Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1141 Невского района
Методические материалы к выступлению на родительском собрании на тему:
«Знакомим детей с цветом через игру»
Санкт- Петербург
2012 Программное содержание:
- Закрепить умение различать цвета.
- Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
- Формировать представление о разных оттенках цвета по интенсивности;
- Дать представление детям о природных красках;
- Приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
- Развивать мелкую моторику кистей рук
Словарь:
Ввести в активный словарь детей: названия основных цветов и их оттенков
Вступительная часть
Рассказать и показать ребенку разнообразный мир цвета, можно начинать с раннего возраста. Распознавать и изучать цвета с ребенком можно начинать с 1,5лет. Начните изучение в игровой форме.
Бабочки - цветочки.
Вырежьте из бумаги четыре цветка разного цвета и приклейте их на обычный лист. Из цветного картона вырежьте четыре бабочки тех же цветов. Научите ребенка сажать бабочку на свой цветочек. Расскажите, что у каждой бабочки есть свой домик, где они кушают или играют.
Мышкин дом.
Вырежьте цветные домики, в каждом из них должно быть круглое отверстие – вход для мышки. Помимо домиков подготовьте цветные кружочки. Закрывайте кружочками отверстия в домиках (подбирайте кружочки к цвету домика). Закрыли отверстие – мышка спряталась
Кубики .
Из цветных кубиков можно строить башни одного цвета. « Давай построим красную башню. Вот один кубик, красный кубик. Вот еще один кубик, он тоже красный. Они одинаковые! Давай строить башню из этих кубиков. Смотри, у нас получилась красная башня ». Аналогично знакомим детей с другим цветом
Пирамидка .
Предложите ребенку собрать пирамидку, но с условием, что собирать будете вы, а он будет приносить вам нужные колечки. Вы говорите: « Дай желтое колечко, теперь дай красное колечко ». Постепенно ребенок будет безошибочно приносить вам колечки нужного цвета.
Лишний цвет .
Разложите перед ребенком различные игрушки одного цвета. Это могут быть – машинки, кубики, шарики, колечки, погремушки. Назовите этот цвет. Затем добавьте к этим игрушкам предмет другого цвета. Ребенок сразу отреагирует на это. Расскажите, что эти предметы отличаются цветом.
Цветные дни .
Можно посвятить изучению определенного цвета целый день. Развесьте воздушные шарики выбранного цвета, подбирайте игрушки только этого цвета, рисуйте фломастером или красками выбранного вами цвета. В течении дня акцентируйте внимание ребенка на этом цвете не только в квартире, но и на улице.
Светофор .
Наверняка вы играли в эту игру во дворе с друзьями. В светофор можно поиграть и дома. Мама будет выполнять роль светофора, а малыш – пешехода. Называйте любой цвет, ребенок должен найти его на своей одежде, показать пальчиком. В этом случае он может спокойно переходить дорогу. Если указанного цвета у него на одежде нет, то ему придется перебегать дорогу, а мама должна поймать «нарушителя». Должна получиться веселая игра!
Почтальон .
Сымитируйте в комнате небольшой городок: разложите по разным местам листы цветной бумаги, это будут дома. На листы поставьте разные фигурки, игрушки. Например, в желтом доме живет собачка, в синем доме кукла. Дайте ребенку стопку цветных карточек, которые играют роль писем. Ребенку нужно разнести письма правильно – красное письмо – в красный домик для лошадки, желтое письмо – в желтый домик для собачки.
Разноцветные флажки
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков
Ведущий поднимает:
Красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть;
зеленый – хлопнуть в ладоши;
Синий – шагать на месте,
желтый – взяться за руки и т.п.
Разложи по коробочкам
Поставьте перед ребёнком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
Цветные резинки.
Купите набор разноцветных резинок. Выделите желтые и красные. Возьмите деревянную палочку (карандаш) и попросите надеть на палочку красные резинки. Помогайте малышу, не ругайте, если ошибается, спрашивайте: «Разве это красная резинка? Нет! Вот - красная!» и надевайте сами красную резинку.
Вместо резинок можно использовать разные предметы, кубики, вырезанные из цветного картона кружки. Но описанное выше незамысловатое упражнение с резинками будет ещё задействовать моторику.
Радужный альбом.
Приготовьте альбом. В нем должно быть семь листов по количеству цветов в радуге. На каждом листе вверху нарисуйте цветную полосу в виде дуги (по порядку, как в радуге).
Теперь вам вместе с ребенком предстоит работа не на один день: вырезайте из журналов и старых каталогов одноцветные картинки и наклеивайте в альбом на страницу с соответствующим цветом. Можно вырезать разные фигурки из цветной бумаги.
При желании можно сделать такие игрушки своими руками - рисуем цветные шарики и просим ребенка дорисовать к шарикам ниточки нужных цветов, вырезаем цветы разного цвета и просим разложить ребенка эти цветочки на нужные полянки (полянки – это листы цветного картона или бумаги). Шьем дидактическую игрушку (черепаху или ежика), которая имеет цветные сектора. На эти сектора можно цеплять различные цветные фигуры при помощи липучки. Знакомим детей с цветом, позволяя нашей фантазии работать на полную катушку.
Самый элементарный способ - вырезать из цветной бумаги большой квадрат и такого же цвета маленькие кружочки. Перемешайте между собой маленькие кружки и попросите найти красные кружочки и положить их на красный квадрат. У нас останутся желтые кружочки, что ж, их тоже нужно положить на нужный квадрат.
Чтобы сделать игру более интересной, можно вырезать большой цветок и маленьких бабочек такого же цвета и попросить ребенка помочь долететь бабочке до нужного цветка (красной бабочке к красному цветку; желтой - к желтому). Мальчику можно вырезать грузовую машину и попросить помочь погрузить туда кубики.
В следующий раз попробуйте подавать ребенку кружочки в разбивку, сначала дайте красный кружочек (куда он его положит?), потом желтый. Повторяйте это задание с разными предметами, ненавязчиво, пока малыш не будет с легкостью с ним справляться.
На следующем этапе сортировать будете вы! Скажите ребенку, что вы сортируете предмет по цветам и вам нужна его помощь, попросите подать желтый кружок, потом красный. Т.е. теперь ребенок не просто зрительно сортирует сам цвета, а сначала принимает от вас вербальную информацию, обрабатывает её у себя в голове, вспоминая, какой цвет носит название «желтый», «красный», вспомнив, находит и подаёт.
Распечатайте или сделайте сами карточки, с изображением самых основных цветов. Для начала это могут быть: красный, зеленый, желтый и синий. Постепенно вы можете добавлять другие цвета: фиолетовый, коричневый, черный,белый и так далее.
Предлагаю Вашему вниманию красивые картинки с изображением самых основных цветов. Просто распечатайте и разрежьте ножницами на отдельные картинки. Вы можете сделать,таким образом свои собственные карточки для изучения цветов. Вы можете подписать карточки названием каждого цвета
Хорошим подспорьем в изучении цвета станут для вас детские книжки и различные обучающие наборы, которые вы можете купить в магазинах. В них вы сможете найти загадки о цвете и радуге:
“ Ц в е т а р а д у г и ”
(А. Венгер).
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.
Синий
В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Загадки
(О.Емельянова)
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
- Не злитесь, если ребенок на слух плохо воспринимает, какой цвет вы хотите получить, главное, что ребенок зрительно может различать и сортировать цвета.
- До 2 лет путаница в цветах нормальна. Иногда вам будет казаться, что ребенок идеально выучил цвет, а потом он снова путает его с другим, помните, до 2 лет это физически нормально. Если в дальнейшем, значит, материал плохо был закреплен, и рано было приступать к новому цвету.
