Методические рекомендации по раннему выявлению семейного неблагополучия. Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства методическая разработка на тему Профилактика правовое неблагополучными семьями

Ирина Репенкова
Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов)

В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни , семейной политике . Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции : значительный рост семейного насилия , социального сиротства , одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей .

Исследователи приходят к выводу, что этому способствуют причины неумения родителей воспитывать собственных детей и у каждого они свои и разные. Более типичные случаи выделяет И. В. Крупина :

Однодетность семьи приводит к тому, что дети не вырабатывают навыков общения.

Не передаётся из поколения в поколение опыт по обучению и воспитанию детей.

Утрачиваются традиции народной педагогики , которые воспитывали бы здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.

Социальные и экономические трудности снижают уровень положительного внутрисемейного настроя и не способствуют созданию благоприятных условий для полноценного семейного воспитания и обучения детей.

Низкий уровень интереса родителей к психолого-педагогической литературе , их недостаточная информированность и педагогическая неподготовленность .

Этих и ряда других причин достаточно чтобы понять, что необходимы семейная политика , которая укрепляла бы положение семьи в обществе, обеспечивала социально -правовую защиту проблемных семей , помогала бы осознать ответственность родительства в воспитании детей, изменить отношение к собственному образу жизни, своему здоровью, и подготовленные кадры, способные квалифицированно и профессионально взаимодействовать с семьёй.

Успех в профилактике социального благополучия зависит от партнёрского взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.

Семья считается неблагополучной , если родители :

Не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

Не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей) ;

Отрицательно влияют на их поведение;

Жестоко обращаются со своими детьми;

Страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

Создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей) .

Неблагополучные семьи . К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения , что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации .

В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений .

Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т . д.

Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает :

жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;

невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;

торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры ; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм , социальной морали , нравственности;

асоциальная семья , где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т. д.

Известный американский социолог У . Дж, Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства , нарушение структуры социальных ролей , когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У . Дж. Гуду :

неполная семейная группа , незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов : аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

семья как «пустая оболочка» , когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

семейный кризис , когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);

внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью :

эмоциональная близость;

физическая близость;

совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;

юридическая фиксация брака;

духовная близость и освещение брака церковью.

Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка» . Она отмечается у 60% всех семей , когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.

Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Цель социально- педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности , способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи :

Изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

Выявление причин возникновения у учащихся

o проблем в обучении,

o проблем в поведении,

o правонарушений, и принятия мер по их устранению;

o оказание помощи и поддержки воспитанников и их семей , относящимся к различным категориям социальной незащищённости (из неблагополучных семей , воспитанник, находящиеся под опекой, воспитанник-инвалиды, малообеспеченных семей ).

Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям , которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса : учащимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами города .

Внутри ДОУ необходимо организовать совместную работу с администрацией, психологом. При необходимости с вопросами по социально- педагогической деятельности можно организовать выступления на педсовете. Одна из функций – быть посредником во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения с вкючением специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям :

Совместные рейды в неблагополучные семьи , при посещении которых проводятся профилактические беседы , разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально- педагогические меры не имеют положительного результата.

Действия сотрудников образовательных учреждений.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком :

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, тел. 5-32-91; ММО ПДН тел. 2-47-00, 02; МОУО тел. 2-42-93 (Торгашева Светлана Викторовна) ;

3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;

5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Валентина Зеньковец
Доклад «Профилактика семейного неблагополучия»

Доклад

«Профилактика семейного неблагополучия »

По данным различных источников в нашей стране, к сожалению, растет число неблагополучных семей .

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не сказаться на взаимоотношениях людей.

В последние годы в нашей стране детям стало уделяться большое внимание. Не секрет, что длительный период дети были защищены законодательством лишь на бумаге. Это привело к невероятным масштабам детского суицида, неврозам, травмам, наркомании, пьянству. Наша страна лидирует по многим из этих позиций.

Давайте вспомним, какие же существуют наказания для детей.

Во-первых, это физическое наказание. Большой процент родителей считает, что бить детей нельзя. Правда, часто при этом делают оговорку, но если только шлепнуть по мягкому месту или отвесить подзатыльник «любя» , а изредка или по необходимости и ремень использовать.

Конечно, это происходит тогда, когда родители сами слабо контролируют свое поведение. И, конечно, абсолютно абсурдно наказание :

это и не ново, но все -таки я напомню… даже больше для себя, когда мать со словами : «Драться нехорошо!» шлепает своего ребенка. Обычно, после таких наказаний, ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Важно воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Следующее – это словесная агрессия (ругань, оскорбления, подобно физическому наказанию малоэффективно.

Есть наказание которое называют лишение ребенка части родительской любви (его игнорируют, не общаются) . Смысл наказания сводится к тому, что родители, продолжая, заботится о своем ребенке лишают его тепла и внимания. Использовать это наказание можно, но крайне осторожно и конечно недолго.

Самым распространённым явлением - является наказание состоящее в лишении за проступок каких-то приятных моментов (похода в театр, посещения зоопарка, покупки новых игрушек, сладостей, общения с друзьями). Но правильнее будет не отменить, а отсрочить радостное событие

Естественно, ни в коем случае нельзя лишать ребенка того, что жизненно необходимо : сна, еды, свежего воздуха, гигиенических процедур.

Конечно, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказания. Применение таких наказаний как :

Наложение обязанностей;

Выражение морального порицания;

Осуждения;

Лишение или ограничение определенных прав.

бывает не только необходимо, но и полезно для детей.

Дорогие родители!

Когда ребенка все же приходится наказывать, делать это нужно грамотно для того, что бы этот неприятный педагогический момент пошел на пользу. Что бы не получилось, что мы с горяча, не разобравшись, с чувством раздражения и ненависти даем выход своим чувствам.

Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания :

СЕМЬ «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического или психического.

Правило второе – нельзя наказывать «для профилактики » , наказание может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье – наказание должно быть одно : даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять целый «комплекс» карательных мер недопустимо.

Правило четвертое – наказание не должно отменять награды : нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать данные ему ранее обещания (если это н было специально оговорено) .

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением» : нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы узнали об этом только что. Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго : натворил – наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка : ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило седьмое – наказание не должно быть шантажом, нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением : если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научится вас обманывать.

Дорогие родители необходимо знать и помнить, что дети от жестокого обращения, от самодурства взрослых защищены законодательно!

Злобное, недоброжелательное, надменное поведение взрослых становится для ребенка предметом для подражания. Существует выражение «ребенок - зеркало семьи» . Если понаблюдать за словами и действиями ребенка, легко понять какие взаимоотношения преобладают в семье. Агрессия у детей проявляется к младшим, животным, в игре с куклами и т. д. Злобное, неприязненное отношение к ребенку вызывает у него ощущение ненужности, беззащитности.

Конечно, не всякая семья имеет опыт в воспитании детей, но дорогу одолеет идущий, почаще заглядывайте в глаза своих детей, умейте разговаривать друг с другом, дарите ласку и заботу близким, берегите семейные взаимоотношения , поддерживайте семейные традиции , своим личным примером в отношении к старшим членам семьи формируйте отношение в своих семьях.

А результатом всего этого для вас будет здоровый и счастливый ребенок, и ваша беззаботная старость.

Публикации по теме:

Профилактика гриппа, ОРЗ. Точечный массаж при ОРЗ С наступлением осени и холодов, возрастает риск возникновения различных простудных заболеваний. ОРВИ и ОРЗ являются очень распространенными.

Консультация «Проблема раннего выявления семейного неблагополучия» Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите.

Профилактика дезадаптации у первоклассников в ОВЗ Принципы психолого-педагогической программы 1. принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка; 2. принцип уникальности.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика плоскостопия у детей с ОВЗ Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста с ОВЗ В наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени.

О работе учреждения образования «Буда-Кошелёвский государственный социально-педагогический центр» по стабилизации обстановки в семьях, где дети находятся в социально опасном положении, предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, правонарушений среди несовершеннолетних."

В г. Буда-Кошелево создано и функционирует учреждение образования «Буда-Кошелевский государственный социально педагогический центр».

В данном учреждении функционируют:

  • Отделение реализации программ социальной реабилитации;
  • Информационно-правовая служба;
  • Детский социальный приют.

Приемное отделение в составе приюта отсутствует, так как дети помещаются в приют после обследования и лечения в детской больнице. Отделение постинтернатной адаптации в СПЦ не создавалось, поскольку данную работу проводит школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С момента создания центра постоянно уточнялось и изменялось штатное расписание. На основании приказа отдела образования Буда-Кошелевского райисполкома были утверждены штатные нормативы численности работников СПЦ в количестве 28 штатных единиц и 2 совместителя.

Должность заведующей приюта заменена должностью директора приюта.

