Особенности общения. Возрастные особенности общения дошкольника со сверстниками

ВВЕДЕНИЕ

1. Хронологические рамки

3. Особенности общения младенца со взрослыми

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества.

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка, подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.


1. Хронологические рамки

Первая стадия - стадия новорожденного (до 2 месяцев). Для этой стадии характерно прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4 / 5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечнои системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка. Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операции с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

2. Врожденные формы психики и поведения младенца

Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и важнейших органов чувств начинает у него функционировать также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и слух.

В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.

Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

Следует также назвать, признав в качестве врожденных, группу процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

Особенности общения с ребенком

Особенности общения детей раннего возраста

К раннему, относятся дети в возрасте 1-3 лет, именно в этот период закладывается основа всего общения. Сказать о своем желании или намерении ребенку еще сложно, так как он учится говорить первые слова.

Основа всего развития заключается в познании предметов, о предназначении которых дети узнают от взрослых через общение.

В полтора года начинает устанавливаться связь между предметом и словом, в результате чего, ребёнок начинает овладевать речью. Необходимость говорить, заключается в потребности общения со взрослыми и потребность в предмете, который нужно назвать. В возрасте двух лет дети начинают полностью подражать взрослым, копируя движения, слова, жесты, мимику, эмоции, интонацию.


К 3-х летнему возрасту у детей проявляется стремление действовать самостоятельно, упрямство, своеволие. Часто слышим от них высказывания: «Я сам», «Я хочу», «Я умею», «Я сделаю». Этот сложный период носит название - кризис 3-х лет.

Если раньше мир ребенка был ограничен только предметами, то сейчас происходит переход в более взрослый мир. Коренные изменения происходят с ребенком в семье - в отношениях с родителями. Ребенок отдаляется от близких, с которыми до недавнего времени была тесная связь. Возникает противопоставление во всем.


Самое главное в этот сложный период не быть слишком категоричными. Выстраивать отношения и требовать что-либо от ребенка (слушаться, убирать игрушки, одеться или покушать) необходимо грамотно и тонко. Излишнее давление и крики могут поломать, без того, шаткую психику ребенка. В некоторых случаях, необходимо предоставить ребенку право выбора, но при этом самим все контролировать. Некоторые ситуации можно разрешить при помощи игры.

Недостаток общения у детей раннего возраста приводит к различным отклонениям:

  • задержке развития;
  • педагогической запущенности.

Особое внимание стоит обратить и на психологические особенности общения детей раннего возраста, которые можно наблюдать в обособленности, излишней, обидчивости, необоснованном притязании к лидерству ребенка. Создавшиеся проблемы способны затормозить и создавать определенные трудности в общении.

Особенности общения со сверстниками

Особое место в социальном становлении и развитии ребенка как личности занимает общение со сверстниками. Такое общение влияет на психическое развитие, на самооценку, самосознание. Чувство удовлетворенности, спокойствия, уверенности в себе зависит от комфортного ощущения ребенка в компании сверстников.

Развитие отношений со сверстниками проходит несколько стадий. В раннем возрасте в основу включена двигательная активность. Дети резвятся, кривляются, обмениваются игрушками, подражают друг другу, показывают достижения и умения.

Совместные действия придают детям уверенность в себе и приносят яркие эмоции.


В возрасте 4-5 лет общение основано на коллективной игре. Дети начинают оценивать поступки других, делятся впечатлениями, планами, предпочтениями. Появляется чувство стыда за свои промахи и неудачи. Достигнув этого возраста ребенок начинает относиться к сверстникам с признанием и уважением. Но также проявляется конкурентность и соперничество, нередки конфликтные ситуации.


К 5-6 летнему возрасту конфликты между сверстниками снижаются. Начинает проявляться дружба, привязанность, забота, чувство личностного отношения к другому человеку. Возникает желание оказать какую-либо помощь, уступить в чем то, сделать подарок. К этому возрасту дети начинают создавать группы со своим лидером.


Особенности общения с трудными детьми

Существует несколько типов трудных детей:

1.Гиперактивные – беспокойные дети с повышенной активностью, не умеющие концентрироваться, часто и быстро отвлекающиеся.В возрасте 5-7 лет у гиперактивных детей наблюдается задержка в психомоторном, интеллектуальном развитии, слуховом и зрительном восприятии, часто меняется настроение.

