Воскресные деньки день пожилого человека в. День пожилых людей в воскресной школе "светоч" поселка добринка


1 октября весь светский мир отмечает международный праздник - День пожилых людей. Этот праздник в мире отмечается, начиная с 1991 года. Основан этот праздник был на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН и назывался Международным днем престарелых, но в дальнейшем при переводе документов на русский язык было принято другое название этого праздника - Международный день пожилых людей. В России также существует документ на основании которого отмечается этот праздник - это Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации вышедшее в 1992 году. И хотя день пожилых людей светский праздник, Русская церковь присоединилась к нему, чтобы хотя бы раз в году почтить тех, кто сохранил православную веру в годы богоборческой власти.


День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, который важен не столько поздравлениями, а праздник, в который мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек, дедушек, родственников, коллег. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в нашем непростом обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей, учитывать изменения, учиться быть терпимее к пожилым, даже если в ответ нет взаимности.


Так уж повелось, что на протяжении многих десятилетий Русская церковь сохраняла свою веру за счет пожилых женщин, которые пронесли веру в Бога через годы богоборчества и отдали эстафету более молодому поколению, но при этом остались при храме и продолжают нести подвиг великих молитвенниц за весь свой род, за Россию, а может и за весь мир.


Когда в 90-х года 20-го столетия баптисты-сектанты спросили православного священника, что будет с православием когда умрут «последние белые платочки»? Батюшка им ответил: - А они не умрут, они вечные.


В нашем храме Всех Сибирских Святых 4 октября 2015 года настоятель храма иерей Игорь Кочкин совершил Божественную Литургию. По окончании Литургии отец Игорь произнес обратился ко всем присутствующим в храме со словами, призывающими оказывать внимание и помощь окружающим нас пожилым людям, которые особенно нуждаются в нашей любви, заботе и ощущении своей необходимости, потом поздравил всех пожилых верующих и высказал добрые пожелания в их адрес. По окончании богослужения для всех прихожан было устроено небольшое чаепитие.


В деревне одинокому пожилому человеку очень трудно вести хозяйство, но еще труднее бывает добраться до храма, чтобы помолиться за богослужением. 4 октября 2015 года настоятель храма иерей Игорь Кочкин также посетил в селе Андрюшино Куйтунского района семью пожилой женщины-инвалида Раисы Федоровны и поздравил ее с днем пожилого человека.

Мне думается, что я могу говорить с вами не с объективной точки зрения, а просто как старый человек (мне восьмой десяток, поэтому я вправе считать себя старым), и как человек с почти что пятидесятилетним опытом врача и священника.

Проблемы, с которыми человек встречается в пожилом возрасте, коренятся в его прошлом, настоящем и будущем, и мне хотелось бы сказать несколько слов о каждой из трех ситуаций.

В первую очередь, всем пожилым и стареющим людям неизбежно приходится сталкиваться с необходимостью стать перед лицом своего прошлого. Это относится к отдельным людям, это, в равной мере, относится к целым народам. Кажется, Солженицын в одной из своих книг писал, что народ, который не примирился со своим прошлым, не сможет разрешить ни одной проблемы в будущем. И на самом деле, это имеет отношение ко всем нам: пока мы отворачиваемся от нашего прошлого, закрываем на него глаза, не желаем о нем помнить, мы не способны решать проблемы ни настоящего, ни будущего.

Поэтому первое, что пожилой человек обязан сделать, это поставить перед собой задачу – не избегать своего прошлого; быть готовым, если прошлое предстанет в виде воспоминания или человека из далекого, давно забытого времени и напомнит о неразрешенной проблеме, встретить его лицом к лицу. Это может происходить по-разному, и мне хотелось бы привести два примера.

Несколько лет назад ко мне пришла одна пожилая прихожанка и сказала: «Я не знаю, что мне делать: я не могу спать по ночам, меня одолевают мысли, образы прошлого, моменты прожитой жизни. Я обратилась к врачу за помощью, он дал мне снотворное, но оно не помогает: то, что было воспоминаниями и мыслями, превращается в ночной кошмар, и я не могу ничего с этим поделать».

И я ей указал на то, в чем сам все больше убеждаюсь со временем: нам дается жить и проживать заново свое прошлое до тех пор, пока мы не разрешим все встающие проблемы. Пока мы не встретили ситуацию из прошлого лицом к лицу (а во время бессонницы приходит на память только неладное), пока не разрешили тот или иной вопрос, он будет настойчиво возвращаться в виде воспоминаний, ночных кошмаров или образов.

Поэтому я предложил этой женщине принять то, что прошлое ее так глубоко тревожит, как милость Божию: случись ей войти в вечность со всеми этими нерешенными проблемами, ей все равно придется их решать, но уже не тогда, когда сами обстоятельства ей помогают. Она спросила, что же делать, и я ей посоветовал, когда вспоминается какое-то событие, постараться вернуть себя в обстоятельства того времени и пережить это событие заново, но пережить на основании нового опыта, опыта долгих лет. И затем поставить перед собой вопрос: «Бог вернул меня обратно к этой ситуации. Сделала бы я сейчас то же самое, произнесла бы те же слова, что пятьдесят, семьдесят, сорок лет назад?»

И нужно ставить этот вопрос до тех пор, пока не сможешь сказать всем своим существом не только из страха, но на основании всего жизненного опыта, всей с годами приобретенной зрелости: нет, оказавшись в прежней ситуации, я бы так уже не поступила; всем умом и всем сердцем, всей волей и плотью отрекаюсь от этого, прежняя «я» умерла.

И знаете, это сознание, это чувство, что ты умер по отношению к своему прошлому, в некотором смысле совершенно реальное. Помнится, один человек пришел к священнику и сказал: «У меня такая проблема: много лет тому назад я поступил неладно в том-то и том-то. Я могу рассказать о своем грехе или проступке, но каяться я не могу, не потому, что не признаю его за грех, а потому что у меня абсолютное ясное чувство: человек, который совершил его двадцать – двадцать пять лет назад, – не я. Я уже не тот человек, тот человек умер, я могу описать его действия, но не могу от своего лица принести за них покаяние, потому что я – не он».

Именно эту мысль я пытался донести до пожилой прихожанки: нам дается жить и проживать заново, с неизбежностью возвращаться во все неладные, болезненные, уродливые ситуации нашего прошлого с тем, чтобы изнутри обретенной зрелости разрешить их, развязаться с ними, как развязывают узлы и отпускают на свободу.

Второй пример, который мне хотелось бы привести, похожий, только разрешился он иначе. Ко мне пришел человек, которому было за восемьдесят, и попросил совета. Когда ему было лет двадцать, в России шла гражданская война, и он служил офицером Белой армии. Он был влюблен в медицинскую сестру своего подразделения, она его глубоко любила, и они собирались пожениться. Все было полно надежды и радости, но однажды во время перестрелки она нечаянно высунулась, и он ее застрелил. И он никак не мог с этим примириться.

Он мне говорил: «Я убил девушку, которую любил. Я убил девушку, которая любила меня. Я оборвал жизнь, только начинающую расцветать, полную возможностей и будущего. Что мне делать?» Я спросил: «А что Вы делали до сих пор, это ведь произошло лет шестьдесят назад?» Он сказал: «Я следовал всем советам, которые мне давали. Я молился о прощении, но не находил покоя в сердце; исповедовался, плакал о том, что совершил, получал разрешительную молитву, но ничего не происходило; творил в ее память, сколько мог, добрые дела, но опять в моем сердце ничего не менялось; причащался, делал все, что благочестивые люди, священники и друзья мне советовали».

И тогда… знаете, мне часто кажется, что моя небесная покровительница – валаамова ослица, которая проблеяла нечто полезное, когда пророк Валаам не разглядел ангела, преградившего ему дорогу. Поэтому я прислушался к своей валаамовой ослице и проблеял по ее наставлению. Вот что я сказал: «Вы молили о прощении Бога, Которого не убивали, Вы просили священника, которому не нанесли вреда, отпустить Вам грехи. А просили ли Вы Машу, которую убили, простить Вас?» «Но она мертва», – сказал он. «Да, она мертва в том смысле, что физически Ваша пуля оборвала ее жизнь. Но разве Вы не верите, что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых?» (Мк 12: 27). Он говорит: «Верю». «Значит, она жива. Поэтому после вечерних молитв сядьте в кресло и поговорите с ней. Помолитесь Богу, чтобы она смогла услышать то, что у Вас на душе. Расскажите ей о своем раскаянии, о всем том, что Вам пришлось пережить, о своей боли и отчаянии, попросите ее простить Вас и помолиться Богу, чтобы Он, если она может от всего сердца Вас простить, ниспослал бы Вам мир». И это совершилось.

Это – другой подход к решению проблемы прошлого, если мы действительно верим, что Бог есть Бог живых, и что в Нем и для Него все живы. Ситуацию не всегда возможно исправить, если переменился только ты сам, потому что в нее могут быть вовлечены другие люди. Нельзя просто сказать: «Я примирился со злом, которое причинил другим людям», но можно примириться с обстоятельствами, и к этому я еще вернусь, когда буду говорить о проблемах настоящего.