На сегодняшний день штатное расписание СПЦ составляет28 штатных единицы и 2 совместителя.

В Буда-Кошелевском СПЦ работают 30 сотрудников. Из них: директор-1, заместитель директора-1, 1-секретарь, 14- педработников, из них 4 находятся в декретном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 1 - медицинский работник-совместитель, 1-юрист, 11- техперсонал.

Имеют высшее образование - 13 специалистов, средне-специальное - 7 воспитателей, общеобразовательное -5 человек, 3-профессионально-техническое.

Из педагогических работников имеют:

  • высшую категорию - 0;
  • I категорию - 4;
  • II категорию - 4;
  • без категории - 6.

педагоги психологи:

педагоги социальные:

воспитателя:

В соответствии с планом-графиком повышения квалификации педагогов отдела образования, специалисты СПЦ ежегодно повышают свою квалификацию в АПО г. Минска и ГОиРО.

Детский социальный приют Буда-Кошелевского СПЦ рассчитан на 14 мест.

Количество групп - 1 (режим пребывания -круглосуточный).

В 2018г. средняя наполняемость в приюте составила 68%.

За I квартал 2018 г. - 69%,

2-ой квартал- 71%,

3-ий квартал-40%,

4-ый квартал-69%.

За 2018 год через приют прошли 38 детей, выбыло - 30 несовершеннолетних, из них:

На 01.01.2019 г. в СПЦ осталось 8 детей.

Детей, которые находились в приюте свыше 6 месяцев не имеется.

В соответствии с Инструкцией о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования РБ № 47 от 28.07.2004 г. (в настоящий момент утратившей силу) приказом отдела образования Буда-Кошелевского райисполкома №12 от 02.01.2019г. социально-педагогический центр г. Буда-Кошелево является ответственным за ведение районного банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и закреплена за ней педагог социальный Евдокименко Н.О.

В центре создано Положение об общерайонном банке данных о детях, находящихся в СОП.

Социальным педагогом СПЦ ежемесячно проводится актуализация районного банка данных о детях, находящихся в социально опасном положении. Текущие изменения передаются учреждениями в СПЦ в течение 3 дней.

В каждом общеобразовательном учреждении приказом директора учреждения назначен администратор банка данных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, который является ответственным за достоверность и своевременность предоставляемой информации.

В ДДУ, базовых и общеобразовательных учреждениях постановка/снятие с учета в СОП проводится - на заседаниях Совета профилактики с предоставлением педагогом социальным информации, подтверждающей социально-опасное положение в семье. Воспитанники, учащиеся учреждения образования ставятся на учёт СОП в соответствующем учреждении образования. Несовершеннолетние, не посещающие УО, ДДУ, ставятся на учет УО «Буда-Кошелевским государственным социально педагогическим центром» в соответствии с территориальным принципом в рамках всеобуча.

Информация о детях, находящихся в СОП, поступает от различных служб и организаций:

Центральная районная больница предоставляет информацию о необходимости постановки в СОП при патронатном посещении несовершеннолетних в возрасте от 0 до 3 лет.

С целью выполнения приказа областного управления образования №736 от 03.12.2012 г. медиками еженедельно предоставляются акты обследования семей, состоящих на контроле как неблагополучные.

ТЦСОН передает копии актов обследования семей при выявлении СОП во время межведомственных выездов.

Силами специалистов СПЦ, проводятся анализ и оценка семейных ситуаций в ходе рейдов и посещений семей и выдаются рекомендации учреждениям образования о необходимости постановки несовершеннолетних в СОП.

Директор СПЦ является постоянным членом КДН Буда-Кошелевского райисполкома, присутствует на всех заседаниях. Рассмотренные на КДН ситуации анализируются и учитываются в работе специалистами СПЦ.

РОЧС предоставляет информации в РОО, КДН по семьям, находящимся в СОП, выявленным в ходе проверок противопожарного состояния жилья.

Сельские советы совместно с сельскими учреждениями образования предоставляют информацию, акты обследования, характеристики, справки и другие материалы.

Поступление и аккумулирование информации происходит через СПЦ от граждан и организаций.

В целях оказания помощи, координации действий специалистов по работе с семьями несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении, педагоги социальные СПЦ принимают участие в заседаниях сельских исполнительных комитетов по вопросам работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Специалисты СПЦ принимают участие в заседаниях сельских исполнительных комитетов (по возможности).

