Поведение 2 летнего ребенка. Кризис двухлетнего возраста

21 11.2015

21. 11.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день друзья, читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня рассмотрим тему: воспитание ребенка в два года. Как бы это банально не прозвучало, но дети, цветы жизни и это факт, ведь каждая мама действительно любит своего ребенка, и забота о нем просто не может не приносить удовольствия.

Но, важно понимать, как именно его воспитывать, так как это крайне важно, поскольку именно мама или папа, являются для ребенка тем самым авторитетом, который и должен научить его думать, делать и уметь.

Первым делом, нужно помнить, что дети всегда быстро растут и это не просто ещё одна крылатая поговорка, каждый год или даже каждый месяц, ребенок меняется, развивается и учится, поэтому и важно подобрать именно правильное воспитание.

Одним из самых сложных периодов в воспитании малыша, является его двухлетие, так как именно в этот период, он начинает пытаться думать самостоятельно. Теперь, он хочет быть полноценным членом общества и всячески копирует своих родителей.

Именно в этот период может быть наиболее капризным или даже непослушным, но каждый родитель просто обязан выдержать это и даже наслаждаться, ведь с правильным подходом, проблем с малышом всё же не будет.

Основа

Для начала, посмотрите на своего малыша. Несмотря на возраст, у каждого ребенка свои индивидуальные способности и при этом как мыслительные, так и физические. Если Вы не уверенны в том, что Ваш ребенок готов к углубленному воспитанию с развитием (приучением к физическому труду, гигиене или искусству), то от этого лучше отказаться ещё хотя бы на год просто уделяя ему свою родительскую любовь и заботу.

Специалисты же советуют начать работать не только над ребенком, а и над собой. В первую очередь это касается , ведь, как и говорилось, именно в два года ребенок начинает всё повторять за родителями и именно поэтому, нужно стараться подбирать слова именно так, чтобы ребенок мог с легкостью их запомнить или даже повторить.

Не говорите слишком быстро и обязательно играйте с ним в логические игры каждый день. Если сделать всё правильно, Ваш малыш быстро покажет задатки настоящего маленького гения, но и этого, разумеется, мало для полноценного развития.

Занимайтесь с ребенком, учите его.

Научите своего . Для этого просто говорите с ним и показывайте ему, например, как чистить зубки, как надеть шапочку, как снять её и многое другое. Научите его самостоятельно одеваться, объясните, почему именно нужно следить за , но делайте это так, чтобы он хоть немного это понял (в возрасте двух лет, дети уже считают себя отдельной личностью в доме, так что с легкостью поймет то, что ему скажут).

Понаблюдайте за ребенком, узнайте, к чему у него талант

Да да, именно в два годика, ребенок начинает расставлять свои приоритеты и понимать желания, так что важно понять, что именно ему нравится, а что нет. Просто понаблюдайте за ним, может, он любит искусство? Однозначно, рисовать любят все дети, но может он только этого и хочет?

Если же да и Ваш малыш только и бегает за Вами прося очередной листочек для рисунка, тогда нужно незамедлительно развивать его именно в этом плане и лучше всего, рисовать вместе с ним.

Важно знать!!! Многие родители, пытаются, грубо говоря, «Воспитывать детей по своему» приучая им именно то, что родители считают нужным. Да, направлять малыша действительно нужно, но нужно всё же взять во внимание и его желания.

Ребенок любит рисовать, но Вы хотите, чтобы он играл в футбол? – Ни в коем случае не заставляйте силой и не отбирайте у него фломастер или карандаш, а дайте ему и то, и то, чтобы развивать в обоих направлениях и в результате, играя вместе с ним, он сам выберет футбол, лишь потому что там, играет со своим отцом или же матерью.

Что ещё нужно знать о двухлетних детях

Как и говорилось, воспитание ребенка в 2 года это сложный процесс, так как он начинает думать, но не до конца понимает, когда делает что-то не так. Именно поэтому, он может и вредничать или же другими словами капризничать, только потому, что считает, что он всегда прав. Например, он может специально не слушаться, делая всё назло Вам или ж просто повторять все действия за Вами, даже если Вы просто сидите на диване, что не так страшно как первый вариант.