- По мере взросления узнавания цветом у малыша будет «любовь» к какому-нибудь цвету, приветствуйте её, покупайте ему вещи любимого цвета.
- Как известно, если человек длительное время не пользуется какими-то навыками, не повторяет полученную информацию, то рано или поздно эти знания отодвигаются в дальний угол нашей памяти, а то и вовсе покидают её. Поэтому вы, наверно, заметили, что все методические пособия повторяют одни и те же занятия, только усложняя их.
- Это задание подойдет детям от 3 лет. Смысл его состоит в том, чтобы соединить в правильном порядке цвета красный-красный, желтый-желтый и т.д. в итоге получается рисунок.
- Не торопите Вашего ребенка, все дети очень разные. Кто-то схватывает с первого раза, некоторым детям необходимо больше времени для запоминания. Играйте каждый день и в скором времени вы услышите, как ваш ребенок показывает пальчиком на нужный цвет.
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению
познавательно-речевого развития воспитанников №18
г. Нижний Новгород
Развитие цветовосприятия у детей на занятиях по изобразительной деятельности
Педагог дополнительного образования:
Зюнькина Светлана Шамильевна
201 4 год
Одним из самых значимых и объективных свойств
окружающей действительности
для ребенка является цвет.
Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное
средство познания жизни.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального,
эстетического воздействия , раскрывающего детям
законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка,
участвует в процессе художественной деятельности,
формирует художественный вкус.
Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету
можно и необходимо воспитывать.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать,
развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием
развития художественного восприятия цвета у дошкольника
Три главных цвета
Синий цвет
Желтый цвет
Красный цвет
Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить,
смешивая другие,
потому их и называют основными цветами
Основных чистых истых цветов всего три.
Остальные цвета называются
производными, или составными .
Смешивая основные цвета,
мы получаем новые,
которые называются составными
Цветовые оттенки основных цветов
Если разбавлять краски водой,
то тон их будет бледнее,
из красного получится
бледно красный, то есть розовый,
а из синего – голубой и т.д.
Можно добавлять в краски белила
(т.е. белую краску).
Данное свойство по изменению
цвета называется светлотой.
Добавление черной или серой краски к трем основным, приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.
Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета:
белый, серый и чёрный.
Эти нейтральные цвета
усиливают основные,
то есть белый лебедь
на чёрном фоне будет
ещё белее.
Теплые и холодные цвета
Теплые цвета
Холодные цвета
Зеленый цвет может быть
и теплым и холодным
Для развития цветовосприятия у детей
необходимо соблюдение ряда условий:
Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности,
включая все ее виды.
Широкое использование в работе с детьми классических и
народных произведений изобразительного искусства .
Целенаправленный отбор и изготовление пособий
для работы с детьми.
Систематические наблюдения в природе , выделение цвета
ее объектов и явлений, изменение цветов в природе
в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.
Использование дидактических игр в работе с детьми.
Эстетическое оформление среды , использование детских работ.
Взаимодействие с семьей.
Задачи работы по развитию цветовосприятия:
- знакомство детей с цветовыми эталонами;
- ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
- знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, насыщенностью и т. д.);
- знакомство с классификацией цветов и оттенков;
- воспитание эстетического, эмоционально окрашенного
восприятия цвета;
- развитие и гармонизация личности ребенка;
- формирование умения видеть прекрасное в окружающем природном мире;
дети дошкольных групп,
педагог допобр по изодеятельности,
педагог-психолог
музыкальные руководители
воспитатели,
родители,
Взаимодействие с
педагогами
Цель: повышение пед.
компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Формы работы:
организация
практикумы,
создание банка
диагностического
и развивающего
инструментария (игры,
литература, упражнения)
Взаимодействие с
родителями
Цель: организация совместной
творческой
деятельности с детьми
Формы работы:
консультации,
практикумы,
демонстрация
занятий с детьми,
семейная творческая
деятельность
Взаимодействие
с детьми
Цель : развитие цветовосприятия
Формы работы:
НОД; дидактические игры;
экспериментальная
деятельность;
экскурсии;
художественная галерея.
Последовательность расположения цветов радуги
Александр Зайцев
«Радуга»
Методы:
Наглядные
Практические
Исследовательские
Мониторинговые .
Игровое занятие
« Художник»
Цель: знакомство детей с акварелью
Занятие на тему «Добрый и злой флот»
Цель: знакомство детей с теплыми и холодными цветами
Формы работы с детьми
Знакомство детей со способом получения оттенков при помощи ахроматических красок
В гостях у принцессы «Солнышко» и принцессы «Льдинка»
(теплое и холодное)
Ковёр в «тёплых тонах»
Ковёр в «холодных тонах»
Знакомство детей с 3 основными красками
Знакомство детей с монотипией
Ожидаемые результаты:
дети могут научиться выражать своё отношение
к создаваемому образу через цвет, а именно:
цветовое решение должно
соответствовать поставленной изобразительной задаче;
цветовые соотношения должны быть
близки к реальным;
в цветовых соотношениях образа должны
присутствовать элементы фантазии;
дети должны уметь передавать насыщенность цвета;
дети должны использовать в рисунках
различные оттенки цвета;
дети должны овладеть правильной техникой
работы с художественными материалами .
Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.
Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.
Изучаем цвета с самыми маленькими
Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.
Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.
Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.
Учим цвета: 1–1,5 года
Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.
Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.
Учим цвета: 1,5–2 года
К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.
Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».
Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.
В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.
Учим цвета: 2–3 года
При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.
Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.
Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.
Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:
цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.
Время проведения занятий
Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.
Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.
Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.
Время занятий с детьми
- До 1 года 2–5 минут.
- От 1 года до 2 лет до 10 минут.
- От 2 до 3 лет 10–20 минут.
Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.
В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.
На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.
Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.
Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.
Развивающие игры
- До 1 года
Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.
Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.
В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»
К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.
Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.
Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.
- 1–1,5 года
Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.
Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.
Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».
- 1,5–2 года
Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.
Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».
Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.
Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.
Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)
Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!
2–3 года
Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.
Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.
Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.
Загадки для детей
Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.
Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)
Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)
Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)
Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)
Цвета радуги
Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)
При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!
Прошёл дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.
Расскажи, какого цвета курточка у Мышки, Мишки, Ёжика.
Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка — она и красная, и жёлтая, и синяя, и зелёная… Это… (радуга) .
Радуга-дуга, не давай дождя,
давай солнышка-колоколнышка!
Скажи радуге: «Здравствуй!»
(Поговорите с ребёнком о цветах радуги, о том, что
дорожки на ней располагаются всегда в определённом порядке («Каждый
охотник желает знать, где сидит фазан»).
Игры на знакомство с цветом
Упражнения визуально знакомят с основными и дополнительными цветами.
Материал: Две красные, две синие, две жёлтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).
Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребёнку:
— Я хочу найти здесь одинаковые цвета.
Затем берёт любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.
Игра 1. На одном столе лежит красная, синяя, жёлтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не отдавая в руки) и просит ребёнка принести такую же.
Игра 2. Все таблички лежат на столе, и ребёнка просят отнести табличку и положить её рядом с предметом такого же цвета. (Ребёнок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).
Упражнение 7
Материал: Пары табличек основных цветов плюс дополнительные (зелёный, фиолетовый, чёрный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.
Таблички основных цветов, уже знакомых ребёнку, лежат на столе в произвольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчивает работу, взрослый показывает, что у него есть ещё таблички с дополнительными цветами, просит ребёнка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички перемешивают. Ребёнку предлагают выложить пары.
Упражнение 8
Материал: Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттенками от самого тёмного до самого светлого (желательно 8 оттенков).
