Человек в истории в старшей группе. Проект по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой россии

Людмила Серова
Конспект занятия в старшей группе по развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре

Закрепить у детей знания о том , какими были первые люди на земле, когда они жили, как добывали пищу, огонь, чем занимались (скотоводство, земледелие, что использовали в качестве одежды, как общались.

Активизировать словарь детей : первобытный, земледелие, скотоводство.

Материал : макет жилища древних людей, фигурки древних людей, зверей, предметы для добывания огня , кусочки меха (шкуры, ножи, иллюстрации о жизни древних людей.

Предварительная работа : Рассказ о древних людях, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов из серии «жизнь на земле» , «Древние люди» , - «Древние животные» , М. Шпаши «Прирученный огонь» , рассказ Д. Эрвильн «Приключения доисторического мальчика » , рассматривание фигур первобытных людей.

Ход занятия

Дети, сегодня мы отправимся в музей и познакомимся с жизнью первобытных людей на земле. Экскурсоводом буду не только я, но и вы (подвожу детей к столу на котором собраны предметы первобытных людей ).

Начинаю рассказ. Давным-давно на земле жили люди, которые не были похожи на современных людей. Какими они были? Давайте вспомним. Дети рассказывают о древних людях : были похожи на крупных обезьян, ходили на 2-х ногах, но сильно наклонялись вперед, лицо было грубое с широким носом, низким лбом, руки были длинные и свисали до самых колен. Они могли выполнять простую работу : хватать, рыть землю. Дети, а как называли древних людей - первобытными. Ребята, мы с вами умеем общаться с помощью речи (слов, нас все понимают. А как общались первобытные люди? (ответы детей : не могли говорить, общались звуками). Предложить детям изобразить , как ходили и общались первобытные люди.

Ребята, мы живем в домах, которые построили строители. Где жили первобытные люди? (древние люди жили в пещерах, прятались в них от дождя, палящего солнца, животных).

Ребята, мы с вами можем пойти в магазин купить разных продуктов и приготовить из них еду. Где и как добывали себе еду древние люди? (ответы детей , как охотились древние люди на животных, с помощью чего : ямы- ловушки, колья, камни, палки). Сегодня у нас нет проблем, где взять одежду - купить в магазине. Но где же брали одежду древние люди (из шкур убитых животных, в качестве палок использовали кости животных и рыб, острые камни. Мужчины уходили на охоту, а дома оставались женщины и дети, что они делали? (собирали колоски, плоды) . И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что проросли случайно рассыпанные зернышки.

Потом они стали специально рассыпать зерна и выращивать их рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. С охоты мужчины приносили домой, оставшихся от убитой свиньи поросят, что они делали с детенышами ? (помещали в загон, кормили их) . Правильно теперь неудача на охоте не страшна людям, вот она еда - в загоне возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

Ребята, что за предметы у нас в музее (показываю на камни и кусочки дерева, для чего они нужны) . Дети рассказывают о том, как люди добывали огонь (сначала пытались сохранить горящие ветки от деревьев, которые вспыхивали от ударов молнии, потом попробовали добывать огонь, ударяя камень о камень и заметили, что если долго тереть один кусок о другой, он начинает тлеть и разгораться). Предлагаю детям попробовать добыть огонь, как это делали первобытные люди.

Ребята, сейчас вы ходите в детский сад, но скоро пойдете в школу . А вот древние люди не ходили в школу. Послушайте, что было бы, если б не было школ. Исполняю песню «Если б не было школ» Дети подпевают. Ребята, вам понравилось в нашем музее? В другой раз мы тоже посетим его и узнаем, что-то новое.

Консультация для воспитателей.

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края».

МДОУ «Золушка», п. Янгель, 2015г.

Воспитатель:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.


Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.

В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.

изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей представление о человеке в истории.

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.


Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

в своей статье «Дошкольное образование» отмечает: «Можно говорить о многих причинах данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно- историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно- пространственное окружение человека обеспечивает ему освоение даже самого сложного материала на личностном, понятном и доступном уровне».