Однако и он также совсем не страшен, ведь этим можно даже воспользоваться. Например, если Вам очень сильно хочется посмотреть телевизор, но ребенок начал кричать, просто попросите его кричать ещё громче, но всячески старайтесь не обращать на него своё внимание. После такого, малыш и сам не захочет так делать.

Можно ли наказывать, бить двухлетнего ребенка

Бить детей категорически нельзя, так как это понижает их самооценку, но в некоторых случаях родители всё же считают это нужным, именно поэтому и разберемся, так ли это. Как бы там ни было, но до двух лет точно нельзя, ведь он ещё не созрел до того возраста, чтобы понимать за что его наказали и пойме только что он всегда делает только плохое (даже если наказание было единичным случаем) что и понизит его самооценку.

Что касается детей двух лет, ситуация уже немного другая и они вполне понимают за что получили наказания, но злоупотреблять этим нельзя. Если Ваш ребенок провинился, просто попытайтесь ему это объяснить, а если не выйдет, ни в коем случае не лишайте его чего либо, а наоборот, дайте что-то новое. Например, новая игрушка, поджарить которую нужно только после того, как малыш согласится больше так не делать. В случае если он снова начнет это, необходимо просто напомнить что он же обещал так больше не делать, за игрушку.

Бить же ребенка, как и говорилось, совершенно нельзя!

Есть ли отличия между девочкой и мальчиком в период двухлетия

Отличия есть и именно в этом возрасте они начинают проявляться. Мальчики, становятся более активными, даже если они не любят физических усилий, они всё равно стремятся именно к этому, ломают игрушки только чтобы посмотреть что внутри, бегают, падают, ударяются и многое другое, с чем просто нужно будет смириться!

Девочки же более спокойны и при этом, больше любят именно творчество. Обязательно купите своей дочке альбом для рисования, хотя обои будут обрисованы всё равно. Это нужно для её правильного развития в этом направлении.

Какие игрушки нужно покупать двухлетнему ребенку

Мальчикам, интересны будут именно небольшие игрушки, которые можно разобрать. Большие, которые по размеру почти как он, малышу быстро надоедят и он всё равно будет просить новых. Что-то в духе «Пистолетиков» ему пока не нужно. Идеальным решением будут обычные кубики, которые можно складывать один на другой, машинки и конструктор, который является любимым развлечением, наверное, всех детей.

Девочки же навсегда играют в куклы! Примерно в 40%, девочки в возрасте двух лет отказываются играть в куклы (начинают позже) и интересуются игрушками именно для мальчиков (особенно если он есть в семье).

Это и есть основные правила воспитания двухлетнего ребенка, и я надеюсь, эта статья помогла Вам получить ответ на интересующийся вопрос. Просто будьте со своим малышом, играйте с ним и развивайте, и тогда Вы точно справитесь со своим родительским долгом как лучший родитель в мире, хотя бы в глазах ребенка.

Посмотрите полезное видео на тему: "Воспитание: как справиться с капризами, истериками. Кризис 2х лет. "

Воспитание мальчиков так или иначе все равно опирается на общие возрастные особенности ребенка. Поэтому начнем с разговора о двухлетнем малыше.

Почему мы начинаем говорить о том, как воспитывать мальчика именно в 2 года? Потому что, несмотря на очевидные различия в поведении мальчиков и девочек - младенцев, до 1,5 лет разницы в воспитательных воздействиях практически нет. Самое главное, что необходимо детям (и мальчикам, и девочкам) в этом возрасте, - это чувствовать связь и заботу, нежность и любовь родителей. Это значит, что относиться к мальчикам нужно также, как к девочкам: целовать и обнимать их, носить на руках, кормить грудью, разговаривать, играть. Физические проявления любви для мальчиков даже важнее, чем для девочек; этот тот случай, когда «кашу маслом не испортишь».

