Гендерные различия кратко. Гендерные различия: мозг мужчины и женщины

С различиями мужчин и женщин человек сталкивается ежедневно, они очевидны для обыденного сознания. Однако психология гендерных различий определяет их как сложнодетерминированные явления, где обусловленность именно влиянием гендера трудно определима и доказуема.

История психологии гендерных различий (или психологии сравнения мужчин и женщин) отражает эволюцию представлений о поле в гуманитарных науках и психологии. Эти представления однозначно связывают психические различия полов с биологическими или социальными детерминантами.

Для сторонников биологической детерминации половая дифференциация - универсальный биологический процесс, его исходная точка - биологический половой диморфизм, который дополняется и надстраивается системой психических различий и проявляется в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, способностях, интересах, поведенческих проявлениях мужчин и женщин . Аргументация в данном подходе сосредоточивается вокруг анатомических, морфологических, физиологических признаков: гормональных различий, развитости полушарий головного мозга, размеров тела, мышечной массы и т.д.

В одной из первых в этом роде - метаболической концепции Альфреда Фулье (1838-1912) психологические различия связываются с обменными процессами в организмах мужчины и женщины. В организме женщины более интенсивно протекают анаболические процессы, включающие ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии и формирующие картину их поведения, выражающуюся к стремлению к покою, накоплению сил. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, более развитые у мужчин, определяют картину мужского поведения и объясняют их интенсивные мышечные и интеллектуальные затраты. Выводимые из обменных процессов высокоразвитые реакции возбуждения у мужчин и торможения у женщин обусловливают дальнейшие гендерные различия.

Факты различий Фулье рассматривал на допсихическом (клеточном, эмбриональном, морфологическом, физиологическом) и психическом (особенности поведения животных, различия темпераментов, эмоциональность, любовь и материнство, умственные способности, восприятие, память и обучение, психические патологии) уровнях.

Современная теория Д. Бровермана и соавторов доказывает, что различия стимулированы гормонами - эстрогенами и андрогенами. Авторы показывают, что у женщин лучше развиты способности к решению задач, определяемых в терминах скорости и точности их выполнения, у мужчин - способности решать задачи, определяемые в понятиях «озарения». Эти различия, по мнению авторов, являются психофизиологическими, а не социальными, поскольку даже подтверждаются исследованиями животных.

На влияние андрогенов на мозговые структуры указывает нейроандро- генетический подход. Влияние половых гормонов заключается в их феминизирующей или маскулинизирующей функции, контролирующей, в свою очередь, особенности поведения. При подобном объяснении андрогениза- ция задает программу мужского поведения, признаками которого являются: 1) наступательное эротическое поведение; 2) агрессивное поведение; 3) пространственная ориентация; 4) территориальное поведение; 5) выносливость болевых ощущений; 6) медленное усвоение оборонительных условных рефлексов; 7) слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу; 8) настойчивость при выполнении задания без подкрепления; 9) слабая связь с ближайшими родственниками; 10) групповое поведение; 11) поисковая активность; 12) «хищническое» поведение, связанное с охотой.

О позитивной функции дифференциации полов высказывались сторонники теории функционализма (Т. Парсонс, Р. Белз), определяющие различия из природы выполняемых гендерных ролей. Способность женщины к деторождению и уходу за детьми определяет ее экспрессивную роль, тогда как мужчина становится ее инструментальным партнером: радикально изменить данную дифференциацию невозможно.

Одной их самых влиятельных теорий различий является психоаналитическая концепция, объявившая половой инстинкт движущей силой развития психики (3. Фрейд, К. Г. Юпг, А. Адлер, К. Хорни и др.). Психоаналитики основную роль в половой дифференциации приписывают биологическим факторам, подчеркивая значение эмоций и возможностей подражания взрослым, а основным механизмом различий считают процесс идентификации ребенка с родителями в ситуации семейных взаимоотношений.

В традиционном психоанализе мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны по своим качествам, и личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда следует предназначенным моделям. Моделью типично мужского поведения являются проявления агрессивности, активности, стремления к достижению цели, рациональность, решительность, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны пассивность, зависимость, высокая эмоциональность, слабость социальных интересов, нерешительность, конформность, неспособность к логическому мышлению и творчеству, отсутствие стремления к достижениям и чувства справедливости, предрасположенность к зависти.

Идеализация традиционных гендерных ролей, положение о трагичности для развития личности отклонений от стандартов маскулинности и фемининности впоследствии подверглись критике и пересмотру. В частности, исследования Е. Маккоби и К. Джеклип показали, что высокая фемининность женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью, пониженным самоуважением, высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины обладают худшими адаптационными возможностями. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями . Дж. Сток- кард и М. Джонсон утверждали, что психоаналитические стандарты не могут являться идеальными моделями для современных мужчин и женщин, так как традиционное понимание женственности делает девушку плохой матерью - беспомощной, зависимой, пассивной .

Необходимость четкого различения собственно половых различий и гендерных, лежащих в основе полоролевого поведения, легла в основу концепций, рассматривающих различия через призму социально-культурной детерминированности. Теории социального подхода рассматривают пол в терминах социальных категорий и конструкций.

С точки зрения неомарксистов, неравенства гендерных ролей и особенностей поведения полов коренятся в классовой структуре общества, исключающего свободу поведения и выбора роли. Исследования антропологов доказывают, что распределение трудовой деятельности и тип поведения человека не дифференцированы биологически. Социальные роли определяют способ производства, свойственный данному обществу, и общественные отношения людей. В частности, в работах X. Хартман рассматриваются сложные связи между капитализмом, патриархатом и экономической структурой общества.

На подкрепления гендерного поведения из внешней среды обращает внимание теория социального научения (А. Бандура, Р. Уолтерс). Главный принцип научения - дифференциация поведения посредством наблюдения, вознаграждения за соответствующее полу поведение, наказания за несоответствующее поведение. Данная теория подчеркивает влияние агентов социализации, микросреды и социальных норм на внешнее половое поведение ребенка.

Решающее значение механизмам подкрепления придает теория половой типизации. Девочки и мальчики получают положительное подкрепление за соответствующее полу феминное или маскулинное поведение: индивид «учится различать образцы поведения, дифференцируемые по полу, затем обобщать этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила» (У. Мишел).

