Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

    Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

    помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

    развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

    Способствовать развитию любознательности;

    Развивать внимание детей;

    Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

    Продолжать воспитывать культуру поведения;

    Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

    Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Сюрпризный момент,

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.

Конспект ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» р.п. Мордово Коростелева Т.И.

Программные задачи:

    Расширить представления детей об окружающем мире;

    Познакомить с историей появления зеркала;

    Закрепить знания о необходимости этого предмета;

    Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;

    Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы;

    Активизировать речь детей, расширять словарный запас;

    Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

    Шкатулка;

    Зеркала различной формы;

    Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы;

    Металлические предметы;

    Ноутбук со слайдами.

На каждого ребенка:

    Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка;

    Листы белого, желтого, зеленого и черного картона;

    Металлические пластины;

    Шерстяные тряпочки;

    Стекла;

    Пластилин;

    Салфетки.

Ход занятия

( «Минутка вхождения» в НОД)

Дружно за руки возьмемся,

Все друг другу улыбнемся,

1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!

Т-с-с, к нам идет тишина,

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так. Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)

Задачи:

  • формировать и обогащать знания воспитанников старшей группы о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
  • способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги (точное копирование изображения);
  • развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
  • воспитывать культуру познания, чувство комфортности, уверенности в себе.

Оборудование: экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, выполненные способом оригами; картины и картинки, выполненные способом торцевания; игрушки из папье-маше; ручки, тетради, листы бумаги по количеству детей (писчая, копировальная, наждачная, картон); кусочки клеёнки; мяч; формы лодочек, полоски бумаги для оклейки лодочек, клейстер, клей ПВА.

Предварительная работа: изготовление игрушек, посуды из бумаги способом оригами, из папье-маше, картин, выполненных способом торцевания, изготовление лодочек из бумаги.

Ход исследовательского занятия

Дети старшей группы стоят в кругу. Воспитатель показывает цветочек, сделанный из салфетки. Дети передают цветочек по кругу и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. (Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей».)

Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях? (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)

Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)

Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.

Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.

В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.

В. Я, кажется, догадалась, кто нам прислал приглашение посетить музей. А вы? (Предположения детей.)

Я думаю, что это бумажная Фея (показывает игрушку Фею, сложенную способом оригами).

Привет, друзья!

Я очень рада видеть снова всех ребят!

Я пригласила вас в прекрасное - вперёд!

Чтоб вы увидели, где чудо красоты живёт.

Хотите о бумаге многое узнать?

Тогда я предлагаю вам исследователями стать:

Смотреть, экспериментировать, запоминать,

Что узнали о свойствах бумаги, всё записать.

Вам будут в этом помогать

Вот эти ручка и тетрадь.

Фея передаёт детям ручки и тетради и приглашает в лабораторию.

Фея. Ребята, ничто так не сплачивает, как игра. Поэтому предлагаю вам поиграть в снежки.

Дети говорят, что снежков нет.

В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё «снежные» комочки.

Дети мнут бумагу, комкают её, придают ей круглую форму.

В. Какой вывод после работы с бумагой вы можете сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель сообщает детям, что, используя свойство бумаги легко мяться, люди научились делать из неё различные предметы.Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, а хотите узнать, какими ещё свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.

Дети проходят за столы. На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.

Ответы детей:

Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.

Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.

Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.

Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.

В. Ребята, Фея просит вас помочь ей. Она прислала приглашение только нам, а ей хотелось бы пригласить в музей много детей, но написать одной столько приглашений трудно. Как мы можем помочь ей? Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей.)

Вы правы. Я предлагаю сначала обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.

Дети выясняют, что одна сторона у неё «жирная» с краской, а другая - матовая.

В. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашения. Фея благодарит детей за помощь.

В. Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам попробовать разорвать лист бумаги и кусок клеёнки. Что рвётся легко, а что нет?

Вывод: под воздействием силы бумага рвётся, а клеёнка нет.

Дети делают соответствующую запись в тетрадь.

В. Вспомните, пожалуйста, из чего делают бумагу? (Ответы детей.) Значит, она должна хорошо гореть. Проверим?

Воспитатель проводит опыт. Кладёт на блюдце бумагу и поджигает её.

В. (Ответы детей.)

Вывод: бумага хорошо горит.

Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, Фея решила отправиться в морское путешествие на бумажном корабле. Как вы думаете, что может с ней произойти в море?

Дети делают вывод, что она может утонуть, её нужно предостеречь.

В. Давайте покажем Фее, как это опасно.

Дети берут заранее сложенные из бумаги кораблики и пускают их в ёмкости с водой, играют с ними, дуют, чтобы они двигались быстрее, поливают на них водой - кораблики размокают.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.)

Вывод: бумага впитывает воду и намокает.

Дети делают соответствующую запись.

В. Ребята, Фея расстроилась, что не может отправиться в путешествие на бумажном корабле. Как мы можем ей помочь, ведь у вас на столах только бумага?

Как вы считаете, можем ли мы сделать лодку для Феи из бумаги, но таким способом, чтобы она не намокла? (Предположения детей.)

Сначала давайте вспомним все свойства бумаги.

Игра в кругу с мячом.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, спрашивает, что можно сделать с бумагой? (порвать, намочить, сжечь, смять, сложить, порезать, приклеить, нарисовать на ней и т.д.)

В. Проходите, пожалуйста, в мастерскую.

Дети берут форму лодочки, переворачивают её на картон и обклеивают кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки тщательно приглаживают. Обклеенную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоёв, оставляют просохнуть. Воспитатель сообщает детям, что такой способ называется папье-маше.

Фея благодарит детей и предлагает свои поделки приносить к ней в музей. Они будут экспонатами, на них будут смотреть другие дети.

Рефлексия.

В. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Вечером воспитанники заканчивают изготовление лодочек. Бумага просохла, и дети снимают её с формы. Края перерезают ножницами и окантовывают кусочками бумаги. Поверхность готовой лодочки грунтуют клеем ПВА, просушивают. Воспитатель обмазывает дно каждой лодочки тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо, чтобы лодочки не размокли.

Занятие по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитриева

Программное содержание : развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: воздушный шар, тарелки с водой и стакан, соломинки, веера из бумаги, мыльные пузыри, картина об экологии, листы бумаги, краски.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно, — это шарик. А как вы думаете, что у него в нутрии? (воздух) . Посмотрите, как мой шар умеет летать? Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему? (он легкий) . Так значит, получается, что воздух легкий.

А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок) . А вы его увидели? (нет) . А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).

— Значит, воздух еще и прозрачный?

— А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы?

Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?

Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.

Опыт №1. Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.

— Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок) . Правильно, ветерок-это воздух, который движется.

Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат вееры из бумаги, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).

Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Опыт №2. Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.

— Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.

А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).

— Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)

Опыт №3 -Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды) . А теперь подуйте сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Благодаря нашим опытам, выяснили, что воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А сейчас у нас минутка для отдыха. Выходите на ковер, мы поиграем. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.

Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»

Молодцы! Все поймали много пузырей.

Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.

Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?

Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.

Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняют воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.

Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).

Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней лесной, полянке. Пройдите дети за столы и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес. Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса». Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.

Так, что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…) . Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.

А вы знаете правила, которые необходимо соблюдать в природе? Давайте их вспомним.

Дидактическая игра «Как вести себя в природе?»

Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным). Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!

воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.

Конспект занятия в старшей группе «Волшебница вода»

Подготовила и провела: воспитатель Нетужилкина И. В.

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание:

Совершенствовать представления детей о разнообразных формах, видах и свойствах воды, научить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность. Формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её.

Коммуникация:

Расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Здоровье:

Дать понятие значимости воды в жизни человека.

Социализация:

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.

Художественное творчество:

Развивать внимание, воображение, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы:

Развивать способность слушать литературные произведения, воспитывать интерес, любовь к художественной литературе, учить понимать красоту и силу русского языка.

Музыка:

Развивать музыкальный слух, способность воспринимать музыкальность, соотносить двигательную активность с элементами музыки, развивать интерес к музыке.

Безопасность : воспитывать аккуратность при работе; прививать навыки безопасного обращения с водой.

Форма обучения: исследовательская и познавательная деятельность детей старшей группы.

Количество детей: подгруппа

Ход занятия:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Ребята, а если мы воду бережём, проверьте, у нас все краны закрыты? (Да)

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась.

А чтобы Капельке не было скучно с нами давайте расскажем ей, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.) В процессе рассказывания воспитатель задаёт вопросы: - А как надо руки мыть? (Аккуратно) А почему? (Вода может попасть на плитку и можно упасть) А зачем надо мыть руки? (Если есть грязными руками можно заболеть) -А когда купаетесь в воде как надо себя вести? (Осторожно) -А почему? (Можно утонуть, наглотаться воды и захлебнуться) –А как надо пить воду? (не торопиться) –А почему? (Можно поперхнуться водой).

Ребята, скажите, откуда мы берём воду? (Из крана) А как вода попадает в кран? Откуда? (Ответы) Вода попадает в кран по трубам из специальных водохранилищ – мест, которые человек создал специально, чтобы там хранилась вода. Эти водохранилища похожи на большую реку. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Что может случится? (Ответы) Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река или водохранилище. А хотите послушать, о чём говорят капли, когда вы неплотно закрываете кран? Повторяйте за мной последние слова:

Ручей засох, родник иссяк, а я из крана кап-кап-кап !

Мельчают реки и моря, не тратьте воду зря-зря-зря !

А то пройдёт немного лет, и нет водицы нет-нет-нет !

Поэтому можно ли оставлять кран открытым? (Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран)

А что может случится, если не будет воды? (Мы не сможем приготовить еду, мы не сможем умыться и помыть руки и все зарастут грязью, мы не сможем попить)

Да, ребятки всё это может случится если не будет воды, потому что вода нужна нам для очень многих целей. Воспитатель кратко подводит итог сказанному (много воды используется человеком для питья, для купания, для поливки различных растений, много воды идёт в производство, много воды используется для умывания и приготовления пищи (здесь необходима только очищенная вода). А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран)

Ребята, Капелька приглашает вас сегодня в гости. а куда вы узнаете, когда послушаете загадку: закрывайте глазки и слушайте - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды».

Что вы услышали? (Вода льётся)

Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, Капелька у меня спрашивает, живут ли у нас в группе её сестрички – другие капельки? Как вы думаете? Давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе. Кто найдёт, где у нас в группе живут сестрички Капельки приклеивает на это место вот такую капельку, только на одно и тоже место можно приклеить только одну капельку.

Путешествие – поиск капелек воды по группе.

(дети ходят по группе, и на каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов).

В уголке природы: лейка с водой

Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.

В туалетной комнате:

Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки.

Около мойки:

Мыть посуду.

На столе кувшин с водой:

Для питья.

В аквариуме:

Вода нужна рыбам, они живут в воде.

Ребята, скажите, а почему у нас в группе тепло? (Потому что у нас есть батареи) – А как же батареи нас греют? Вы знаете что течёт в батареях? (Вода) –Правильно, даже в батареях есть вода, но только она там какая? (Горячая) –А можно трогать горячие батареи? (Нет) А почему? (Можно обжечься) Правильно, поэтому давайте на батарею приклею капельку я, очень аккуратно.

Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать. Ребята, где можно повстречать воду на улице? (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)

Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Ребята, посмотрите, а это что такое? (Картина, где течёт ручей)

Ребята, а когда все ручьи сливаются в один большой ручей, как это называется? (Река)

А хотите поиграть? Хорошо, давайте покажем капельке, как мы умеем превращаться в воду. А точнее, во что вы сейчас превратитесь? (В ручейки)

Здорово, как много ручейков появилось у нас в группе. (Включается фонограмма)

Описание игры:

Ручейки танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют неразрывную линию «ручейки сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Молодцы, ребятки, хорошо поиграли, кладите ручейки на место. Капелька мне сказала, что у воды много разных свойств и чтобы их узнать она приглашает вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Занимайте ваши места. Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. До того как приступить к нашему исследованию давайте вспомним правила работы с водой. Как надо обращаться с водой? (Аккуратно, не разлить, не брызгать) Для чего нужны тряпочки? (Чтобы вытереть стол, если пролили)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

Капелька хочет у вас спросить имеет ли вода форму? Какую? Как это проверить? Для этого возьмем бутылочку с водой и посмотрим. Скажите какая у воды в нём форма? Теперь возьмите первый пустой стаканчик и налейте в него воду. Какая у воды форма? Теперь налейте в блюдце. Какая форма? А у меня есть вот такая колба (круглая). И теперь я налью в неё воду. Какая форма у воды? А ещё у меня есть вот такая колба (треугольная), я в неё тоже налью воды. Какая форма у воды? Так вот, ребятки мы с Капелькой хотим открыть вам секрет6 вода не имеет своей формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вывод: - Вода имеет форму? Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Это наше открытие мы обозначим вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчик, блюдце на каждого ребёнка, у воспитателя бутылочка с водой, колбы (круглая и треугольная).

Опыт 2. Какого цвета вода?

Капелька хочет у вас спросить: а какого цвета вода? (Можно спрашивать у детей конкретно) А как это узнать? (Посмотреть)

Опустите в воду соломинку. Что вы видите? Почему соломинку хорошо видно? Значит, вода какая? (Прозрачная) Если вода прозрачная, значит она не имеет цвета, а если она без цвета, то как можно её назвать? Какая вода? (Бесцветная). Хорошо, а посмотрите, что у меня есть (достать зелёную бутылку), как вы думаете здесь какая вода? Давайте посмотрим (вылить воду в прозрачный стакан) Какая вода? (Прозрачная)

А прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Оля, у тебя какого цвета стала вода? А у тебя, Ирина? Значит, вода приобрела цвет когда? (Когда мы добавили в неё краску)

Вывод: - Вода имеет цвет? Вода не имеет своего цвета, она прозрачная, бесцветная. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: стаканчик с водой (можно из опыта №1), трубочка, кисточка, гуашь на каждого ребёнка, у воспитателя зелёная бутылка с водой, стаканчик.

Опыт 3. Вода – растворитель.

Капелька хочет у вас спросить следующее: а как вы думаете, у воды есть вкус? Она какая солёная? Сладкая? Кислая? Как можно определить вкус воды? (Попробовать) Возьмите стаканчик под номером 2 и попробуйте. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Есть вкус у воды? (Нет) Если вода без вкуса, значит она какая? (Безвкусная) Хорошо, а сейчас я предлагаю вам поиграть. По нескольким капелькам отгадать, что у меня за жидкость. Дети открывают рот, воспитатель пипеткой капает им в рот чай, молоко, воду, сок.

Вывод: - Есть вкус у воды?Своего вкуса у воды нет, но вкус есть у других жидкостей. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчик с кипячёной водой, у воспитателя на подносе в стаканчиках пипетки с жидкостями.

Опыт 4. Фильтрование воды

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная). А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой.

Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду.

Возьмите стакан под номером 3 и посмотрите, какая там вода? (Грязная)

Как вы думаете можно ли очистить такую воду? Давайте попробуем. У меня есть вот такая воронка, я вставлю в неё салфетку, а воронку вставлю в стакан. У меня получился вот такой фильтр. Давайте выльем вашу грязную воду в этот фильтр и посмотрим, что получится.

Осторожно, потихоньку будем лить мутную воду в стакан с фильтром. Посмотрите какая стала вода? (Вода стала чистой)

Куда делась грязь? (Грязь осталась на салфетке)

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчики с растворённым активированным углём, у воспитателя – воронка, большой стакан, салфетка (фильтр).

Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.

Капелька снова хочет задать вам вопрос: вода имеет запах? Как это можно определить? (Понюхать) Нюхать нужно как? (осторожно направляя запах от стакана ладошкой) Почему? (Потому что вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.) Понюхайте. Чем пахнет вода? Имеет ли вода запах?

Капелька снова хочет с вами поиграть. Капелька капнет вам вот из этой пипетки, а вы определите, что это за запах. (ароматические капли, апельсин)

У воды появился запах? - Что придаёт ей запах? (растворённое в воде вещество).

Вывод: -Вода имеет запах? Чистая вода не имеет запаха. Запах ей придают растворённые в ней вещества. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчики, у воспитателя – ароматические капли в пипетке.

Мы очень много узнали сегодня о воде. Давайте покинем нашу лабораторию, вернёмся в группу и ещё раз вспомним чудесные свойства воды. Но прежде чем нам покинуть лабораторию, что нам нужно сделать? (Убрать своё рабочее место, вытираем все капли со стола).

Подходим к мольберту.

Ребята, вы сегодня много узнали о воде и я предлагаю, чтобы нашей гостье Капельке не было у нас одиноко, подарить ваши «капельки знаний», но не просто так, а сделаем мы это красиво и подарим капельке цветочек. Владик, что ты узнал сегодня о воде? Найди свою «капельку знаний», приклеивай на цветочек. Яна что узнала? Какая бывает вода?... Каждый ребёнок берёт свою капельку и приклеивает на цветочек.

– Ребята, а что самое главное мы сегодня узнали о воде? Что надо делать, чтобы вода была всегда (никогда не закончилась)? (Закрывать кран) Приклеиваем последний знак в серединку (шестой ребёнок). Знак заранее не должен висеть на доске.

Куда мы поместим Капельку и её подарок? (В познавательный уголок)

Теперь Капелька будет жить в нашей группе.