Дети младшего школьного возраста очень быстро подвергаются скуке, нарушают дисциплину, плохо усваивают школьную программу. Отношения со сверстниками чаще не складываются из-за раздоров, не умения играть вместе и соблюдать правила. У детей старшего возраста наблюдается плохая успеваемость, склонность к конфликтам, импульсивность, агрессивность, неспособность оценивать последствия.

Самооценка у таких детей часто занижена, они склонны к плохому настроению. В общении с гиперактивными детьми стоит придерживаться следующих правил: исключить повышение интонации, телесную агрессию, общаться необходимо спокойно и мягко, чаще хвалить, не делать много запретов, использовать систему поощрения.


2.Импульсивные – дети, которые спешат в своих действиях, не рассуждают, не обдумывают, действуют под влиянием эмоций. В процессе общения с импульсивными детьми необходимо обсуждать все запреты и поощрения, правила поведения, все действия объяснять четко коротко и ясно, чаще предоставлять право выбора, выбирать занятия на логику, внимание. Детей с разным типом темперамента необходимо учить спокойствию, умению сдерживаться. Внимательность, терпение, усидчивость взрослых непременный путь к успеху.


Особенности общения детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями, не только физическими (ОВЗ), но и умственными, особенно нуждаются в правильно выстроенном общении.

У детей с ОВЗ существуют следующие трудности: нарушение речи, умственная отсталость, задержка в психическом развитии (ЗПР), нарушение зрения.

Социальная реабилитация занимает главную роль в общении с такими детьми. Этот процесс должен включать занятия на познавательные темы. Ребенка необходимо заинтересовать и развить интерес к чему-то: ухаживать за цветами, наблюдать за животными, природой. Это позволит ребенку расширить словарный запас и преодолеть некий барьер в общении с людьми.


Глухонемые дети общаются при помощи жестикуляции, усиления громкости речи, при неполной потере слуха, чтению по губам.

Дети с нарушениями зрения из-за недостатка зрительных впечатлений не могут выстроить полноценное общение из-за отсутствия понимания смысла слова, несоответствия с предметом. Общаясь с окружающими, дети используют мимику, пантомимику.

У детей с ЗПР трудности общения заключаются в восприятии и осмыслении сказок, рассказов, дефекты в произношении звуков, несоответствие речи возрасту, неумении строить предложения, начать и продолжить разговор.


Для развития навыков общения, познавательной, эмоциональной и личностной сферы необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Такие игры поднимают детей на высокий уровень развития, так как пределы речевых и неречевых возможностей в процессе игры не ограничены. Организацию игр должны выстраивать взрослые от начала до конца, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Особенности общения ребенка с родителями

Кризис 3-х лет меняется стабильным состоянием. Однако и в дальнейшем будут чередоваться периоды относительного покоя и эмоционального напряжения, в значительной мере зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

3-летний ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность, утешает ее. Однако ребенку трудно дается переход к новым формам общения: от "мама-малыш", "папа-малыш" до "мама-папа-малыш". ее не устраивает, что мама и папа относятся не только ей - она возмущается, ревнует. Со временем ребенок принимает эти новые формы общения, однако пристально следит за родителями, нередко предпочитая сначала одному, а через некоторое время - другому. Позже ревность проходят, ребенок устанавливает душевное равновесие, одинаково любит и маму, и папу.

В неполной семье ребенок со временем начинает осознавать, что с родителей, например, у нее есть только одна мама, это внушает ей волнения, беспокойство, повышает возбудимость нервной системы. В случае мама должна позаботиться, чтобы кто-то из родных и близких мужчин помог малышу справиться с нереализованной потребностью в папе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок при правильном воспитание начинает действовать самостоятельно, однако нуждается в родительской ласки. 5-6-летние дети приобретают большую уравновешенности, особенно, если они довольны своим положением в семье и собой.

Трудности возникают, когда ребенок перестает быть единственной, поскольку в семье неожиданно для нее появляется второй ребенок - братик или сестренка, на которых переключается внимание родителей. В это время очень важно, чтобы родители уделяли должное внимание своей первой ребенку, чтобы он не чувствовал себя обделенным их теплом, опекой, не теряла уверенности в себе, не переживала по поводу положения в семье. При таких условиях первый ребенок не только не будет ревновать родителей, но и чувствовать себя старшей сестренкой (братом). Если в этот период ребенка, ранее не посещала дошкольное учреждение, отправляют туда, она будет думать, что эти изменения произошли в ее жизни через новорожденного. Поэтому в дошкольное учреждение первенца следует отдавать задолго до появления в семье второго ребенка, помогая ему адаптироваться к новой роли, обрести уверенность в способности справиться со всеми своими новыми обязанностями.

