Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки. Нужно ли наказывать ребенка за двойку? Наказал за плохие отметки

Пубертат. Им всегда пугают родителей хороших мальчиков и девочек – а чтоб не расслаблялись. В понимании общества подростковый возраст – это период, когда ангелочки превращаются в злобных эгоистичных монстров, а у родителей на нервной почве сокращаются годы жизни.

Но мы же с вами взрослые люди. Сейчас включим свет в этой страшной темной комнате и увидим, почему дети ведут себя плохо, что они при этом чувствуют, как завоевать доверие подростка и какое наказание послужит исправлению.

Нужно ли наказывать подростков?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Используя неправильные наказания, родители рискуют подавить индивидуальность подростка, принизить в нем чувство собственного достоинства. Страх научит его приспосабливаться. Получается замкнутый круг: наказывая из лучших побуждений, в праведном гневе, но бездумно, вы сами подтолкнете сына или дочь к совершению новых, еще худших проступков.

Может, не рисковать и вообще не наказывать? Или найти баланс между наказанием и поощрением, научиться понимать, за что можно хвалить, а за что порицать, и как именно?

Исследование, проведенное в старших классах одной из школ Первомайского района Минска, подтвердило: наказания действительно необходимы. По поводу соотношения кнута и пряника как дети, так и взрослые в большинстве сошлись во мнении: 50:50. Но некоторые подростки считают, что поощрений должно быть больше, а в группе родителей прозвучало мнение, что превалировать должны наказания.

Учителя согласились в том, что соотношение зависит от , при этом поощрений должно быть больше.

Какие поступки достойны одобрения, а какие порицания?

(по мнению респондентов)

Респонденты За что нужно наказывать За что нужно поощрять
Ученики За плохое поведение (алкоголь, безнравственные поступки, оскорбление кого-либо) За успехи в учебе, нравственные поступки, отличное выполнение домашних обязанностей, за правильное поведение
Родители За невыполнение обязанностей, плохое поведение, плохую учебу За добрые дела и поступки, самостоятельность, хорошую учебу
Педагоги За отклоняющееся от нормы поведение (курение, алкоголь, грубость, безнравственные поступки) За нравственные поступки, стремление к знаниям, активность в достижении целей и формировании личностной позиции

За что советуют наказывать ученые-психологи:

  • в случае угрозы физическому (психологическому) благополучию самого подростка или других людей
  • при покушении на сохранность материальных, культурных и духовных ценностей
  • при нарушении социальных норм поведения

Светлана Месникович

Чтобы система наказаний и поощрений приносила пользу (в крайнем случае – не причиняла вреда), нельзя делать ее главной в воспитании подростка. Поощрения должны преобладать над наказаниями. И самое главное: ребенок должен чувствовать себя любимым. Всегда стремитесь понять растущего человека, выказывайте готовность поддержать его морально.

Несправедливое наказание – это…

Самыми несправедливыми участники исследования считают следующие наказания подростков.

Основные причины, по которым наказывают подростков

В семье не оговорены постоянные правила поведения

Некоторые родители и учителя уверены, что подростки должны сами понимать, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. В этом, конечно, есть доля правды, но читать мысли дети не умеют, да и не должны.

Заявления вроде «Это же элементарно» и «Подразумевалось, что нужно было сделать так-то» как минимум смешны. Это ДЛЯ ВАС элементарно и ВАМИ подразумевалось.

Лишь четко определив правила и границы взаимодействия, убедившись, что все друг друга поняли, вы будете иметь моральное право наказать ребенка за нарушение этих правил.

К примеру, вы собирались испечь пиццу по возвращению с работы, но оказалось, что ребенок съел сыр. Направьте свое негодование по поводу нарушенных планов на себя: откуда ему было знать, что сыр брать нельзя? Откуда ему было знать, что нужно вынести мусор? Что сегодня сдачу после покупки молока нужно вернуть родителям? ОГОВАРИВАЙТЕ заранее свои планы и намерения, вместе определите постоянные правила поведения, и конфликтов в семье будет меньше.

Подросток пытается испытать любовь родителей на прочность, проверить границы их власти

Делает он это, чувствуя себя уже взрослым, в силу своих возрастных особенностей. Взрослые в таких случаях начинают сомневаться, достаточно ли жесткие границы установлены, или, может, нужно быть помягче?

В любом случае дети подросткового возраста время от времени стараются преступить черту дозволенного, а если получится, то и снести ее совсем. Нарушать будет и суровые, и достаточно лояльные запреты. Как на это реагировать?

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Разумно будет сначала установить строгие правила, а со временем, когда убедитесь, что сыну (или дочери) можно доверять на данном этапе, постепенно давайте все больше привилегий, ослабляя контроль. Границы дозволенного для подростка зависят от того, насколько ему можно доверять.

Психологические проблемы взрослых – родителей и педагогов, их внутреннее состояние

К примеру, у вас выдался тяжелый день. Утром выписали штраф за нарушение ПДД, начальник заставил переделывать работу, придравшись к мелочам, без зонта попали под дождь, а в забытом дома телефоне вечером оказалось 37 сообщений о пропущенных звонках, в том числе от важного клиента… Ну, или просто настроение плохое.

И вот приходите такой весь на взводе, а дома отпрыск, допустим, музыку громко слушает. Или кровать не застлана. Или посуда не вымыта... Не важно, что он сделал или не сделал. Он поступал так всегда. Но сегодня эта последняя капля переполнила чашу вашего терпения, и несчастного тинейджера постигает суровая кара.

Знаете, что он чувствует? Что вы несправедливы. Дабы не озлобить ребенка и не увеличивать пропасть между вами, будьте последовательны: если раньше не наказывали за это, то и сейчас сдержитесь.

Еще одна частая причина плохого поведения – семейные неурядицы. Когда между родителями конфликты (а особенно, если семья на грани распада), то дети могут намеренно вести себя плохо, чтобы мать и отец отвлеклись от своих ссор и вместе стали решать проблему ребенка.

Или подростку мало уделяют внимания: родители вечно заняты работой, домашними делами, учителям тоже нет до него дела – лишь бы выполнял задания и не вертелся. Да он на голове готов стоять, чтобы с ним проводили больше времени, разговаривали по душам! Даже если эти разговоры будут носить негативный оттенок…

Светлана Месникович

Кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ.

Перечисленных ситуаций и подобных им можно избежать, если взрослые признают свои внутренние проблемы и будут стараться их решить, а также начнут стараться контролировать свое плохое настроение, не срываться на ребенке. Проанализируйте свои взаимоотношения с подростком – возможно, многое получится изменить к лучшему.

Наказание всегда должно быть соразмерно проступку, логическая связь должна четко прослеживаться.

Чем яснее видна логика между проступком и наказанием, тем ценнее этот опыт для юного нарушителя.

К примеру, школьник исписал шариковой ручкой парту. Логичное наказание: приказать отмыть парту дочиста. Нелогичное: заставить мыть все парты в классе, а также пол и двери.

Логично лишить ребенка компьютера на один день, если он, несмотря на запрет, просидел за ним допоздна. Нелогично – лишить его компьютера, телевизора и разговоров по телефону.

Взрослые должны понять, какие наказания приводят к желаемому результату, а какие, наоборот, усугубляют непослушание. Соразмерное с проступком санкции послужат уроком, не унижая достоинство подростка и не озлобляя его.

Как поощрить подростка и не оказать медвежью услугу

На вопрос анкеты, какое поощрение вы считаете лучшим, старшеклассники ответили так (в порядке убывания):

  • похвала
  • деньги
  • подарки
  • доверие
  • сладости

Родители и учителя указали:

  • признание заслуг
  • похвала
  • поддержка близких
  • достижение цели

Потребность в признании – одна из важных для человека в любом возрасте. Если эта потребность постоянно не удовлетворена, то падает самооценка, уверенность в себе и своем потенциале. Поэтому взрослым следует оценивать не только результат действий подростка, но и усилия, приложенные в процессе. Похвалите его за старания, и он будет больше вам доверять. Будете уважать, видеть в нем личность (даже если он не соответствует вашим ожиданиям), поддерживать в начинаниях – он будет расти с чувством собственного достоинства, не боясь ответственности и самостоятельности.

Формируйте в нем веру в успех, и он не побоится взяться за сложное дело.

Но: «Молодец, ты поступил именно так, как я и ожидала»; «Ты послушалась меня, и за это я разрешу тебе сегодня погулять дольше обычного» – подобные фразы свидетельствуют о манипуляциях ребенком, и это ущемляет его чувство собственного достоинства.

Поощрять нужно за конкретные действия, а не за качества характера или свойства.

При этом не дарите ненужных ребенку вещей, не покупайте путевки туда, куда он не хочет ехать. Формализм, как и публичная похвала, при которой ребенка выделяют на фоне остальных, отчего он чувствует себя неловко перед друзьями, станет медвежьей услугой.

Вдумайтесь также в истинный смысл фраз: «Ну вот, можешь ведь, если захочешь!», «Наконец ты выполнил задание отлично, а не так, как прошлый раз». В словах взрослых – истинное отношение к подростку, и он это тонко улавливает.

  • У ребенка не должно быть ощущения несправедливости. Вместе обсудите последствия его действий, объясните, за что он наказан. Дайте понять, что любите его несмотря ни на что.
  • Правила одинаковы для всех. Нельзя наказывать за то, чего не выполняете сами.
  • При любом наказании нельзя запрещать удовлетворять биологические потребности (не пускать в туалет, не давать еды).
  • Не припоминайте прежние грехи – здесь и сейчас речь идет о конкретном проступке. Не читайте моралей и не опускайтесь до оскорблений. Наказан – значит прощен. Форму наказания и его причину формулируйте четко, доступно, спокойно.
  • Как взыскание, так и поощрение не должны быть отложены в долгий ящик.
  • Помните: похвала из жалости оскорбительна, а наказание, когда ты и так потерпел неудачу, озлобляет.
  • Обсуждая конкретные факты в его (ее) поведении, не сравнивайте сына или дочь с другими.
  • Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

    Родительское собрание в 3 классе.

    Тема « Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки? »

    Для каждого родителя его ребенок самый лучший. Но так хочется, чтобы он был лучшим и среди остальных детей. Кому понравится выслушивать нотации классного руководителя в адрес своего чада? С другой стороны, неуспеваемость в школе вовсе не означает, что в будущем ваш ребенок не добьется успеха в жизни.

    Шпаргалка для родителей

    1.Часто, когда родители раздосадованы плохой оценкой, которую ребенок принес из школы, в ход идут всевозможные укоры, осуждения и даже насмешки. Он воспринимает вашу негативную реакцию исключительно, как оценку своей личности, а не его стараний. Поэтому запомните первое правило: « хвалить исполнителя, но критиковать исполнение».

    2.Второе правило звучит, так: « не более одного недостатка в минуту ». Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Иначе, ваше чадо просто перестанет реагировать на ваши тирады. Выберите один, самый существенный недостаток, который хотите искоренить, и говорите только о нем.

    3.Важно научиться сохранять спокойствие

    4.Необходимо исправлять ошибки

    5.Необходимо ставить реальные цели, которые ребёнок сможет и захочет достичь. Не надо ставить перед ним невыполнимые задачи, чтобы не провоцировать его на враньё. К примеру, если ребёнок допустил в диктанте 6 ошибок, не надо от него требовать, чтобы в последующем он не допускал их совсем, пусть он просто попробует сделать на пару ошибок меньше. Всем достигнутым и успешным результатам надо радоваться вместе со своим ребёнком.

    6.За знаниями? Чтобы ребенок ходил в школу не за отметками – не следует делать трагедии из «двойки», не надо и слишком радоваться «пятеркам». Ваш ребенок ходит в школу не за баллами, а за знаниями. Это и есть главная цель обучения. Отметки – не плата за работу, они только указывают на то, какой период пройден гладко, а где необходимо еще поработать. Некоторые родители чрезмерно увлекаются школьными отметками, у детей появляется «отметочная психология», девизом которой становится лозунг: «Пятерка» – любой ценой!». Дети начинают списывать, зубрить, подгонять ответ и очень огорчаются, когда получают «двойки» и «тройки». «Два» и «три», как же себя вести? Отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Может быть, ребенок что-то забыл сделать или доделать. Надо спросить: «Ты не смог выполнить задание, потому что не знал, как? Или отвлекался? Будешь теперь внимательнее следить за тем, что говорит учитель, правда?» Целиком полагаться на сознательность ребенка не стоит. Последите несколько дней, как у него идут дела, все ли уроки сделаны. Не исключено, что ребенок плохо усвоил материал. Тогда стоит самостоятельно позаниматься с ним, но делать это надо с осторожностью. Не все родители оказываются хорошими педагогами. Когда сын или дочь запутались в предмете, родитель, который нервничает, только ухудшает положение. Если «двойка» поставлена за неряшливость в тетради, родителям достаточно выразить свои огорчения и надежду, что ребенок будет стараться писать аккуратнее. Кстати, обилие помарок в тетради может свидетельствовать об определенных учебных трудностях ребенка, разобраться в которых поможет специалист – психолог или логопед. Специалисты помогут найти более короткий и безболезненный путь преодоления обидных помарок. Если вы будете заставлять ребенка десять раз переписывать текст, это может разрушить интерес к учебе (особенно у маленьких школьников). Будьте осторожны! 7.Будь уверенной совой! Бывает, что ребенок получает низкие оценки за устные ответы, хотя знает заданный материал. Ответить ему мешает волнение, которое возникает каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка не следует ругать за плохие отметки, его необходимо ободрить. А при домашней подготовке устных ответов можно «потренировать» ребенка, например, поиграв в театр. Ему стоит попробовать представить, что отвечает он не дома, а у доски, и говорит голосом не растерянного кролика, а уверенной совы из всеми любимой сказки о Винни-пухе. Соответственно и постарается почувствовать себя спокойно и уверенно. Обсуждение учителя под запретом Бывает, что дети высказывают обиду в адрес учителя. Родители, естественно, всегда стараются принять сторону ребенка, защитить его. Но главное, что всегда надо помнить взрослым, учитель не должен обсуждаться в присутствии ребенка. Ребенок может воспользоваться вашим мнением и начнет хитрить, не выполнять требования. Сомнения в действиях учителя помогут найти быстрое оправдание нерадивым и не очень прилежным ученикам своему собственному безответственному отношению к учебе. А доверие и взаимопонимание между родителями и учителем поспособствуют присвоению ответственности за собственные поступки. Главное умение, которое должно быть сформировано у школьника в начальной школе – умение учиться. Оно предусматривает и прилежание, и аккуратность, и усидчивость, и умение нести ответственность за свои поступки. Кроме этого, школьник должен овладеть определенными учебными навыками, найти способы, с помощью которых он сможет быстрее запоминать, усваивать необходимый материал, концентрировать свое внимание в нужное время, выделять главное в прочитанном и многое другое.

    9 советов от школьного психолога:

    1.Разделите себя и ребенка. Все, что было у родителей, совершенно не обязательно должно повториться в ребенке. У него могут быть другие способности и другие интересы.

    2.Дети сегодня - другие. Раньше ценность учебы была ярко выражена, детям нравилось учиться, и хотелось делать это не хуже других. Сегодня познавательный мотив уходит на второй план. Современным детям интереснее сидеть в Интернете, гулять по торговым центрам.

    3.Родителям сложно увидеть реальное положение дел. Возможно, у ребенка не те способности, на которые они рассчитывали. А может быть, он просто не был готов к школе физиологически или психологически.

    4.Нередко родители принимают отметки ребенка, как оценку собственной работы по воспитанию чада.

    5.Системны ли плохие отметки? Случайные бывают у кого угодно. Если они появляются постоянно, поймите причину - тут их может быть масса. Возможно, ребенку некомфортно отвечать в классе или он боится большой аудитории.

    6.Когда причины выявлены, должна начаться работа. Ребенка необходимо заинтересовать учебой и нацелить на результат. Надо понимать, что отметка в дневнике - вторична, а первичны знания. Допустимо заменять познавательный мотив другими. Например, родители предлагают ребенку сделать аккуратно и правильно домашнее задание, и тогда он получает возможность погулять с друзьями или поиграть на компьютере.

    7.Хвалите ребенка за любые достижения. Так вы погружаете в ситуацию успеха. И ребенок сам втягивается в учебный процесс. Стремление добиться успеха может стать хорошим мотивом.

    8.Не сравнивайте ребенка с другими детьми по принципу: другие могут - и ты должен суметь. Итогом таких сравнений может стать развитое чувство отчаяния, которое не способно привести ни к чему хорошему.

    9.Ни в коем случае не наказывайте за плохие отметки. Ребенок и так постоянно находится в ситуации неуспеха. Руганью родители эту ситуацию усугубляют. Так школьник может отчаяться и окончательно потерять интерес к учебе.


    Ребенок может избежать наказания от родителей за плохую отметку, если будет знать, как себя вести. На самом деле, грамотные родители никогда не проявят агрессию по отношению к своему чаду, пусть даже и неуспевающему в школе. Потому что внимательные взрослые знают: столкнувшись с агрессией, ребенок, а тем более подросток, тут же закроется от внешнего мира, и никакое воспитание на него уже не подействует.

    Прискорбно, но не все родители отличаются глубокой мудростью. Многие мамы идут путем чтения нотаций, осуждения и угроз. Некоторые папы могут высмеять своего ребенка за плохую отметку, наговорить неприятных слов и наказать. Конечно, это неверный подход. В данной ситуации ребенок или подросток своим примером должен показать родителям выход из ситуации.

    Объяснение причин неуспеваемости

    Первое, что нужно сделать, когда плохая оценка уже красуется в дневнике, это постараться объяснить родителям причину неуспеваемости. Возможно, тема была слишком сложной для восприятия. Поясните, что с радостью исправили бы положение дел, если бы кто-то помог понять предмет.

    Искренность творит чудеса, даже не с самыми мудрыми родителями.

    Если имеет место конфликт с преподавателем, об этом тоже нужно сообщить родителям. Любой взрослый знает, как сложно доказывать свою состоятельность, если к тебе придираются или вовсе игнорируют. Следует рассказать все, как есть. Вероятно, учитель действительно ведет себя некорректно, и это влияет на успеваемость. Пусть родители разбираются с преподавателем.

    Плохое самочувствие снижает внимание и концентрацию. Если плохая оценка появилась в результате болезни, родителям следует об этом знать. Ежегодно школьная программа ужесточается, а здоровье современных детей ухудшается. Ни в коем случае ребенок не должен ждать наказания за плохую оценку, если он был болен или плохо себя чувствовал.

    Контакт с родителями

    Чтобы хорошо учиться и получать от процесса удовольствие, нужно перестать бояться осуждения и наказания в случае провала. Для этого нужно наладить контакт со своими родителями. Нужно вводить их в курс дела, рассказывать о своих проблемах в школе, делиться впечатлениями от уроков.

    Страх – не лучший помощник в повышении успеваемости.

    Иногда достаточно один раз рассказать о своих переживаниях по поводу плохой отметки, чтобы родители встали на сторону своего ребенка, перестали его наказывать и помогли достойно окончить обучение в школе. Только взаимный контакт с мамой и папой рождает доверие. А доверие исключает страх наказания за плохую оценку.

    Нам так хочется, чтобы ребенок вырос успешным, что иногда мы перегибаем палку. Например, требуем приносить высокие оценки и ругаем за низкие, веря, что хорошая оценка равна крепким знаниям. Но ведь это далеко не всегда так. Так стоит ли наказывать детей за плохие оценки?

    Источник фото: pixabay.com

    В круговороте дней находим время только на то, чтобы властным голосом спросить: а что ты сегодня получил в школе? Или же, наоборот, считаем, что успешность неважна, и советуем: да не волнуйся ты за оценки, мол, все гении плохо учились.

    Как правильно реагировать на низкие оценки, чтобы мотивировать, а не отпугнуть ребенка от обучения?

    Система оценок в школе создана для того, чтобы побуждать детей учиться

    На практике часто получается так, что одноклассники конкурируют между собой за лучшие оценки, и эта конкуренция не всегда здорова.

    Некоторым из отличников завидуют, некоторых презирают, обзывая «ботанами», поэтому высокие оценки - еще не признак успеха. Зато низкие баллы часто наоборот демотивируют, совершенно отворачивают от учебы - мол, если я получаю плохие оценки, зачем вообще учиться? Оценки также и не являются мерилом знаний. Все мы знаем (в том числе и вспоминая собственные школьные годы), что оценку можно повысить благодаря рефератам, стенгазетам или даже старательной уборке в ​​классе.

    Имеет ли это какое-либо отношение к знаниям? Конечно, нет.

    А в наше «интернетное» время даже для реферата или сочинения не надо ходить в читальный зал или составлять план повествования - достаточно нажать кнопку «Скачать» - и готово!

    Оценки воспринимаются как валюта, которой можно расплатиться

    Например, от родителей можно получить желаемые игрушки, развлечения или карманные деньги. От одноклассников - признание. От учителей - хорошее отношение. Высокие баллы в аттестате не гарантируют, но повышают шансы попасть в престижный вуз.

    Так стоит ли родителям слишком беспокоиться об оценках? И да, и нет.

    • С одной стороны, ругать за оценки не следует.

    Во-первых, ребенку действительно может «не идти» материал или вообще весь предмет. Поэтому, ругая за оценки, вы унижаете ребенка. По этой же причине нельзя ни смеяться, ни угрожать.

    Ребенок и без вас может находиться в стрессе, а вы еще и способствуете его низкой самооценке. А для того, чтобы начать хорошо учиться, надо быть спокойным и уверенным в своих силах.

    • Во-вторых, ребенок может подумать, что вы любите его только за хорошие оценки, а не просто так.

    Такое отношение может глубоко оскорбить ребенка, сделать его закрытым или даже нечестным. Иногда и одного скандала хватит, чтобы ребенок начал скрывать от вас свою школьную успеваемость, прятать дневник, подтирать плохие оценки, и главное - не доверять вам.

    Исследования показывают, что сочетание низких баллов со строгим родительским контролем повышает риск развития или усиления у детей комплекса неполноценности, энуреза, расстройств сна, тиков, заикания, истерик и даже может спровоцировать склонность к самоубийству.

    Однако как действовать, если ваш школьник, который раньше учился хорошо, вдруг стал приносить плохие оценки?


    Источник фото: pixabay.com

    Попробуйте разобраться, что именно стало причиной школьной неуспеваемости

    Ведь плохая оценка - не всегда признак низкого уровня знаний.

    Возможно, ребенок плохо себя чувствовал, переживает конфликт с учительницей или одноклассниками, растерялся и забыл выученное, перепутал и ответил не на тот вопрос... Причин много.

    Но и если ребенок действительно не выучил, не разобрался - для этого тоже есть какая-то причина. Может, она лежит на поверхности (сложная или скучная тема) или спрятана глубже. Помогите ребенку преодолеть ее, даже если это банальная лень.

    Не стоит также торговаться с ребенком за оценки: мол, закончишь семестр по английскому на «отлично», поедем на каникулах кататься на лыжах. Такая практика вообще не является хорошим воспитательным методом, хотя она, возможно, иногда эффективна. Таким образом вы только провоцируете ребенка гнаться за оценками.

    Вместо этого попробуйте заинтересовать именно получением знаний, расскажите, какие преимущества это даст.


    Источник фото: pixabay.com

    Так, может, пусть учится, как хочет?

    В такие крайности вдаваться тоже не стоит. Ребенок может чувствовать себя брошенным; кроме того, оценки действительно могут быть симптомом проблем, которые вы могли бы помочь решить.

    Сводить на нет любую мотивацию ребенка фразами типа «оно тебе не понадобится», «еще никто без этого не умер», «я тоже этого не знаю, и прекрасно живу» также не надо.

    А нужно ли, в таком случае, хвалить за хорошие оценки?

    Конечно, но непрямо - не говорите ребенку:

    Ты молодец, потому что получил "отлично".

    Говорите:

    Ты молодец - так хорошо выучил, что на ‘отлично’ ответил!.

    И вообще - старайтесь как можно меньше обращать внимание на полученные баллы, обращайте внимание на полученные знания и на чувства ребенка.

    Может, это и не станет залогом добросовестной учебы, но сохранит нервы и вам, и вашему школьнику.

    Источник: sittersglobal.com

    А для вашего школьника важны оценки? А для вас?

    Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом

    Доброго дня, уважаемые родители! Признайтесь, у кого из вас в школьные годы не было в дневнике плохих отметок? Даже если кто-то и , наверняка двойки были у каждого.

    А теперь вспомните, какова была реакция ваших родителей? Скорее всего, Вы наталкивались на суровый взгляд отца или повышенный голос матери, готовых в сию же минуту отправить Вас мести метлой дворы или тряпкой намывать подъезды. Ведь именно такую перспективу даже сегодня многие родители прочат своим «преуспевающим» в учёбе детям.

    А как на самом деле правильно: ругать ли ребёнка за плохие оценки, хвалить ли за то, что он ещё хоть как-то умудряется «переваливаться» из класса в класс либо успокаивать получившего «неуд» отличника, что «у всех бывает»?

    План урока:

    Как оно часто бывает

    Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

    Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

    Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

    Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке. Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют. И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

    И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

    Важность отметок

    В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

    При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

    Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

    Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

    И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

    • Это может быть слишком сложная , которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
    • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
    • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.

    А как должно бы быть?

    Итак, теперь для нас очевидно, можно ли отчитывать своего школьника за плохие оценки. Нет, не можно! Родительская ругань – не помощник в учёбе, а лишь повод поселиться неуверенности и вызвать отвращение ко всему учебному процессу в принципе.

    Так что же нам, возмущённым родителям делать? Вед тут «палка о двух концах». Если не обращать внимание совсем, так можно и запустить всю учёбу, поднять которую на должный уровень будет ой как сложно.


    Ну как, убедила вас в том, что в вопросе с оценками работает метод пряника без кнута? А вы как боретесь с плохой успеваемостью? Рассказывайте в комментариях) Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

    Побольше вам пятерок!