Психологическое развитие ребенка: с рождения до трех лет. Развитие ребенка от одного года до трех

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Ребенок от года до трех лет… Какие только ассоциации не возникают к этой фразе. Слава Богу, ему уже год, он такой большой! Младший дошкольный возраст, или золотое время детства. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Маленькое, шустрое, и такое милое создание в коротких штанишках (платьице). И, конечно же, «кризис» трех лет.

Развитие каждого нового человека начинается с зародыша, и с трудновообразимой скоростью проходит через стадию внутриутробного развития, повторяя каждый раз все ступени эволюции. После родов скорость развития чуть замедляется, но все равно ошеломляет – от беспомощного младенца к ходящему и даже говорящему годовичку. Но и тут еще не конец. После физической самостоятельности приходит социальная адаптация, за ней психическая состоятельность. И лишь к 30 годам человек «состоялся», стал человеком «в полном расцвете сил».

Почему люди отсчитывают возраст ребенка так неравномерно? Сначала днями, неделями, потом месяцами, отмечая каждый «юбилей» очередные достижения любимого чада, а после первого года – сразу годами? Вспоминаю себя и свои мысли «Ну, наконец-то первый год прошел! Дальше будет легче, ведь ребенок уже большой». Как бы не так! Народная мудрость гласит: «Маленькие детки – маленькие бедки; большие детки – большие бедки». Хотя, конечно же, это не беды, а скорее, заботы. Но слишком завышенные ожидания матери могут привести к тому, что она начинает относиться к годовичку как к маленькому взрослому, что не отвечает действительности. Кроме того, их неоправданность может привести даже к нервным срывам мамы. Ребенок следует заложенной в нем природой Программе Развития, а наша, мамина задача - не пытаться ускорить события и не мешать их естественному ходу.

Как же почувствовать этот естественный ход событий, как не навредить и помочь ребенку на протяжении всего периода развития?

  • Можно читать книги – их сейчас огромное количество, однако в большинстве из них подробно рассматриваются вопросы грудничкового периода, а вот дальше кратко рассматриваются младший (до 3 лет) и старший (до 7 лет) дошкольный периоды, затем период школы (до 12-14 лет) и полового созревания. Можно искать специальную литературу – исследования и научные работы о проблемах и особенностях развития детей любого возраста. Их достаточно, но многие из них противоречат друг другу, и как не ошибиться рядовой маме в выборе метода воспитания своего любимого чада?
  • Можно прислушиваться к своей интуиции – ведь мы сами выросли, следуя той же Программе Развития, и неужели мы не поймем, что лучше для нашего малыша? Интуитивный путь проб и ошибок длиной в 7 лет пройден мной и моими тремя детьми, и я с любопытством наблюдала, к чему приводят наши усилия. В наш век невозможно оставаться на уровне первобытных племен, доверяя только себе и сложно жить, следуя законам общества, во многом противоречащим Законам Природы. Как найти компромисс между взглядами, принятыми в обществе и голосом своего сердца?
  • Можно учиться у более опытных матерей. Но ошибиться легко, особенно когда вокруг много советчиков, и у каждого свое мнение. Когда информации слишком много, а традиции передачи материнского опыта утеряны, мама рискует пойти на поводу чужого авторитета: «так все делают», «меня так вырастили», «кто-то так говорит». Поэтому авторитет должен быть подкреплен опытом – опытом успешного вынашивания, успешных родов, успешного грудного вскармливания и успешного воспитания не одного-двух, а трех-пяти детей. Поэтому, хочу выразить особую благодарность Елене Павловне Михалковой (Центр «Рожана», грудному вскармливанию и обучению материнскому искусству), читавшей в начале августа в Новосибирске курс лекций «Мама+малыш. Ребенок от года до трех», который позволил мне структурировать ощущения, догадки, а также неизвестные прежде знания и свести их в некую вполне обоснованную систему.

Итак, вашему ребенку один годик, вы счастливы и горды его достижениями. Но впереди не менее важные события. К году ребенок становится самостоятельным существом (а также самосидетельным, самоходятельным и так далее), а к трем годам – существом социальным. Он научится общаться в группе, осознает свое место в семье, и сформирует правила отношений в обществе, социуме, в котором мы живем. Одним из признаков такой зрелости является фраза «Я сам!» и стремление ребенка справиться с поставленной задачей своими силами (всем известный признак «кризиса трех лет»). Всего за два года, до первого решительного «Я сам!», ваш малыш успешно выполнил несколько задач, поставленных Программой Развития:

  • Развитие нервной системы
  • Развитие иммунной системы
  • Развитие сердечно-сосудистой системы
  • Формирование пищевого поведения
  • Формирование полового поведения
  • Первичная социальная адаптации

Развитие нервной системы и психики ребенка является первостепенной и самой важной задачей. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на 80%. В самом деле, это впечатляет! В этот период жизни очень важно создать комфортные условия для психофизиологического развития ребенка , чтобы избежать нарушений его поведения и психики. Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Для развития нервной системы необходимо не только достаточное количество витаминов и микроэлементов. Главное – чтобы ребенок получил как можно больше сенсорной информации. Великое множество нервных точек, находящихся на ладонях, ступнях, и других частях тела связаны с мозгом. Ребенок должен все рассматривать, щупать, нюхать, облизывать и слушать. Дайте ребенку свободу познавать мир. Вам самой будет любопытно посмотреть, что он с этой обычной вещью вытворит. Чего стоит одно надевание горшка на голову вместо шляпы!

Развитие иммунной системы происходит через тренировку. Организм ребенка готов к тому, что вся бытовая грязь окажется в детском ротике. Это даже необходимо, иначе выращенный в стерильной обстановке ребенок легко заболевает, ведь его иммунитет не развился. Если ребенок подобрал вещь с пола и засунул в рот – меня это не смутит, потому что ничего опасного он там не найдет. Пол я мою, и комья грязи с обуви там валяться не будут. Также как и таблетки, или стиральный порошок. Пусть ребенок играет с кошкой, если она домашняя и даже на лестничную площадку не выходит. Разумеется, на улице такое недопустимо. Но надо давать ребенку возможности покопаться в песке, в опавших листьях, поваляться в снегу… Запрещая брать в рот окурки и гладить бродячих собак. Потом вы вернетесь домой, и отмоете свое чадо.

В развитие иммунной системы ребенка важную роль играет также грудное вскармливание . Материнское молоко очень богато иммуномодуляторами, особенно в период от года до 3 лет. При этом основой для роста собственного иммунитета ребенка служит пассивный иммунитет мамы , который передается ребенку не абстрактно, а с материнским молоком. Первые несколько лет жизни малыш «подпитывается» маминым иммунитетом, пока растет свой собственный.

Для полноценного развития сердечно-сосудистой , а также дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата ребенка ему следует много двигаться, бегать и прыгать. Кто не знает лозунга – «Движение это жизнь!». К 3 годам активно развивается капиллярная сеть кровообращения. Движение также укрепляет крупные сосуды, подходящие к сердцу, улучшает кровоснабжение внутренних органов, тренирует вестибулярный аппарат, развивает координацию движений. Дети от года до трех любят качаться, кружиться, мотать головой и свешиваться с разных предметов головой вниз. А мама должна обеспечить этим маленьким шустрикам безопасное, чтобы избежать травм, пространство. И лучше всего не создавать его специально, а использовать имеющееся дома или в природе приспособления. Например, диван, стол и стулья, на которые малыш может залезть, деревья на улице. А еще лучше – мама или папа, которые его раскачивают, дают залезать на колени (а дальше на плечи), и крутятся вместе с ним в одну, а затем в другую сторону. И обязательно место для бега, иначе ребенок просто будет бегать по кругу, как звери в клетке.

В возрасте от года до трех лет у ребенка проходит первичная социальная адаптация и формируются основные стереотипы поведения, которые впоследствии будут ведущими . Их качество кардинальным образом зависит от поведения взрослых. Основой являются стереотипы и нормы, которых придерживаются взрослые. Поддерживающее окружение, спокойная семейная обстановка обеспечивают малышу возможность успешной первичной социальной адаптации и формирования у него базы для основных морально-нравственных понятий, таких как чувство сострадания, стремление к справедливости, искренность, общительность, контактность, уверенность в себе.

Задачи формирования пищевого и полового поведения ребенка обычно вызывают у мам повышенное внимание. Как прикармливать и как приучить к горшку – самые частые вопросы молодых мамочек. По каждому из них можно написать не только отдельную статью, но целую книгу. При этом, если не противиться программе развития, то приучение к общему столу и горшку происходит как бы само собой, между делом.

Формирование пищевого поведения включает в себя как адаптацию к новой, твердой пище и переход на питание продуктами с общего стола, так и формирование первых навыков поведения за столом и умение пользоваться посудой. Некоторые навыки не приходят сами собой, им приходится учиться. И к таким навыкам относятся умение жевать, общаться с ложкой, вилкой, чашкой, а также различными видами пищи. Как много проблем возникает вокруг еды – и «мой ребенок совсем не ест», и «мой все время ест», и «мой не ест кашу», а «мой не пьет чай», и «мой давится мясом», а «мой пьет только из бутылочки», и «мой разбрасывает все по столу или сидит по полчаса над каждой ложкой». И ведь всего этого можно избежать, если следовать самым простым принципам формирования пищевого поведения. Приведу только три главных моих принципа. Они обязательны для исполнения даже моей младшей, несмотря на то, что у нее аллергия и ей всего один год.

  • Кормить, только когда ребенок сам просит еду.
  • Кормить тем же и так же, как всю семью.
  • Показывать пример поведения за столом.

Эти простейшие принципы позволяют не только избежать проблем и переживаний из-за «отсутствия аппетита» и «безобразного поведения за столом», но и значительно упрощают жизнь. Например, когда нет времени (или денег) на специальную еду для малыша, можно покормить его обычным в вашем доме блюдом (если конечно это не чипсы с газировкой и лапша быстрого приготовления, но тут уж надо задуматься над коррекцией Вашего рациона). Если ребенок отказывается доедать суп, я спрошу его «Ты уже наелся?», и, получив утвердительный ответ, доем остатки супа сама. А ребенок выпьет компот, скажет «спасибо», уберет посуду и побежит играть. Все довольны. Однако до ужина он не получит никаких «кусков», так же как и я сама. Что касается последнего принципа, то вы сами должны определить, станете ли придерживаться тех правил, исполнения которых требуете от малыша. Если папа не в силах отказаться от чтения газет за столом, то сын притащит за стол книжку. Если никто не говорит «приятного аппетита» дома, то в гостях вы не заставите ребенка это сказать. Ребенок подстраивается под семейную среду, поэтому: «Начните перестройку с себя!» если Вас что-либо не устраивает в поведении Вашего ребенка. И это касается не только еды и поведения за столом.

Главная цель задачи формирования полового поведения ребенка в возрасте от года до трех лет – установить контроль за сфинктерами и приобрести социальные навыки мочеиспускания и дефекации. Этот этап в формировании полового поведения особенно важен, поскольку он является основой сексуального здоровья и профилактикой психосексуальных расстройств. От успешности его прохождения зависит в дальнейшем процесс идентификации с полом (совершается к 5-7 годам) и само половое поведение (в юношеском возрасте). Этот этап наиболее сложен и ребенок осваивает его постепенно, шаг за шагом приобретая определенные навыки.

До года ребенок осознает сначала, что «процесс» происходит у него, а затем устанавливает связь между действием и продуктом действия. Затем начинает заглядывать вниз, определяя, где это у него происходит. Он ловит струйку руками, размазывает лужицы и свои «произведения», шлепает по ним ладошками. Можно для облегчения этого этапа позволять малышу находиться дома голышом, без штанишек. Наконец, после года начинается овладение контролем над функцией – малыш писает в разных местах (забирается под стол или в угол) и на разных поверхностях (на подушки, в баночки). Моя годовалая Маруська очень любила встать над горшком, сделать свои дела, а затем вылить содержимое из горшка на кофточку, наблюдая как оно впитывается. В результате мокрыми оказывались кофточка, трусики, горшок и еще на полу лужица оставалась. После 1,5 лет функция приобретает социальную окраску: ребенок смотрит, как это делают другие – родители, братья и сестры. Именно в этот момент ребенок и приходит к горшку. Раньше горшок стоял среди игрушек, как «предмет мебели», и ребенок на него иногда усаживался. Теперь же малыш бежит к горшку «по делу» сам, да еще и устаивается на нем со всеми удобствами. Он берет с собой игрушки, книги, поет специальные песни, встает в определенном порядке – функция становится ритуалом. И вот когда этот ритуал доведен до совершенства, повторяется каждый день по много раз, ребенок начинает относиться к нему как к обыденному и привычному делу.

Принципы приучения к горшку также просты, как принципы формирования пищевого поведения:

  • Позволяем ребенку ознакомиться с процессом.
  • Не заставляем, если не хочет.
  • Относимся как к естественному процессу.

Мамы (а также и вся остальной семья) не должна проявлять чрезмерных эмоций по отношению к горшку . Горшок не должен быть центром внимания, он обычный бытовой предмет, такой же, как диван или тарелка. Что такого ужасного, когда ребенок намочил штаны и хлюпает ручками в луже? Намочил – переоденем, лужу вытрем и руки вымоем. Не стоит развивать у ребенка чувство отвращения к своим действиям и их продуктам, ведь для малыша это часть его самого. Если ребенок правильно воспользовался горшком, то мама должна отметить, что это хорошо и правильно, а восторги по этому поводу могут вызвать неверную реакцию – ребенок начинает садиться на горшок просто так и потом вскакивать, требуя очередных восторгов мамы. Ребенок учится на примерах, и поэтому нет ничего предосудительного, если он смотрит, как мама или старший ребенок «это делает». Мы просто показываем ему, что и как делают все, а затем доводим до него принятые в обществе правила по отношению половым вопросам. Чем спокойнее мама относится к вопросам полового воспитания, тем легче проходит знакомство ребенка с этой стороной жизни. Это касается и знакомства ребенка со своими половыми органами. Ведь для него они такая же часть тела, как нос или руки. В сознании ребенка нет разницы между голой попой и голой коленкой, например. Вся «сексуально черная» окраска всегда навеяна взрослыми. Фраза «тебе не стыдно с голым задом?...», ребенку совершенно не понятна. Стыдно в 15 лет…

Все указанные задачи должны пониматься мамой, чтобы ребенок не остался наедине с проблемой их разрешения. Но мама должна помогать , а не заставлять и приучать. «Из меня выйдет хорошая мать, - говорила одна моя знакомая и добавляла - Потому что я ленивая». Я заменила бы слово «ленивая» на «занятая». Занятая мать не станет варить отдельно еду для ребенка, подсчитывая калории, и перетирая мясо на мясорубке. Она не станет кормить ребенка в течение часа, не будет долго уговаривать сходить на горшок. Она даст ему кастрюлю и ложку, пока будет готовить ужин. Вручит газету и ножницы, пока будет шить. Не станет бегать за ребенком с тряпкой в руках и мыть полы и мебель (не говоря уж об игрушках) по три раза в день с хлоркой. На улице ребенок у занятой мамы не доберется до урны и не успеет зайти в лужу по колено, потому что ей надо не «прогуливаться», а зайти в магазин. Одним словом, ребенок будет при маме, а не мама при ребенке . Мама является главным организатором в жизни маленького ребенка.

Узнать, насколько мама успешно справляется со своей ролью, можно лишь после окончательного взросления человека. Но первый педагогический результат можно оценить уже в 3 года. Это некий ориентир биологической нормы Homo sapiens:

Если все происходит в соответствии с Программой Развития, то у него спокойный и ровный сон, он всегда просыпается довольным и счастливым, способен занять себя сам. У него нет тревожности, настроение ровное и спокойное. Плачет он редко, и только по серьезному поводу. Он не агрессивен, не ищет повода для ссоры с мамой, и другими членами семьи, он послушный. Он трудолюбив и целеустремлен, адекватно реагирует на раздражители. Имеет определенные культурные и бытовые навыки, способен себя обслужить и несет за себя ответственность. Ему знакомы понятия опасности и безопасного расстояния. Он умеет вести себя безопасно на чужой территории, не привлекая внимания. Ребенок должен быть физически здоров, и не склонен к травматизации. Он обладает способностью к партнерству, то есть умеет выслушать, объяснить и понять другого человека, умеет найти компромисс. Он хороший «едок», у него хороший аппетит, он не копается в еде. Он полностью контролирует функции мочеиспускания и дефекации.

Все это необходимо, чтобы успешно встроиться в группу, и является основой для развития в дальнейшем полноценной социально-адаптированной личности. Оценить окончательно результат педагогического воздействия можно после достижения человеком 30 лет, а в этом возрасте коррекция допущенных ошибок возможна лишь усилиями самого человека, большой работой над собой. А наиболее серьезные последствия имеют ошибки, допущенные мамами именно в воспитании ребенка раннего возраста, до 3-х лет. Давайте совершать как можно меньше ошибок в воспитании с самого рождения, чтобы нашим детям не пришлось сталкиваться с проблемой их исправления!!!

15.12.04
Елена Шмакова (Lapka),
мама троих детей 1, 3 и 7 лет.
Новосибирск.

Ребёнок развивается. Как? Нормы развития от года до двух.

Оксана Макерова

Развитие ребенка от года до двух лет

Общая подвижность

Малый ребенок проявляет большую активность с моторной точки зрения. Ходьба становится все более уверенной с сохранением хорошего равновесия. Потребность в движении преобладает в течение всего периода "малого ребенка". Это следует понимать как желание пользоваться и владеть своими мышцами во всех направлениях. Ребенок бегает. Лазит повсюду. Сам того не сознавая, ребенок следует поговорке "дело мастера боится". Даже если ему случается упасть, малыш берется снова за начатое, чтобы, добившись своего, начать новое дело. Живость и жизнерадостность ребенка в этом возрасте изумительны. Ему удается "вывести из строя" всю семью. По какой-то внутренней необходимости ребенок находится в постоянном действии, движении. Несмотря на это, длинные прогулки его утомляют, не соответствуют его естественным нуждам.
В возрасте 12-15 месяцев большинство детей умеет ходить самостоятельно.
В 1 год 4 месяца он пытается бегать. Но получается у него это еще неуклюже. В этом же возрасте многие дети могут взбираться по ступенькам, поддерживаемые за руки.
В 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет спускаться по лестнице, поддерживаемый за руки, или подниматься, держась за перила.
В 2 года он может уже хорошо бегать, но еще часто падает.
В период между 1,5 и 2 годами ребенок старается катать мяч ногой.

