Как психолог может помочь вам жениться или выйти замуж? Добрачное и предбрачное психологическое консультирование Другие вопросы добрачного консультирования.

^ 1. Психологические проблемы, связанные с поиском брачного партнера.

2. Схема работы консультанта.

3. Добрачное и предбрачное консультирование.

4. Психологическое консультирование супружеской диады.

5. Основные этапы консультирования пары.

Консультирование супружеской пары актуально на всех этапах жизненного цикла семьи. Как уже было изложено выше, возможны различные формы консультирования; различают также разные варианты начала работы:

Обращение супругов (самостоятельное или по совету знакомых) с какой-либо проблемой;

Обращение родителей по проблеме ребенка и, при необходимости отдельное консультирование супругов.

Работу с супружеской парой с детьми в периоды нормативных кризисов, а также консультирование супругов во время ненормативных кризисов мы рассмотрим в рамках следующих тем. В формате данной темы мы осветим вопросы, связанные с оказанием помощи клиентам в поиске брачного партнера, работу с молодыми людьми в добрачный и предбрачный период, а также с молодой супружеской парой.

1. Психологические проблемы, связанные с поиском брачного партнера

Человек, который обращается за помощью на этом этапе жизни, редко имеет конкретный запрос и обычно ждет, что психолог поможет ему найти подходящего брачного партнера, надеясь избежать ошибок в супружеской жизни .

А.Н. Елизаров считает, что проблемы, связанные с поиском брачного партнера, могут быть следствием нескольких причин .

1. ^ Особенности личности клиента . Сложность в том, что клиент может не принимать уникальность своей личности, расценивая ее как аномалию, которая мешает. Поэтому он хочет от нее избавиться, подогнать под общий стандарт. В этом случае клиенту кажется, что он «не такой, как все», что другие легко и быстро находят партнеров.

2. ^ Противоречие в том, что под давлением нужно принимать решения, а вот внутренней готовности к заключению брака нет. В этом случае клиент пытается «быстро проскочить» стадию знакомства, что сделать очень сложно. По мнению американского социолго Дж. Мердока, у всех народов всех времен существуют культурные универсалии -обязательные элементы культуры, представленные в разных формах, но с одинаковым смысловым содержанием (танцы, песни, гостеприимство, спорт, гигиена, календарь, религия и пр.) Среди них важное место занимает привлечение брачного партнера и ухаживание. К тому же внутренняя неготовность к браку формирует программу поведения, по которой поиск сложен или невозможен (ищет не там, где нужно и не так, как нужно).

3. ^ . Причин подобной ситуации может быть несколько:

Клиент встроен в эмоциональную жизнь семьи и выполняет в ней определенную значимую для семьи функцию (Молодой человек триангулирован в конфликтующую пару родителей, которые объединятся, решая его проблемы. Как только он начинает отношения с девушкой, родители «срочно» начинают конфликтовать. Молодой человек возвращается к свои привычкам – игровым автоматам, родители объединяются и начинают «решать его проблему».);

Негласно семья требует от клиента решить некоторую задачу, которую не могли разрешить другие члены семьи (клиентка 30 лет, очень активная и более успешная среди сиблингов помогает отцу восстанавливать собственный бизнес, для чего много работает, продала собственную квартиру и живет у родителей);

Клиент не встроен в эмоциональную жизнь семьи и не выполняет в ней значимую функцию, но в силу своей недифференцированности приписывает себе какую-то функцию и стремится ее выполнять (молодая женщина: «Если я уйду от родителей, мама не сможет справляться с папиными выпивками. Я не могу ее бросить»).

4. ^ . Перечисленные выше обстоятельства делают отношения клиента и потенциального партнера мучительными для последнего, особенно в случае его внутренней готовности к брачным отношениям.

5. ^ . А. Адлер указывал на специфический тип личности, для которого характерно рассматривать отношения между полами как борьбу за власть, за доминирование. Существа противоположного пола рассматривает как опасные, не готов проиграть борьбу с ними. Поэтому клиент выбирает стратегию ухода (не в болезнь, так в игру с названием «несчастная любовь»).

6. ^ . Часто встречается такая неконструктивная стратегия, как максимально спонтанное поведение и отсутствие сознательных усилий (неосознанная стратегия). В этом случае нужно помочь клиенту разобраться в себе и построить образ будущего желаемого партнера.

2. Схема работы консультанта

Теперь рассмотрим основные задачи и техники работы консультанта для каждой разновидности проблем.

^ 1. Особенности личности клиента . Консультант должен решить в этом случае две задачи :

Осознать свои особенности, оценить их преимущества, принять и полюбить их;

Выяснить, кто должен быть тот человек, с которым клиент представляет себе супружескую жизнь, то есть помочь осознать свои ожидания и сформировать представление о том, что потенциальные брачные партнеры – очень разные люди со своими ожиданиями и притязаниями.

Н.В. Свидерская считает, что трудности испытывают: 1) клиенты со сниженной самооценкой, застенчивые, крайне интровертированные и тревожные; 2) гиперактивные, эгоцентричные с высоким уровнем притязаний к партнеру, ригидные и консервативные. А.Н. Елизаров предлагает такие типы людей, которые испытывают трудности: «благородный рыцарь», «рефлексирующий ученый», «свободный художник», «страдающий злодей», «классический злодей», «легкомысленный простак». У каждого есть свои трудности, которые нужно осознать и, самое главное, найти в этом позитивное, уникальное. Для этого важно использовать положительное переформулирование, домашние задания, участие в тренингах общения, коррекция личностных особенностей.