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно - исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранения и возрождения. Необходимо использовать региональные культурно - исторические ценности на всех ступенях образования для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.
С Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

Тема «Человек в истории и культуре» актуальна в современном мире. С самых первых дней жизни человек познает окружающую реальность через людей, которые находятся рядом, которым он доверяет. Сначала через семью, потом через детский сад, школу… Это уже дальше, впереди, институт, работа и круговорот окружающего мира. Получая знания об истории и культуре русского народа, на каждом, пусть и самом маленьком этапе, постепенно, у ребенка формируется представление о природе современных вещей, событиях, происходящих вокруг. Он учится выстраивать логические цепочки и понимать происходящее в современном мире с опорой на прошлый опыт. «Принятие» или «не принятие» определенных вещей, пускай кажущихся не очень важными, например роспись, посуда, изготовленная своими руками и т.д. не возможно без знакомства и, как следствия понимания и возможности ответить для себя на вопрос «Почему так было?». Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания узнать, откуда в магазине хлеб (да и что такое хлеб), масло, посуда. Что такое самовар или лапоть, о которых читают сказку. Отсюда, часто пренебрежительное отношение к вещам. Нет понимания, что человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из поколения в поколение, что затрачено много сил на производство, что то, что сейчас удобно и быстро не всегда было таким. Приходя в музеи, они, привыкшие к современному ритму жизни, пробегают мимо произведений искусства, иногда даже не задерживая на них свой взгляд. Смотрят, не видят. Занятия с детьми, с использованием художественной литературы, экспериментальной деятельности, посещение музеев, изобразительной деятельности и многого другого, позволяют «остановить взгляд» ребенка, дать толчок к пониманию сути вещей.

Дать детям возможность увидеть, потрогать своими руками, попробовать создать что-то самостоятельно, пусть это неловкий цветок, нарисованный на тарелочке, или кукла, сделанная из садиковской старой простыни…. Это так важно. Мы на начальном этапе работы, но, как показал наш опыт, знакомство с историей и культурой русского народа, оставляет глубокий след в сердцах воспитанников, вызывает живой интерес и желание узнать больше и больше, и больше. А это очень важно в таком современном и таком не простом мире.

Период работы в данном направлении:

Работа производилась в виде проектной деятельности и была рассчитана на один учебный год (2013-2014).

Цель: знакомство с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с народно-прикладным искусством;

Знакомство с традициями чаепития;

Знакомство с темой «как наши предки хлеб выращивали;

Знакомство с творчеством писателей и поэтов по темам;

Обучение детей монологу и диалогу.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики;

Развитие коммуникативных и творческих способностей;

Развитие памяти и внимания;

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к своему труду и труду других людей;

Воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к родине.

Основные формы работы

Описание опыта работы

Что проводили:

Знакомство детей с русскими народными промыслами:

  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Гжель
  • Такие разные матрешки (Сергиево-Посадская, Семеновская, Палховско-Майданская)
  • Богородская игрушка
  • Дымковская игрушка

Чтение стихов, рассказов о различных видах росписи.

«Откуда хлеб пришел» (рассказ воспитателя, составление рассказов по картинке…)

Традиции чаепития. Бабка на чайник.

Посещение мини-музея ГБДОУ

Работа с родителями:

  • Консультация на закрепление знаний детей по теме «Знакомство с русскими-народными промыслами» (эл.ресурс)
  • Выставка поделок, сделанных родителями вместе с детьми по теме.
  • Оформление фотоальбомов (эл.ресурс) «Наши работы» (поделки), «Покажите детям» (изделия русских мастеров: росписи, игрушки).
  • Папка-передвижка «Традиции русского чаепития»

Знакомство с русским-народным устным творчеством.

  • Малые фольклорные жанры: песенки, потешки.
  • Русские народные сказки.

Посещение Русского музея «Русское народное творчество и быт русского народа».

Игры и развлечения русского народа. «Карусель», «Тень-потетень», «Кисель»….

Полученные результаты

Тема «Человек в истории и культуре» настолько интересна и многообразна воспитанникам детского сада и требует продолжения. Мы видели в наших детях искры в глазах в познании волнующей и очень важной темы, родители с большим интересом участвовали в нашем проекте. Главной составляющей этой работы является совместное участие педагогов с детьми и их родителями в образовательно-проектной деятельности.

Протокол

заседания Совета педагогов №3

ГБОУ СОШ с. Курумоч

Структурное подразделение Детский сад «Белочка»

Протокол № 1,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Бородай Т.А.

СЕКРЕТАРЬ: Архипова Т.В.

Присутствовали:

Заведующий Бородай Т.А.

Ст. воспитатель Архипова Т.В.

Воспитатели групп

Узкие специалисты: Сураева И.М.

Хохрина А.В.

Повестка дня.

1.Планирование работы по формированию представлений о человеке в истории и культуре: проблемы и пути их решения с учетом ФГТ (по результатам проверки планов)

2.Круглый стол по теме: «Развитие представления о человеке в истории культуры»

3.Практическая часть: презентация каждой группой новых перспективных форм работы по формированию у детей представления о человеке в истории культуре

4.Итоги тематического контроля по воспитанию представлений о человеке в истории и культуре

Заслушали:

  1. Архипову Т.В.

Вхождение ребенка в мир человеческой культуры является одним из приоритетных направлений педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе. В связи с этим возникает необходимость проведения углублённой работы по формированию основ социального и правового сознания, развитию представлений о месте человека в истории и культуре, роли в техническом прогрессе. Для планомерной работы были определены следующие задачи:

  • знакомство детей с историей возникновения с.Курумоч; культурой, традициями и бытом коренного населения.
  • формирование у детей основ национального самосознания и любви к Родине;
  • формирование у детей представлений об истории цивилизации: образе жизни человека в древности и на современном этапе, о развитии труда человека;
  • развитие у детей элементарных представлений о техническом прогрессе: усовершенствование средств передвижения, изменении условий быта человека, развитии средств коммуникации;
  • развитие основ правового сознания дошкольников;
  • воспитание у детей чувства гордости за достижения науки и техники нашей Родины;
  • воспитание положительного отношения дошкольников к окружающим людям - уважения к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, культуре и традициям.

Планирование работы с детьми по данному разделу осуществляется в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а также на основе методических пособий «Что было до … Игры - путешествия в прошлое предметов» «Рукотворный мир» О.Б. Дыбиной, «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» И.Ф. Мулько, парциальной программы социального развития «Я - человек». Перспективное планирование разработано по трём направлениям: специально организованные занятия, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Тематика занятий распределена по следующим блокам:

  • Я и моя семья;
  • Наша Родина - Россия;
  • История родного края;
  • Быт, культура и искусство народов Севера;
  • Безопасность поведения дома и на улице;
  • История цивилизации;
  • Технический прогресс;
  • Права человека.

Для проведения работы по развитию представлений о человеке в истории и культуре создана соответствующая предметно-развивающая среда:

  • уголок по обучению правилам дорожного движения: макет «Наша улица», «Перекресток», дидактические игры «Азбука осторожности», лото «Дорожные знаки», демонстрационный и раздаточный материал по ОБЖ;
  • уголок нравственно-патриотического воспитания «Моя родина - Россия», где приставлена символика страны, округа, города, куклы в национальных одеждах, предметы быта и культуры народов Крайнего Севера, альбомы «Мы на Севере живем», «Надым город детства»»
  • мини-музей «В гостях у бабушки Арины» для ознакомления с бытом, культурой и традициями русского народа.
  • тематические выставки «Виды транспорта», «Специализированная техника», «Где жил человек (эволюция жилища)», «Современная и древняя письменность», «Средства связи».

2. Брындину А.А.

Выступила за идею создания мини- музеев в каждой возрастнойгруппе по определенной тематике.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев, творческих выставок необходима.

Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

Быкова М.А. Выступила с презентацией по определенной тематике.

Актуальность:

Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Проблема:

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек,о народных мастерах,о росписи.

У детей бедный словарь по декоративно-прикладному искусству.

Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.

3.Архипову Т.В.

Вывод по тематическому контролю.

Проведенный тематический контроль показал, что проблема по формированию представлений о человеке в истории и культуре актуальна и она в ДОУ решается:

через занятия, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

В группах созданы условия для формирования представлений о человеке в истории и культуре: отражение этого в зонах, в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в накопленном воспитателями иллюстративном материале.

1. обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах;

2. Включать в план работы театрализованную деятельность детей;

3. пополнить иллюстративный наглядный материал;

4. продолжить обмен опытом между педагогами;

5. создать и пополнить мини-музей в своей группе.

Проект решения педсовета

1.Разработать памятки для педагогов и родителей по реализации прав детей в детском саду и в семье.

2.С целью активизации работы по ознакомлению детей с историей и культурой создать условия в группах для повышения познавательной активности дошкольников.

3.Запланировать родительское собрание во II квартале тематическое родительское собрание по правовому воспитанию во всех возрастных группах.

4.Разработать перспективное планирование по разделу «Развитие представлений о месте человека в истории и культуре».

