Педразвитие. Сценарий образовательной ситуации по деятельностному методу в подготовительной к школе группе «Машины – помощники в космосе

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый - злой, веселый - грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Медунова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 25
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: методический материал
Тема:
Дата публикации: 26.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе

«Правила ухода за комнатными растениями»

Медунова Наталья Николаевна

воспитатель МДОУ №25г.Ярославля

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тип ситуации: «Открытие» нового знания.

Цель: формирование обобщенных представлений о дифференцированных

потребностях комнатных растений в солнечном свете и влаге.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различиями в потребностях растений в воде и

Закрепить

названий

комнатных

растений,

знаний об

основных потребностях комнатных растений, приемах ухода за ними.

сравнивать

растения,

находить

сходство

различия

внешних признаках.

Дать представления

приспособленности

растений к

обитания.

Содействовать

формированию

взаимодействовать

друг с другом, работать в парах.

Развивающие:

Содействовать развитию:

познавательного интереса к комнатным растениям;

любознательности и наблюдательности;

умений и навыков ухода за комнатными растениями;

коммуникативных

участвовать

работать в паре, учитывать мнение партнера);

мыслительных

операций: обобщение,

сравнение,

понимание

взаимозависимостей, умение

устанавливать

причинно-

следственные связи, фиксация причинно-следственных связей в

самостоятельного

преодоления

затруднения

руководством

воспитателя.

Воспитательные:

Содействовать развитию:

бережного

отношения

комнатным

растениям,

ухаживать за ними, приходить на помощь в трудной ситуации;

чувства ответственности и гордости от совместно выполненной

эмоционального

сопричастия

объектам

Материалы к занятию.

Демонстрационный материал:

Фотографии комнатных растений (кактус, бегония, папоротник,

бальзамин, фиалка) с наклеенными на обратной стороне магнитными

полосками (формат А-4):

Комнатные

растения:

бальзамин,

традесканция, папоротник, орхидея.

Листы форматом А4 желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.

Карточки-символы размером А5

Раздаточный материал:

Конверты (по количеству пар детей) с разрезными картинками, на

которых изображены комнатные растения (формат А-4)

Карточки-подсказки «Что нужно растению для роста»

Удобрения

Забота и любовь

Опрыскивание

Комплект прямоугольников размером А5 (на пару детей) 3 цветов:

желтого, бледно-зеленого, зеленого цветов.

Картинки комнатных растений на пару (набор из 9 штук).

Схемы-карточки размером 15см х 6см к фотографиям комнатных

растений по 4 штуки на каждого ребенка.

Оборудование:

Электронные ресурсы к занятию с изображением слайдов.

Аудиозаписи: «Полёт» Г. Гладкова

(из мультфильма "Малыш и

Карлсон"),

пустыни»,

субтропиков»,

джунглей», музыка для релаксации.

Стульчики для детей – 10 шт.

Магнитная доска.

Герои: Кукла Карлсон.

Предварительная работа с детьми:

Экскурсии в «Зимний сад» ДОУ.

Серия наблюдений за комнатными растениями и совместная трудовая

деятельность по уходу за растениями,

и чтение стихотворений, загадок, экологических сказок о

комнатных растениях.

Дидактические

растение

описанию»

растение по названию» «Что растениям необходимо для роста?»

Знакомство с природными зонами Земли.

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети входят в группу, произносят с воспитателем слова приветствия:

«Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принес в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как

лучи солнца.

Ребята, почувствуйте себя теплым солнечным лучом и поделитесь теплом

с друзьями.

Дети садятся на стулья. Звучит музыка (Г.Гладков «Полет Карлсона»).

В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка).

Карлсон: Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Карлсон!)

устроить

рождения мне подарили комнатные растения, но никто не рассказал, как за

ними ухаживать. Вот я и решил приземлиться у вас, потому что увидел в

окне много красивых цветов.

Карлсон, а какие у тебя растения?

Карлсон: Вот такие. Я принес их фотографии.

Карлсон показывает фотографии комнатных растений (кактус, бальзамин,

алоэ, каланхоэ, герань, бегония, орхидея, традесканция, папоротник,

Как ты за ними ухаживаешь?