2. ^ Давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера. В этом случае ставится задача:

Осознать сущность понятия «готовность к браку»,

Найти причины неготовности,

Переориентировать клиента на решение проблем, которые оказывают давление.

Например, давление оказывает родительская семья, в этом случае необходимо помочь дистанцироваться от родительской семьи.

3. ^ Родительская семья клиента препятствует браку . В случае встроенности клиента в эмоциональную жизнь семьи и выполнения в ней определенной значимой для семьи функции помочь в осознании триангуляции. При решении клиентом важной для семьи задачи помочь решить проблему выбора: помогать семье и не решать собственных проблем, или отказаться от работы «за того парня» и решить собственные проблемы. В случае приписывания себе особой функции: осознание ситуации и решение проблемы выбора. Возможно использование генограммы и приемов когнитивного подхода.

4. ^ Отношения становятся ловушкой для потенциального партнера . Основная задача: помочь клиенту осознать сложности потенциального брачного партнера.

5. Склад личности клиента и его образ жизни препятствуют браку . А. Адлер предлагал такие направления в работе:

Осознание, что стратегия ухода – всего лишь уловка;

Осознание клиентом, что он(а) воспринимает супружество как борьбу за власть, что волнует его только один вопрос (кто в доме хозяин: я или тараканы?);

Переориентация клиента на отношения, в которых один несет ответственность за другого, отношения в паре – это сотрудничество, чувства, поддержка.

6. ^ Клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера . В этом случае нужно помочь клиенту разобраться в себе и построить образ будущего желаемого партнера.

^ Схема работы с клиентом:

1) Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.

2) Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск брачного партнера

3) Создание образа будущего брачного партнера с учетом сведений, полученных о себе.

4) Обучение клиента технике знакомства (в группе или индивидуально).

5) Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера.

3. Добрачное и предбрачное консультирование

Добрачные отношения начинаются с момента знакомства и длятся до решения молодых людей о вступлении в брак. Предбрачные отношения длятся от времени этого решения до свадебного торжества. Конечно, возможны другие варианты развития отношений (например, так называемый «гражданский брак»). Развитие отношений в добрачный период зависят от таких критериев, как:


  • привлекательность внешности и манер поведения другого;

  • степень сходства интересов, точек зрения, ценностей;

  • совместимость ролей, возможность взаимно дополнять друг друга.
Но существуют факторы, которые усиливают риск появления проблем и становятся причинами обращения к психологу. Важно их изучить для формулирования гипотез. Это следующие факторы:

    1. Стереотипы: суждение о другом по возрасту, росту, образованию, профессии, месту жительства.

    2. Соображения материальной или статусной выгоды.

    3. Суждения окружающих о другом.

    4. Коллективные представления: в женщинах принято ценить в первую очередь внешность, в мужчинах – энергичность и самостоятельность. Считается, что муж должен быть старше жены и пр.

    5. Потенциальные супруги очарованы чем-то одним в партнере и не придают значения другому.

    6. Партнеру приписывают свои черты и переживания.

    7. Партнер подает себя не таким, какой он есть на самом деле.
По мнению А.Н. Елизарова, молодые люди часто совершают такие ошибки, как:

      1. Смешение целей знакомства: партнер может быть прекрасным сексуальным партнером и по этой же причине не очень хорошим супругом.

      2. Синдром подросткового черновика: чтобы познакомится с девушкой несмелый молодой человек «набирается опыта» с другой, не зная, что этот опыт с другой девушкой не пригодится, она – другая.

      3. Подавление другого своим совершенством.

      4. Преждевременное самораскрытие, что вызывает симпатию, но может и оттолкнуть партнера.

      5. Установка на общение с человеком, похожим на себя, создает психологический комфорт, но мешает усвоению принципиально новой информации.

      6. Рассказы о собственных неудачах снижают симпатию.

      7. Дорогие подарки и собственные жертвы готовят почву для будущего разочарования.

      8. Неадекватная оценка другого: завышение приводит к манипулированию, занижение – к снижению симпатии.
Предбрачные пары не так часто становятся клиентами на приеме у психолога, так как накоплен опыт позитивных отношений, есть решение о браке, готовится свадебное торжество. Наиболее важной становится работа по проблемам брачной совместимости, так как по данным Н.Н. Обозова и А.Н. Волковой пары только в 1/3 случаев совместимы.

4. Психологическое консультирование супружеской диады

Анализируя проблемы, с которыми супруги часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е.Алешина, В.Ю.Меновщиков) считают наиболее типичными:

Различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;

Конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;

Сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;

Сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;

Болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи;

Проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;

Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.

При всем внешнем различии эти проблемы схожи: трудности возникают в сфере отношений с другим человеком. Однако эти проблемы – лишь маркер неблагополучия во внутреннем мире человека (это могут быть искаженные представления о мужчине и женщине, их обязанностях и желаемом поведении, расхождение между желаемым и реальным отношением, негативное отношение к себе и партнеру, саморазрушающие чувства вины, обиды, страха, гнева и др.).

А.Н. Елизаров считает, что супругов в психологическую консультацию приводят проблемные отношения, что выражается в чувстве недовольства, депрессии, разногласиях, которые не завершаются позитивным разрешением и принимают затяжной и деструктивный характер . Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

^ 1. Распределение ответственности . Для того, чтобы получать удовольствие от брака, иметь возможность личностного роста и осуществлять все многочисленные функции, важно уметь действовать согласованно, прежде всего принимать ответственные решения и нести за них ответственность . Каким образом может быть распределена ответственность в семье? Вариантов несколько:


  • никто не берет на себя ответственность . В.В. Юстицкис называет такую семью «легкомысленной» с «узкогедонистической» ориентацией. Для такой семьи характерно легкое, беззаботное отношение к будущему, склонность жить одним днем, неспособность преодолевать трудности и умение притерпеться к любой ситуации, отсутствие выраженных индивидуализированных инетерсов в сфере досуга, легкость возникновения конфликта, неспособность принимать помощь извне. В работе с такой парой вадно обсудить такие вопросы, как
- представления о будущем семьи через 1, 5, 10, 15 лет;

Составление списка трудностей (материальных, бытовых, иных) и обсуждение способов их преодоления;

Поиск ресурсов («Когда у вас все было хорошо? Что вы для этого делали?» и пр.);

Обучение навыкам конструктивного поведения в конфликте (методики «Конструктивный спор» и «Супружеский договор» С. Кратохвила, «Семейный совет» Р. Шермана и Н. Фредмана);

Помощь в изменении поведения супругов в поиске более высокооплачиваемой работы;


  • ответственность несут родители супругов или посторонние люди . Часто это бывает по причине сложностей дистанцирования молодого человека от родительской семьи. К. Витакер считает, что в этом случае родители хотят или сделать супруга своего взрослого сына (дочери) своей «доченькой» («сыночком») или, наоборот, хотят удалить супруга от своего «ребенка». Задача психолога: помочь завершить процесс эмоционального дистанцирования от родительской системы. Этому очень мешают два фактора:
- закрепленная в культуре уверенность в том, что более взрослый опытный человек безусловно более объективен, его намерения чисты (как не вспомнить про благие намерения и ад);

Установка на то, что конфликт – это негативное явление, поэтому «худой мир лучше доброй ссоры».

Для того, чтобы деструктивность этих установок стала понятной клиенту, нужно использовать прием «Самораскрытие», «Позитивное переформулирование», «Переструктурирование окружающего», информирование о сути конфликта;


  • один из супругов берет на себя основную долю ответственности . Это классический случай нарушения, так как в европейской культуре мужчине предписывается большая ответственность за все, что происходит в семье. По разным причинам он может уклоняться от этой ответственности: инфантилизм, эгоизм, алкогольная аддикция, психологическая неготовность к браку и другие, тогда жена принимает на себя ответственность. Этот груз ответственности делает ее раздражительной, деформирует ее характер, отвечает на вопрос: «Откуда берутся плохие жены, если девушки все хорошие?».
Классика работы предполагает научить супругов договариваться, выработать общие правила, но это требует хороших вербальных качеств. В европейской психологической культуре мужчину стимулируют принимать на себя ответственность, а женщину – признать право мужа «быть хозяином положения». Он ведет себя ответственно, она становится более мягкой и уступчивой, оба чувствуют себя более комфортно. Но чрезмерный перекос ответственности в ту или другую сторону всегда таит в себе опасность, поэтому реально ориентировать семью на гибкость в поведении: ответственность берет на себя тот, кто более всех способен сделать это в данный момент времени . Консультант использует в работе с парой

Анализ способов принятия решения в паре через использование техники «Соломенная башня» Р. Шерман, Н. Фредмана);

Приемы групповой дискуссии (они достаточно хорошо разработаны специалистами в области тренинга);

Информирование об ответственности и способах ее распределения («Что подходит вам более всего?»);

Разработка правил принятия решений коллегиально;


  • значительную долю ответственности берут на себя дети . Их называют «родительские» или «обродителенные» дети, которые по разным объективным или субъективным причинам вынуждены быть функциональными родителями. Дети вообще более склонны к героическим поступкам, они готовы брать на себя ответственность, но из-за неразвитости рефлексии им трудно понять, что эта ответственность им не по плечу. Из таких детей потом получаются не очень хорошие супруги, так как они мощно триангулированы в родительской семье в патологический треугольник, у них трудности дистанцирования, часто они невротичны. Задача психолога: помочь семье создать условия, в которых ребенок может «вернуться в детство». Для этого он использует те же техники и приемы, которые описаны выше.
^ 2. Проблема доминирования. По мнению А.Я. Варги, в России примерно 2/3 семей сталкиваются с проблемой борьбы за власть. Само собой разумеется, что это связано с темой ответственности. Борьба за власть возникает, если:

Существует страх, что у другого вместе с ответственностью будет больше доминирования, преимуществ;

Доминирование в сознании представлено как ответственное отношение (к супругу, детям, семье), отсутствие доминирования – как безответственность.

Возможно, что на появление проблемы может влиять сиблинговая позиция в родительской семье, например, в брак вступают два старших ребенка, или два единственных ребенка; преобладание определенных черт характера; нерешенность темы власти в родительской семье (и тогда молодой человек живет в своей семье по этому сценарию) и пр. Основная цель психолога: помочь членам семьи переориентироваться с вопросов, связанных с властью, на вопросы, связанные с чувствами. Для этого психолог использует:

Информирование в рамках данной проблемы;

Прием самораскрытия;

Интервенция (супругам предъявляется гипотеза для дальнейшего обсуждения ситуации и прогноза будущего);

Ресурсные техники: «Воспоминание», «Семейные фотографии», «Квартирное пространство», «Семейное кукольное интервью», «Если бы я был», «Завершение предложения» и др.;

Обучение супругов способам выражения любви (Г. Чепмен считает, что это можно делать при помощи слов и поощрений; качественного проведения времени вместе через согласие; подарки; улучшение бытовых условий и выполнение обязанностей по дому; прикосновения).

Кроме названных проблем, которые приводят пару на консультацию, существуют также другие ситуации, которые оказываются трудноразрешимыми для диады:


  • различия в системе ценностей. Эта проблема тесно связана с проблемой совместимости супругов. Считается, что на уровне ценностей совпадение должно быть максимальное, проблема возникает там и тогда, где и когда существует гипертрофия ценностей;

  • особенности характера, которые препятствуют общению и установлению благоприятного климата. Вызваны эти проблемы чаще наличием акцентуированных черт характера;

  • способы распределения обязанностей в семье. Свои функции члены семьи выполняют через определенные роли, распределение которых редко происходит без разногласий. Наиболее распространен именно ролевой конфликт в семье;

  • согласование взаимных ожиданий и приспособление друг к другу и меняющимся обстоятельствам. Это достигается только путем развития умения супругов договариваться друг с другом, менять правила, по которым живет семья. В ситуации триангуляции ребенка в этот конфликт показано применение методики детриангуляции К. Джонсона, «Тет-а-тет» А.Н. Елизарова;

  • оказание помощи друг другу. В разных ситуациях, когда возникают трудности, семья часто реагирует стереотипно. Трудности начинают возникать при проблемах трудоустройства, потерей близкого человека, суицидальным и аддиктивным поведением кого-либо из членов семьи.

5. Основные этапы консультирования пары

Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и принятие компромиссных решений.

Особенно важен первый – подготовительный этап, его задача – найти точки соприкосновения и переформулировать цели супругов. Как правило, у конфликтующих сторон (особенно в предразводной ситуации) эти цели не совпадают: ведь они «смотрят в разные стороны». Успешно проведенное переформулирование целей заключается в перенесении акцентов с формальных требований супругов друг другу, потока жалоб и обид на чисто человеческие контакты. На этом этапе психолог направляет усилия на то, чтобы превратить пару, пришедшую нередко с нереалистическими ожиданиями, в активных, ответственных участников процесса: он устанавливает доверительные отношения, объясняет принципы партнерского общения и т. п.

Только после этого можно переходить ко второму этапу – переговорам. Конфликтующие стороны начинают встречаться в роли полноправных партнеров, а психолог руководит этими встречами, выполняя роль посредника, фасилитатора, модели партнерских отношений. В результате постепенного обмена мнениями, чувствами и пожеланиями, участия в ролевых играх и специально смоделированных ситуациях взаимодействия супруги переходят к третьему этапу – принятию компромиссного решения.

Прежде чем переходить к описанию стратегии и тактики консультирования семейной пары, отметим, что возможны по крайней мере два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант – последний.

При формулировании жалоб субъектный локус (т.е. на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:


  1. первый жалуется на второго;

  2. первый и второй жалуются на третьего;

  3. первый и второй совместно хотят в чем-то разобраться;

  4. первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь.
Основная задача консультанта на первом этапе – установить контакт и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. Однако уже в начале беседы с супругами возможны серьезные затруднения. Порой муж и жена стремятся не столько изложить суть проблемы, сколько продемонстрировать вину и недостатки другого, вспоминая все новые и новые прегрешения партнера, обвиняя и перебивая друг друга.

Как в этом случае должен поступить консультант? В такой ситуации следует ввести правила поведения в консультации, предложив супругам говорить по очереди и комментировать слова партнера только тогда, когда на это будет дано время.

Начальный этап работы с парой может быть совместным, когда консультант и клиенты пытаются вести общий разговор, или раздельным. Совместный вариант беседы вполне уместен во втором, третьем и, возможно, в четвертом случае. На первой же встрече, когда один клиент жалуется на другого, целесообразнее выслушать жалобы по очереди. Один из супругов остается с консультантом, а второй ожидает своей очереди за порогом кабинета.

На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.

Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, т. е. консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер.

Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов это может звучать так: «Света, вы поняли то, что сейчас сказал Сергей? Он говорил о том...» (далее идет перефразирование).

Основные требования к работе с супружеской парой

Консультирование супружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом и веры в ее силы; не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и ее позиции и давать клиентам почувствовать это.

Консультанту следует уважать автономность семейной диады, обратившейся за помощью, ее права на свободный выбор своего пути развития (если, конечно, ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью ребенка). Помните: консультирование эффективно только тогда, когда оно способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостности.

Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из ее членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи. Консультирование должно осуществляться в логике позитивных возможностей развития семьи, а не искусственно навязывать супругам цели и задачи извне.

Осуществляя консультирование семейной пары, психолог должен соблюдать принцип реалистичности: не пытаться «переделать семью или кого-либо из ее членов», «обеспечить жизненное благополучие или трудоустройство». Он может лишь поддержать в период преодоления «разрывов жизни», помочь преодолеть типичное для кризисных периодов отчуждение от себя и мира, создать условия для выявления внутренних ресурсов, позволяющих «стать автором и творцом своей жизни» и обрести большую гибкость в отношениях как между членами семьи, так и в отношениях семьи с «большим миром».

Умение слушать и слышать каждую из сторон помогает наладить контакт, а значит, дает шанс на успешное консультирование.

Консультируя семью, необходимо более четко структурировать процесс приема.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите проблемы поиска брачного партнера.

2 .Какие задачи должен решить психолог при работе с такими проблемами?

3. Какова схема работы психолога с клиентом, испытывающим трудности поиска брачного партнера?

4. Во всех ли случаях необходимо придерживаться этой схемы?

5. Какие запросы формулируют супруги, обращаясь за консультацией к психологу?

ЛИТЕРАТУРА


  1. Афанасьев А. Синтаксис любви: Типология личности и прогноз парных отношений. – М., 2000.

  2. Берн, Ш. Гендерная психология /Ш. Берн. – Спб.: «прайм- ЕВРОЗНАК»; М.: «ОЛМА- Пресс», 2002

  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  4. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Елизаров. – М. : Ось-89, 2005.

  5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред Силяевой Е.Г. – М., 2002

  6. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2002.

Курсовая работа по предмету Психологическое консультирование, вторая глава должна представлять собой небольшое исследование и в ней необходимо расписать план проведения психологического консультирования на эту тему. И преподаватель очень придирчиво относится к списку литературы, оформлению работы, что бы все соответствовало. Объем работы 25-30 страниц без учета приложений

Фрагмент выполненной работы: Введение Актуальность и новизна темы. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Ребенок, становясь свидетелем особенностей тех отношений, которые приняты у него в семье, затем, взрослея, переносит их в свою жизнь, в свою семью. Это относится и к тем семейным ролям, которые ребенок усвоил в процессе идентификации. (работа была выполнена специалистами сайт) В традиционном понимании социализация означает процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешной деятельности в данном обществе. Гендерной социализацией называется процесс приобретения и развития гендерных характеристик, а также усвоение культурных образцов поведения и взаимодействия с противоположным полом. Особенностью этого вида социализации личности является то, что в его основе изначально лежит четкое разделение культурных образцов и нормативов поведения, социальных навыков, ценностей, личностных характеристик, связанное с разделением людей на отдельные группы – гендерные сообщества. Поэтому всякая гендерная социализация есть дифференциальная социализация, т.е. усвоение различных образцов и характеристик в зависимости от гендерной идентичности личности. Данная дипломная работа посвящена проблеме выбора будущего брачного партнера. Проблема создания семьи и построения будущих супружеских отношений является актуальной в любом сообществе и в любое время. Новизной исследования является расширение пре6дставлений о проекции родительских фигур на образ партнера при построении брака. Цель исследования: изучить индивидуальные стратегии поиска потенциального брачного партнера. Объект исследования: личностная идентичность и выбор брачного партнера. Предмет исследования: проекция родительских фигур на образ матримониального партнера. Гипотеза исследования: существует связь между типом личностной идентичности девушек и проекцией образа матери и отца на образ мужа. Задачи исследования: Установить тип личностной идентичности исследуемых девушек Установить идентичность с отцом, матерью, матримониальным партнеромУстановить взаимосвязь типа личностной идентичности и проекцией образа родительских фигур на образ матримониального партнера.Методы исследования:Организационные методы: сравнительный метод. В исследовании сравниваются группы девушек с различной личностной идентичностью. Эмпирические методы исследования: анкетирование и тестирование Методы обработки данных: количественные методы математической статистики: анализ первичных статистик, установоение достоверности отличий, корреляционный анализ, а также методы качественной характеристики полученного материала. Интерпретационные методы: структурный методВ исследовании применялись следующие методики: методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) и Гиссенский личностный опросник.

Влияние стратегий, теорий, качеств молодого человека при выборе брачного партнера
Исследование

Введение

В жизни почти каждого человека есть очень важный выбор, который требует принятия весьма обдуманного решения - это выбор спутника жизни, ведь от того, с кем мы свяжем свою жизнь, во многом зависит наша дальнейшая судьба и не только наша судьба, но и судьба самого дорогого, что у нас уже есть или еще только будет - наших детей. Проблема выбора спутника жизни во все времена и у всех народов была весьма актуальной.
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Следует отметить, что вопрос о выборе брачного партнера остается малоизученным в отечественной психологии, поэтому его актуальность не вызывает у нас сомнения. Отдельные аспекты данной проблемы освещались в работах М.А. Абалакиной, А.Н. Волковой, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро, В. И. Штильбанс. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили научные труды К. Дэвиса, А. Керкгоффа, Б. Мурстейна, А. Рейса, Р. Сентерса, Р. Уинча.
За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций в развитии института брака: в России резко падает рождаемость, увеличивается количество разводов, возрастает численность убежденных холостяков, снижается престижность понятия семьи, ценности семейных отношений, растет детская беспризорность. Эти тревожные тенденции актуализируют необходимость научного поиска системы факторов, определяющих успешность существования семьи как одной из важнейших социальных общностей. Особую важность проблема имеет для молодежи, начинающей самостоятельную семейную жизнь. В то же время, проблема выбора брачного партнера, являясь психологически ключевой для формирования и развития отдельной личности и общества в целом, разработана явно недостаточно, что приводит к слабости теоретических, методологических и практических знаний.
Практическая значимость: изучение данной темы позволит нам, как исследователям быть более компетентными и аргументированными в этой области специалистами.
Проблема: каковы стратегий и теории выбора брачного партнера и присущих ему качеств?
Объект исследования: возрастная категория молодые девушки в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет исследования: предпочтения в выборе брачного партнера, стратегии выбора брачного партнера и присущих ему качеств.
Гипотеза: вероятно девушки выберут непринужденную эмоциональную стратегию т.к. она обусловленна преобладанием эмоционально-чувственных компонентов в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему.
Целью является исследование мотива влияющего на предпочтения в выборе брачного партнера, как значимого выбора.
Задачи:

    Проанализировать теоретико-методологические подходы зарубежных исследователей к изучению теорий добрачного поведения молодых людей при выборе брачного партнера;
    Провести исследование, анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей представлений студентов о стратегиях и теориях брачном партнере, в том числе присущих ему качествах.
    Рассмотреть типологию стратегий и теорий как влияющий фактор
при выборе брачного партнера
    Обработать результаты и разработать рекомендации для успешного выбора брачного партнера.

Определение плана исследования (по этапам):

    Изучение научной литературы по данной теме.
    Проведение анкетирования по обозначенной проблеме.
    Обработка результатов анкетирования.
    Подведение общих итогов в виде оформления исследовательской работы и презентации.
    Составление плана выборки:
      Анкетирование было проведено в рамках курса по социальной психологии. Было опрошено 25 студентов в возрасте от 18 до 22 лет.
      Подведение общих итогов 15.05.2010.
Предварительный анализ объекта.
Брак - это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, основанной на интимной личной связи мужа и жены ради основной цели: рождения и воспитания детей.
Брачный выбор - это выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени.
Брачный круг- это совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар.
Выбор - наличие различных вариантов для осуществления воли. Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека.
Качество - совокупность свойств объекта, удовлетворяющих в той или иной степени определённые потребности субъекта.
Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Любовь между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной; любовь-страсть – состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружается друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны когда её теряют; любовь – игра (людус) – влечение, вызывающее взаимный интерес сторон но не достигающее высокого накала; любовь рассудочная – любовь, контролируемая сознанием.
Партнёр (фр. partenaire - участник) - компаньон, товарищ, соучастник в каком-либо деле.
Подбор брачных пар – деятельность организаций или отдельных лиц по подыскиванию взаимно подходящих брачных партнёров (Энцик. Словарь «Народонаселение.», М - 1994г.).
Страте?гия (др.-греч. ?????????, «искусство полководца») - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегии выбора брачного партнера

Интересной представляется модель «фильтров» Дж. Удри., А. Ламперт и Р. Докинз выделили две стратегии поиска брачного партнера , которые обусловлены различными установками и мерой ответственности полов за реализацию функции воспроизводства рода и родительства.

    Принудительная стратегия , обусловленная несвободным выбором брачного партнера в результате либо принуждения к браку со стороны «третьих лиц» или общественных норм, либо отсутствия подходящих партнеров для выбора. В рамках принудительной стратегии брачного выбора обладание информационным ресурсом о потенциальном супруге представляет ценность скорее для людей, заинтересованных в заключении брака, чем для самих вступающих в брак. Поэтому раньше подбор подходящей кандидатуры для создания семьи часто доверяли свахе, обладающей информацией о тех или иных женихах и невестах, проживающих в округе.
    Непринудительная стратегия , определенная самостоятельным выбором спутника жизни на основе собираемой о нем информации.
    Непринудительная стратегия по основанию брачного выбора, ожидаемой выгоде от вступления в брак, и, соответственно, по содержанию информационного ресурса подразделена на два подтипа: эмоциональную и рациональную. Рациональная стратегия, в свою очередь, по цели брачного выбора делится на стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель» .

Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку. Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель.
Понятие обмена, рассматривается в контексте теории социального взаимодействия Дж. Хоманса, относится к добровольным социальным действиям, которые вероятностно обусловлены ответными вознаграждающими реакциями и которые прекращаются, если ожидаемые реакции не наступают. Непринудительная стратегия добрачного поведения, которая подразделяется на два подтипа:
1. Эмоциональную стратегию , обусловленную преобладанием эмоционально-чувственной компоненты в отношениях с партнером, чувством влюбленности или любви к нему. В соответствии с целью данной стратегии – эмоциональная близость с партнером, непосредственное удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте и любви – такая социально-психологическая информация об избраннике, как истинность чувств к субъекту выбора, является ведущим основанием для брачного выбора;
2. Рациональную стратегию , характеризующуюся целенаправленным рациональным выбором партнера с целью максимизации «эффективности брака». Теория социального обмена далека от того, чтобы ограничиваться строго рациональным поведением, ориентированным на материальную выгоду. Ее главная цель – учесть весь вознаграждаемый опыт, включая и желание реализовать гуманитарные идеалы либо духовные ценности, равно как и поиск личных преимуществ и положительных эмоций. Рациональная стратегия по цели выбора спутника жизни подразделяется на два подтипа: стратегию «брак как средство» и стратегию «брак как цель».
Стратегия «брак как средство» направлена на достижение субъектом выбора посредством вступления в брак личных целей, опосредованно относящихся к предполагаемого браку.
Стратегия «брак как цель» предполагает брак как самоцель. Ценность характеристик будущих молодоженов, включенных в информационный обмен, непосредственно зависит от основания брачного выбора и определяет решение о вступлении в брак.

Теории выбора брачного партнера
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.
Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул–ценность–роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.
Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория «стимул–ценность–роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза.
Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».
Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательными для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей.
Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т.п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.
На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор.
Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться.
Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными.
На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Рекомендации для успешного выбора брачного партнера
Определяются и анализируются следующие факторы:
1. Обладание информацией о характеристиках предполагаемого брачного партнера. Хорошая информированность о потенциальном супруге в добрачный период. Чем больше объем информационного ресурса в добрачный период, тем выше показатели удовлетворенности собой, супругом, материальным положением семьи, супружескими взаимоотношениями, семейной жизнью и жизнью в целом, что особенно касается женщин.
2. Рациональный брачный выбор, в котором разум преобладает над чувствами. Женщины более эмоциональны в выборе брачного партнера, в результате чего они не замечают или не хотят замечать слабые стороны потенциального спутника жизни.
3. Продолжительность периода ухаживания вкупе с информированностью друг о друге в момент принятия решения о вступлении в брак оказывают влияние на устойчивость института брака. Существует опасность поспешных браков для устойчивости молодых семей. Кроме того, необходимо отметить, что как мужчины, так и женщины, встречавшиеся менее года до создания семьи, не отметили вариант ответа, свидетельствующий о том, что они «отлично» знали друг друга в добрачный период. С увеличением продолжительности добрачного общения молодежи возрастает показатель их отличной информированности друг о друге.
4. Свободный от личных сомнений и давления со стороны третьих лиц выбор брачного партнера. Браки, созданные под давлением или в результате навязанного выбора «второй половины», либо недолговечны, либо несчастливы. Лишь четверть мужчин и менее половины женщин (43%), считавших в момент принятия решения о браке, что их партнер не лучший вариант для супружества, удовлетворены семейной жизнью. Всего 4% представительниц прекрасного пола и 31% мужчин обрели радость семейной жизни, имея некоторые сомнения в выборе брачного партнера. Не отмечено ни одного случая удовлетворенности браком среди тех, кто сделал выбор партнера не самостоятельно, и только 13% женщин удовлетворены семейной жизнью, принявших решение о вступлении в брак под давлением со стороны «третьих лиц». Эти данные в очередной раз подтверждают необходимость ответственного добрачного поведения, осознанного выбора спутника жизни.
5. Осведомленность об особенностях будущего партнера посредством деятельности различных информационных посредников повышает уверенность в правильности и обоснованности принятого решения о создании семьи путем предоставления ими информации о предполагаемом брачном партнере.
В результате анализа исследования «Влияние стратегий и теорий брачного выбора, а так же присущих ему качеств при выборе брачного партнера» , можно сделать вывод о том, что вступлению в брак должно предшествовать последовательное поведение, направленное на выбор подходящего брачного партнера, в частности, путем получения информации о нем.

Список используемой литературы:

    Балова, Д. Ю. Психологические особенности представителей студентов о брачном партнере [Текст] / Д. Ю. Балова.
    Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахаев // Словарь по социальной педагогике: уч.пособие для студентов высших учебных заведений. - М. : Академия, 2002. – 368с.
    Красовский, Б. П. Выбор брачного партнера [Текст] / Б. П. Красовский // журнал «Социс». - 1994.
    Чистякова, Т. С. Информационный ресурс в стратегиях добрачных практик современной молодежи [Текст] автореф. Дисс. … на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Т. С. Чистякова. - Нижний Новгород. – 2008.
    Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; Большой психологический словарь, Москва.- 2008.
6. http://www.infovolgograd.ru/ psychology/psychology126.htm

Анкета
Уважаемые девушки, анкетирование проводится с целью выявления «стратегий выбора брачного партнера и присущих ему качеств как влияние на устойчивость института брака». Заранее благодарим за искренние ответы.
Вопросы
С 1-7 вопросы отвечайте «да/нет»
1. Устраивает ли вас не замужний образ жизни?
2. Ощущаете ли вы в себе психологическую готовность к вступлению в законный брак?
3. Считаете ли вы, что «под лежачий камень вода не течет» и нужно проявить активность в поиске партнера?
4. Считаете ли вы, что встреча с будущим брачным партнером дело случая и нужно вести себя спонтанно?
5. В выборе партнера вы больше полагаетесь на интуицию?
6. В выборе партнера вы больше руководствуетесь собственными установленными критериями отбора?
7. Вы рассматриваете своего молодого человека(если он есть) или вообще кого-то из знакомых молодых людей(если его нет) как потенциального мужа?
8. Какими качествами должен обладать ваш будущий супруг?(напишите 6 качеств, в порядке убывания)
1 2
3 4
5 6
9. Где как вам кажется, следует знакомиться с потенциальным брачным партнером (необходимо выбрать и отметить из перечня варианты, наиболее свойственные испытуемому) :
- среди общих друзей
- на работе
- на учебе
- в Интернете
- в местах развлечений (ночные клубы, кафе-бары и т.п.)
- на отдыхе
- в местах культуры (выставки, библиотеки, музеи, концерты, театры, кино и т.д.)
- в общественных местах (улица, транспорт, метро и т.п.)
- свой вариант (напиши какой).
10. При выборе брачного партнера влияние какой стратегии или теории является для вас основополагающим? (выберите несколько вариантов)
- важно что бы мой выбор понравился родственникам, друзьям, и.т.д;
- самое важное это чувства испытываемые к партнеру;
- я хочу выйти замуж, а все остальное не так важно;
- для меня важно учесть весь вознаграждаемый опыт, преобладание положительных характеристик партнера, поиск личных преимуществ.
- мне нравятся молодые люди чем- то напоминающие мне моего папу.
- для меня важно, чтобы мы понимали потребности друг друга, были схожи в социальных чертах и психологически дополняли друг друга.
- я обращаю внимание на привлекательность молодого человека, сходство ценностей и соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого.
- мне приятна легкость общения, ощущение взаимосвязи с другим человеком, чувство необходимости друг к другу, удовлетворение потребности в любви, доверии, стимуляции амбиций.

Одной из распространенных неконструктивных стратегий по­ведения при поиске потенциального брачного партнера является стратегия максимально спонтанного поведения и отсутствие созна­тельных усилий (неосознанная стратегия).