5.Произвести подборку музыкальных произведений для прослушивания по данной тематике возрастным группам.

5.Произвести подборку иллюстративного материала по темам занятий.

6.Повышать свой профессиональный уровень по данной теме.

Срок постоянно Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели

Цель: формирование ценностного отношения к человеку.

Задачи:

— уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;

— способствовать проявлению потребности в получении информации об истории развития человека;

— формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: настольно-печатная игра «Что нужно взять с собой в школу?»; картинки с изображением детей разного возраста и взрослых; аудиозапись «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского); мяч; аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, к нам обратилась за помощью воспитатель младшей группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам об истории развития человека. Но у нее так мало об этом картинок! А малыши очень любят их рассматривать! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой подобрать ей такие картинки! Родители детей младшей группы даже искали такую книгу в книжных магазинах. Однако ни в одном магазине они не смогли ее найти. Тогда Нина Семеновна вспомнила о вас, ребята, и не случайно обратилась за помощью именно к вам. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, у вас в группе есть альбомы, картинки, книги, игры об истории развития человека. Как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети. Мы можем подарить им наши картинки, рассказать о наших играх, книгах, альбомах.

Дети выкладывают заранее подготовленные вместе с родителями фотографии, вырезанные из глянцевых журналов, каталогов, рекламных проспектов с изображением людей разного возраста: младенцев, дошкольников, школьников, взрослых, пожилых.

Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Посмотрите, как много у нас картинок о разных по возрасту людях! Давайте наклеим их на большой лист бумаги, тогда малышам удобно будет их рассматривать, а Нине Семеновне сделанный нами плакат поможет интересно рассказать о тех важных и интересных событиях, которые происходят в жизни любого человека. Вспомните, пожалуйста, с чего начинается история человека?

Дети . С его дня рождения.

Воспитатель . Правильно, история человека начинается с его появления на свет.

Как вы думаете, смог бы человек родиться, если бы на свете не было папы и мамы?

Дети . Нет.

Воспитатель. Правильно, ребята, без папы и мамы человек никогда бы не смог родиться, поэтому все люди благодарны своим родителям, что появились на свет. Как можно выразить эту благодарность?

Дети. Помогать родителям, не огорчать их.

Воспитатель. Да, ребята, все люди стараются не огорчать папу и маму, помогают им во всем, делают так, чтобы они побольше отдыхали, не болели. Предлагаю вам выбрать из картинок те, на которых нарисованы младенцы, и наклеить их на большой лист.

Дети самостоятельно выбирают место на листе и наклеивают картинки с изображением младенцев. Возле этой группы картинок воспитатель пишет фломастером на листе слово «малыши».

Когда ребенок немного подрастет, он идет в детский сад, где его ждут няни, воспитатели, другие дети. Чему учатся дети в детском саду?

Дети . Петь, рисовать, придумывать рассказы, танцевать, играть.

Воспитатель . О детском саде придумано много песен, предлагаю спеть одну из них.

Дети поют песню о детском саде.

А самое главное, что происходит с человеком в этом возрасте — он приобретает друзей. И бывает так, что эти друзья остаются с ним на всю жизнь.

Физкультминутка «Игра на пальцах»

Дружат в нашей группе Дети соединяют пальцы рук "в замок"

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Прижимают ладони друг к другу.

Маленькие пальчики.

Подушечками пальцев постукивают друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять — Опускают руки вниз, встряхивают кистями.

Воспитатель. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы маленькие дети, посещающие детский сад, и наклейте их на лист.

Дети выбирают картинки с изображением дошкольников и наклеивают их в определенном месте листа. Возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «маленькие дети».

Ребята, а куда идет ребенок после детского сада?

Дети. В школу.

Воспитатель . Да, после детского сада ребенок идет в школу. А вы знаете, чему учат в школе?

Звучит аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Воспитатель . Предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет вам вспомнить, с какими школьными принадлежностями ученики ходят в школу.

Игра-лото «Что нужно взять с собой в школу?»

На большой карте нарисован портфель, вокруг которого нужно разложить маленькие карточки с изображением школьных принадлежностей (тетради, азбуки, ручки, карандаша, ластика, линейки) и других предметов.

Воспитатель . Выберите картинки, на которых нарисованы школьники, и наклейте их на лист.

Дети выбирают из других картинок те, на которых нарисованы школьники, и наклеивают их на плакат.

Возле группы картинок с изображениями детей школьного возраста воспитатель делает на листе надпись «школьники».

