Проблемы приемных детей: процедура усыновления, особенности воспитания, период адаптации в семье. Приемные дети в семье

I. Этапы адаптации ребенка в приемной семье

В адаптации детей к приемной семье можно выделить следующие этапы:

  • «Медовый месяц»;
  • «Уже не гость»;
  • «Вживание»;
  • «Стабилизация отношений».

Ведущий обращает внимание участников на плакат «Этапы адаптации», который в течение всего занятия должен находиться на видном месте.

Первый этап адаптации ребенка («Медовый месяц»)

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Довольно часто, совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время, дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.

Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил, как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Еще один важный момент, который необходимо учитывать родителям, за­ключается в том, что, с точки зрения ребенка (если он уже достаточно большой), он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» - в приют, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Часто ребенок чувствует себя предателем — «это я во всем виноват» — и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответных чувств благодарности.

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в прием­ной семье. Это обстоятельство может дополнительно тревожить маленького человека. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его буду­щем.

Второй этап адаптации ребенка («Уже не гость»)

Рассмотрим причины ухудшения поведения ребенка.

1. Появление доверия к приемным родителям и ослабление «эмоциональ­ной пружины».

Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состоя­ниях - сжатом и разжатом - и пояснить, что эмоциональность ребенка на на­чальном периоде жизни в приемной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым. Эту напряженность может иллюстрировать сжатая пружина. Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Необходимо указать участникам занятия на парадокс: ухудшение поведе­ния ребенка следует рассматривать как хороший знак, который радует и спе­циалистов, и обученных (понимающих, в чем дело) родителей. Дело в том, что ребенок очень сильно старался понравиться взрослым в течение всего периода, условно названного «медовый месяц». Он старался сдерживать в своем поведе­нии те проявления, которые, как он предполагал, могут не понравиться окру­жающим («могут прогнать»).

Однако очень долго сдерживать себя невозможно. То, что сжато, разожмет­ся при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состо­янии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье - разрешение для ребенка «отпустить» эмоцио­нальную напряженность, дать ей волю, отреагировать на фрустрацию обыч­ным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически, ре­бенок с этого момента доверяет семье свои истинные, не совсем приглядные стороны, что и есть признак близости в отношениях. Ребенок чувствует, что «уже не прогонят».

Следует также обратить внимание участников на то, что ребенок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам, что свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяет ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако, в следующем периоде, когда ребенку предо­ставляется возможность реабилитироваться - восстановить свое попранное право жить в семье, он решает следующую по важности задачу. Эта задача мо­жет быть сформулирована, как «утверждение своей личности». Проявлениями самоутверждения, отчасти, могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т. д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», нежеланию растворить­ся в «пейзаже», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера.

В «разжатом», более расслабленном, состоянии ребенку легче далее адап­тироваться, как в приемной семье, так и в детском учреждении, что, в конечном итоге, создаст лучшие, чем прежде, условия для его развития.

Появление доверия по отношению к родителю - очень важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2. Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям.

Здесь возможны следующие ошибки взрослых.

  • Ожидание благодарности от ребенка. Нужно пояснить, что дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить - один из предметов обучения в приемной семье.
  • Приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребе­нок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить - так же, как мы учим более младших детей.
  • Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребенка, связанных с эмоциональными (например, повышенная тревожность, возбудимость и т. д.) и интеллектуальными (например, социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т. д.) проблемами.

3. Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием своего места и своей роли в приемной семье. Здесь происходит испытание недоверчивым ребенком приемной семьи на прочность. Нужно учитывать, что «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4. Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

5. Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Ребенок символически показывает качество своих внутрисемейных отно­шений в «прежней» жизни (провоцирующая роль приемной семьи, ее реаби­литационное значение для ребенка). Возможность эмоционально и поведен­чески «отреагировать» свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития ребенка.

Различные нарушения поведения детей в кризисном периоде налагают на родителей большую воспитательную нагрузку. Поэтому им нужно помнить о двух популярных методах воспитания, которые следует применять прежде все­го: методе поощрения и методе профилактического обучения.

Ведущий вводит понятие порочного круга в поведе­нии ребенка, который возникает в случае неверного понимания взрослыми своих задач в кризисном периоде взаимной адаптации ребенка и родителей в приемной семье.

Можно продемонстрировать участникам плакат, изображающий пороч­ный круг взаимодействия взрослого и ребенка. На плакате показана схема вза­имозависимости трех составляющих: тревога не дает ребенку хорошо учиться и нормально себя вести, плохое поведение ребенка и проблемы в обучении вы­зывают негативные реакции взрослых, а это еще больше тревожит ребенка. В итоге получается замкнутый порочный круг, из которого очень трудно найти выход.