Характер общения ребенка с родителями во многом зависит и от того, какого стиля при этом они будут придерживаться. По авторитарного стиля общения родители предпочитают указаниям, дисциплинарным взысканием, наказанием, подавлению инициативы, принуждения. Часто они ждут от своего ребенка достижений, которые превышают ее возможности, формирует у нее комплекс неполноценности. Соблюдение либерально-потурольного стиля нередко приводит к вседозволенности, искажает представление ребенка о том, что можно и чего нельзя, при чрезмерных проявлений любви не позволяет сформироваться в ней самостоятельности и активности. Самым эффективным является демократический стиль общения, который опирается на потребности ребенка в положительных эмоциях, требовательность, признание его личности и достижений. В такой коммуникативной практике родителей доминируют внушения и убеждения.

Специфика общения ребенка с воспитателем

В общении ребенка с воспитателем конструктивную, благоприятную роль играет атмосфера дружеского взаимопонимания, что дает детям положительные эмоции, уверенность в себе, понимание значения сотрудничества в совместной деятельности, обеспечивает сорадость от успеха. Со временем у них появляется чувство «мы», соучастия в общем деле.

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Младшие дошкольники, как правило, оценивают его обобщенно (она хороша!), Иногда - на основании характерных признаков внешности (у нее прическа хорошая). 5-7-летние дети часто берут за основу личное отношение воспитателя к ним (подарила игрушку), а также его знания и умения (знает много сказок, все умеет делать), моральные качества воспитателя (ласковая, всегда строгая), проявления доверия к ним, поддержание их самостоятельности (позволяет книги подклеить, дежурить в уголке книги). В основном дети дают положительную характеристику педагогу и его моральным качествам. Однако они еще редко оценивают его с точки зрения внимания ко всем детям (водит на прогулки, кормит).

Отношение дошкольников к педагогу зависит от их возраста, особенностей личностного развития, места среди сверстников и т. В активных, инициативных детей оно более осознанное и имеет разнообразные мотивы. На отношение детей к воспитателю влияет и то, как о нем высказываются авторитетные для них взрослые. Имеет значение и стиль общения воспитателя: дети благосклонны к тем, кто придерживается демократического стиля взаимодействия с ними.

Иногда у старших дошкольников возникают элементы критического отношения к воспитателю и его деятельности (не позволяет рисовать и лепить), хотя в целом оно нетипично для них.

Дела детей к личности педагога часто зеркально отражает отношение педагога к ним. Поощрительное отношение педагога ребенку предполагает внимание и заботу, активное использование в общении положительных оценок и требований, которые подбадривают. При таких условиях детям становятся понятны чувства, которые переживает воспитатель, у них возникают переживания, созвучные его переживаниям, и соответствующие инициативные действия. Дошкольники особенно чувствительны к позитивным оценкам, нередко побуждают взрослых проявлять к себе положительное эмоциональное отношение, переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. Эмоционально выразительное проявление воспитателем своего отношения к отрицательного поступка ребенка побуждает его к переживанию чувства вины, во избежание в дальнейшем таких действий.

Формально-требовательное отношение заключается в опоре на механизмы управления и руководства. При этом нередко преобладают негативные оценки, осуждающие высказывания, эмоциональная бесцветность общения. Воспитатель подавляет инициативность, желание детей, которые негативно реагируют не только на него, но и на дошкольное учреждение в целом. Поэтому эффективность усилий воспитателя очень низкая.

Непоследовательный тип отношения к детям сопровождается неуравновешенными эмоциональными проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением пожеланий, указаний. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, внимание не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети пытаются заслужить благосклонность воспитателя, но без надлежащего его поощрения это стремление угасает. Ведь в одних ситуациях он замечает и оценивает старания детей, а в других - игнорирует. Со временем это снижает значимость оценок воспитателя для детей, они начинают избегать прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

Для переживания ребенком того, как ее оценивает взрослый, нужно, чтобы она чувствовала себя объектом его внимания и уважения. Без заинтересованного эмоционального отношения воспитателя к детям невозможны соответствующие их эмоциональные переживания, адекватное восприятие педагогического воздействия.