Таково наше положение по отношению к прошлому: прошлое присутствует в нас двояким образом. Это могут быть события, которые с нами произошли, повлияли на нас, но потом утратили свое значение, растворились так же, как пища, которую мы едим: из нее строится наше тело, но мы перестаем ее замечать, как только она вошла в состав нашей плоти, нашей крови, наших мышц, нашей жизни.

Но прошлое также присутствует в нас в виде неразрешенных проблем, и необходимо помнить, что Бог дает нам шанс, настойчиво возвращая к ним в снах, в ночных кошмарах, в воспоминаниях, во встречах того или другого рода или, порой, в чтении романов, в которых мы неожиданно наталкиваемся на описание наших собственных обстоятельств и ужасаемся, что приходится пережить их заново. Мы не должны отворачиваться от прошлого, нужно взглянуть ему в лицо и поставить перед собой вопрос: «Тот ли я человек, который так поступил, или нет? Если я остался прежним, то это не прошлое, это – мое настоящее, и его необходимо изжить тем или другим образом». Вот что я хотел коротко сказать о проблеме прошлого.

Есть еще проблема настоящего. Когда старость унесет все, что составляло наши молодые и зрелые годы, перед нами встанут определенные проблемы. Но пока это не произошло, может наступить период, когда время зрелости еще не закончилось, но мы уже ощущаем, что оно постепенно отдаляется: физические силы слабеют, умственные способности уже не те… И зачастую пожилые люди отчаянно цепляются за то, что уходит, чего они не могут удержать, как бы ни старались.

Как ни напрягай физические силы, в семьдесят уже не удается быть таким же, как в сорок или тридцать. Как ни тренируй ум, есть вещи, на которые мы способны в двадцать пять, но не способны в восемьдесят, и т.п. Что же делать? Большинство людей какое-то время пытаются раздувать угли в надежде вызвать язычок пламени, чтобы хоть на мгновение снова стать такими, какими были раньше. Я думаю, это – ошибка: чем старательнее мы раздуваем угли, тем быстрее они превращаются в пепел. Верное решение, как мне представляется, дается в дивных строчках стихотворения Виктора Гюго:

Тот возвращается к первичному истоку,
Кто в вечность устремлен от преходящих дней.
Горит огонь в очах у молодых людей,
Но льется ровный свет из старческого ока.

Нам необходимо осознать, что есть время пламенеть, а есть время светить. Свет тихий, спокойный, ровный свет, который во тьме светит, может принести больше пользы людям, чем обжигающее пламя.

Ницше в своем единственном действительно религиозном стихотворении говорит: «Свет есть все, что я хватаю, Уголь все, что отпускаю: Пламя – пламя я и есмь!» Для старого человека опасность заключается в том, что, прикасаясь к вещам, он превращает их в пепел, потому что больше не способен поддерживать сияющее пламя. Он способен испепелять, но не питать живой огонь, который сообщил вещам. Поэтому в нас должна произойти чрезвычайно важная перемена: нам нужно научиться принимать, что мы больше не способны гореть жарким пламенем, но можем сиять тихим светом. Для окружающих мы можем служить средоточием внутреннего мира, покоя, примирения вместо того, чтобы производить зажигательную энергию, которая побуждает людей к действию, к движению. И с этим процессом каждый из нас должен смириться, потому что силой перемениться никого не заставишь, но если упорствовать и продолжать полыхать, то рано или поздно сгоришь, и тогда будет уже слишком поздно преображать пламя в сияние, преображать огонь в свет.

Другой трудный момент в старении – это то, что многое становится недоступным. В особенности нелегко осознавать, что перестаешь влиять на события. Но есть две разных состояния – пассивность и созерцательность. Чаще всего пожилой человек со страхом готовится к тому, что, как только он перестанет влиять на события, ему придется жить пассивно и принимать удары судьбы. Вместо этого он мог бы научиться созерцательности, т.е. способности спокойно вглядываться в события не спеша, со всем жизненным опытом, со всем бесстрастием (которое дается, если не бросаешься действовать сломя голову) и только после этого произносить слово, которое зазвучит из глубины покоя или, если хотите, из глубины внутреннего молчания и которое будет словом истины, потому что выразит то, что находится в сердцевине молчания, за пределами слов.

Но есть вещи, на которые человек не способен независимо от возраста, ведь не только старики не справляются с тем или другим делом. Поэтому каждому пожилому или стареющему человеку нужно сесть и поразмыслить: «На что я способен?» не в смысле кипучей деятельности, потому что, как правило, она представляет собой весьма печальное зрелище, а в смысле пределов моих способностей, моего физического состояния, моего зрения, слуха, понимания. Порой пожилому человеку можно помочь открыть в себе нечто очень важное: кем он является, даже если он не способен делать то, с чем он или она отлично справлялись в прошлом.

Я вам приведу пример. Моя бабушка умерла, когда ей было девяносто пять лет. Задолго до девяносто пяти, ей уже было не сорок и не пятьдесят, и она не могла делать то, что ей замечательно удавалась, когда она была моложе. Однажды она настояла на том, чтобы помыть посуду после обеда. Было слышно, как она мыла, но под конец раздался ужасный грохот. Она вошла в мою комнату и сказала: «Я разбила всю посуду. Я ее чисто вымыла, а потом столкнула локтем на пол, и от нее ничего не осталось. Почему Бог позволяет мне жить, когда я уже ни на что не гожусь, даже мыть посуду?»

Я ей говорю: «Могу назвать две причины». Она навострила уши, потому что две – это много. «Во-первых, на небесах полно старушек. Думаешь, Бог может Себе позволить заполучить еще одну?» Она обиделась и сказала: «Ты все шутишь, а я говорю серьезно». Я сказал: «Да, но есть и вторая причина. Есть нечто, чего с момента сотворения мира до Страшного Суда и после ни одна Божия тварь, за исключением тебя, не сумела сделать». Она посмотрела на меня с интересом и спросила: «Что это?» Я ответил: «С сотворения мира и до того момента, как перед нами распахнется вечность, никто, кроме тебя, не сумел быть моей бабушкой».

«Быть моей бабушкой» не означает просто произвести мою маму, чтобы мама, в конечном итоге произвела меня. Быть бабушкой включает в себя всю полноту ситуации, всю полноту отношений. И, знаете, для нее это прозвучало убедительно. Поэтому, если приходится иметь дело с пожилыми людьми, которые считают себя бесполезными, можно сказать: «Нет, есть одна вещь, которую ты можешь делать, как никто другой. Ты – моя мать, моя бабушка, мой друг, ты то-то или то-то», чтобы человек понял: в этом его абсолютная и неизменная, несомненная, вечная ценность, и вы увидите, какой заряд надежды и радости это может дать человеку.

Есть еще один момент, который относится к настоящему: с возрастом мы все больше начинаем зависеть от других людей из-за того, что слабеет зрение, отказывает память, оставляют силы, или из-за того, что серьезно заболеваем. И зачастую пожилые люди говорят: «Почему я никак не умру? Я не хочу быть обузой для окружающих».

И такие слова никогда нельзя оставлять без ответа, потому что это ситуация безнадежности. Если ты уверен, что ты – обуза, для тебя ничего не остается, как покончить с собой или постараться приблизить свою кончину. Но ты никогда не будешь обузой, если – и существует два «если». Первое: если окружающие любят тебя, тогда ты для них не обуза. Ухаживать ласково, заботливо, вдумчиво за тем, кого люди любили всю свою жизнь, – радость и привилегия, и, на самом деле, плата (хотя само по себе слово уродливо), плата за все то, что ты для них сделал. Мать годами заботилась о детях, и теперь их привилегия, и я настаиваю, для детей это – привилегия, заботиться о матери. Но не безусловно. И здесь – второе «если».

Если ты стал зависеть от ласки, любви и преданности твоего окружения, твоя задача – сделать ситуацию простой и легкой. Нужно научиться принимать с благодарностью то, что тебе дается, и превратить взаимоотношения с окружающими в праздник, а не в наказание для себя и для них. И знаете, научиться принимать великодушно, благодарно, радостно – искусство, которым не каждый владеет. Даже в периоды короткой болезни люди не всегда на это способны, а когда впереди долгая старость, этому нужно учиться и учиться, не откладывая. Необходимо напоминать себе, что мы тоже можем оказаться объектом заботы, и это может стать опустошающим или, наоборот, чрезвычайно плодотворным опытом. В одном псалме говорится: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» И ответ: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс 115:3–4).

Принимать дар радостно, с открытым сердцем, с сияющими глазами, отвечая лаской на ласку – не только лучший, но единственный способ сделать так, чтобы давать было легко и возможно. И наоборот, если принимать со стесненным сердцем, всем видом показывая: ни за что от тебя ничего бы не принял; не будь я жертвой ревматизма, болезни или старости, я бы от тебя не зависел; какое несчастье, как мне жаль тебя, а еще больше жаль себя, – то, разумеется, можно превратить отношения любви в нечто полное горечи. Это наука, которой должны овладеть все стареющие люди, но и самих себя мы должны прошколить как можно раньше, потому что все зависят от любви окружающих – дети и взрослые, и семейные, и одинокие, и старые. В любом возрасте нужно учиться принимать с благодарностью, принимать великодушно, принимать так, чтобы для ваших близких давать было бы радостью и новой глубиной отношений.

