Между тем тысячи семей и детей, давно вышедших из младенческого возраста, могут найти друг друга и быть счастливыми. Кроме того, есть категории потенциальных приемных родителей (например, люди предпенсионного возраста или семьи с маленькими детьми), которым не стоит брать в семью младенца, но они бы замечательно справились с воспитанием младшего школьника или подростка.
Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) – далеко не самая важная характеристика, определяющая успешность его устройства в семью. Трехлетний ребенок с опытом тяжелой эмоциоанальной депривации, с рождения живущий в казенном учреждении, может быть гораздо более проблемным, чем десятилетний, росший с родителями, которые постепенно спивались, но при этом любили его и заботились о нем.
СОВЕТ: СМИ следует чаще рассказывать о детях, взятых в семью в школьном возрасте, а также представлять комментарии специалистов, объясняющих особенности воспитания детей разных возрастов.
12. «Надо полюбить сироту, как родного»
Полюбить приемного ребенка так же сильно и безусловно, как родного – это замечательная цель. Разве не за этим и берут его в семью? Проблемой этот миф становится тогда, когда за ним прячется осознанное или не очень желание приемных родителей «присвоить» ребенка, дать ему другую фамилию, имя, стереть из его памяти прошлое, прервать все связи с кровной семьей. Ребенок без опыта, без других привязанностей, без воспоминаний кажется очень удобным для признания «совсем родным». Между тем стремление «присвоить» ребенка является одной из главных причин неудач и даже трагедий приемных семей. Убедив себя, что ребенок «совсем как родной», родители становятся менее терпимы к тому, в чем ребенок не похож на них, к тому, что он не оправдывает их ожидания. При этом они все равно помнят, что он не родной, а «как» родной, и ведут себя себя неуверенно, тревожно. Когда он становится подростком, родители оказываются беспомощны перед его кризисом идентичности, боятся его отделения от семьи. Они отрицают право ребенка на знание своих корней, на интерес к своему происхождению, воспринимая эти попытки как предательство, неблагодарность, в результате отношения с подростком портятся окончательно. В семьях, где ребенок открыто признается приемным (при этом любимым, близким, дорогим), гораздо более спокойная атмосфера, и взаимоотношения складываются лучше.
13. «Ребенок должен быть благодарен»
Приемные родители, которые на это надеются, бывают неприятно удивлены, никакой благодарности от ребенка не получая. Но ведь благодарность – очень сложное чувство, которое формируется к самому концу детства (а у многих и во взрослом возрасте бывает не сформировано). Маленький ребенок все происходящее с ним принимает как должное, он не может мыслить в сослагательном наклонении («что было бы, если...»). Кстати, именно обида на его неблагодарность нередко заставляет родителей нарушать тайну усыновления: возмущенные поведением подросшего ребенка, они в запальчивости «предъявляют счет»... Даже если этого не происходит, текст, близкий к известному высказыванию кота Матроскина: «На помойке нашли, отмыли, от очисток отчистили, а он нам фигвамы строит» - родитель много раз произносит про себя. Чувствуя это, дети никакой благодарности не испытывают, скорее наоборот. По-настоящему благодарны приемным родителям (уже во взрослом возрасте, конечно) бывают те дети, которым позволяли быть самими собой и от которых благодарности не ожидали, наоборот, родители считали, что дети принесли им много радости и новый опыт.
14. «Единственный способ взять ребенка – усыновить»
А усыновить – трудно и страшно. Потому что усыновить – это значит полностью взять на себя ответственность за жизнь, воспитание, учебу, здоровье и развитие ребенка. Не всякой семье это по силам. Долгое врем другие формы семейного устройства практически не развивались, но в последнее десятилетие ситуация изменилась. Стала шире использоваться неродственная опека, активно развивается патронатное воспитание. В общем, нет и не может быть формы семейного устройства, которая была бы лучше или хуже остальных. Все они дают разные возможности ребенку и приемной семье, их нужно знать и выбирать форму устройства, исходя из интересов ребенка и возможностей приемных родителей, с учетом всех обстоятельств.
15. «Главное – ребенка полюбить, и тогда все получится»
Полюбить ребенка, конечно очень важно. Но одной любви недостаточно. Ее недостаточно и родным детям. Не случайно многие современные родители читают книги по воспитанию, советуются со специалистами. В случае с ребенком приемным, то есть не имеющим врожденной связи с родителями, тем более нужны помощь, знания, подготовка. Пройдет немало времени, пока приемные родители начнут понимать ребенка «с полуслова». А может быть, и не начнут, поскольку в жизни этого ребенка было такое, чего обычные люди и представить себе не могут: насилие, жестокость, полное одиночество. Ни педагогическое образование, ни опыт воспитания своих детей не помогут родителям понять, почему приемный ребенок ведет себя именно так. Есть вещи, в которых может разобраться только специалист.
Поэтому нет смысла «раздавать» детей из детских домов по семьям, не предоставляя при этом помощь и поддержку приемным родителям. Ведь если семья не справится и вернет ребенка, он будет в еще большем отчаянии, чем раньше, а все окружающие лишь утвердятся в мнении, что «эта затея никогда ничем хорошим не кончается». Помощь и поддержка профессионалов – не просто «услуга» для семьи, это залог успешного детства, а значит, и всего будущего приемного ребенка.