В общем ребенок воспринимает воспитателя как нравственный образец, независимо от его эмоциональной привлекательности, часто следует даже в мелочах ("эффект роли»). Такое подражание дошкольников личностно осмысленное и не является простым копированием воспитателя. Дети фиксируют определенные поведенческие штампы взрослого, свидетельствуют о его власть. Изображая в своих импровизированных инсценировка воспитателя, они садятся на стул "повторяют его жесты; выбрав роль конкретного воспитателя, даже агрессивные, спокойные дети позволяют себе окрик, суровые интонации, осуждение сверстников. Ролевой стереотип воспитателя в глазах детей обусловлена также ореолом" непогрешимости "- приписыванием ему особых качеств, способностей, умений. Следствием этого является некритическое восприятие дошкольниками высказываний, оценок, действий, недостатков характера, недостатков поведения, ошибок воспитателя.

Воспитатель часто предстает в глазах многих детей как носитель качества "сверхконтроля", которая иногда может существенно расходиться с тем, как он на самом деле их контролирует. Дети чувствуют себя постоянно под наблюдением педагога, переживают открытость, вероятность оказаться под влиянием взрослого, его способности "все видеть и все оценивать". Однако идеализируют они не так конкретное лицо, как социальную функцию педагога.

1. Теоретическая часть

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников – с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь – учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе)благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей. Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий. Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников . Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении , сопереживании является основной в этом возрасте . Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет)

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым? Применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до 15 лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

  • натуральный – процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;
  • социальный – процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:
  • различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой – ребенком);
  • существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики;
  • социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное – завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.).

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки – все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность – учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу. Это одно из важных психических новообразований , и взрослые должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у подростка появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно-полезная, кружковая работа.

В качестве этапа переходного периода отрочество – время ломки старых, отживших форм, разрушение специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

Это благоприятный период для развития познавательной активности, любознательности (возраст 10-12 лет). 11-14 лет – важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции, образа»Я». 13-15 лет – время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии.

Наиболее значим этот период для развития полноценного общения

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях. В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет.

Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство – чувство «мы». Деление на «мы» и «они»(взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста проблема отверженности, а в наиболее крайних формах – случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны. Их своевременная диагностика, определение конкретных способов помощи – важная задача деятельности взрослых(прежде всего психолога, работающих с подростком педагогов).

В этом возрасте встречается такое явление как подростковая ложь . Причинами ее возникновения могут быть: утверждение себя в глазах сверстников(приукрашивание своей жизни); столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.

Особую роль в общении со сверстниками , прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение .(13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

В отрочестве общение с родителями , учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения. Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

Особенности общения подростка со сверстниками, характер оказываемого влияния во многом зависят от представления подростка о себе, от его отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого.

Итак, новообразования этого периода :

  • центральное личностное новообразование– становление нового уровня самосознания, Я – концепции (самосознание как процесс познания себя, Я – концепция или «образ Я» как результат, продукт этого познания).У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Это выражается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими.

У школьников этого возраста возникает критичность сознания, они видят недостатки в поведении, в деятельности взрослых, особенно пристрастно относятся к родным и учителям.

  • Психическое новообразование – интерес к противоположному полу
  • Развитие произвольности всех психических процессов

Старший школьный возраст – ранняя юность (15-17 лет)

Ранний юношеский возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии личности человека.

Еще Ж..-Ж.. Руссо говорил о сознательном самоопределении как об основном содержании «второго рождения» личности в юности. К этому следует только добавить, что речь должна идти не столько о сознательном самоопределении, сколько о действенном самоопределении. Самоопределение юноши отличается от подросткового тем, что он уже начинает действовать, реализуя планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию. Эту особенность юности хорошо выразил известный отечественный социолог В.И.Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы.

Главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению.

Потребность в общении

Старший школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них – постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой – в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, – это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения – для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении . Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

2. Практическая часть

Юсупов И.М. «Тест на эмпатию».

Литература:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
2. Рабочая книга школьного психолога (под ред. И.В. Дубровиной). М., «Просвещение»,1991.
3. Практическая психология образования (под ред. И.В. Дубровиной). ТЦ «Сфера», 2000.

Проблема общения дошкольника со взрослыми имеет два аспекта.

Для развития самого общения на протяжении дошкольного детства надо знать:

  • как развивается с возрастом;
  • какие виды и формы общения существуют на каждом возрастном этапе развития;
  • как определить уровень развития общения;
  • как компенсировать возможные недостатки общения.
  • Чтобы понять, какое влияние оказывает общение на развитие личности ребенка, надо знать, как через общение развивать мотивы и смыслы действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.