Есть еще одна сторона, на которой я коротко остановлюсь: пожилой человек время от времени размышляет о своей смерти, и смерть в какие-то моменты представляется ему освобождением, а в какие-то – ужасом. Смерть представляется освобождением, пока еще не нависла над нами. Пока смерть еще далеко, мы можем рассуждать в таких категориях, но, когда она совсем рядом, когда в теле уже ощущается мертвость, может напасть страх. Поэтому чрезвычайно важно начинать вырабатывать в себе здоровое отношение к смерти не тогда, когда мы ее боимся, а значительно раньше, в детстве, в молодости, в зрелом возрасте нужно учиться смотреть на смерть творчески.

Раньше всего, мне кажется, необходимо понять разницу между процессом умирания и смертью как таковой, потому что многие не боялись бы смерти, если бы не боялись того, что им проходилось наблюдать при умирании близких: слабеющего сердцебиения, затрудненного дыхания, страданий, которые сопровождают некоторые заболевания и т.д. Но это – не смерть, и при современном состоянии медицины не представляет такой проблемы, как раньше.

С. Сондерс, одна из лучших специалистов по уходу за умирающими, говорила мне, что в наше время уже нет причин, по которым больной раком человек должен испытывать страдания или впадать в бессознательное состояние. Имеется достаточно препаратов, которые при умелом использовании позволяют это предотвратить. Поэтому в большинстве случаев людям можно объяснить, что умирание – это не кошмар, как им представляется из увиденного или услышанного в прошлом. С другой стороны, с мыслью о смерти или с надеждой, которую она дает, можно свыкнуться. Но чего никогда нельзя делать, беседуя о смерти со старыми или больными людьми, – это говорить так, будто мы можем к ней подготовить. Невозможно никого подготовить к тому, чего не сам испытал, поэтому весьма неубедительно звучит, когда люди, в особенности молодые священники, говорят умирающему: «О, не волнуйтесь, вы увидите, как это просто, как это прекрасно».

Что же делать? Сделать можно многое, но есть нечто абсолютно основоположное: мы должны готовить человека не к смерти, а к вечной жизни. Только в той мере, в какой человек сейчас, пока он во плоти, переживает опыт вечной жизни, он будет способен взглянуть в лицо физической смерти, разделяющей душу и тело, и взглянуть не только с самообладанием, но с надеждой, как апостол Павел, который мог сказать, что для него умереть означает не сбросить с себя временную жизнь, а облечься в вечность. Духовно поддержать умирающего можно только помогая ему постепенно врастать в вечность.

Я закончу одним примером, который произвел на меня чрезвычайно большое впечатление. Когда я был молодым священником, у меня был друг, старше меня, его жизнь сложилась очень трудно. В девятнадцать лет он попал в советский концентрационный лагерь, заболел гангреной, ему ампутировали ногу по бедро и выкинули из лагеря, потому что он стал ни на что негодным. Ему немало пришлось пережить.

В какой-то момент он заболел желтухой, очутился в госпитале, где врачи его обследовали и обнаружили не подлежащую операции опухоль, которая распространилась на печень. Ему ничего не сказали, но сказали мне и его сестре, и я пошел его навестить. Он лежал на койке, сильный, высокий, красивый человек, и сетовал: «Как некстати! Столько дел и вот: я в постели, и мне даже не могут сказать, как долго это продлится!» Я сказал: «Сколько раз Вы мне говорили: как бы хотелось остановить время, чтобы ничего не надо было делать, а только быть. Вы никогда этого не осуществили». Он ответил: «Нет». «Что же, Бог сделал это за Вас. Делать Вы ничего не можете. Научитесь быть».

Он посмотрел на меня и сказал: «Да, действительно, но как? Быть означает как бы пребывать в вечности. Нельзя «просто быть» в пустоте, подвешенным между небом и землей». Я сказал: «Это очень просто. Во-первых, нужно примириться со всем, что произошло в Вашей жизни, с собственной совестью, с окружающими Вас людьми, со всеми теми, кого приходилось встречать, со всеми обстоятельствами жизни, со всеми словами и поступками и с Богом. Давайте займемся этим. Подумайте о своем непосредственном окружении: о родственниках, друзьях, знакомых – и поставьте перед собой вопрос: примирился ли я с каждым из них? Если нет – ищите примирения». Он сказал: «Да, но некоторых уже нет в живых». И я ему привел пример, который приводил вам, пример человека, застрелившего свою возлюбленную. Так мы перебрали все его окружение. Это была борьба, это было непросто, но у него в сердце водворялся мир, и мы продолжали двигаться дальше, вскрывая слой за слоем.

Один русский святой говорил, что производить суд своей совести – все равно как луковицу чистить: вначале снимаешь сухую шкурку, она отваливается без труда, потом начинаешь снимать слои, в которых сохранился сок, и тогда льешь слезы и плачешь, плачешь, пока не дойдешь до самой сердцевины и не обнаружишь, что она сладка.

Этим мы и занимались. Мы занимались этим три месяца, в течение которых он постепенно угасал. И когда он уже умирал, недели за две до смерти, когда от него уже ничего не оставалось, кроме больших сияющих глаз, слишком слабый, чтобы держать ложку, он мне сказал: «Знаете, мое тело почти умерло, но я никогда не ощущал себя таким интенсивно живым, как сейчас». И поскольку он обнаружил, что жизнь зависит не от физического состояния, а от цельности, которую приобрел, от жизни преизбыточествующей, в которую погрузился, он смог взглянуть в лицо смерти так, как не смог бы взглянуть, если бы предстал перед ней со всем грузом своего прошлого, со всей горечью, болью, неудовлетворенностью и отчуждением.

На этом я закончу свою беседу, которая и так оказалась слишком длинной.

Сценарий на День пожилого человека в детском саду подготовлен музыкальным руководителем Сусловой Ю.Л., МДОУ «Детский сад № 62», г. Тверь.

День пожилого человека в детском саду проводится в первых числах октября. Как правило, в этот день в гости в детский сад приглашаются бабушки и дедушки, которые не только принимают поздравления от детей, но и активно участвуют в тематических конкурсах и эстафетах.

Отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь и уважения к старшему поколению. Через стихи, песни, танцы, посвященные любимым бабулям и дедулям, дети учатся эмоциональной отзывчивости.

День пожилого человека в детском саду НАМ ГОДА – НЕ БЕДА

Гости собираются в зале. Входят ведущие – воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

Ведущий 1:

— За окошком метель золотая, кружит ветер осенней листвой,
Почему здесь цветы расцветают, словно летней, зеленой порой?

Ведущий 2:

— Потому что сегодня праздник, в нашем садике снова гости.
Всем ребятам сегодня сказали: людей пожилых прийти попросят.

Ведущий 1:

— Только где же они? Вон минутки как быстро летят!

Ведущий 2:

— Вы, наверное, что-то не поняли – вот они, перед вами сидят.

Ведущий 1:

— Вы, конечно, со мною шутите! Разве здесь сидят пожилые?
Ну, немного морщинок на лицах, а глаза-то совсем молодые!

Ведущий 2: — Я понимаю ваше удивление. Разве можно назвать старыми, пожилыми людей, у которых глаза светятся молодым задором? Ничего, что морщинки на лицах, волосы побелели, любой из наших гостей может сказать, что душа по-прежнему молода и жажда жизни и деятельности не угасла с годами. Давайте поаплодируем нашим гостям, подарим им еще немного хорошего настроения.

— Сегодня ваш праздник, и мы рады, что вы пришли к нам в садик. Наши дети приготовили для вас много интересного, забавного, смешного. Встречайте!

Музыкальный вход под ОСЕННИЙ ВАЛЬС К. Дерра.

— Наш поклон вам, наше спасибо за солнечность ваших глаз.
И за то, что осень красиво вашим праздником началась.

Ребенок (подготовительной группы):

— Покупное дарить – пустое, но, чтоб праздник запомнили вы,
Мы сегодня вам сердце откроем, ведь любовь свою дарим мы!

Ребенок (старшей группы):

— Дедушки и бабушки, милые, родные,
Ведь когда-то тоже вы были молодые!
И ходили в шортиках, и плели косички,
И стишки учили вы, как зайчики, лисички.

Ребенок (старшей группы):

— Мама с папой заняты, вечно на работе,
Вы сказку нам расскажете, и песенку споете!
Пирожки и блинчики стряпают бабули,
И играют в ладушки с внуками дедули.

Ребенок (старшей группы):

— Мы вас очень любим и желаем не болеть,
После отдыха на даче на Канары полететь!
Что сказать ещё такого, что вам нынче пожелать?
Чтоб хорошего закона не пришлось вам долго ждать.

Ребенок (старшей группы):

— Чтобы пенсию давали каждый месяц — миллион!
Вот тогда бы вы сказали: «Замечательный закон»!

Ребенок (подготовительной группы):

— Промелькнуло быстро лето, пробежало по цветам.
За горами бродит где-то и без нас скучает там.

Ребенок (подготовительной группы):

— Ну, а мы грустить не будем — осень тоже хороша.
Мы споём вам песню дружно, веселится пусть душа.

