Как дидактические игрушки помогают в развитии ребенка.

Классификация дидактической игрушки

В состав дидактических игрушек входят:

I Cобственно-дидактические игрушки - основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки, пирамиды), служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности, сенсорному воспитанию, приобретению умения ориентироваться в пространстве. Содержание игрушек знакомит детей со свойствами целого и его частей, обучает целенаправленным, результативным действиям, дает представление о предмете как средстве воздействия на другие предметы.

II Дидактические игровые наборы с правилами - предназначены преимущественно для игр на столе, предъявляют определенные требования к уровню развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи ребенка и вместе с тем создают условия для дальнейшего совершенствований этих психических процессов;

III Конструкторы и строительные наборы - эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию ребенка, формированию способностей к техническому творчеству. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты игровых строительных деталей разной формы, предназначенных для сооружения построек. Конструкторы - наборы деталей, крепежных элементов и инструментов, предназначенных для сборки различных конструкций, их своеобразие заключается в способах соединения деталей. Различают тематические и универсальные конструкторы;

IV Игрушки-головоломки (кубик Рубик или куб Б.Н. Никитина, складные картинки и др.) - эти игры предназначены для развития образного и логического мышления, координации мысли и действия в процессе достижения результата;

V Музыкальные игрушки - способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии;

VI Игрушки-репетиторы (обучающие, упражняющие игрушки с различными электронными устройствами);

VII Развивающие компьютерные игры.

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры. Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).

Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста

В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.

Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.

Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла - есть уменьшенная копия человека. Ребенок выбирает себе подобного маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, переживает и взрослеет. Кукла используется в большинстве игр дошкольников, она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др.

Игры - занятия по обучению детей раннего возраста развитию речи через дидактическую игрушку строятся на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра). Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, построек из строительного материала с помощью различных игрушек и предметов, а так же познавательные занятия, всегда сопровождаются эмоциональными комментариями, активно используется речь: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия с дидактической игрушкой являются одновременно и занятиями по развитию речи. Ведь процессе занятия всегда ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста. Дидактический материал применяется при обследовании речи детей и при укреплении правильного произношения звуков. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине и т. п.). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с их внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

Занятия с сюжетными игрушками имеют большое воспитательное значение. В процессе постепенно усложняющегося содержания различных занятий с одной и той же игрушкой ребенок не только учится производить разные действия, у него вырабатывается определенное отношение к куклам, к животным, к птицам. Влияют эти занятия и на обогащение самостоятельной игры детей, а так же на оказывают большое влияние на развитие лексики, обогащении словарного запаса. О каждом животном, воспитатель может рассказать то, что будет понятно и интересно детям. Они внимательно слушают педагога, охотно отвечают на его вопросы и сами задают их, тем самым подкрепляя свой активный запас слов.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки каждые 10-15 минут, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако, чтобы малыш начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их.

Вывод

Таким образом, роль дидактических игрушек и занятий в речевом воспитании детей несомненна.

Использование дидактических игрушек как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку. Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в речевом воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать и общаться в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотрят игрушки, картинки, вместе общаются и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний, происходит активизация речевого словаря. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Итак, занятия с дидактической игрушкой направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач:

1. Умственное воспитание в процессе игровой деятельности, развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.

2. В процессе действий с куклой происходит совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.

4. Пробуждение речевой активности.

5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Занятия с дидактическими игрушками, а именно с дидактическими куклами помогают:

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста.

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей, а так же на их словарный запас.

Ирина Череданова
Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста

План :

1. Актуальность.

2. Цели и задачи.

3. Условия реализации (перечень дидактических игрушек , игр и пособий для детей группы раннего возраста ).

4. Методика проведения .

1. Актуальность.

Ранний возраст -важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей , определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательноек отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Изменение социальной среды (поступление ребенка в детский сад) сказывается на физическом и психическом здоровье детей, особенно раннего возраста . Чтобы облегчить адаптационный период, необходимо создать для малыша особый, эмоционально комфортный климат в группе , правильно организовать деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый, взрослый-ребенок» , обязательно включающий игрушки , игры и упражнения.

Дидактические игрушки- это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту . Это задачи на развитие восприятия, памяти, мышления, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Дидактические игры и игрушки в жизни ребенка появляются с первых дней его жизни. Они помогают ребенку найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение : развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку.

2. Цели и задачи.

Основная цель : снизить напряженность периода адаптации, помочь освоиться в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми , создать эмоционально-комфортную атмосферу.