По состоянию на 01.02.2019 г. в банке данных о детях, находящихся в СОП состоит 159 несовершеннолетних из 73 семей. Наблюдается тенденция к ежемесячному незначительному снижению числа детей и количества семей. Количество снятых с учета преобладает над количеством поставленных. Более половины снятых с учета сняты по причине нормализации ситуации в семье.

Из состоящих на учете семей более половины - неполные. Имеются родители не работающие.

Распределение по местожительству: в городе - часть семей, значительная часть проживает на селе. Часть детей - дошкольники, часть- школьники, 3 -несовершеннолетних не учатся и не работают, все эти несовершеннолетние проживают на территории района, на селе.

В соответствии с Декретом Президента РБ №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» в 2018 году в детский социальный приют было зачислено 38 несовершеннолетних, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, по заявлению родителей.

Социально-педагогический центр является координатором деятельности учреждений образования по выполнению Декрета Президента РБ №18, по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в СОП.

На несовершеннолетних, прошедших через отобрания, составляются межведомственные планы по защите прав и законных интересов по нормализации семейной ситуации, (утратившими силу) в связи с введением нового постановления Советов Министров №22 от 15.01.2019года, составляются мероприятия. Согласно данным мероприятиям, на предприятиях, на которых работают обязанные лица, в сельских советах по месту жительства проводится профилактическая работа, беседы (с привлечением трудовых коллективов) по нормализации семейных ситуаций, посещаются данные семьи. Специалистами СПЦ ежемесячно составляются отчеты по итогам выполнения мероприятий всеми участниками и предоставляются в комиссию по делам несовершеннолетних.

В ходе подготовки межведомственных мероприятий, программ реабилитации специалистами центра оказывается помощь в разработке мероприятий, оформлении документов.

В ходе поэтапного выполнения межведомственных мероприятий организовывается взаимодействие с представителями организаций, заинтересованных служб г.Буда-Кошелево и района, принимающих участие в защите прав и законных интересов несовершеннолетних: Горгаз г. Буда-Кошелево, районная инспекция энергонадзора филиала Гомельэнерго, Энергоснаб г. Буда-Кошелево, ТЦСОН, РОВД, УЗ «Буда-Кошелевская ЦРБ», ФОНД «Поможем детям Чернобыля», представителями Духовной Православной церкви г. Буда-Кошелево. В ходе организации поэтапного выполнения мероприятий социальной реабилитации несовершеннолетних педагоги социальные СПЦ готовят документы, ходатайства на рассмотрение семьи на заседаниях КДН, ходатайства о признании несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите, ходатайства о рассмотрении семьи на сельских и поселковых комиссиях ОПОП, принимают участие в судах, допросах в качестве свидетеля, законного представителя.

В ходе работы по выполнению Декрета Президента РБ №18 «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» проводятся инструктивно-методические совещания со специалистами школ города и района по вопросам ведения документации по детям, находящимся в социально опасном положении в соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в госзащите. Всем учреждениям образования предоставлены образцы документов (вспомогательные материалы для составления мероприятий, актов обследования, виды помощи несовершеннолетним, находящимся в СОП, нуждающимся в государственной защите, признаки социального неблагополучия семей, рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи, памятка для классных руководителей по выявлению несовершеннолетних, попавших в СОП).

Социальными педагогами СПЦ оказывается помощь специалистам учреждений образования в составлении мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В процессе оказания данной помощи проводятся также консультации по вопросам:

  • ведения банка данных детей, находящихся в СОП;
  • оформление документации в соответствии с законодательством РБ;
  • по раннему выявлению несовершеннолетних, находящихся в СОП, организации работы с семьями.

В 2018году специалистами СПЦ оказана помощь 848 родителям, 393 педагогам, 503 несовершеннолетним.

Также осуществляется контроль за ведением документации, проходят семинары. Директор социального приюта является руководителем районного методического объединения «Школа молодого специалиста СППС».

Специалисты СПЦ в период с 30.11.2018г. по 14.12.2018г. принимали участие в мониторинге личных дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

В ходе которого внесены замечания и рекомендации по ведению личных дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, оформлению протоколов заседаний совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В случае проведения семинаров и селекторов, конференций директор СПЦ принимает участие в совещаниях по вопросам выполнения Декрета №18. Специалисты СПЦ взаимодействуют с учреждениями образования, комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, сельскими советами, ФАПами, специалистами сектора по охране прав детства, детской больницей по вопросам выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, сбора информации, обмена информацией, определения объема помощи несовершеннолетним и их семьям. В процессе взаимодействия возникали сложности:

  • несогласованность списков несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, между учреждениями;
  • признание в социально опасном положении и постановка на учет детей от 0 до 3 лет.
  • несвоевременное предоставление выписок Совета профилактики.