Что делает человек по окончании школы?

Дети. Работает или учится.

Воспитатель. Когда человек оканчивает школу, он становится взрослым и может или устроиться на работу, или учиться дальше. Взрослый человек создает семью, у него появляются дети. Он любит членов своей семьи, заботится о родителях, работает, интересно проводит свободное время. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы взрослые люди, и наклейте их на лист.

Дети наклеивают картинки с изображением взрослых людей. На плакате возле этой группы картинок воспитатель делает надпись «взрослые» и предлагает их рассмотреть.

Попробуйте отгадать, кем работают эти люди.

Дети высказывают предположения.

Как вы догадались?

Дети. По форменной одежде, инструментам, которые они держат в руках.

Воспитатель. Взрослые люди много работают, у них разные профессии. А чтобы вспомнить о том, кем работают ваши родители, предлагаю поиграть в игру.

Физкультминутка «Назови мамину (папину) профессию»

Воспитатель бросает ребенку мяч, а тот возвращает его и называет профессию мамы (папы).

Воспитатель . Ребята, для чего взрослые люди работают?

Дети. Чтобы заработать деньги и на них покупать одежду, еду, мебель, машину, ходить в театр, путешествовать.

Воспитатель . Правильно, ребята, если бы взрослые люди не работали, они не могли бы жить, потому что необходимо питаться, лечиться, быть красивым, слушать музыку, интересно отдыхать. Родители всегда старше своих детей, они много знают, умеют. Они очень любят своих детей, заботятся о них и всегда делают так, чтобы детям было хорошо. Как родители заботятся о своем ребенке?

Дети . Готовят вкусную еду, читают интересные книги, гуляют с ним, путешествуют, покупают одежду, игрушки.

Воспитатель . Вы все верно рассказали о том, как родители заботятся, чтобы их дети были здоровыми, быстро росли, интересно жили, многому учились. Поэтому родителей нужно всегда слушать и делать так, как они советуют. У взрослых много времени и сил уходит на работу, творчество. Когда взрослый человек стареет, он уходит на пенсию. Выберите, пожалуйста, картинки, на которых нарисованы пожилые люди, и наклейте их на лист.

На листе возле группы наклеенных детьми картинок с изображением пожилых людей воспитатель делает надпись «пожилые люди».

Ребята, у кого из вас бабушки на пенсии? Чем они занимаются?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы не только расскажете, но и покажете с помощью рук о том, чем любят заниматься ваши бабушки.

Физкультминутка «Моя бабушка»

Дети идут по кругу, а воспитатель читает стихотворение.

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно,

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Воспитатель спрашивает, чем может заниматься бабушка, дети руками изображают это занятие.

Воспитатель. Пожилой человек не может делать многое из того, что могут дети. Почему?

Дети. Пожилым людям трудно бегать, прыгать, ходить.

Воспитатель . Как можно им помочь?

Дети . Не шуметь, когда они отдыхают, уступать место в транспорте, поднимать вещи, которые они уронили.

Воспитатель . Какие пословицы и поговорки о пожилых людях вы знаете?

Дети . «Молодость плечами крепка, старость — головою», «Без старых не проживешь», «Чем старее, тем правее», «Стар да умен — два угодья в нем».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Чем старее, тем правее»?

Дети . Пожилые люди много знают, много умеют.

Воспитатель . Да, ребята, пожилые люди прожили долгую жизнь, они много знают и умеют, они мудрые, к ним нужно прислушиваться. Человек живет долго, а состарившись, умирает. Человека и после смерти помнят другие люди. Почему его помнят?

Дети. Потому что человек сделал много хороших и добрых дел для других.

Воспитатель . Все верно, за свою жизнь человек успевает сделать много хорошего. И чем больше радости он приносит другим людям, тем дольше живет о нем память.

Воспитатель обращает внимание детей на лист с наклеенными картинками.

Посмотрите, какой замечательный плакат об истории человека у нас с вами получился! Как вы думаете, он поможет Нине Семеновне познакомить малышей с историей развития человека? Почему?

Дети. Да, поможет, потому что мы разделили картинки на группы: «малыши», «маленькие дети», «школьники», «взрослые», «пожилые люди» и подписали их.

Воспитатель . Я согласна с вами, что этот плакат поможет Нине Семеновне рассказать малышам о том, что в жизни каждого человека от рождения до старости происходит много событий, которые и составляют его историю.