Занятия с дидактическими играми и игрушками решают следующие задачи :

Снятие эмоционального и мышечного наряжения, снижение излишней двигательной активности, агрессии;

Создание условий для взаимоотношений и взаимодействий с другими детьми и взрослым , развитие коммуникативных навыков;

Сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);

Развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия) ;

Развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками , аккуратности;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

3. Условия реализации.

Дидактический стол .

В нашей группе дидактический стол представляет собой стеллаж с ящиками, дверцами и «окошками» для размещения дидактических пособий . Верх у стола оформлен в виде «поля» четырех основных цветов : красный, желтый, синий, зеленый. На этом поле дети учатся раскладывать предметы по цвету, создают постройки из строительного материала основных цветов, играют с дидактическими игрушками .

Дидактические игрушки .

Трудно переоценить значение игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними.

Для этой же цели у нас в группе имеется панно со всевозможными крючками и винтиками. Игры с элементами этого панно развивают мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

Важно учитывать, что дидактические игрушки развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение…

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов (деревянных и пластмассовых) . С помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты, домики и башенки с обыгрыванием постройки.

Малышу также можно предложить «почтовые ящики» разных цветов, представляющие собой пластиковые ящички, в которые складываются «посылки» (предметы) такого же цвета.

Погремушки, юла, свистульки, неваляшки, бубны- все это музыкальные игрушки . Их назначение- способствовать развитию музыкального слуха, ритма.

Интерес у малыша вызывает мозаика. С ребенком можно, строить домик, цветочек, дорожки. Хороши также, интересны детям врезки, вкладыши, шнуровки, деревянные фигурки для нанизывания на шнурок.

Незаменим и «волшебный мешочек» , с вложенными в него игрушками и формами , которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь.

Дидактические игры .

«Шарик для куклы» , «Зонтик для зайки» (определение цвета предмета по образцу)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную форму)

«Найди пару» (предлагается ребенку подобрать шарфик и варежки определенного цвета)

«У ежика- колючки» , «Подбери по цвету» , «Сушим платочки» , «Повесь ленточку» (предлагается ребенку подобрать прищепки определенного цвета)

«Найди предмет указанной величины» , «Большой-маленький» , «Парные картинки» (ребенку предлагается подобрать предметы по размеру)

«Длинная- короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине)

«Разноцветные стаканчики» (предложить положить стаканчики, начиная от самого большого)

«Почтовый ящик» (распределить игрушки разных цветов по четырем разным ящикам в зависимости от цвета)

«Лото» (показывая изображение предметов одного цвета ребенку необходимо подобрать для него цветовое поле)

Занятия с дидактическими игрушками и играми формируют познавательную активность детей.

4. Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста .

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. Эти особенности возраста заставляют строить игру на основе беседы , показа материала, побуждении малышей к действиям, которые им интересны. Необходимо помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами .

Специфические особенности раннего возраста предъявляют массу требований к воспитателю :

Необходимы искренность и непосредственность в отношении с детьми . Малыши очень чувствительны к искренности и быстро распознают ложь, недоброжелательность, равнодушие.

Важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, положительное отношение к тому, что и как он делает.

Важным условием является сочувствие и переживание, умение слушать ребенка. Это позволяет войти в его внутренний мир.

Необходим индивидуальный подход педагога к каждому малышу, он имеет решающее значение, т. к. воздействие взрослого должно быть адресовано лично каждому. Ребенку нужны взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого.

Еще одна особенность работы - неэффективность любых чисто вербальных методов. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Только собственной увлеченностью можно передать интерес ребенку.

В работе с детьми раннего возраста воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах : организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

В дидактических играх , играх с дидактическим материалом используются приемы наглядно - действенного обучения : показ, объяснение способов использования материалов и игрушек , включение речевых и двигательных поручений. Дети достают и называют игрушки , их цвет, отгадывают предметы на ощупь. Активность детей поддерживается с помощью разнообразных вопросов детей и поручений.

В играх с дидактическими игрушками , кроме дидактических есть еще и игровые задачи, игровые действия, правила игры. Познавательные задачи дидактической игры решается не прямо. Они связываются с занимательным началом, игровыми действиями. Педагог использует интерес детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, к смене действий, к поиску предметов, отгадыванию. Развернутого действия во многих играх еще нет, и они проводятся по форме поручения.

Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

Вывод : с детьми раннего возраста нельзя проводить занятия и игры, когда воспитатель что-то показывает, объясняет, а дети «усваивают» . Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют собственную активность детей. Задача педагога- стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Необходимо эмоциональное вовлечение детей, включенность взрослого в нужные действия.

