Древнегреческие наряды женщин. История европейского костюма

Древнегреческое стремление к простоте сильно отражалось на многих сферах деятельности и жизни, в том числе это было заметно и в мужской одежде. Однако ее примитивизм является только первоначальным заблуждением, на самом деле носить или закреплять несложный кусок ткани множеством различных способов – это целое искусство.

Главным элементом мужской одежды являлся хитон – кусок тканой материи, который был сделан таким образом, чтобы с одной стороны имелось отверстие для руки, а с другой он был оснащен специальной застежкой. Вариантов хитона существовало несколько: некоторые были короткими и едва скрывали колени, другие достигали пят. Также был обычай носить пояс, туго стягивающий талию, однако, с течением времени от этого элемента отказались. Короткие хитоны постепенно становились самым распространенными, когда такая мода дошла и , длинные варианты данной одежды уже были фактически вытеснены. Некоторые особенности были у хитонов, которые полагалось носить представителям рабского сословия. Так, у них всегда оставалась голой область правого плеча.

Поверх хитона греки зачастую надевали плащ. Это мог быть длинный и просторный гиматион, закрепленные на груди и закинутый за спину, или короткая хламида, которая фиксировалась при помощи специальной застежки на шее. Правила ношения плащей зависело от конкретной местности: в ношения хламид позволялось только молодым юношам, не достигшим совершеннолетия, в Спарте же их носили повсеместно все мужчины вне зависимости от возраста.

Несмотря на разнообразие обуви, древние греки очень много передвигались босиком, а наибольшей популярностью пользовались сандалии. Помимо них имелись ботинки с габаритными подошвами, кожаные сапоги высотой до середины голени и другие разновидности грубой обуви, но они чаще всего использовались для верховой езды.

Предлагаемые картинки одежды Древней Греции позволят наглядно изучить стиль, который предпочитали мужчины в античные времена.

Древнегреческая женская одежда

Женщины, жившие в , обладали способностью превратить простейшие одежды, схожие с мужскими хитонами, во множество различных видов изысканных и элегантных костюмов.

Наиболее распространенным элементом женской одежды являлась туника из тяжелой шерстяной ткани. Туники были очень длинными, почти достигавшими пола, традиционным цветом являлся белый, но допускалась цветная окаемка. Неотъемлемой частью был пояс, носить его полагалось по-разному: молодые девушки затягивали им талии, а вышедшие замуж женщины перемещали под грудь.

Особо ценилось умение правильно шнуровать сандалии – это необходимо было делать таким образом, чтобы большая часть ноги оставалась голой, а наличие обуви было незаметным фактом.

Так же, как и у мужчин, в женском гардеробе присутствовал гиматион, который обычно надевали, выходя из дома на улицу. Наиболее распространены были розовые и белые плащи с красными и черными каймами. Край гиматиона можно было набрасывать на голову, что создавало эффект капюшона. В зависимости от погодных условий в него можно было как закутаться целиком, так и превратить в небольшой шарф на шее.

В целом одежда была довольно свободной, а это позволяло всевозможными способами корректировать свою фигуру. Специальные вставки под одеждой давали возможность делать бедра и грудь более пышными, а полоски ткани, которым перетягивался живот, добавлять стройность фигуре. Также практиковалось ношение обуви с разной толщиной подошвы, что позволяло девушкам низкого роста выглядеть более высокими.

Для того чтобы понять как предпочитали одевать девушки и женщины той эпохи, можно посмотреть наглядное фото одежды Древней Греции.

Интересные данные об истории традиционного костюма в Греции приводит в книге «Народные танцы и их преподавание. Анализ ритмического рисунка и движений» Николаос Й. Ваврицас, доцент, преподаватель греческого народного танца отделения физкультуры и спорта Университета Аристотеля в Салониках.

Опираясь на вступительное слово М. Мераклиса к докторской диссертации М. Врелли-Заху (2003), Ваврицас говорит, что история и развитие национального костюма тесно связаны с общественной жизнью человека; известно, что одежда характеризовала личность. Изначальная цель ее — защита от непогоды, однако с течением времени одежда стала отражать и социальное положение человека. Поэтому костюм как социальный показатель является важным источником информации о личностной и социальной идентичности и может быть исследован с точки зрения истории, экономики, психологии, социологии и географии. Таким образом, «эволюция костюма всегда была тесно связана с историей и особенно изменениями в жизни общества», — отмечает Ваврицас.

Как и любое проявление народного творчества, национальный костюм приобрел свой современный вид после множества изменений с античных времен и до наших дней. В византийскую эпоху перемена в греческом костюме было особенно революционной не только благодаря использованию дорогих тканей, расшитых серебром, золотом и драгоценными камнями, но также из-за его прочности и элегантности.

В османский период истории Греции, несмотря на все гонения, разорение и грабежи, которым подвергалось греческое население, после второй половины XVIII века начали появляться замечательные творения, основанные на византийской церковной и светской традиции, в частности в ювелирном искусстве: в мастерских Эпира и Аркадии производили удивительные вещи.

Большое разнообразие и красота традиционной одежды в различных регионах Греции, с одной стороны, поражают тех, кто решил посвятить себя ее исследованию, а с другой, вызывают немало трудностей. В давние времена вид одежды каждого человека зависел от рода занятий, возраста, пола, социального статуса, географического положения региона и так далее, в результате чего возникло поистине уникальное и в то же время огромное разнообразие видов традиционного костюма. «Особое место в истории занимают элементы женского костюма, в основном те, которые были созданы мастерами, портными и ювелирами, представлявшими общую художественную традицию региона» (Кириакиду — Несторос, 1975, с. 137-141).

Греки, как пишет Ваврицас, производили необходимые материалы для изготовления одежды, используя необработанное сырье, в основном овечью и козью шерсть. Матери принимались шить традиционную одежду для своих детей сразу же после из рождения, в том числе и в качестве приданого. Каждая женщина с самого раннего возраста должна была среди прочего учиться обрабатывать шерсть. Она была обязана уметь прясть, ткать, вязать, шить, вышивать и в целом обращаться с необработанной шерстью. На женщинах лежала вся ответственность за обработку и производство тканей, необходимых для создания одежды. Кустарное производство достигло такого уровня, что в итоге создавались настоящие шедевры, особенно в области рукоделия и вышивки.

Процесс обработки материала требовал определенных действий. Сначала собирали шерсть после стрижки овец и коз, затем следовало промыть (а если нужно, то и окрасить), высушить шерсть, разобрать, вычесать. Вслед за этим шерсть пряли, вытягивали нить и, наконец, скручивали в мотки. Готовую пряжу в мотках наматывали на специальную палку — мотовило, после чего делали основу и уток (вместе они образуют ткацкое переплетение). Уток накручивали на ручную прялку и переметывали на челнок, и тогда только можно было прясть уже на ткацком станке, который был в каждом доме. Обычно, чтобы облегчить процесс, шерсть красили до того, как она превращалась в нить. Ткани, которые делали на станке, затем обрабатывали сукновальной машиной, чтобы они стали мягче. Позднее, в XVIII-XIX веках, кроме домотканых материалов стали использовать и покупные (штоф, бархат и другие ткани), которые привозили в Грецию из крупных городов Европы.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Из вступительного слова Иоанну-Яннара мы узнаем следующее: «Три самых известных вида греческого костюма — повседневный, праздничный и свадебный — и подробный анализ и изучение материалов, которые женщины использовали для шитья одежды, привели Ангелики Хадзимихали к интересному наблюдению. Она заметила, что на создание костюма влияли два основных фактора: возраст человека (девочка, невеста, молодая жена, замужняя женщина, пожилая женщина — и то же самое для мужчин) и социальный статус. Эти данные определяли способ создания каждого элемента одежды, ведь каждый получал в жизни определенную роль, которая напрямую зависела от социального положения. Получив полную картину на основе анализа собранного материала, Ангелики Хадзимихали создала новую классификацию, морфологическую, весьма значимую для всего исследования. По ее словам, вид одежды, которую носит каждый человек, попросту говоря, — его отражение. Так, вся женская одежда делилась на три основные категории: костюм с сигуни (домотканое платье), с кавади (длинная зимняя одежда) и с юбкой. То же и с мужской одеждой — фустанела или широкие штаны».

Папандониу (1973) делит типы костюмов в целом на три (горные, равнинные и островные), а их в свою очередь на городские и деревенские. По ее словам, большинство женских костюмов состоит из рубашки, одежды вроде полупальто, сшитой, как правило, из дорогого материала, и платья (сделанного из черного домотканого материала, известного в Греции с древних времен). Кроме того, любой женский костюм включал широкие штаны (белье) и сложный головной убор, который женщины носили, выйдя замуж.

© Из личного архива Николаоса Й. Ваврицаса

Говоря о мужском костюме, Папандониу (1974) подчеркивает, что история его уходит корнями в глубокую древность. Мужчины носили одежду строгих цветов и простую с точки зрения украшений. В целом одежда была двух категорий: одну носили в море, другую на суше. Как и в случае с женским платьем, каждый вид делился на городской и деревенский. По словам Папандониу, почти везде в качестве белья носили сорочку и кальсоны, а также короткую рубашку. Во Фракии также были пундури — род темных шерстяных брюк. В Македонии — черные рубашка и брюки. На Пелопоннесе, в Аттике и на материковой Греции в целом встречается фустанела — белая юбка с множеством складок, ставшая неотъемлемым элементом национального греческого костюма. В прибрежных районах и на островах встречаются также различные варианты широких брюк.

Наконец, по классификации Христоса Бруфаса, женская одежда бывает трех типов. Деревенская, как правило, домотканая, с хлопковой рубашкой, платьем из грубой шерсти и шерстяным жилетом сверху. Так одевались в Алоне (Флорина), Коринфии и Карагуне. Городская одежда восточного образца, с кавади, длинным платьем с рукавами или без (цумбес), сшитым из дорогих тканей. Раньше его носили в Янине, у берегов Черного моря, в Конье (современная Турция) и почти во всех городских центрах. Третий тип — более новый костюм западного городского образца, характерным элементом которого было длинное плиссированное платье из дорогого штофа, заменившее кавади, которое надевали поверх традиционной хлопковой рубашки. Верхней одеждой служило либо домотканое шерстяное пальто (сегуни), встречавшееся в Мецово, Вовусах и Властах, либо жилет из войлока с тонкой золотой вышивкой, как в Верии, Наусе, Касторье и Самарине.

Трикала: Текст корреспондента Апостолиса Зоиса

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии - городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура - это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами - обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна - эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» - плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность - в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» - специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава - такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части - лиф и юбку - сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф - «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот - «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок - «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии

На женщине: пеплос с декоративной каймой

На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии

На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел

Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас

Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь в Древней Греции

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» - высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» - обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.
Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Петас надевали эфебы - свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, - очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.
У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.
Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.
Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже - плетеная шляпа.
В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

древнегреческие женские причёски и головные украшения:

Украшения и косметика в Древней Греции

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой - белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда - слово «косметика»). Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.
Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями. Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения.
Единственное, что позволяли себе греки, - это перстни. Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Каждая из великих цивилизаций прошлого имела очаг. Где она зародилась, развивалась и достигнув расцвета, угасла. Очагом античной цивилизации было Средиземное море с его полуостровами и островами, которое в древности называли Внутренним. Значение этого водного пространства отражено в древнем латинском названии мира «круг земель» (orbis terraum), ибо эти земли античной культуры расположившись вокруг моря, на стыке трех частей света – Европы. Азии и Африки.

Вся историю Древней Греции принято разбивать на периоды:

  1. Дополисный (гомеровский) период (XI-VIIIвв. до н.э.),

  2. Архаический период (VIII-VI вв. до. н. э.),

  3. Классический период (конец VI – первая половина IV в. до н.э.),

  4. Эллинизм (IV-I вв. до н.э).

Дискобол

Как происходило развитие моды в Древней Греции, в стране, о которой до нас дошло такое большое количество сведений из письменных источников и произведений искусства и предметов повседневной культуры.

В ранний период своей истории, греки носили набедренные повязки. В холодное время года они надевали шерстяные плащи, называемые пеплосами. Это были грубые шерстяные четырехугольные полотнища, которые ночью использовались как одеяла. Их накидывали на плечи и закалывались булавками или пряжками. Плотное полотнище спадало широкими складками, иногда вокруг талии повязывали пояс. Пеплос сохранился и в позднее время, только приобрел более яркую расцветку, и дополнялся каймой.

Одежда древних греков

В теплое время и мужчины и женщины носили хитон из льняной ткани или тонкой шерстяной ткани. Хитон, как и вся одежда древних греков, не шился, а состоял из прямоугольного куска ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человека, скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался ремешком с напуском (колпосом). Хитон имел длину до щиколоток, и умело заложенные складки. Сверху женщины накидывали покрывало, когда выходили на улицу.

Грекам нравились одежды голубого, розового, лилового, желтого цветов. Самыми дорогими тканями считались – пурпурные. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это была мода времен архаики и ранней классики. Носили также хитоны из светлых тканей и натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Кора. 520 г. до н.э.

Греческие орнаменты используются в одежде по сию пору – это мепндр, «критская волна», ионики, пальметты.

Верхней одеждой был гиматий (его могли одеть как на хитон так и на пеплос) из шерстяной ткани. Он представлял собой прямоугольное полотнище обернутое разными способами вокруг тела.

Все эти одежды можно было скинуть одним движением руки. Сквозь их промежутки виднелось голое тело. Одежды снимались во время гимнастики, на аренах, и торжественных танцах.

Эллины передали и объяснили нам понятие гармонии. Гармония есть некий божественный порядок, который противостоит хаосу. Все в мире. По мнению древних греков. Обнаруживало гармонию – от устройства космоса, до произведений, созданных человеческим разумом. Идеал греков – прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Все чрезмерное – слишком громкое или тихое. Громоздкое или малюсенькое – вносило дисгармонию и вело к беспорядку и хаосу.

Древние греки были полностью убеждены в собственной красоте. Красивый человек это гармония души и тела. Красивым считалось овальное лицо с прямым носом, округлым подбородком, большими глазами. Оно должно делиться по высоте на равные три части: от места роста волос до бровей, от бровей до основания носа, и то основания носа до линии подбородка. Пропорции тела человека также должны соответствовать пропорциям «золотого сечения». Поликлет вычислил эти соотношения6 голова должна составлять 1/8 от всей длинны тела, ноги должны быть равны половине роста, руки, в выпрямленном положении должны достигать середины бедра.

Дорифор. Поликлет

Эллинское представление о прекрасном воплотилось и в костюме тоже.

Обычный мужской костюм представлял собой короткий до колен хитон. Знатные греки носили ионический хитон, он был длиной до пят, и драпировался по-другому. Выполнялся такой хитон из двух кусков ткани, скалывался на плечах несколькими заколками. Драпировался таким образом, что получались рукава, длинной до локтя и область лифа облегала. Довольно часто мужской хитон скреплялся на одном плече. Простой вариант такого хитона – экзомис носили рабы и бедняки. