Влияние семьи на гендерное воспитание подростка. Гендерное воспитание в семье консультация на тему

Воспитание ребенка – длительный и сложный процесс, состоящий из множества психологических нюансов. Тем не менее, каждая семья стремится вырастить из своего маленького сынишки настоящего мужчину, а в дочке – воспитать женственность. Это и есть гендерное воспитание.

Гендерное воспитание – что это

По своей сути, гендерное воспитание – это формирование у детей понимания об их половой принадлежности, а также об обычных моделях поведения женщин и мужчин. Обычно ребенок начинает осознавать свой пол в возрасте около трех лет. Со временем малыши понимают, что пол постоянен и измениться не может.

Иногда родители не придают особого значения психологическим и физическим отличиям мальчиков и девочек или принципиально их игнорируют. Нередко малышек одевают в брючки и курточки, а ребятам покупают меховые шубки. Поэтому не стоит удивляться, когда окружающие путают пол ребенка.

То же самое касается и поведения детей. В любой детской группе есть бойкие девочки и нерешительные мальчики, так что ребенок хоть и знает, какого он пола, но порой имеет неправильное представление о том, как должны вести себя представители мужского и женского пола.

Нередко это происходит в семьях, в которых слишком авторитарная мама. Дети склонны копировать поведение родителей, и следствием искажения ролей в семье становится неуверенность и мальчиков и девочек. Особенно опасно это для мальчишек, которые становятся боязливыми, нерешительными и могут быть объектом насмешек в компании сверстников.

Гендерное воспитание детей

Теория гендерного воспитания состоит в том, что деткам уже в самом раннем возрасте нужно осознать их разницу по половому признаку. У мальчиков и девочек должны быть разные книги, мультфильмы и игрушки.

Существует определенная классификация детей по гендерному признаку. К какому типу будет ближе ваш малыш, зависит от особенностей его воспитания:


В настоящее время гендерное воспитание детей имеет определенные трудности. С самого рождения ребенка окружают в основном женщины: мамы, бабушки, воспитательницы, школьные учителя. Особенно негативно это сказывается на воспитании мальчиков.

При гендерном воспитании необходимо учитывать особенности каждого пола. Мальчики и девочки по-разному воспринимают любую информацию. Связано это со строением мозга человека: у девочек левое полушарие начинает развиваться раньше, поэтому они быстрее начинают говорить и в детстве лучше логически мыслят. Обычно они предпочитают общаться в небольшом кругу, в то время как мальчики уважают спорт, соревнования и не очень любят оставаться в одиночестве.

Учитывая, что дети по-разному воспринимают информацию, при воспитании девочек лучше опираться на слуховые методы, а мальчиков – на зрительные. Кроме того, у мальчишек движения рук тоже отстают примерно на полтора года. Поэтому играть с малышками лучше на социальные, бытовые темы. С ними можно рисовать, мастерить поделки, тогда как мальчики предпочтут активные занятия.

В воспитании ребенка очень важно учитывать гендерный аспект. К тому же, сейчас различия между полами часто стираются. Женщины порой зарабатывают больше, становятся жесткими, властными, мужчины же становятся ведомыми, предпочитая перекладывать проблемы на плечи жен. Чтобы малыш вырос самостоятельным и развивался соответственно своему полу, необходимо с детства прививать детям знания об их особенностях.

Тем не менее, нелепо требовать от ребенка того, чтобы от на 100% соответствовал вашему идеалу мужчины или женщины. Каждый малыш – это личность, и ваша задача состоит в том, чтобы помочь ему раскрыться, проявить свои лучшие качества.

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер - это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются - подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра - это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи - не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

В отечественной психологии термину "гендерное воспитание" частично близко по смыслу понятие "воспитание семейного поведения". О первом этапе воспитания . Главная задача второго этапа воспитания семейного поведения (гендерное воспитание ) - формирование полоролевого поведения.

Он начинается в среднем где-то с трёх лет. Некоторые дети переходят на второй этап раньше. Это может быть

1. ребёнок, которому досталось много внимания, мама носила на руках, много с ним разговаривала,
2. или младший ребёнок в большой семье.

Мальчики переходят на второй этап чётко, начиная предпочитать общение с мужской половиной населения. Девочки остаются с мамами.

На втором этапе воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) отлично видно, что девочки и мальчики - противоположный пол. Они совершенно по-разному формируют свою роль.

Первый признак того, что ребёнок перешёл на второй этап, интеллектуально созрел для этого, - он начинает играть в ролевые игры, выдумывать сюжет, фантазировать и выдумывать игры. Мальчишечьи игры всегда прогрессивны, откликаются на международные события, сюжеты кинофильмов, сюжеты про войну и приключения.

Весь первый период проходит под влиянием мамы. Если она сказала "этого делать нельзя", ребёнок никогда не сделает. Это то, что называется "впитал с молоком матери". Это мать должна показывать курящего человека и говорить: "Так делать нельзя никогда. Это плохо". А если мать сама курит? Ребёнок воспринимает до 3 лет всё, что делает мать, без критики как правильное. И это остаётся на всю жизнь. Однажды, видя как восьмилетний мальчишка рисует монстров с сигаретой, я стала рассказывать ему о вреде курения. На что он мне ответил: "А моя мама курит, и она здорова".

Второй этап воспитания семейного поведения (гендерного воспитания) идёт под воздействием сверстников и предметной среды. Он тоже проходит в 2 стадии.

Первая стадия формирования полоролевого поведения

Первая стадия, которую порой называют как-то безжалостно - "детсадовский период". Он длится до 7 лет и представляет собой игровую стадию второго периода воспитания семейного поведения (гендерного воспитания). Всё проигрывается, любая роль примеряется в играх. Усваивается очень много в играх.

Итак, ребёнок придумывает игру и играет в неё. Сюжет игры постоянно меняется. Формируется макросоциальная роль - ребёнок примеряет на себя разные профессии. Если он говорит, что кем-то решил стать, когда станет взрослым, никогда нельзя высмеивать это решение, особенно зло и пренебрежительно. Ребёнок перестанет верить взрослым и делиться своими мыслями. Лучше спросите, почему он изменил решение. Узнаете много интересного.

Ролевая игра достаточно часто оценивается родителями как пустая забава, свободное время, которое надо занять чем-то полезным, например, обучением. Особенно часто такую позицию занимают состоятельные родители. А педагоги идут на поводу. Но ребёнок ничего не потеряет, если не научится читать в 3 года. А вот невозможность играть может нанести невосполнимый урон его личности: он не учится играть, общаться, управлять своими желаниями, подчиняться.

У мальчиков игры практически всегда носят соревновательный характер, девочки предпочитают игры малой подвижности: классики, скакалки и др. Мальчики постоянно меняют сюжет игры. Игры девочек отличаются регламентацией, четкими правилами. В игре дети учатся лидировать, и нет другой деятельности, так хорошо подходящей для этого. Кстати сказать, только к 4 годам дети по-настоящему учатся бегать. У физиологов есть понятие "полётность" бега. До этого они переваливаются с ноги на ногу, как утята. С развитием полётности бега быстро развивается ловкость. Вот тогда мальчишки могут побороться за лидерство.

Интересно, что мальчикам природа дала дополнительные шансы для выживания. Анализы их крови отличаются от анализа крови у девочек. Когда мальчики начинают подвижные игры, у них резко подскакивают тромбоциты, увеличивается количество эритроцитов в крови. Для чего? Если мальчик упадет и ушибётся, чтобы он не пострадал. Девочки не рассчитаны на такие действия, и у них не повышаются тромбоциты во время активных игр. Безопасность в девчоночьих играх обеспечивается очень строгой регламентацией, жёсткими правилами.

Игра - взаимодействие со сверстниками

Игра - это взаимодействие со сверстниками. В дошкольном возрасте дети учатся не только лидировать, но и подчиняться социальным нормам. Взрослый не научит этому так, как учит детский коллектив. Обратите внимание, что перед любой игрой дети договариваются, чего нельзя делать. Если кто-то правила нарушает, то второй, третий раз он не сможет этого сделать. Детский коллектив накажет.

Правилам, принятым в данном сообществе, надо подчиняться, или последует исключение из игры. Не подчиняются чаще дети, которые в раннем возрасте были не нужны своим мамам и проявляют излишнюю жестокость. Игнорирующих правила детский коллектив выбрасывает. Только взрослый может помочь такому ребёнку адаптироваться в этой игре, зная его ошибку. По-настоящему с каждым таким малышом нужно работать дополнительно, чтобы его не выбрасывали из игр.

В игре дети обучают друг друга, корректируют недостатки семейного воспитания. Кстати, воспитатели по играм детей с высокой степенью достоверности определяют взаимоотношения в семьях воспитанников, потому что дети в играх в точности копируют их. Но иногда бывает и не так. Наблюдая скандалы и ругань в доме, ребёнок начинает брать за образец не свою семью, а ту, например, куда он приходит в гости, где его приветливо принимают. Именно по этой причине в семьях алкоголиков вырастают нормальные хорошие дети.

Кто такая Барби?

Девочки играют в куклы, принимая на себя роль мамы. Куклы могут быть любые, кроме Барби. Во всём мире психологи признают вред этой игрушки. Она не даёт поиграть в собственную семью, в ребёнка-куклу. Ведь Барби не может быть "ребёнком" девочки 4-5 лет. Она и не взрослая, потому что ребёнок играет и представляет себя взрослым. Если играют несколько девочек, то каждой достаётся какая-то роль: подруги, сестры, тёти и т. д. Но кто такая в этом смысле кукла Барби? Многие психологи заявляют, что эта кукла невротизирует детей, делает их злыми и неспособными играть в куклы.

Дети могут не играть по вине родителей, детского сада. Много девочек, идущих в школу с куклами и не желающих с ними расстаться. Виноваты родители. Они не дали как следует поиграть, а ребёнок чувствует, что ему это необходимо.

Гендерное воспитание в неполных семьях

Как влияет на воспитание семейного поведения детей (гендерное воспитание) воспитание в неполных семьях? Сифилидолог О.К. Лосева пришла к выводу, что если в период ролевой игры ребёнок жил в неполной семье, и взрослые не прилагали усилий для воспитания нормального семейного поведения, то у выросших детей гораздо больше добрачных контактов, а потом внебрачных. И они менее разборчивы в выборе партнёров.

Вторая стадия формирования полоролевого поведения

В 7-8 лет ребёнок переходит на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Ужесточаются требования к фемининности и маскулинности. Мальчишки всячески показывают негативное отношение к девчонкам: дергают за косички, толкают, пренебрежительно обзывают плаксами и ябедами. Девчонки про мальчишек говорят, что они хулиганы. И все друг с другом не дружат.

У девочек нет резкого перехода на вторую стадию формирования полоролевого поведения. Девочка по-прежнему остаётся с мамой. У неё формируется материнское поведение. Девочки учатся (если есть такая возможность) жалеть обиженного. Если эта черта у девочки появилась, то нет сомнения в том, что она пожалеет и собственного плачущего малыша. Женская нормальная черта.

Трансформация роли

Женское и мужское поведение усваивается и тем, и другим полом. Кто-то усваивает его правильно, кто-то с ошибками, а кто-то (в силу разных причин) с искажениями. В этом возрасте может произойти трансформация роли. В современном мире мы часто видим девочек, которые активно занимаются спортом, доминирующих деловых женщин. В древние времена, говорят, были амазонки.

Трансформация роли может быть

1. врождённая,
2. наследственная.

Врожденная трансформация происходит во время беременности и чаще всего обусловлена приёмом каких-то препаратов. В ролевый период такие дети начинают играть в не свои игры. Но детский коллектив их поправляет. Каким образом? Когда девочка играет с мальчишками в войну, то мальчишки принимают её. Но никогда девочка не "дослужится" до "главнокомандующего". Она в лучшем случае бывает в игре или санитаркой, или разведчицей. Трансфомация роли бывает не только вызванная чем-то, но и наследственная.

Можно исказить роль ребёнка, только если родители сами с искажением роли. Дети чётко копируют семейное поведение родителей. Если мама - глава семьи, доминирует, а папа загнан в экологическую нишу и делает всю женскую работу по дому, как бы ни хотела мама, чтобы её сын вырос доминирующим, главой семьи, и как бы она этому его не учила, всё равно он вырастает "зайчиком". Он обязательно выберет доминирующую жену, как бы мать ни была против.

Легко ломается роль ребёнка, если ему не с кем играть. Например, мальчика окружают только девочки, и он начинает играть в куклы. Ситуация: трёхлетний мальчик надевает платьице сестры и требует, чтобы его называли Людочкой (Людочек в обозримом пространстве нет). Кстати, многие мальчишки играют в куклы, как бы примеряя на себя эту роль, но быстро бросают.

Можно ли выровнять трансформацию роли?

Роль можно изменить. Родителям надо постоянно демонстрировать детям примеры мужского и женского поведения, специально создавать ситуации для проявления детьми мужественности или женственности.

Кстати, предпочитаемую роль видно уже тогда, когда у малыша нет ролевой игры. Достаточно дать в руки кубики и показать, как из кубиков что-то складывать. Сперва ребёнок не складывает картинку из кубиков, в 1,5 года он может построить башенку. Девочка с женской ролью кубики по собственному желанию складывать не будет. Но если есть трансформация по мужскому типу, то будет. Мальчик с женской ролью тоже не будет складывать, его надо учить складывать кубики. Нужно прилагать усилия, чтобы ему было интересно как эти кубики складываются, как эта башня падает. Такому мальчику необходимо, чтобы с ним играли сперва мама, а потом окружающие.

Есть народы, у которых полоролевое воспитание проводится с самого раннего детства. В России тоже всегда было понятие полового воспитания (не просвещения!). Например, с 3 лет русских князей забирали у нянек и отдавали "дядькам". Это было полностью мужское воспитание, потому что они должны были стать воинами.

Интересно воспитывают девочек в Индии. Воспитание индивидуальное с 4 лет. Занимается воспитанием семейного поведения (гендерным воспитанием?) либо бабушка, либо тётя, но обязательно старше мамы, потому что мама может поддаться моде. Девочку целенаправленно готовят к браку. Невеста должна уметь всё. Девочке внушают, что она обязательно выйдет замуж, потому что она красивая, как мама. Мама красиво танцует, и она будет также красиво танцевать. Девочку учат применять традиционную косметику, она никогда не раскрасится как индеец, встающий на тропу войны. Муж - единственный мужчина, который должен быть в её жизни. Не читаются лекции и нотации, все внушается потихонечку.

Заметим, нет ни одной религии, поощряющей добрачные контакты, только секты. В нашей стране подобное воспитание девочек можно встретить у народов Кавказа.
На аудио психолог Ирина Болтнева о полоролевом воспитании у разных народов, первой влюблённости и другом.

Итак, формирование полоролевого поведения происходит в возрасте от 3 до 9-11 лет. Воспитание семейного поведения (гендерное воспитание ) здесь особенно важно.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ

А.С. Алексейчик (БГПУ, Минск)

Научный руководитель - Т.С. Аверьянова

Дошкольный возраст - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в дальнейшем. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.

В настоящее время в психологической науки активно применяют гендерные подходы для решения теоретических и практических задач, также рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек. Помимо этого анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании.

Анализируя вопрос гендерного воспитания необходимо рассмотреть ключевые понятия, такие как «пол» и «гендер».

Пол - (англ. gender, sex) -- комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину, мальчика или девочку. Пол детерминирован иерархической системой механизмов: от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнера .

Гендер - (англ. gender, от лат. genus «род») -- это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д..

Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями он учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Становление личности находиться в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традициями.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из крепкого единства чувств в семье, облегчает социальную адаптацию в детстве, способствует последующему взрослению и возмужанию. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания .

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, "уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

Именно в первые годы жизни ребенок осознает свой половой образ «Я» как мальчика или девочки. В шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», ребенок знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. В старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе («Я - мальчик», «Я - девочка»), осознанное понимание норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности.

Что касается гендерного воспитание в семье, то оно непосредственно начинается именно с родителей и их отношения к особенностям ребенка. Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины. Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть.

Гендерное воспитание детей не требует строгих разделений. Даже более того, если ребенок разовьет в себе дополнительно часть навыков, свойственных противоположному полу, это, скорее всего, поможет ему добиться больших результатов в будущей взрослой жизни. Ваша главная задача - стать для своих детей примером мужской силы и смелости, а также женской мудрости и нежности. И тогда дети обязательно станут полноценными членами общества, полностью соответствуя его морально-этическим требованиям, и не забывая о своих чувствах и интересах.

гендерный воспитание девочка

Список литературы

  • 1. «Большой психологический словарь» Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. Издательство Прайм-Еврознак в 2007 году.
  • 2. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология) // «Структурная социология». -- М., 2010.
  • 3. Колесниченко Е. А. "Психологические проблемы современной российской семьи" В 3-х частях. - 2 часть. Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

Консультация для родителей

«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Происходит унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность, т. е несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков с гендерной позиции.

Что же такое гендер?

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры.

Гендер - социальный пол, психологический пол, полоролевые отношения.

Понятие «Гендер»складывается из следующих компонентов

Когнитивный - гендерное самосознание: «Я знаю, что я женщина/мужчина»

Эмоциональный - гендерная идентичность: «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»

Поведенческий - гендерные роли и особенности поведения:
«Я веду себя как женщина/мужчина»

Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Их психика различается.

У мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций.

За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У них разный биологический возраст. Они развиваются и созревают разновременно. Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.

Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

Новую информацию они анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного), девочки – с помощью левого.

У девочек примерно на шесть лет раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

Именно поэтому они легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторения, много и с удовольствием говорят.

Так что воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Мальчики опираются на «дальнее зрение», поэтому любит догонялки, бросать предметы в цель, охотно расширяет свое пространство по вертикали: лазает по деревьям.

У девочек более развиты «ближнее зрение» и мелкая моторика, поэтому они любят небольшие игрушки. Играть и заниматься им комфортнее в ограниченном пространстве.

Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. В семье и школе девочки могут вытеснять мальчиков на периферию жизни в неформальные уличные сообщества.
Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Какие правила применимы к обоим полам?

Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, табу, нормы поведения и отношений между людьми, составляющие основу жизни в любом обществе: уважение к себе и к другим, умение делать выбор и нести ответственность за него, толерантность, милосердие… Эти жизненные ценности не имеют гендерных особенностей.

Мальчиков и девочек можно и нужно ставить в равное положение во всем, что касается выполнения домашних обязанностей: это поможет ребенку со временем стать самодостаточным взрослым.

Чем больше у него будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче ему будет жить дальше.

Родители должны дать понять мальчику, что его мужественность не пострадает от того, вымоет посуду, а девочке - что она не перестанет быть женственной, если сумеет вбить в стену гвоздь.

Родителям следует понять, и тогда они смогут это донести до своих детей, что мужчина может жить в согласии со своей женской составляющей, не отказываясь от мужественности, а женщина может быть вполне женственной, принимая свои мужские черты. И никто при этом не утратить (мужской иди женской) привлекательности. И конечно, для всех детей важен навык внимательного, открытого и инициативного общения.

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

    Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

    Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Чтобы поддержать мальчика, скажите: «Задание очень сложное, но ты справишься»

    Чтобы поддержать девочку, скажите: «Задание не очень сложное, ты уже такое делала»

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.