И именно в районе возраста 2 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом «Я (Миша) мальчик!» или «Я (Катя) девочка».

Первое в воспитании двухлетнего мальчика - побольше позитивного общения. «Если в первые год-два жизни сына мать оказывается в глубочайшей депрессии и закрыта для общения с ребенком, в его сознании появляется аспект печали. Если мама злится, бьет или обижает сына, он начинает сомневаться в том, что его любят» (Стив Биддалфф). А это первые признаки базового недоверия к миру.

Второе «как воспитывать мальчика 2 лет». Не бейте и не наказывайте ребенка жесткостью ил равнодушием. Тот, кто бьет, демонстрирует слабость. Ваша сила сейчас обернется Вашей слабостью в будущем, или слабостью характера Вашего ребенка. Силу в мальчике воспитывают другими методами!

Третий пункт «как воспитывать мальчика 2 лет». К году ребенок научается ходить. К 1,5 годам ребенок становится физически более выносливым. У мальчиков не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, они учатся подпрыгивать, бросать мяч, улучшается ощущение равновесия. Не запрещайте мальчику физически развиваться! И позволяйте набить себе пару синяков и шишек. Иначе ребенок не поймет, что такое боль, и как надо её терпеть. Пожалейте, но не делайте из этого трагедию! Придумайте какое-нибудь мощно заклинание! У нас это «у зайки боли, у мишки боли, у Дани ничего не боли» - действует до сих пор))

Четвертое «как воспитывать мальчика 2 лет» . В отношении к труду у детей этого возраста появляется желание «помогать» взрослым: нести с мамой сумку или пытаться «подметать» пол и т. д. Поэтому способствуйте и поощряйте такое поведение! Если «отбить охотку» сейчас, в будущем не допроситесь!

«Как воспитывать мальчика 2 лет», в-пятых. На этот возраст приходится первая необходимость формировать правила и запреты. Хотя слово «нельзя», по оценке психологов, ребенок начинает понимать примерно с 3-х лет, ограничения и наказания (в смысле не физические конечно) вводить все же необходимо. Но не в приказном порядке, а как обоснованный закон «Нож брать нельзя - порежешься» вместо «Не трогай! Руки убери! Ещё палец отрежешь!». Но постоянные запреты и тотальный контроль - это Ваш персональный ад.

Шестое правило «как воспитывать мальчика 2 лет» - не опекайте ребенка и не давите на него своими сверхожиданиями. «Ребенок в 2 года не говорит?» - не волнуйтесь, это не повод не спать ночами. Мальчики начинают говорить позже девочек. Главное, чтобы у мальчика были развиты познавательный интерес и моторная активность. «Ваш мальчик не выполняет упражнения/ не читает/ не рисует…, как та девочка?» - тоже не повод для расстройства. Все дети разные, и развиваются они по-разному! А своими ожиданиями, и последующим недовольством, Вы выражаете ребенку нелюбовь!

И в-седьмых «как воспитывать мальчика 2 лет» - в игре. Игра в этом возрасте носит характер манипуляции с предметами. Но именно через такую игру ребенок познает окружающий мир, предметы, людей. В игре учить дисциплине и порядку (убирать игрушки), правилам («идем гулять» - значит надо собираться и последовательно одеваться), гигиеническим и элементарным трудовым навыкам (умыться, подмести пол),игре с игрушками (как обращаться с игрушками, сравнивать предметы). О воспитании через игру рассказывается и в нашей книге «АНТИНЯНЯ, или Как воспитать счастливого, здорового и уверенного в себе ребенка, сохраняя время на личную жизнь и карьеру».

И напоследок, обращаться к сыну необходимо в соответствии с его полом. Лучше не употребляйте такие нежности, как «малыш», «зайчик», «лапочка» и т.д. Формируя словесно формулу отношения к себе, лучше обращайтесь к сыну и используйте слова «сынок», «мальчик», «мой любимый защитник».

