Восстановление речи после инсульта логопед на дом. Методы восстановления речи после инсульта и прогноз лечебных мероприятий

Нарушение речи при инсульте возникает из-за поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию. Потеря речи – тяжелая трагедия, которая может полностью исключить больного из привычной жизни. Отсутствие возможности общаться негативно сказывается на психологическом состоянии человека и мешает выздоровлению. Восстановить речевые способности возможно, но это будет долгий и трудный процесс.

Частичная или полная утрата речи после инсульта называется афазией. В зависимости от того, какие зоны мозга была повреждены, афазия бывает моторной, сенсорной или тотальной. Чем они различаются?

  1. Моторная афазия – больной понимает обращенную к нему речь, способен произносить отдельные звуки и слоги, но не может складывать их в слова.
  2. Сенсорная афазия – этот вид речевого расстройства отличается от предыдущего тем, что больной с трудом понимает речь окружающих. Он может говорить, но его речь бессмысленна или полна ошибок.
  3. Тотальная афазия – это самый сложный вид нарушения речи после инсульта. Человек не способен ни говорить, ни понимать чужую речь.

Тип афазии определяет врач-невролог. Для каждого случая разработаны комплексы упражнений, которые нужно выполнять совместно с логопедом.

Важно как можно быстрее начать восстановление утраченной речевой функции. Приступать к занятиям лучше всего в первые недели после инсульта, так как на начальном этапе терапии пострадавшие участки мозга восстанавливаются наиболее интенсивно. Если этот момент упустить, в дальнейшем будет сложнее заново сформировать связи между отделами мозга и процесс восстановления затянется.

Продолжительность реабилитации зависит также и от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Как восстанавливать речь после инсульта? Современные методы восстановления речи включают в себя выполнение логопедических упражнений, регулярную речевую практику и вспомогательные процедуры (физиотерапия, медикаментозная терапия, лечебная физкультура). Все мероприятия должны проводиться в комплексе.

Наиболее эффективный метод восстановления речи – это регулярные логопедические занятия. Логопед для взрослого после инсульта применяет в своей работе упражнения для развития речи и артикуляции, логопедический массаж, иллюстрированные пособия.

На начальных этапах выздоровления после инсульта логопед нередко становится для больного единственным человеком, который понимает его попытки высказаться. Семья должна поддерживать веру больного в логопеда и не обижаться, если с логопедом он разговаривает охотнее, чем с родственниками. Помните, что специалист помогает в самом главном – возвращает человека в круг привычного общения.

Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными. Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Что входит в логопедическую программу?

Задача логопеда на первом этапе занятий по восстановлению речи – растормаживание речевых функций больного. Оно производится на основе старых речевых стереотипов. Применяется совместное пение, договаривание предложений, повторение самых необходимых в повседневной жизни фраз.

Наиболее ценен тот материал, который вызывает у больного эмоции и необходим ему для повседневного общения. Это могут быть слова любимых песен и стихов, названия предметов быта, сведения о близких людях, работе и хобби больного. Занятия не должны быть продолжительными, 10-15 минут вполне достаточно. Задания в программе располагаются по принципу «от простого к сложному».


Если человек плохо понимает речь (сенсорная афазия), специалист дает упражнения на соотнесение слова с картинкой, объединение разных слов по смыслу. Для такого больного важно научиться запоминать значения слов и соотносить их со звучанием.

Когда больной затрудняется произносить слова (моторная афазия), логопед предлагает комментировать картинки, подбирать рифмованные слова, повторять слова вслед за ним. Освоив отдельные слова, можно переходить к предложениям.

Если у пациента нарушено функционирование мышц, участвующих в речи (дизартрия), требуются упражнения на артикуляцию. Логопед показывает, как двигаются губы и язык.