Все группы исполняют песню ЗАКРУЖИЛА ОСЕНЬ М. Быстровой (Колокольчик №26/2002, 16).

Во вступлении дети играют на музыкальных инструментах.

1. Закружила осень жёлтую метель.
И летят листочки мимо всех аллей.
Красные и жёлтые по ветру летят.
И, наверно, песенку спеть они хотят.

ПРИПЕВ:

Осенний листопад опять у нас в саду.
Осенний листопад кружит, кружит листву.
Осенний листопад в печальной тишине
Роняет в руки лист в подарок о себе.

2. Почему-то грустно мне смотреть в окно.
Небо так печально, слёзы льёт оно.
Капельки холодные бьются о стекло.
И согреться капелькам очень нелегко.

ПРИПЕВ. Тот же.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий 1:

Проводится игра БУДЕМ ЗНАКОМЫ.

Звучит музыка, листок передаётся из рук в руки. Тот, у кого с окончанием музыки оказался листок в руках, рассказывает вкратце о себе. (Ф.И.О, чей дед или бабушка, кем работает или работал).

За дверью раздается шум.

Ведущий 2:

— Что за шум и тарарам? Кто-то в гости рвётся к нам!
Что ж, тихонько посидим.
Кто же это? Поглядим!

Под музыку на метле влетает Баба-Яга.

Баба-Яга:

— В тёмной чаще на опушке я живу в своей избушке.
Я умею колдовать, лихо на метле летать.
Вижу, здесь полно ребят… Что же это?

Дети: — Детский сад!

Баба-Яга:

— Значит, я не зря плутала! Значит, я туда попала!
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Говорил мне Леший-брат: ты слетай-ка в детский сад!
Дети там гостей встречают, с праздником всех поздравляют
А меня ж не пригласили, про кра-са-ви-цу забыли!
Я обиды не прощаю, я веселье отменяю, всех отсюда выгоняю!

Ведущий 2:

— Перестань, Яга сердиться! Ну, куда это годится?
Да не трать ты силы зря, не боимся мы тебя!

Баба-Яга:

— Ах, меня вы не боитесь? Хорошо, тогда держитесь!
Я сейчас как закричу (кричит), как метлою застучу (стучит).
Злую скуку напущу! Мы со скукою друзья, нас развеселить нельзя!

Ведущий 2:

— Развесёлый мы народ, гоним скуку из ворот!
Если только захотим, и тебя развеселим!
Ставьте ушки на макушке! Детский сад поёт частушки!

Дети старшей и подготовительной групп исполняют ЧАСТУШКИ ВНУЧАТ.

1. Мы на празднике своём вам частушки пропоём
Как мы с дедом и бабулей очень весело живём!

2. Мне бабуля говорит, у меня кругом болит.
Посидел я с ней три дня — заболело у меня.

3. Стал я бабушку лечить свою нездоровую
И поставил ей на спину банку трёхлитровую

4. Если нужно, дед мой строгий, но в морщинках – доброта.
Вдруг побаливают ноги, но он скажет: «Ерунда!»

5. Стала бабушка плясать и чечётку отбивать
Так развеселилася, люстра повалилася.

6. Молотком на даче машем мы с дедулей целый день.
И варить нам силу-кашу нашей бабушке не лень.

7. Нынче с бабушкой моей мы пошли играть в хоккей.
Я забил ей шайбы три, а она мне тридцать три.

8. Ёлочки-сосёночки, колкие, зелёные,
Даже бабушки у нас в дедушек влюблённые!

9. Если был бы я девчонкой, я б потом бабулей стал.
Внуков я бы не ругал, а лишь только баловал!

10. А моя бабуля Эля не бранится, не ворчит,
На «тусовки» со мной ходит, с женихами говорит!

11. Нас ни разу не обидев, дед и бабушка грустят.
Если несколько денечков не возьмут к себе внучат.

12. Спели мы про вас частушки на виду у города.
Будьте бабушки и деды веселы и молоды!

Баба-Яга:

— Ладно, ладно! Победили! Вы меня развеселили!
Но так просто я не сдамся. Нет! Такому не бывать!
Я вам всё равно отомщу, всё равно какую-нибудь пакость сделаю!

Ведущий 1: — Ну, хватит, Бабуся сердиться ведь у тебя сегодня тоже праздник!

Баба-Яга: — У меня? Какой праздник? День пожилого человека в детском саду! Ой, точно, ведь я тоже бабушка! Вы что и меня поздравлять будете?

Ведущий 1: — Конечно, послушай, какие замечательные стихи приготовили для бабушек наши ребята.

Дети подготовительной группы читают стихи.

«ДОРОГАЯ БАБУШКА!» Людмила Эмберг

Дорогая бабушка!
Не считай понапрасну года, не грусти, что виски поседели.
Так бывает в природе всегда: это след оставляют метели.
Пусть нелегкой была твоя жизнь, были все ж в ней и радость, и счастье.
Ты крепись, дорогая, держись, обойдут стороною ненастья.
Ведь богатство твое — это МЫ: дочка, сын, внуки, правнуки даже!
Долго-долго еще ты живи, чтоб пра-правнуков тоже понянчить!!!

«ПРО БАБУШКУ» Елена Дюк

Вот если я бабушкой буду, клянусь, никогда не забуду,
Что внучке, а может быть, внуку давать каждый день на обед:
Насыплю я в правую руку, насыплю я в левую руку,
И просто насыплю на блюдо, горой разноцветной, конфет!
Вот, если я бабушкой буду, клянусь, никогда не забуду,
Что внучку, а может быть, внука не стоит за двойки ругать.
А просто, развеивать скуку, отправлю к веселому другу
И дам посмотреть телевизор, подольше пущу погулять.
Но бабушка, явно, забыла, что в детстве конфеты любила.
И, видно, одни лишь пятерки носила из школы она.
И к ней не ходила подружка, и ей не шептала на ушко,
Что двоечник дедушка Коля заждался ее у окна.

Дети старшей группы читают стихи.

Бабушка, как солнышко, всех согреет взглядом,
Как внучатам хорошо с бабушкою рядом!
Всем подарит бабушка и тепло, и ласку,
Нежно приголубит нас и расскажет сказку.

Бабушка родная, милая моя,
Больше всех на свете я люблю тебя.
По твоим морщинкам проведу рукой…
В целом свете нету бабушки такой.
Никогда не буду огорчать тебя.
Только будь здоровой бабушка моя!

Исполняется сценка ЧЬЯ БАБУШКА ЛУЧШЕ.

Медвежонок (напевает):

— Для любимой бабушки я сейчас спою.
Всем хочу я рассказать, как её люблю…

Появляется Лиса.

Лиса: — Что это ты тут напеваешь, Мишенька?

Мишка: — А это я песенку про бабушку сочинил. Бабушка у меня знаешь, какая хорошая.

Лиса: — Да чем же она хороша?

Мишка: — Мед мне приносит, ягоды. Ей для меня ничего не жалко.

Лиса: — Мед, ягоды…Только и всего?! А вот моя бабушка, моя бабушка лучше твоей!

Мишка: — Это еще почему?

Лиса: — Да потому, что моя бабушка учит меня всяким хитростям.

Мишка: — Каким таким хитростям?

Лиса: — Как ловить уточек, как щипать курочек, как зайцев догонять, как следы заметать. Моя бабушка самая лучшая на свете!

Мишка: — Нет, моя!

Лиса и Миша спорят. Появляется лягушонок.

Лягушонок: — Ква-ква-ква! Рассмешили вы меня… Да все лягушата знают, что лучше моей бабушки не найти: песни для меня распевает, комаров быстрее всех глотает, а еще меня от цапли защищает. Моя бабушка лучшая! Ква!

Мишка: — Нет, моя!

Лиса: — А я говорю – моя!

Звери спорят. Появляется девочка и напевает песенку.

Девочка:

Девочка видит зверей.

Девочка: — Вы что такие сердитые, зверюшки? Чего щеки надули? Или обиделись на кого-то?

Звери: — Мы друг на друга обиделись.

Девочка: — Почему?

Мишка: — Мы спорили, чья бабушка лучше.

Девочка: — Ах, вы глупые зверюшки! Да разве хоть кто-нибудь может сравниться с моей бабушкой?! Какие она пирожки печет, какие сказки рассказывает, какие теплые варежки вяжет мне к зиме! Лучше моей бабушки не найти на всем белом свете!

Звери вопросительно смотрят на девочку.

Девочка: — Запомните спорщики, милые дети: Для каждого внука всех лучше на свете…

Вместе: — Своя, родная, бабушка дорогая!

Дети старшей группы исполняют песню ДЛЯ ЛЮБИМОЙ БАБУШКИ (Колокольчик № 32/2004, 32).

1. Для любимой бабушки я сейчас спою.
Всем хочу я рассказать, как её люблю.

ПРИПЕВ:

2. Каждый день она за ручку в сад меня ведет,
Вяжет теплые носочки, песни мне поёт.

ПРИПЕВ. Тот же.

Баба-Яга: — Ой, как вы любите своих бабушек. И я хочу, чтоб меня так же любили.