Психологическая сущность потребности дошкольника в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей, в попытке понять, что он может, умеет, знает.

После кризиса 3 лет взаимоотношения взрослого с ребенком становятся спокойнее, малыш является уже достаточно самостоятельным. С одной стороны, это радует дошкольника, а с другой - огорчает его, так как родители уделяют ему меньше внимания (рис. 8.1).

Сразу заметим, что в круг общения, кроме привычных ребенку мамы и папы, теперь еще входят и сверстники. Общение с ними играет особую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Прежде всего это объясняется тем, что такое общение имеет черты, которыми не обладает общение со взрослыми:

  • удовлетворение потребности в эмоциональном контакте;
  • ощущение себя предметом заинтересованности и симпатии, чувств, которые отличаются от тех, что проявляются у взрослых;
  • возможность избирательного общения (и он выбирает, и его выбирают);

Рис. 8.1. Изменение характера общения в семье

С момента первого своего проявления (примерно на третьем году жизни) общение со сверстниками является обязательным условием развития человека.

Г. А. Цукерман отмечает, что между новым действием, выполняемым лишь с помощью взрослого, и самостоятельным действием ребенка есть область полусамостоятельности. Здесь помощь взрослого не только не нужна, но порой и вредна: на его«полюс» немедленно «перетекает» рефлексивная часть работы. Это неизбежно происходит помимо воли взрослого и без ведома ребенка. Именно в области

Принципы построения общения взрослого с ребенком.

  • Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
  • Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
  • Общение должно иметь положительный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.
  • Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.

Ситуация. Родители пишут, что их единственный сын Сережа (4 года) растет необщительным. Они считают, что ему пора бы уже много разговаривать, а он все молчит.

Как можно разговорить Сережу?

Решение. Исследования показывают, что число детей, страдающих от собственной неконтактности, или, иными словами, от аутизма, становится все больше. Рост потока информации, обострение социальных проблем пагубно влияют на общение между детьми и взрослыми. В психике дошкольника возникают тревога, растерянность, нервные срывы.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; рассказывает о развитии общения и сотрудничества.

Особенности поведения и самочувствия ребенка зависят от стиля воздействия на него родителей, от выбранной ими модели общения с ним

Стили общения родителей с детьми

Стиль общения

Характер отношений

Методы воздействия

Результат

Авторитарный Жесткий

Пренудительные: - требования неукоснительного подчинения; подавление инициативы; наказания

Тормозит развитие чувства длга и волевых усилий. У ребенка воспитываеться привычка поступать в соответствии с принятыми кем-либо решениями

Развивается беспомощность.

Возможен комплекс неполноценности

Либерально-попустительский

Вседозволяющий, вследствие чего ребенок не знает, что можно делать, а чего нельзя

К ребенку относятся излишне ласково, ему не дается каких-либо ориентиров

Отсутствие самостоятельности, активности

Демократический

Доброжелательный

Внушение, убеждение

Ребенок получает положительные эмоции, у него проявляются уверенность в себе, тяга к сотрудничеству, совместной деятельности

Задание. Ответьте на вопрос: «Как вы поступите в ситуации, если ваш ребенок боится идти к зубному врачу?».

Ниже приводятся возможные ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения (табл. 8.2).

Таблица 8.2
Ответы родителей и соответствующие им стили родительского поведения

Варианты ответов

Стиль родительского поведения

1. Поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов

2. Объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья

Объяснительный

3. Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь, так и будет

Автономный

4. Предложу ребенку что-нибудь интересное взамен

Компромиссный

5. Постараюсь помочь ему преодолеть свой страх

Содействующий

6. Скорее всего, поведу, но буду переживать вместе с ребенком

Сочувствующий

7. Не знаю, мне трудно себе это представить

Ситуативный

8. Не пожалею ничего, чтобы ему не было больно

Потакающий

9. Попрошу доктора успокоить ребенка

Зависимый

Вопрос. При каких условиях ребенок растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным?

Ответ. Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Малыш в таком случае усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.

Ситуация. Взрослый, развивая общительность ребенка, должен увлекать его, «заражать» переживаниями. Только в этом случае можно преодолеть негативные способы общения дошкольника.

Каким образом взрослый может это сделать?