Многие логопеды применяют в работе музыкотерапию. Музыка не только улучшает эмоциональное состояние больного, но и вызывает желание самостоятельно спеть любимую песню. Хорошо, если удастся подобрать песни, текст которых человек хорошо знал до болезни. Совместное пение знакомых песен отлично растормаживает речевые функции.

Сложные случаи в работе логопеда

Логопеду намного сложнее работать с больными, которые находятся на поздних, запущенных стадиях афазии. Они отличаются депрессивным настроем. Это люди, погрузившиеся в инвалидность, не верящие, что снова станут полноценными членами общества. Важно, чтобы такой больной с первых же занятий почувствовал результат, иначе он быстро разочаруется в возможностях логопеда и еще больше проникнется пессимизмом.

Самый трудный случай – это люди, которые не занимались с логопедом, но на каком-то уровне смогли спонтанно восстановить речь. Они говорят с ошибками, исключают часть звуков, заменяют одни слова другими. Им свойственны речевые эмболы – это многократные повторения одних и тех же слов или фраз. «Неправильная» манера общения прочно вошла у них в привычку, таким людям сложнее всего начать систематические занятия.

Процесс реабилитации на поздней стадии афазии может растянуться на долгие годы. Именно поэтому так важно, чтобы родственники позаботились о восстановлении речи больного уже в первые недели после инсульта.

Полезны не только индивидуальные занятия с логопедом, но и групповые. Они способствуют преодолению фобии речи и улучшают эмоциональное состояние больных. Этот вид занятий не может быть единственным и основным, он используется в общем комплексе мероприятий по восстановлению речи.


Домашние занятия

В народе бытует миф, что речь после инсульта может «отойти сама». Эта точка зрения ошибочна и губительна для больных. В большинстве случаев человеку, пережившему инсульт, необходима помощь, иначе он может на всю жизнь остаться инвалидом.

Лучший вариант – это занятия в специализированном центре, но не всегда есть возможность попасть на них сразу после выписки из больницы. Индивидуальные занятия с логопедом после инсульта тоже доступны не каждой семье. Как же тогда восстанавливать речь?

Отчаиваться не стоит, ведь заниматься с больным могут и родственники. Для этого не требуется медицинское или логопедическое образование, но лучше предварительно проконсультироваться у специалиста, чтобы не наделать непоправимых ошибок.

Какие ошибки допускают родственники больных?

  • Излишняя торопливость. Часто родственникам хочется как можно быстрее добиться результата, и они дают больному слишком большую речевую нагрузку. Он не справляется с заданиями, чувствует утомление и беспомощность. Настрой больного становится всё более пессимистическим, он может даже отказаться от дальнейших занятий.
  • Речевая изоляция пациента. Разговаривать с больным нужно не только в процессе реабилитационных занятий. Пусть он по мере сил участвует в общих семейных беседах. Не бойтесь обращаться к нему с простыми просьбами и побуждать высказать свое мнение.
  • Обучение отдельным звукам. Такой метод может здорово притормозить развитие речи человека, пострадавшего от инсульта. Он целесообразен лишь в случае крайне тяжелой формы нарушения речи, когда больному нужно напоминать, как двигаются губы и язык при произнесении звуков. В любом случае стоит вести занятия в форме осмысленной беседы. Называйте конкретные слова и фразы, которые используются в повседневной жизни.
  • Многократное повторение одного и того же слова. Не заставляйте больного бесконечно повторять слово, которое у него плохо получается. В этом случае происходит своего рода «зацикливание» и человеку становится трудно переключаться на другие слова и полноценные фразы.

Важно, чтобы все члены семьи общались с больным на равных. Разговаривайте с ним так, как будто он здоров, не стремитесь упростить свою речь. Вы должны приложить все усилия, чтобы человек поверил в свою интеллектуальную полноценность и настроился на скорейшее выздоровление.


Задавайте вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Разговаривайте с больным медленно и отчетливо, помогайте себе мимикой и жестами. На первых порах, пока пострадавший от инсульта не может высказывать свои желания, применяйте «доску для общения». Это таблица, состоящая из рисунков, которые иллюстрируют базовые потребности. Отлично подходят для занятий детские развивающие книжки.

Человеку, который восстанавливает речь после инсульта, не рекомендуется подолгу смотреть телевизор. Ограничьте время просмотра передач до одного-двух часов в день. Поврежденному мозгу сложно усвоить большой поток информации, и телевизионная речь пойдет не на пользу, а во вред. Выбирайте простые для понимания передачи, которые не вызывают отрицательных эмоций. Больной, скорее всего, захочет их комментировать и это положительно скажется на развитии речи.

Упражнения для восстановления устной речи

Начать можно с произнесения больным отдельных слов вместе с обучающим. Проговаривайте вслух имена родственников, названия дней недели, месяцев, считайте до десяти. Хороший эффект дает совместное пение.

Когда больной научится выговаривать слова, можно переходить к коротким фразам. Используйте в занятиях иллюстрации из журналов и детских книг. Комментируйте вместе с больным сюжеты картинок.

Начинайте фразы и побуждайте больного закончить их одним словом, например, «я сегодня ел на завтрак… (кашу)». Показывая картинки, подсказывайте фразы слово за словом. Внимательно слушайте, что пытается сказать человек. Если он не справляется – давайте подсказку, но не прерывайте его речь.

Не нужно дотошно исправлять каждую ошибку больного, из десяти ошибок укажите на три-четыре. Обязательно хвалите его за каждое выполненное упражнение.

Дополнительные методы восстановления речи

Для восстановления речи после инсульта применяются и вспомогательные методы. Они не помогают преодолеть афазию, но оказывают положительное влияние на состояние мозга и умственную деятельность. Больному назначают лекарственные препараты, которые улучшают кровообращение головного мозга и ускоряют его восстановление. Могут применяться также ноотропные препараты, транквилизаторы, адрена- и альфаблокаторы.

Нарушения речи нередко сопровождаются параличом артикуляционных мышц. Для их восстановления эффективны процедуры физиотерапии: электростимуляция, иглоукалывание, магнитная стимуляция.

В редких случаях применяется нейрохирургическая операция, цель которой – улучшить кровоснабжение речевой зоны.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Помощь родственников, если она оказывается неправильно, может затормозить процесс выздоровления, поэтому важно, чтобы на начальном этапе с больным занимался логопед. Рекомендации специалиста помогут избежать ошибок и подобрать наиболее эффективные упражнения.

Статистика показывает, что порядка семидесяти процентов пожилых людей, перенесших инсульт, не могут полностью оправиться от этого коллапса и навсегда становятся инвалидами, многие из них нуждаются в постоянном уходе. Острое нарушение мозгового кровообращения влечет за собой серьезное ухудшение или полную потерю естественных физических способностей человека, среди которых речь занимает одно из первых мест. Большинство пациентов, перенесших инсульт, перестают выговаривать половину букв, их речь становится неразборчивой и малопонятной. Если не предпринимать адекватных мер, она может не вернуться к своему к первоначальному состоянию. В таком случае логопед после инсульта на дом в Москве и Подмосковье является оптимальным решением проблемы. Благодаря ему больной сможет вновь обрести способность разговаривать и чувствовать себя полноценным.

Причины возникновения речевого дефекта

У врачей есть четкое понимание, что речевые дисфункции или полная потеря способности говорить наступают после того, как соответствующий участок коры головного мозга продолжительное время испытывает кислородное голодание на фоне значительного ухудшения или полного прекращения кровоснабжения. Подразумеваются речевой центр, мозжечок или лобно-височная доля. Чтобы вызов логопеда после инсульта в Москве и Подмосковье был максимально целесообразным, необходимо тщательно обследовать пациента и установить, какой именно участок головного мозга поражен, насколько глубоки деструктивные процессы в коре, обратимы ли они и какая реабилитация после инсульта будет наиболее эффективной.