Ведущий 2: — Для этого тебе нужно исправиться, быть доброй и не пугать детей.

Баба-Яга: — Ну, я попробую. Здорово, тут у вас, только скучно мне стало.

Ведущий 2: — Ну, скучать нам не годится! Будем дальше веселиться! Мы знаем, что бабушки хорошо знают своих внучат. Но, я думаю, всем будет интересно узнать, насколько хорошо дети знают своих бабушек.

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами, а бабушка зовет своего внука или внучку, но не по имени, а ласково, например: солнышко, котенок. Дети должны угадать, кого позвали.

Ведущий 1: — Сейчас, дорогие гости, предлагаю вспомнить те времена, когда вы каждый день спешили на танцы. Давайте вспомним, как это было и проведем веселую танцевальную разминку «На танц-поле только бабушки и дедушки». Встречайте!

Проводится ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОНКУРС для бабушек.

Звучат знакомые танцевальные мелодии – бабушки и дедушки танцуют.

Баба-Яга: — Утомили вы меня, больше не могу.

Ведущий 1: — А иногда нашим бабушкам и дедушкам некогда танцевать. Раз уж осень наступила, нужно урожай собрать. И собирать урожай нам помогут бабушки и дедушки.

Проводится эстафета УРОЖАЙ.

В каждой команде по 4 человека (дедушка, бабушка и два ребенка):

  • первый обручем вспахивает поле,
  • второй сажает картошку,
  • третий складывает в машину,
  • четвертый везет машину.

Баба-Яга: — А я вот знаю, что все дети любят сказки. Многие сказки они слышали от вас. И сейчас мы проверим, хорошо ли вы их помните. А ваши внуки вам в этом помогут.

Проводится викторина СКАЗКИ.

Баба-Яга задает детям вопросы на знание сказок.

  • Какое хлебобулочное изделие убежало от бабушки и от дедушки? (Колобок)
  • Чья бабушка самая длинная на свете? (Удава)
  • Какой герой очень любит варенье? (Карлсон)
  • Какой герой имеет самый длинный нос? (Буратино)
  • Назовите девочку с голубыми волосами (Мальвина)
  • В какой сказке дед, чтобы вытащит огромное растение, должен был позвать на помощь всех домочадцев? (Репка)
  • Какая героиня летает в ступе с метлой? (Баба-Яга)
  • Какой герой не любит ни шоколада, ни мармелада. А любит только маленьких детей? (Бармалей)

Ведущий 2: — Вот настала пора поговорить и о дедушках!

Дети страшей группы читают стихотворения.

МОЙ ДЕДУЛЯ

Мой дедуля дорогой, мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету: лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой — уже захрапел.

Дети подготовительной группы читают стихотворения.

Если вдруг придется туго, друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга, потому что он мой дед.
С дедом мы по воскресеньям держим путь на стадион,
Я люблю пломбир с вареньем, а мультфильмы любит он.
С таким хорошим дедом не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом нигде не пропадешь!

Подготовительная группа исполняет песню МОЙ ДЕДУШКА Л. Алехиной (Колокольчик №36/2006, 30).

1. Кто со мной играет в парке,
Водит в цирк и в детский сад?
Любит ездить на рыбалку
И под музыку плясать?

ПРИПЕВ:

Это мой дорогой дедушка,
Мой любимый, родной дедушка!
Мы большие друзья с дедушкой.
И горжусь я не зря дедушкой!

2. Кто умело дом построит,
Кто читает сказки мне,
С бабушкой обед готовит,
Часто снится мне во сне?

ПРИПЕВ: Тот же.

Ведущий 2: — Давайте вспомним, в какие игры вы с внуками играете на улице? А я приглашаю двух дедушек для конкурса. Все мы знаем, что мальчики большего всего на свете любят играть с машинками. Сейчас вы на прогулке будете играть этими отличными машинами. Задание такое. У вас равные дистанции, нужно не сходя со стула, закручивая верёвочку на карандаш подвести машину к себе, выигрывает тот, у кого машина быстрее окажется в руках.

Проводится конкурс МАШИНКИ.

Реквизит:

  • 2 машинки на верёвочке,
  • 2 стула.

Баба-Яга:

— Я душой помолодела, всё б плясала, песни пела.
Но пора и меру знать, нужно в лес скорей бежать!
Впредь меня не забывайте,
Чаще в гости приглашайте! До свидания!

Ведущий 1:

— Ну вот наш праздник подошёл к концу.
Все что в жизни самое лучшее, мы сегодня желаем для вас!
Солнце ясного, благополучия, теплых слов и приветливых глаз.

Ведущий 2:

— Ну а самое, самое главное пусть не старят вам душу года,
Здоровье покрепче чтоб век не болеть, жить не тужить, и душой не стареть.

Ведущий 1:

— Желаем, чтоб сердце ритмично стучало, чтоб годы замедлили бег.

Ведущий 2:

— Чтоб беды отпали, печаль не встречалась, и счастья хватило на век.

Дети исполняют танец ЖЕЛАЮ.

Праздник День пожилого человека в детском саду окончен. Все расходятся в группы на чаепитие.

Празднично украшенное фойе дома культуры преобразовано в уютную гостиную с накрытыми к чаепитию столами.
Звучит лёгкая инструментальная музыка.
Выход ведущих.

ВЕДУЩАЯ 1: Пойдем гулять по солнечным аллеям,
Туда, где хороводит Листопад,
Где обязательно душа теплеет,
И лучезарнее сияет взгляд.

Обратите внимание на отличное предложение. Для любого праздника и торжественной датыДоставка цветов Краснодар поможет порадовать дорогих вам людей

ВЕДУЩАЯ 2: Мы соберем себе букет из листьев,
Частичку осени внесем в наш дом,
Как отблеск торопливых мыслей,
О нашем настоящем и былом.
ВЕДУЩАЯ 1: Добрый день, дорогие друзья!
ВЕДУЩАЯ 2: Здравствуйте! Осень красивая, яркая пора года — время душевного покоя. Осень прекрасна и в ранние сентябрьские деньки, когда еще по-летнему тепло, и в поздние ноябрьские вечера, но самый любимый месяц, конечно же, октябрь.

ВЕДУЩАЯ 1: Сегодня мы собрались в уютной гостиной нашего дома культуры, чтобы поздравить вас, людей умудрённых богатым жизненным опытом, сыгравших немаловажную роль в жизни Боковского района, с замечательным праздником осени!

ВЕДУЩАЯ 2: К вам обращается управляющий делами Администрации Боковского района Галина Михайловна Антипова.

ВЫСТУПЛЕНИЕ.

ВЕДУЩАЯ 1: Сегодня в зале нет пустого места
Сегодня все единая семья.
Пусть будет вам подарком эта песня
Хорошие знакомые слова.

Ведущие присаживаются за отдельный столик.

№ 1. «Листья жёлтые» Е. Склярова.

ВЕДУЩАЯ 2: Перелетных птиц летели стаи,
Распростерши крылья над землей,
С ветрами попутными играли,
Оставляя ливни за собой.

ВЕДУЩАЯ 1: На ладошку перышко упало,
Словно лист письма из тех военных лет,
Стая птиц вернуться обещала,
Как вернуться обещал боец.

ВЕДУЩАЯ 2: В эти дни с особой теплотой мы говорим о людях, благодаря которым можем наслаждаться окружающей нас красотой, прогулками в парках под кронами желтых листьев, вдыхая аромат свежего ветра и махая рукой вслед птичьим стаям.

ВЕДУЩАЯ 1: Это наши герои, отстоявшие мир, подарившие нам возможность жить под ясным небом в свободной стране.

ВЕДУЩАЯ 2: Антон Макарович Топчий, не окончив 10 классов, пошёл на фронт. Участвовал в боях на Курской дуге и форсировании Днепра. Командовал стрелковым отделением автоматчиков. Был неоднократно ранен. Награждён Орденом Красной Звезды медалями за отвагу.

ВЕДУЩАЯ 1: Шпинёв Николай Павлович воевал на Юго-Западном, 1-ом Белорусском и Украинском фронтах. Даже из учебников истории мы знаем, что бои на этих направлениях были очень тяжёлыми а служба не из лёгких.

ВЕДУЩАЯ 2: А вот Алексею Афонасьевичу Никулину выпала доля служить в пехоте. Он воевал в Литве. Вернувшись домой, он долгое время работал заведующим сельским клубом х. Попов. И 25 лет жизни отдал труду зоотехником в совхозе Каргинском.

ВЕДУЩАЯ 1: В ряды Советской Армии Иван Фёдорович Ильин был призван сразу после освобождения Боковского района. Но в первых же боях под Ворошиловградом был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. И, поскольку, на фронт из-за тяжёлого ранения ему дорога была заказана, то решил внести свой вклад в победу над врагом, трудясь в Сталинграде на тракторном заводе, который переквалифицировали под выпуск танков.

ВЕДУЩАЯ 2: Здесь же на заводе Иван Фёдорович встретил свою будущую супругу, тогда ещё совсем молоденькую девушку Фаину Ивановну, которая работала крановщицей в кузнечном цеху, где, кстати сказать, проработала 38 лет. В 1948 году они поженились.

ВЕДУЩАЯ 1: В 1955 Иван Фёдорович привёз семью в родной район, где стал работать трактористом в Боковском совхозе.

ВЕДУЩАЯ 2: Спасибо вам, наши дорогие за этот светлый мир, за эту осень, за жизнь, подаренную вами.

ВЕДУЩАЯ 1: Пусть песня, в исполнении Ирины Колтуновой, прозвучит
сейчас для того, чтоб вы знали: мы будем всегда рядом с вами!
Чтоб знали: всегда вас рассветы согреют,
Давайте послушаем песню скорее!

№ 2. «Не грусти казачка» И. Колтунова.

ВЕДУЩАЯ 2: На нивах и пашнях красивые люди.
Они у земли набрались красоты.
И если ты землю всем сердцем полюбишь,
Любви настоящей достоин и ты.

ВЕДУЩАЯ 1: Человек славен трудом, а вместе и с ним славится и та земля, на которой он живёт, в которую вкладывает свою любовь и силы. Наш район прославили простые люди, труженики.

ВЕДУЩАЯ 2: Данил Семёнович Гапузов свою трудовую деятельность начал подростком во время Великой Отечественной войны. Вначале был пастухом. А после войны работал в совхозе Боковском энергетиком. Оттуда и ушёл на пенсию. Он ветеран труда и труженик тыла.

ВЕДУЩАЯ 1: Кочетова Раиса Фёдоровна на долю этой хрупкой женщины выпало немало испытаний и трудовых будней. Работала на самых трудных крестьанских работах в совхозе дояркой, а каждое лето её направляли скирдовать сено. Около 40 лет трудового стажа Раисы Фёдоровны были связаны с тяжелейшим трудом.

ВЕДУЩАЯ 2: Всю жизнь проработал шофёром в совхозе Каргинском Владимир Константинович Давидюк. Он очень внимательно относился к технике, и она у него всегда была в порядке и работала, как часы.

ВЕДУЩАЯ 1: В совхозе Каргинском трудились доярками Нина Викторовна Зотова и Валентина Алексеевна Попова. Нине Викторовне довелось работать ещё и свинаркой, и птичницей. Обе за свой труд имеют звание ветерана труда.

ВЕДУЩАЯ 2: У Николая Ивановича Криворощенко трудовой стаж 45 лет. Он работал в совхозе Малаховском газоэлектросварщиком. Николай Иванович личность творческая и руки у него золотые. Из металла этот человек может творить чудеса. Весь район знает его, как мастера ажурного плетения из стальных прутьев.

ВЕДУЩАЯ 1: Александр Иванович Аксёнов работал и на тракторе, и на экскаваторе и на комбайне. Любая техника была ему подвластна, он знал её до мельчайшего винтика и мог устранить любую неполадку. Довелось работал Александру Ивановичу и в совхозе Боковском, и «Химдыме», а на пенсию он ушёл из «Водника».

ВЕДУЩАЯ 2: В откормсовхозе «Вёшенском» инспектором отдела кадров 28 лет отработала Людмила Алексеевна Турилина. Эта женщина всегда отличалась ответственностью, компетентностью и в делах её был абсолютный порядок.

ВЕДУЩАЯ 1: А вот Евлантьев Иван Трифонович работал шофёром в совхозе «Понаморёвском». Он имеет медали «За трудовую доблесть», и «Ударник 10 пятилетки».

ВЕДУЩАЯ 2: Меняются времена, меняются внешние приметы жизни, и жаркое лето сменяет спокойная осень, но неизменной остаётся суть крестьянского труда, крестьянского характера сельского труженика.
ВЕДУЩАЯ 1: Сегодня вам мы говорим «Спасибо!»
За доблестный ваш труд,
Мы вместе все, а это сила,
Пусть счастье будет лишь вокруг!
№ 3. «В субботу вечером» Трио преподавателей ДШИ
ВЕДУЩАЯ 1: А у осени свои причуды,
А у осени характер свой,
Не судите её, строго, люди,
Назовите лучше … золотой!

ВЕДУЩАЯ 2: И она, со всем осенним жаром,
Вдруг напомнит что-то о своём,
Да не бойтесь, это ведь задаром
Платит осень за добро добром.

ВЕДУЩАЯ 1: Посмотри – деревца за окном будто кивают тебе шуршащими ветвями, поздравляют и дарят золотые букеты осенних листьев …Мелькают дни, пролетают года, как перелетные птицы, и многие воспоминания померкнут, как старые фотографии. Но мы никогда не забываем наших учителей!

ВЕДУЩАЯ 2: Учить, воспитатель – дело непростое. Тут нужен ясный ум и горячее сердце. Вашими стараниями многие люди нашли в жизни свой путь!

ВЕДУЩАЯ 1: Маркианова Зоя Александровна более 30 лет проработала учителем начальных классов Боковской средней школы. Человек очень образованный преданный своему делу, свои глубокие знания она сумела передать сотням учеников, которые прошли через её руки. Среди них как начальники различных уровней, так и специалисты в области медицины, культуры, образования, а также строители, водители, повара и инженеры.

ВЕДУЩАЯ 2: 20 лет учителем в Курганской области проработала Григорьева Ольга Григорьевна. За добросовестное отношение к труду, творческий подход к образовательному процессу, любовь к детям и уважение к коллегам она не однократно награждалась грамотами Министерства образования, имеет звание Ветеран труда. Во всех уголках России живут и трудятся её ученики.

ВЕДУЩАЯ 1: Всю свою жизнь отдала работе с детьми Людмила Васильевна Коунева. Она воспитатель детского сада. Сердце этой замечательной женщины принадлежит детям. Не одна сотня малышей вспоминает добрые её руки воспитателя, ласковую улыбку и всё понимающий взгляд.

ВЕДУЩАЯ 2: Шморгилова Нина Мефодьевна у этой женщины похожая судьба. 32 года она работала воспитателем а в дальнейшем заведующей д/с. Нина Мефодьевна большой специалист в решении конфликтных ситуаций и детских проблемах. Она настоящий психолог.

ВЕДУЩАЯ 1: Невозможно описать важность труда технического персонала в учебных заведениях. Чистота и порядок, царящие там, помогают нашим детям чувствовать в школе, как дома. Эти люди встречают наших малышей у школьного порога и сопровождают их все 10- 11 лет учёбы.

ВЕДУЩАЯ 2: Так Валентине Понтелеевне Мелиховой работая в школе кочегаром и ночной няней в интернате, часто приходилось, заменяя детям маму — целовать их перед сном и вскакивать по нескольку раз за ночь, укрывая их одеялом, успокаивать детские страхи и рассказывать сказки.

ВЕДУЩАЯ 1: Христиния Михайловна Семёнова тоже посвятила свою жизнь школьному интернату, работая и няней, и поваром. Она баловала ребят домашними щами и выпечкой. Закончила же свою трудовую деятельность в центральной районной больнице санитаркой. Общий трудовой стаж более 30 лет.

ВЕДУЩАЯ 2: Медаль за многолетний добросовестный труд имеет Антонина Алексеевна Шматова. Её трудовой стаж более 40 лет. Во время войны подростком она работала на полях, выращивая хлеб. А за тем техничкой Малаховской школе.

ВЕДУЩАЯ 1: Кочетова Надежда Павловна работала кассиром РайОНО. Через неё проходили не малые денежные потоки, которые эта женщина распределяла, между учебными заведениями всего района.

ВЕДУЩАЯ 2: Дорогие женщины! в этот осенний день мы вам желаем: ….. света и тепла, Желаем мира и добра, Здоровья крепкого навек, Всего, чем счастлив человек.

ВЕДУЩАЯ 1: Пусть все доброе, светлое, лучшее
Вашим спутником будет всегда,
Пусть сбываются думы заветные,
Пусть душа не болит никогда!

№ 4. «Снегопад» Егорова В.

ВЕДУЩАЯ 2: В ожидании первого снега
По шуршащей тропинке иду,
Насыщаясь октябрьскою негой
Вдохновенье ловлю на ходу…
ВЕДУЩАЯ 1: И рука так и тянется к кисти,
Чтоб картинку сберечь для зимы,
Эти желто-багряные листья
На сухом покрывале травы…
ВЕДУЩАЯ 2: Осень в разгаре…Прекрасная, печальная и переменчивая, как девичье настроение…
ВЕДУЩАЯ 1: Осень женственна, она то порадует ласковым солнышком, греющим почти по-летнему, то испугает ледяным дождем.
ВЕДУЩАЯ 2: Осень обманчива и коварна. Так легко, доверившись, яркому солнцу, не накинуть на плечи тёплого пальто и не захватить с собой зонт. И вот вас уже ожидают все прелести осенней простуды.
ВЕДУЩАЯ 1: И кто же тогда спешит к вам на помощь? Конечно наши доблестные работники здравоохранения.
ВЕДУЩАЯ 2: Эту женщину в лицо знает каждый житель Боковского района, т. к. она более 40 лет трудилась в регистратуре центральной районной поликлиники -Шевцова Нина Андреевна. Она всегда терпеливо выслушивала, жалобы на здоровье и направляла посетителей к нужным им специалистам.

ВЕДУЩАЯ 1: 3 года в Чистяковском ФАПе фельдшером проработала Землякова Мария Пантелеевна. Фельдшер на селе это тот человек, который знает жизнь каждого человека от младенчества до преклонных лет. И не только его недуги, но и житейские радости и невзгоды. Мария Пантелеевна очень активный человек и, наверное, из-за этой её черты характера она сменила фельдшерский ФАП на кресло председателя исполкома Чистяковского сельского совета.

ВЕДУЩАЯ 2: Анна Прокофьевна Медведева 25 лет отработала санитаркой в Вербовском фельдшерко-аккушерском пункте. Она Труженик тыла и Ветеран труда. Добрейшей души человек. Всегда знает, как поддержать в трудную минуту, что посоветовать, к кому из врачей обратиться. Она очень любит чистоту и порядок.

ВЕДУЩАЯ 1: Любовь Ивановна более Скомаровская 46 лет проработала фельдшером в Каргинской больнице. Обслуживала самых юных её пациентов, посещая их на дому, чётко следя за графиком прививок. Её с благодарностью вспоминают ставшие уже взрослыми, жители станицы Каргинской и близлежащих хуторов.

ВЕДУЩАЯ 2: Свой трудовой путь начинала в Малаховском ФАПе Лидия Васильевна Вечёркина. С 1978 по 2003 год она работала помощником эпидемиолога. Лидию Васильевну отличает преданность своему делу, высокий профессионализм, готовность всегда прийти на помощь.

ВЕДУЩАЯ 1: Эпидемиологом работала и Наталья Михайловна Стрельцова. Люди этой профессии всегда стоят на страже, оберегая нас от опасных недугов, которые несут вирусы, превращаясь в эпидемиологические вспышки. Наталья Михайловна почётный донор России, а это значит, благодаря ей было спасено не мало жизней.

ВЕДУЩАЯ 2: После окончания Таганрогского медицинского училища красавец парень Шкуратенко Иван, пришёл работать в женский коллектив санпединстанции. Назначен он был помощником санитарного врача. 27 лет было отдано им этой профессии. Став высококлассным специалистом, теперь уже Иван Дмитриевич, вел активную просветительскую работу среди населения района, знакомя людей с правилами защиты от инфекционных заболеваний.

ВЕДУЩАЯ 1: Теличенко Нине Васильевне по роду своей деятельности тоже не раз приходилось сталкиваться с опасными вирусными заболеваниями. Аккуратность, чистоплотность и любовь к порядку, всегда были её неизменными спутниками и помощниками в нелёгком труде. Она более 40 лет проработала медсестрой в инфекционном отделении центральной районной больницы. Нина Васильевна Ветеран труда и Труженик тыла.

ВЕДУЩАЯ 2: Как вы думаете, многие ли из нас способны запомнить витиеватые наименования лекарственных средств, да ещё на латыни, кроме того, понять от чего это вообще помогает?

ВЕДУЩАЯ 1: А с закрытыми глазами приготовит сложнейшую мазь или настойку? На это способен только талантливый фармацевт.

ВЕДУЩАЯ 2: Вот именно таким человеком и является Аксёнова Нина Андреевна, проработавшая в Боковской аптеке 36 лет.

ВЕДУЩАЯ 1: Среди множества других профессия работника медицины - самая благородная и гуманная. Она требует не только глубоких знаний, невероятной ответственности, высочайшего мастерства, но и особых нравственных качеств: милосердия, чуткости, способности разделить чужие боль и страдание.

ВЕДУЩАЯ 2: Вы из редкой породы, что жизнь продлевают,
Возвращают здоровье и радость несут:
И поэтому мы от души вам желаем,
Чтоб всегда был почетен ваш благостный труд!

№ 5. «Погода в доме» Говорухина О. А. (муз)

ВЕДУЩАЯ 1: До чего прекрасна эта осень,
Хоть встречает день она дождем,
Но мелькает в серых тучах просинь,
Пробиваясь с солнечным лучом.
ВЕДУЩАЯ 2: Разливает краску на листочки,
Тяжесть будней будто бы презрев,
В каждой капле, словно огонечки,
Зажигает птицею запев.
ВЕДУЩАЯ 1: А сейчас, друзья, нам хотелось бы поговорить с вами о…торговле

ВЕДУЩАЯ 2: На Руси работа продавца с давних пор считалась весьма достойной и почетной. Такого человека все считали умным и грамотным, имеющим вес в обществе.

ВЕДУЩАЯ 1: . Данная профессия и в наши дни не утратила своей значимости, она по-прежнему остается широко востребованной. Основные качества, которыми должен обладать человек этой профессии – это понимание, спокойствие и вежливость.

ВЕДУЩАЯ 2: Все присутствующие сегодня в этом зале помнят насколько, мощной и сильной была торговая организация районного потребительского общества, или проще РайПО. Там трудилось более полутысячи работников.

ВЕДУЩАЯ 1: Организация имела разветвлённую сеть магазинов во всех населённых пунктах района и миллионные годовые денежные обороты. А работников её все знали в лицо.

ВЕДУЩАЯ 2: 20 лет заведующей складом проработала Мария Александровна Криворощенко, Ей любая ревизия ей была нипочём, а всё потому, что Мария Александровна принципиальный, грамотный и добросовестный работник. У неё документы всегда в порядке.

ВЕДУЩАЯ 1: А Василий Тимофеевич Емельянов 23 года проработал водителем автолавки. Он так же доставлял хлеб в самые отдалённые уголки района. Как ждали его машину жители хуторов! Ведь его автолавки было всё самое нужное и жизненно необходимое. И подарочек куму, и гостинец для ребёнка. Как говорится от спичек до ковра.

ВЕДУЩАЯ 2: Структурным подразделением РайПо была организация Общепит. 22 года трудовой жизни отдала работе в этой организации на должности директора Каргина Валентина Антоновна. Она отвела за работу столовой и ресторана. Следя за тем, чтобы люди труда были всегда вкусно и сытно накормлены.

ВЕДУЩАЯ 1: Галкина Светлана Александровна работала в центральном буфете общепита. Её помнят многие, всегда приветлива, вежлива, обладающая талантом общения.

ВЕДУЩАЯ 2: Вкусным сладким чаем всегда можно было угоститься у Холоповой Александры Тимофеевны, которая заведовала чайной. Но одним чаем сыт не будешь и Александра Тимофеевна сменила свою чайную на столовую с с/х Малаховский, чтобы можно было не только напоить, но и вкусно накормить тружеников села….

ВЕДУЩАЯ 1: …среди которых был и её супруг Холопов Алексей Сергеевич, который работал трактористом в том же совхозе.

ВЕДУЩАЯ 2: К РайПо относились и ещё две немаловажные организации – пекарня и хлебозавод.

ВЕДУЩАЯ 1: Никонова Евдокия Дмитриевна и Горелова Раиса Владимировна всю жизнь пекли вкусный хлеб для боковчан. Обе более 30 лет проработали в организации.

ВЕДУЩАЯ 2: Работа на хлебозаводе не лёгкая трудовая вахта, как в поле на уборочной посменная дни и ночи напролёт. За свою добросовестную работу Евдокия Дмитриевна награждена значком «За трудовые заслуги».

ВЕДУЩАЯ 1: Фотографии этих женщин висели на Доске Почёта организации. Обе являются Ветеранами труда.

ВЕДУЩАЯ 2: Среди тысяч примет и замет
Есть одна, и она не случайна:
Без торговли и общества нет,
Покупатели мы изначально.

ВЕДУЩАЯ 1: Если ладно торговля идет,
Это значит — страна процветает.
Пусть торговому люду всегда
Ярко светит удачи звезда.

№ 6. «Заговорные слова» Павлова О.

ВЕДУЩАЯ 2: Вчера бродила по бульварам
И наводила красоту.
Канавы красила багряным
И синим- детскую мечту.

ВЕДУЩАЯ 1: И стали мягче взгляды солнца
И улица вдруг золотой …
Ни с кем не попрощавшись- молча
Она ушла к себе домой.

ВЕДУЩАЯ 2: Район наш находится на самом севере области, вдали от промышленных центров. И добраться до областного центра или в соседний район задача раньше была не из лёгких, ведь персональный транспорт был не у каждого.

ВЕДУЩАЯ 1: Поэтому водителей междугородних автобусов знали все. Вечёркин Николай Фёдорович провёл за рулём более 40 лет – Ветеран труда, награждён Орденом Трудовой Славы и Юбилейными медалями. 20 лет он водил автобус, работая в АТП.

ВЕДУЩАЯ 2: Человек порядочный, ответственный и отзывчивый. Ему можно было доверить посылку с продуктами передать или с тёплыми вещами, чтобы чадо, учащееся в институте не мёрзло зимой и не голодало, когда заканчиваются финансы, переданные с тем же Николаем Фёдоровичем. А уж сами студенты всегда знали, что для них он обязательно найдёт место в своём автобусе.

ВЕДУЩАЯ 1: Виктор Фёдорович Гриценко 20 лет проработал в АТП водителем грузовой машины. Всегда имел задатки лидера и склонность к общественной работе. 7 лет избирался председателем профсоюзного комитета организации Ветеран Труда, победитель социалистического соревнования. Не равнодушен к общественным проблемам он и в нынешнее время. Виктор Фёдорович известен многим боковчанам своим творчеством.

ВЕДУЩАЯ 2: А вот каким интересным делом занималась Симонова Евгения Гавриловна 18 лет.

ВЕДУЩАЯ 1: Она руководила Трансагенством. В её подчинении было несколько водителей, которые развозили газ и уголь населению района.

ВЕДУЩАЯ 2: Сама же Евгения Гавриловна помогала приобретать билеты на самолёты, поезда, оформляла «бронь» в гостиницах городов области. Сейчас бы её должность можно смело назвать туроператором.
ВЕДУЩАЯ 1: Вам шлем сегодня наш земной поклон,
А благодарность наша бесконечна, как дорога,
Которая растет все с каждым днем,
Сближая нас все больше год от года.

№ 7. «Рябина алая» Говорухина О. АКБ

ВЕДУЩАЯ 2: Осень многоцветная, красок не жалея,
Словно живописец, за мазком мазок,
Щедрою рукою,- по дворам, аллеям,
По садам и тропам, в рощу и в лесок —
Заглянуть успела с песней яркой, звонкой,
Клином журавлиным растянулась вдаль.
Пёстрым покрывалом, паутинкой тонкой,-
Щедро распластала рыжую вуаль

ВЕДУЩАЯ 1: Сегодня в нашей осенней гостиной присутствуют люди, труд, которых просто жизненно необходим. Таким незаменимым человеком в Боковской, да и во всём районе был Валентин Маркович Галкин, который работал в пожарной части.

ВЕДУЩАЯ 2: Ведь и в жаркий день на полях, и в Новогодние праздники и в будни существует возможность возникновения экстренной ситуации, в которой необходима помощь пожарных.

ВЕДУЩАЯ 1: Валентин Маркович и сейчас может служить примером доблести для молодого поколения.

ВЕДУЩАЯ 2: А Михаил Андреевич Никонов работал на электроподстанции монтёром 36 лет. В его должностные обязанности входило устранение любых неполадок со светом.

ВЕДУЩАЯ 2: Хорошо зная Михаила Андреевича, боковчане в случае экстренной ситуации звонили ему даже домой. В любое время суток он спешил к ним на помощь.

ВЕДУЩАЯ 1: Во времена повального дефицита, когда хороший костюм или модное платье было трудно найти на прилавках магазинов, боковским модницам и щёголям на выручку приходили работницы быткомбината.

ВЕДУЩАЯ 2: В этой организации работали Александра Васильевна Фадеева и Евдокия Фёдоровна Кочетова. Их умелыми руками было создано немало элегантных нарядов на любой вкус.

ВЕДУЩАЯ 1: От чистого сердца с открытой душой
Сегодня желаем вам жизни большой.
Чтоб было здоровье, и счастье, и радость!
Чтоб годы летели и не были в тягость!

№ 8. « А за окном то дождь, то снег» Сенина Н.

ВЕДУЩАЯ 2: Что ж ты осень хмуришься и глядишь невесело,
Хоть в парчу да золото расписала мир.
Снова жемчуг бисера в ниточках повесила,
Что связал из облачка дождик – ювелир.
ВЕДУЩАЯ 1: Покрывало белое из туманов выткала,
Расстелила бережно в поле с ветерком…
А калина красная, как невеста вызрела,
Брызжет соком с горечью прямо под окном.

ВЕДУЩАЯ 2: Судьба некоторых людей сложилась таким образом, что им пришлось освоить различные профессии и работать в разных организациях.

ВЕДУЩАЯ 1: Так Надежде Нестеровне Чернышовой суждено было жить и работать там, где проходил службу её муж милиционер. Она работала и учителем, и секретарём комиссии по делам несовершеннолетних, в регистратуре больницы и бухгалтером в торговом предприятии. Везде она пользовалась уважением в коллективе и отличалась ответственным отношением к работе.

ВЕДУЩАЯ 2: Любовь Георгиевна Кочетова молоденькой девушкой начинала работать в Белавинском сельском клубе, затем трудилась дояркой и телятницей в Белавинском совхозе. После переезда в ст. Боковскую, работала в Госстрахе, миллеровском энергосбыте, контролёром электромонтёром, в быткомбинате. Трудовой стаж более 20 лет.

ВЕДУЩАЯ 1: Екатерина Ивановна Семионова работала в машиносчётной станции и 17 лет в комунхозе бухгалтером по заработной плате. Стаж работы 36 лет.

ВЕДУЩАЯ 2: Фадеев Иван Михайлович трудился водителем в Кружилинском, Каргинском совхозах, в сельхозтехнике, комунхозе. На пенсию вышел с центра занятости населения.

ВЕДУЩАЯ 1: Где бы ни трудились эти люди, к своей работе они относились с большой ответственностью.

ВЕДУЩАЯ 2: Вам спасибо за всё и почёт вам и честь
И спасибо за то, что вы были и есть
Душой молодейте, стареть рановато!
Так будьте здоровы, живите богато!

№,№ 9,10, 11, 12 Народный Боковский казачий хор

Выход всех участников программы
№ 13. «Зажигаем вновь» Егорова В.

ВЕДУЩАЯ 1: Дорогие наши гости! Наша программа подошла к концу, но мы не прощаемся. Мы надеемся, что ещё долгие годы будем наслаждаться общением с вами.

ВЕДУЩАЯ 2: Ваш бесценный жизненный опыт, ваш оптимизм, ваша мудрость так необходимы нам и нашим детям. Сегодня мы говорим вам до свидания!

ВЕДУЩАЯ 1: Долгие вам лета! До новых встреч!

Благодарим за сценарий Валерию Егорову

Сединою годы
Виски вам серебрят,
Пожилые люди -
Добрый, мудрый взгляд.

В этот день особый
Мы вас поздравляем,
В почтении перед вами
Головы склоняем.

Золотые руки
В сеточке морщин,
Мы пожилых поздравим
Женщин и мужчин.

Здоровья вам желаем,
Добра, любви, заботы,
Желаем, чтоб вы нам свой
Передавали опыт.

Жизненным трудностям вас не испугать,
Ведь опыта и мудрости вам не занимать!
Жизнь научила многому, наставляя вас,
Примите поздравления с праздником от нас!

А праздник знаменательный -
День пожилых людей,
Он просто замечательный,
И нет его важней!

Здоровья, стали крепче,
Хотим вам пожелать,
А чтоб жилось вам легче,
Не стоит унывать!

Вы примите благодарность
За достойный труд, за мир!
Пускай радость регулярно
Будет вашим ориентиром.

Вам желаем жить в движении,
Становиться лишь сильней -
Поздравляем с уважением
Вас с Днём пожилых людей!

Желаю вам счастьем насыщаться,
Жить по полной, жизни улыбаться.
Пусть не смущают скромные морщинки,
Лишь от радости встречаются слезинки.

Желаю доброты и новых впечатлений,
Тепла в семье, незабываемых мгновений,
Здоровья крепкого и наилучших дней.
С почётным днём вас пожилых людей!

Пожилые люди - опыт, ум и знанья,
Светятся любовью, добротой глаза,
Серебро сединок - знак переживаний,
Искренне «спасибо» вам хотим сказать,

Что терпенье ваше просто безгранично,
Что сердца открыты, доброту даря,
Пусть все в жизни будет славно и отлично,
Счастья и удачи пусть горит заря!

Сегодня вся страна ликует,
Сегодня праздник всех людей,
Что своим опытом премудрым
Всегда научат нас, детей.

С днем пожилых людей поздравим,
Желаем, долгих лет, без бед,
Чтобы печалей вы не знали,
Чтоб золотым был ваш лишь век!

Чтоб дети, внуки вспоминали,
Не забывали никогда,
Чтоб свою нужность ощущали
Вы, лет, хотя бы, чтоб до ста!

Прекрасен каждый возраст твой,
И этот тоже - без сомненья,
Пусть каждый день, тобою прожитой,
Приносит только вдохновенье!

Богатство - это все твои года:
Клад опыта, умений, море знаний,
И этим с нами ты поделишься всегда,
Спасибо скажем без напоминаний.

Сегодня дата - это лишний повод,
Чтоб крепкого здоровья пожелать,
Чтоб сердце не шалило, было молодо,
И никогда б не старилась душа!

Молодость проходит если,
Сердцем и душой стареть,
Но, навечно юным будешь,
Коли духом не черстветь.

Поздравляем в это праздник,
Всех кто прожил много лет,
Но остался всё таким же,
И сказал всем бедам - «Нет»!

Прекрасна юности пора,
Но старость на порог приходит
И где бы не скрывались мы,
Она нас все равно находит.

Но души молоды всегда,
Они годам не поддаются,
И энергичные сердца
Стуча, навстречу жизни рвутся.

Пусть не кончается весна,
Пусть пенье птиц не умолкает.
Минуты замедляют шаг
И блеск в глазах не исчезает!

Поздравляю! Пусть удача
Не оставит ни на миг,
Покорятся все задачи,
Будет счастье, как цветник.

Пусть здоровье только крепнет,
Остаётся зорким глаз,
Будет жизнь великолепной
И сверкает, как алмаз!