Сходные конкретные описания типичного для мальчиков и девочек поведения приводят сторонники теории когнитивного развития. Они рассматривают различия и полоролевые особенности поведения как следствие усвоения когнитивных структур, переработки познавательной информации об особенностях гендерного поведения и необратимости гендерной принадлежности (Л. Колберг, С. Томпсон). Наличие ранних гендерных различий объясняется не биологическими инстинктами и не произвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью и проявлениями его самокатегоризации (причислением ребенком себя к определенному полу). Гендерные различия здесь формируются по мере овладения ребенком информацией о мире и своем месте в нем, в процессе обучения и усвоения моральных норм, а механизмом процесса гендерного самоопределения является потребность сохранять устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности .

Обширная экспериментальная база исследований гендерных различий свидетельствует о том, что доказательств фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин недостаточно, чтобы обосновать традиционное неравенство социальных ролей, существующее в обществе (У. Маккоби, В. Джэклин). Изучение анатомофизиологических параметров (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.) и фактор приписывания себя индивидом к тому или иному полу показали прямую корреляцию между ними, однако даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим является фактор отнесения себя к тому или иному полу (Д. Мани,

А. Эрхард). Исследования С. Бем показали, что вопреки сложившимся взглядам на полотипичные характеристики, на адаптацию индивидов влияет андрогинность, наличие черт обоих полов .

Гендерные исследования в России, так же, как и на Западе, до середины 1990-х гг. позиционировались как область психологии пола. Б. Г. Ананьев отмечал, что главными, наиболее фундаментальными различиями в психической деятельности людей являются различия, обусловленные возрастом и полом. Половой диморфизм - анатомические различия между представителями одного и того же биологического вида - определяет в психике человека основные детерминанты индивидуальных различий, специфику межличностного взаимодействия, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, отношение к себе и другим, мотивацию, ролевое поведение и т.д.

Теория полового диморфизма, объясняющая механизм эволюционного процесса, была сформулирована отечественным ученым В. А. Геодакяном в 1960-х гг., и продолжает разрабатываться в настоящее время. Согласно этой теории дифференциация поведения мужских и женских особей эво- люционно целесообразна, генетически закреплена в соответствующей психофизической организации: в формировании генетического фонда популяции женскому полу принадлежит в большей мере выражение тенденции наследственности, а мужскому - изменчивости, что является выгодной для вида формой информационного контакта со средой .

Женский пол рассматривается как стабильное ядро популяции, мужской пол является его «мобильной» оболочкой, новая информация из среды попадает сначала в мужскую подсистему, где эскизно проверяются происходящие изменения. Если внешние условия обладают достаточной силой и эволюционной целесообразностью, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Эволюция любого признака у мужского пола начинается и заканчивается раньше, чем у женского пола, т.е. новый признак в филогенезе появляется сначала у мужского пола, потом через много поколений передается женскому полу. Согласно генетике пола мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины - консервативных. Величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений .

Положениями этой теории можно объяснить многие факты большей уязвимости мужского пола, чем женского. Статистические данные свидетельствуют: из 100 родившихся девочек и 107 мальчиков до 30 лет доживают те же 100 девочек и 95 мальчиков. Женщины имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность жизни, меньше страдают наследственными болезнями. Мужчины в 4,5 раза чаще умирают от инфекционных болезней, в 5 раз чаще - от травм и отравлений, гораздо чаще от злокачественных образований.

Разброс врожденных признаков и вариантов развития у мужчин также значительно больше, чем у женщин. У мужчин больше полезных и вредных генетических отклонений. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислалией, задержкой психического развития также значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, группы для детей с особыми потребностями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и одаренных.

Теория В. А. Геодакяна не противопоставляет мужское и женское начала как «лучшее и худшее», а наоборот, подчеркивает взаимодополняемость в их отношениях, необходимость взаимодействия. Продолжая эту идею,

В. П. Багрунов установил, что видовая и индивидуальная изменчивость психологических функций является существенным фактором полового диморфизма. Так, видовая изменчивость сенсомоторных и интеллектуальных функций выше у мужчин, а индивидуальная - у женщин. У мужчин чаще наблюдается высокая дисперсия показателей этих функций. Мужчины обладают большей способностью к решению новых задач, однако женщины достигают более высоких результатов при стереотипизации данных видов деятельности. Все это свидетельствует о том, что мужчинам присуща большая видовая изменчивость, которая создает предпосылки для появления новых форм поведения; женщинам свойственна большая видовая ригидность, которая определяет сохранность генофонда популяции. Однако на уровне индивидуальности сенсомоторные и интеллектуальные функции мужчин ригидны, что способствует передаче полезной информации в генофонд, а для женщин характерна индивидуальная изменчивость, обеспечивающая более надежную адаптацию в среде.

Данные выводы демонстрируют невозможность прямого обоснования психических качеств мужчин и женщин их анатомо-физиологическими особенностями, более того - не позволяют сводить закономерности и механизмы развития гендерных особенностей лишь к биологическим или социальным детерминантам. Половая дихотомия проявляется на всех уровнях психической организации человека, т.е. гендерные различия являются биосоциальной проблемой.

Различия формируются на эмбриональной стадии развития и являются основой для половой идентификации. К гендерным различиям относят различия в субъективных установках, нормах, ценностях, интересах, социальных ролях, которые приобретаются и проявляются в процессе социализации у мальчиков и девочек. По степени выраженности абсолютных различий между полами нет; внутри каждого пола существуют существенные различия по всем анатомическим, физиологическим, психологическим и социально-психологическим признакам.

В современной гендерной психологии активно развивается направление комплексного, системного исследования психологии гендерных различий (мульти- и полидисциплинарного), предполагающее единство изучения биологических, социальных и психологических факторов (И. В. Грошев, Л. Н. Ожигова, А. А. Чекалина). «Половые различия представляют одну из наиболее интегративных систем, охватывающих все уровни активности человека (от спонтанной невербально-двигательной активности до сложных социальных видов поведения и деятельности), они выступают как фактор целостности и как одна из базальных составляющих природных оснований потенциалов субъекта деятельности» .

Возвращаясь к осмыслению различий с точки зрения гендерного подхода, различающего понятия пола и гендера, рассмотрим накопленные в науке эмпирические факты и закономерности.

1. Психофизиологические различия. Исследования определенных характеристик гендерных различий выявили у юношей более высокую скорость простой зрительной, а также сложной слуховой сенсомоторных реакций. Отличие сложной от простой сенсомоторной реакции заключается в усложнении процесса переработки информации, процессов распознавания сигнала и пространственной координации (Е. Н. Якунина и др.).

