Чему нас могут научить наши дети? Чему нас учат дети? Наши дети учат нас огромному терпению, потому как, не обладая этим качеством воспитать ребёнка практически невозможно, да и в дальнейшей нашей жизни, такая черта, как терпение не будет лишней помехой.

Дети - наши учителя

Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это наши лучшие учителя! Я часто спрашиваю на семинарах по воспитанию детей: «А чему вы учитесь у ваших детей?» Часто аудитория недоумевает: «А чему мы должны у них учиться? Мы их учим всему необходимому!» Я позволю себе не согласиться с этим. Мы не способны воспитывать кого-либо и тем более своих детей, если сами не находимся в потоке познания Жизни. Давайте задумаемся, чему же все-таки могут научить нас наши дети!

Дети учат нас способности жить настоящим (здесь-и-сейчас ). У взрослых людей очень много времени проходит в мыслях о будущем и в воспоминаниях. Многие люди живут одними воспоминаниями. Многие - одними мечтами. И что интересно - ни среди "мечтателей", ни среди "вспоминателей" счастливых людей вы не обнаружите. Счастливы лишь те, кто живут настоящим. Дети же живут по принципу "есть только миг между прошлым и будущим - именно он называется жизнь", и во многом это объясняет то, почему практически все дети, какими бы тяжелыми не были условия их жизни, счастливы.

Они наши учителя в развитии способности к необусловленной любви . Дети любят родителей не за что-то, а потому что любят (по крайней мере, в младшем возрасте). Я рекомендую родителям самим посмотреть мультик «Просто так!» и учиться принципу бескорыстия у своих детей.

Также мы можем, наблюдая за своими детьми, учиться физической и психологической гибкости . Именно психологической гибкости не хватает многим людям, когда перед ними возникают сложные проблемы.

Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему . Большинство взрослых "запирают дверь" в свое сердце. В какой-то степени это необходимо, ибо, учитывая несовершенство людей, можно предположить, что в "открытое сердце" могут, извините, нагадить. Но постоянная закрытость приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. И отношение мира к человеку, который все время закрыт для него, соответствующее.

Дорогие взрослые, а вы давно удивлялись? Наши дети пришли, чтобы научить нас способности удивляться . К сожалению, часто приходится слышать, как многие взрослые с гордостью заявляют о том, что их уже ничем нельзя удивить. Чем тут гордиться - непонятно. Отсутствие способности удивляться у взрослого человека вовсе не говорит о том, что он стал очень мудрым. Напротив, мудрец удивляется каждый миг самым простым (в нашем понимании) вещам: травинке, листу, упавшему с дерева, солнечному лучу и т.п.

Вы наверняка обращали внимание на то, насколько естественны и просты дети . Поведение взрослого человека во многом неестественно. Оно обусловлено различными правилами, установками, привычками, законами, которые определяют нашу социальную жизнь и в большинстве своем не являются природными.

Еще один урок нам, взрослым, - это способность детей к необусловленной радости . Радость взрослого человека в подавляющем большинстве случаев связана с чем-либо: радость от встречи с другом, радость от вовремя выданной зарплаты, радость от хорошего урожая на огороде и т.п. Есть и другие радости. Морис Метерлинк в "Синей Птице" указывает на следующие Великие Радости: "Великая Радость - Быть Справедливым", "Радость Быть Добрым", "Радость Завершенного Труда". "Радость Мыслить", "Радость Понимать", "Радость Созерцать Прекрасное", "Великая Радость Любить" и др. Но все эти радости, и великие, и мелкие, лишь частички единой, настоящей радости – радости, обитающей внутри нас, для которой, собственного говоря, и причины особенно не нужны. Все наши мелкие или даже "великие" радости являются лишь поводом для проявления той настоящей радости, которая есть в каждом из нас. Чем больше таких поводов для ее проявления будет, чем чаще она будет проявляться, тем скорее мы сможем приблизиться к такому состоянию души, когда радость, беспричинная радость будет наполнять своим светом каждый прожитый нами день.

Вы замечали, что у детей отсутствуют условности и ограничения, стереотипы и шаблоны ? Чем старше человек становится, тем больше его ум "опутывают" разнообразные условности и ограничения, а стереотипы "создают" своеобразную стену, из-за которой не видно новых путей. Общение с детьми, сознательное желание у них научиться чему-либо может помочь, если не разрушить эту стену и порвать путы, то хотя бы ослабить их воздействие.

Легкость в восприятии нового – еще один ценный урок, приготовленный нам нашими детьми. Объяснение того, почему человеку так трудно приспособиться к изменениям, лежит в его природном консерватизме, который являлся и, наверное, и сейчас является необходимым условием выживания. Любое действие человека, раз оно не привело в прошлом к гибели, уже имеет определенное преимущество перед другими, неопробированными действиями, уже дает некоторую гарантию выживания, и организм стремится повторить его и превратить в привычку. Поэтому консерватизм вполне природное явление, свойственное всем живым существам. Но у человека консерватизма должно быть в меру, иначе никакого развития не будет.

Очень верно заметил Г.К.Честертон: "Все мы гении, пока нам не исполнится десять лет". И действительно, всем детям (пока родители, детский сад и школа не "заблокировали" им каналы творчества) свойственно постоянное творчество. Родители, которые понимают это и стараются, чтобы творчество было частью и их жизни, позволяют ребенку остаться творческой личностью и тогда, когда он вырастет.

Многие взрослые люди живут мечтами. Мечтательность, возможно, в какой-то степени и хорошее качество, но только в том случае, если мечтаем мы в меру (иначе мечты заслоняют реальность, и возникает множество проблем). А еще лучше, если человек с возрастом не утратил способность жить в стране Фантазии. В детстве мы все были жителями этой страны, но по мере взросления покидали ее. И только немногие взрослые могут хотя бы изредка в нее возвращаться. Не стоит думать, что время, проведенное в стране фантазии, пропадает зря, напротив, это не только великолепный отдых, но и колоссальный толчок к развитию (да и для здоровья весьма полезно). Так, что учитесь фантазировать вместе с детьми !

