Использование игр и игровых упражнений в социально – нравственном развитии детей дошкольного возраста. Игры в воспитании нравственных качеств дошкольников


«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ детского

сада №8 «Зоряночка»

С.Ю. Месикова _________________2014год

Воспитатель:

Горячкина Валерия

Владимировна
г. Ессентуки

Дидактические игры.

Тема: «Доброта!»
Игра № 1

«Поможем Федоре».

Дидактическая задача: учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы было понятно, что и как надо делать.

Ход игры.

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может, ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры? (ответы детей). Вам жалко Федору?(жалко). Почему? Она сама во всем виновата? (ответы детей). А когда вы за нее порадовались? (когда в доме она навела порядок). Какая сначала была Федора? (дети показывают злую, неопрятную Федору). А какая Федора стала потом? (дети показывают ласковую, добрую и опрятную Федору). Посмотри, Федору, как наши дети соблюдают чистоту.

Игра «Кто чем занят?» : дети выполняют движения, а Федора отгадывает (моют посуду, подметают пол, вытирают пыль, выбивают ковер). Федора благодарит ребят, обещает быть аккуратной и начинает убираться в доме (пантомима). После этого к ней возвращается посуда (дети дают ей карточки с изображением посуды).


Игра № 2

«Приходите в гости»

Дидактическая задача: учить детей оценивать поступки других.

Игровая задача. Быть вежливым.

Игровые правила. Выражать свое эмоциональное состояние в мимике, позе и жестах так, чтобы было понятно.

Ход игры.

Воспитатель инсценирует потешку Н. Палагуты «Пирог».

Масло, яички, мука и творог –

Вот и готов у лисицы пирог.

Корочка сверху поджариста.

Входите, зверюшки, пожалуйста.

Мишка притопал вразвалку,

Волк опираясь на палку.

А зайчик сказал Лисавете в ответ:

Простите, дорогая, я плохо одет,

Сошью вот кафтан да пару сапог,

Тогда непременно приду на пирог.

Воспитатель. Дети, скажите, какими были гости, как встречала их хозяйка лиса? (ответы детей). Самыми вежливыми были лиса и зайчик. Что они говорили? (пожалуйста, простите). Давайте разыграем сценку.

Дети разыгрывают сценку, пожеланию играя роль хозяйки и гостей. Потом можно сыграть в игру «Веселый - грустный»: дети показывают пантомиму под грустную и веселую музыку. Если музыка веселая – показывают, что можно делать в веселом настроении (прыгать, играть, бегать, танцевать). Если музыка грустная – показывают другое настроение (грустят, жалеют кого – то, провожают, скучают).

Дидактическая задача. Создать условия для актуализации нравственных норм ; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.

Игровая задача. Научить пса не жадничать, делиться с другими.

Игровые правила. Не жадничать, проявлять доброжелательность, искать способы взаимодействия с другими детьми.

Ход игры.

Воспитатель приносит пса (большую лохматую собаку) и рассказывает историю про то, как этот пес жадничал. Читает отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Жадина»:

По переулку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал – погадал,

Пожевал – пожевал…

Кошка – Мяушка,

Попросила Кошка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

Подошла курочка.

Попросила Курочка

Стал гадать:

Или не дать?»

Погадал-погадал,

Пожевал-пожевал…

И сказал:

Я бы дал!

У меня у самого

Больше нету ничего!

Воспитатель спрашивает у детей, как поступил пес, и просит объяснить псу, что он сделал плохого. Предлагает научить пса быть щедрым и добрым. Ребята объясняют псу, как надо делиться с другими.

Дети берут на себя роли мам и детей и играют в игру «Поделись с товарищем»: малыши играют во дворе; одна мама дает своей дочке совочек и ведро, другая мама дает своей дочке формочки для куличиков и лопатку. Дети обмениваются игрушками и играют вместе.

Затем воспитатель в роли мамы дает сыну игрушечную машину и просит его не быть жадным, научиться играть с товарищами. Ребенок самостоятельно ищет способы взаимодействия с товарищами: предлагает вместе возить на машине грузы; берет на себя роль шофера, а товарищу предлагает быть мастером по её ремонту и т.д. Дети, поставленные в условия общения, ищут способы взаимодействия со сверстниками в игре.

Игра №4

«Книжкины помощники»

Правило и ход игры:

Воспитатель рассказывает сказку о добром и злом волшебнике.Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун. Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния. Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям, Злой Колдун вредил. И если Злой Колдун насылал засуху, то Добрый Волшебник вызывал Дождь. В своих молитвах Добрый Волшебник обращался к Светлым Силам, а Злой Колдун к Силам Тьмы. Но люди не знали, что Добрый Волшебник и Злой Колдун приятели. Они частенько собирались либо в Светлой Башне Доброго Волшебника, либо в Черном Замке Злого Колдуна и играли в игру. И тот, кто выигрывал, получал право сделать что-нибудь. Доброе, если побеждал Добрый Волшебник и злое, если побеждал Злой Колдун. А так как играли они примерно на одном уровне, то добра и зла в мире было примерно одинаково. Но вот однажды Добрый Волшебник побеждал чаще, и разозлил злого. И когда злой волшебник победил, он превратил сердце доброго в камень. И чтобы исцелить доброго волшебника люди должны стать добрее внимательнее, без помощи волшебства.

И детям дается задача. Разрушить камень своими добрыми словами , сочувствием, добрыми поступками. Только тогда сердце доброго волшебника оживет.

Игра № 16

«Эмоциональные «Ферби»

Цель: развитие эмоциональной сферы, учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Материал: Игрушка «Ферби» с разными эмоциями: Радость, Грусть, Страх, Гнев, Спокойствие, Удивление, Стыд, Безразличие, Робость, Усталость. Маленькие карточки с пиктограммами, карточки с названием эмоций и описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела, выражение лица) .

Серый – Усталость

Голубой – Спокойствие

Зеленый – Стыд

Красный – Гнев

Желтый – Удивление

Оранжевый – Радость

Синий – Грусть

Фиолетовый – Страх

Коричневый - Безразличие

Игровые правила.

1 вариант «Изобрази такую же эмоцию». Предложить детям внимательно рассмотреть «Ферби», обратить их внимание на разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличия и сходство. Предложить каждому изобразить данную эмоцию на своем лице. Пофантазировать из-за чего у него бывает такое настроение. Выигрывает тот, чьи выражения эмоций были понятными.

2 вариант «Узнай эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» разных цветов и эмоций, карточки с пиктограммами, карточки с описанием внешних признаков проявления эмоций (движение тела и выражение лица). Ведущий раздает картинки. После этого читает карточки с описание движения тела или выражением лица, а игрок должен найти такую эмоцию у себя и забрать карточку себе. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для своих «Ферби» нужное описание.

3 вариант «Найди эмоцию». В игре используются игрушки «Ферби» и карточки с названием эмоций. Игроки по очереди выбирают себе карточки с названием эмоций, и подбирают подходящую к ней игрушку «Ферби». Выигрывает тот, кто верно подберет названия к эмоциям.

Игра № 17

«Приветствие»

Цель: познакомить детей и родителей друг с другом, познакомить с ритуалом приветствия.

А теперь назовем имена друг друга. Мамы (папы) называют имя своего ребенка, а дети - своего родителя.

Ребята, а давайте научим пап и мам здороваться так , как мы это делаем на занятиях.

Ритуал приветствия:

Здравствуй друг, (здороваются)

Как дела? (кладут руки на плечо)

Где ты был? (трогают мочку уха)

Я скучал!

Ты пришёл?! (удивляются)

Хорошо! (обнимаются)

Вот какие мы молодцы! А теперь сделаем большой круг.

Ребята, скажите, пожалуйста, как можно нас всех назвать? (группа)

Да, мы группа! Мы все вместе играем, занимаемся, нам очень важно любить друг друга и называть по имени. Это очень приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят и уважают.
Игра № 18

«Круг знакомства»

Цель: закрепить знание имен детей и родителей.

Ребята у меня в руках сердце. Это сердце даёт тепло, дружбу, любовь. Я предлагаю его вам и называю своё имя. Меня зовут Валерия Владимировна. А теперь передавайте сердце по кругу и называйте свои имена (дети и родители передают сердце по кругу и называют свои имена).

Ну вот, сердце вернулось ко мне.
Игра № 19

«Пожелания»

Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения

слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства.

Ребята, мы с вами по очереди пожелаем нашим мамам и папам что-нибудь хорошее и начнём своё пожелание с таких слов: «Дорогая моя (мой) мамочка (папочка), я желаю тебе…». Вместе с пожеланиями мы будем передавать сердце. (Дети говорят пожелания и передают сердечко друг другу). Молодцы! Пожелания ваши просто замечательные! Сердце снова у меня!
Игра № 20

«Доброе животное»

Цель: развивать чувство единства, научить детей понимать чувства

других, оказывать поддержку и сопереживать.

Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Игра № 21

«Найди своего ребёнка»

Цель: повысить самооценку, развитие тактильных ощущений.

А вы, родители, хорошо знаете своих детей? Сможете узнать своего ребенка закрытыми глазами?

Сначала пощупайте ладошки своего ребенка. Теперь попробуйте узнать своего ребенка с завязанными глазами по ладошкам. А вы, ребята, стойте тихо и не подсказывайте своим родителям. (Взрослый ищет своего ребенка с завязанными глазами).
Игра № 22

«Доброе сердце»

Посмотрите, это - сердце. (Ведущий показывает большое сердце из бумаги). Вот оно, какое большое «доброе сердце»! Мы все вместе поместимся в нём! Ведь каждому из нас есть в нём место, и мы сейчас это увидим (раздаёт маленькие сердечки).

Ребята, нарисуйте на своём сердечке подарок для своей мамы (папы), а родители – для своего ребенка (дети и родители рисуют).

v Игра «Щедрые подарки».

Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей: Один ребенок- Фея Щедрости.

Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры :

Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

v Игра «Верные друзья »

Цель : формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры:

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.

Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.

v Игра «Как надо заботиться»

Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры :

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

v Игра «Только хорошее»

Цель : формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

v Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

v Игра «Колечко красоты»

Цель : помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

v Игра «Круг честности»

Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры :

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

v Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитаниев детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

v Игра «Жизнь в лесу»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

v Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

v Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

v Игра «Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).

«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

v Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»

Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.

Особенности игры: - ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.

Описание игры и приемы ее проведения:

«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» - обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя ловить! Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

v Лиса и гуси (Вариант народной игры)

Цель: вызвать желание помогать другому.

Особенности игры и ее воспитательное значение :

Способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе.

Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).

Описание игры и приемы ее проведения .

В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 - 30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.

Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем -- потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «потянем»(два-три раза).

Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Используемая литература:

1. Запорожец А. В. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. 416 с.

2. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. 63 с.

3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит, 2000. 256 с.

4. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.М.: ИнститутПсихотерапии, 2005. 480 с.

5. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.

6.Богуславская З. М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка». М.: «Просвещение», 1991.

«Игра как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский МБДОУ ЦРР 23 «Родничок» Ст.воспитатель Нуждова Т.В. Воспитатели: Тюрина Л.М – 2015 учебный год


Актуальность Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.


Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно- ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственно-духовное развитие ребенка дошкольника.


Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.


Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, играть сообща. Воспитывать через сюжетно-ролевую игру заботливое отношение к малышам, пожилым людям. Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, справедливость и скромность. Развивать волевые качества: - умение договариваться при распределении ролей, - выполнять установленные нормы поведения, - следовать в своих игровых действиях положительному примеру. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, у девочек – скромность, заботу о других). ЗАДАЧИ


Роль дидактических игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.


Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.


Роль строительных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников Строительные игры детей - увлекательная деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.


Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Роль игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников


Роль сюжетно-ролевых игр в духовно-нравственном воспитании дошкольника В сюжетно-ролевой игре закладываются основы будущей общественно полезной деятельности. Этому способствуют игры в профессии. Доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. Сюжетно-ролевые игры с бытовой тематикой любимы всеми дошкольниками. В средней и старшей группах детского сада воспитатели, продолжая совместное с семьей духовно-нравственное воспитание, могут использовать сюжетно-ролевые игры в «семью», воспитывая у детей качества, свойственные будущим родителям. Проблема воспитания у мальчиков и девочек нравственных качеств будущих родителей приобретает все большее значение.


Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). По утверждению Д. Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре влияние на ее содержание, т. е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.




Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.


Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает: «Что у вас болит?». «Больная» назидательным тоном перебивает его: «А «здравствуйте» забыл сказать?». Наташа, желая включиться в игру «Больница», подходит к играющим с громким стоном: «Я больная, ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Аня (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я делаю операцию». Но Наташа продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».


Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Таню. К ней подходит врач Оксана со стандартным вопросом: «Что у тебя болит?». Таня: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ане): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Таня громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач). Аня и Оксана совершенно не реагируют на это. Лишь когда Таня стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оксана прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!» и «сделала укол». Таня: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.


Итак, сюжетно-ролевая игра дает детям возможность проявлять доброту, заботливость. Но даже направленная на заботу о человеке, животных, игровая деятельность дошкольников в основном протекает без эмоциональных проявлений гуманного характера, хотя по развертыванию сюжета видно, что дети имеют представление об эмоционально-нравственных отношениях между людьми. Развитие сюжетно-ролевой игры без надлежащего педагогического руководства даже в условиях дошкольного учреждения задерживается на уровне воспроизведения действий и внешнего характера взаимоотношений.


Для формирования у дошкольников гуманных проявлений можно использовать следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.


Вова («врач»), приехав по вызову к «больной», строго спрашивает: «Что у вас случилось?». Денис («папа»): «Дочка заболела». Врач: «Сейчас посмотрим. Надо первым делом поставить градусник и горчичники». Сам молча выполняет все процедуры. В это время папа и брат Маши (Валерий) готовят обед. Врач обращается к ним: «У Маши температура 39 градусов. Вы слышите?». Валерий: «Ну и что? Я варю суп». А Денис настолько увлечен приготовлением обеда, что даже не отреагировал. Вова заявляет, что Машу необходимо забрать в больницу, Валерий молчит, а Денис отвечает: «Я пеку пирожки».


В кабинет «врача» входит Вова с мишкой. От имени мишки он обращается к Антону, исполняющему роль врача: «Полечи меня, доктор, у меня ангина». Антон наклоняется к нему, сочувственно спрашивает: «Тебе очень больно? Да, сразу видно, что заболел, голова опущена, глаза грустные. Покажи горло». Внимательно рассматривает горло больного: «Очень, очень красное». Треплет мишку за ухо, говорит ободряюще: «Ну, ничего, потерпи, вылечим тебя». Обращается к Вове: «У вас есть дома синька? Когда болит горло, его надо мазать синькой, мне мама так всегда делает». Склоняется над мишкой, говорит, улыбаясь: «Ты не бойся, это совсем не больно»..Протягивает Вове лист бумаги: «Вот вам рецепт, получите в аптеке синьку. Если мишке будет хуже, положим его в больницу. Сейчас по телефону узнаю, есть ли в больнице свободное место». Обращается к Лене, исполняющей роль медсестры: «Ты пока займись мишкой, я должен договориться с больницей» (серьезный вид, деловой тон). По телефону: «Это больница? Звонят из поликлиники. У меня здесь на приеме больной мишка, у него ангина. У вас есть свободное место? Через два дня? Хорошо, я позвоню позже. Придите через два дня, мы положим его в больницу. А пока не волнуйтесь, лечите его, как я вам сказал. До свидания».


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений: - направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»). - направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты») - направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.). Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников можно порекомендовать игру: «Добрые превращения». Познакомить детей с выдуманной игрушкой, которая наблюдает за поступками детей. Этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, персонаж становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший. «Волшебная вода» Н.М.Метенова.


В систему задаваемых действий можно включить эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку. Можно разыграть определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все», «Как работают смотрители зоопарка», «Рассказ врачу о больном члене семьи».


Речевое общение, беседы этического содержания Цель - побуждать думать и говорить, дает ребятам возможность высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью беседы дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и так далее.


Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. Просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков. Создание воображаемой ситуации: объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».


Приведем отрывок из инсценировки «Как работают смотрители зоопарка», демонстрирующей заботливое отношение смотрителя зоопарка к своей подопечной обезьянке. Здравствуй, Чапа! Дай свою лапку. Вот, так. Как самочувствие? Ничего у тебя не болит? (Гладит.) Моя хорошая Чапочка. Сейчас я тебя покормлю. Вот тебе яблоки, семечки, орехи. Ешь, Чапочка, ешь, лакомка. (Гладит обезьянку, семечки дает с руки.) А теперь попей чистой водички. Вкусно? Наелась, Чапочка? Сейчас я тебя почищу, и ты станешь чистой, красивой обезьянкой. (Чистит щеткой.)


Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия. Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребёнком действия при выполнении задания, выслушивание, смех над шутками ребёнка – всё это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребёнка.


Наблюдение за действиями и отношениями взрослых (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаётся экскурсиям, то есть непосредственному активному наблюдению. Детям не только показывают действия, которые люди выполняют, но и объясняют значимость их труда для окружающих. Обращать внимание на личные качества человека- труженика. Например, объяснять что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; при знакомстве с трудом врача, подчёркивать что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.


Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные -для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Например: проведение дидактических игр «Отгадай, кто это делает врач или медсестра», «Что как лечить?»; Игре «Зоопарк» предшествовали проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.


Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например: чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница», чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.


Эстетический фон занятиям придают стихи, загадки, песни, включенные в работу с детьми. Ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ. Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; Составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; Драматизация литературных произведений;


Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье). Рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно- практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения.


Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. Для объединения детей в совместную игру, выработки доброжелательного отношения друг к другу, умения договариваться, во что и как они будут играть, необходимо использовать различные приёмы. Например, Антон возит грузовую машину, а Женя начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предложите Антону подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключите к нему Сашу. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратить внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинают что-то строить, они уже объединяются.


Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий: - правильная организация и руководство игрой; - правильно сформулированная мотивация; - многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; - учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.


1. «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности). 2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей). 3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления). 4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств). 6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье). 7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников). Литература

Киселёва Светлана Николаевна

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №165"

г. Оренбург, Оренбургская область

"Дидактические игры и ситуации по формированию нравственных качеств с детьми старшей и подготовительной к школе групп"

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель:

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого.

Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастью, болезни.

Демонстрационный материал: отрывки из художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры:

Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение — делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее — улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы: «Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо. Что может случиться с Сережей?» Дети отвечают. И так далее.

«БЛАГОРОДНЫЕ ПОСТУПКИ»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мяч.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«КАК Я ДОМА ПОМОГАЮ»

Цель:

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры:

Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»

Цель:

Материал: любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры:

Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал:

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«МЕШОК ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Уточнить представление детей о плохих поступках и их последствии, развивать умение высказывать суждения.

Материал: чёрные бумажные кляксы, мешок.

Ход игры:

Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

Цель:

Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры:

Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например:

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы).

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«КОПИЛКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Материал: бумажные сердечки, украшенная коробка.

Ход игры:

Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.

« Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу».

«ЦВЕТОК ДОБРЫХ ДЕЛ»

Цель:

Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким, совершать для них добрые дела.

Уточнить представление детей о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.

Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры:

Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие — либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Цель:

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры:

Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе…

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель:

Развивать умение понимать и определять настроение и самочувствие своих близких и родных людей.

Ход игры:

Папа расстроен, потому что...

Мама расстроилась из-за...

Дедушка посмотрел на меня строго, потому что...

Младший брат расплакался из-за...

Заключением такой игры могут стать вопросы:

Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?

Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?

«МУРАВЬИ»

Цель:

Ход игры:

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя): « Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами». Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«ЖИЗНЬ В ЛЕСУ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей).

«Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...»

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

«ДОБРЫЕ ЭЛЬФЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

«Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу».

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями.

«Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...»

Разыгрывается бессловесное действо

«ПТЕНЦЫ»

Цель:

Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнёру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).

Ход игры:

Воспитатель: « Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат».

ПРИМЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга? Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша? И они дружно начали играть вместе.

8 ситуация:

Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

Даулеталиева Ж. А., воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

ГККП я/сада №4 «Березка»

Статья

«Игра - как средство нравственно-духовного

воспитания дошкольников»

«Без игры нет, и не может быть полноценного развития Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна в сложившейся ситуации в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сам процесс нравственного воспитания дошкольника.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Считаю, что решение проблем нравственного воспитания современных дошкольников посредством игры позволит более глубоко осмыслить пути, средства, возможности и специфику педагогической работы с детьми в детском саду, в процессе которой дети смогут активно переосмыслить накопленный нравственный опыт.

Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Игра как средство обучения и воспитания дошкольников» является формирование нравственных, общественных качеств ребенка в процессе игры.

В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях, так как игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созиданию нового.

Ребенок в сюжете игры соединяет реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка.

Если родители искренне интересуются играми своего ребенка, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.

Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка.

Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним.

Поэтому, я провожу целенаправленную работу по развитию нравственно-духовных качеств у детей путем использования в своей работе сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, театрализованных игр, так как важным в игре является не только умственное, эстетическое и физическое, но и нравственное развитие ребенка, которое помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем.

Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду я использую в возрастных группах разнообразные игры.

Уверена, что игра очень важна и для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Также я придаю большое значение индивидуальной работе, в которой главным является воспитание и обучение в игре, через игру.

Таким образом, действия в воображаемом плане (в игре) помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Большое место в нравственно-духовном воспитании детей я отвожу народным играм, особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В заключение хочу отметить, что с помощью игр, дети дошкольного возраста незаметно для себя учатся действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Считаю, что игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Увлекательные игры помогают сделать воспитательно-образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным.

Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретет такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.

Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Так что начинайте заниматься с детьми с детства, играйте с ними в игры, причем, чем раньше, тем лучше!

Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Пусть он видит, что учиться и познавать – это интересно и необходимо каждому. И ваш ребенок непременно станет выдающимся.

Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Копилка уроков – сайт для учителей» 21. 10. 2016 года)