Для интересующихся проблемой «как правильно воспитать мальчика» можно порекомендовать следующие книги:
✔ Игорь Семёнович Кон «Мальчик - отец мужчины»
✔ Ян Грант «У меня растет сын! Как воспитать настоящего мужчину»
✔ Элиум Дон, Элиум Джоан «Воспитание сына»
✔ Стив Биддалфф "Воспитывать мальчишек... как?".

Основная цель психологии воспитания детей – это становление гармонии в процессе их развития, правильная его последовательность, решение проблем связанных с формированием их личностных качеств, развитие нравственности поведения. Второй и третий годы жизни являются очень особенными и важными для психологии воспитания и дальнейшего развития маленьких проказников.

В этот период начинается активное формирование детской личности, что обуславливается развитием определенных черт характера, пониманием общей картины окружающего мира. В таком возрасте происходит реализация индивидуальности, нахождение своего собственного «я».

Развивается чувство гордости, самолюбия, появляется стремление проявить себя пред взрослыми, желание быть с ними на равных.

Однако, малыш лишь начинает свое познание мира и долг родителей обеспечить для него необходимую атмосферу, в которой будет воспитываться нормальная, психологически уравновешенная личность.

Воспитание детей особенности

Воспитание ребенка в 2-3 года имеет ряд особенностей и не всегда приятных. Родители встречаются со множеством проблем, в решении которых помогает психология, но для этого стоит уделять достаточное количество времени на воспитание своего ребенка.

Дети, достигшие двухлетнего возраста часто показывают свой характер, докучают взрослым своим упрямством, капризами, отвергают их помощь, закатывают истерики, могут стать почти тиранами в доме. Родители в свою очередь не могут понять, что происходит с цветами их жизни.

Также в этом возрасте активно развивается двигательная функция, поэтому они становятся очень активными и норовят ко всему прикоснуться побывать везде. Взрослым следует быть терпимыми и относится к этому с пониманием, проявлять гибкость в воспитании своего чада.

Малыши, которым исполнилось три, начинают ощущать себя личностью, однако из-за отсутствия опыта не знают, как правильно показывать свою индивидуальность, самостоятельность, настойчивость, в какое русло направлять свою активность для достижения поставленных целей.

Детей в этот период следует обучать и направлять, давать им чувствовать себя на равных со взрослыми, уделять должное внимание их воспитанию.

Задачи воспитания и обучения детей

Воспитание ребенка от 2 лет должно включать в себя ряд действий , которые необходимо совершать в этот тяжелый период для облегчения, как и его жизни, так и родителей:

  • быть последовательными, обеспечить определенный режим дня, для того, чтоб малыш знал, чего ему ожидать и привыкал к этому;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, не заставлять делать что-то против воли, а если это необходимо, попробовать увлечь процессом;
  • уметь понимать малыша и ставить себя на его место, тем самым сглаживать острые углы в его поведении, это может помочь избежать множества проблем;
  • использовать искусство отвлечения, если чадо отказывается делать что-то, что требует взрослый, не стоит его заставлять, лучше попробовать отвлечь чем-то другим не менее полезным;
  • в любой ситуации давать время на осмысление, поступков, слов, действий;
  • сохранять уравновешенность и спокойствие во время истерик, находить мягкие пути успокоения;
  • поощрять за хорошее поведение, акцентировать на этом внимание;
  • уметь идти на компромисс, не требовать слишком многого, знать отличие между «нужно» и «не обязательно».

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры помогает добиться хороших результатов. Оно направлено на правильное формирование: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Развитие через такие игры можно начинать и раньше, но по имению психологов именно с 2 до 3 лет, дети очень быстро схватывают новую информацию.

Несколько примеров дидактических игр :

  1. предложить украсить лист бумаги разноцветными узорами по предложенному образцу;
  2. собрать картинку из различных фигур в соответствии с рисунком;
  3. попросить найти предметы, напоминающие простые геометрические фигуры.

Во всех книгах по психологии советуют начинать воспитание самостоятельности до 2 лет, это будет основой становления личности малыша в дальнейшем, особенно когда придет время отдавать его в детский сад.

Психология воспитания ребенка 2-3 года советы:

  • установление распорядка дня, это позволит ребенку быть более уверенным во всем, что он делает;
  • быть хорошим примером для подражания, каждый малыш старается походить на своих родителей, поэтому очень важно вести себя достойно, тогда будет логично требовать того же от своего сына или дочки;
  • дать правильное понимание, того что хорошо, а что плохо, приводя примеры из жизни, читая детские сказки;
  • устанавливать простые, но четкие правила поведения, объяснять для чего их следует придерживаться.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

Развитие детей в этом возрасте имеет некоторые отличия, хотя и разница совсем невелика.

Психология воспитания ребенка 2 года и 3 года:

1. Дети двухлетнего возраста стараются многое узнать, разведать, потрогать, везде побывать, родители в свою очередь не должны им препятствовать, им стоит помогать, давать советы, все объяснять;

2. В три формируется личность, что влечет за собой множество вопросов, следует давать на каждый исчерпывающий ответ, помогать узнавать новое, заставить почувствовать себя на равных со взрослыми, давать право выбора.

С точки зрения психологии воспитание мальчиков и девочек должно отличаться не только из-за половых отличий, но и по причине того, что их поведение и развитие также имеют свои особенности с самого рождения.

Воспитание мальчика 2 года особенности:

  • воспринимают информацию через зрительное восприятие, поэтому им лучше показать пример хорошего поведения чем объяснять;
  • в обучении не любят повторений, для них более действенен быстрый темп;
  • учить уважению к женскому полу, объяснять, как правильно общаться с девочками, как проявлять уважение;
  • мальчики порой бывают более эмоциональны чем девочки, поэтому не стоит запрещать им проявлять чувства, даже если это слезы, но только если для них есть весомая причина;
  • следует давать больше пространства для игр чем девочки, так как они ориентируются на дальнее зрение, им свойственно бегать, бросать предметы;
  • мальчики больше стараются выделяться, отличаться, это стремление можно направить в какой-то полезное для развития русло;
  • любят игрушки которые можно собирать, разбирать и двигать, поэтому для развития больше подойдут конструкторы, машины и т.д.

Воспитание девочек с 2 лет требует деликатного и внимательного подхода:

  • девочки лучше воспринимают информацию на слух, поэтому им лучше объяснять, чем показывать;
  • воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к себе;
  • к девочкам следует относиться с большей нежностью, так как они более чувствительны к телесным ощущениям;
  • в обучении лучше воспринимают процесс поэтапно, любят повторно проверять собственные знания;
  • предпочитают красивые и яркие вещи, девочкам следует покупать мягкие игрушки, куклы, эти вещи будут развивать у них материнские чувства, учить заботиться о ком-то и любить.

Нравственное воспитание — как воспитывать правильно советы психолога

Психология выделяет этот вид воспитания как крайне важный, поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых трех лет жизни. В психологии главным фактором в становлении нравственности ребенка считается формирование хороших отношений с другими детьми и взрослыми.

С ранних лет нужно начинать прививать уважение, общительность, приветливое обращение с людьми, развивать сочувствие, умение считаться с окружающими, потребность в помощи другим.

Каждый ребенок перенимает поведение взрослых, соответственно, главный из аспектов хорошего воспитания – правильное поведение матери и отца в семье.

Трудности в воспитании ребенка 2 — 3 года

В этот период характеризуется кризисом двухлетнего возраста. Происходит внезапное изменение поведения в худшую сторону. Основной чертой этого кризиса является истеричное поведение: крики, слезы, упрямство, невиданная ранее агрессия.