Необходимо обсудить с участниками возможность появления у неподго­товленного родителя чувства отчаяния, что может привестик ложным выво­дам: мне достался «не тот» ребенок, мне с ребенком не справиться, я - плохой воспитатель и т. д. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить следующее.

  • На приемном родителе лежит большая ответственность, поэтому он не должен легко сдаваться. Он не должен забывать о «полосатости» и «синусоидности» жизни, о том, что после темных полос бывают светлые (и наоборот), и это нормально, как в жизни приемной семьи, так и в обычной жизни.
  • Ребенку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрос­лому.
  • При возникновении сложностей необходимо обратиться к социальному работнику.

Ведущий может еще раз указать на важность второго этапа в развитии от­ношений в приемной семье, демонстрируя плакат «Позитив кризисного эта­па».

Кризисный этап необходим принимающей семье, поскольку:

  • он выявляет для взрослых проблемы ребенка, взрослые лучше понимают ребенка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем;
  • невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, так как «не пус­тят» эмоциональные проблемы;
  • пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреп­лению семьи;
  • ребенок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно;
  • снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребенка позволя­ют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи;
  • полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачи­вают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений.

Третий этап адаптации ребенка («Вживание»)

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребенка (и свои тоже). Когда ребенок сталкивается с трудностями (их у него еще очень много), взрос­лые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы спра­вимся. Они уже не предъявляют ребенку лавину требований, зная его возмож­ности. В случае «сбоев» в поведении ребенка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления.

На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным, волно­образным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недоста­точное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. По­вышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приемному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни - небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родс­твенникам приемного ребенка. Ведущий должен напомнить участникам о важ­ности биологических родителей для эмоциональной жизни ребенка (можно использовать рисунок молодого дерева, уходящего корнями в почву, на кото­рой оно выросло).

Эмоциональная жизнь ребенка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Самооценка ребенка может очень сильно страдать, и отношения с приемными родителями могут ухудшиться при неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка. Ребенку на протяжении всей жизни нужны его биологические корни. Следует поощ­рять принятие ребенком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности.

Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотно­шений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов при­емной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов.

Четвертый этап адаптации ребенка («Стабилизация отношений»)

Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жиз­ни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью. Некоторые из них обсуждают с работниками приюта возможность взять в семью еще одного приемного ре­бенка.

Ребенок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место не только в приемной семье, но и в социуме («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»).

Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функцио­нирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья.

II. Тайна усыновления

Наличие или отсутствие тайны усыновления и отношение приемных родителей к родным родителям ребенка являются одними из самых ключевых факторов, влияющих на характер детско-родительских отношений при воспитании приемных детей .

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей.

  1. Наличие в семье тайны усыновления , ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.
  2. В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается, как у ребёнка, так и у родителей.
  3. В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём . У ребёнка нарушено представление о семье, как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.
  4. В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных родителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение, так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

Какой процент приёмных родителей строго хранит тайну усыновления, выяснить невозможно: тайна на то и тайна, чтобы никого в неё не посвящать. Хотя в интернете есть форумы, где в своём узком кругу такие родители свои проблемы обсуждают. Как правило, решение хранить тайну приходит сразу, ещё на этапе планирования ребёнка. А иначе и не выйдет - ведь его нужно «выносить», потом «родить»… всё «по-настоящему»! Имитация беременности - это отдельное «искусство». Беда в том, что искусством имитации придётся потом заниматься постоянно, и сама жизнь может превратиться в имитацию жизни. От любой игры рано или поздно устаёшь, а всё тайное всегда становится явным…

Тем, кто хранит тайну даже от ребёнка, кажется, что они действуют исключительно в его интересах. Ведь не рассказывая ребёнку его личную историю, они охраняют его от травмы, связанной с тем, что его отвергли кровные родители… Но сама процедура усыновления такова, что по ходу дела в тайну оказываются посвящены многие люди. Они должны эту тайну хранить, но кто может поручиться, что у каждого из них получится? Кроме того, в кругу посвящённых обычно всегда оказывается кто-то из близких родственников. И где гарантия, что он не направит мысли ребёнка в «запретном» направлении случайным намёком, оговоркой, странной реакцией на детские слова и поступки? А что почувствует ребёнок, всё-таки узнав правду? Ведь от него скрывали его ЛИЧНУЮ ИСТОРИЮ, в то время как другие люди были о ней осведомлены…

И это лишь некоторые вопросы, которые терзают усыновителей, строго хранящих тайну.