Классификация нарушений

В медицинской литературе локальное отсутствие уже сформировавшегося речевого навыка именуется афазией. Различают несколько типов такой патологии:

  • Рецептивная. Помимо собственных разговорных дефектов больной испытывает затруднение с пониманием чужой речи.
  • Экспрессивная. Характеризуется полной потерей возможности говорить, вызванной поражением речевого центра Брока.
  • Смысловая. При такой патологии больной способен понимать смысл произнесенных фраз только частично, наибольшее затруднение вызывают словосочетания с предлогами и союзами.
  • Смешанная. Наиболее тяжелая форма, при которой пациент полностью теряет способность общаться с людьми (произносить слова, понимать смысл сказанного).

После того, как диагноз будет поставлен и подтвержден компетентными врачами, больному обязательно понадобятся услуги логопеда после инсульта. Компания Senior Group предоставляет их на беспрецедентно выгодных условиях, гарантируя качество и результативность сеансов.

Помощь логопеда пожилому человеку

Врачи настаивают на том, что приступать к занятиям по восстановлению речи необходимо сразу после стабилизации состояния больного. Первый сеанс обычно является ознакомительным, на нем логопед изучает физиологические особенности пациента, определяет его психотип, знакомится с диагнозом и подбирает оптимальную реабилитационную стратегию. На занятиях пациент заново учится произносить звуки, слоги, пишет буквы, раскладывает карточки, принимает участие в развивающих играх. Эффективность реабилитации зависит от соблюдения следующих правил:

  • Последовательность и постепенность. Задачи должны усложняться по мере усвоения материала.
  • Правильное определение приоритетов. Необходимо как можно быстрее выявить наиболее слабые стороны пациента и уделять им больше внимания.
  • Комплексный подход. Следует работать не только над произношением, но и над восприятием слов, словосочетаний и целых предложений.

Выбирая Senior Group, вы поступаете правильно, ведь цена на услуги логопедов на дому для пожилых людей здесь является весьма доступной, а их действенность - выше всяческих похвал.

Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.

Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.

Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?

Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

Основные методы лечения:

  • медикаментозный;
  • физиотерапевтический;
  • психологический.

Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?

После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

Виды речевых расстройств

Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.


Афазия

Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.

При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

Дизартрия

При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, голосовые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.

Диспраксия

По симптомам нарушение схоже с дизартрией — его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы — трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.

В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.

Общие правила и мероприятия

Заверениями о том, что лечение инсульта — профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.

Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:

  • участие пациента в процессе лечения строго обязательно — даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
  • чёткая и грамотная диагностика — едва ли не половина успеха;
  • начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
  • не стоит тратить время на « народные» методы лечения — отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
  • программа восстановления очень важна — прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.

Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом , правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии — как в лучшую, так и в худшую сторону. Соблюдение этих условий требует немалого количества времени и денег от близких, но с большой долей вероятности может вытащить человека из бессознательного состояния.

Как происходит восстановление?

Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится. Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:


Нет « приемлемого» результата — важно добиваться наилучшего для пациента, как можно более близкого к прединсультному состояния. Сдаваться и останавливаться на полпути — обречь человека на инвалидность. Даже при отсутствии средств в нужном количестве, можно оказывать посильную помощь в домашних условиях.

Помощь логопеда

Логопед — первый специалист, необходимый больному. Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг. Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.

Логопедические упражнения в домашних условиях

Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.


При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

Артикуляционная гимнастика-разминка

Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

Логопедический массаж

Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

Дополнительные методы

Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.

Самые популярные дополнительные методы лечения:

Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.

Прогноз

К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие — всего 20% от пострадавших.


Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный — современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.

Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов — человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.

Применение народных средств

Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие « чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.


Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте , нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта . Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией . Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях . В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные . Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства : отвары и настои

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур , восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

На чтение 8 мин. Просмотров 2.4k.

При перенесенном инсульте некоторые пациенты теряют способность к произношению звуков и формулированию предложений. Такой эффект обусловлен поражением области головного мозга, ответственной за понимание и построение речевых конструкций. Поэтому восстановление речи после инсульта является медленным и трудным процессом. В качестве лечебных мероприятий пациенты могут воспользоваться помощью логопеда, медикаментозных препаратов и ежедневных упражнений.

Почему нарушается речевая функция

Если после нарушения церебрального кровообращения пропала речь, необходимо выяснить причину возникновения расстройства. При потере способности к разговорной речи на фоне кровоизлияния в головной мозг или ишемии наблюдается повреждение центра речи в подкорке больших полушарий. Он локализован в левом мозговом полушарии у людей, свободно владеющих правой рукой. У левшей наоборот. В некоторых случаях потеря речи происходит из-за повреждения височной, теменной, лобной доли или мозжечка.

При поражении лобной или теменной области у больного возникает моторная афазия. Пациент не способен строить сложные речевые конструкции. В редких случаях прогрессирует паралич голосовых связок, языка, глотки и губ. Восстанавливается речь медленно. В результате изменяется тембр голоса, слова произносятся с трудом, особенно согласные буквы.

Виды речевых расстройств

Различают 3 основных вида патологии при нарушениях речи после перенесенного инсульта: дизартрия, афазия и диспраксия. В некоторых случаях развиваются сразу несколько видов расстройств.

Афазия

Из последствий инсульта афазия относится к наиболее распространенному виду речевых расстройств. При развитии патологии пациент теряет способность к восприятию смысла сказанного окружающими людьми, забывает как читать и писать. При этом не происходит ухудшение когнитивных функций.

Как часто Вы сдаете анализ крови?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

    Только по назначению лечащего врача 31%, 1549 голосов

    Один раз в год и считаю этого достаточно 17%, 863 голоса

    Как минимум два раза в год 15%, 748 голосов

    Чаще чем два раза в год но меньше шести раз 11%, 555 голосов

    Я слежу за своим здоровьем и сдаю раз в месяц 6%, 294 голоса

    Боюсь эту процедуру и стараюсь не сдавать 4%, 207 голосов

21.10.2019


Афазия после инсульта подразделяется на несколько типов:

  • сенсорная — при прогрессировании данного вида человек прекращает понимать речь других людей;
  • моторная афазия — человек воспринимает смысл сказанного, но не может выразить мысли словами;
  • глобальная или смешанная заключается в сочетании моторных и сенсорных расстройств речи.

Дизартрия

При поражении головного мозга может возникать слабость речевых мышц. В таком случае нарушение речи при инсульте называется дизартрией. Патологический процесс не влияет на понимание речи и подбор нужных слов. Прогрессирующее нарушение вызывает изменение голоса, отсутствует четкость произносимых звуков и слов. Возможно развитие затруднений при дыхании, при которых пациент начинает говорить отрывками фраз. Выдыхаемого воздуха не хватает для построения предложений.

Диспраксия

При диспраксии нарушается моторика и координация мимических мышц и мускулатуры языка, ответственных за речь. Мышцы не двигаются в нужной последовательности, которая требуется для воспроизведения звуков.

Важно понимать, что это не паралич лицевых мышц. Они способны сокращаться, но делают это не в правильном порядке. Пациент может повторять 1 слово 4-5 раз, чтобы исправить артикуляцию.

Как восстановить речь после инсульта

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.


После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Полезные упражнения

Для эффективного восстановления речевой функции больной должен заниматься логопедическими упражнениями после инсульта в домашних условиях. Это обусловлено тем, что в 85-90% случаев люди страдают сенсорно-моторной афазией. Поэтому нужно интенсивно заниматься во время реабилитации не только со специалистом, но и делать упражнения дома.