С точки зрения психологии в это время следует очень аккуратно относиться к воспитанию ребенка :

  1. реагировать спокойно, находить компромиссы;
  2. во время истерики лучше ненадолго оставить малыша одного в комнате, чтобы он без публики быстрее успокоился;
  3. объяснять причины своих действий, если он возражает против них;
  4. избегать мест, где ребенок может переутомиться, проголодаться, начать капризничать;
  5. не заставлять давать другим детям свои игрушки, в этом возрасте малыш не понимает почему он должен отдавать любимые вещи другим;
  6. не ругать, если малыш испытывает чувство злости, лучше его обнять и успокоить.

Любая ситуация и проблема на протяжении этого времени должна решаться спокойно и полюбовно. Дети, какими маленькими они бы ни были, всегда чувствуют любовь, поддержку, уважение, понимание и учатся этому у своих родителей.

Воспитание малыша двухлетнего возраста требует повышенного внимания и терпения родителей. В этом возрасте у малыша начинает формироваться характер. Ребенок начинает показывать родителям первые признаки самостоятельности, активно начинает разговаривать, интересуется всем происходящим вокруг. Многие детки к приближению двухлетнего возраста становятся неуправляемыми: постоянные проказы, чрезмерное любопытство, истерики по любому поводу, игнорирование замечаний родителей. Все эти проявления характера заставляют сильно понервничать родителей.

Для более спокойного восприятия родителями этого периода развития ребенка необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Соблюдать спокойствие при любом отрицательном поведении ребенка. Как правило, в этом возрасте малыш, закатывая истерику, пытается добиться своего. Родителям не нужно проявлять гнев при возникновении такой ситуации, а тем более не нужно давать ребенку желаемое. При возникновении истерики ребенок ничего не видит и не слышит. Необходимо решительно и твердо увести его в другую комнату или выйти самому. Как только не кому будет показывать истерику, ребенок успокоится. После примирения обязательно нужно обнять и поцеловать малыша.
  2. Необходимо выработать систему запретов. «Нет» от родителей должно быть категоричным и единогласным. Например, если папа сказал, что нельзя залезать на стол, то и мама ни в коем случае не должна разрешать.
  3. Ребенок в этом возрасте полностью акцентирует внимание на текущем занятии и переключить внимание на другое очень сложно. Для этого нужно просто заранее предупредить ребенка о планах родителей. Например, если ребенок играет, а время идти купаться, нужно предупредить ребенка об этом: «Сейчас играешь еще 10 минут, потом идем в ванную».
  4. Ребенок в этом возрасте еще не может быть полностью приучен к горшку. Не стоить стыдить ребенка, а тем более ругать, если случился промах или малыш просится в туалет, когда только вышли из дома.
  5. Хвалите ребенка чаще: за неумелую попытку вытереть разлитую воду, за убранные игрушки, за попытку причесаться или убрать постель.
  6. Нужно не запрещать, а предлагать замену. Например, вместо конфеты предложить яблоко.
  7. Познание окружающего мира в этом возрасте происходит посредством игры. Для обучения ребенка, каким либо навыкам (чистить зубы, укладываться спать) необходимо смоделировать ситуацию с любимыми игрушками.
  8. В этом возрасте право выбора необходимо оставлять за ребенком. Малыш должен сам решить на какую площадку пойти, какую игрушку взять в ванную, какие носочки одеть.
  9. Общение со сверстниками необходимо двулетнему малышу. Детки этого возраста многому учатся друг от друга. Если нет возможности отдать ребенка в ясли, то нужно подобрать компанию на детской площадке.
  10. И самое главное правило, которое нужно понять родителям двухлетнего малыша: ребенок копирует поведение своих родителей. Поэтому взрослым нужно показывать положительный пример малышу.
Если придерживаться этих несложных правил, правильно показывать ребенку пример поведения, достаточно хвалить, помогать познавать мир и развиваться как личности, то период воспитания двухлетнего малыша принесет намного больше позитивных эмоций!

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко. По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:


На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

  • эстетическим;
  • моральным;
  • физическим.

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

Главная ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками. Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы. Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.


Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета. Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы. Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.