Адаптационный период для нового сотрудника – сколько равен по продолжительности, методы и желаемые результаты. Адаптация в детском саду

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.<

При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.

На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.

Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.

Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.

Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года.

Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное — это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача — заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.

К этому возрасту ребенок уже:

  • владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
  • может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
  • может оставаться некоторое время без мамы
  • может играть самостоятельно
  • днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
  • в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
  • любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
  • любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
  • интересуется новым, задает вопросы
  • у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
  • у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
  • Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает)

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством — игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).

  • Важный момент — проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку»: показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
  • Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик — на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома

Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду — легкая адаптация, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1-2 недели, малыш не болеет.

Адаптация «средней тяжести» : сон и аппетит приходят в норму через 3-5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.

Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша — чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть — скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.

Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения

О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:

  • он длительно и серьезно болеет
  • замедляется темп развития
  • у него часто резко меняется настроение
  • нарушены сон и аппетит
  • у малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики
  • он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
  • появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия)
  • после садика он двигательно расторможен (носится, кричит)
  • в группе ни с кем из ребят не общается.

При этой форме адаптации — обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.

Братья и сестры.

В 5-6 лет обостряются конфликты с братьями и сестрами. Это случается не столько из-за ревности как таковой, сколько из-за неумения ребенка направить свои чувства в позитивное русло - сделать маме подарок и услышать похвалу. Покажите ему, как можно себя вести.


В суматохе перед 1 сентября не многие родители успевают задуматься о таком явлении, как психологическая адаптация ребенка к школе. Между тем, в один день для первоклассника меняется весь уклад жизни. Игры уходят на второй план, а главная деятельность теперь – это учеба в совершенно новом месте и в непривычном коллективе.

Что такое адаптационный период?

Адаптацию можно охарактеризовать как привыкание к новым условиям жизни. Для первоклассника это практически шоковый период, поскольку школа меняет режим дня, обязанности и круг общения ребенка. Он попадает в новую среду, где нужно оперативно выстроить хорошие отношения со сверстниками и с учителями. К тому же, с первого учебного дня детям приходится соблюдать массу незнакомых правил, многие из которых оказываются довольно тяжелыми.

Очень важно, чтобы родители понимали, как нелегко приходится их малышу в этот момент, и всячески его поддерживали. Адаптация - многоплановый процесс, охватывающий несколько сторон жизни, так что члены семьи должны помогать комплексно, а не только в выполнении домашних заданий.

Сколько длится период адаптации?

Адаптационный период к школе может длиться от пары недель до полугода и даже больше. Конкретное время зависит от характера ребенка и условий, в которых он жил последние 2-3 года. Очевидно, что детсадовские малыши осваиваются в школе легче домашних детей просто потому, что не понаслышке знакомы с жестким режимом дня и большим коллективом сверстников. Немаловажным факторам оказывается самооценка ребенка и родительский настрой.

Также не секрет, что коммуникабельные дети-экстраверты быстрее приспосабливаются к школьной действительности, тогда как интроверты зачастую держат все страхи и переживания в себе, что несколько затормаживает адаптацию.

Признаки успешной и затруднительной адаптации

Ребенка можно поздравить с успешной адаптацией к школе, если ему нравится процесс обучения и он не испытывает излишней неуверенности в себе. Показателем служит и тот факт, как он справляется с учебной программой, если она не предполагает повышенной сложности. Но главный признак хорошо пройденной адаптации - это степень самостоятельности ученика. Если он сам понимает, что по приходу домой ему нужно сделать домашнее задание, и зовет вас на помощь лишь тогда, когда у него что-то не получается - значит, ваш малыш прекрасно справляется с этим трудным этапом в жизни. Играют роль и отношения с одноклассниками. Появление приятелей в школе является необходимым условием для комфортного самочувствия ребенка.

О тяжело протекающей адаптации говорит повышенная утомляемость малыша и расстройства сна. Также для нее характерно неверие в свои силы и нежелание учиться: «я боюсь», «у меня не получится», «я не хочу идти завтра в школу» и т. д. Имеет значение и количество дружественных контактов ребенка в классе.

Отсутствие хотя бы двух хороших приятелей за 2-3 месяца в школе - это тревожный звоночек. Возможно, при перечисленных случаях стоит прийти на прием к неврологу, который может назначить курс успокаивающих препаратов с ноотропным действием. К таким средствам относится Тенотен детский - он повышает концентрацию внимания и память ребенка, успокаивая и помогая адаптироваться к школьным условиям.

Прежде всего, важна психологическая установка ребенка, которую во многом формируют родители. Постоянно давайте малышу понять, что учеба - это серьезный процесс, требующий усилий. Все не может получаться идеально, и небольшие неудачи неизбежны. При этом не забывайте подчеркивать плюсы школы: общение с новыми ребятами, всевозможные внеклассные занятия и поездки, радость от учебных побед. В целом, говорите о школе в позитивном ключе, вспоминая любопытные истории из своей школьной жизни.

Если ваш ребенок пока плохо справляется с такими рутинными задачами, как уборка на столе и переодевание после прогулки, посвятите время исправлению этой ситуации. Самостоятельность ребенка в таких мелочах значительно облегчает школьные будни и не дает ребенку почувствовать себя отстающим от остальных.

Обратите особое внимание на выполнение домашних заданий. Вариант, когда родители сами усаживают ребенка за стол в удобное для них время, совершенно не пригоден. В домашнем расписании должно быть определенное время для учебного процесса. Идеальное время - с четырех до шести часов дня, когда малыш успевает отдохнуть после школы, но еще не чувствует вечерней усталости.

Запись в кружки и секции желательно отложить на вторую четверть или хотя бы на октябрь, чтобы нагрузка на ребенка не превысила свой критический максимум. При этом дополнительные занятия должны нравиться ребенку и выполнять функцию переключения на новый вид деятельности. Иными словами, кружку английского языка, если он уже преподается в школе, на первых порах лучше предпочесть спортивную секцию.

Родителям также не стоит строить наполеоновские планы и заранее видеть своего ребенка круглым отличником. Первокласснику больше нужна помощь и понимание, чем суровые требования. Вы можете спрашивать с малыша «по всей строгости» только в тот момент, когда он начнет демонстрировать стабильное эмоциональное состояние и хорошую работоспособность. Пока же, до полного завершения адаптационного периода, относитесь с понимаем к промахам и недочетам.

Адаптация ребенка к детскому саду – важный и волнительный период в жизни его самого и родителей. Быстрая адаптация к новым условиям, коллективу, воспитателям напрямую связана со степенью и эмоционально-психологической семейной обстановкой в этот момент. Посещение ребенком детского сада – это серьезные изменения в жизни всех членов семьи. При правильном подходе к этому вопросу родителям под силу сгладить все острые углы этого периода и максимально ускорить адаптацию.

Знакомство с детским садом

Для того чтобы , обязательно познакомьте его с этим учреждением. Периодически выбирайте маршрут прогулки так, чтобы пройти мимо детского сада (поначалу, даже не обязательно «своего»). Остановитесь, посмотрите, как играют детки на площадках, расскажите своему малышу, что детский сад – это место, где дети много времени проводят друг с другом. Они играют, рисуют, танцуют, поют песенки, кушают, спят, гуляют. Можно обратить внимание ребёнка на то, что среди деток нет мам, только воспитатели. Обязательно расскажите кто это!

Приходите в разное время: утром и ближе к вечеру, чтобы посмотреть, как дети уходят с площадки. В первую половину дня после прогулки они заходят в детский сад – расскажите ребёнку, что детки идут мыть ручки, кушать, а затем лягут спать. Вечером приходите посмотреть, как малышей одного за другим забирают родители – это важно, чтобы ваш ребёнок понимал, что детей туда приводят, у них там своя насыщенная программа, но вечером их обязательно забирают домой.

Если у вас есть друзья с детьми по возрасту старше вашего малыша, попросите им рассказать свои впечатления о детском саде. Обычно, даже если поначалу детям не нравится посещать детский сад, потом они делают это с огромным удовольствием. Практически любой ребёнок доверительно отнесется к словам старшего товарища. Можно придумать сказку, когда, например, зайчик рассказывает о том, как он посещал садик.

Знакомство с садом можно продолжить, инсценировав вместе с ребёнком будни этого учреждения при помощи игрушек. «Мама» приводит «ребенка», его принимает «воспитатель», далее обыгрываете все то, что делает «мама» и «ребенок», находясь порознь. В заключение «мама» забирает «ребенка» и уводит домой.

Режим дня

Для того чтобы желательно заранее перестроить его режим дня на тот, который установлен в детском саду. Ознакомьтесь с режимом дня детей того ДОУ, в который планируете водить ребенка. Обычно режим следующий:

8.00–8.30 – завтрак

8.30–9.30 – занятия в группе

10.00–11.30 – прогулка

12.00–12.30 – обед

13.00–15.30 – сон

16.00–16.30 – полдник

17.00–19.00 – прогулка или занятия в группе, ужин

Посещение детского сада станет более простым, если ребенок привыкнет вставать рано утром и ложиться спать примерно в час дня.

Обратите внимание также на питание. В общеобразовательных учреждениях на завтрак чаще всего подают омлеты, молочные каши или супы, чай, булочки или бутерброды. Обед состоит из первого и второго блюда, салата, компота. После дневного сада детей ожидает так называемый «усиленный полдник»: рыба с пюре, сосиски с тушеной капустой или салатом из овощей, вермишелевые или творожные запеканки. В меню детских садов также числится ужин, обычно это соки/ряженка/кефир и печенья/булочки.

Когда лучше начать посещать детский сад?

Идеальное время – лето. Как правило, детей муниципальные детские сады начинают принимать в июле-августе. Редко, когда группа сразу полностью наполняется. Адаптация ребенка к детскому саду пройдет проще, если он начнет посещать это учреждение одним из первых. У воспитателей будет больше времени лучше узнать своих новых подопечных.

Если у вас запланировано летнее путешествие, то начинайте посещение детского сада после него. Также лучше немного повременить, если летом происходят другие глобальные изменения: ремонт с переездом в новое место, рождение второго ребенка, приезд родственников в гости с проживанием с вами в одной квартире.

Можно начинать посещение детского сада в сентябре–начале октября. Однако в это время уже начинаются занятия, а многим детям в период адаптации сложно на них сосредоточиться. Откладывать адаптацию на более холодное время не рекомендуется из-за большей вероятности распространения вирусов и протекания заболевания с осложнениями.

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Перед началом посещения детского сада поговорите с воспитателем о привычках вашего ребенка, расскажите ему о том, что ему нравится/не нравиться, о чертах характера, о возможных социокультурных или психологических нюансах (трудно идет на контакт с новыми людьми или не любит делиться игрушками). В общем, расскажите ту информацию, которая поможет воспитателю заочно познакомиться с вашим ребёнком, а в дальнейшем наладить с ним контакт. Обязательно сообщите воспитателю, если у ребенка есть пищевая аллергия на какой-то продукт или группу продуктов.

Начинают адаптацию ребенка к детскому саду постепенно. Некоторые родители стремятся сразу оставить ребенка на полдня или даже на целый день. Детские психологи не рекомендуют придерживаться такой схемы.

Обычно ребенка приводят на прогулку с группой на 1-1,5 ч. Мама ему говорит, что заберет его после прогулки с детьми. Это наиболее психологически щадящий момент: ребенок ведь уже неоднократно гулял с другими детками на игровых площадках, но сейчас он это делает самостоятельно без мамы за спиной.

Затем ребенка приводят в группу к тому времени, когда дети позавтракали. Мама говорит, что придет после прогулки. Ваш ребенок познакомится с группой, выберет свой шкафчик, оставит там вещи (это уже что-то его! в новом месте). Поиграет с детьми в группе, соберется вместе со всеми на прогулку, погуляет, а затем его забирают.

Следующий момент адаптации – завтрак и/или обед с детьми. Воспитатели подскажут с чего лучше начать. Когда первая половина дня будет проходить нормально, в стандартном режиме, ребёнка оставляют на дневной сон. Обычно в первые дни, когда это происходит, мама забирает его сразу после сна. Затем время его пребывания в саду дополняется полдником, а затем общей прогулкой.

Что в шкафчике ребенка в детском саду?

В детском шкафчике на период адаптации обязательно должны быть:

  • минимум два комплекта трусики/маечки/носочки;
  • комплект одежды, в которой ребенок находится в группе;
  • комплект одежды для прогулки (обычно это то, в чем ребенок пришел в детский сад);
  • сандалии или другая удобная обувь, в которой ребенок будет ходить в помещении;
  • пижама и клеенка для деток, которые остаются на время дневного сна в группе;
  • 2 носовых платка;
  • пакет для грязной одежды.

Психологический климат в семье

Позитивный настрой родителей, особенно мамы, очень важен для безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно самой маме не совершать ошибок – у неё не должно быть никаких сомнений по выбору самого детского сада, воспитателей и правильности посещения ребёнком этого учреждения. Родители должны понимать, что какой-бы тщательной не была подготовка чада к новому жизненному этапу, в его начале все равно можно столкнуться с нежеланием ребенка посещать садик и даже со слезами. Главное, чтобы не с мамиными! Иначе она не сможет создать крохе условия для быстрого привыкания к детскому саду.

Родители должны понимать, что зачастую дети на первых порах просто не понимают, зачем их привели в это место, что от них ждут. Затем, сталкиваясь с новыми правилами и ограничениями, дети могут вести себя не в свойственной им манере: начинают вредничать, хулиганить, становятся агрессивными или, наоборот, замыкаются в себе. Адаптация ребенка к яслям часто сопровождается регрессией, казалось бы, уверенных навыков: малыши могут начать писаться в штанишки, «забывают» как держать ложку, одеваться. Это нормальная реакция неокрепшей детской психики на нервное напряжение в период адаптации.

Родители не должны ругать своих детей за это, а тем более связывать эти моменты с низкой квалификацией воспитателей и отсутствием их должного внимания к детям. Тем более, нельзя обсуждать негативные моменты, связанные с детским садом, в присутствии ребенка.

Очень скоро вы заметите первые достижения, новые умения, полезные навыки, которыми ваш малыш обзаведется в садике – это хороший знак успешной адаптации ребенка к детскому саду. Не забывайте его хвалить, радоваться вместе с ним, говорить, что вы очень гордитесь тем, какой он большой, как вы его сильно любите! И, конечно, маме нужно постараться в период адаптации к саду как можно больше времени проводить со своим маленьким героем. Не стремитесь в шумные большие компании – предпочитайте размеренные прогулки, чтение книг, спокойные игры. При этом чаще обнимайте и целуйте своего ребенка!

Семейные традиции и ритуалы

Период адаптации к детскому саду благоволит придумыванию семейных, трогательных ритуалов. Обучайте ребёнка понятиям «рабочие» и «выходные» дни. Прекрасным завершением буднего дня будет семейный ужин, во время которого все могут рассказать, как прошёл день. Не зависимо от своего разговорного уровня скоро кроха присоединится к общему обсуждению. Обязательно устраивайте семейные выходы выходного дня в «детские места».

Многие мамы придумывают свой ритуал «До свидания», например, перед временным расставанием целуют малыша в щечку и говорят, что мамин поцелуй будет рядом с ребенком в течение всего дня. Или папе можно потереться с малышом носиками и сказать, что теперь он теперь такой же сильный, смелый, взрослый. Или договориться, что вы помашите ребёнку в окошко. Как правило, детям нравятся эти трогательные ритуалы, они служат милым, безболезненным моментом расставания. После того, как все проделано, ребенок спокойно отправляется в группу к детям.

Опять опаздываем!

Спешка – еще один важный момент, который может серьезно усложнить адаптацию ребенка к детскому саду и вызывать неприязнь в дальнейшем. Лучше встаньте сами на 10 минут раньше и раньше разбудите ребенка, чем бежать сломя голову, тянуть его за ручку, кричать, что вы не успеваете. Дети не ориентируются во времени, они не понимают важность пунктуальности, но они хорошо видят, что мама нервничает, и связывают это с собой и детским садом.

Если вы не спеша разбудите вашего малыша, поцелуете его, посидите в обнимку 5 минут, спокойно дойдете до детского сада, поговорив с ним по дороге, нежно погладите его перед уходом, то это задаст позитивный настрой на весь день вам и ему.

Сколько времени длится адаптация?

Детские психологи выделяют 3 степени адаптации ребенка к детскому саду:

  • Легкая, длительностью до месяца
  • Средняя (1-3 месяца)
  • Тяжелая, которая длится более 3 месяцев

Классификация условна, т.к. предполагает непрерывное посещение ребенком детского сада, что редкость из-за возможных детских болезней.

Поскольку появление регресса навыков, ухудшение сна и аппетита является психологически нормальным ответом ребенка на новые условия, то их нормализация свидетельствует о положительной динамике. Хороший шажок к адаптации ситуация, когда с уходом мамы ребенок еще может всплакнуть, но быстро успокаивается и играет с другими детьми.

Нетипичные ситуации, возникающие при неправильной или несвоевременной адаптации ребенка к детскому саду:

  • Появление страхов темноты, лифта и т.д.
  • Появление расстройств, носящих нервный характер (заикания, тик).
  • Плач, крики, истерики ребенка при уходе мамы, которые длятся более полугода после начала посещения детского сада.

Эти ситуации требуют внимания к себе и консультации с детским психологом. Совместно обязательно найдется индивидуальный подход к правильной адаптации вашего ребенка.

Родителей также должны насторожить повторяющиеся хронические заболевания или болезни, протекающие с осложнениями, например, ОРВИ с отитами или синуситами. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром о подходящих вашему ребенку способах повышения иммунитета.

Начало посещения ребенком детского сада – трудный период для всех детей и их родителей. Но в силах последних обеспечить более легкую адаптацию правильной подготовкой до и грамотной поддержкой ребенка во время этого периода. И, конечно, не забывайте чаще говорить ребенку, что вы его очень любите, скучаете без него и обязательно проводите как можно больше времени, свободного от детского сада и работы, вместе. Удачи!