Время простой сенсомоторной реакции характеризует быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, максимальную частоту генерации нервных импульсов, что является критерием возбудимости центральной нервной системы. Сложные сенсомоторные реакции характеризуют скорость протекания возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способность к дифференцированному торможению и точности выполняемой работы . Скорость двигательной реакции на сенсомоторные стимулы у юношей выше, чем у девушек (Д. 3. Шиб- кова), точность реакции на движущийся объект зависит от силы нервной системы и функциональной подвижности нервных процессов. Преимущества в скоростных характеристиках сопровождаются большим количеством ошибок при дифферепцировке зрительных стимулов (А. В. Зайцев).

На различия в психомоторной сфере указывают и другие исследования. Юноши и девушки существенно отличаются по каждому из отдельных свойств нейродинамики: силе, подвижности, лабильности (Л. Д. Мош- кина). В целом женщины менее реактивны, возбудимы и лабильны, мужчины обладают несколько большей чувствительностью, реактивностью в ответ на слабые звуковые сигналы (Б. Г. Ананьев).

Исследования структуры и свойств темперамента утверждают идеи значительных гендерных отличий по свойствам активности, эмоциональности, приспособительных функций (Д. Карсон, Т. Мак-Нил, И. Персон-Блсноу,

С. Ашади). В ряде исследований обнаружены различия лишь в свойствах эмоциональности у женщин (И. Гудейр) или их тотальное отсутствие (Р. Герин, А. Готфрид, К. Кинан, Р. Шоу). Часть исследований обращают внимание на отсутствие гендерных различий в структуре темперамента в детстве и их наличие во взрослом возрасте (А. Сэнсон).

В исследованиях В. М. Русалова были установлены объективные различия по показателям предметной пластичности, предметной эргичности и индивидуального темпа, более выраженных у мужчин; показатели шкал эмоциональности, социальной пластичности более выражены у женщин. Не выявлены гендерные различия по шкалам социальной эргичности и социального темпа. Однако в исследованиях этого ученого наблюдается отсутствие четко выраженных различий в структуре темперамента, что косвенно подтверждает влияние социальных условий, научения, оказывающих влияние на развитие психодинамических свойств.

Различия в психофизиологической сфере обнаружили преимущества девушек при выполнении мелких движений и операций, точность и четкость дифференцировки мышечного напряжения малой силы, проявляющиеся в юношеском возрасте. В исследованиях Б. Г. Ананьева обнаружено более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек, что свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями мозга девочек. Однако в динамике рабочего дня у девушек проявляются признаки большего утомления (Н. В. Макаренко). Юноши превосходят но интеграции скорости и точности психомоторики, лучше решают сенсомоторные задачи, но уступают девушкам в проявлении тренировочного эффекта и в решении стереотипных задач (В. И. Багрунов).

Исследования Л. А. Головей обнаружили гендерные различия в психомоторных показателях, тесно связанных с энергетическими функциями организма (сила, тремор, мышечный тонус), а также в показателях, отражающих временную организацию движений (ходьбы). В показателях скорости и точности выполнения графических движений гендерных различий не выявлено.

Как у девушек, так и у юношей имеет свои особенности саморегуляция различных функциональных систем (Д. В. Бердников, В. В. Плотников, Л. В. Конева), например точность и стабильность оценки длительности тона и пространственно-временных параметров тест-объекта, чувствительность к дополнительной информации в этом процессе, пластичность и обучаемость.

Результаты сравнительных исследований гендерных различий психофизиологических функций нельзя считать достаточно репрезентативными вследствие, во-первых, ограниченности выборки, во-вторых, невозможности их обобщения, поскольку они посвящены различным проявлениям (например, моторное поведение, доступное внешнему наблюдению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, техника рабочих движений, тремор, психомоторные реакции и др.) и различным характеристикам. Логично также предположить, что нервная система мужчин и женщин специализировалась в процессе приспособления к определенным жизненным условиям в ходе эволюционного развития.

2. Психологический уровень различий. Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований гендерных различий по психологическим характеристикам. Мужчины обладают преимуществом в зрительно-пространственном и математическом мышлении, женщины успешнее в вербальной и интуитивной обработке информации (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов).

Гендерные исследования интеллектуального развития сравнивают показатели мнемических процессов: у юношей более развита пространственная память; у девушек преобладает легкость запоминания вербального материала .

Различаются уровни развития образного мышления в период зрелости: у мужчин оно имеет более высокий уровень развития и коррелирует с памятью, вниманием, настроением, у женщин образное мышление развито слабее и взаимодействует с эмоциональной сферой и вниманием (Н. М. Пейсахов).

Гендерные различия проявляются в качественных характеристиках интеллектуальной деятельности. Общий интеллект юношей имеет четко выраженную структуру с доминированием невербального компонента, в отличие от более слабо интегрированного интеллекта у девушек. Основные различия в юношеском возрасте лежат в эффективности мыслительных процессов, образующихся за счет показателей индуктивного мышления (И. О. Чораян).

Мужчины характеризуются поленезависимостью, т.е. чаще демонстрируют независимое от поля поведение, что проявляется в преимущественной ориентации на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. Полезависимость женщин положительно коррелирует с успешностью в социальном взаимодействии (Дж. Леви, У. Хеллер).

Исследования типов поиска и принятия решений обнаруживают, что у мужчин чаще встречаются импульсивные решения и решения с риском, у женщин - осторожные и уравновешенные решения (Б. Г. Ананьев).

Девушки превосходят по избирательности, устойчивости и объему внимания. Юноши лучше решают сенсомоторные и интеллектуальные задачи, однако при определенной тренировке происходит сглаживание различий. В части работ исследователи приходят к выводам о преобладании параметров математического и абстрактного мышления у юношей.

В условиях интеллектуальной нагрузки выявляются особенности сдвигов успешности волевого усилия, свидетельствующие о более быстрых восстановительных процессах в ситуации стресса у женщин, успешность волевого усилия в целом у мужчин по сравнению с женщинами.

3. Данные о личностных и социально-психологических различиях в психических проявлениях девушек и юношей достаточно противоречивы. В список гендерных различий вносят различия в парциальных интеллектуальных способностях, различия в сфере эмоций и мотиваций, многообразие характерологических и личностных проявлений.

В исследованиях эмоциональных процессов у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций (И. Н. Андреева, Ш. Берн, Г. Орме). Женщины лучше распознают экспрессивную информацию. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Общий уровень эмоционального интеллекта у девушек связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей - в большей мере с качеством межличностных связей (И. Н. Андреева).

