Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.
Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).
Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.
Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.
Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:
1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.
2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.
3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.
Выделяют три основные категории средств общения:
Экспрессивно-мимические,
Предметно-действенные,
Речевые.
Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.
В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:
Ситуативно-личностное,
Ситуативно-деловое,
Внеситуативно-познавательное,
Внеситуативно-личностное.
Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.
Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).
Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.
В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.
Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".
Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.
Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.
Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.
Важнейшим средством коммуникации становится речь.
Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".
Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.
Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.
Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.
Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.
НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.
Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.
Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.
Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.
Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.
Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.
Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коммуникативная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из наиболее важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое «Я» среди других людей. Таким образом, актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка.
В то же время мы всё чаще сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни.
Ведь ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым, испытывает при этом сильнейшее эмоциональное неблагополучие. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка, по расширению и обогащению опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается.
Умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.
Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации.
Согласно взглядам отечественных психологов Л.С.Выготского,А.В.Запорожеца,А.Н.Леонтьева,М.И.Лисиной,В.С.Мухиной,С.Л.Рубинштейн,Д.Б.Эльконина коммуникативность выступает в качестве основного условия развития ребенка , важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя и посредством других людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально- коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, непосредственно связанно не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
Современный образовательный процесс в детском саду построен на значимых для развития дошкольников видах деятельности. Они определены в ФГОС ДО:
Какие это виды деятельности?
- Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке.
- Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
- Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Одним из приоритетных их них является коммуникативная деятельность . Содержание образовательногораздела «коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром через решение определенных задач:
Слайд Задачи коммуникативного развития:
|
Исходя из представленных на слайде задач, нетрудно определить основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:
o Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей развития коммуникативных навыков;
o Реализация комплексного воздействия на речевое развитие дошкольников;
o Оптимизация работы педагогов;
o Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье;
o Создание предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.
Интеграция – один из важнейших принципов ФГОС. Сегодня очень важно перестроиться и предусмотреть интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах деятельности. А коммуникация, как локомотив, который интегрирует, объединяет все значимые для развития наших воспитанников виды деятельности, образовательные области, обеспечивает целостность образовательного процесса.
Важно, чтобы у каждого нашего воспитанника были сформированы коммуникативные способности:
- желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу»;
- умение организовать общение «Я умею!»;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающим «Я знаю!»
ФГОС приводят в качестве одного их интегральных показателей усвоения программы умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнером, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог, проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие.
Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.
В соответствии с ФГОС ДО изменилось представление о том, какорганизовать коммуникативную деятельность, изменился способ организации деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность с детьми, которая осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимных моментов. Сейчас мы используем новые формы работы с детьми, которые позволяют обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с формированием коммуникативных умений детей, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.
А это предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений, ведь игра – ведущий вид деятельности, в процессе которой дети учатся сотрудничать, общаться, взаимодействовать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Именно в игре дети:
- активно вступают в диалог;
- задают вопросы,
- слушают и понимают речь,
- строят общение с учетом ситуации,
- легко входят в контакт,
- ясно и последовательно выражают свои мысли,
- пользуются формами речевого этикета,регулируют свое поведение в соответствии с нормами и правилами
Таким образом, учитывая, что игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.
В работе по данной проблеме можно использовать научно- методическую литературу таких авторов, как: Богоуславская Н.Е Васильева Н.Н., Ермолаева М., Купина Н.А., Панфилова М.А., Чистякова М.И. и многих других. Основываясь на их взглядах, игрыпо развитию коммуникативных навыков детей можно классифицировать следующим образом:
На первом этапе целью используемых коммуникативных игр является:
Этап | Цель | Игры |
первый | Формирование у детей дошкольного возраста базовых коммуникативных навыков таких как: умение выслушать другого, поддержать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении темы, тактично критиковать, хвалить другого, выражать чувства с помощью улыбки, спокойной речи, сочувствовать, сопереживать друг другу, четко и ясно выражать свою точку зрения, договаривать до конца, внимательно выслушивать каждого, не перебивать, научить снимать мышечное напряжение в различных стрессовых ситуациях. | «Комплименты», «Волшебные очки», «Связующая нить», «Как поступить», «Сказка по кругу», «Общий круг», «Глаза в глаза», «Передай настроение», «Покажи стихи руками» и другие. |
второй | Формирование адекватной самооценки, развитие интереса к своим товарищам, уважения их мнения таких как: критиковать поступки других, а не личность; понимать индивидуальность других; видеть хорошее в людях; высказываться доброжелательно; фиксировать свое внимание на достоинствах других; ценить общение с ними; создавать атмосферу доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг другу. | «Имя», «На кого я похож», этюды: «Ой-ой, живот болит», «Соленый чай», игры: «Биография по фотографиям», «Связующая нить», коллективная беседа «Что можно пожелать друг другу», упражнение «Проигрывание ситуаций» и др. |
третий | Освоение моделей поведения в конфликтной, стрессовой или просто сложной ситуации таких как: чувствовать себя в роли воспитателя; самостоятельно решать ряд сложных проблем; проявлять внимание по отношению к другим | Упражнения: «Шефы в старшей группе», «Мама заболела», «Товарищ потерялся», «Очередь в магазине», «Волшебный магазин». |
Предлагаемые принцип систематизации игр помогает детям пережить чувство общности друг с другом, учит замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии, а так же индивидуальности ребенка в целом. Все игры на развитие коммуникативных навыков можно использовать во всех режимных моментах, а также в различных формах, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры- хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
В основе метода руководства играми дошкольников лежат принципы:
- Воспитатель должен играть вместе с детьми;
- На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;
- на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,так и на пояснение его смысла партнерам.
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные, народные, дидактические и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника - через игру он познает мир.Общение является важным элементом любой игры.И именно играпозволяет интересно, естественно и эмоционально активизировать общение со взрослыми и сверстниками, научить их вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать.
Давайте перейдем к конкретным примерам использования игр и игровых приемов в практической деятельности по формированию коммуникативных навыков.
Важнейшей предпосылкой совершенствования коммуникативной деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Создать такие ситуации помогает оригинальный способ – использование волшебной палочки, предметов перевоплощения (короны, колпачка, волшебной ручки), образной игрушки, например, Петрушки. Мой Петрушка – это всегда сюрпризный момент, это способ организовать детей, привлечь внимание, вызвать эмоциональное отношение, побудить к диалогу. Петрушка, изготовленный своими руками, вызывает у детей неподдельный интерес и желание вступать в речевой контакт.
Любому взрослому, будь то родитель или педагог, стоит помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребёнком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку, именно в общении ребёнок воспринимает и усваивает его образцы. Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.
Особенностью детского коллектива в детском саду является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе, они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а так же как элементы начала любой совместной деятельности детей. С целью организации детей, привлечения их внимания можно использовать игры в кругу: «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Поздороваемся необычно» Такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. В таких играх можно всегда использовать сказочныйперсонаж или предметы перевоплощения, с помощью этих предметов дети с легкостью вступают в диалог, отвечают на заданные вопросы.
Используя Петрушку, можно предложить детям поиграть в очень интересную игру «Петрушкины забавы». Воспитатель должен объяснить правила игры:
когда Петрушка прячется, слова становятся уменьшительными, а когда появляется, - слова становятся увеличительными.
Дом – домик – домище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище. Рука- ручка- ручище. Усы – усики – усищи. Мороз- морозик - морозище. Нос – носик – носище. Ум – умишко – умище.
Организуя игры, не будьте занудами. Не отвлекайте детей, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
Работая с детьми, следует обратить внимание на развитие у детей организаторских умений, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рекомендую рассматривать картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводить этические беседы.
В моей картотеке очень много словесных игр, которые доставляют детям удовольствие, увлекают их, активизируют словарный запас. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети с удовольствием вступают в игру, которая называется «Отгадай название сказки»
Водящий называет первое слово задуманной сказки, а дети отгадывают и произносят ее полное название:
Сивка…, Заюшкина….., Конек…., Гадкий……, Мороз…….., Царевна…., Гуси….., Мальчик….., Красная….., Крошечка….., Дюй…
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем до конца дошкольного возраста неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.
Существует такое понятие «визуальная коммуникация» - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. Визуальная коммуникация обладает преимуществом - она понятна большинству. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 70% информации.
Существуетбольшая группа игр на развитие невербальных средств общения, одна из них игра, в которую дети играют с большим удовольствием - « Разговор через стекло», позволяющаяразвивать у детей мимику, жесты, пантомимику, телодвижение.
Для эффективного совершенствования деятельности детей, воспитателю требуется использование большого разнообразия методов и приемов, при этом можно работать как индивидуально, так и с группой в целом.
К примеру, игра «Серия картинок».
Задача детей собрать 3 истории в правильной последовательности
Слайд 6 (...)
Первую пару помогает найти взрослый: мишка …(шишка), а остальные пары находят дети сами:
шарик….(фонарик), мак… (рак), подушка…(лягушка), роза…(мимоза), незнайка…(балалайка).
Играя в эту игру, дети могут самостоятельно собирать пары, используя картинки, далее по этим картинкам дети могут составлять свои рассказы.
Следующая игра помогает овладеть связной диалогической речью.
Подчеркиваем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая и монологическая» речь является центральными. Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная, естественная форма языкового общения, которое состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы, как: вопрос, ответ, добавления, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Давайте же познакомимся с игрой, которую я использую на своей практике с детьми - игра «Почемучка»
В начале игры детям надо рассказать историю:
Где-то на белом свете жила – была бабушка с внучкой. Девочка очень любила задавать вопросы. Только и слышала бабушка:
Почему деревья большие?
Откуда приходит дождик?
Кто рисует радугу на небе?
Бабушка отвечала, отвечала, а потом рассмеялась и сказала: «Ты у меня не внучка, а Почемучка». Как вы думаете, дети, хорошо быть Почемучкой?
Сейчас мы с вами тоже превратимся в Почемучек, надев на голову воображаемую волшебную шапочку. Внимательно посмотрите на иллюстрацию из сказки и придумайте свой вопрос к этой картине.
Сколько медведей на картине? Что делают медведи? Какая погода изображена? Какие медведи? Кто нарисовал картину? и.т.д.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими.
Детям нравится еще одна игра из игровой копилки «Чебурашка».
Для этой игры необходима игрушка, всем полюбившийся детям чебурашка.
Взяв, в руки игрушку, воспитатель начинает свой рассказ:
В одном густом тропическом лесу жил да был забавный зверёк. Однажды он проснулся утром рано и отправился прогуляться. Около фруктового сада он увидел ящики с апельсинами. Недолго думая, он забрался в один из них и стал завтракать. Удалив голод, он уснул, а когда проснулся, то оказалось, что он вместе с апельсинами прибыл в далёкий неизвестный город.
Продавщица вытащила его из ящика и посадила на стул. Но так как у него затекли лапы, то он не удержался и чебурахнулся.
Фу –ты, Чебурашка какой!
Теперь он знал, что его зовут Чебурашка, но что он за зверь ему предстояло выяснить. А мы ему поможем.
Итак, Чебурашка оказался в зоопарке. (начинается диалог со зверями; воспитатель задает вопрос от имени Чебурашки, а дети от имени зверей отвечают)
-…может быть я слон, у меня такие же большие уши…
Ребенок говорит свой ответ, почему чебурашка не слон.
-…может быть я мартышка, потому что я так же люблю апельсины…
Ответ
-… может быть я хомячок, я такой же маленький и у меня нет хвостика…
Ответ
-…может быть я медведь, у меня такая же мягкая и коричневая шерсть…
Ответ
Я точно не медведь, тогда кто же я? С кем мне дружить?
Играющие выстраивают свою версию с кем будет дружить, и где будет жить Чебурашка.
Насыщенная игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития позволяет детям овладеть доступными для них способами моделирования окружающей жизни, усвоения образцов речевого поведения. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов детей.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской игровой деятельности, а высокий уровень коммуникативности всегда выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.
Проблему заикания , в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.
Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.
В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение. Заикание - сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.
В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей , появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации . Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми. Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.
В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.
Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.
Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.
Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей . Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий . Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.
Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.
Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.
Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.
Нужно понимать, что ребенок - это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.
Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры . У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая. Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они. Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.
Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.
Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием :
Частые и длительные паузы;
Отказ от общения;
Нарушение моторики;
Изменение громкости, темпа и стиля речи;
Наличие аграмматизмов;
Недостаточно развито качество «подражаемость» .
Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций .
Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.
В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций , а именно :
Нарушение лексико-грамматического строя речи;
Невербальные выразительные средства;
Сложность в общении;
Недостаточное развитие моторики;
Повышенная возбудимость и впечатлительность.
Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания .
Именно в этом возрасте , в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников , подростков и взрослых.
Публикации по теме:
«Круг друзей» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу представить вам опыт своей работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, используя для.
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.
Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.
Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.
Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.
Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам.
Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?» Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках;.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Библиотека изображений:
Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.
Коммуникативное развитие — важный элемент социализации ребенка
Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.
Основа поведения – эмоциональные состояния
Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.
Что такое социально-коммуникативное развитие — определение
Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.
Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни
Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.
Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).
Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Задачи социально-коммуникативного развития — расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.
Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.
Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.
После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).
Общение в семье — первый этап социально-коммуникативного развития
Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:
- индивидуальные занятия;
- групповую работу;
- интегрированные упражнения.
Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.
В детском саду дети учатся общению со сверстниками
Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.
Проблемы развития коммуникативности у современных детей
Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.
Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.
Игра и коммуникативное развитие — взаимосвязаны
Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:
- желать взаимодействовать с окружающими людьми;
- знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
- уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
- разрешать любые конфликты в общении.
Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.
Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию
Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.
Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!
Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.
Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.
Общение с ребенком в семье — основа социально-коммуникативной адаптации в обществе
Также и наоборот: низкий уровень речевого развития возникает в первую очередь из-за недостаточности коммуникации в семье, так называемом «личном опыте». Это влияет на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников.
Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.
Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.