Карлсон: Поливаю каждый день, брызгаю, выставляю на яркое солнце, а

они болеют и погибают. Я так расстроился…

Не расстраивайся, Карлсон! Наши ребята тебе помогут!

Ребята, вы хотите помочь нашему другу Карлсону? (Да, хотим!)

этого надо ? (Необходимо определить - какие

комнатные растения живут у Карлсона) (Нужно рассказать о правилах

ухода за ними.)

в ы можете

комнатных

растений)

рассказов,

стихотворений о комнатных растениях) (Мы умеем ухаживать за ними в

уголке природы)

Тогда отправимся в наш уголок природы!

Дети вместе с воспитателем и Карлсоном идут под речёвку.

Уголок природы

в гости ждет ребят.

Наблюдать, ухаживать

здесь каждый будет рад.

Много здесь у нас растений:

Фиалок, фикусов, калерий.

Нужен растеньям хороший уход –

Радовать будут они нас весь год!

2. Актуализация.

Вот, ребята, мы пришли в наш уголок природы!

Карлсон: Ребята, как много здесь разных растений! Зачем они вам?

Дети рассказывают Карлсону о значении комнатных растений в нашей

жизни, пользуясь картинкой-схемой (слайд 2).

(Комнатные

растения

украшают

поднимают

настроение.) (Очищают воздух, поглощая вредные вещества и выделяя

кислород, которым мы дышим.) (Комнатные растения обирают пыль.)

(Они помогают человеку быть здоровым, некоторые из растений лечат

приносят

комнатные

растения! Ребята, на день рожденья мне подарили книжку о комнатных

растениях, но щенок Малыша нечаянно порвал в ней картинки. Помогите

мне их собрать и узнать названия растений.

Дидактическая игра «Собери комнатное растение и назови»

Дети работают в парах. Каждой паре выдается конверт с разрезными

картинками.

проходят

картинку-пазл

правильно назвать комнатное растение. Если пара затрудняется назвать

растение, ему помогают остальные дети.

Карлсон: Ребята, спасибо вам! Теперь я знаю – что это за растения.

Да, наши дети молодцы! Но чтобы растение хорошо росло необходимо

для них создать условия.

2.2. Дидактическая игра «Что растениям нужно для роста?»

предлагаются

карточки-подсказки

условными

обозначениями

растений.

самостоятельно выбирают из предложенных карточек нужную и дают свои

объяснения. Карточки выставляются детьми на магнитную доску.

« Для роста растения нужен солнечный

свет»

« Для роста растения нужен воздух, они им

дышат»

« Для роста растения нужно тепло»

« Для роста растения нужна вода»

« Для роста растения нужна земля»

«Чтобы растения хорошо росли и цвели

нужны удобрения»

« Растения любят «умываться»- их надо

опрыскивать»

« И обязательно растениям нужна наша

забота и любовь!»

3. Затруднение в игровой ситуации.

Карлсон: Да, я тоже это знаю. Я свои растения поливаю каждый день,

опрыскиваю, выставляю на яркое солнце. Но им почему-то все равно

Ребята, а вы как вы думаете, почему болеют растения у Карлсона?

(Карлсон не знает, какие растения у него живут) (Может быть, он не

правильно

ухаживает

растениями

по-разному

ухаживают) и т.д.

Я правильно поняла вас, вы испытываете затруднение? Что будем делать?

(Найти растения Карлсона в альбоме «Комнатные растения в уголке

правилах ухода у эколога в детском саду, или у взрослых, кто выращивает

комнатные растения) (Найти о них информацию в интернете) (Нужно

уточнить, какие растения живут у Карлсона и откуда они к нам пришли)

А вы знаете, какие растения живут дома у Карлсона? Знаете, Родину этих

растений?

(Нет, мы не знаем.)

4. Открытие нового знания.

Ребята, внимательно посмотрите на комнатные растения! Когда то они

тоже росли в природе, но человеку захотелось, чтобы они радовали его и

дома и тогда люди посадили их в цветочные горшки и стали ухаживать за

ними. Они – “путешественники”, прибывшие к нам только из теплых

природных зон (слайд 3).

правильно

ухаживать

комнатными растениями?

(Мы должны знать родину этих растений. Мы должны знать какие

условия там для их жизни)

Как мы можем узнать это?

(Мы можем отправиться в путешествие на родину комнатных растений)

Отправляемся в путешествие! Готовы? (Да!)

пустыни».

рассматривают

«Пустыня».

– Как вы думаете, куда мы попали? (Мы попали в пустыню).

– Какой климат (погода) в пустыне?

(В пустыне сильная жара, засуха, ветры знойные, дожди редкие, поэтому

мало влаги и мало растений)

– Посмотрите, какое чудо – среди такой жары зеленые великаны стоят. Кто

это? (Это кактусы.)

Кактус – очень выносливое и неприхотливое растение. Посмотрите, какой

стебель у кактуса?

(Стебель толстый и имеет разную форму: округлую, овальную)

видоизмененные

думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек?

(Чтобы их не съели животные)

– Да, правильно, это средство защиты. А еще, оказывается, листики в виде

шипов не дают испаряться воде, которая находиться в растении. А когда

бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага, находящаяся внутри

толстого стебля, помогает растению выжить. Вот так растения пустыни

приспосабливаются к неблагоприятным условиям, которые часто случаются

в природе. Люди полюбили эти удивительные растения и стали выращивать

его в горшочках на подоконниках. Найдите

растения пустыни в уголке

Дети показывают кактус, алоэ.

обозначим

природную

«Пустыня»

Воспитатель выставляет на магнитную доску желтый прямоугольник.

желтого прямоугольника, дают пояснения.

«

много света – выберем символ

«яркое солнышко»

« Для роста растениям пустыни необходимо

мало воды – выберем символ

«одна маленькая капля воды»

« Растения пустыни не любят влажный

воздух – выберем символ

«нельзя опрыскивать»

Молодцы! Правильно подобрали карточки.

Продолжаем наше путешествие. Это природная зона - субтропики.

Звучит «музыка субтропиков» Слайд 5. Дети рассматривают картину.

– Какой здесь климат?

(Круглый год тепло: зимой не очень холодно, а летом не очень жарко,

достаточно солнца, влаги, потому что выпадают дожди.)

Верно. Субтропики – родина цветущих растений: бегоний, фиалок, герани,

бальзамина.

растения этой природной зоны в нашем уголке

Дети находят фиалку, бальзамин, герань.

Давайте обозначим природную зону «Субтропики» – бледно-зеленым

прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.

Воспитатель

выставляет

магнитную

бледно-зеленый

прямоугольник.

Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив

прямоугольника, дают пояснения.

« Для роста растениям этой природной зоны

нужен свет, но не такой яркий, как в

пустыне – выберем символ

«солнышко без лучиков»

« Для роста растениям необходимо

достаточно воды – выберем символ

«2 капли воды»

« Растения субтропиков любят влажный

воздух – выберем символ

«можно опрыскивать»

Карлсон: вот и я опрыскивал фиалку и герань каждый день, но они у меня

заболели.

Ребята, в чем же дело? Давайте посмотрим на фиалку и герань. Какие у

них листья?

(Листики мягкие, с ворсинками. Вода не будет впитываться.)

Да, верно, вода, если брызгать на ее листики, будет скатываться. Не любят

растения с пушистыми листиками влагу, они тогда начнут гнить, а от

остаются

коричневые

опрыскивать такие растения?

(Нет, растения с мягкими, опушенными листьями, не любят, когда их

опрыскивают) (Вот поэтому и заболели фиалка и герань у Карлсона)

Какую картинку-символ можно добавить растениям в эту природной зоне.

« Растения с мягкими, опушенными

листьями «опрыскивать нельзя»

Молодцы, ребята. Карлсон, запомни это правило.

Карлсон: спасибо, вы мне во всем помогли разобраться.

Слайд 6. Звучит «музыка джунглей». Дети рассматривают картинку на

Какой здесь климат?

(В тропиках тепло и много влаги из-за частых дождей. Здесь мало солнца,

так как много деревьев, кустарников, трав.)

Совершенно верно! Особенность многих растений тропиков – вьющиеся

стебли-лианы и воздушные корни. Найдите знакомые растения тропиков в

уголке природы.

Дети находят папоротник, традесканцию, орхидею.

обозначим

природную

«Тропики»

прямоугольником и подберем карточки-символы для этих растений.

Воспитатель выставляет на магнитную доску зеленый прямоугольник.

Дети на столе ищут нужную карточку-символ, выставляют её напротив,

дают свои пояснения.

« Растениям тропиков не нужно много

солнца, они хорошо растут в тени деревьев

– выберем символ «солнышко в тени».

« Растениям необходимо много воды –

выберем символ «три капли воды»

« Растения тропиков очень любят влажный

воздух – выберем символ

«можно опрыскивать»

Молодцы! Проверим, все правильно подобрали? (Да)

А теперь нам пора возвращаться в группу.

Подитог:

Теперь вы знаете, что комнатные растения пришли к нам из теплых

природных зон. Назовите их. (Пустыня, тропики, субтропики).

Вы теперь знаете, какие условия необходимы комнатным растениям и

сможете помочь своему другу Карлсону.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактическая игра «Родина комнатных растений» .

предлагается

разложить

картинки

комнатными

растениями

природным

субтропики

желто-зеленые прямоугольники)

По каким особенностям растений, вы нашли родину этим растениям?

(У этих растений мясистый стебель – они запасают воду. Значит их

родина – пустыня. У других

растений вьющийся стебель и воздушные

корни – значит они родом из тропиков) и т.д.).

Молодцы! Вы все правильно разложили, потому что знаете особенности

климата природных зон и особенности растений, растущих там.

Дидактическая игра «Правила ухода за растениями»

Ребята, Карлсон принес нам фотографии своих комнатных растений.

Чтобы он не забывал, как правильно заботиться о них, подберем схемы-

карточки к каждому растению.

Каждому ребенку предлагается фотография растения Карлсона и набор

карточек-схем «Уход за растениями». Дети находят нужную карточку среди

предложенных и рассказывают Карлсону, как заботиться об этом растении.

« Это кактус – растение пустыни. Поэтому

он любит яркое солнце, поливать его нужно

мало и нельзя опрыскивать»

« Это бальзамин – растение субтропиков.

Он любит не яркое солнце, полив,

опрыскивание»

« Это папоротник – растение тропиков.

Он может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это фиалка. Она не любит яркое солнце,

опушенные»

« Это герань. Она не любит яркое солнце,

любит умеренный полив, не любит

опрыскивание, потому что листья у неё

опушенные»

« Это алоэ – растение пустыни. Поэтому он

любит яркое солнце, поливать его нужно

мало и нельзя опрыскивать»

« Это традесканция – растение тропиков.

Она может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это орхидея – растение тропиков. Она

может расти в тени, любит обильный

полив, опрыскивания»

« Это каланхоэ – растение пустыни.

Поэтому он любит яркое солнце, поливать

его нужно мало и нельзя опрыскивать»

« Это бегония. Она не любит яркое солнце,

любит умеренный полив, не любит

опрыскивание, потому что листья у неё

опушенные»

Подитог:

Давайте вместе проверим, для всех ли растений мы подобрали карточки.

правильно

справились

заданием

рассказали

Карлсону

правилах

комнатными

растениями.

Карлсон: Спасибо вам, ребята. Я полечу к своим цветочкам, - ведь каждому

из них нужен особый уход. До свиданья! (До свиданья, Карлсон)

6. Итог.

где мы с вами были? (Мы были в путешествии на родине

комнатных растений)

Где их родина?

комнатных

растений

природные

субтропики, тропики)

Почему мы туда отправились? (Нам нужно было выяснить какие условия

для растений на их родине)

Зачем нам это было нужно знать?

(Чтобы правильно ухаживать за

комнатными

Карлсона

правилам

растениями дома)

Что было интересного в путешествии? (……………………………………)

В каких заданиях вы испытывали затруднения? (Трудно было вспомнить

название растения. Подобрать карточку-схему…..)

Где вам пригодятся новые знания?

(Когда мы будем ухаживать за

растениями в уголке природы, в зимнем саду, дома.)

Как вы думаете, вы помогли Карлсону? (Да.) (Мы подобрали каждому

растению Карлсона правила ухода за ним).

Вы молодцы, вы действительно помогли нашему другу. Теперь комнатные

растения у Карлсона будут хорошо расти и не будут болеть. И сбудется его

мечта о Зимнем саде на крыше.

Я очень рада, что вы помогли другу Карлсону и узнали много нового. Эти

знания обязательно вам пригодятся.

Звучит релакс –музыка.

А сейчас представьте, что вы маленькие растения, совсем слабые, хрупкие,

беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю. Вы

начинаете расти. Как вам хорошо и на подоконнике с другими красивыми

цветами… Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему?

(За ними ухаживают, поливают, их любят).

То же самое чувствуют наши комнатные растения в уголке природы. Мы

будем каждый день ухаживать за ними, дарить им свою любовь и заботу, и

им будет приятно жить в нашей группе.

Игровые проблемные ситуации в подготовительной группе.
Автор: Уфимцева Ю. А.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, которая возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Специально созданные ситуации, требуют определенной подготовки. Эти ситуации разрабатываются, планируются. Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его самостоятельности. Предоставляет ребенку возможность проявить себя.
Проблемные педагогические ситуации делятся на 3 группы:
1. Первая группа проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.
2. Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные воспитателю практические и теоретические действия.
3.Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей, затем планировать их выполнения. При анализе ситуации необходимо определить, к какому виду она относится. Затем определяется область решения рассматриваемой ситуации. Она может касаться одного или нескольких компонентов педагогического процесса: Дидактического – согласования целей, принципов, содержания, методов, видов и форм обучения; Гносеологического – учета факторов эффективности воспитания и обучения, последовательности формирования умственных действий, планирования уровней усвоения учебного материала (на уровне знания, понимания, применения, обобщения и систематизации, оценки значения данного знания для людей, контроля) , отражения в педагогическом процессе работы над качеством знаний: системностью. действенностью (мобильностью) , прочностью Психологического - преобладания индивидуального, типологического или топологического подходов к формированию мотивации обучения у детей; учета базовой и развивающейся психической функции; учета ведущего вида деятельности и формы общения; соотношения воспроизводящей и творческой деятельности детей) ; Кибернетического – учета закономерностей управления усвоением информации: например, того, что эффективность обучения пропорциональна частоте и объему обратной связи с детьми и родителями; качество знаний зависит от эффективности контроля и качества управления педагогическим процессом; соблюдение принципов формирования межпредметных связей (равнозначности понятий, последовательности и системности, компенсаторности их формирования и т. д.) ; Социологического – применения коммуникативно – деятельностного и предметно – практического принципов организации совместной деятельности детей; соотношения индивидуальных, подгрупповых и коллективных форм работы с детьми; использования «эмоциональных потенциалов» коллектива сверстников при организации педагогического процесса; учета эмоционально – импровизационного, эмоционально – методичного, рассуждающе – импровизационного, рассуждающе-методичного стилей педагогической деятельности; вовлечения семьи в педагогический процесс; Организационного – анализа гигиенических условий, обеспеченности материально – техническим оснащением, соотношения методов стимулирования и принуждения к обучению, учета разных типов работоспособности детей (следовательно, разного уровня проблемности учебного материала, мер обучающей помощи, оценки результатов учебных действий и т.д.), планирования времени, полагающегося на достижение поставленных целей обучения. 1 ситуация. Педагог говорит детям: -Вы видели, сколько стаканчиков я насыпала на блюдце, а теперь поиграем:я насыплю крупу так,чтобы вы не видели,как это я делаю. Сможете вы тогда насыпать ровно столько же? Дети говорят, что смогут. Решение. Следует полностью провести опыт, причем горку крупы перед показом детям надо встряхнуть, чтобы она осела (3 стаканчика) и неаказалось,что ее меньше. Затем дети отмеряют столько крупы, сколько им кажется нужным. Чтобы не забыть сколько они насыпали, можно поставить две кружки рядом с блюдцем.Измеряется количество крупы на блюдце у педагога. Дети убеждаются в том, что оно другое. Вывод. Количество крупы трудно сравнивать на глаз. Если не видишь, как крупу насыпали, трудно точно угадать ее количество.
2 При работе с рисунком в тетради: - Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает». Решение. Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются « голубыми» , они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
3 ситуация. Педагог показывает детям затемненную бутылку с водой и пол- литровую банку. Педагог говорит детям: - На прошлом занятии мы с вами научились отмерять крупу, а сегодня у меня не крупа, а вода. -Как вы думаете, где воды больше? Можно это как-то проверить? Решение. Следует использовать прозрачные емкости, так как, сравнивая видимые уровни воды в сосудах, дети обычно делают неправильные выводы о ее количестве. Например, часто им кажется, что в бутылке воды больше. Проблемная игровая ситуация № 4 “Всеми любимая роль!”Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).Ты кем хочешь быть в этой игре?Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?Ребенок предлагает свои варианты.А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. При чем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.Ребенок предлагает свои варианты.Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:
Можно по ходу игры меняться ролью.
Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.

Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-­либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­нравственного воспитания.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Вывод:

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Приведенные примеры четырех ситуаций.

I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

Ход занятия

Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
Логопед: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Логопед: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Физминутка

Давай коза попрыгаем – три раза.
И ножками подрыгаем – три раза.
Глазками похлопаем – три раза.
И ножками потопаем – три раза.

Логопед: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Логопед: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
Логопед: Д ети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

Из картонной коробки логопед делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет логопед), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

Ежик в доме жил, жил.
Малым ростом был, был.
В доме он пол мыл, мыл.
Палец ежик занозил.
Палец его ныл, ныл.
Ежик йод открыл, открыл.
И палец ежик помыл, помыл.

(Закрепление произношения звука "ы" в словах).

Лесник похвалил детей и предложил игру

Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

Загадки

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка.)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (Белочка.)

Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?.. (Лиса.)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк.)

Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед. (Медведь.)

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации:

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде(какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

  • "Растения нашего леса"
  • "Узнай гриб"
  • "Парные картинки"
  • "Опиши животное"
  • "Когда это бывает"
  • "Найди маму"
  • "Птичья столовая"
  • "Домик для животных"
  • "Расскажи сказку"
  • "Путешествие в лес"

Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей) .

Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?

Предлагаю детям игру "Пирамида добра"

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития", 1996.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.
9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

Образовательная ситуация в подготовительной к школе группе

(интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация»)

Проводила: воспитатель МДОУ детского сада присмотра и оздоровления №10 Мещанинова Надежда Викторовна

Тип ситуации: итоговая.

Тема: «Путешествие на зимние олимпийские игры»

Цель : проверка уровня сформированности у детей математических представлений

о составе числа 9 из двух меньших.

Задачи:

Образовательные:

    Закрепить у детей счетные умения: состав числа 9.

    Закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги (графический диктант).

    Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в играх.

Развивающие:

Содействовать развитию:

    мыслительных операций: анализ, синтез, наблюдательность, вспоминание, классификация;

    психических процессов: зрительное внимание, произвольное внимание механическая вербальная память;

    коммуникативных умений (работа в парах и группах).

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей самостоятельность, доброжелательность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно

Предварительная работа:

  • реализация работы по формированию элементарных математических представлений.
  • Лексическая тема «Олимпийские игры в Сочи» (зимние виды спорта).

Материалы к занятию:

Демонстрационные:

  • Фонограмма 1, фонограмма 2
  • цветные фотографии с изображениями «Ледового дворца», олимпийского лыжного комплекса, биатлониста, талисманов олимпиады (мишка, заяц, гепард)
  • 8 цветных фигурок конькобежцев
  • 3 изображения циферблата часов
  • магнитная доска, мольберты

Раздаточные:

  • билеты на самолёт (розовые для девочек и синие для мальчиков)
  • маркеры
  • игровизоры
  • схемы для графического диктанта (8)

Сценарий образовательной ситуации.

1.Ведение в ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности

Требования:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность
  • обращение к личному опыту детей
  • создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Ребята, день у нас сегодня не совсем обычный, к нам пришло много гостей, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь.

— Подарите и мне свои улыбки. Спасибо, ваши улыбки всегда меня радуют и поднимают настроение.

— Сегодня к нам в группу пришло письмо.

— Давайте прочтем его.

«Здравствуйте девочки и мальчики! Свой спортивный привет вам шлет Олимпийский мишка-талисман зимней олимпиады, которая, сейчас проходит в городе Сочи. Я хочу вас пригласить к себе в гости, для того чтобы вы смогли увидеть спортивные соревнования, познакомиться со спортсменами. Приезжайте. Жду ».

— Ребята, а вы хотите отправиться на зимние Олимпийские игры в Сочи? (да)

— А как мы можем туда попасть прямо сейчас? (на машине, на поезде, на самолёте…)

— Какой из видов транспорта самый быстрый?

— Я предлагаю отправиться на самолёте, ведь Сочи находится далеко.

— А для чего нам надо побывать на олимпийских играх? (поболеть, поучаствовать, увидеть что-то, купить подарки, сувениры)

2. Игровая деятельность.

Цель: контроль уровня сформированности познавательных процессов, мыслительных операций, способов действий.

Требования:

  • соответствие используемых игр целям занятия
  • ситуация успеха в совместной деятельности
  • индивидуальные затруднения в играх

1. Игра «Рейс самолета»

Цель: умение определять время по часам; порядковый счёт в пределах 10.

— Вот вам билеты на самолет.

— Как вы думаете почему билеты разного цвета? (Розовые - наверно для девочек, синие — для мальчиков).

Возьмите, пожалуйста, свои билеты.

— Прочитайте, что написано на билетах? (Ярославль-Сочи)

— Найдите на билете время вылета самолёта. (10.00)

— Посмотрите на информационное табло и назовите номер нашего рейса.

(на доске три циферблата, показывающие разное время)

— Назовите номер нашего рейса. (9)

— Как определили? (второй циферблат показывает 10 часов)

Игра «Займи своё место»

Цель: закрепление порядкового счёта в пределах 10.

— Чтобы пройти и занять свои места в самолёте, что надо знать? (номер места)

— Найдите номер у себя на билете.

— По трапу мы будем подниматься по порядку, начиная с билета с местом №1.

— Кто пойдет первым? (сделать небольшой акцент)

— Подготовьтесь к посадке. (Дети встают по номерам билетов с 1-8)

— Отгадайте, какое место займу я в самолёте. (девятое)

— Проходите в самолет, занимайте места.

Подитог: Замечательно. Вы все заняли свои места правильно, потому что хорошо знаете порядковый счет.

Звучит фонограмма 1

Звучит стих на фоне музыки.

Как серебряная птица,

Завывает ветер, злится,

Он в любое время года,

Совершить большой, отважный

(в это время воспитатель переодевается в олимпийского мишку)

Появляется медведь.

— Добро пожаловать в город Сочи. Приветствую вас. (дети здороваются)

— Откуда вы, ребята? (из города Ярославля).

— Напомните мне, зачем вы в наш город прилетели? (посмотреть спортивные соревнования, мы знаем, что тут проходит зимняя олимпиада).

— Да…да…я совсем забыл, что пригласил вас. У нас сейчас много гостей, все они приехали на олимпийские игры.

— Посмотрите как у нас красиво. Много стадионов, ледовых площадок.

Как раз сейчас в ледовом дворце «Айсберг» начинаются соревнования, поспешим посмотреть!

Игра «Ледовый дворец».

Цель: закрепить знания о составе числа 9

Вам нравится дворец спорта «Айсберг»?

Догадались, почему он так назван? (похож на Айсберг)

Кого вы видите на ледовой дорожке? (спортсмены конькобежцы ждут старта, через несколько минут они начнут забег).

(на мольберте выставлены фигурки спортсменов конькобежцев, с пустыми окошечками вместо номеров)

— Посмотрите, все спортсмены готовы к старту? (нет).

— Почему они не могут начать соревнования, что не так? (нет номеров).

— Из скольких цифр состоит номер? (из двух).

— Нужно помочь им. Вам необходимо на номере спортсмена написать 2 цифры, чтобы при сложении этих цифр получилось 9.

(дети вписывают маркером недостающую цифру)

Подитог: Молодцы! Все справились с заданием, потому что хорошо знаете состав числа 9.

Итак , все участники могут начать соревнования? (да)

— Конькобежцы начали соревнования, оставив за собой на льду необычные следы-полоски.

Отгадайте, что нарисовали своими коньками спортсмены?

— Пройдите к столам, возьмите игровизоры и выполните задание.

Графический диктант.

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

Дети берут маркеры и игровизоры и выполняют графический диктант

(у каждого листок с заданием)

— Что получилось? (цифра 9)

Подитог: умники, вы все отгадали какой рисунок оставили конькобежцы, потому что хорошо ориентируетесь на листе.

Физминутка

А теперь пора ребятки на веселую зарядку

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

— Посмотрите как красиво кругом.

Как вы думаете, каких спортсменов здесь можно встретить? (лыжников)

— Перед нами спортсмен под номером 9 .

— Как вы думаете, какой вид спорта он представляет? (лыжные гонки, биатлон?)

— Как догадались? (в биатлоне спортсмены соревнуются в лыжных гонках и стрельбе, у спортсмена за спиной винтовка)

Игра «Попади в цель»

Цель: закрепить представления о сложении и вычитании, составе числа 9, взаимосвязи целого и частей

— А вы сами хотели бы принять участие в соревнованиях по биатлону? (да)

Я предлагаю вам поучаствовать в эстафете «Попади в цель».

В игре принимают участие две команды.

— Чтобы разделиться на команды нужно вспомните свой номер билета.

— С 1-4 номер-это первая команда

С 5-8 номер-это вторая команда.

Представим себе, что мы биатлонисты.

Каждому игроку нужно заполнить пустой квадрат в примере и вернуться назад, передать эстафету другому.

Чья команда решит четвёрку примеров быстрее и правильней, та и будет победителем.

— Не забываем, что мы лыжники…двигаться нужно так, как двигаются на лыжах.

На старт, внимание..марш…

— А теперь поменяйтесь мишенями и проверьте своего соперника.

Подитог: Молодцы, все справились с заданием верно, потому что хорошо запомнили состав числа девять.

— Как быстро летит время, к сожалению, нам пора расставаться, у меня ещё много дел.

— Что же всегда привозят из путешествия на память? (СУВЕНИРЫ)

— Где можно купить сувениры? (в магазине)

Зайдем в магазин.

— Сувенир может забрать тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

— Пара лыж — это сколько? (2)

Сколько призовых мест? (3). Какие?

— Сколько букв в слове «олимпиада»? (9)

— Сколько выстрелов может сделать биатлонист? (5)

— Сколько талисманов параолимпийских игр. (2) Назови их.

— Для игры в керлинг, сколько нужно игроков? (4)

— На ледовом поле хоккейная команда — 5 игроков..это верно? (нет 6 ещё 1 вратарь)

— В эмблеме олимпиады сколько колец? (5)

Подитог: Молодцы, вы много знаете и поэтому смогли ответить на мои вопросы.

«Спасибо, что приняли моё приглашение и побывали на Олимпиаде, справились со всеми заданиями, увидели и узнали много интересного. Что вам особенно запомнилось? Я провожу вас в самолет, проходите, рассаживайтесь на свои места».

— А я с вами прощаюсь, до свидания!

Дети садятся в самолет.

Звучит фонограмма 2

Звучит стих на фоне музыки.

Как серебряная птица,

В небе утреннем кружится самолёт.

Завывает ветер, злится,

Только бури не боится наш пилот.

Он в любое время года,

И в жару и в непогоду всех зовёт

Совершить большой, отважный

Кругосветный, очень важный перелёт.

(в это время воспитатель переодевается)

Уважаемые пассажиры наш самолет совершил посадку в городе Ярославле.

Входит воспитатель.

3. Осмысление (итог)

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности

Требования:

  • организация анализа детской цели
  • определение выполнения взрослой цели
  • создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворение от хорошо сделанного дела

Расскажите мне и нашим гостям, где побывали? (На зимних олимпийских играх в Сочи).

Зачем вы решили туда ехать? (нас пригласил Мишка).

— Что было самым интересным?

— Со всеми заданиями смогли справиться?

— Как вы думаете почему? (мы знаем состав числа 9, умеем выполнять все дружно) Какие знания помогли вам выполнить задания?

В каких заданиях вы встретили затруднения?

Почему вы испытали затруднение?

— Ребята, как вы думаете, по–одному или с друзьями интересней справляться с такими сложными математическими заданиями?

Вы много знаете и умеете! Вы дружные и смелые! Теперь я предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и пожелать им всего доброго!