Большинство усыновителей всё же склоняются к мысли, что от ребёнка точно скрывать ничего не надо – крепкие отношения на обмане не построишь. Да и психологи, специализирующиеся на работе с приёмными семьями, давно перестали ломать копья на тему «говорить или не говорить» – пришли к выводу, что говорить обязательно . Отвечать на вопросы ребёнка спокойно, просто сообщая об усыновлении. как о свершившемся факте. Это действительно факт его биографии, не более. Говорить понятным ребёнку языком и на доступном уровне. Дозировать информацию по мере его взросления… Если в семье тёплые отношения, основанные на доверии, любви и уважении, то обсуждение такой сложной темы никого не травмирует.

Если от ребёнка не скрывают факт усыновления, то скорее всего родственники и близкие друзья тоже в курсе дела. Конечно, факт принятия ребёнка родительским кругом общения во многом зависит от того, как новость будет преподнесена. Абсолютное принятие встречается редко – обязательно находится какая-нибудь двоюродная тётушка, которая «вчера совершенно точно выяснила, что алкоголизм передаётся по наследству, поэтому из этого подкидыша ничего путного не вырастет». Хуже, когда вместо тётушки в этой ситуации фигурирует кто-то из потенциальных бабушек и дедушек… Но здесь надо помнить, что чем старше человек – тем он консервативней, тем меньше готов к нестандартным поворотам судьбы. Страшна неизвестность. Как только бабушка видит реального долгожданного внука (а не абстрактного сироту), отношение чаще всего меняется.

Открытость в вопросе происхождения ребёнка делает более гармоничными отношения не только внутрисемейные, но и «внешние». Многие усыновители рассказывают, что после того, как у них в семье появился ребёнок, очень изменился круг друзей и знакомых - и они редко говорят об этом, как об утрате. Ведь рядом остаются именно те люди, которые готовы тебя принимать со всеми твоими «странностями».

А самые смелые усыновители рассказывают о том, что у них приёмные дети, буквально всем, не боясь непонимания. С радостью делятся подробностями о том, «как это делается». Просто потому, что своим счастьем очень хочется делиться…

Для многих усыновление открывает новый мир, о существовании которого они раньше знали лишь теоретически, а теперь вдруг стали его частью. В этом мире много боли. И очень много детей, которым нужно помочь… которые ждут своих пап и мам долгие годы. Невозможно усыновить всех… А вдруг кто-то задумается о приёмном ребёнке, просто услышав рассказ о том, как это бывает?

Мнения родителей.

Вероника Ермакова (Лена, 3 года 9 месяцев, в семье 9 месяцев) :

«Мы взяли дочь в семью, когда ей было три года. Какая уж тут тайна. Да мы и не собирались молчать о нашем счастье. Две мои подруги, от которых скрывали факт их усыновления в детстве, узнали тайну от «доброжелателей» и были очень травмированы. Однако не иметь тайн от близких и родных - не значит кричать об этом на каждом углу. В саду об обстоятельствах дочки знают - ведь ей надо было помочь адаптироваться в коллективе. Но когда она пойдёт в школу, я не буду оповещать учителей. Более того, я постараюсь, чтобы моя открытость с сетевыми знакомыми никак не повредила дочке в дальнейшем. Это её интимная история, и кому её рассказать, а кому нет, пусть решает сама, когда вырастет».

Ирина Шушпан (Витя, 1 год 6 месяцев, в семье 7 месяцев) :

«Мы живём в пригороде, в маленьком посёлке. Здесь все друг друга знают, и поэтому когда мы привезли домой Витю, которому было 11 месяцев, мы ни от кого не скрывали, откуда он.

Были близкие знакомые, которым мы рассказали, что нашли Витю в доме ребёнка, и были просто праздные любопытные люди, которым мы ничего не рассказывали. Просто не рассказывали – и всё, как-то отшучивались: «Вы такая взрослая женщина, и до сих пор не знаете, откуда дети берутся?».

От Вити ничего скрывать тоже не станем. Не хотим обманывать его. Начинать жизнь ребёнка со лжи… нет, это не для нас. Мы хорошо понимаем, сколько сложностей в его жизнь может принести это непростое прошлое. Но оно есть, и оно никуда не денется, если мы начнём его прятать. Наоборот – страшно подумать, что может случиться с ним, когда он узнает (всё тайное становится явным рано или поздно), что папа и мама его обманывали. Разрушится что-то очень важное в его жизни».

Марина Иванова (Георгий, 11 месяцев, в семье 10 месяцев) :

«У нас в тайну посвящены всего несколько человек: мой брат и его жена (после третьей неудачной попытки ЭКО именно они сказали: «Хватит мучить свой организм, возьмите лучше ребёночка, заодно и ему поможете»), моя сестра (надо же мне с кем-то советоваться по-женски!) и друг семьи Денис (просто потому, что он человек с очень доброй душой). Больше никто не знает, и от нас не узнает. Труднее всего скрывать от семьи мужа – но они живут очень далеко, видеться будем в лучшем случае раз в пять лет…»

Ирина и Олег Забродины (Варя, 10 месяцев, в семье 8 месяцев) :

«Тайну хранить мы сразу отказались, ещё на этапе самых первых разговоров об усыновлении. С одной стороны, это обязательно как-нибудь «вылезет», мы же не собираемся ни переезжать, ни менять работу. С другой – человек должен знать, что биологические родители у него другие, хотя бы исходя из медицинских показателей, ведь придётся потом отвечать на вопросы типа «а было ли у родителей такое-то заболевание?». Конечно, второй довод кажется не слишком убедительным, но он тоже присутствовал при принятии решения. Ещё где-то в подсознании сидела мысль, что обманывать человека нехорошо.

Поэтому и решили – Варе скажем, от близких и друзей тоже таить не будем, но и не будем каждую встречу начинать с сообщения, что у нас приёмная дочь. Всё же, чем меньше будут знать окружающие об этом – тем лучше, незрелое у нас ещё общество, к сожалению».

Валерия Никитина (Соня, 8 месяцев, в семье 7 месяцев) :

«Мы не поделились своими планами решительно ни с кем. О том, что Соню родила не я, а совершенно другая женщина, не догадывается даже моя собственная мама. Правда, мне всё время тревожно – а вдруг догадается? Мы имитировали беременность, а мама жила в другом городе - но сейчас с нами, помогает мне с дочкой. Больших трудов мне стоило уговорить её приехать не сразу, а только через 3 месяца после «родов» – я совсем была не похожа на вчерашнюю роженицу… Хотя и тяжело было очень – это ведь наш первый ребёнок. Соне мы тоже ничего не скажем. Хотя в Москве, где мы живём, усыновителям положены денежные выплаты, мы за ними не обращались. Ещё не хватало из-за каких-то денег ребёнку жизнь ломать. Мы любим нашу девочку и отвечаем за неё. Вряд ли она вырастет счастливой, если будет знать, что мы ей «ненастоящие» родители. И не хочется, чтобы ещё кто-то знал и сплетничал о нас за нашей спиной».

Александра Тимофеева (Антон, 3 года 8 месяцев, в семье 10 месяцев):

Мне по-прежнему хочется делиться своим счастьем. Я не понимаю родителей, которые скрывают происхождение ребёнка не только от окружающих, но и от самого ребёнка! Меня гнетёт любая тайна и недоговорка, я люблю честность и открытость. И мне кажется, что отношения с ребёнком лучше начинать именно с них. Да и от окружающих, кстати, не вижу большого смысла скрывать прошлое. Например, у ребёнка могут возникнуть какие-нибудь наследственные проблемы со здоровьем, и если хранить тайну, то врач просто не сможет поставить правильный диагноз - ребёнок ведь может даже погибнуть из-за этого…»

Психолог благотворительной организации «Семьи детям» Елена Кондрашкина рассказала, почему важно готовить ребенка в детском доме к жизни в приемной семье и как это делать.

— Что происходит с ребенком, когда он узнает, что его хотят взять в семью?

— Здесь можно привести такое сравнение: представьте, вам предлагают жить на новой планете и говорят, что там все прекрасно, намного лучше, чем на Земле и многие там уже хорошо живут.

Но готовы ли вы отказаться от всего, что есть у вас здесь и начать новую жизнь? Так и ребенок понимает, что с родителями лучше. Но вместе с тем ему намного привычнее и понятнее жить в системе – ведь даже в детском доме есть определенные зоны комфорта. Несмотря на то, что данная среда неестественная и неправильная для жизни ребенка, от нее он получает свои сигналы безопасности, а что будет в семье ему неизвестно. Ребенок неосознанно задается вопросами: «Как будет мне в семье, примут ли меня, адаптируюсь ли к новым условиям, найду ли достойное общение для себя, а можно ли будет вернуться, если не понравится», на которые нужны ответы. Чтобы ребенку осознать, для чего ему в семью, нужен взрослый, который это объяснит. Не нужно рассказывать, что у всех должны быть мама и папа. Он это и так знает. Важно объяснить, куда ребенок идет, что его ждет. Нужно простроить перспективы, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это важно делать всем взрослым, которые его окружают: воспитателям, приемным родителям, тем, кто только приезжает знакомиться. Если все, что говорят ребенку взрослые, совпадает, тогда он чувствует себя хорошо. Мы должны говорить ребенку: «У тебя произойдут большие изменения в жизни, и мы будем надеяться, что все сложится именно так, как мы планируем».

Елена Кондрашкина

— Если ребенок не хочет в семью, потому что его товарища недавно вернули приемные родители. А еще все дети вокруг говорят, что в семью лучше не ходить: ведь там нужно убираться, за собой стирать, мыть обувь, посуду, все намного сложнее, чем в детском доме.

— Ребенку, пережившему вторичный отказ, проще думать, что именно он принял решение уйти из семьи, что не его бросили, а он отказался от того, что ему предложили.

Я искренне полагаю, что так проявляется защитная реакция ребенка, которого предали в очередной раз. Это не про то, что я не готов за собой убирать. Ребенок так делает, чтобы не чувствовать себя вторым сортом для себя, и среди сверстников. Также преданные не один раз дети боятся, что с ними может все повториться. Такой ребенок понимает, привязываться, — а значит любить кого-то, — это очень больно впоследствии. Так же некоторые взрослые, однажды несчастно влюбившись, могут за всю жизнь не прийти в себя, и не вступить в глубокие отношения. Здесь тот же механизм. Дети в детском доме боятся, что они привяжутся, а от них откажутся, им будет больно, придется вернуться в детский дом, где их, возможно, подвергнут травле. Поэтому безопаснее не уходить из детского дома, не иметь рисков, не привязываться.

— Что в такой ситуации делать взрослым?

— С детьми нужно говорить, что дело не в родителях, которые не справились в ситуации, и не в ребенке, а что так иногда бывает, что люди друг другу не подошли. А еще нужно дать детям инструмент, чтобы снизить их тревогу, а именно, если ребенок будет больше общаться с будущими родителями, тогда всё меньше будет ситуаций, когда уже попав в семью, через какое-то время ему придется уйти.

— Есть история приемной мамы, одинокой, которая воспитала родных детей, одного приемного ребенка и взяла в семью еще одного мальчика-подростка с множественными психологическими нарушениями. У мальчика трагическая судьба: он пережил убийство своей кровной матери, сексуальное насилие, отказы в других семьях. В итоге, уже в новой семье, которая вела домашнее хозяйство, он перебил всех животных. Приемная мать не выдержала и вернула ребенка. Как можно помочь таким детям, как устроить их в семью?

— Ребенок травмирован психологически, он ранен в душу. Вылечить психологически в детском доме его невозможно.

Единственное, что можно сделать, найти ему семью, которая примет его без лишних ожиданий. Его вылечит только любовь семьи, привязанность, принятие. Родители должны обязательно знать всю историю ребенка, для того чтобы не задевать его триггеры. Для этого мальчика абсолютным триггером будет являться любое насилие вообще: крик, жестокие фильмы, насмешки. Семья должна быть готова. Поэтому самое важное в его устройстве – это смотреть на ресурсы семьи. Одинокая женщина справиться с таким ребенком с серьезными психологическими травмами и с поведением близким к психопатологическому, просто не могла.

С ним родитель постоянно находится в напряжении и раздражении, что приводит к агрессии на ребенка. Поэтому нужны двое ухаживающих взрослых, они должны быть в курсе всех инструментов, как справляться. Когда я объяснила этой приемной маме, почему все так произошло, для нее это было открытием. Она сожалела, что раньше у нее не было информации.

У меня был еще один случай, когда приемный ребенок проявлял жестокость к домашним животным. Приемная мама девочки была убеждена, что это психопатология и думала отказаться от ребенка. Но ей помогли консультации с психологом и знания, почему ребенок себя так ведет. Она говорила: «Когда я стала относиться к такому ее поведению, как к болезни, как неизбежному результату ее травмы, поняла, что она это делает не назло, стало легче осознавать, как вести себя и ситуация изменилась».

— Если смотреть на ситуацию со стороны специалиста, почему ребенка важно готовить в семью? Как это сделать силами детского дома?

— Реформа детских домов , которая сегодня идет по всей России: детям прививают больше навыков самообслуживания, стараются организовать среду в детском доме, чтобы она больше была похожа на семейную — это как раз первый шаг подготовки ребенка к жизни в семье. Со стороны специалистов важно выстраивать перспективы для ребенка. Я не считаю, что детям нужно, например, читать лекции про семью, лучше выбирать метафорические средства: постановка пьес, рассказывание сказок, игры с определенными ролями.

Необязательно нужны костюмы и выход на сцену. Важно, чтобы в работе происходило моделирование разных семейных ситуаций.

«О, я об этом знаю» — так подумает ребенок благодаря этой работе, когда окажется в знакомой ситуации в семье. Проигрывание ситуаций – это способ узнать о ребенке больше со стороны специалиста. Например, дети рисуют образ мамы, описывают ее – нужно просто слышать, чего они ждут от родителей. И если ребенок говорит, что мама она гладит, обнимает, лечит, а другой ребенок говорит, что мама она конфеты покупает, то это нужно проговаривать будущим родителям, рассказывать им что важно для этого ребенка.

Важно, чтобы процесс передачи ребенка в семью был постепенным, осознанным. Однажды, я прихожу в детский дом, а передо мной стоит воспитатель и плачет, дело в том, что она пришла в группу после одного или двух дней отдыха и не увидела одного из детей. Естественно, воспитатель спрашивает: «Где Вадик?», а ей отвечают: «Вадика забрали в семью». А она привязана была к ребенку, хотела сказать: «Вадик удачи, я рада за тебя», и просто обнять. И Вадик, наверное, тоже хотел попрощаться с человеком, к которому он был привязан и прожил значительную часть своей еще маленькой жизни.

— Какие есть инструменты для детского дома, чтобы знакомство родителей и детей проходило легче и эффективнее?

— Хороши любые средства, где родители могут непосредственно общаться с детьми. Должна быть просто создана спокойная обстановка, когда родителям не нужно принимать решения в ограниченные сроки, например, 10 дней дали и в эти 10 дней нужно кровь из носу выбрать ребенка. Это давление. Не должно быть и такого, что мама пришла в белой рубашечке, ребенок пришел накрахмаленный, и вот два идеальных человека как-то пытаются общаться. Потому что в реальности и родитель неидеален и ребенок способен на всякое. Образцово-показательные выступление тоже не работают, потому что дети априори здесь все кажутся красивыми, талантливыми и это ничего не дает. Нужно создать более естественную среду для общения: рукодельничать, в спортивные игры играть, пригласить будущих родителей на квест, да хоть картошку копать. В квестах, например, используются очень хорошие диагностические инструменты, которые проявляют нас всех.

— Что может сделать родитель, если очень мало информации о ребенке?

— В интересах родителя узнать, как можно больше о ребенка, потому что только так можно понять, справятся ли они. Сотрудники, которые воспитывают ребенка в детском доме, от родителя скрывать информацию не будут или не должны. Если скрывают – то это неправильная ситуация, о чем здесь можно рассуждать.

Добывать информацию нужно разными способами: в опеке, в социальных сетях, у сотрудников детских домов.

Информация нужна, прежде всего, не про кровных родителей (потому что это больше информация для ребенка), а про самого ребенка, которая позволит его понять: история его жизни, как попал в детский дом, как давно в системе, как себя чувствует, были ли у него гостевые режимы с другими кандидатами, что любит, к чему привязан.

— А если ребенок с инвалидностью, как готовить его к семье?

— Здесь все должно происходить так же. Не нужно думать, что ребенок ничего не понимает и лишний раз ему не нужно что-то объяснять. У меня есть мальчик сосед, он инвалид, ездит на коляске и совершенно не говорит, даже не может фокусировать взгляд. Его няня-сиделка, почти с ним не разговаривает. Но каждый раз, когда он гуляет и его коляска стоит у подъезда, я прохожу мимо и говорю: «Здравствуй, Ванечка». Но однажды я торопилась и проскочила мимо него, не поприветствовала. На что он прокричал «А-а-а». Я вернулась и поздоровалась. Для няни это было открытием.

— Если бы у вас были любые возможности, что бы вы поменяли или предложили для усовершенствования системы устройства ребенка в семью?

— Я бы создала базу приемных родителей, а не детей. Чтобы специалисты могли подбирать под ребенка папу и маму, которые ему подойдут. Специалистам практически всегда совершенно ясно и понятно какая семья нужна для того или иного ребенка в зависимости от его потребностей.

Также важно передавать специальные знания по устройству детей в семьи специалистам, которые сегодня этим занимаются, например, специалистам детских домов, служб опеки и попечительства. На сегодняшний день это одна из ключевых тем. В Екатеринбурге только благотворительная организация «Семья детям» уже несколько лет занимается такой работой. Обучать специалистов нужно еще и для того, чтобы появлялось как можно больше служб сопровождения приемных семей.

НАТА КАРЛИН

Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с . Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

Приемные дети в семье — особенности воспитания

Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.

Адаптация.

Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и . Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды.

Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы , запаситесь массой терпения и любви.

Приемные дети – проблемные дети

Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.

Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.


Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители , которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
Не теряйте даже в сложных ситуациях;
Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

Пути решения социальных проблем приемных детей

Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет . Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

Заинтересуйте ребенка в познании нового. . Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.

Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

Школьные завтраки;
Проезд до школы и обратно;
Расходы на кино и попкорн;
Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

15 февраля 2014, 14:12

Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет - 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.

Ежегодно сотни детей в Алтайском крае становятся жертвами преступлений. Пожалуй, наибольшее возмущение вызывают преступления опекунов в отношении сирот - детей, по определению обделенных родительской любовью.

И дело тут даже не в тех, кто принял на себя ответственность за детскую судьбу, чтобы реализовать свои преступные намерения (есть выражение «в семье не без урода»). Множество вопросов возникает к тем, кто позволил им взять на себя подобные обязательства, и к лицам, которые должны контролировать положение приемного ребенка в семье, но по каким-то причинам не исполнили профессиональные обязанности.

Два дня на улице

Наиболее красноречивый пример - уголовное дело, возбужденное в отношении 46-летней бийчанки. Следственный отдел по Бийску СУ СК РФ по Алтайскому краю уже завершил расследование. Женщина предстала перед судом по обвинению в том, что она с марта 2012 года по июль 2015 года (более трех лет!) истязала удочеренную родную племянницу. И сообщение в правоохранительные органы поступило не от органов опеки, а от совершенно незнакомых, но неравнодушных горожан.
Вечером 19 июля 2015 года в Бийске женщина гуляла с детьми. Во время прогулки они заметили, что по улице идет маленькая девочка (на вид лет 10), одетая в грязную одежду. Вокруг глаз у нее были синяки. Изначально Вера боялась рассказать о своих несчастьях, но через некоторое время, сотрясаясь дрожью и плача, поведала трагичную историю. 11-летняя сирота рассказала, что мама умерла, а ее отдали сначала в детдом. Затем девочку забрала к себе родная тетя, которая ее регулярно била и очень плохо к ней относилась. Синяки на глазах - это тоже результат «общения» с опекуншей: женщина ударила ребенка поварешкой.
Боясь очередного избиения, Верочка убежала из дома. Два дня она ночевала на улице в шалаше, питаясь одной ягодой. Но даже голодная смерть страшила ее меньше, чем возвращение в «родной» дом.

«Били за то, что смотрела телевизор»

Бийчанке стало жалко несчастного ребенка, и она уговорила девочку переночевать у нее. Гостья произвела на хозяйку жилища очень хорошее впечатление: воспитанная и вежливая. Например, когда дочка женщины попросила у нее бутерброд, голодный ребенок, не раздумывая, протянул лакомство. Когда начала отмывать девочку от грязи, Виктория обнаружила у нее на руках многочисленные ушибы и ссадины, а над коленями - целые полосы синяков. На вопрос о происхождении травм Вера ответила, что это следы от ударов тети, которая била ее по любому поводу: за то, что смотрела телевизор, не помыла посуду или не убралась в своей комнате. Осознавая, что подобное обращение с детьми совершенно недопустимо, многодетная мать вызвала полицию.
Сотрудники правоохранительных органов, взяв с женщины объяснение, направились к опекунше. Сироту посадили в служебный автомобиль. Когда он подъехал к дому, где жила приемная мать, 11-летняя девочка сильно заплакала, легла на пол машины и стала слезно просить ее спрятать. Затем у хозяйки жилища спросили, где Верочка, на что женщина им в грубой форме ответила: «Она сбежала… (ненормативная лексика), мы ее ищем».
Во время медосмотра эксперты обнаружили 20 повреждений на теле и голове несовершеннолетней, нанесенных механическим путем: на спине, бедрах, предплечьях, плечах, голенях, коленках, локтях, тазе, веках глаз, челюсти и ушах. Со слов потерпевшей, они появились после избиения тетей.
То, что рассказала девочка следователям, просто шокирует. В 2010 году, по решению органов опеки и попечительства, она была помещена в приют, так как мама не исполняла обязанностей по ее воспитанию. Затем Веру передали в детский дом. В 2011 году мать умерла. На следующий год опеку над ней оформила тетя, забрав ее домой.
Сначала было все хорошо: опекунша заботилась о ней, не била, однако бывали случаи, когда кричала на семилетнюю девочку, если она что-нибудь не делала. Ребенку даже выделили свою комнату и отдали в музыкальную школу учиться играть на фортепиано и скрипке. Игрушек было немного, в основном, только те, которые ранее подарила Верочке родная мама. В новой семье ей покупали кукол только на дни рождения.