Решение. Увлечь ребенка общением возможно тогда, когда взрослый действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» исходя из взятой на себя роли. Но нельзя и «переигрывать», чтобы не исказить у ребенка представление о мире, чувствах и средствах их выражения.

Ситуация. В иных семьях принято разговаривать с ребенком резким голосом, одергивать, высмеивать его оплошности, при этом родители общаются с ним очень мало.

Какое поведение ребенка будет преимущественно развиваться в таких семьях?

Требуется ли для ребенка специальное обучение общению?

Решение.

Ребенок будет вести себя соответственно поведению своих родителей. Он будет пытаться хитрить или же замкнется, не умея налаживать контакты с

Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.

Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению - процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители.

Сами родители должны показывать ребенку образцы правильного общения.

Ситуация. Воспитательница детского сада, в котором начали использовать компьютер, заметила, что дети ведут себя по-разному, когда работают на нем.

Связано ли такое поведение со стилем общения взрослых с детьми?

Решение. При работе на компьютере ребенок должен самостоятельно находить способ решения поставленной перед ним задачи, а степень самостоятельности зависит от стиля общения взрослого с ребенком.

  • Дети, воспитывающиеся в условиях демократического стиля общения, легко воспринимают новый вид деятельности, редко когда боятся ошибиться. Они активны, жизнерадостны, делятся успехами, помогают друг другу в случае неудач, успешно решают задачи. Дети-лидеры сохраняют свое лидерство.
  • Дети, воспитанные в условиях авторитарного стиля, скованны, им не хватает смелости работать самостоятельно. Они нуждаются в совете, оценке, а то и в прямом руководстве со стороны взрослого. Им важнее оценка взрослого, чем сверстника. Дети-лидеры теряются, так как надо не копировать взрослых, а действовать самостоятельно, проявляя своиспособности.
  • Дети, воспитанные в условиях либерального стиля, ведут себя иначе. Они эмоционально неорганизованны, с трудом могут сосредоточиться. Сконцентрировать внимание им помогают только игры.

Т. Хриман и Е. Василева утверждают, что дети-лидеры в привычных ситуациях могут не быть таковыми в ситуациях действий с ПК. А дети, которые не проявляли себя в обычной ситуации как лидеры, в ситуации с ПК становятся таковыми.

При нарушении семейных отношений у детей возможны характерологические, личностные отклонения, такие как нарушение личностного общения. Одной из причин этого может быть «тяжелый» характер родителей.

Характер воспитывается характером.

Мать и отец по-разному общаются с сыном и дочерью:

  • сын усваивает особенности общения отца и свойственную его поведению половую роль;
  • дочь усваивает особенности общения матери и соответствующую половую роль.

В неполной семье, когда у ребенка есть только одна мать, отсутствует образец мужского поведения, а потому для сына нет образца для собственной роли. Как следствие, он или усваивает женский тип поведения, или выбирает поведение грубое и жестокое. Для дочери в такой семье нет прообраза будущего партнера (мужа).

Дети из конфликтных семей, пережив разрыв отношений между родителями, испытывают большие трудности в общении со своими сверстниками и могут перенести возникшие в связи с этим проблемы на свою будущую семью. Они с детства разочаровываются в возможности существования хороших отношений.

Важно, чтобы в семье было дружеское взаимопонимание. Личност-но-ориентированный стиль общения объединяет всех. Возникает чувство «мы», сопричастность общему делу (рис. 8.2).

Роль матери

Роль отца

Эмоциональная

Стабилизирующая

Женственность

Мужественность

Мягкость

Уравновешенность

Слабость

Сдержанность

Подчиненность

Последовательность

ВАЖНО
Единство взглядов на вопросы:
воспитания и общения;
взаимопонимания;
оптимальной дистанции общения

Недопустимо создавать два лагеря (нейтрально или враждебно настроенных):

у матери - «свой» ребенок;

у отца - «свой» ребенок.

Не должно быть самоутверждения одного из супругов за счет другого.

Не отводить отцу роль «карающей силы» для наказания детей

Рис. 8.2. Оптимальное распределение ролей в семье

Ребенок испытывает на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями. Супружеские отношения формируют определенную позицию эмоциональных отношений к сыну (дочери), определяют взгляд на его (ее) воспитание.

Родительская позиция - один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка, его общительность.

Родителям чаще следует задавать себе вопрос: «Как я выгляжу в глазах своего ребенка?». Особенно это важно в таких ситуациях: