Презентация технология сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольного развития. Благодаря сенсорному развитию мы воспитываем личность, которая растет и развивается через познание окружающего мира посредством воздействия на все органы чувств. Самое интересное, что многие игры на развитие сенсорики мы можем сделать сами. Об этом и говоится в презентации. Если тема вас заинтересовала, то после просмотра презентации и изучения игр, которые предлагаются в интернете для самостоятельного изготовления, вы сами сможете пополнить свои копилки дидактических игр. Желаю удачи!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Игры, направленные на сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком. Понятие « сенсорика » имеет латинский корень – « сенсус » (чувство, чувствовать) , поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, обучения в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорные дорожки Тактильные карточки Предметы на развитие тактильных ощущений Звуковые игрушки Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Многие из них мы можем сделать своими руками. Спасибо за внимание!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основное условие правильного воспитания ребенка дошкольного возраста – обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для этого необходимо: соответствующее оборудование помещения и, особенно, окружающего ребенка пространства; постоянное общение взрослого с ребенком; систематическое проведение специальных занятий.

Сенсорное развитие - целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)

Цель сенсорного воспитания - является формирование сенсорных способностей у малышей. З адачи: Формирование у детей систем перцептивных действий; Формирование у детей систем сенсорных эталонов; Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Эталонная система Цвета Формы Величины

Обследование – специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности

Игры-поручения

Игры с прятаньем и поиском

Игры с загадыванием и отгадыванием

Сюжетно -ролевые дидактические игры

Игры-соревнования Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет)

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с п...

Обобщение опыта работы «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

для воспитателей ДОУ...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета наиболнн полновозможно через систему дидактических...

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Из опыта работы Кравцовой Елены Николаевны.

Воспитателя МБДОУ ДС№2


Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;


осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.


  • Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие

  • задачи:

Формирование у детей систем перцептивных действий

Формирование у детей систем сенсорных эталонов

Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности


Основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста

1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие .


  • Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях ДОУ
  • Задачи: - разнообразить развивающую среду в группе; - развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.


Воспитатели в саду Создают детям уют, Сказки малышам читают, Песенки для них поют, Занимаются, играют Прямо с самого утра. Развиваться помогает Сенсорная им игра.


Ведь сенсорика поможет Научить детей всему: Пирамидки собирать, ЦВЕТ И ФОРМУ РАЗЛИЧАТЬ,


Сенсорное воспитание

детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей


Сенсорное развитие - целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление.

Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)


Цель сенсорного воспитания - является формирование сенсорных способностей у малышей.

Задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий;
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов;
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Эталонная система

Цвета

Формы

Величины


Дидактические игры -

это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности








Игры-соревнования

Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет )


В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают образовательные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля над ходом сенсорного воспитания.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Суднишникова Елена Владимировна с.п.Покур МБОУ “Покурская ОСШ”Сенсорное воспитание детей раннего возраста(из опыта работы)
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. На этой основе выделяются следующие задачи:1.Формирование у детей систем перцептивных действий2.Формирование у детей систем сенсорных эталонов 3.Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Эталонная системаЦветаФормыВеличины

Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу- ориентироваться в трех и более контрастных величинах - собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)- составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиковТребования программы по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет:Требования программы по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет:
Д/И наряди солнышко использование дидактических игр;создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.Дидактические игры Дидактическая игра «С какого дерева лист? », «Большой и маленький листочек»Цель: Формировать представления о цвете и величине. Дидактическая игра «Подбери форму»Цель: учить детей подбирать фигуры к геометрическим образцам ТестопластикаРаботы с соленым тестом совокупно действуют на развитие малыша – увеличивают сенсорную восприимчивость, содействуют деликатному восприятию формы, веса, пластики, фактуры, формируют фантазию, пластическое осознание, мелкую моторику, синхронизируют труд двух рук, содействует усидчивости и бдительности, а еще открывают в ребенке созидательное начало. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:Можно приготовить в любой момент.Легко отмывается и не оставляет следов.Безопасно при попадании в рот.Не липнет к рукам при лепке.Можно сушить на воздухе.Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.Если покрыть лаком - сохранится на века.С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. Это тесто можно использовать для игр и лепки с детьми дома, а также на занятиях в детском саду. Упражнения с тестом:1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки). 2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков. 3.Можно сделать отпечатки ножек и ручек4.Отпечатывать на тесте пальцы, палочки. 5. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой) 6.Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Угощение для цыплят.Цель - познакомить с лепкой.Задача - сформировать и освоить основной навык - отщипывание.Вместе с ребятами приготовьте угощение для цыплят. Вам понадобится тесто и несколько игрушечных цыплят.Разделите занятие на три этапа.Знакомство с персонажамиНезаметно для малышей уложите цыплят в яркую коробку. Пусть они попробуют отгадать, кто там спрятался. Рассмотрите как цыплята выглядят, и предложите приготовить для них угощение.ЛепкаСделайте зерна для цыплят. Покажите, как надо отщипывать маленькие кусочки теста. Если малышу пока трудно выполнить такую работу, Сделайте это сами. Готовые зернышки складывайте на плоскую тарелочку.Обед Принесите цыплят,поставьте возле тарелки с зернами и накормите их. А в конце пусть они не забудут поблагодарить малышей. В 2012-2013 году возраст детей в нашей группе был от 1г. 8м. до 5 лет.Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:использование дидактических игр,создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы. Спасибо за внимание!


Приложенные файлы