Ну и конечно, нам стоит поучиться у детей способности быть счастливыми . Русский философ Григорий Померанец писал: "Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и отца и любит их. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором - и проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным: небу, дереву, человеку".

И если мы, взрослые, способны откликаться этим рокам любви, предлагаемым нашими маленькими учителями, значит мы готовы стать любящими родителями. Тогда наши отношения с детьми будут праздником естественной жизни и безусловной Любви!

Взаимоотношения с детьми, воспитание детей – процесс не простой, но увлекательный и интересный, особенно для людей, которые готовы учиться всю жизнь.

Восточная мудрость гласит:

«Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя»

Наши дети – это наши лучшие учителя. У некоторых людей вопрос о том, чему они учатся у своих детей, вызывает недоумение. Они считают, что у маленьких человечков нечему учиться, поскольку сами их учат и воспитывают. Однако для того, чтобы кого-то воспитывать, надо самому находиться в потоке познания Жизни.

А может все-таки наши дети способны нас чему-то научить? Давайте задумаемся!

Жить здесь и сейчас!

Большинство людей живет либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями. Однако, что интересно, ни среди «вспоминателей», ни среди «мечтателей» вы не найдете людей, которые были бы полностью удовлетворены своей жизнью, были бы счастливы. Счастливы те люди, которые живут настоящим и это объясняет тот факт, почему почти все дети счастливы, даже если живут в тяжелых условиях. Дети живут по принципу:

«Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь.»

Дети помогают нам вспомнить о том, что можно любить не за что-то, а просто так. Ведь они любят родителей именно так, бескорыстно.

Многим людям, когда они сталкиваются с какой-то проблемой, не хватает психологической гибкости. Дети намного гибче воспринимают реальность .

Большинство взрослых закрыто для окружающих, в отличие от детей, которые открыты миру . Закрытость в той или иной степени необходима, но ПОСТОЯННО закрытый человек начинает негативно воспринимать окружающий мир и себя в нем. В ответ со стороны окружающих он получает соответствующее отношение.

Нередко приходится слышать, как человек говорит, что его ничем нельзя удивить. Однако то, что человек утратил способность удивляться вовсе не говорит о том, что он стал мудрецом. Дети могут нам помочь вернуть эту утраченную способность.

Взрослые часто ведут себя неестественно, что обусловлено различными установками, правилами, традициями, привычками. В отличие от взрослых дети в большинстве случаев естественны и непосредственны .

Еще один урок, который могут преподать нам дети – это способность к необусловленной радости . Ребенку не нужны какие-то особые поводы, он может быть радостным без особой причины.

Чем старше становится человек, тем больше, как правило, его «опутывают» различные условности, ограничения, стереотипы, которые подавляют способность видеть и воспринимать новое. В жизни маленького человека условности, шаблоны и стереотипы отсутствуют. Взаимоотношения с детьми, осознанное желание научиться у них чему-нибудь, может если не порвать «путы» условностей, то хотя бы значительно ослабить их воздействие.

Дети легко воспринимают новое. Консерватизм, некоторые опасения перед неопробованными действиями являются необходимыми условиями выживания. Однако консерватизма должно быть в меру, иначе человек остановится в своем развитии.

Всем детям присуще стремление к творчеству. И от родителей во многом зависит заблокируют ли они эти каналы творчества или поймут и поддержат ребенка, и тогда он будет творческой личностью и во взрослой жизни. Дети обладают способностью жить в стране Фантазии и по мере взросления покидают ее. Лишь немногие взрослые изредка в нее возвращаются. Фантазируйте вместе детьми! Это .

И конечно же, у детей нужно учиться способности быть счастливыми .

Русский философ Григорий Померанец писал:

«Можно быть счастливым беспричинно. Можно быть счастливым, несмотря на неудачи, даже несчастья. Ребенок всегда способен к счастью и счастлив, когда играет, когда чувствует любовь матери и любит ее. А многие большие люди слишком озабочены для счастья. Они думают о завтрашнем дне (или о вчерашнем), о том, какие несчастья были с ними или могут быть, каких внешних условий счастья им не хватает, с утра до вечера делают работу, которая сама по себе не радует их, лишь бы не умереть под забором. Они проходят мимо счастья, которое все в настоящем, в сегодняшнем дне и не в вещах, а в нашей способности откликаться вещам - простым, естественным, дарованным – небу, дереву, человеку».

В последние годы в стране произошел настоящий взрыв рождаемости. И Октябрьский не исключение: там и тут в поселке беременные и мамы с колясками. И, конечно, все родители хотят, чтобы их дети были всесторонне развиты. Поэтому спрос на всевозможные "развивашки" сейчас высок, как никогда. Мы встретились с Татьяной Борисовой, педагогом и психологом, руководителем детского клуба Юнга, чтобы поговорить о том, на что нужно обращать внимание при выборе детского клуба и как можно развивать ребенка, если на "развивашки" у родителей нет времени и денег.

Татьяна, расскажите о вашем детском клубе «Юнга»: какие у вас есть секции, кружки, направления, для какого возраста и так далее.

В этом учебном году мы презентовали новое расписание для детей от 1 года до 6 лет и даже для грудничков с 2-х месяцев. Это стало возможно благодаря тому, что в фитнес клубе «Капитан» произошла реорганизация: детский клуб «Солнышко» сменил не только название на ДК Юнга, но и изменил принципиальный подход в работе.
В первую очередь, мы стали более открытыми, теперь каждый ребенок может к нам прийти на мастер-класс, записаться в ту или иную секцию, для этого не обязательно покупать годовую карту.
Во-вторых, мы открыли дополнительные спортивные и танцевальные секции с малочисленными группами, а также подготовку к школе, индивидуальные занятия с логопедом и английский языком.
И, наконец, существенно разнообразили расписание групповых программ детского фитнеса для ребят, посещающих детский садик. У нас есть развивающие и творческие уроки, спортивные занятия, занятия в бассейне, дзюдо, ритмика, детская зумба, занятие по музыке, групповые логопедические занятия.
А также мы проводим регулярные занятия по рисованию, лего-конструированию, английскому языку, у нас есть театральная студия и даже развивающие занятия в соляной пещере!
Для самых маленьких мы предлагаем грудничковое плавание в отдельной аква-зоне с подогреваемым бассейном, и утренний комплекс развивающих и спортивных занятия для малышей, которые не ходят в детский садик. Кстати, в эту субботу 1 октября мы будем проводить в нашем детском клубе открытые творческие занятия по теме «Золотая осень». Начало в 10:30. В нашей группе Вконтакте уже вывешена информация с расписанием - каждая возрастная категория будет разбита минут на тридцать-сорок. Мы будем рисовать, лепить, делать поделки, использовать природные материалы, а потом - танцевать!

Есть такое мнение, что сейчас слишком большое внимание уделяется раннему развитию детей. Родители начинают активно «развивать» детей еще с младенчества, но при этом нельзя сказать, что современные дети стали более эрудированными, умными, сообразительными. Есть ощущение, что наше поколение 30-летних все-таки было более эрудированным в своем детстве. Как Вы считаете, есть ли реальный смысл с такого раннего возраста заниматься развитием детей?

Новое время диктует новые условия. Сейчас, к сожалению, жизнь стала более опасной, и родители элементарно боятся отпускать своих детей на улицу. Дети стали фактически изолированы от общения друг с другом. И дома зачастую ребенок проводит больше времени за компьютерными играми, а не за книжками. В то же время изменился и формат образования. Сейчас настолько много информации, что школы должны больше акцентировать внимание не на запоминании каких-либо фактов, а на умении искать нужную информацию. Поэтому, действительно, в современном мире уровень эрудированности детей несколько снижен.

На самом деле существуют как плюсы, так и минусы раннего развития - впрочем, как и в любом другом вопросе. Один из плюсов в том, что ребенок, посещая школу раннего развития, оказывается в определенной развивающей среде. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность купить разнообразные пособия, подготовить необходимое количество материала и регулярно заниматься с ребенком. Дома всегда находится много дел и мамам тяжело освободить время для целенаправленной игры с малышом. Помочь родителям и создать правильную развивающую среду - это задача детского клуба.

Второй плюс: когда ребенок ходит в такую школу развития, он приучается к самостоятельности, к тому, что определенные обязанности он должен делать сам. Мама ему только помогает, направляет. Дома родителям проще что-то сделать самим: самим одеть ребенка, налить ему стакан воды, убрать игрушки и так далее. На занятиях же дети приучаются к самостоятельным действиям. Если ребенок играет с какой-то игрушкой, он должен обязательно поставить ее потом на место. Если ему нужно пройти по сенсорной дорожке, он должен снять сандалики. Мы всегда рекомендуем, чтобы детки это делали самостоятельно, а мамы только немножко помогали. Раньше всю эту функцию обучения навыкам самостоятельности выполняли воспитатели детского сада, причем с довольно раннего возраста: декретный отпуск был коротким. Поэтому домашние детки, конечно, сильно отличаются от тех, которые ходят в детский сад. Они менее самостоятельны, у них меньше навыков самообслуживания.

Следующий момент, чем хороша такая школа раннего развития - это расширение кругозора. Родители, как правило, могут рассказать только то, что они знают сами, то, что входит в их поле зрения. Любой детский клуб должен предоставляет тематическое планирование на учебный год, каждая тема разбирается в соответствии с возрастом ребенка. Конечно, детям не будут давать углубленные знания по садоводству, но нужно отличать овощи и фрукты друг от друга, знать, что овощи растут в огороде, а фрукты - в саду, что это действительно разные понятия и т.д. Здесь родители не всегда могут сориентироваться. Если мы берем детей старшего дошкольного возраста - 5-6 лет - то при подготовке к школе педагогический состав сильный упор делает на описание того, что происходит в окружающем мире. Например, объясняют, что такое погода, что такое осадки. Идет работа над расширением кругозора, на определение понятий, на классификацию различных предметов, что к чему относится, как это можно описать, охарактеризовать и так далее. Иногда дома даже и не задумываешься о том, чтобы рассказать подобные вещи. Поэтому здесь дается информация именно с точки зрения педагога на более доступном для ребенка языке. Из-за отсутствия времени у родителей, чтение различных детских книжек и энциклопедий зачастую сводится к минимуму. И, конечно, иногда родителям удобнее привести ребенка на развивающие занятия, где ему за какой-то промежуток времени дадут ту информацию, которую они сами не в состоянии заранее дома подготовить: подготовить материалы, картинки, сопутствующие игры, игрушки и так далее. Все это может предоставить детский клуб.

Четвертым плюсом я отмечаю навыки и умения работать в коллективе, умение слышать педагога, умение подчиняться общим правилам и выполнять какую-то определённую коллективную деятельность. Это касается детей, которые не ходят в детский сад. Детки, которые ходят в садик, уже приучены к такой деятельности: сейчас мы все вместе идем гулять, а сейчас мы все вместе позанимаемся, все вместе порисуем. Дети, которые не посещают детский садик, живут в более свободном формате. Часто родители не готовы соблюдать какой-то определенный режим, распорядок дня - в основном это все подвластно текущим потребностям взрослых. Бывает, что ко мне на групповые занятия приходят детки, которые в группе работать не умеют: они не могут посидеть, подождать своей очереди, они, как мячики, выпрыгивают со своих стульчиков, что-то хотят, тут же в руки берут и так далее. Мамы отмечают при этом, что дома они себя ведут спокойно, могут 15 минут сидеть и заниматься одной деятельностью. Но работа индивидуальная и работа в группе - это совершенно две разные деятельности. Конечно, ребенку гораздо тяжелее привыкать работать в коллективе. И, конечно, школа раннего развития позволяет это сделать.

Еще один немаловажный момент - это умение взаимодействовать с другими детьми. Но здесь есть как плюсы, так и минусы. Если мы говорим про ребенка, который сидит дома и не посещает детский садик, то это хорошая альтернатива - научиться работать в коллективе. Тем не менее она не заменяет полностью коллектива в детском саду. Любой коммерческий детский сад проводит занятия в мини-группах по 10-12 человек. В обычных садах в группе может быть до 30-35 детей одновременно. Там воспитатель физически не может вмешиваться во все спорные ситуации, и дети быстрее учатся договариваться между собой. В мини-группах в коммерческих детских центрах, как правило, педагог контролирует ситуацию, и решение проблемы всегда идет с помощью взрослого. В качестве подготовки к обычной школе - это не самый лучший вариант, потому что в школе ребенок остается один на один с детьми, с педагогами, и он, конечно, должен иметь определенные навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.

Если же говорить про минусы школы раннего развития… Детских центров сейчас очень много, программы предоставляются разнообразные, какие-то действительно корректные, а какие-то «кто во что горазд», поэтому нужно внимательно подходить к выбору детского центра. Конечно, все занятия должны быть по возрасту. Сейчас очень часто детей начинают учить азбуке, цифрам, числам чуть ли не с пеленок. С одной стороны, для родителей это хорошо, потому что приятно похвастаться перед соседями, что ребенок уже знает алфавит. С другой стороны, не совсем понятно, зачем это нужно ребенку в два года. На мой взгляд, как профессионала, ребенку гораздо важнее научиться самостоятельно одеваться, нежели знать все буквы. По возрасту это ему гораздо необходимее.

Следующий минус в том, что работа идет в мини-группах, и ребенок приучается к такому формату взаимодействия. Если он из школы раннего развития попадает в обычную школу, для него это может быть неким шоком, потому что в обычной школе все организовано совершенно иначе: в классе 30 человек и все разные, нет доброй тети рядом, которая поможет разрешить конфликты. В школе идет уже полностью самостоятельная деятельность.

Выбирая формат раннего обучения, нужен поиск золотой середины. Очень часто родители перегибают палку, они начинают делать акцент на интеллектуальном развитии, натаскивают ребенка на знание форм, размеров, цвета, букв, чисел, умение складывать, вычитать, читать слова. Но при этом ребенок физически не развит. Дети не могут водить хороводы, потому что им трудно с первого раза взять друг друга за руки, дети не умеют прыгать на одной ножке, на другой ножке, попеременно. Я молчу про детей 2-3 лет, я реально говорю про детей 5-6 лет. Ведь важно не то, чтобы ребенок был эрудированным интеллектуалом, который поражает всех энциклопедическими знаниями, - гораздо важнее, чтобы ребенок был всесторонне развит. Все-таки в дошкольном периоде дети должны больше играть, гулять, бегать, прыгать, скакать. И действительно часто встречается, когда детей водят только на «развивашки», но при этом забывают про спортивные занятия. Поэтому при выборе детского центра нужно учитывать, чтобы развитие было всесторонним, чтобы не забывали про «физику», потому что через развитие координации движения, через развитие самостоятельности также идет и психологическое развитие, интеллектуальное развитие. Я, как специалист, работая с малышами,большое внимание уделяю тому, чтобы дети правильно научились бегать, прыгать, вставать на гимнастическую скамью, ходить самостоятельно, держать равновесие. Бывают случаи, когда элементарно учишь ребенка тому, на какую высоту нужно поднять ногу, чтобы преодолеть препятствие. Так что очень важно помнить о том, что все-таки не только «алфавиту» нужно учить.

Еще один минус школы раннего развития заключается в том, что мы не всегда знаем, какие педагоги ведут занятия. В связи с тем, что сейчас открывается большое количество детских центров, у меня всегда возникает вопрос: где они берут столько подготовленных кадров для работы с малышами? Поэтому нужно внимательно выбирать и смотреть, кто с детками занимается.

И еще. Сейчас существует большое количество всевозможных вариантов и школ раннего развития. Самые известные - по системе Монтессори. Есть и другие направления. Если вы идете за веяниями каких-то определенных тенденций, важно понимать, что будет потом, насколько ребенок будет адаптирован к обычным условиям. К примеру, ребенку, до 6-7 лет посещающему Монтессори-клуб, возможно, будет сложнее переключиться на общеобразовательную программу, если родители решат отдать его в обычную школу. Это нужно понимать и к этому нужно быть готовым.

Здесь есть особенности в зависимости от возраста ребенка. Я скажу общие критерии, но, тем не менее, они индивидуальны в зависимости от возраста.

Во-первых, нужно посмотреть на самого ребенка. Какой он? Он больше активный, ему нужна активная деятельность, или он усидчивый и готов долго заниматься однообразной деятельностью? Т.е. в первую очередь мы смотрим на ребенка, что ему нужно и нужно ли ему это вообще. Ведь есть такие дети, которые в принципе не готовы пока чем-либо заниматься конкретным.

- А как определить, что ребенок еще не готов?

Это в большей степени относится к малышам. Часто родители спрашивают, когда нужно отдавать ребенка на «развивашки» - в год, полтора, два, два с половиной, три. Все очень индивидуально. Если ребенок непоседа, отдавать его на развивашки в полтора-два года смысла особого не имеет, потому что развивающие занятия предполагают некую усидчивость. Вырабатывать усидчивость можно и в полтора года, но, если дети непоседы, они не совсем понимают, зачем им нужно сидеть, что-то там слушать и лепить, когда они хотят прыгать и скакать.

Так вот, возвращаясь к выбору детского клуба. Первое - это выбирать занятия согласно возрастным критериям. Если ребенку 5-6 лет, совершенно спокойно можно его вести на спортивные секции: футбол, хоккей и так далее. В 3-4 года лучше водить и на небольшие развивающие занятия, и на какие-то спортивные занятия: это может быть хореография, гимнастика, плавание. Если мы говорим про малышей от полутора до трех лет, то совершенно спокойно выбирайте развивающие занятия, но нужно смотреть по темпераменту ребенка: готов ли он работать в коллективе или он больше привык работать индивидуально.

Следующий момент - это сам центр и по какой системе он работает. Либо это система Монтессори, либо это все остальные детские клубы, которые делятся на две категории. В первой категории те, которые работают по франшизе, например, детский клуб «Сёма» или «Бэби-клуб» - у них единая программа на всей территории РФ, они поддерживают определённое качество, стандарты, разрабатывают собственные методики. Во второй категории все остальные клубы, которые работают либо по собственным программам, любо привлекают различных специалистов, которые работают уже по своим методикам, дают некую выжимку.

Третий критерий - это насколько разнообразен перечень предоставляемых услуг, чтобы вам не пришлось водить ребенка в разные места: сюда мы водим на плавание, сюда мы водим на «развивашки», а сюда мы водим на танцы. Конечно, удобно, чтобы это все было в одном детском клубе, и, как правило, сейчас детские центры так и стараются работать.

Четвертое - это, конечно же, педагогический состав. Здесь, как в известной фразе, «кадры решают все». Нужно собирать отзывы родителей, где какие педагоги нравятся, куда лучше пойти, к каким педагогам. Но я всегда рекомендую не привязываться к одному конкретному педагогу, потому что все мы люди и все мы действуем отчасти механически. Человек, который работает в определенной методике, дает информацию в едином формате. Смена педагогов позволяет ребенку ориентироваться в том, что на разные предметы можно смотреть с разных сторон. На развивающих занятиях в разновозрастной и разноуровневой группе одну и ту же игру я могу преподнести по-разному: по-разному звучит вопрос, и манера подачи информации разная у педагогов. Поэтому я рекомендую все-таки не бояться смены педагогов. Можно ходить к разным людям и смотреть, как они общаются и подают информацию.

Еще один из немаловажных пунктов - это близость детского клуба либо к дому, либо к детскому садику. Есть такой факт: если мы приезжаем на работу за 30 минут, то все в порядке; если мы приезжаем на работу за час, то уже теряется 10% работоспособности. Нет смысла тащить ребенка на другой конец города, потратив на это 2 часа, для того чтобы 30 минут позаниматься. Конечно, это тоже важно.

Вы сказали о том, что нужно смотреть по ребенку - кому-то нужно больше "физики" давать, кому-то больше интеллектуального развития в зависимости от того, насколько ребенок в той или иной степени уже развит, т.е. учитывать его природные склонности. А есть мнение, что наоборот - ребенка нужно "прокачивать" в тех направлениях, где он наиболее слаб. Т.е. если ребенок он неусидчив, то мы его все-таки стараемся усаживать за стол и увлекать в этом направлении. Имеет ли это смысл, как Вы считаете? И в каком возрасте это стоит делать?

То, что Вы говорите, абсолютно верно. Действительно нужно усиливать слабые стороны. Изначально я говорила о том, что в большей степени многое зависит от темперамента ребенка. Если ребенок сам по себе очень активный, и он предпочитает активную деятельность, то сразу его сажать на 40 минут за парту смысла особого нет. Второй момент - по поводу того, с какого возраста нужно способствовать вырабатыванию тех или иных качеств. Здесь тоже все очень индивидуально. Если мы говорим про малышей, то я рассматриваю школу раннего развития как социализацию и хорошую подготовку к походу в обычный детский садик. Потому что, когда ребенок приходит вместе с мамой на развивающие занятия, он в комфортной обстановке потихонечку приучается к определенным правилам. Педагог старается действовать через маму. Авторитет мамы непоколебим. Поэтому вырабатываются определенные правила поведения на занятиях, и мы стараемся ребенка к ним приучать. Как специалист, работающий с младшими дошкольниками, на занятиях с мамами и малышами, могу вам сказать, что дети приучаются к порядку гораздо быстрее, чем родители. С родителями работать гораздо сложнее. Поэтому, если вы планируете в 2,5-3 года ребенка отдать в детский сад, то имеет смысл за год до этого начать ходить на развивающие занятия, где спокойно ребеночек начнет приучаться к определенному порядку: сейчас у него есть возможность побегать, самостоятельно поиграть, а сейчас он вместе со всеми сидит за столом и что-то рисует или лепит, а вот сейчас он вместе со всеми играет в игру «найди грибочек». Так ребенок постепенно приучается к тому, что есть определённые правила поведения в конкретный промежуток времени в конкретном месте. Соответственно, когда он пойдет в обычный детский садик и останется наедине с чужим взрослым, ему будет проще адаптироваться, потому что он будет понимать, что его привели в такое место, где есть такие правила, но ничего страшного вокруг не происходит. У меня самой ребенок непоседа, который не мог сидеть за столом, и я его действительно целенаправленно готовила к обычному детскому садику. В какой-то момент я его заставляла сидеть. Но это не значит, что его нужно ломать, привязывать и держать у стола. Конечно же, нет. Но, тем не менее, здесь важно соблюдать определенную последовательность. Если у вас ребенок 5 минут не может сидеть за столом, начните с одной минуты и потихонечку доводите это время до 5 минут. Если он не готов сразу вылепить всего человечка, то слепите сначала голову, потом сделайте туловище, потом прилепите ножки, ручки. Но ваша просьба к ребенку должна быть законченной. Если ребенок случайно опрокинет коробку, в которой 20 кубиков, и вы попросите: «Собери все, а потом ты пойдешь дальше», - ему будет тяжело. Ваша задача сказать: «Собери, пожалуйста», - вы накидаете все кубики, он положит 2 и отнесет на место. Но у него в памяти останется, что вы его попросили, он это сделал и пошел заниматься своими делами. Просто вы все делите на части и учите тому, чтобы каждая часть была завершенной, законченной. Не нужно приклеивать 30 кружочков. Приклейте 2, но чтобы ребенок это сделал сам. Со временем он станет более усидчивым и послушным.

Что касается детей старшего дошкольного возраста, допустим 4-5 лет, то, конечно, может случиться так, что ребенок не хочет идти на какую-нибудь спортивную секцию по разным причинам. У него может не получаться, ему может не нравиться, он может бояться, он может стесняться, что-то еще. Или, допустим, не хочет ходить в детский садик. Мы ему говорим, что у мамы есть работа, у папы есть работа и у тебя есть работа - ходить на эту секцию или в детский сад, ты стал взрослее, давай мы с тобой сделаем то-то и то-то. Чем старше ребенок становится, тем более настойчивой может быть ваша просьба. Здесь главное не перегибать, потому что, если ребенку действительно не нравится плаванье, он боится воды, то лучше отложить это, допустим, на год, два - потом, может быть, ему все-таки понравится. Бывает так, что родители настаивают на каком-то кружке, на какой-то секции, и ребенку это настолько не нравится, что он потом вообще больше никогда в жизни не вернется к этой деятельности. Все очень индивидуально, нужно смотреть на ребенка. И всегда я призываю искать золотую середину. С детками 4-5 лет уже можно договориться: «Давай мы попробуем, три занятия походим, посмотрим, потом примем решение». На начальном этапе, когда детки посещают занятия, это всегда дискомфорт, всегда непривычно, всегда страшно. Поэтому нужно дать время, чтобы ребенок привык и адаптировался, а потом уже делать какие-то выводы - может быть, действительно это нужно не ему, а родителям, которые пытаются реализовать какие-то свои амбиции.

А что вы посоветуете родителям, у которых по тем или иным причинам, в том числе материальным, нет возможности водить ребенка в детский клуб? Какую среду создать дома, чтобы ребенок был развит физически и интеллектуально и был готов и к детскому саду, и к школе. Что можно сделать в этом направлении?

Здесь есть два случая. Если у родителей достаточно свободного времени, они действительно могут всю эту деятельность организовать дома. На улице можно просто попинать мяч - вот тебе и физическое развитие. Всегда можно развивающую деятельность устроить своими силами - может быть, это будет не на таком высоком уровне, но можно придумать что-то интересное, тем более что сейчас в интернете большое количество разных форумов и всевозможных групп для родителей, которые самостоятельно занимаются развитием своего ребенка.

А для родителей, которые работают, и у них катастрофически не хватает времени я, как психолог, дам одну маленькую, но самую главную рекомендацию: неважно, сколько времени вы проводите с ребенком, важно, как вы его проводите. Всегда можно найти 15 минут перед сном на то, чтобы с ребенком пообщаться: что-то ему рассказать, о чем-то спросить, какую-то книжку прочитать. На выходных куда-нибудь сходить или вместе посмотреть фильм, познавательную передачу. Очень важно с ребенком дошкольного возраста не потерять общение, психологический контакт и продолжать оставаться другом, потому что до первого класса самый главный авторитет в жизни ребенка - это родители. Когда детки идут в школу, у них меняется ведущая деятельность. Если в дошкольный период это была игровая деятельность, то с семи лет ведущей деятельностью становится учебная. У них появляется новый важный взрослый человек в жизни - учитель начальной школы. Это новый авторитет. Поэтому самое главное для родителей - постараться сохранить тесный контакт и не переживать, если что-то не получается и ребенок не успевает. Но важно отметить, что, конечно, дети, которые занимались перед школой, легче адаптируются и легче проходят школьную программу. Когда я провожу занятия с ребятами, всегда видно, с кем дома занимаются родители, а с кем нет. Тем не менее у всех разные возможности, поэтому здесь главное найти хотя бы 15-20 минут, для того чтобы прочитать, например, детскую энциклопедию или рассказать что-то интересное для ребенка.

Вообще, на мой взгляд, благодаря рождению детей, у нас появляется уникальная возможность открыть для себя этот мир заново. Наши дети учат нас радоваться жизни и с интересом следить за происходящим вокруг! Желаю вам больше свободного времени, которое можно провести в кругу семьи. И приходите в гости в наш детский клуб «Юнга» ! Буду рада знакомству.

Просмотры: 1123 Автор статьи: MyOktyab

Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.

При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?

Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.

Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.

Мои уроки

Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.

Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.

И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»

Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:

  • умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
  • умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
  • терпение, терпение, терпение!!
  • умение в каждом действии искать смысл;
  • умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.

Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:

  • смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
  • принятие — да, он вот такой;
  • сострадание;
  • чуткость;
  • гибкость.

А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!

Как успешно пройти материнские уроки?

  1. Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
  2. Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
  3. Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
  4. Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
  5. Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!

А чему вас учат ваши дети?

Иногда я думаю – а что было бы с ним, если бы я сдалась, если бы не выдержала? Думать об этом не хочется.

Два года назад Сережа попал к нам в семью по просьбе моей приемной дочери. Детей на тот момент в семье было четверо – двое кровных и двое приемных подростков. Брать кого-то еще в семью мы больше не планировали. В детском доме они были очень дружны, доверяли друг другу тайны, могли часами разговаривать, имели общих друзей и доверяли друг другу свои секреты. Одним словом — «не разлей вода». Кровный брат Юли Артем, с которым у нее были отношения, мягко говоря, не очень, жутко ревновал вначале, а потом даже подружился с Сережкой. По просьбе ребят мы пригласили Серегу на осенние каникулы в гости.

История у мальчика была сложная – с 6 лет в детском доме, в 7 лет попал в приемную семью, в 8 лет ушел из нее, прихватив с собой друга. Ушел, потому что «не понравилось». Нашел своих родственников, но милицией был обнаружен и возвращен в детский дом. С тех пор оставался в учреждении, о приемной семье даже слышать не хотел, в группе был самым младшим. До 5 класса был отличником, потом резко «съехал» до троек. Учиться перестал, тройки ставили скорее по привычке. Занимался спортом – самбо, часто ездил на соревнования. Сережка - пацан очень обаятельный и харизматичный, слыл в детском доме всеобщим любимцем. Старшие его опекали, как умели – где в обиду не дадут, а где и учили «быть взрослым». В детском доме нам сказали, что мальчик он самодостаточный, что не то, что в семью, он и в гости-то к нам не пойдет. Пошел, однако. Думаю, понял, что нам можно доверять, раз у нас живут его друзья, и уходить никуда не собираются!

«Гости» заканчивались, каникулы пролетели быстро, пора было собираться обратно в детский дом, и к моему великому удивлению, Серега вызвал меня на откровенный разговор. Сказал, что ему у нас очень понравилось и он был бы рад остаться с нами. Поговорив с мужем и с остальными детьми, решено было Сережку забрать. Учился он безобразно, учителя в школе жаловались на поведение. Проводили нас из детского дома со словами: «не знаете вы его, ох, нахлебаетесь…» Но мы не ищем легких путей. Раз мальчишка наш – будем любить таким, какой есть и как-то решать проблемы по мере их поступления. Забрав Сережку домой в декабре уже насовсем, вместе встретили Новый год.

Он остался в прежней школе, куда ходили многие ребята из детского дома. Вернее, он сам об этом попросил. Я грудью вставала на защиту сына, понимая, что он, конечно, хулиганит, но причины его проступков мне были понятны – шел период адаптации мальчика в семье, как могла, объясняла это учителям. Однажды он поскандалил с учительницей, которая попросила, чтобы в школу пришли его приемные родители. Он ответил, что они не приемные, а родные, услышав в ответ, что родные — это те, кто родили, грубо выругался в ответ… Учеба и поведение стали просто безобразными, в школу меня вызывали через день, и решено было Серегу перевести в другую школу, где учились его братья и сестры.

В новой школе Сережка подтянулся, сразу завоевал доверие и расположение класса, и учиться начал лучше, чем прежде. Я была рада таким переменам. Дома тоже вел себя хорошо, но очень часто плакал – по вечерам, казалось, без причины. Тогда я садилась рядом и пыталась поговорить. Иногда он хотел поплакать один, я уходила. Испортились отношения Сережки с Юлей, которая раньше была его лучшим другом. Стоило детям оказаться под одной крышей – такое началось! Он постоянно задирал девочку, стал с ней груб. Позволял себе повышать голос, дерзить. Конечно, все происходило в наше отсутствие. Вечерами садились все вместе «обсуждать» прожитый день и объясняли Сережке, что такое хорошо и что такое плохо. Как мужчины ведут себя с девушками, он слушал, соглашался, но стоило нам уйти – все повторялось.

Поведение такое было понятно и объяснимо – адаптация дома и в школе, трудности переходного возраста. Мы много и часто разговаривали, Сережка рассуждал мудро, по-взрослому, умел извиняться, если был не прав, к нам с мужем прислушивался, уважал и становился близким и родным, нашим сыном. В это время закрывался детский дом в нашем городе, детей переводили далеко в область, мы приняли решение забрать еще двоих дорогих сердцу ребят – подростков, брата и сестру, 16 и 14 лет. Конечно, знали мы, что будет трудно, но была твердая уверенность, что справимся. И мнение всех остальных детей в семье на этот счет совпадало с нашим.

Учебный год закончился, кое-как натянули Сережке троечки. Лето пролетело быстро. Загородные лагеря дают нам, приемным родителям, возможность перевести дух, собраться с силами. Мальчишки мои за лето вытянулись, повзрослели.

Наступил новый учебный год, Сережа пошел в 7 класс. И в какой то момент наш сын вдруг перестал быть нашим… Вернее, нас он перестал считать своими родителями. Началось с того, что он стал чаще общаться с кровными родителями, которые решили вдруг жить трезво и радостно сообщили ему, что собираются его забрать. Мне такие «радостные» новости сообщили уже позже, встречался он с ними тайно. Что творилось в голове у мальчишки, можно было понять по его поведению. Проблемы в школе – лишь верхушка айсберга. Курение, спиртное, милиция, откровенное хамство, дерзость, вранье, поведение просто безобразное. Убегал к бабушке, прогуливал школу. Собирал вещи несколько раз. Иногда мне казалось, что я не выдержу, сдамся, что сил больше нет…Он стал чужим, нас откровенно игнорировал, «брал на слабо» брата Артема, заставляя пить и курить в компании. И это в 13 лет! Мне становилось страшно. За семью, за остальных детей, за будущее. Ловила себя на мысли, что не хочу его видеть, что натягиваюсь, как струна, видя очередной пропущенный звонок от учительницы. И так каждый день. Пила успокоительные таблетки. Других детей тоже нельзя было оставлять без внимания – были и проблемы с учебой, и с поведением в школе у наших подростков.

Я часто обращалась «с криком души» к моим дорогим подругам, тоже приемным мамам, к тем, кто мог подсказать, успокоить, выслушать… Слова «Наташка, если ты сломаешься, не выдержишь, что будет с ним потом… Ты должна, ты сможешь…» каждый раз придавали мне сил и веры в то, что все получится. Были и другие слова « он неуправляемый, из него ничего не выйдет, отдайте его в детский дом, хватит заставлять страдать себя и семью»…Часто разговаривала с уважаемым мною священником, просила Божьей помощи. Сейчас я вспоминаю тот год, как самый трудный в жизни семьи.

Приближалось очередное лето, из гимназии Серегу исключили за безобразное поведение и шесть двоек за год. Кое-как поставили тройки, но с условием, что из гимназии мы уйдем. Как-то я сказала сыну: «Сереж, если ты очень хочешь жить с мамой и папой, я помогу тебе». Он ответил, что очень хочет, что злится на них за предательство, за то, что они сейчас живут вместе, а он столько лет был в детском доме и сейчас он им не нужен совсем. Но нас он очень любит и не хочет становиться чужим. Но они хотят забрать его, и они должны быть с ним рядом. И на какое-то время он успокоился. Перестал безобразничать и хулиганить. Но тут выяснилось, что родители имеют огромнейшие долги по алиментам, еще кое-какие проблемы и никак не смогут вернуть себе права на воспитание сына. Кроме того, они снова пьют. Сережка сорвался опять.

Силы мои были на исходе. Я взяла Сереге и Артему путевки в лагерь на все лето, они и сами об этом очень просили. Причем в первую смену они поехали в разные лагеря, Артем ни за что не хотел ехать в один лагерь с братом. Мне нужен был тайм-аут, выгорела я с Сережкой на 99,9% . Скажу откровенно, после отъезда сына в лагерь, дома наступил долгожданный покой. Всю смену я не приезжала – передавала продукты с соседями, дети которых были в том же лагере. Честно, сил видеть его не было. Перед отъездом поговорила с ним, что лето – испытательный срок для него. Что мы его любим, мы семья, но все сложно. Что он должен подумать о том, как мы будем жить дальше, что я устала и больше не могу так жить. Не могу и не хочу в конце концов! Не знаю, правильно ли я сделала, поставив его перед выбором… Но я почувствовала, что должна ему это сказать.

Первая смена закончилась. Я поехала встречать Сережку из лагеря со смешанным чувством. Мы долго не виделись, общались лишь по телефону. Но сын, выйдя из автобуса, побежал ко мне, обнял, сжал в тиски, что дух перехватило, и…заплакал. «Мам, прости меня, дурака, я все понял, мне плохо без вас, я не хочу так…»

И вдруг все переменилось. Ну не совсем, конечно, но стало значительно легче. Он как-то повзрослел. Из второй лагерной смены он привез нам с мужем «Благодарность» за воспитание сына. Честно – это лучшая награда для нас! Маленький кусочек бумаги – а в нем так много. Это благодарность за тот жуткий год, за слезы и отчаяние, за то, что не сдались, что выстояли, что руки не опустили и даже в самый сложный период верили, что выдержим, верили в себя и в сына.

В сентябре сын пошел в другую школу, наладилась учеба, он вырос, стал выше меня, возмужал, внутренне повзрослел и переменился. Мы часто разговариваем по душам, снова мой Сережка стал моим, родным таким, душевным. Иногда я думаю – а что было бы с ним, если бы я сдалась, если бы не выдержала? Думать об этом не хочется. Очередное предательство взрослых. Любимых взрослых. Это значит, что нельзя никого любить, нельзя привязываться, ты все равно плохой, даже когда душа твоя рвется на куски и никто понять не может, как плохо тебе, оттого и делаешь ты всякие гадости и глупости, взывая о помощи таким способом. Нам нужен был «тайм аут», нужно было побыть вдали какое-то время, чтобы понять, как сильно мы друг другом дорожим.

Сейчас я горжусь своим сыном и всей своей семьей, которая очень сплотилась в трудные минуты. Мы все стали ближе. Трудности сближают, а победы над ними дают ощущение важности такого вот семейного единства. Конечно, мы ругаемся – миримся, как все, получаем двойки, исправляем их, нас вызывают в школу периодически, но это все так, как у всех. Мы не чужие, а это главное. Теперь мой сын, в ответ на замечание в свой адрес, часто отвечает «Мам, я тоже тебя люблю…»

  • Добавить в избранное 1

4 комментария

  • Вероника

    Жизнь штука интересная.У нас с мужем(15 лет вместе)есть кровный 12 лет самый что не наесть желанный, родила в 30, но такой характер-полный атас.Поясню- учеба в конце четверти тоже бывает хожу в школу, чтоб двойки закрыть и вообще это Вам нужно, а мне и так хорошо..Характер мягко сказать не простой.И грубит, и перечит и своевольный.Вот он таким и родился-шустриком.Взяли парня пол года гостевой. потом приемную офор-ли.Нам конечно его сразу хвалили,все, но я и сома видела, судя по анкете(кстате с Вашего сайта) что наверно это наш мальчик и он нам подходит.А дальше как у Натальи, ведь мы писали заявление на девочку от3 лет, пришлось в опеке переписывать. И я благодарна Богу(перед встречей я молилась, чтоб все у нас сложилось) что мы взяли именно его.Учиться 4и 5, иногда по матем может что то уточнить у мужа, атак все сам!!! какое счастье ни сидеть с уроками. В школу ходят оба в одну, мой кровный его сразу принял и поведение даже улучшилось(может обнять его и сказать, братик мой любимый) но это и наша работа тоже. Всегда говорю, вы братья теперь и сына заранее готовили, что у тебя обяз-но будут братья, сестры.А теперь скажите где здесь гены. Приемный никаких с ним вообще проблем, и в институт сказал пойду, домашний, спокойный, чистюля, умница и он сангвиник, всегда позитивный, очень много рассказывает интересного с уроков. И если честно я с ним душой отдыхаю, когда общаюсь.У моего мужа харак-р такой же(только он флегматик)Наш кровный сын приходит портфель швырк на середину комнаты, мам сегодня без двоек, гулять можно? и никакой ответ-ти пока нет ни в чем.Учиться сказал будет только до 9кл, ни в какой институт не пойду. Думаю характер передается по наслед-у(и темпе-нт мы с ним халерики) смотрю на сына, вижу себя, правда я была поспокойнее. Гена алкоголика и наркомана не существует(это доказали), а вот характер точно передается(у приемного кстати в его кровную маму)тут нужно позитив закладывать+рисовать перспективы+и закладывать отриц-е отношение к плохому, а главное что бы стать авторитетом для них-нужны совмест-е путешествия, спорт.Планируем с мужем еще брать детей.

  • Кристина

    Молодец Наталья-вы пример для многих!

  • SZvezda

    Наташа, вы молодец. То же самое я пережила только со своим кровным ребенком. Хотя в семье есть еще 4 детей и двое из них приемные. Было желание схватить всех и убежать на край света. Много молилась, терпела, были беседы. Всегда внушала ему, что все равно я его люблю, даже если слышала в ответ, что он меня ненавидит больше всех на свете. Прошло 5 лет, жутко сложных. А теперь ему 17 лет. Взрослый, любимый, а главное наш настоящий друг. Когда такое происходит с приемным ребенком, тут уж есть соблазн вину свалить на других, на гены, в конце концов. А вот когда сам родил, тут уж копаешься в первую очередь в себе, ищешь, где прокололся, что не так. И прекрасно понимаешь после этого, что не важно кто родил, важно что делать дальше, как помочь ребенку и себе. Только настоящая любовь дает терпение. Успехов вам, Наташа, любви и здоровья всей вашей дружной семье.
    Светлана

  • Натали

    Эх,у меня такого де плана ситуация,только дочь.Три года и никак

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.