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.

Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, . Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к разным видам в зависимости от признака. Так, всем известная игрушка матрёшка может быть как образной (отражает образ человека), так и дидактической (служит обучающим целям).

Согласно педагогической классификации игрушек, построенной на принципе их соотносимости с различными видами игр, дидактические (дидактика - от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) игрушки - это особая категория игрушек, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи. Основной формой их использования является дидактическая игра.

Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Как и сегодня, собственно дидактическая игрушка погремушка была первой игрушкой ребёнка ещё в глубокой древности. Её изобретение приписывается Архиту Тарентскому - греческому философу, математику и полководцу (400-365 гг. до н.э.).

Самые древние погремушки, найденные при раскопках, насчитывают три тысячелетия. Уже в Древнем Египте, согласно обычаю, погремушки наряду с другими игрушками (свистульки, маленькие сосуды с фигурками внутри и др.) клались рядом с умершими детьми. Древние американские племена создали разнообразные и очень декоративные формы этой игрушки, которые неоднократно находили в детских захоронениях. В Древней Греции и Риме погремушка была постоянным предметом в обиходе. Её дарили новорождённому, матери и кормилицы напевали колыбельные песни, постукивая ими. Имели они и другое назначение. От первобытных времён сохранилось поверье, что погремушки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка. Много различных видов погремушек было найдено при раскопках погребённого под лавой древнеримского города Помпеи. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали этим игрушкам высокохудожественные формы.

При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья археологами были обнаружены глиняные погремушки (русские побрякушки, тарахтушки), относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Уже в X-XIII вв. при раскопках древних русских (Рязань, Тверь, Москва и др.) и белорусских (Гродно, Могилёв) городов наряду с другими глиняными игрушками были найдены погремушки, которые изготавливали в гончарных мастерских. Мастера, помимо основного своего занятия - изготовления посуды, находили время и возможность делать игрушки. В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет же этих промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. В них ярко проявилась народная мудрость, забота о том, чтобы порадовать, повеселить ребёнка и в то же время чему-нибудь его научить, развить. Очевидно, что материнская любовь всегда стремилась найти, чем порадовать дитя.

Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал дидактической игрушки издавна привлекал внимание и высоко оценивался учёными. Многие научные и практические работники по дошкольному образованию (Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева и др.) внесли огромный вклад в разработку теории дидактических игр. Дошкольная педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, специально созданных для познавательного развития детей дошкольного возраста, разработаны целые системы, которые модифицируются и используются для развития современных детей.

В дидактической системе средств, связанных с обучением ребёнка, игрушка занимает почётное место. Её предметное содержание понятно, близко и знакомо маленькому ребёнку. Особенно ценно то, что в жизненном предметном содержании дидактической игрушки ясно и отчётливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребёнка. Этим она отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

В общей классификации игрушек дидактические  - одна из самых многочисленных групп. Разнообразие игрушек данного вида, их воспитательно-образовательное значение, огромное влияние, которое они оказывают на развитие ребёнка, позволяют выделить его шесть основных категорий:

Собственно-дидактические (автодидактические) игрушки;

Дидактические игры (игровые наборы с правилами);

Компьютерные игры;

Конструкторы и строительные наборы;

Музыкальные игрушки.

По степени проявления ребёнком самостоятельности при их использовании (А.Н. Давидчук) можно объединить в две группы:

Конструкторы и строительные наборы, сборно-разборные сюжетно-дидактические игрушки;

Собственно-дидактические игрушки; дидактические игры (игровые наборы с правилами); компьютерные игры; развивающие игры и ; музыкальные игрушки.

Дидактические игрушки первой группы открывают детям максимум возможностей для самостоятельной активной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер. Они позволяют им свободно экспериментировать и добиваться результатов. При этом ребёнок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата. Его свобода ограничивается лишь возрастными возможностями, а также опытом.

Дидактические игрушки второй группы рассматриваются как специально созданные для развития у детей определённых способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребёнок должен получить при овладении определённым способом действий. Свобода деятельности с этими игрушками ограничена заложенными в них конкретными способами действий, которыми ребёнок должен овладеть самостоятельно или при помощи взрослого.

Дидактические игрушки вызывают огромный интерес у детей, так как позволяют им активно действовать и получать разнообразные результаты.

Заложенный в них общий принцип деятельности открывает широкие возможности для решения важнейших дидактических задач: развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами; знакомство со свойствами и назначением предметов; обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём; развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.); развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию и т.д.