Взрослый говорит:
— Посмотри, как я выложу эти таблички…
и молча выкладывает ряд слева направо от самого тёмного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребёнку выложить так же. По такому принципу работаем с остальными оттенками.
К.Сумнительный
«Домашняя школа Мотессори»
Купить в Лабиринт.ru Купить в Ozon.ru |
Наташа Сотникова
Конспект по раннему возрасту «Знакомство с красным цветом», (синим, желтым, зеленым)
Конспект занятия по раннему возрасту "Знакомство детей с красным цветом ". Программное содержание : 1. Знакомство с красным цветом и назначением предмета. 2. Активация словаря : шарик, кубик, карандаш, кольцо от пирамидки, лента. Ход занятия. Дети сидят полукругом на стульчиках около воспитателя. Раздаётся стук в дверь, входит кукла Катя, везёт коляску с "чудесным мешочком". Здоровается с детьми. Дети здороваются с куклой Катей. Воспитатель : "Ребята, кукла Катя привезла нам "Чудесный мешочек". Давайте посмотрим, что в нём лежит?". Достаю из мешочка красный шарик . Говорю детям "Это красный шарик ". Спрашиваю : "Что можно делать с шариком?".Дети : "Катать". Уточняю ответ : "Правильно, шарик можно катать". Показываю, как катится шарик. Затем вынимаю карандаш. Спрашиваю : "Костя, какого цвета карандаш ?". Ответ Кости : "Красный ". Спрашиваю детей : "Что делают карандашом?". Дети : "Рисуют". Уточняю ответ : "Да, карандашом рисуют, пишут". Таким образом называю все предметы (какого они цвета , что можно делать с ними) . Например : кубик красный , из кубика можно построить домик, башню; кольцо красное , его можно надеть на пирамидку, на палочку; лента красная , из неё можно завязать бант (завязываю кукле Кате) . Когда все предметы разобраны, снова складываю их в мешочек. Вызываю детей : "Иди Вика, возьми из мешочка предмет".Спрашиваю Вику : "Что ты взяла?". Ответ Вики : "Шарик". Спрашиваю Вику : "А какого он цвета ?". Ответ Вики : "Красный ".Если ребёнок затрудняется ответить, спрашиваю другого ребёнка. Так, постепенно дети достают из мешочка все предметы. Спрашиваю детей : "Какого цвела, Что можно с ним делать и т. д. ". Когда дети достали из "чудесного мешочка" все предметы, раскладываю их на столе и говорю : "Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит красный шарик , красный кубик , красное кольцо , красная лента и т . д. - все эти предметы красного цвета ". В заключении предлагаю детям спеть для куклы Кати песню "Ладушки - ладошки", потанцевать с куклой Катей. Аналогично проводятся занятия по знакомству с синим , желтым , зеленым цветом .
Публикации по теме:
«Сказка о том, почему помидор стал красным». Театрализованная деятельность дошкольников в МБДУ (из опыта работы) Дустназарова Зуре. Театральное.
Фотоотчет о проведении интегрированной НОД «Как посмотрит красным глазом-остановятся все сразу».МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5II младшая.
Я изготовила игры по знакомству с цветом предметов для детей раннего возраста. Играя, дети даже не подозревают, что учатся различать цвета,.
Ознакомление детей раннего возраста с цветом Из опыта педагогов известно, как важно на протяжении всего дошкольного возраста усваивания детьми следующих задач: дать знания об основных.
Ознакомление с явлениями природы и цветом, и применения этих знаний в творческой деятельности (аппликации) Занятия по ознакомительной деятельности дают возможность педагогу систематично и целенаправленно развивать ассоциативно-образное восприятие.
Проект «Играем с цветом» Описание проекта: творческий дизайн - проект Название проекта: «Играем с цветом» Краткое содержание проекта: В ходе проекта дети в игровой.