Тонкая подвижность

Параллельно с общей подвижностью происходит дальнейшее развитие мелкой моторики. Ребенок становится все более ловким! Очень часто малыш, схватив предмет, ударяет им, выпускает из рук, бросает или кидает его в другое место. Он начинает рыться по ящикам, шкафам, вынимает оттуда разные предметы.
В период от 1 года до 2 лет ребенок начинает пользоваться карандашом. Но держит он его всей рукой, вертикально. Ребенку доставляет удовольствие проводить различные линии, в большинстве случаев это вертикальные неровные линии. Но не меньше радости малышу доставляет и комкание бумаги, малыш "не ценит" написанное.
В этот период ребенок умеет держать ложку, чашку. Предпочитает есть сам, но весь пачкается во время еды.
Большинство детей в этот возрастной период умеют поворачивать страницы книги, захватывая по нескольку страниц сразу.

Речь

В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний, отдельных звукоподражательных комплексов ребенок переходит к образованию простых предложений.
В 1 год ребенок соотносит звуки и слоги с определенными людьми, предметами. Например, "ав-ав" - собака, "га-га" - гусь, "би-би" - машина.
В 1 год 4 месяца малыш уже может адекватно употреблять слова: мама, папа, на, дай, нет.
В 1 год 8 месяцев ребенок произносит 6 осмысленных слов, показывает все части тела, которые называет ему взрослый. Лексический запас - более 10 слов.
В 2 года ребенок должен уметь строить короткие фразы из 2-3 слов. Малыш должен понимать разницу между словами: большой, маленький. К концу двух лет появляются слова: я, ты. Словарный запас к концу двух лет должен быть более 300 слов.
Дорогие родители! Важно помнить, что в этот возрастной период ваш ребенок находится в стадии исследования, постоянного упражнения, которые большинство из вас найдет как нечто утомительное и даже мучительное. Но очень важно помнить, что ваше вмешательство с целью "приструнить" ребенка, убедить его словами или даже более сильными мерами "быть умницей", оказывает на него тормозящее действие. Ребенку в этом возрасте необходим процесс исследования для формирования в будущем соответствующей ловкости и здорового трудолюбия. Помните, что малышу нужно время, чтобы научиться понимать порядок, существующий в мире взрослых.
Хочу остановиться на некоторых моментах, которые могут свидетельствовать о задержке темпов развития. Таких моментов несколько. Если к двум годам ребенок:
- не не произносит 3-х слов, не умеет показывать жестами двух близких лиц или 3-4 предмета в комнате;
- не может самостоятельно садиться, вставать на ноги;
- контакт с окружающим миром настолько слабый, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического "нет";
- не следит взглядом за расположенными или передвигаемыми сбоку предметами, не пробует схватить их;
- не испытывает чувства ожидания (игра в "кукушку", "козу рогатую");
- во время кормления не устанавливает никакого контакта с кормящим его лицом.
Уважаемые родители, заметив те или иные отклонения от темпов нормального развития, советую вам не терять время и обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, психологу, логопеду, педиатру.

Периоды речевого развития ребенка

Что и когда должен научиться говорить ваш малыш

Мамы и папы, бабушки и дедушки! В своих письмах вы часто задаете такие вопросы: "Когда малыш должен научиться говорить букву "р"", "В 2 года не говорит буквы "л", "рь"...", "Внучке 1,5 года, но не произносит буквы "щ", "л", "р". Также приходят письма с просьбами рассказать о развитии речи в онтогенезе, рассказать, когда и какие звуки должен уметь произносить ребенок. Выполняя эти просьбы и одновременно отвечая на подобные вопросы, предлагаю вашему вниманию статью о становлении и развитии речи ребенка по возрастам.

При написании статьи использованы материалы работ:
А. Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" - М., 1961;
Е. Н. Винарской "Раннее речевое развитие ребенка: актуальные проблемы дефектологии. - М., 1992, 1987;
Е. Ф. Архиповой "Логопедическая работа с детьми раннего возраста". - М., 2006.
Рекомендую также прочитать книгу, вышедшую под редакцией Лисиной М. И. "Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми" - М., 1985.
С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения
(возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)
На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.
Звукопроизношение.
Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.
Слоговая структура слова.
Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").
2. Этап предложений из нескольких слов-корней
(возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)
На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").
Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Например, при восприятии различных форм слов (дом, домой, домом, дому) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). Количество аморфных слов-корней увеличивается до 87.
Звукопроизношение.
Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.
Слоговая структура слова.
Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов
(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)
На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:
- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);
- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;
- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").
Первыми грамматическими признаками глаголов являются:
- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);
- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);
- возвратные и невозвратные глаголы.
К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
Таким образом, в речи малыша начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже с глаголом изъявительного наклонения ("Мальчик гуляет"), некоторые формы глагольного управления ("Дай кису"). Но в речи еще имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов.
Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.
Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.
Звукопроизношение.
К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.
Слоговая структура слова.
В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов
(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)
Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.
Среди грамматических форм существительных усваиваются:
- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;
- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;
- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);
- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.
Согласование прилагательных еще не усвоено. В речи наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательных с существительными. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.
Личные местоимения уже усвоены.
В речи детей на этом этапе уже появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, однако их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.
Звукопроизношение.
Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.
Слоговая структура слова.
Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.
3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений
(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)
На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:
- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";
- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".
На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.
Звукопроизношение.
Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.
Слоговая структура слова.
Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.
В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.
Звукопроизношение.
К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.
Слоговая структура слова.
Нарушений не должно быть.
Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Дорогие читатели! Хочу, чтобы, читая мою статью, вы помнили о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка
как один из методов развития речи

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.
Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
В 1,5 - 2,5 года детям даются более сложные задания:
- застёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
- переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.
Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

* * *
    «ШАЛУН»

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила.

    (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

    «БЕЛОЧКА»
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    «ДЕТКИ»

    Крепкие, дружные,

    Все такие нужные.

    (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

    Тише, тише, тише,

    Не шумите!

    Наших деток не будите!

    Птички станут щебетать,

    Будут пальчики вставать.

    (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

    «ПО ГРИБЫ»
    (потешка)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.

    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

    «ПАЛЬЧИКИ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышли пальчики гулять!

    Раз, два, три, четыре, пять,

    В домик спрятались опять.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

    «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.

    «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

    Есть игрушки у меня:

    (хлопать в ладоши)

    Паровоз и два коня,

    Серебристый самолёт,

    Три ракеты, вездеход,

    Самосвал,

    Подъёмный кран.

    (загибать поочерёдно пальчики)

    «ПАСТУШОК»

    Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

    Потерял пастух дуду.

    (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

    А я дудочку нашла,

    Пастушку я отдала.

    (хлопки в ладоши)

    Ну-ка, милый пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок,

    Там Бурёнка лежит

    На теляток глядит.

    А домой не идёт,

    Молочка не несёт.

    Надо кашу варить,

    Деток (можно произносить имя вашего малыша)

    Кашей кормить.

    (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

    Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

* * *

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе. В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки - с небольшим стихотворным сопровождением.

* * *

«ОЧКИ»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)

Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье.

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки

Сверху крышка, как ладошка.

«ЛОДКА»

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)

Жук летит, жук жужжит

И усами шевелит.

* * *

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Дорогие родители, бабушки и дедушки! Я желаю вам удачи и терпения в занятиях с малышом

Первый год жизни малыша, насыщенный радостью и испытаниями, счастьем и заботами, прошел. Впереди не менее ответственный период, который характерен серьезными изменениями в развитии психики ребенка и его физиологии.

Особенности возрастного периода

Возраст от года до трех лет - это уникальное время, когда ребенок интенсивно овладевает новыми навыками, познает мир, растет и развивается. Психология детей раннего возраста базируется на сильной эмоциональной привязанности к маме и к близкому окружению. В этот период жизни ребенка происходит закладка фундамента личности, формируются основные черты характера, на которых в дальнейшем будут построены взаимоотношения с окружающим миром.

Важно со всей ответственностью осознать, что дальнейшая жизнь будет зависеть от атмосферы, которая будет царить ранее детство малыша. Поэтому необходимо правильно общаться и воспитывать ребенка, и не пускать процесс развития на самотек.

Родителям бывает сложно понять своего ребенка, отсюда множество ошибок и сложностей в воспитании. Им кажется, что их ребенок такой, как и они, только маленький. Но стоит не забывать, он не «маленький взрослый», а совсем другой человек, который иначе мыслит, иначе воспринимает окружающий мир. Отсутствие опыта и навыков делает малыша во многих ситуациях беспомощным. Он не прогнозирует последствий, живет здесь и сейчас.

Эмоциональное развитие, восприятие и внимание

Яркая эмоциональность детей этого возраста проявляется во всех ситуациях, например, только что радовался воздушному шарику, уже горько плачет, потому что шарик лопнул, и снова радуется появлению нового шарика.

Эмоциональная жизнь малыша протекает в настоящем моменте без учета того, что было с ним ранее.

Ребенок не может предположить, проанализировать и осознать, что может с ним произойти. Он полностью погружен в происходящую ситуацию и полноценно наслаждается каждым текущим моментом своей жизни.

Малыш открыт и впитывает все новое, его внимание быстро переходит от одного объекта к другому. Он не способен долго сосредотачиваться на одном занятии.

Задача взрослых - обеспечить смену деятельности и безопасность ребенка.

Для ребенка пока не доступно абстрактное мышление. Поэтому все воспитание и обучение строится на конкретных предметах и реальных вещах. Причем это должно быть то, с чем ребенок постоянно взаимодействует. Все просьбы должны быть конкретными: «убери машинки в коробку», «наведи порядок»; «садись за стол кушать», а не «пора обедать»; «ложись в кроватку», а не «давай спать».

Игра! Игра! Игра!

Главная роль в жизни малыша в этот период принадлежит родителям. Они опора и поддержка, источник его безопасности. День за днем, маленькими шагами, все новое он напитывает в свой мир. Важно, чтобы все способности малыша, его речь, движения, мышление, развивались в свободной и доступной для него игровой форме. Игры с детьми раннего возраста помогут малышу лучше усваивать новое и развиваться. Кроме того, в играх у него воспитывается уверенность и сила, интерес и радостное отношение к жизни.

Положительные эмоции, атмосфера любви в семье - это добрые семена, которые приносят хорошие плоды. Успеха вам в воспитании ребенка, счастья и здоровья.

Первые три года ребенка – особенно важные для воспитания. В первых двух лет ребенок слушает и запоминает, а начиная с трех лет, начинает повторять то, что показалось особенно интересным, значительным. Если упустить этот период и не выработать у ребенка правильные модели поведения, то в дальнейшем может быть очень сложно перевоспитать его.

Можно выделить два основных этапа в развитии малыша: от года до двух, и от двух до трех лет.

Возраст от 1 до 3-х лет - период формирования характера

Особенности воспитания ребенка в период от года до двух лет

На данном этапе развития поведение детей еще не устойчиво, требуется постоянный контроль со стороны родителей. Начиная с годовалого возраста следует стремиться сохранять у ребенка хорошее, позитивное настроение, играть с ним в веселые, познавательные игры, предназначенные для детей от года.


Развивающие игрушки для детей до 3-х лет должны обеспечить родители

Однако не только игры и беседы с ребенком являются элементами воспитания. Особое внимание следует также уделять:

  • Умыванию, гигиеническим процедурам;
  • Развитию культурных навыков;
  • Одеванию;
  • Внешнему виду;
  • Режиму питания;
  • Режиму сна;
  • Общению с родителями и посторонними людьми;
  • Общению со сверстниками;
  • Понимают требований взрослого человека;
  • Соблюдению порядка в доме.

Совет: Развитие и воспитание ребенка следует производить в разных направлениях, при этом стремясь использовать не поучительную, а игровую форму.

Годовалый и полуторагодовалый малыш лучше всего запомнить ваши требования, если они будут преподнесены необычно. Избегайте в общении с ребенком грубого тона, это может привести к обратному результату – ребенок не захочет выполнять требования.

Что нужно знать родителям о воспитании

Каждый ребенок берет пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители употребляют нецензурные выражения, не следят за порядком и внешним видом, нет ничего удивительно в том, что ребенок примет такую же модель поведения. Просьбы убрать игрушки на место или надеть чистую одежду будут сопровождаться истериками.

Лучшие книги по воспитанию

Чтобы этого избежать, необходимо преподнести ребенку правильную модель поведения:

  • Одевая ребенка, обращайте внимание на чистоту его одежды, и указывайте на пятна при их появлении. Следите за тем, чтобы и на вашей одежде не было пятен;
  • При кормлении ребенка подкладывайте салфетку, и хвалите малыша за стремление воспользоваться ею. В возрасте до трех лет малыш лучше поймет похвалу. Ругань его только обидит;
  • Следует приучить ребенка к тому, что после прочтения детской сказки и пожелания «Спокойной ночи» следует отдыхать. Родителям не обязательно, уложив ребенка, также отправляться спать, однако нужно заниматься спокойными делами и не шуметь;
  • Чувство времени у крохи поначалу отсутствует, его необходимо выработать. Это требует колоссальных усилий. Подъем, питание и прогулки, а также отход ко сну должны происходить примерно в одно время.

Совет: Поощряйте у детей желание подражать родителям. Покормив игрушки, ребенок может захотеть помыть посуду, пусть даже понарошку. Позвольте ему это сделать.


В 2-3 года дети копируют поведение старших

Развивающие игры – как элемент воспитания ребенка до двух лет

Двухлетний ребенок еще не понимает, что хорошо, а что плохо, и основная обязанность каждого родителя – объяснить ему это.

Простейшие игры с воспитательным элементом, в которые можно играть с ребенком от года до двух лет:

  1. Девочки любят играть с куклами с самого малого возраста. Помогайте дочке одевать куклу, кормить и купать. Важно: лучше всего купить крупную, тряпичную куклу, без мелких деталей.
  2. Прививать любовь к порядку у мальчиков можно, играя в «парковку». После игры все машинки должны заехать на парковку, роль которой может играть стол, или картонная коробка.
  3. Делая с ребенком зарядку, поощряйте правильность выполнения упражнений. Важно: упражнения должны быть очень простыми, например: «покачаться на ветру», или «вырасти и стать деревом».

Приучение к порядку надо начинать с 2-х лет

После игры всегда собирайте игрушки ребенка в специально отведенное для этого место, и просите малыша помочь вам.

Прививаем ребенку понимание и исполнение требований взрослого

Слово «нельзя» ребенок должен научиться понимать еще до года. Начиная с года и до двух лет важно приучить детей не только к пониманию слов «нельзя» и «можно», но и к послушанию. Малыш должен не только понять, что он сделал что – то плохое, но и не делать больше этого.

Совет: многие родители любят сюсюкать с ребенком. Это не совсем правильно. Общаться с малышом нужно, как со взрослым, при этом избегая сухости и грубости в голосе. Дарите малышу хорошее настроение.


Ребенок должен беспрекословно выполнять слово нельзя

Как только ребенок сделал что – то плохое, следует сделать голос более строгим, поругать малыша. Если родители всегда ласковы, то ребенок сразу заметит произошедшую перемену, и будет стараться в дальнейшем не вызывать такой реакции своими поступками.

Важно не терять терпение. Иногда приходится повторять одно и то же несколько раз, прежде чем малыш запомнит или примет к сведению доносимую до него информацию.

Два года – это тот возраст, когда малыш только учится понимать мир.


Родители должны сохранять терпение

Особенности воспитания ребенка в период от двух до трех лет

К 2-3 летнему возрасту ребенок начинает пользоваться многими умениями, полученными в процессе развития, и становится личностью. Это время часто становится сложным для родителей.

Ребенок осознает свое «Я» и показывает его, но при этом еще не совсем понимает требований и опасности, не всегда может осуществить свои задумки.


Проявления кризиса 3-х лет и что делать родителям

На что следует обратить внимание при воспитании в данный период:

  • В момент не провоцируйте развитие конфликта, а напротив, стремитесь его погасить. Лучше даже уступить ребенку в непринципиальном случае, нежели отстаивать до конца свою точку зрения и тем самым лишь усугубить кризисную ситуацию;
  • Играйте с ребенком. Зачастую, чтобы заставить малыша поесть, проще сказать простую фразу: «Я положила котлетку в тарелку, но ты ее ни в коем случае не трогай». После такой фразы малыш пожелает взять котлету сам;
  • Помните, что ребенок, совершая дурной поступок, не желает сделать зло. Он изучает мир, реакцию на свои действия;
  • Стремитесь не вешать распространенные ярлыки: «Ты хулиган», «ты неряха». Лучше попытаться исправить ситуацию в обратную сторону.

Симптомы кризиса 3-х лет

Ребенок – это счастье, помните об этом даже в трудные моменты. Только проявляя терпение и упорство можно вырастить достойного, уверенного в себе человека. Первые три года – самые важные для становления характера и поведения.

Сложности приучения к горшку

Когда ребенку исполняется два годика, горшку. Некоторые дети начинают садиться на горшок раньше, другие – позже. Здесь не существует определенной нормы. Если приложить терпение и усилия, то результат обязательно появится.


Приучение к горшку надо начинать в 1,5 года

Советы для родителей, приучающих детей к горшку:

  • Начинать приучение следует около года, максимум в полтора годика. Однако результата чаще всего добиваются к двум – двум с половиной годам. Приучая ребенка, избегайте нажима, будьте доброжелательны.
  • Горшок следует поставить в удобном, доступном для малыша месте.
  • Дома снимайте с ребенка памперсы. Первое время он будет делать лужицы по всему дому, но вскоре поймет, куда их нужно делать.
  • Сажайте ребенка на горшок тогда, когда явно заметно его желание сходить в туалет. Если же ребенок занят игрой, а вы отрываете его и силком сажаете на горшок, приучение может существенно затянутся.
  • В продаже появились горшки – трансформеры. Ребенок может сначала пользоваться им, как обычным горшком, а в последствии садиться на горшок, прикрепленный к унитазу.

Горшок трансформер 3 в 1

Приучение малыша к самостоятельности

Приучение к самостоятельности – важный этап воспитания ребенка до трех лет. Ближе к трехлетнему возрасту, ребенок начинает идентифицировать себя, как личность. В этот момент очень важно дать ему понять, что самостоятельность – это хорошее качество.

Не стремитесь сами все сделать за ребенка. Одеваясь на прогулку, дождитесь, пока малыш сам натянет обувь, даже если он делает это очень долго.


Приучение к самостоятельности - важный элемент воспитания

В воспитании самостоятельности очень важно не переступить тонкую грань между терпеливостью и потаканию детским капризам. Будьте для ребенка не строгим наставником, а помощником.

Важно: У ребенка не получится сделать все правильно с первого раза. Будьте готовы к этому и проявите терпение. Очень важно вырастить уверенного в себе, не закомплексованного человека.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок пытается есть суп вилкой. Родители стремятся объяснить ребенку, что есть нужно ложкой и отбирают вилку. Однако это не совсем правильно. Чтобы ребенок стал самостоятельным, объясните ему один раз, что суп едят ложкой, но оставьте и вилку. Через несколько попыток ребенок сам поймет, что вилкой съесть жидкий суп невозможно.

Воспитание детей – трудная, но интересная обязанность каждого родителя. Следуя проверенным советам можно существенно облегчить процесс воспитания малыша и добиться больших успехов. Воспитать своих детей правильно должен каждый родитель.