Наиболее часто в практике консультирования встречается про­блема добрачной беременности несовершеннолетних. Как показы­вает опыт работы Г.Навайтис, поведению многих девушек в си­туации добрачной беременности присущи нерациональные черты, а именно:

· игнорирование беременности;

· неадекватные попытки материально обеспечить будущую семью.

При консультировании беременных несовершеннолетних деву­шек возникают трудности вследствие следующих причин.

1. В большинстве случаев несовершеннолетние обращаются в консультацию тогда, когда их отношения с будущими отцами уже распались

2. Около половины из них не могут сообщить сведения, позво­ляющие установить будущего отца и пригласить его в консультацию, то есть не знают его фамилии, адреса и т. д.

Поскольку несовершеннолетние редко, когда могут взять на себя ответственность, важной целью консультирования становится расши­рение круга лиц, участвующих в решении возникшей проблемы. Обыч­но это родители, партнер по интимным отношениям, его родители. При этом консультант в первую очередь выясняет отношения девушки со своими родителями, братьями и сестрами, так как исключительное влияние на несовершеннолетних оказывает генетическая семья и имен­но она может обеспечить действенную помощь в решении проблемы.

На основе собственной консультативной практики Г. Навайтис делает вывод о том, что существует связь между возникновением добрачной беременности и нарушением эмоциональных отноше­ний у несовершеннолетних с их родителями. Можно предположить, что интимные отношения с партнером компенсировали недостаток эмоциональных отношений в семье. Следовательно, одна из задач консультирования беременных несовершеннолетних девушек - вос­создание общности между родителями и детьми.

Таким образом, можно выделить основные направления работы консультанта по проблеме добрачной беременности несовершеннолетних:

Психологическая помощь несовершеннолетней девушке в осо­знании своих эмоций, целей, ситуации;

Привлечение к решению проблемы будущего отца ребенка и его родителей;

Привлечение к решению проблемы родителей беременной де­вушки;

Воссоздание эмоциональных связей между родителями и детьми в генетической семье клиентки.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ

В добрачном консультировании эффективным может быть ис­пользование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которых состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердим­ся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, - все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта:

2) фантазии, духовное, будущее;

3) контакты, семья;

4) деятельность, карьера, успех, разум.

Данная структура конфликта дает представление о том, как че­ловек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.

По мнению Н. Пезешкиана, человеку необходимо достичь ба­ланса этих четырех сфер, которые являются широкими категория­ми и понимаются каждым человеком в зависимости от собственных представлений, желаний и конфликтов. Например, мужчина реаги­рует на конфликт физическими недугами (тело); женщина, имевшая негативный опыт семейной жизни или неуверенная в себе, считаю­щая себя «дурнушкой», «уходит» в сферу деятельности, карьеры, при этом не развиваются остальные сферы, в частности, сфера кон­тактов, поэтому она одинока, не может создать семью. Только ко­гда человек достигает баланса, он многое может сделать, например, эффективно выстроить межличностное взаимодействие.

Каким сферам будет оказано предпочтение, в какую сферу «че­ловек уйдет», в большей степени зависит от опыта, прежде всего от того, как он действовал в детстве, где этому научился. Ответить на этот вопрос можно, изучив базовый конфликт, то есть то, как роди­тели относились к этим четырем сферам, какие взаимоотношения были у клиента с братьями и сестрами и т. д.

Базовый конфликт включает в себя:

Я - отношение близких: родителей, братьев, сестер к клиенту;

Ты - отношения родителей между собой;

Мы - отношение родителей к окружающему миру, друзьям;

Пра-мы - отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т. д.

Например, рассматривая сферу Я, клиент анализирует взаимо­отношения с родителями, братьями и сестрами: как они относились к нему, какой опыт общения приобрел он, отмечает слабые и силь­ные стороны. Этот самоанализ, безусловно, делается под «руковод­ством» практического психолога. Такую работу можно провести и в отношении партнера.

Анализ сферы Ты позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера - ка­кие модели поведения он будет предъявлять в своей семейной жиз­ни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и его партнера, можно объяснить трудности взаимоотношений в настоя­щем и спрогнозировать будущее.

Другой метод, предложенный Н. Пезешкианом, связан с анализом так называемых актуальных способностей. Клиенту предлагается заполнить «Дифференциально-аналитический опросник» («ДАО»).

Далее следует анализ. Например, если для клиента важна пун­ктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это несовпа­дение актуальных способностей клиента и партнера может привести к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

В индивидуальном психологическом консультировании приме­нение диагностических методов не всегда эффективно и справедли­во, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном консультиро­вании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиен­тами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент высказал пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и получить прогноз на будущее.

Н.Пезешкиан предлагает тест-опросник.

1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?

2. Могу ли я представить этого человека дома?

3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?

4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?

5. Если бы я не влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?

6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии?

Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему необходимо насторожиться, глубже проанализировать взаимоотно­шения с партнером и свои чувства к нему, «поэкспериментировать» с собственным поведением в непосредственном общении со своим избранником.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КЛИЕНТАМ ПРИ ПОИСКЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

А.Н. Елизаровым разработана методика психологической по­мощи людям, которые используют стратегию максимально спонтан­ного поведения и отсутствия сознательных усилий (неосознанная стратегия) при поиске брачного партнера. Задача консультанта - помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера, таким образом сделав стратегию поведения в период поис­ка более эффективной. Клиенту помогают найти для себя психоло­гический смысл поиска потенциального брачного партнера.