Однако было бы неправильно сводить значение дидактических игрушек только к решению обучающих задач, поскольку образовательный элемент в них гармонично сочетается с занимательностью, эмоциональностью, а игровой замысел - с непринуждённостью выполнения.

Дидактические игрушки способствуют нравственному воспитанию детей. Так, настольно-печатная игра «Хорошо и плохо» помогает детям разбираться в хороших и плохих поступках; в игре «Чем можем - поможем» показано, как дети могут помогать в труде взрослым и т.п.

Значительная часть игровых наборов с правилами рассчитана на коллективное использование, выполнение условий, требующих от детей определённых волевых усилий, умения согласовывать свои действия и интересы с действиями и интересами других участников игры (например, дожидаться своего хода, честно выполнять установленные запрещающие и разрешающие моменты правил).

Индивидуальные игры с дидактическими игрушками способствуют воспитанию таких положительных черт личности ребёнка, как настойчивость, терпение, выдержка, воля.

Дидактические игрушки оказывают большое влияние на эстетическое воспитание детей.

В ряде игр от них требуется проявить своё отношение к прекрасному. Так, в играх с мозаикой перед ребёнком ставится задача - выложить красивый узор. Это даёт ему возможность упражняться в подборе форм, ритмичном сочетании цветов, составлении декоративных узоров и т.д.

Большое эстетическое воздействие на детей оказывают и народные дидактические игрушки: они отличаются эмоциональностью, простотой, лаконичностью форм, ярким жизнерадостным цветом, гармоничным сочетанием форм и цвета в общей композиции. Такие игрушки способствуют формированию эстетической отзывчивости как при восприятии игрушки, так и в процессе игры с нею. Чувство прекрасного и восприимчивость раньше всего, пожалуй, пробуждаются у ребёнка именно благодаря игрушке.

В целях эффективного использования дидактических игрушек в обучающих целях необходим их правильный подбор в соответствии с основными принципами:

Учёт возрастных психологических особенностей детей

Ориентация педагога на этот принцип позволит отобрать именно те дидактические игрушки, которые будут наиболее эффективно использоваться для решения обучающих задач с детьми конкретного возраста. Исследования показывают, что дети разного возраста по-разному реагируют на цвет, форму, величину и динамические свойства игрушек. Так, в раннем возрасте они отличаются повышенной эмоциональной восприимчивостью, неустойчивостью внимания и некритичностью мышления. В повседневной жизни цвет предметов не имеет для них особого значения, однако они прекрасно воспринимают многие цвета и особым образом реагируют на всё яркое, по выражению К.Д. Ушинского «мыслят звуками, красками». Для детей раннего возраста нужны простые по содержанию, форме и конструкции игрушки, окрашенные как в основные цвета спектра, так и другие, в т.ч. нереалистичные. По размеру дидактические игрушки могут быть мелкие и средних размеров.

Подбирая же их для старших дошкольников, следует обратить внимание на разнообразие оттенков окраски, наличие смешанных цветов, детализированной росписи и орнаментального оформления. Детям этого возраста понадобятся игрушки более сложной конструкции и содержания, разного размера.

Наиболее ценными являются дидактические игрушки, которые не только отвечают общим психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым ко всем видам игрушек, но и обладают некоторыми качествами, в большей степени им присущими:

Дидактическими свойствами (несут в себе способы обучения ребёнка различным действиям, умениям и навыкам);

Возможностью удовлетворить стремление детей к активной деятельности, что достигается за счёт динамичности игрушки (возможность разобрать и собрать разборные игрушки, разрезные картинки, мозаику и т.п.);

Способностью вызывать интерес и возбуждать любознательность ребёнка;

Возможностью самоконтроля - ценным качеством, которое позволяет детям действовать с игрушкой самостоятельно (самому проверить правильность своих действий и исправить ошибки);

Открытостью для разнообразных действий (допускаются усложнения или упрощения поставленных задач, вариативность, новые комбинации);

Художественностью, которая достигается пропорциональностью и правильностью форм, цветовой насыщенностью, неразрывной связью формы и цвета.

Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит педагогу возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

Многообразие дидактических игрушек, их огромная значимость в развитии ребёнка позволяют помимо игровой деятельности широко и разнообразно применять их и в других направлениях педагогического процесса: как своеобразный метод или приём обучения на занятиях; как средство для закрепления полученных знаний, повторения, упражнения; как произведение декоративно-прикладного искусства для знакомства детей с народным искусством, его видами; как эталон для развития творчества и творческой активности на занятиях по рисованию и лепке; как декоративный элемент в интерьере дошкольного учреждения и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.