Равноправных с представителями сильного пола. Равноправие полов: взгляд со стороны

феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

В последние годы разговоры о равенстве мужчин и женщин стали очень актуальны, более того, теперь это модно в особенности среди молодых мужчин и юных барышень. Девушки все меньше задумываются о замужестве и все больше о построении карьеры. Мужчины же, в свою очередь, выбирая себе новую пассию, перестали обращать внимание только на внешность. Теперь им не менее важно и социальное положение будущей невесты, ее должность и даже размер зарплаты. Неработающие женщины больше не в фаворе у мужчин. Да и дамы, пожалуй, не против такого положения вещей. Что это: новая ступень человеческой эволюции или глупая мода, пришедшая с Запада?

Но только давайте договоримся, на американцев и даже европейцев нам равняться не стоит. Мы другая нация, с другой историей, нравами и традициями. Мы развиваемся по отдельной прямой, которая, скорее всего, не пересекается с остальными. Настоящая русская женщина никогда не сравнится с продуманной и строгой, в широком понимании этого слова, американкой. На западе все просто: женился — получил не просто любящую жену в подарок, но и огромное количество правил и обязанностей. И только попробуй сходить налево и проколоться, большая часть имущества, а то и все сбережения, включая недвижимость, перейдет к обиженной и оскорбленной стороне. А что мы видим в нашей стране? Женщины в такой неприятной ситуации могут поступить по-разному: одни будут плакать на плече у подруги, вытирая сопли рукавом, потом соберут все мысли в одно целое, а вместе с ними и детей и уйдут восвояси, надеясь, в лучшем случае, на алименты. А другие, что еще хуже, решат не выносить сор из избы и сохранят брак ради детей, а потом, правда, будут мучиться всю жизнь от той тайны, которая лучше бы ею так и осталась.

Это я к тому, что мы другие. Мы не такие суровые и невозмутимые. Для нас брак — это, в первую очередь, любовь, а не хладнокровный расчет. Мы подписываем брачный контракт в исключительных случаях и надеемся, что не разлучимся никогда, и будем вместе даже на небесах. Поэтому и вопрос гендерного равенства в нашей стране стоит под другим углом. Так все-таки, кому это нужно и зачем?

На мой взгляд, это лишь глупое влияние Запада с его яркоокрашенными феминистическими настроениями. А что касается юных барышень, насмотревшихся американских сериалов про эмансипированных женщин, все объяснимо: они тоже хотят головокружительной карьеры и тотальной независимости. И в этом нет ничего плохого, но нельзя путать независимость с равенством, о котором так грезят некоторые корыстные мужчины.

Современные мужчины, все еще условно являясь сильной половиной человечества, хотят от нас слабых таких же действий и свершений. По их мнению, женщина не просто должна, она обязана работать. И не просто в свое удовольствие, а пахать наравне с ним, копить деньги на новый дом и самостоятельно баловать себя любимую новой ауди в гараже. А что? Почему бы и нет? И многие женщины очень даже на это согласны. Совместные путешествия, из расчета 50 на 50, покупка новой квартиры, где половина доли опять же женская. И в последнее время это настолько вошло в норму, что все уже и забыли про это вечное и, казалось, бессмертное деление на мужчин и женщин, «сильных» и «прекрасных». Хотя нет, как же об этом забыть. Женщина по-прежнему остается женщиной, она тратит колоссальное время на уход за собой, радуя своего «сильного» друга новой прической или прекрасным цветом лица, но при этом, приходя домой с восьмичасовой работы, стирает носки и готовит фетучини с креветками на ужин и, прошу заметить, овсяную кашу на завтрак. А сильный мужчина, который хочет видеть рядом с собой такую же сильную женщину, может еще и указать на небольшой слой пыли или на не поглаженную рубашку. Так все же? Где справедливость или мы забыли, что такое равенство? Если Х=У, то значит ли, что и У=Х?

Получается, желая равноправия, мужчины не только должны делиться своими обязанностями, но и перенимать наши, готовить, стирать, убирать, водить детей в школу, проверять уроки и при этом выглядеть сногсшибательно. Вы когда-нибудь видели такие пары? Я — нет.


Поэтому перед тем, как с головой окунаться в феминистическую философию, пропагандирующую тотальное равноправие мужчин и женщин, изучите ее с каждой стороны и возможно вам откроются новые грани. А вы не думали, что все, что нужно было уже сделано. Женщинам даровали социальную и политическую свободу. Теперь они могут выбирать практически любую профессию, получать качественное образование, имеют право голоса и даже недалеки от политики. И может этого вполне достаточно?

Мы разные и никогда не станем одинаковыми, зачем-то же нас разделили на два противоположных пола. Мы дополняем друг друга, как и все в природе, мы создаем баланс и гармонию, а если пытаться из женщины сделать мужчину или наоборот, то никакого баланса не произойдет, мир разрушится и потеряет все опоры. Женщине никогда не стать мужчиной, а мужчине никогда не понять ту тонкую душевную организацию, которой наделила нас Сама Природа. Подумайте об этом, когда в очередной раз будете требовать от нас выполнения «мужских обязанностей».

Право на труд женщины имели всегда, просто не догадывались об этом. Просто работали по хозяйству, надрывались на полях, с домашним скотом управлялись. Детей рожали, кормили, растили. Всю семью обстирывали. Все было здорово, но чего-то все же не хватало - так всегда бывает. Сказку о золотой рыбке помните?

Но везло с работой не всем. Если барышне случалось родиться в какой-нибудь богатой семье, ей категорически запрещали трудиться. Вообще. Нравы были такие тогда жестокие. А души девиц требовали романтики - души, они ж у всех одинаковые, селятся, где попало, невзирая на классовое неравенство. И мечтали бедные богатые барыньки пройтись по шахте с отбойным молоточком. Или крепкими мозолистыми ручками утерев струящийся отовсюду пот, вырыть пару-тройку котлованов. А завершив добычу чего-нибудь крайне полезного, тихим вечерком вместе с подругами напиться в харчевне, устроить небольшую потасовку с битьем всего, что попадется под руку - это ли не простое женское счастье?

Но, увы, все теплые местечки под солнцем были заняты коварными хищниками - мужчинами. И пошли разъяренные и угнетенные дамы на борьбу за свои права. Битва заняла не одно столетие, долог был подготовительный этап: слишком много времени пришлось богатым барынькам убеждать бедных пейзанок в преимуществах эмансипации.

Как это было (исторические факты)

Помогли, как водится, прогрессивные американские сестры по несчастью. В 1848 году тамошние феминистски организовали конференцию, на которой с воодушевлением приняли «Декларацию чувств» .

Состояла сия декларация из претензий, предъявляемых обиженными представительницами прекрасного пола всем без исключения мужчинам, а чувства выражались такими простыми словами:

мужчины, отдайте деньги, мы сами распорядимся ими гораздо эффективней;

мы хотим выучиться на кондуктора, извозчика или получить любую другую достойную профессию, чтобы выгнать вас с насиженных мест;

мы должны получать не меньше, чем вы, плюс доплату за вредность;

а когда вы станете нам в тягость, желаем с вами разводиться по собственной инициативе.

Так прекрасный пол стал равноправной частью общества.

Как это стало

Многое из этой чувствительной декларации на сегодняшний день реализовано. Но возникла другая проблема: произошла трансформация во взаимоотношениях между полами. Если раньше женщины считали себя зависимыми от мужчин, то раскрепостившись, они изменили свое отношение к представителям сильного пола. Стали женщины получать образование, добились и права работать наравне с мужчинами. Открыли в банках собственные счета.

А платить больше им никто не собирался. Ну не может работодатель привыкнуть к тому, что женщина - она ведь тоже человек. Начинают скупые акулы бизнеса прикидывать да подсчитывать: а в декрет уйдет, а с детишками на больничном сидеть будет, а отпрашиваться по своим магазинным делам станет, что тогда? Кто убытки покрывать будет? Вот такое получилось денежное равноправие. И с повышением в должности дело обстоит не лучше. При равных деловых качествах выбор-то в пользу мужчины делают. Да и не только при равных…

Зато как приятно стало работающей женщине после завершения трудовой вахты стать к домашнему станку. Стирка, уборка, готовка, детишки требуют ее участия не меньше, нежели глобальные производственные процессы. А деньги? Вроде вот они, только получку выдали. А рынки-магазины обежишь слегка, глянешь, а их-то уже и нет…

Короче, к глубокой ночи, усталые и раздраженные женщины начинают незлым тихим словом восторгаться в полной мере преимуществами эмансипации. И брак постепенно превращается в каторгу.

Взаимоотношения мужчин с женщинами новой формации

Посягнув на «мужскую территорию», женщины постоянно должны доказывать сильному полу собственную профессиональную состоятельность.

Чревато это тем, что хрупкие фемины утрачивают естественные, данные им природой чисто женские качества : мягкость, уступчивость, покладистость. Они превращаются в фурий, отвоевывая место под солнцем и вырабатывая искусственно качества, присущие сильному лидеру. Ну а если уж женщины добиваются начальничьего кресла, совсем тяжело их вторым половинам приходится.

Мужчины по-разному воспринимают такие преобразования, что не способствует укреплению взаимопонимания между полами. Немногие из мужчины могут приспособиться к новой ситуации. А приспособившись, испытывают постоянный дискомфорт.

Возможно, со временем смогут сформироваться новые модели поведения, произойдет корректировка во взаимоотношении между полами. Посмотрим. Сейчас же ситуация парадоксальна: соперничая и вытесняя мужчин с пьедестала, женщины ждут от них особого, точнее, прежнего отношения. Они нуждаются в мужской защите, постоянно напоминая, что пол-то у них слабый. В общем, требуют каменную стену и крепкое плечо.

Но согласитесь, трудно представить пасторальную картинку: громогласная женщина , к примеру, начальник автобазы, держащая в страхе всех подчиненных мужчин, забирается к мужу, затюканному на работе собственной начальницей, на колени и ждет от него ласки и тепла.

Плюсы и минусы эмансипации. Современные реалии

Начнем с минусов:

Самое пугающее последствие эмансипации - женский алкоголизм. Ему уже удалось перегнать мужской. Принимая на себя роль лидера, женщина включает лже-компенсаторный механизм, снимая напряжение алкоголем. А чтобы стать абсолютно равноправной, пить женщины начинают наравне с мужчинами. Вот только последствия от алкоголизма разные.

Происходит нейтрализация полов. Женщины становятся более мужественными, мужчины же феминизируются.

Снижается рождаемость.

Подрывается традиционный уклад семейной жизни.

Увеличивается число разводов.

Произошла либерализация сексуальных отношений.

Значительно выше, чем у мужчин, выросли физические и психические нагрузки на женщин.

Ну а в остальном, прекрасные маркизы, все хорошо… Одни плюсы.

Новые тенденции: антиэмансипация

Произошедшие изменения, вызванные соперничеством мужчин и женщин , стали подталкивать последних к выбору домостроя. Статистика утверждает, что сейчас более половины работающих женщин мечтают отказаться от службы и стать просто женами и мамами. О том, что 58% мужчин мечтают вернуть своих половинок к прежним семейным отношениям, даже говорить не стоит. Но вряд ли можно восстановить то, что уже разрушено эмансипацией. Сто лет женщины добивались права работать наравне с мужчиной. Сколько же веков потребуется, чтобы они смогли заслужить право отказаться от этого права?

Возможно ли реальное равноправие между полами?

Как не существует равноправия в обществе, так не может его быть и в отдельной ячейке. Всегда (как в семейных, так и в общественных отношениях) будет кто-то «более равный», чем остальные.

Нет единых стереотипов в поведении и отношении между полами. Вопрос о равных правах и обязанностях каждая семья решает самостоятельно. Хорошо, если женщина имеет право выбора соответствующей модели взаимоотношений. Еще лучше, если выбор сделан правильно. Знайте, любое обретение прав приносит такое же количество обязанностей. Если вы готовы справиться с ними, вперед, к феминизму!

Несколько советов женщинам, решившим стать на суровый путь феминизма.

Путь к феминизму не будет тернистым, если вы подготовитесь к нему основательно.

Приобретите очень обеспеченного мужа, домработницу, няню, гувернантку и садовника.

Подводим итоги

Стать полноправным членом общества - еще не означает уравняться с правами мужчин. А ломать - не строить.

Важно вовремя осознать, что только женщине дана возможность родить дитя, воспитать его в заботе и ласке, вырастить из крохотного чуда настоящего человека.

Дорогие женщины! С праздником Весны вас!!! Счастья, взаимопонимания, а равноправия - тем, кто без него не представляет свою жизнь!

Почему я должен уступать место моей ровеснице?! Равноправие полов дает женщине возможность платить алименты и стоять в метро.

Общественное движение «Отцовский комитет» предлагает в случае развода требовать алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка с инициатора расторжения брака. Если же ребенок остается именно у него, то противоположная сторона просто освобождается от алиментов. Учитывая, что в России в роли инициатора развода, как правило, выступают женщины, многие обвинили членов комитета в желании снять с мужчин ответственность за детей, в большинстве случаев остающихся с матерями. «Лента» поговорила с основателем Межрегионального отцовского комитета Игорем Серебряным о спорной инициативе, а также о феминизме, проблемах христианского мира и феномене чернокожих лесбиянок-инвалидов.

Алименты и алиментщицы

«Лента»: Часто женщины подают на развод из-за семейного насилия, пьянства и безответственности мужей. Вы хотите освободить таких граждан даже от необходимости платить алименты на собственных детей?

Серебряный: Вы, скорее всего, не видели документ, а читали только то, что написали СМИ. Смысл нашего предложения заключается не в том, чтобы априори присуждать алименты той стороне, которая инициирует развод. Судебная процедура при расторжении брака никуда не денется.

И если во время судебного разбирательства выясняется, что один из родителей - неважно, мать или отец, мы специально не употребляем гендерные обозначения - подает на развод, и суд видит, что вторая сторона адекватна, это не наркоман, не алкоголик, не дебошир, не уголовник… Что развод происходит по каким-то чисто эмоциональным, не объективным причинам - вот в этом случае мы предлагаем запускать эту поправку. Зная, что есть такая норма в Семейном кодексе, они, может быть, еще сто раз подумают, стоит ли разбивать семью ради своих личных амбиций.

Но 80 процентов разводов в России инициировано женщинами. Давайте рассмотрим стандартную ситуацию: папа «умеренно» пьет по выходным в компании друзей, недостаточно хорошо исполняет родительские обязанности, и поэтому мать им недовольна (а не просто он ей «разонравился»). Согласно вашему предложению, если дети остаются у нее, то отец им ничего не должен.

Нет, вы делаете неправильные выводы. Что значит «недостаточно хорошо исполняет свои родительские обязанности»?

На субъективный взгляд матери.

Так для этого и происходит суд, чтобы исключить всякую субъективность. Если мать говорит, мол, вот он поздно приходит домой, то да се, пятое и десятое… Может, он не с друзьями пьет, а на трех работах работает! Жена будет доказывать свою точку зрения, а супруг покажет документы: вот, он работает на трех работах.

Вы считаете, много таких отцов, которые горбатятся на трех работах, а жены их несправедливо обвиняют?

Как основатель Межрегионального отцовского комитета я в основном именно с такими отцами и общаюсь. Сразу признаюсь: у меня нет объективной статистики, но за семь лет работы через нас прошло более трех тысяч человек. Это ответственные родители, которые звонят мне со слезами. Часто ли вы встречаете плачущего мужчину? А я с ними общаюсь каждый день. Они не видят за собой никакой вины, работают на трех работах, а жены в припадке депрессии, гормонального сдвига или еще чего-нибудь увозят от них детей.

Возможно, это частные случаи. Необходимо ли из-за них менять законодательство?

Три тысячи случаев, и по три-четыре в день нарастают… Это не частные случаи, это, скорее всего, мейнстрим.

Вы считаете, что в нашей стране реально существует проблема алиментщиц - женщин, которые выходят замуж только ради того, чтобы, родив ребенка, развестись и получать алименты?

Да, есть такая проблема. Это ясно как божий день. В интернете есть совершенно открытые сайты, где молодые красивые девушки (или посредники) абсолютно откровенно предлагают себя богатым мужчинам. По сути, это такая легализованная проституция, но девушки же на это идут - там очереди стоят, вся Россия стремится в Москву, к олигархам. Для чего они это делают? «Залетят» от этого олигарха и отсудят у него дачи, заводы и пароходы.

Проблема христианской цивилизации

Как вы считаете, сложившаяся ситуация с правами отцов (у нас или за рубежом) - это веяние времени или у отцов всегда было меньше прав на ребенка?

Вы верно заметили - «у нас или за рубежом». Мы дружим с «Канадской ассоциацией за равенство», с болгарским движением «Отцы за ответственное родительство». Эта проблема - общая для христианской цивилизации. На Западе ее спровоцировала в 1920-е годы волна феминизма. В СССР это началось после прихода к власти большевиков, которым патриархальная семья была экономически и политически враждебна - им по своим причинам нужно было эту ячейку общества растащить. При Сталине эта политика была совершенно официальной и открытой. Материнство и детство провозглашалось священной коровой государства.

Но с тех пор много воды утекло.

А это до сих пор никуда не делось. Везде есть комната матери и ребенка, есть понятие «материнский капитал», есть комитет по делам женщин, детей и семьи. Но видели ли вы где-нибудь в стране комнату отца и ребенка? Слышали что-нибудь об «отцовском капитале»? Нет комитета по делам мужчин и отцов. Есть партия «Женщины России» (да их тьма вообще, мамашкиных). А отцовских организаций мало, мы - первые ласточки.

В России целенаправленная и коварная государственная политика выбивала мужчин из социальной жизни, поскольку мужчины более настроены бунтовать… Вообще, в России, по сути, - матриархат, причем официально. В огромном количестве документов говорится о роли матери и женщины. Их мы насчитали около 40, и ровно ноль документов, где бы говорилось хоть слово о правах мужчины, отца.

На ваш взгляд, следует придерживаться традиционных ценностей? Мужчина - добытчик, женщина - хранительница семейного очага.

Я бы сказал, что как раз наоборот. То, что вы говорите, - это навязанные идеологические схемы, придуманные наверху. Если мы возьмем биологический и социальный аспекты, то мужчина гораздо лучше приспособлен для воспитания детей, чем женщина. Женщина, чисто биологически, нужна ребенку на период грудного вскармливания. Но после этого основной аспект его воспитания - не кормление, а социализация. Даже самые оголтелые феминистки не будут спорить с тем, что это гораздо лучше получается у мужчин. Просто потому, что они более включены в общество, психологически более уравновешенны, адекватнее.

Так уж адекватнее?

Я практически не видел - а у меня взгляд наметанный - мужчин, кроме откровенного быдла, которые бы кричали на своих детей. Матери это делают через одну. Едешь в метро, идешь по улице - постоянно слышишь дикие вопли. Оборачиваешься - мать тянет ребенка за шиворот. С кем, по-вашему, ребенку спокойнее и комфортнее?

В идеале было бы хорошо, чтобы женщина шла в декретный отпуск на время беременности и вскармливания ребенка, а мужчина содержал бы ее в это время. Но затем было бы неплохо поменять их местами - пусть женщина идет работать (они же плачут, что из-за детей не могут делать карьеру). Особенно это важно для мальчиков, которым нужна мужская ролевая модель.

Если у вас такие взгляды, то разве вам не импонирует шведская модель общества? Там на государственном уровне отцов стимулируют брать декретный отпуск.

Не знаю ничего конкретно насчет Швеции, но, в принципе, это то, о чем я говорю.

Патриархальное общество и феминистки

Вам не кажется, что сложившаяся в России ситуация как раз обусловлена стереотипами патриархального общества?

О том и речь. Но в современном постиндустриальном обществе нет четкого распределения ролей. Стучать по клавишам компьютера могут и мужчина, и женщина. Потому я и призываю не говорить «мать и отец», а говорить «родители». В Москве землю пахать и шпалы класть не надо. Почему мы по-прежнему оставляем матерей с детьми, хотя отцы лучше могут их воспитывать?

Тогда непонятно, чем вам не нравятся феминистки, которых вы во всем обвиняете?

Конфликт с феминистками заключается в том, что мы, как и «Канадская ассоциация за равенство», выступаем за равенство прав и обязанностей полов. А феминистки ратуют за матриархат, за мужское рабство, никаких обязанностей у женщины, только права.

Вы полагаете, что феминистки выступают за матриархат, а не за равенство полов?

У тех феминистов и феминисток, с которыми я беседовал, такое впечатление, что с консерваторией не все в порядке (опять же, может, я не с теми общался). То ли у них сексуальные проблемы, то ли их каток в детстве переехал, но с ними невозможно дискутировать серьезно, у них нет внятной аргументации. С той же Марией Арбатовой, если мы встречаемся на телевидении, я через две минуты сворачиваю разговор. Невозможно разговаривать с оппонентом, чья аргументация состоит в том, кто кого перевизжит.

По-вашему, у наших женщин намного больше прав в плане материнства и воспитания детей, чем у мужчин. А какова ситуация в целом в смысле равенства полов?

В любом смысле.

Поясните, что вы имеете в виду.

Например, у нас в метро написано, что нужно уступать места женщинам, инвалидам и пассажирам с детьми. Почему я должен уступать место, к примеру, моей ровеснице, не больной, не беременной?

Вообще-то, «беременным женщинам, пожилым людям, инвалидам и пассажирам с детьми», а не просто женщинам.

Значит, мужчинам с детьми тоже нужно уступать! В той же Америке или Канаде женщина тебя просто не поймет, если ты ей уступишь место, она обидится.

Угнетенный белый мужчина

За что же борются ваши западные коллеги, если у них все в порядке?

Канадцы борются за права мужчин. На Западе, в Северной Америке, самая угнетенная социальная группа - белые мужчины средних лет.

На основе чего делаются такие выводы?

Существует официальная политика обратной дискриминации. При рассмотрении кандидата на любую вакансию приоритеты распределяются в таком порядке: инвалиды, цветные, представители коренного населения, женщины, представители нетрадиционной сексуальной ориентации. Белые мужчины-гетеросексуалы оказываются шестыми в очереди.

Но эти квоты вводят, чтобы решить проблему социального неравенства. Иначе здорового белого мужчину первым возьмут на работу, в соответствии с устоявшимися социальными практиками. У остальных будет очень небольшой шанс получить это место - как это и было до недавнего времени.

Не соглашусь, любое квотирование приводит к деградации общества и экономики. На работу возьмут не того, кто лучше выполняет свою функцию, а какую-нибудь чернокожую лесбиянку-инвалида, которая ни бе ни ме…

Почему же ни бе ни ме? Вы считаете, что среди чернокожих лесбиянок-инвалидов не может быть квалифицированных профессионалов?

Вполне может.

Но многим таким людям отказывают, ведь есть здоровый белый мужчина, умеющий делать то же самое. Существует же масса социологических исследований, которые показывают, что в отсутствие регуляций работодатель при прочих равных делает выбор в пользу здорового белого мужчины, а не представителя меньшинств.

Я не видел таких исследований, не могу комментировать.

Беседовал Михаил Карпов, Лента