«Пять суток коленями на фасоли»
Но хорошее отношение со стороны опекунши продлилось недолго. Начиная примерно с 2013 года она стала ее бить из-за того, что школьница не всегда выполняла определенные требования: убраться в квартире, почистить овощи, постирать свои вещи. Было очень больно: доставалось и поленом, и ремнем, и даже шваброй. При этом несчастная хорошо запомнила, что, когда она плакала и умоляла остановиться, удары становились сильнее, ведь тетя предупреждала, что если услышат соседи, то она накажет еще больнее. Девочка боялась этого и старалась плакать негромко.
С течением времени наказания только ужесточались, а поводы становились все незначительнее. Тяжелее всего приходилось на каникулах, когда отсутствовал риск, что следы побоев заметит кто-нибудь из школы. Так, летом 2014 года ребенка отпустили погулять на улицу до 20:00. Так как у нее не было ни сотового телефона, ни часов, школьница пришла домой около 21:00. Приемная «мать» сорвала на улице несколько прутов и стала ими избивать провинившуюся. Женщина не прекращала ударов, пока не сломала о тело девочки все прутья. Но и этого ей показалась мало. В качестве следующего «орудия» наказания она использовала полено. Даже видя, что у несчастной голова в крови, опекунша не прекращала экзекуции.
После избиения она поставила Веру в угол коленями на фасоль и приказала стоять так всю ночь. Ей было очень больно, но попросить опекуншу отменить наказание она не осмелилась, так как боялась, что избиение снова продолжится. Ночью девочку несколько раз проверяли, спит она или нет. При этом к ней старались подойти очень тихо, чтобы застать врасплох и снова наказать.
Утром ребенка выпустили из угла, чтобы навести порядок в доме. После выполнения задания вновь поставили коленями на фасоль. Вечером заставили постирать вещи, а затем вернули в угол. Со слов потерпевшей, так продолжалось пять дней: работа - стояние на фасоли - работа, и далее по кругу с перерывом один раз в день для приема пищи.
Кормили Верочку тем, что оставалось после еды семьи. В основном это были тушеные овощи. Мясо ей доставалось крайне редко. Например, когда жарили шашлык, сироте давали всего два-три кусочка. Даже кошке бросали пять-шесть кусков, но приемная дочь никогда не просила добавки, потому что боялась, что ее станут за это бить. И у нее были на это основания: по ее словам, примерно с 2014 года тетя ее физически наказывала практически ежедневно, в основном, доставалось ремнем, поварешкой или поленом.

«Тетя едва не убила»

По словам потерпевшей, однажды приемная опекунша ее вообще едва не убила. Летом 2014 года она отпустила девочку погулять. Вера вернулась домой около 20:00. Опекунше, которая на тот момент была пьяна, показалось, что ребенок вернулся слишком поздно. Она подошла к несчастной, взяла ее за волосы и стала мотать из стороны в сторону. В этот момент у «провинившейся» резко пошла из носа кровь, прямо на пол.
Когда волосы отпустили, школьница поскользнулась на бурой жиже, упав на кровать. Выпившая опекунша села ей на тело, коленями прижав к кровати руки несовершеннолетней, и стала душить подушкой. Девочка уже задыхалась, когда кто-то позвал тетю. Она отпустила рыдающую племянницу.
10 июля 2015 года (снова лето, и уверенность, что в школе никто не увидит побоев) случился еще один красноречивый случай. В этот день, прежде чем уйти на работу, детоистязательница сказала мужу, чтобы он собрал ягоду в саду. Через некоторое время мужчина позвонил ей, сообщив, что смородины нет, так как приемная дочь ее съела. На самом деле девочка не срывала ни единой ягодки, так как знала, что ходить без разрешения в огород, а тем более что-то брать, ей категорически запрещено. В обед этого же дня, вернувшись домой с работы, тетя начала колотить несчастную поварешкой. «Будешь знать, как брать чужую ягоду!» - кричала она.
На побег из дома Верочка решилась 17 июля 2015 года. За день до этого женщина снова избила девочку поварешкой из-за того, что не обнаружила на месте ее тарелки. Хотя та не брала посуду, потому что знала: без разрешения ей запрещено не то что кушать, но даже просто взять что-либо из еды. За этим всегда следовало физическое наказание, поэтому к столу она подходила без приглашения, только чтобы собрать грязную посуду, так как очень сильно боялась избиения.
На следующий день ребенок проснулся около 7:00, убрался дома, затем начистил картошки и лука. Резать овощи не стала, так как к приходу тети они могли испортиться. Дядя, увидев, что племянница не порезала лук, сразу позвонил и нажаловался жене. Последняя сказала сироте по телефону, что, когда придет домой, будет ее бить поварешкой. Девочка, в страхе перед очередным избиением, решила спасаться бегством.
Таковы показания потерпевшей. Обвиняемая, ее муж и сын утверждают, что девочка все это выдумала. Тем не менее доказательства, собранные следственным отделом по Бийску СУ СК РФ, признаны достаточными для вынесения обвинительного приговора 46-летней бийчанке. За истязание несовершеннолетней (п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ) ей избрано наказание в виде 3 лет 1 месяца колонии общего режима. Она взята под стражу в зале суда.
Девочка изъята из-под опеки тети. Сейчас она пребывает в социальном учреждении для сирот. Стоит отметить, что к дисциплинарной ответственности привлечены должностные лица, которые не обеспечили эффективность профилактических работ в этой семье. В частности, специалисту отдела опеки и попечительства администрации Бийска объявлен строгий выговор за недостаточный патронаж опекаемой и отсутствие профилактической работы в приемной семье потерпевшей.
P. S. Имя потерпевшей изменено.