Настольная книга приемного родителя
Методические материалы по подготовке приемных родителей

В России больше 800 тысяч детей растут без родителей. При этом тысячи граждан готовы взять в свою семью ребенка из детдома или дома малютки.

Вот только стать приемным родителем, может не каждый человек.

Рассмотрим подробно, где и как усыновить ребенка из детского дома. Что для этого нужно делать, с какими трудностями предстоит столкнуться.

Самое сложное – сбор документов для усыновления ребенка из дома малютки. Стоит заранее набраться терпения и освободить время для их оформления. Порядок усыновления ребенка из детского дома подробно описан в статье.

Вопрос усыновления детей давно оброс различными мифами.

К примеру, в народе считается, что взять из детдома малыша может только полноценная семья из двух человек.

На самом деле, согласно законодательству (ст. 127 Семейного Кодекса РФ), усыновителем может стать совершеннолетний человек любого пола.

Главное, чтобы он был старше будущего члена семьи минимум на 16 лет.

Кто не сможет стать приемным родителем:

  • граждане, которых признали недееспособным, а также лица ограничено дееспособные;
  • ранее судимые за причинение вреда здоровью другого человека (умышленное);
  • люди без постоянного жилья;
  • семьи и лица, чье жилье не соответствует нормам установленным СЭС;
  • лишенные родительских прав;
  • бывшие опекуны, которых отстранили от своих обязанностей;
  • граждане, не имеющие возможности обеспечить ребенку минимальный прожиточный уровень.

Кроме того, будущий родитель должен быть готов к тому, что будут проверять его личные качества, а также попросят характеристику с работы.

Выбор ребенка

Самым сложным оказывается проблема выбора ребенка. В теории потенциальным родителям кажется, что выбрать ребенка они могут непосредственно в детском доме. Посмотрев и пообщавшись со всеми детьми. На практике за один раз увидеть получится только одного, предварительно выбранного малыша.

Детей можно посмотреть:

  1. На сайтах детских домов.
  2. В различных средствах массовой информации (газете, ТВ-программе).

Если будущий родитель без уважительной причины не приходит на эту встречу, его заносят в отдельную базу данных, как ненадежного. Стать усыновителем он скорей всего уже не сможет.

Судебное рассмотрение

На закрытом судебном заседании по вопросам усыновления могут присутствовать только участники процесса.

То есть:

  • потенциальные родители;
  • представитель из органов опеки;
  • прокурор;
  • судья;
  • ребенок, старше 14 лет.

Также могут присутствовать биологические родители, при их желании. Если потенциальные родители хотят сохранить тайну усыновления, то все присутствующие расписываются в подписке о неразглашении тайны. Исключение – судья и прокурор.

Суд, рассмотрев заявление и предоставленные документы (о доходе, жилплощади, состоянии здоровья) принимает решение удовлетворить просьбу об усыновлении или отказывает заявителю.

Оформление

О судебном решении, гражданин должен письменно оповестить работника банка данных о детях, с которым сотрудничал. Написать письмо нужно в течение 10 дней.

Заявление можно написать от руки или продиктовать устно. Если в течение 30 дней новоиспеченные родители не сделают такое заявление, ребенок будет зарегистрирован на основании судебного решения.

Новому члену семьи можно полностью поменять данные в свидетельстве о рождении, если это не противоречит решению суда.

Разница между вымышленной и настоящей датой рождения не должна превышать 90 дней.

Ребенок из детского дома

После официальных процедур, ребенка забирают из детдома.

Сделать это может только лично усыновитель.

Психологи условно делят ее на три периода.

  1. «Медовый месяц». На этой стадии родитель и ребенок с удовольствием друг к другу тянутся, стараются выполнять обоюдные просьбы, друг друга полюбить.
  2. «Возврат в прошлое». На этом этапе начинается притирка. Ребенок понимает, что пока все вокруг чужое: жилье, правила, да и сами взрослые. Начинает «проверку» новых родителей «на прочность».
  3. «Привыкание». Исчезает напряжение. Поведение ребенка становится адекватным, начинает соответствовать его характеру и возрасту.

После усыновления, в гости будут обязательно наведываться работники из органов опеки. Они будут проверять:

  • чистоту помещений;
  • наличие отдельного спального места для ребенка;
  • игрушки по возрасту;
  • наличие продуктов в холодильнике.

А также, «привязан» ли ребенок к поликлинике, ходит ли в детский сад или школу (по возрасту).

Новорожденный

Как показывает практика, большинство людей мечтают усыновить недавно рожденного малыша. Отказного младенца можно взять в приемную семью прямо из роддома.

Последовательность действий:

  • зарегистрироваться в органах опеки в очередь за отказником;
  • пройти медицинское обследование;
  • подготовить пакет документов (точный список предоставят в ООП);
  • получить одобрение на усыновление.

На таких детей всегда очередь, поэтому нужно набраться терпения. Легче усыновить малыша уже из дома малютки.

Нюансы усыновления второго ребенка

Второго ребенок усыновляют в таком же порядке, как и первого. В этом случае органы опеки более внимательно смотрят на жилищные условия и материальную обеспеченность семьи.

Второго ребенка не могут усыновлять граждане, которые уже были приемными родителями, но их лишили этого права через суд.

Куда обратиться?

Что нужно делать по шагам:

  1. Обратиться к инспектору ООП (органы опеки и попечительства) по месту жительства.
  2. Уточнить, в какой срок и какие именно документы нужно подготовить.
  3. Все документы предоставить в двух экземплярах.
  4. Получить заключение из управления ООП, что претендент подходит на роль приемного родителя.
  5. Предоставить в ООП сведенья о жилье, справку о доходах и характеристику с работы.

Заявление будет рассматриваться в течении 15-30 дней. Далее, выбирается ребенок, проходит по нему судебное слушанье, и только потом малыша можно увозить домой.

Стоит иметь в виду, что документы имеют срок реализации – 1 год. Медицинское заключение действительно 3 месяца.

Если ребенок инвалид

Тем, кто решился стать родителем ребенка-инвалида, нужно учесть несколько нюансов:

  • обязательно нужна отдельная комната;
  • если в семье уже проживает ребенок с ограниченными способностями, приемного нельзя к нему подселять.

Семье, усыновившей ребенка-инвалида, выплачивается пособие. Сумма зависит от региона, обычно превышает 100 тысяч рублей.

Материнский капитал

Усыновляя второго малыша, приемная семья может рассчитывать на материнский капитал.

Использовать его можно на обучение ребенка (в вузе), улучшение жилья и на накопительную часть пенсии одного из родителей.

Кроме того, в 2017 году Госдума рассмотрит законопроект, который позволит использовать материнский капитал на покупку отечественного автомобиля.

Если закон одобрят, то приемные родители смогут на субсидию приобрести легковую машину.

Права усыновленного ребенка

По закону приемный ребенок полностью приравнивается к кровному родственнику. В будущем он становится наследником первой очереди. Дети усыновленного ребенка приравниваются к внукам.

Кроме того, такой ребенок имеет право продолжить общение с кровными родственниками. За ним сохраняется пособие по потере кормильца, при условии, что оно выдавалось до процедуры усыновления.

Особенности усыновления

Потенциальным родителям нужно иметь в виду:

  • точный размер пособия определяется региональными властями;
  • семье, проживающей в съемном жилье, необходимо предоставить договор на его аренду;
  • если супруги имеют разное гражданство, то при усыновлении должны быть соблюдены требования обоих законодательств;
  • инвалидность одного из потенциальных родителей не является препятствием, однако учитывается ООП и на суде.

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется.

Часть первая. Как взять ребенка из детского дома

Законодательно порядок усыновления детей в России состоит из пяти основных шагов:

    Прийти в территориальный Отдел опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление.

    Пройти обучение в школе приемного родителя, которое проводят центры подготовки при органах опеки. Обучение обязательное, бесплатное. Здесь подскажут много нюансов, как усыновить ребенка из детского дома.

    Собрать необходимые документы. Их набор зависит от выбранной формы устройства ребенка в семью. Список вам дадут в отделе опеки.

    Найти своего ребенка.

    Оформить ребенка на себя.

Обучение в школе приемного родителя

Усыновление детей – с чего начать? С получения информации. Порядок усыновления ребенка из детского дома и другую информацию, связанную с тем, как взять ребенка из детского дома, можно узнать на специальных курсах для приемных родителей.

Пользу обучения в школе приемного родителя трудно переоценить. Оно ни к чему не обязывает, при этом раскрывает юридические, общие психологические, медицинские и другие вопросы приемного родительства. Слушатели школы получают возможность рассмотреть приемное родительство изнутри довольно подробно. Понять, по каким критериям и как выбрать ребенка на усыновление. Разрешить свои сомнения: вдруг я возьму ребенка на воспитание – и не справлюсь?

Обучение стоит пройти каждому, кто хотя бы теоретически задумывается о теме усыновления ребенка. После обучения вы либо утвердитесь в своем желании взять ребенка, либо поймете, что пока вам этого делать не стоит – и это хорошо! Гораздо хуже, когда люди понимают это, уже взяв ребенка, и возвращают его в детдом. Колоссальную травму в этом случае испытывают все – и несостоявшиеся родители, и больше всех ребенок. До введения школ приемных родителей число возвратов детей составляло 50%. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Обучение поможет разобраться, насколько твердо и осознанно ваше решение взять ребенка из детдома.

Усыновление ребенка из детского дома и другие формы семейного устройства

Выбор формы семейного устройства ребенка зависит от ваших желаний, возможностей и статуса ребенка.

    Усыновление детей сирот: ребенок приобретает все права родного ребенка – фамилию, наследственность и т. д. Усыновление или удочерение ребенка возможно, только если ребенок сирота, то есть имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Кровные родственники после усыновления ребенка не имеют права на общение с ним. Взять ребенка из детдома на такой основе – значит быть готовым полностью принять его в семью – как родного.

    Опека и попечительство: опекун становится законным представителем ребенка. Он может получать ежемесячное пособие на содержание ребенка, что зависит от региона и состояния здоровья ребенка. Под опеку, кроме сирот, могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут выполнять свои родительские обязанности: в случаях тяжелых болезней и иных причин. Ребенок передается под опеку для его содержания, воспитания и образования, защиты его прав и интересов. Подробнее о том, как стать опекуном ребенка из детдома, можно уточнить на курсах приемного родителя.

    Опека устанавливается над детьми младше 14 лет. Попечительство – от 14 до 18 лет.

    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

    Приемная семья: фактически это оформление на работу «приемным родителем». К приемным родителям предъявляются определенные права и обязанности, которые контролируются органами опеки. Ребенок в этом случае должен иметь статус сироты.

    Гостевая семья или наставничество: ребенок проводит в семье часть своего времени. Например, выходные. Часто используется как переходная форма, когда будущие родители хотят лучше познакомиться с ребенком. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, советуют, как поступать в тех или иных ситуациях.

    Патронат: устанавливается над детьми без определенного статуса или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению ребенка после получения ребенком соответствующего статуса. Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства, патроната.

    Детский дом семейного типа: обычно создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. Отличается тем, что в нем больше детей, чем в приемных семьях, и наличием льгот.


Различия форм семейного устройства детей

Усыновление детей, опекунство и попечительство, приемная семья – все эти формы семейного устройства детей выдвигают определенные требования к приемным родителям.

Усыновление детей сирот или форма приемной семьи возможны лишь в случае, если родители детей лишены родительских прав. Патронат и гостевая семья позволяют брать детей с любым статусом.

Приемная семья и патронат предполагают ограничения прав воспитателей в отношении детей. Патронат ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в случае патронатного воспитания более гибок и воспитателям можно взять на себя ровно ту ответственность за ребенка, которую конкретному человеку по силам нести.

Различается и набор документов. Наиболее объемен и сложен он в случае усыновления детей в России. Наиболее прост – для гостевой семьи.

Выбирать подходящую вам форму семейного устройства лучше всего после обучения в школе приемных родителей.

Часть вторая. Усыновление детей – психологическая сторона приемного родительства

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется. Системно-векторная психология различает восемь векторов психики. У человека они могут сочетаться в любых вариациях – от одного до восьми векторов сразу. Векторальный набор определяет врожденные желания и свойства психики человека. То есть определенные свойства характера нам заданы от рождения.

Системный подход на практике приемного родительства

Когда вы задумались о возможности усыновления ребенка, то возникают вопросы, не связанные с правовой стороной дела, но которые стоит прояснить не менее тщательно. Системно-векторная психология позволяет разобраться с самыми пугающими стереотипами усыновления:

  1. Плохие гены. Этот стереотип сильнее, чем кажется. Взрослые становятся менее терпимы к поведению ребенка, когда «плохие» поступки объясняются наследственностью. И менее готовы наладить эмоциональную связь с ребенком, потому что «наследственность не изменить». Есть даже такое выражение: «Хотел бы сироте помочь, но боюсь кукушонка в дом пустить». То есть немало усыновителей опасаются: что, если возьмут ребенка на воспитание – а он пойдет в своих «непутевых» кровных родителей?

    Плохие гены – беспочвенный миф. Многие боятся, не будет ли ребенок воровать, врать. Это зависит не от генов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для правильного развития ребенок должен иметь , которое он получает от матери. Зачастую дети в детском доме его не имеют. Поэтому их психологическое развитие может останавливаться.

    P.S. Как выбрать ребенка на усыновление

    Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.

    Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.

    Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »