Что делать если ребенок не хочет учиться. Ребенок не хочет учиться: что делать родителям

Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.

Нежелание учиться связано с многими причинами

Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

Основные проблемы школьного образования

  • Отсутствие индивидуального подхода к ученику.
  • Огромный объем материала, предметов, дисциплин.
  • Развитие у ребенка чувства покорности и безропотности, воспитание обывателей.
  • Принятие одного «единственно правильного» мнения, отсутствие времени для рассуждения и анализа.
  • Навязывание ярлыков и стереотипов.
  • Единый перечень предметов и часов по ним.
  • Преподаватели – одни и те же люди, если с ними не заладились отношения с самого начала, то ребенок начинает ненавидеть предмет.

Отказ учиться может сопровождаться агрессией

Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.


Доверительная беседа поможет выявить причины

Среди наиболее частых причин нежелания учиться:


Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

Как помочь ребенку? Доверительная беседа

Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.


Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

  1. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.

    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

  2. Если пустить все на самотек у ребенка может сложиться представление о всеобщей несправедливости и чувство безнаказанности по отношении к нему. Вспомните себя, как сложно сосредоточиться на работе, когда мешают личные проблемы. Не стоит утверждать, что это пустяковая причина непосещения школы, этим вы оттолкнете ребенка, больше он вам ничего не расскажет. Если ситуация позволяет, попробуйте дать совет ребенку, как решить все собственными силами. В случае успеха самооценка ребенка возрастет многократно. Вы будете выглядеть героем в глазах ребенка.
  3. После разрешения ситуации ребенок будет чувствовать большую защищенность и уверенность, теперь он знает, что семья его точно поддержит.
  4. Проблемы в конкретном учителе. Если есть сложности с отдельным предметом, возможно, дело в учителе. Многие дети проецируют чувства, которые вызывает учитель на конкретный предмет. В этом случае само подсознание отторгает учебный материал. Ребенок получает плохие отметки, а затем и вовсе избегает занятий. Причем остальные предметы могут даваться ему хорошо.
  5. Редко ученики не любят предметы, которые преподают доброжелательные позитивные педагоги.
  6. Проблема эта достаточно распространенная. Учителя старой закалки – очень требовательны и авторитарны, если ученик свободолюбив и открыто выражает свои чувства, то конфликта не избежать.

    Ребенок устает из-за нагрузок

  7. Многие педагоги имеют «любимых учеников», если ребенок не в их числе, то может возникнуть неприязнь. Помните и объясните ребенку, что педагоги – это обычные люди со своими слабостями. Не стоит поддерживать резкую критику учителя и гневные высказывания, этим вы лишний раз подчеркиваете, что модно унижать и оскорблять людей. Ребенок должен понять, что он выше всего этого.
  8. Если ребенок жалуется на несправедливость, то постарайтесь помочь ему с предметом. Когда знания школьника не оставят сомнений в предвзятости учителя стоит поговорить с классным руководителем. Если ситуация не изменилась, то придется отстаивать свою точку зрения перед педагогом.
  9. Ребенку не нравиться режим работы школы и ее удаленность. Большая часть учебных заведений работает в первую смену, если на это накладывается много времени на дорогу, то ребенок ежедневно рано встает. Возможно ваш ребенок по биоритму сова, пик активности его приходится на вечернее время, а утром от него трудно получить что-то вразумительное.
  10. Постарайтесь объяснить ребенку, что большую часть жизни ему придется рано вставать, в будущем он поступит в высшее учебное заведение, будет работать. Не всегда моно учесть особенности биоритмов, но если не учесть общественные пожелания, то это негативно отразится на всей жизни.
  11. Постарайтесь оптимизировать график ребенка. Возможно, он слишком долго делает домашнее задание, много времени проводит за компьютером, сильно загружен кружками и секциями.

    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

  12. Если есть школа неподалеку, то лучше рассмотреть этот вариант, возможно, она не такая престижная, но ваш ребенок будет ходить туда с удовольствием, только из-за того, что смоет поспать лишний час.
  13. Постарайтесь вывести ребенка на диалог, предложить ребенку выбрать способ решения проблемы.
  14. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Иногда ребенка необоснованно ругают за уныние, апатию, лень. Все эти состояния могут быть вызваны переутомлением и болезнью. Ребенок может уставать не только физически, но эмоционально, умственно. Все очень индивидуально, некоторые дети посещают несколько кружков и секций, а кто-то с горем пополам изучает только школьную программу.
  15. Необходимо проанализировать насыщенность дня ребенка, проверит состояние здоровья. Особенностью школы являются продолжительными блоки обучения, которые прерываются кратковременными каникулами. По-настоящему полноценным получается только летний отдых. Если вы видите упадок сил к концу четверти, то необходимо оптимизировать режим дня ребенка.
  16. Не всегда умственное переутомление явно заметно, ребенок становится рассеянным, невнимательным, раздражительным. Ежедневно оценивайте состояние ребенка. Увеличьте пребывание ребенка на свежем воздухе, старайтесь выполнить домашнее задание, а все остальное время посвятить двигательной активности. Стоит резко ограничить пребывание за различными гаджетами, конечно, невозможно полностью исключить. Процесс обучения требует взаимодействия с техникой. Необходимо очень эффективно работать на компьютере, это очень пригодится школьнику в институте и на работе.
  17. Ребенок считает обучение скучным и неинтересным.

    Часто детям не интересно учится

  18. Лень и скука - это естественная реакция организма на монотонные и изнуряющие занятия и домашнее задание. Безвыходная ситуация, которая не оставляет ребенку право выбора угнетает интерес. Даже работающий человек моет сменить место работы, в отличие от ребенка, которому в течение 10 лет придется бороться с системой. Большой срок обучения и безысходность делают свое дело.
  19. Отсутствует положительная мотивация и целесообразность обучения. У многих современных первоклассников отсутствует желание учиться с первого дня. Нельзя в этом обвинять ребенка, если он целый год готовился к первому классу на курсах, и устал к первому сентября. Необходимо даже в подготовке соблюдать меру.
  20. Большинство родителей по опыту предыдущих поколений приводят доводы отрицательной мотивации. На современных детей это не действует, они знают, что родители скоро отойдут и ограничение во благах можно пережить, игрушками и вкусными сладостями.

    Наказание не поможет


Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.

Похожие материалы

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу и хорошо учился. Но на практике мало кто из школьников без напоминаний делает уроки и с энтузиазмом ходит на занятия. Почему так происходит и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Есть типичные причины нелюбви к школе. Разобрав их, можно выяснить, что отвращает ребенка от учебы, и начать работать с проблемой.

Причина 1: профиль школы или класса не соответствует склонностям ребенка

У человек ребенка что-то получается лучше, что-то – хуже. Родителям важно суметь объективно оценить таланты и склонности своего ребенка. Ярко выраженному «технарю» будет неинтересно в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Гуманитарию будет сложно в математическом лицее.

Поговорите с ребенком, узнайте, какие предметы нравятся ему больше всего. Проведите несложные тесты на определение природных склонностей ребенка. Для старшеклассников можно провести более комплексные тесты по профориентации. Ученика начальных классов можно записать в разнопрофильные кружки и посмотреть, где ему понравится больше. Также пообщайтесь с классным руководителем, спросите, какие предметы, на взгляд педагога, даются ребенку лучше, какие – хуже. Все это поможет понять, в «своей» ли школе учится ребенок.

Причина 2: ребенок психологически не готов к школе

Если ребенок – первоклассник, он может быть психологически не готов к школе. Речь не идет об уровне интеллектуального развития – ребенок может прекрасно читать, считать, писать. Но ему не хватает самоорганизации, чтобы систематически делать домашние задания, выполнять указания учителя. О таком ученике преподаватели нередко отзываются как об умном, но невнимательном и иногда непослушном. Он может часто отвлекаться, разговаривать с соседом по парте, может встать и выйти и класса, потому что стало скучно. Подробнее о компонентах психологической готовности ребенка к школе можно прочитать в данной статье .


Если ребенок действительно оказался не готов к школе, родители должны помочь ему адаптироваться к школьной среде. Для этого нужно приучать ребенка к дисциплине (но не радикальными методами – это совсем отобьет желание учиться). Привычный и интересный для ребенка вид деятельности – игра. Попробуйте добавить в учебу элемент игры. Пусть первое время вместе с малышом уроки «делает» любимая игрушка. Устраивайте перерывы в выполнении домашних заданиях, во время которых ребенок может полностью отвлечься от учебы (например, сделайте вместе с вами веселую гимнастику).

Создавайте положительный образ школы, рассказывая, как там интересно. Понемногу формируйте чувство ответственности, объясняя, что школа для детей – так же важно, как работа – для взрослых. Скажите ребенку, что он уже большой, поскольку ходит в школу. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и если сформировать у них представление, что взрослый = хожу в школу, делаю уроки, слушаю учителя – адаптация к школьной жизни пройдет легче.


Нередко проблемы с адаптацией к школе бывают у детей, которые пошли в первый класс раньше сверстников – с 6 лет. В этом возрасте ребенок может быть интеллектуально развит, но необходимые личностные и волевые качества могут быть еще недостаточно сформированы. Он просто не может высидеть на уроке 40 минут, и в этом случае не удивительно, что ребенок не хочет учиться. Если первокласснику всего 6 лет, основной совет психолога родителям состоит в том, чтобы активно помогать ребенку адаптироваться к школе. В некоторых случаях имеет смысл отложить поступление в школу еще на год. За год ребенок (с помощью родителей) приобретет нужные навыки, и адаптация к школе пройдет значительно легче.

Причина 3: ребенок гиперактивен

Гиперактивному ребенку может быть сложно учиться из-за проблем с концентрацией внимания. Подробнее об этом состоянии можно почитать в статье «Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям» . Для адаптации к школе гиперактивному ребенку может потребоваться помощь психолога . Родителям важно следить за соблюдением режима дня, организовать рабочее место без компьютера, телевизора и других отвлекающих факторов. Стоит пообщаться с классным руководителем, попросить как можно чаще вовлекать ребенка в классные и школьные мероприятия, спрашивать у доски, чтобы энергия уходила в правильное русло.

Причина 4: отсутствие отдыха после школы

После школы ребенку требуется около 1-1,5 часа, чтобы отдохнуть, полностью отвлечься от школьных будней. Взамен этого дома его часто встречают вопросами об оценках, требуют дневник и отправляют выполнять домашние задания. Подготовка домашних заданий требует концентрации внимания, памяти, всех интеллектуальных возможностей. Ребенок, не успевший полностью отдохнуть, не может сконцентрироваться, ему мешают рассеянность и усталость, что приводит к раздражению и нежеланию делать уроки. Поэтому необходимо дать ребенку время для полноценного отдыха. Пусть он отвлечется, позанимается тем, чем хочет, погуляет, если нужно – поспит: качество выполнения домашних заданий и отношение к учебе от этого только улучшится.


Причина 5: перегрузки

Часто помимо школы ребенок посещает несколько кружков и секций. Желание разностороннего развития – понятное и правильное, и самому ребенку зачастую нравятся все дополнительные занятия, ничего не хочется бросать. Однако слишком плотный и насыщенный график занятий быстро утомит ребенка и скажется на учебе. Если из-за дополнительной нагрузки ребенок не успевает отдохнуть, совет психолога однозначен – количество кружков нужно сократить.

Причина 6: недостаточный контроль

Нередко родители, допоздна занятые на работе, не имеют возможности осуществлять контроль за тем, как ребенок выполняет домашние задания. Будучи предоставлен сам себе, ребенок не может устоять перед соблазном провести время перед компьютером, погулять с друзьями взамен того, чтобы заставить себя выполнить домашние задания. В этом случае желательно выстроить мягкую, но постоянную систему контроля, не пуская ситуацию на самотек. Регулярно интересоваться делами ребенка, общаться с классным руководителем на родительских собраниях. Также важно постепенно приучать ребенка к ответственности. Постараться объяснить, что учеба – это его зона ответственности, но не оставлять ребенка один на один с проблемами и дать понять, что в случае сложностей (что-то не получается, не складываются отношения с учителем, одноклассниками) – родители всегда выслушают и помогут.

Причина 7: конфликтная ситуация в школе

Межличностные проблемы могут возникать в любом возрасте, но особенно остро встают в подростковом периоде. В условиях серьезного конфликта с одноклассниками или плохих отношений с педагогом у школьника возникает нежелание учиться и посещать школьные занятия. В ход идут самые разные уловки: ребенок начинает часто «болеть», придумывать истории об отмене занятий, иногда прогуливает уроки.

В таких ситуациях важно понимать, что речь идет не о потере интереса к обучению. Причина нежелания учиться заключается в сложившейся неблагоприятной обстановке. Поэтому важную роль в таких обстоятельствах играют родители. Необходимо разговаривать с ребенком о его школьной жизни, отношениях с одноклассниками и учителями. Ребенок должен быть уверен в том, что родители его поддерживают.


При неблагоприятных отношениях с одноклассниками роль родителей также очень важна. Необходимо выяснить ситуацию, попытаться помочь ребенку наладить отношения. Однако нельзя принимать активное участие в конфликте – разговаривать с одноклассниками ребенка, поскольку это уронит его авторитет в классе. Если отношения между конфликтующими сторонами не наладятся, можно подумать о переходе в другую школу. Но в любом случае важно понять причину конфликта, поскольку он может быть вызван и психологическими проблемами ребенка, требующими коррекции.

Причина 8: отсутствие мотивации

С переходом из начальной школы в средние классы постепенно в глазах детей понижается авторитет учителя и снижается интерес к обучению. Стратегия и мотивационная политика, работающая в начальных классах, теряет свою актуальность. Теперь родителям придется ставить перед ребенком конкретные цели, непременно объясняя причины, по которым необходимо выбрать именно это направление.


Что делать, если подросший ребенок не хочет учиться? Важно объяснить подростку, что ему придется выбрать определенную профессию, для освоения которой необходимы определенные знания. В ходе беседы следует выяснить, какие предпочтения есть у ребенка, какая сфера деятельности его интересует, для того, чтобы показать, какие навыки потребуются для реализации поставленной цели. Можно организовать экскурсию на предприятие, где подросток сможет выявить для себя особенности будущей профессии, провести профориентацию .

Причина 9: острые эмоциональные переживания

Если ребенок переживает эмоциональный кризис, снижение интереса к учебе вполне естественно. Вызвать кризис могут разные обстоятельства: смена класса или школы, переезд в другой город, смена места жительства. Подростки могут остро переживать первую влюбленность, ссоры с друзьями. Снижение интереса к школьным занятиям в кризисный период понятно и почти неизбежно. В этом случае важно заметить кризис и поддержать ребенка в непростой для него момент. Тогда со временем ситуация с учебой выправится.

Другие причины

Это далеко не полный перечень причин, по которым ребенок утрачивает интерес к учению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера, наличие психологических комплексов, зависимость от вредных привычек – есть много причин. Скандалы, ругань, истерики, наказания ни в коем случае не являются эффективными методами борьбы с нежеланием ребенка посещать школу. Необходима последовательная, постоянная работа. Родительское принятие и понимание помогут ребенку преодолеть все школьные трудности.

Случаи, когда ребенок не хочет учиться, в современных семьях совсем не редки. Причины такого явления могут быть совершенно разные, но вот реакция родителей и всех ближайших родственников на плохую успеваемость своего отпрыска обычно следует одна и та же. Ребенка обвиняют во всех смертных грехах, объясняя неуспеваемость его ленью, эгоизмом, ужасным воспитанием (кстати, а кто его воспитывал-то?), связями с плохой компанией и другими причинами вплоть до слабоумия!

На самом же деле, ситуация, когда ребенок не хочет учиться, реже всего связана со всеми вышеперечисленными проблемами. Как правило, причиной того, что ребенок не хочет учиться, являются…его родители!

Почему же ребенок не хочет учиться, и что делать при этом родителям?

Разберем такую распространенную ситуацию: есть девочка, научившаяся читать с 3 лет, и с детсадовского возраста увлекавшаяся книжками со сказками, а порой даже придумывавшая сама какие-то рассказы. И есть родители, которые с того же самого детсадовского возраста девочки нарисовали для себя будущее своей дочери, где они видели ее профессиональным финансистом. Девочка достигает 7 лет – и ее отдают в гимназию с математическим уклоном. А спустя пару месяцев родители с ужасом замечают, что их всегда спокойная, покладистая и веселая девочка вдруг становится плаксивой, агрессивной, а каждое утро сопровождается рыданиями и криками: «Не хочу в школу!». И ладно бы только это – так она еще и оценки приносит не самые лучшие, перебиваясь с «двойки» на «тройку»!

Родители, конечно же, во всем винят дочь, считая, что она «ленива и избалованна», решила «опозорить» их семью (ситуация усугубляется в том случае, если родители тоже финансисты и считают эту профессию «династической»).

Реальная же причина в том, что дочь просто не в состоянии «тянуть» математическую программу в сильной школе, потому что она – 100%-ный гуманитарий и, возможно, будущая великая писательница. А так как все маленькие дети являются честолюбивыми перфекционистами, неуспеваемость в школе очень сильно бьет по самолюбию девочки, что выливается в агрессию, истерики и нежелание учиться. Да и постоянное недовольство родителей, мнение которых также для детей имеет большое значение, провоцируют состояние хронического стресса у ребенка.

Что же надо было сделать делать родителям, если ребенок не хочет учиться по этой причине? Во-первых, перестать во всем винить свою дочь. Как бы это ни было печально, но виноваты в сложившейся ситуации только родители. Во-вторых, признать право ребенка быть непохожим на своих родственников – хотя бы в плане способностей и умений – не «позоря» при этом свою семью. Ну и, в-третьих, подобрать ребенку если не гимназию с литературным уклоном, то хотя бы обычную среднестатистическую школу, где с него будут спрашивать понемногу по всем предметам. В этом случае вопрос, почему ребенок не хочет учиться, решится с наименьшими потерями.

Тот же самый рецепт применим и к тем ситуациям, когда родители просто требуют от ребенка невозможного для него: например, отличных знаний по всем предметам, высшего балла на ЕГЭ и т.д. Конечно, Вы можете нанять репетиторов, сидеть с ребенком днями и ночами над уроками – но желания учиться у него от этого вряд ли прибавится. Вы должны смочь признать, что Ваш ребенок, несмотря на свой талант, трудолюбие и ум, все-таки не гений! Гениев вообще существовало и существует крайне мало…

Представим себе ситуацию: мальчик-пятиклассник приходит домой из школы – и на него тут же набрасывается с вопросами мама. «Что ты получил по русскому языку? Тройку?? Все, садись сейчас же за русский и делай домашнее задание, а я проверю! И не забудь выполнить то упражнение, по которому у тебя тройка! Я тоже проверю. Даю тебе 15 минут – марш за стол!»

И несчастный малыш плетется в свою комнату, в душе уже искренне ненавидя и русский язык, и школу, и учителей с мамой вместе взятых. Как вы думаете, сильно у него прибавится любви к учебе от таких методов воспитания? А если еще вспомнить, что многие особенно ответственные родители любят сидеть и делать уроки «вместе с ребенком» или стоять над ним, пока он не сделает ВСЕ домашние задания, становится совсем невесело. А давайте посмотрим на эту ситуацию с другого ракурса? Может быть, в этом случае будет понятнее, почему ребенок не хочет учиться.

Представьте себе: Вы приходите домой после трудового дня и мечтаете больше всего о телевизоре, тарелке пельменей и любимом диване. А тут к вам подбегает муж или мама с возгласами: «Как прошел день? Тебе напомнили на совещании про несданный за прошлый месяц отчет?? Так, сейчас же садись за компьютер и делай его! А я проверю! Даю тебе ровно час! Ах, ты не успеешь? Тогда будешь сидеть всю ночь и вообще, никаких прогулок и кино, пока его не сдашь и не получишь от начальства похвалу!»

Как Вы будете чувствовать себя в такой ситуации? По меньшей мере, возненавидите свою работу и тех, кто не дает Вам отдохнуть после работы. А в особо тяжелых случаях Вы начнете скандалить и отстаивать свое право на отдых.

Так почему Ваш ребенок должен вести себя по-другому?? Особенно, учитывая, что Вы как взрослый человек можете сказать домашним: «Отстаньте от меня, сама разберусь со своим отчетом!». А вот ребенок так сделать не может, потому что, в большинстве случаев, не имеет права голоса.

И не удивляйтесь после этого, что ребенок не хочет учиться. Ведь в результате такого тотального контроля учеба уже становится больше не его делом, а Вашим – а ребенок, как любой нормальный человек, начнет отстаивать свое право на самостоятельность и сопротивляться Вашему давлению. А делать это он будет привычным всем способом – агрессией, ненавистью и истериками. И кому от этого лучше?

Что же делать родителям, у которых ребенок не хочет учиться по этой причине? Единственное, что от них требуется – это дать полную свободу в учебе своему ребенку. Да, возможно, в первое время он и «пойдет вразнос», радуясь внезапно свалившейся на него свободе, но затем он научится контролировать себя, планировать свое время и делать уроки самостоятельно. Плюсом такой ситуации будет то, что учеба начнет восприниматься ребенком как собственная работа – и он будет понимать, что никто, кроме него, не сделает уроки, не выслушает учителя и не подготовит реферат. А получать плохие оценки и выставлять себя на посмешище перед классом, а помимо этого, еще и получать нагоняй от родителей Вашему чаду в конце концов надоест.

Ребенок не хочет учиться, потому что не умеет работать самостоятельно

Эта причина хотя и тесно связана с предыдущей, все же имеет свои особенности. Для наглядной иллюстрации подобной ситуации представьте себе такую картину: мальчик прекрасно учится в школе, слушает учителя и выполняет все задания на «5+», но…вот домашние задания хромают – и очень сильно! Точнее, начинается все хорошо: ребенок приходит домой, вроде бы, намереваясь скорее покушать и сесть за уроки, чтобы вечером пойти поиграть в футбол с друзьями. Но вот на этих намерениях все и заканчивается, потому что мальчика постоянно что-то отвлекает: то кошка, которую нужно погладить, то мультфильм по телевизору, то очередное сообщение в социальных сетях. И так до бесконечности…

В результате такого рода неудач, естественно, создается впечатление, что ребенок не хочет учиться (а порой такие ситуации и перерастают в такое желание). А родители, чаще всего, склонны списывать такое поведение своего сына на лень, рассеянность, необязательность и многие другие не самые лучшие черты характера. Между тем, настоящая причина невыполнения домашних заданий лежит на поверхности – мальчик просто не умеет настраиваться на работу и планировать свое время! В школе учитель обычно говорит всему классу, что делать, и направляет их в единое русло. Дома же таких «ориентиров» нет.

Но это отнюдь не означает, что теперь Вы должны контролировать каждый шаг своего сына и постоянно говорить ему, что он должен делать, постепенно трансформируя Ваши взаимоотношения с сыном в предыдущую ситуацию. Ваша задача – приучить ребенка самостоятельно планировать свое время, свою работу и отдых, правильно ставить цели и сроки выполнения определенных задач. И когда он научится это делать – вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться?» просто не возникнет!

Как же научить ребенка самоорганизации? Прежде всего, научите его видеть в жизни не только способы получить удовольствие и порадовать себя, но и необходимость выполнить какую-то порой не слишком радостную работу. Можете привести пример известного человека, долго и упорно работавшего и добившегося успеха.

Не забывайте и о том, что лучшее воспитание для ребенка – это пример его родителей. Покажите ему, что Вы умеете планировать свое время: например, в 19-00 вы готовите ужин, в 20-00 – смотрите сериал, а в 22-00 ложитесь спать. Учите ребенка чередовать отдых и работу, для этих целей можно даже составить режим дня, где будут прописаны все дела, которые ребенок должен успеть сделать в течение дня. Если малыш Вас попросит – помогите ему в чем-то. Тогда ситуации, когда ребенок не хочет учиться, в вашей семье не возникнет.

Ребенок не хочет учиться из-за отсутствия заинтересованности

Порой ребенок не хочет учиться из-за того, что учитель не смог заинтересовать его своим предметом. Ведь, как известно, от подачи одной и той же информации многое зависит.

Как же исправить такую ситуацию?

Прежде всего, не ругайте ребенка и уж тем более не подвергайте сомнению профессиональные навыки учителя. Постарайтесь своими силами заинтересовать ребенка в том или ином предмете, тем более, способы уже давно всем известны. Например, если ребенок не хочет учиться из-за отсутствия интереса к истории – купите ему интересную энциклопедию или покажите исторический фильм про изучаемый период времени.

Если в немилость попала физика – поищите в Интернете описания опытов, которые можно выполнить в домашних условиях, дабы привить интерес к физике. Вариантов существует масса!

А чтобы ваш ребенок никогда не сказал, что не хочет учиться, подогревайте его интерес к школьным предметам и развивайте его любознательность. Тогда он будет искать интересное даже в, казалось бы, самых неинтересных темах.

Представьте себе ситуацию: девочка учится в шестом классе. Она прекрасно усваивает программу, у нее хорошая память, она умеет учиться и предметы ей интересны. Но…что-то вдруг пошло не так. В школу она ходит, как на каторгу, уроки не учит, получает плохие оценки и даже не расстраивается из-за них. А когда ее спрашивают, что случилось, ребенок отвечает, что не хочет учиться. В чем причина?

Мы, родители, судим о школьной жизни только по отметкам в дневниках и по редким родительским собраниям, которые (будем честными друг с другом) порой даже не посещаем. Между тем, отношения с одноклассниками – это очень важная вещь, от которой зависит чуть ли не вся школьная жизнь!

Если отношения с одноклассниками не заладились – ребенку становится некомфортно в школе и уроки не учатся, потому что мысли заняты не тем. А порой жестокие одноклассники даже могут в прямом смысле этого слова мешать учиться ставшему «белой вороной» ребенку, забирая личные вещи, разрывая тетради с домашними заданиями и т.д. Ребенок может боятся, что его засмеют за слишком плохой ответ или обзовут «ботаником» или «зубрилой» за слишком хороший. Поэтому учеба под оценивающими взглядами одноклассников становится тяжелым испытанием для неокрепшей детской психики.

Ситуация, когда ребенок не хочет учиться по этой причине, усугубляется еще и тем, что дети часто молчат о том, что происходит с ними в школе, боясь, что рассерженные родители пойдут разбираться с обидчиками, после чего насмешки продолжатся с удвоенной силой. Как помочь своему ребенку в этой ситуации? И как вообще узнать об истинных причинах того, что ребенок не хочет учиться?

Во-первых, постарайтесь узнать у ребенка о его отношениях с одноклассниками. Если Вас что-то настораживает – спросите о взаимоотношениях между детьми у классного руководителя. Если Ваши опасения подтвердятся – объясните ребенку, как давать отпор обидчикам. Можно научить его паре-тройке «убойных» выражений, направленных на то, чтобы выставить обидчиков на посмешище у их же приятелей. Конечно, мы не призываем Вас учить ребенка нецензурной брани, ведь можно придумать колкие ответы на те или иные издевательские выражения обидчиков, состоящие из вполне приличных слов. Главное – ни в коем случае не идите разбираться с одноклассниками Вашего ребенка самостоятельно, если не хотите сделать ему хуже!

Если ребенок не хочет учиться – родителям нужно понять самую главную вещь. Вернуть ребенку желание учиться в Ваших руках! Ведь, как правило, в том, что ребенок не хочет учиться, виноваты его родители: где-то слишком сильно нажали, где-то недосмотрели, где-то лишний раз не похвалили. Поэтому, выяснив причины нежелания ребенка учиться, начинайте принимать необходимые меры. В этом случае уже очень скоро Вы сможете с гордостью рассказывать окружающим об успехах своего чада!

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.