В соответствии с графиком посещений несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также детей, возвращенных в биологические семьи, специалистами СПЦ проводятся социально-педагогические рейды по району и городу. Специалисты СПЦ проводят рейды совместно с представителями комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, районным отделом образования.

Во время рейдов со всеми родителями проводились беседы по Закону РБ «О правах ребенка», по Декрету №18 Президента РБ.

В центре организована работа по возмещению расходов родителями на содержание несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении в детском социальном приюте.

Приказом по СПЦ ответственным за ведение данной работы назначена юрист Ландышева Е.А.

В настоящий момент на 01.02.2019года в социальном приюте значатся 21 обязанное лицо.

О возмещении расходов на содержание несовершеннолетних было подано:

в суд Буда-Кошелевского района - 8 заявлений,

исполнительных надписей -5. .

Необходимо отметить, что из 21 обязанных лиц, нет таковых которые ежемесячно возмещают сумму в полном объеме. Большинство обязанных лиц возмещают сумму ежемесячно частично. Этот связано с низкой заработной платой обязанных лиц (в основном в сельской местности), а также имеющимися прогулами обязанных лиц рабочего времени.

Судом Буда-Кошелевского района была списана задолженность о возмещении расходов, так как несовершеннолетние дети возвращены в биологическую семью. Налажено тесное взаимодействие с центром занятости, организациями, предприятиями, на которых работают обязанные лица. Возникающие вопросы по возмещению средств ежемесячно уточняются с вышеуказанными организациями. Данное взаимодействие фиксируется в журнале «Взаимодействие с организациями, предприятиями по вопросам взыскания средств с родителей на содержание детей, находящихся на гособеспечении в детском приюте». Если имеется информация о непоступлении средств от обязанных лиц по причине длительных прогулов, управление по труду, занятости и социально-трудовых отношений информирует РОВД о необходимости принятия соответствующих мер.

Ежемесячно информируется суд о задолженности каждого обязанного лица.

Если в течение 3-х месяцев не поступают средства, подается заявление о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от возмещения расходов.

Специалистами центра осуществляется работа с приемными семьями, в 2018 г. проведено 213 консультаций для приемных родителей.

В настоящий момент имеется 62 приемных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Специалистами центра, совместно с отделом образования, организовываются совещания приемных родителей. Функционирует методическое объединение приемных родителей. На базе СПЦ проводятся заседания клуба приемных родителей клуб «Альтернатива».

Приемные родители и дети принимают участие в областных конкурсах, праздниках: День матери, Новый год, Калядки, 23 февраля «День Защитника Отечества» проводимых силами СПЦ на базе школы искусств г. Буда-Кошелево, на базе УО «Средняя школа № 1 г. Буда-Кошелево», на базе УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ».

Из числа детей, воспитывающихся в приемных семьях, организовано оздоровление на территории РБ, а также за её пределами.

Устройство ребенка в приемную семью.

1. Психологом СПЦ осуществляется подготовка ребенка к проживанию в приемной семье, которая включает:

Установление контакта с ребенком, снятие эмоционально-напряженного состояния;

Диагностику интеллектуальной и личностной сферы, поведения и физического развития ребенка;

Беседа о правах и обязанностях в приемной семье.

Подготовка ребенка к встрече с приемными родителями.

2. При выборе семьи для ребенка среди кандидатов в приемные родители проводится составление карты соответствия семьи и ребенка .

Цель: найти наиболее подходящую семью ребенку по образу жизни, системе воспитания и с учетом его пожеланий. При этом потребности ребенка, оставшегося без родительской опеки, соотносятся с возможностями семьи кандидатов.

3. После того, как семья для ребенка выбрана, составляется план устройства ребенка в приемную семью, который включает работу с детьми в процессе передачи, работу с приемными родителями и их семьей (детьми и другими проживающими совместно членами семьи), работу с родственниками передаваемого ребенка.

Работа в рамках плана устройства несовершеннолетнего в приемную семью заканчивается проведением психолого-педагогического консилиума.

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи осуществляется на всем этапе ее существования, с учетом ее поэтапного развития. Это позволяет, с одной стороны, способствовать развитию гармоничных отношений в семье, решать сопутствующие проблемы, преодолевать кризисы, возникающие у приемной семьи, а с другой, отслеживать стратегию ее развития и прогнозировать возможные трудности и успехи.

Психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи включает в себя работу в следующих направлениях:

  1. Посещение семьи с целью:
  • оказания консультативной помощи приемным родителям по вопросам адаптации приемного ребенка в семье;
  • выявления психологических проблем в развитии, обучении, эмоциональном благополучии детей.

Контроля за условиями содержания, воспитания, образования

приемных детей.

  1. Психологическая поддержка, помощь в преодолении кризисных ситуаций: - беседы;

3. Консультирование родителей по вопросам:

Адаптация ребенка в приемной семье;

Воспитание и развитие детей;

Сложности в обучении;

Взаимодействие с биологическими родственниками;

Правовые консультации и т.д.

4. Оказание помощи приемному родителю при защите имущественных, жилищных прав приемного ребенка:

Постановка на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий;

Выписка/прописка несовершеннолетнего;

  • закрепление жилья.

5. Организация общения приемных детей с биологическими родственниками, братьями, сестрами, находящимися на воспитании в других приемных семьях. Участие в организации встреч, непрямых контактов.

В процессе организации встречи проводится предварительная работа с ребенком, приемными родителями, биологическими родителями. Разработан порядок организации встречи биологических родственников с ребенком, переданным на воспитание в приемную семью.

Предварительно участники знакомятся с правилами, нормами и порядком проведения встречи, что помогает структурировать встречу и избежать возможных неприятных моментов в ходе ее проведения.

6. Организация участия приемных родителей и детей в праздничных, досуговых мероприятиях:

7. Осуществление контроля за расходованием опекунских средств. Сбор отчетов в установленной форме.

9. Организация оздоровления приемных детей на территории РБ, за границей.

10. Ходатайство в защиту интересов детей из приемных семей в структурах различных ведомств.

11. Проведение совещаний, круглых столов, групповых встреч приемных родителей. Работа клуба «Альтернатива».

В УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ», тесно налажено межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики при оказании помощи семье и ребенку.

Территориальный центр оказывает помощь родителям при обращении за получением государственной адресной помощи, получения детского питания.

Со стороны правоохранительных органов Буда-Кошелевского РОВД, оказывается сотрудникам УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ» тесное взаимодействие при посещении семей, чьи дети находятся в социально-опасном положении, сотрудники данных органов проводят профилактические беседы с гражданами имеющие несовершеннолетних детей находящихся в социально-опасном положении, разъясняют родителям особенности Декрета Президента РБ №18, разъясняют о последствиях ненадлежащего исполнения своих родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, незамедлительно информируют специалистов ГСПЦ о родителях с которыми РОВД проводит профилактическую работу, а так же с несовершеннолетними, с которыми проводится ИПР, тем самым позволяют на ранних стадиях выявить неблагополучия в семье. Организовывают «Дни инспекторов ИДН» в учреждениях образования, в социальном приюте с целью донести информацию для несовершеннолетних детей о недопущении совершения ими правонарушений и преступлений, положительного формирования законопослушного образа жизни, а также принимают участие в общешкольных родительских собраниях, где информируют родителей о надлежащем образе исполнения родителями своих обязанностей, недопущения совершения ими и их детьми правонарушений и преступлений, объясняют о последствиях Декрета Президента РБ №18 а также уголовной и административной ответственности за совершение деяний.

УЗ «Буда-Кошелевская ЦРБ », взаимодействует со специалистами ГСПЦ, согласно организованных мероприятий с родителями, врач нарколог вызывает на консультацию родителей склонных к употреблению спиртных напитков, проводит с ними беседы и в случае необходимости направляет на прохождение лечения от алкогольной зависимости в условиях стационара или однократной кодировки. Врач нарколог информирует специалистов ГСПЦ о постановке на проф учет граждан имеющих на иждивении несовершеннолетних детей.

При организации семинаров и круглых столов специалистами УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ», для приемных родителей или их несовершеннолетних детей, а также для мероприятий в учреждениях образования района, всегда активное участие принимает врач нарколог.

Фонд «Поможем детям Чернобыля », оказывает помощь в выделении несовершеннолетним находящимся в социально опасном положении, социальных средств (одежды, предметов мебели, оказывает помощь в зачислении в списки нуждающихся в оздоровлении за рубежом).

Местная власть территориальных органов в рамках смотровых комиссий информирует УО «Буда-Кошелевский ГСПЦ» о выявленных ими ситуаций неблагополучия в семьях на административных территориях. Оказывает помощь при межведомственном посещении семей у которых несовершеннолетние дети находятся в социально опасном положении, проводят с родителями таких семей беседы о Декрете Президента РБ №18, оказывает помощь в сборе необходимых документов, (для получения адресной государственной помощи, получения детского питания, выделения жилья при необходимости, оказывает помощь несовершеннолетним состоящим в социально опасном положении при сборе их при поступлении в дошкольные и общеобразовательные учреждения, рассматривает на заседаниях ОПОП семьи требующие воздействия к ним со стороны местной власти.

Управление по труду, занятости и социально трудовых отношений оказывает помощь родителям несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении в трудоустройстве, а так же несовершеннолетним которые не учатся и не работают. Несовершеннолетний Ляхов Д.С., согласно административному решению №05-24/82-2019года государственной службой занятости населения РБ, в соответствии с Законом РБ «№433-З» от 28.10.2008года зарегистрирован в качестве безработного.

Работа Буда-Кошелевского СПЦ по профилактике и предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплексной, эффективной, ведется в соответствии с поставленными целями и задачами СПЦ.

(консультация для родителей)

Подготовил

Педагог-психолог

Л.Ф. Мельникова

2017

Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. Вместе с тем, ситуация усугубляется, если у ребенка есть родители, но они забыли об этом, не уделяют ему внимания, не заботятся о нем, зачастую ведут аморальный образ жизни. Ребенок при живых родителях является социальным сиротой.

Социальные сироты - это не только дети, родители, которых лишены родительских прав, но и дети, родители которых юридически не лишены прав, но фактически не заботятся о своих детях.

К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;

Медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

Социально-психологические и психо-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.

Главными нарушителями прав детей являются их родители, то есть лица, на которых в соответствии с законом в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Нарушения прав детей зачастую происходят в результате неисполнения родителями своих родительских обязанностей. Причинами такого поведения являются как обыкновенная пассивность родителей, так и их противоправное поведение.

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, оскорбления. Проблема жестокого обращения с детьми остается одной из самых актуальных и острых в ряду иных проблем, связанных с соблюдением и защитой прав и интересов несовершеннолетних. Для многих детей столкновение с насилием происходит в семье.

Значительно хуже положение детей в семьях с более низким уровнем культуры, где к ребенку относятся, как к обузе. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорее исключением, здесь - норма. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью или наркоманией.

Особенно необходимо привлечь внимание к такому виду насилия, как пренебрежение к нуждам детей, которое выражается в отсутствии элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла, в отсутствии должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Опасность данного вида насилия заключается в том, что это скрытая форма, которая не поддается правовой квалификации и, соответственно, не подлежит ответственности. Вместе с тем именно этот вид насилия зачастую становиться источником более страшных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Положение дел осложняется также тем, что многие дети боятся сообщать о случаях насилия в отношении них, а родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы» в случае, если насилие совершается супругом или другим членом семьи.

В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите:

«Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» от 9 июля 1999г. № 278-З, Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008г. № 365-З «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005г. №73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышение ответственности родителей за их воспитание.В Декрете определен порядок выявления и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, что рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

Принятые нормативные и правовые документы позволили определить модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении (далее СОП) и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие компоненты:

Выявление неблагополучия в семье;

Предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании находящимся в СОП и нуждающимся в государственной защите (отобрании ребенка у родителей);

Решение о лишении родительских прав на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (коллегиально) в два этапа: отобрание до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку), затем - рассмотрение вопроса о лишении родительских прав в судебном порядке;

Объединение всех материальных и человеческих ресурсов для решения главной задачи - помощи конкретной семье и конкретному ребенку (создание межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка);

Социальный патронат семьи и вовлечение самой семьи в процесс реабилитации, как главного условия выведения ребенка из категории СОП.

Отказ родителей от участия в реализации межведомственного плана создания благоприятных условий для жизни ребенка в семье, является главным критерием для принятия решения о лишении родительских прав.

Важным в работе является не наказание родителей лишением родительских прав и отобранием ребенка, а создание возможностей для поддержки семьи, нормализации отношений в ней и сохранения семьи для ребенка.

Большую роль в реализации модели охраны детства играют социально-педагогические центры и детские социальные приюты. Функции социальных педагогов социально-педагогических центров и средних школ несколько различны. Специалисты школ работают со всеми учащимися и их семьями, в том числе и благополучными.

Специалисты социально-педагогических центров обеспечивают систему учета детей, находящихся в СОП, организуют работу с детьми, нуждающимися в государственной защите, осуществляют подготовку кандидатов в усыновители, обеспечивают сопровождение приемных и опекунских семей.

Медицинские работники также обязаны стоять на страже охраны законных прав и интересов ребенка. Главная задача любого медицинского работника вовремя заподозрить и выявить неблагополучие в семье и в тесном сотрудничестве с социальным педагогом, комиссией по делам несовершеннолетних, помочь семье реабилитироваться и сохранить детско-родительские отношения для воспитания полноценного поколения нашего общества.

Работа дошкольного учреждения по профилактике семейного неблагополучия

В нашем учреждении работа по защите прав и законных интересов, профилактике и устранению социально опасного положения несовершеннолетних строится на взаимодействии всех заинтересованных служб по своевременному выявлению неблагополучных семей.

Мы считаем, что одна из основных причин признания ребенка нуждающимся в государственной защите - это несвоевременная и неэффективная система межведомственного взаимодействия и обмена информацией между всеми заинтересованными службами о детях, проживающих в неблагоприятных условиях. Во многих случаях трудности семьи связаны с временными личностными, социально-психологическими, материальными кризисами, которые могут быть выявлены на ранних стадиях. Следовательно, систематическая работа всех заинтересованных служб по профилактике социального сиротства и психолого-педагогическая помощь кризисным семьям просто необходима.

Сдерживание распространения социального сиротства посредством координации действий всех заинтересованных организаций и усиления профилактической работы с неблагополучными семьями с целью сохранения семьи для ребенка - главная задача нашей работы.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, их признание таковыми осуществляется по результатам изучения положения несовершеннолетнего в семье. По результатам изучения, комиссией оформляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Сопровождение детей, находящихся в социально опасном положении, начинается с разработки плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, в который включаются те виды неблагополучия, которые были прописаны в первичном акте, именно по каждому ребенку и его семье. Согласовываем этот план с участковым инспектором ИДН, учреждением здравоохранения, при необходимости с другими заинтересованными службами, утверждается заведующим.

Затем родители приглашаются в учреждение образования для беседы, ознакомления с планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. С целью получения полной информации о семье, где ребенок находится в социально опасном положении, издается приказ по детскому саду и командой специалистов проводится социальное расследование положения несовершеннолетнего в семье. Его результаты заслушиваются на заседании педагогического совета и при необходимости вносятся корректировки в процесс сопровождения, т.е. дополнения к плану помощи.

Для оптимизации процесса сопровождения семей мы составляем график посещения. В число ответственных включаем администрацию школы, ИДН, врача-педиатра, специалистов СППС, и конечно, воспитателя. При постановке на учет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на каждого оформляется учетно-профилактическое дело, где хранятся документы, собранные за весь период сопровождения семьи.

Анализ результатов плана защиты прав и законных интересов в присутствии законных представителей ребенка заслушивается на педагогическом совете по истечении шести месяцев. Нельзя забывать, что решение о снятии ребенка с учета как находящегося в социально опасном положении принимается всеми ответственными лицами в соответствии с планом помощи.

Характерны следующие варианты решения семейных проблем в конце этих шести месяцев:

1. Если устранены причины и условия, повлекшие признания ребенка находящимся в социально опасном положении, то мы снимаем несовершеннолетнего с соответствующего учета;

2. Если не все причины социально опасного положения устранены и нет положительной динамики, то мы продлеваем план помощи и срок нахождения несовершеннолетнего на соответствующем учете;

3. Резкое ухудшение положения в семье - ходатайствуем перед ИДН о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Во всех трех вариантах продолжается сопровождение семьи:

1) В случае снятия ребенка с учета семья посещается первый месяц 1 раз в неделю, далее - до года 1 раз в месяц в соответствии с графиком;

2) В случае продления плана помощи семье оказывается социальная, педагогическая, психологическая, правовая поддержка. В рамках реабилитации семьи часто решаются такие проблемы, как трудоустройство родителей, организация лечения от алкогольной зависимости, налаживание внутрисемейных связей, восстановление родственных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекция ценностных приоритетов и многое другое.

Главное - восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно, даже самое прекрасное, государственное учреждение никогда не сможет заменить ребенку семью.

3) В случае необходимости государственной защиты школа тесно сотрудничает с социально-педагогическим центром и отслеживает положение в семье, оставшейся без ребенка.

В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества, нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно самореализоваться в жизни.

Чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать наши заботливые руки. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но им нельзя испытывать недостатка в чувстве защищенности.