Сравнение женщин и мужчин обнаруживает различия в некоторых личностных показателях (в самоутверждении, способности отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (в стрессоустойчиво- сти, контроле импульсивности) и адаптируемости (в определении правдоподобности, процессе решения проблем). Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин - социальная ориентация. Различается и социальное поведение женщин и мужчин. Мужчины демонстрируют большие агрессию и склонность к конкурентным формам социального взаимодействия. Женщины расположены к иросоциальному поведению .

В исследованиях Э. Маккоби, К. Джеклин, С. Е. Кросс, Л. Мэдсон и др. установлена большая открытая физическая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами. Женщины чаще используют скрытую вербальную и косвенную агрессию. Специфика проявлений агрессивности выражается в значительно более выраженной инструментальное™ юношей, их большей склонности к физической агрессии и меньшей рефлексивности. Агрессивное поведение девушек скорее произвольно и инструментально, у юношей оно носит экстернальный характер (Т. В. Нечипуренко).

В становлении характера подростков и юношества существуют различия, которые проявляются в интеллектуально-познавательной, эмо- ционалыю-волевой и коммуникативной сферах, а также в особенностях становления их гендерной идентичности (А. Ф. Филатова). Системообразующими чертами в характере для современных мальчиков-подростков являются доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей; для девочек - поведенческая активность, социальная адаптированное™ и выраженность ценностей.

Волевые черты характера, ответственные за саморегуляцию поведения, также отражают гендерную специфику. Сознательная регуляция включает в себя ряд обязательных условий: преодоление встретившихся на пути препятствий, высокую степень мотивации на завершение действия, уверенность в выборе основного мотива, нахождение смысла выполнения действия, позитивные эмоции, грамотный отбор способов достижения целей. Гендерные различия выявлены в проявлениях настойчивости, рискованности, самоконтроля (Н. Г. Макарова).

Особый интерес вызывает проблематика различий в акцентуациях характера. Феминный тип (у обоих иолов) чаще демонстрирует эмогив- ную акцентуацию (что интерпретируется как «женоподобное»), маскулинный - застревающий тип акцентуаций (характеризуется как стремление добиваться высоких результатов). М. К. Омарова на внушительном экспериментальном материале выявила, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эиилептоидный и гинертимиый тины акцентуации характера, а у девушек - лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково.

Различаются особенности социальной перцепции, в частности в восприятии женщинами и мужчинами лжи, неправды и обмана (В. В. Знаков,

О. В. Барсукова), восприятии рекламы (И. В. Грошев), власти и влияния (И. В. Грошев), восприятии лицевой экспрессии (А. М. Белобородов), внешнего облика, стиля одежды и прически (М. В. Буракова, В. А. Лабун- ская), отношения к успеху (Г. В. Турецкая) и др. Е. П. Ильин приводит данные о различиях в жизнестойкости, аномалиях развития и заболеваемости мужчин и женщин .

Перечень различий обширен и разнообразен, рассмотреть все показатели гендерной специфики нс представляется возможным. Исследователи обращают внимание на их динамичность, социальную и культурную обусловленность, зависимость от характера и содержания деятельности личности. Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий . Результатом дифференциальной гендерной социализации является развитие гендерных самосознания и идентичности, присвоение гендерных стереотипов, особенностей поведения и общения. Роль культурных и социальных факторов исключительно велика.

Сложность обнаружения гендерной специфики обусловлена не только многогранностью задач, которые решают женщины и мужчины, вариативностью их поведения, которое позволяет или не позволяет обнаруживать различия, но и условиями проведения психологического анализа (гендер экспериментатора, его стереотипы), значимостью технологий обучения. Адекватное, с опорой на дифференциацию возможностей, обучение существенно изменяет сопоставительные результаты. И. С. Клёцина приводит пример сравнительного анализа результатов тестирования пространственных отношений американских школьников старших классов, который показал, что за последние двадцать лет пространственные способности девушек существенно выросли в условиях специализированного гендерноориентированного обучения.

Итак, обобщая результаты изучения психологических различий мужчин и женщин, можно констатировать следующее.

Активное изучение гендерных различий показало, с одной стороны, их устойчивость, с другой - тенденцию к сглаживанию . Перечисленные различия между представителями мужского и женского пола составляют не более 10%, в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок совпадают.

Пол играет огромную роль в жизни каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям. Ученые констатируют, что формирование морфологических и функциональных различий мужского и женского мозга определяется воздействием половых гормонов, начиная с пренатального периода и на протяжении всех периодов жизни. Это опосредует формирование психологических различий. Гендерные различия обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности на гормонально- хромосомном уровне, в межполушариой асимметрии мозга, двигательных характеристиках, психофизиологических свойствах и темпераментальных особенностях (И. В. Грошев). Полоролевые диморфизм и дифференциация обусловливают особенности развития личностных качеств.

См.: Maccoby Е. E.Jacklin С. N. The Psychology of sex differences. Standford, Calif., 1974.

  • См.: Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  • См.: Кочарян А. С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности/фсми-нинности в норме и патологии. Харьков: Основа, 1996.
  • Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; Изд-во КДУ, 2012. С. 65.
  • Высокая значимость всего спектра объективных и субъективных взаимоотношений между мужчиной и женщиной на протяжении столетий остаются предметом самого пристального внимания со стороны мыслителей, философов, психологов. С открытием категории гендера различия восприятия и интерпретации окружающей действительности, реализации поведенческих стратегий мужчиной и женщиной рассматриваются не с позиций биодетерминизма, но в качестве социокультурно обусловленных категорий.

    Определение 1

    Другими словами, гендерные различия выступают результатом социализации, воспитания, образования личности.

    Роль биологических факторов в процессе формирования гендерных различий

    В современной психологической науке четко выделяются два противоположных подхода к пониманию первопричины формирования гендерных различий. Сторонники биологического подхода подчеркивают ведущую роль биологических факторов в процессе развития гендерных различий мужчины и женщины.

      В концепции сторонников биодетерминизма различия в реализации восприятия и интерпретации социальных явлений являются продолжением биологических различий.

      Поскольку фундаментом развития будущего мужчины и женщины выступают генетические предпосылки, социальные факторы воспринимаются как второстепенные, приоритетная роль отводится гормональному фону, различиям развитости мозолистого тела и др. генетическим факторам.

      В результате различий в мозговой организации у представителей противоположных полов отмечаются различия в организации различных психологических функций.

    Роль социальных факторов в процессе формирования гендерных различий

    Противники концепции биодетерминизма придерживаются обратной позиции, указывая на приоритетную роль социальных факторов в процессе формирования личности, а, соответственно, и гендерных различий.

    Определение 2

    Пол в рамках данного подхода воспринимается исключительно как начальный стимул, сигнал к применению тех или иных воспитательных, образовательных мер.

    Не секрет, что отношение родителей к новорождённому существенно отличается от пола ребенка. В зависимости от господствующих и социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития обществе гендерных стереотипов родители соответствующим образом организуют предметно-пространственную среду, осуществляют выбор одежды, средств и методов воспитания. Таким образом, с первых дней жизни стереотипное восприятие родителями пола ребенка формирует стереотипные ожидания и стереотипное воспитание личности новорожденного, который «впитывает» в себя полоролевые, гендерные стереотипы мышления и поведения.

    Определение 3

    Синтезируя оба подхода, можно сделать вывод, что в основе гендерных различий лежат объективные биологические факторы, однако, степень выраженности данных различий определяется спецификой и направленностью социальных факторов.

    Генетические, церебральные, эндокринные факторы влияют не на развитие гендерных психологических различий между мужчиной и женщиной, но на уровень двигательной, психологической активности организма. Непосредственно с биологическими факторами связаны двигательная активность, скорость реакций, возбудимость и пр. Биологически обусловленная активность реактивных, психических реакций выступает фундаментом, исходным материалом для формирования, развития и реализации различных форм самовыражения в социальном контексте.

    Роль социума в формировании гендерных различий

    Реализация различных форм самовыражения в социальном контексте моделирует поведение, поведенческую стратегию, в структуре которой выделяют мотивы, цели, ценности и средства, которые формируются под влиянием общества и культурной модели. Именно общество определяет границы и средства проявления биологической и психологической активности личности.

    В свою очередь, под культурой понимают систему знаков, при помощи которых личность обозначает свои природные, личностные качества, придает им общественно значимый смысл.

    Именно культура выступает системообразующим признаком поведения, основанием для классификации, женских, мужских, нейтральных признаков.

    Определение 4

    Таким образом, гендерные различия – результат взаимодействия биологических и социальных факторов в определенном социальном контексте, под влиянием которого формируется совокупность гендерных стереотипов, обуславливающих восприятие действительности и реализацию поведения личностью.

    Психология гендерных различий – это раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология гендерных различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола. В истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.

    В догендерный период (на Западе – до 1980-х, а в России – до 1990-х гг.) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической.

    Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям.

    В рамках социобиологической модели половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что психологические различия обусловлены главным образом биологическими факторами.

    В догендерный период социобиологическая модель половой детерминации была популярнее, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых. Исследовательским итогом догендерного периода стал перечень половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласию по поводу существования этих различий.

    Следующий период в развитии психологии половых различий – гендерный – ознаменован вниманием к социокультурной парадигме. Психологи – сторонники феминизма стремились доказать, что основными детерминантами немногочисленных научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Для утверждения данной точки зрения использовались две системы доказательств: первая система строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования, вторая – опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями полов в динамике.

    Гендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих особенностей личности мужчин и женщин поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут учтены социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.

    Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, который основное внимание уделяет не измерению и описанию гендерных различий, но анализу процесса их конструирования. Другими словами, гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучение таких процессов обусловил и методы исследования, это методы преимущественно качественные, а не количественные, среди которых основным является анализ дискурсивных практик как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности.

    Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали половые различия и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам (Denmark, Fernandez, 1993). Однако Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентации в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь – а иногда вообще не упоминая – о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходств (Unger, 1990), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований выявленные отличия совсем невелики (обычно в пределах 10%) и зависят от ситуации (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby, Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spence, 1993).

    В области половых различий одной из наиболее, как казалось, четко сформулированных проблем явилась проблема половых различий в организации мозга. Одни авторы убеждены в реальности существования половых различий, другие проявляют в этом вопросе определенную осторожность, что стимулирует и первых, и вторых к проведению клинических, электрофизиологических и других исследований и к применению разнообразных методических подходов. Однако большинство авторов склонно признавать такую особенность головного мозга женщины, как меньшая выраженность функциональной асимметрии (ФАМ). В исследованиях В.Ф. Коновалова и Н.А. Отмаховой показано, что специализация правого полушария у мужчин и женщин неодинакова (Коновалов, Отмахова, 1984). Большинство работ, существующих в настоящее время по вопросу ФАМ, свидетельствуют о том, что половые различия касаются распределения вербальных и пространственных функций между полушариями (Спрингер, Дейч, 1983). Есть данные о том, что женщины превосходят мужчин в тех областях, где прежде всего требуется знание языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач пространственного характера (Maccoby, Jacklin, 1974).

    Большинство исследователей, изучающих когнитивную сферу с точки зрения половых различий, прежде всего ориентировались на изучение выполнения задач, где используется различная информация: вербальная, числовая или визуально-пространственная. Примеры и анализ такого типа исследований приведены в монографии Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974). Тут половые различия рассматриваются как функция вербальных, математических или зрительно-пространственных способностей, причем исследователи предполагают, что эти различия зависят от содержания задачи, точнее, от того, в какой форме и модальности в задаче представлена информация. Однако достоверно установленных фактов оказалось совсем немного. У женщин лучше развиты вербальные способности, у мужчин – пространственные и математические. Незначительные различия установлены в вербальных способностях, в пользу женщин, наиболее значительные – в сфере пространственной переработки информации, в пользу мужчин. Была установлена и другая особенность половых различий в когнитивной сфере: с течением времени (в период изучаемых 20-30 последних лет) большинство из них имеет тенденцию к сглаживанию.

    Изучение гендерных различий в математических способностях ведется уже более 30 лет, хотя однозначные выводы тут еще не сделаны. Некоторые математические задачи лучше выполняют женщины определенного возраста, другие – мужчины (Trew, Kremer, 1998). В целом исследования мальчиков и девочек в возрасте до окончания неполной средней школы либо совсем не обнаруживают различий между полами (Callahan, Clements, 1984; Dossey et. al., 1988; Siegel, Cocking, 1976), либо обнаруживают различия, говорящие в пользу девочек (Brandon et. al., 1985; Friedman, 1989). Что касается исследований учеников старших классов, в некоторых из них девочки выполняли задания лучше мальчиков, в других – мальчики лучше девочек (Hilton, Berglund, 1974), в третьих – различий не было найдено (Connor, Serbin, 1985). Более однозначные результаты были получены при исследовании студентов: молодые люди выполняли задания в целом успешнее, чем девушки (Friedman, 1989).

    Расхождение в математических способностях, внезапно проявляющееся в период полового созревания, может быть следствием влияния изменившегося гормонального фона либо результатом усиления социальных различий между юношами и девушками.

    «Гормональная» теория кажется неубедительной хотя бы потому, что, согласно недавним исследованиям, эти различия за последние годы значительно уменьшились (Becker, Hedges, 1984; Friedman, 1989; Hyde, Frost, 1993), и такая тенденция наблюдается повсеместно в странах, продвинувшихся по пути равноправия полов (Baker, Jones, 1993). Есть веские причины думать, что далеко не последнюю роль в генезисе половых различий в сфере математических способностей в пубертатный период играют социальные факторы.

    Есть несколько убедительных социальных объяснений различий между мужчинами и женщинами в способности решать математические задачи (Берн, 2001):

    1. Женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области (Eccles, 1989; Fennema, Sherman, 1978; Hyde et al., 1990).

    2. Девочки считают достижения в математике несоответствующими своей гендерной роли (Hyde et al., 1990; Wentzel, 1988; Eccles, 1984а, 1984b; Kimball, 1989; Baker, Jones, 1993).

    3. Родители и учителя редко поощряют изучение математики девочками (Dweck, Bush, 1978; Dweck et al., 1978a; Parsons et al., 1982; Hyde et al., 1990; Eccles, 1990; Eccles-Parsons et al., 1982; Baker, Jones, 1993; Matyas, 1987; Sadker, Sadker, 1982).

    4. Жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и в сфере решения задач (Kahle et al., 1990; Linn, Petersen, 1986).

    Оказалось также, что мужчины и женщины применяют разные стратегии при выполнении когнитивных задач. Например, при вождении машины женщины эффективнее используют вербальные схемы, а мужчины – визуальные. Так, согласно концепции, предложенной авторами (Halpern, Wright, 1996), женщины лучше выполняют задания, связанные с быстрым извлечением информации из памяти, а мужчины – такие задания, когда требуется сохранять мысленные образы и манипулировать ими в уме.

    Принято думать, что существует множество половых отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Часто считают, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичнее), чем мужчины. Действительно, вера в повышенную эмоциональность женщины по сравнению с мужчиной является одной из наиболее тривиальных находок при изучении гендерных стереотипов (Birnbaum et al., 1980; Fabes, Martin, 1991). Были сделаны попытки объяснить достаточно эмпирически наблюдаемую эмоциональность женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений. Так, согласно эволюционным теориям, основанным на работах Ч. Дарвина, женщины, обладающие репродуктивной функцией и находящиеся в связи с этим ближе к природе, на эволюционной лестнице находятся ниже мужчин. Эти же мотивы можно найти и в некоторых современных социобиологических теориях, утверждающих, что женская репродуктивная функция является биологическим основанием эмоциональности (Kenrick, Trost, 1993).

    Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне это переживание человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и пути их выражения (эмоциональная экспрессия). Оба уровня имеют большое значение для душевного здоровья и межличностных отношений.

    При исследовании уровня эмпатии часто выясняется следующий факт: мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует гендерной роли (см. раздел 1.7.3.3). Забота и ласка – это важные свойства женской гендерной роли. Таким образом, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак этого не заметили. В первую очередь сказанное выше относится к мужчинам, приверженным традиционной гендерной роли и, следовательно, считающим эмпатию качеством, не согласующимся с этой ролью. Кроме того, опыт социализации развивал в мужчинах способность подавлять эмпатическую отзывчивость.

    Согласно Таврис (Tavris, 1992), независимо от пола люди, не наделенные властью, обладают тонкой чувствительностью к невербальным сигналам. Эта чувствительность обоснованна, так как, чтобы выжить, «подчиненным» необходима способность воспринимать знаки поведения власть имущих и должным образом на них реагировать. Другими словами, восприимчивость женщин к чувствам других – это не более чем адаптивная реакция на свое зависимое и подчиненное положение.

    Результаты тех немногих исследований, которые были проведены, говорят о том, что мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями в нормах эмоциональной экспрессии (Берн, 2001).

    Социальные психологи, изучающие гендерные различия в эмоциональной сфере, в своих рассуждениях исходят из следующего момента: на эмоции влияет система убеждений относительно половых различий, она содержит представления о том, как мужчины и женщины должны эмоционально реагировать в тех или иных ситуациях. Кроме того, психологи полагают, что нельзя, изучая гендерные различия, говорить об эмоциях вообще. Следует различать разные виды эмоций (гнев, страх, печаль, радость и др.), особенности их переживания и выражения, ситуации, вызывающие те или иные эмоции. Гендерные различия могут касаться любого из этих компонентов.

    Есть еще одна сфера, тесно соприкасающаяся с эмоциональной и связанная с гендерными различиями, – это агрессия. На основании имеющихся эмпирических теоретических данных были сделаны следующие выводы. Мужчины демонстрируют более высокий уровень физической агрессии, выраженной в физических действиях. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Мужчины чаще становятся объектами физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуального домогательства. На формирование этих (и целого ряда других) различий в значительной мере влияют представления о гендерных ролях, сложившиеся в культуре.

    Различия в агрессивном поведении относятся к ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие характеристики, они далеко не столь велики и не столь сильно связаны с биологическими отличиями, как принято думать. В своем обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия – это единственное социальное поведение, половая специфика которого однозначно доказана. Вместе с тем Игли и Штеффен (Eagly, Steffen, 1986) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики. Отчасти искаженное восприятие гендерных различий в сфере агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц – мужчины. Другая причина, которая заставляет считать мужчин более агрессивными, – это распространенная в нашей культуре вера в то, что такими их делает повышенный уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств связи тестостерона и агрессии (Bjorkvist, 1994).

    Бьйорквист и Ньемела (Bjorkvist, Niemela, 1992) пришли к выводу, что существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен – мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Результаты обработки данных, полученных в исследованиях индивидов (Harris, 1974b, 1992; Lagerspetz et al., 1988), и данные метаанализа, сделанного на основе этих работ (Eagly, Steffen, 1986), позволяют прийти к следующему выводу: мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Эта особенность зависит от целого ряда переменных (Eagly, Wood, 1991). Например, гендерные различия наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, которые вынуждают проявлять агрессию (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Кроме того, склонность мужчин демонстрировать агрессию возрастает в ответ на значимую провокацию, но не столь сильна при ее отсутствии.

    Однако главная причина этих различий так и осталась невыясненной. Многие биологи, занимающиеся изучением социального поведения, придерживаются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение позволяло им передавать свои гены следующему поколению. Они утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность «увековечить» свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации физиологической адаптации и механизмов, связанных с подобным поведением.

    Альтернативное объяснение гендерных различий в сфере агрессии ставит акцент на влияние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов такого объяснения, но, по-видимому, большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли (Eagly, 1987; Eagly, Wood, 1991). Согласно этой теории, гендерные различия в сфере агрессии порождены главным образом полярностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания – что для них характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы – независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в сфере агрессии порождаются в основном представлениями большинства культур о том, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.

    Несмотря на то что в исследованиях Игли с соавт. (Eagly, 1987; Eagly, Carli, 1981) обнаружились лишь незначительные гендерные различия в подверженности влиянию, в сознании продолжает существовать стереотипное представление о том, что женщины более внушаемы и конформны, чем мужчины (Eagly, Wood, 1985). По мнению Игли с соавт. (Eagly, Wood, 1985; Eagly, 1983), причина устойчивости этого взгляда лежит в том, что женщины в целом имеют пониженный социальный статус и дома, и на работе. Люди, обладающие меньшей властью и более низким статусом, вынуждены во многом уступать влиянию тех, кто по статусу выше. А поскольку роли с высоким статусом принадлежат мужчинам чаще, чем женщинам, последние чаще оказываются в подчиненных и конформных ролях, чем мужчины.

    В целом ряде исследований (Klein, Willerman, 1979; LaFrance, Carmen, 1980; Putnam, McCallister, 1980; Serbin et al., 1993) было показано, что проявление мужчинами и женщинами полостереотипного поведения серьезно зависит от особенностей ситуации и того поведения, которое считается в данной ситуации «правильным».

    Гендерные различия

    Гендерные различия - совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

    Гендерные различия основаны на половом диморфизме мужчин и женщин . Существует академический предмет «гендерная психология» , который изучает и качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы (социальное научение), воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

    Гендерная идентичность

    Одним из основных вопросов гендерной психологии был вопрос о половой самоидентификации индивида (гендерной идентичности). Социальные психологи находят, что ребёнок начиная с раннего возраста подвергается внушению со стороны его окружения, которое способствует идентификации маленького человека в соответствии со своим биологическим полом . Ими было обнаружено, что маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

    Соответственно, согласно этой теории, девочки психологически становятся фемининными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. В реальности же каждый человек сочетает в себе как маскулинные, так и фемининные качества, и общество представляет собой характерологический континуум личностей, причем мужчина или женщина может соответствовать любой точке этой характерологической шкалы, и можно встретить как маскулинизированную женщину, так и феминизированного мужчину. Сложно оказалось однозначно определить и свойства характера, которые следует относить к типично мужским или типично женским, так как зачастую в одних этносах они считаются свойственными одному полу, а в другом - другому.

    Эта концепция послужила основой для теоретического обоснования операций по конверсии (изменению) пола у младенцев с невыраженными половыми органами или поврежденными при рождении или неудачных хирургических операциях.

    Однако это встречало активное сопротивление со стороны представителей нейронаук . Споры вокруг конвертирующих операций достигли внимания общественности в 1997 году, когда был опубликован рассказ о жизни человека по имени «John/Joan», получивший Национальную премию по журналистике. «John/Joan», известный в настоящее время как Дэвид Реймер (David Reimer), родился в 1965 г. вместе с другим братом-близнецом и был назван Брюсом. Но предпринятое в 8 месяцев обрезание привело к несчастью - потере пениса, после чего ребёнок был кастрирован в 22 месяца и переименован в Бренду. Случай был оценен в литературе как потрясающий успех Хопкинсовского психолога Джона Мани (John Money), который был автором самого термина «гендер», он послужил прецедентом для многих других. В действительности же дело обстояло вовсе не так благополучно.

    Бренда, которая всегда чувствовала себя неуютно в своём разодетом в платья теле, пережила ужасное детство, полное замешательства и безжалостных насмешек, и в сущности не воспринимала себя как девочку. Она была склонна к мальчишеским занятиям, увлечениям и поведению. Когда в 14 лет ей наконец рассказали правду, она немедленно с чувством глубокой удовлетворенности и облегчением стала Дэвидом. Жизнь опять стала налаживаться. Он женился и стал отчимом трёх детей. Однако, когда Дэвиду (Реймер, снова став мужчиной, решил вернуть себе имя, данное при рождении) было уже 30 лет, психиатры, наблюдавшие за Реймером с 8 лет, опубликовали статью, посвящённую разоблачению доктора Мани и его теории. Статью эту заметил журналист Джон Колапинто и уговорил Дэвида помочь ему написать книгу о его жизни, обличающую злодеяния Мани.

    Книга наделала много шума. Дэвид Реймер стал знаменитым, однако нормальная его жизнь на этом кончилась. Его все знали как транссексуала, о нём говорили, шептались, острили. В итоге не выдержала жена, она ушла от него, забрав детей (каково им было - детям отца, о котором все говорят как о самом знаменитом трансвестите). И вот две недели назад не выдержал и он сам.38-летний канадец Дэвид Реймер покончил жизнь самоубийством.

    Медицинское сообщество также узнало правду о случае Дэвида и пришло в неизбежное замешательство: возможно тысячи проделанных хирургических конверсий привели к страданию людей. В своем докладе профессор анатомии и репродуктивной биологии Гавайского университета Milton Diamond, и психиатр Keith Sigmundson поведали миру об ужасающем прошлом Дэвида. Оба исследователя не случайно занялись данной проблемой: Даймонд был одним из команды учёных Канзасского университета, выявивших в 1959 г. маскулинизирующий эффект тестостерона на внутриутробное развитие морских свинок, а Сигмундсон был психиатром несчастного Реймера в его родном городе Уиннипег.

    Данный случай послужил импульсом для начала широких ретроспективных исследований случаев конверсии пола у младенцев, которые выявили множество аналогичных историй и тем самым нанесли серьёзнейший удар по социальной теории половой самоидентификации у детей. К сожалению, даже в современных учебных пособиях эти клинические данные не всегда находят отражения (например, Шон Берн. Гендерная психология; Бендас Т. В. Гендерная психология, 2006).

    Также объектом острых дискуссий, нередко принимающих политический характер, становится предметная область деятельности человека в зависимости от пола. Многими профессиями, ранее считавшимися исключительно мужскими, стали овладевать и женщины. Большой материал принесли и кросс-культурные исследования (например, Маргарет Мид), из которых следовало, что деятельность по признаку пола определяется культурными установками, могущими быть разными в разных этносах. Соответственно, и деятельность не может однозначно определяться как природно предопределённая для какого-то одного из полов.

    Однако все же существуют определённые корреляции между мужскими и женскими традициями в различных культурах относительно предметных занятий, что может косвенно свидетельствовать в пользу существования каких-то биологических детерминант. Это прежде всего - разница в физических возможностях, поскольку мужчины в своём большинстве намного сильнее женщин, а потому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание ею потомства и ведение домашнего хозяйства. Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин. Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

    И опять серьёзнейшие факты преподнесли клиническая эндокринология и этология. Случаи пациентов с эндокринными нарушениями говорят о том, что в период раннего развития человека чрезвычайно влиятельны биологические факторы (например, уровни андрогенов - мужских половых гормонов - у матери в период вынашивания плода, оказывающих маскулинизирующее влияние на половую дифференцировку мозга у ребёнка).

    Эксперимент с приматами

    Хотя большинство фактов указывают на роль социализации, нельзя сбрасывать со счетов и значение врожденной предрасположенности к выбору видов деятельности, игр, игрушек (с учетом хотя бы большей агрессивности лиц мужского пола, которая определяется не только воспитанием, но и связью с генетически предопределённой концентрацией в организме мужских половых гормонов). Уникальная возможность получения доказательств в пользу последней точки зрения имеется при изучении детей с таким генетическим нарушением, как врожденная гиперплазия надпочечников (ВГН). Из-за ферментативного дефекта у индивидов с САН обнаруживается высокий уровень андрогенов в надпочечниках начиная с утробного периода. Вследствие этого у девочек с ВГН наблюдается поведение, характерное для мальчиков: интенсивный расход энергии, склонность к шумным уличным играм и традиционно маскулинным игрушкам и занятиям (Ehrhard, Baker, 1974; Ehrhard, Epstein, Money, 1968; S. Berenbaum, M. Hines, 1992). Они лучше ориентируются в пространстве (что характерно для мальчиков), чем девочки без ВГН (Resnick et al., 1986). Поэтому существует точка зрения, что не родители навязывают ребёнку те или иные игрушки и игры, а ребёнок, проявляя склонность к тем или иным играм и игрушкам, заставляет реагировать родителей на его склонность (S. Scarr, K. McCartney, 1983). Авторы рассматривают эту зависимость как вызывающий генотип - реакция среды. В пользу этого свидетельствует и наблюдение М. Сноу и его коллег (M. Snow et al., 1983), что мальчики, получившие от отца куклу, играют с ней меньше, чем девочки. На биологическую основу различий в играх мальчиков и девочек указывают и наблюдения над юными макаками-резус: самцы играют в борьбу, а самки ухаживают за более молодыми детенышами. Вряд ли эти различия можно приписать социальному фактору или подражанию родителям. Скорее борьба юных самцов отражает их большую склонность к проявлению агрессии, обусловленную большой концентрацией мужского полового гормона .

    Значительный вклад в решение данного спорного вопроса внёс эксперимент с приматами - обезьянами vervet из семейства негоминид . Оказалось, что самцы из всех предложенных им игрушек предпочитали машинки и мячи, а самки - куклы и горшки, то есть те же самые, которые обычно соответственно предпочитают мальчики и девочки. Игрушками же, которые одинаково свойственны мальчикам и девочкам (иллюстрированная книга или матерчатая собака), самцы и самки интересовались в одинаковой степени. Это подразумевает, что данные предпочтения сформировались в процессе эволюции и основаны на различных поведенческих ролях самцов и самок. По-видимому, в выборе типа игрушек играли ассоциативную роль свойства этих предметов, привлекательные в контексте типичного для самцов и самок полоролевого поведения. Таким образом, и в этом отношении мнение социальных психологов было опровергнуто.

    МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В области математики способности людей распределяются между полами равномерно. Как весьма многочисленные краткосрочные эксперименты, проводившиеся независимыми друг от друга группами ученых в течение последних двадцати лет, так и различные долговремнные научные проекты показали один и тот же результат: пол не оказывает никакого достойного упоминания влияния ни на решение математических задач человеком вообще, ни на предпочтение вида этих задач, их отношения к тому или иному разделу математики. Суммарный анализ и тех, и других исследований опубликован в регулярном издании АРА (American Psychological Association) Psychological Bulletin, Vol 136(1), Jan 2010, 103-127.

    В то же время агрессия носителей стереотипов, особенно в детском возрасте, негативно сказывается на желании женщин и девочек реализовать свои математические способности. Если в семьях, где родители не заражены предрассудками и противятся их давлению извне, девочки и мальчики с одинаковым успехом изучают математику, то в семьях с навязчивыми представлениями о преимуществах мальчиков в абстрактном мышлении, девочки действительно демонстрируют или неспособоность или равнодушие к математике.

    Особенного внимания заслуживает раздельное обучение мальчиков и девочек. Оно консервирует, а подчас и катализирует действие социальных атавизмов.

    Различия в речевых способностях

    Превосходство женского пола в речевых способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Это превосходство в равной степени проявляется как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

    Причина превосходства девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Однако этология продемонстрировала, что самки приматов (макаки резус) издают в 13 раз больше «коммуникационных» звуков по сравнению с самцами. При этом они в основном предпочитают общаться с другими самками. Самцы же примерно равное количество времени проводили в «беседах» с макаками обоего пола . Возможное объяснение этому в том, что общение с «соседками» необходимо самкам макак для выживания. Всю свою жизнь они обычно проводят в одной группе и часто помогают друг другу ухаживать за потомством. Самцы, наоборот, часто мигрируют между разными группами макак. (см. ссылки). Хотя ближайшие генетические "родственники" человека - приматы шимпанзе вообще не обнаруживают вербальных различий между самками и самцами. Однако, стоит отметить, что интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки, в подавляющем большинстве принадлежит мужчинам. Практически все выдающиеся полиглоты, писатели, поэты, искусные ораторы, известные юристы являются лицами мужского пола. С другой стороны, причина этого лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.

    Эмоциональные отличия

    «Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

    Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать „исследовательским“, а девочек - „коммуникативным“. Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте».

    Различия во внимании

    Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек и женщин на быстроту, а мальчиков и мужчин - на точность работы (по показателям объёма, устойчивости и распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин - со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера) .

    Качественные показатели интеллекта

    Учет деятельности испытуемых обнаруживает различия: общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, с доминированием невербального компонента, в то время как интеллект женщин слабо интегрирован. Исследование интеллектуальных способностей по тестам не даёт достоверной и адекватной оценки и противоречивы, а кроме того зависимы от возраста. Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8- 11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов») - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта за 38 лет. Последний результат может объясняться тем, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. .

    Другие различия

    Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

    Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.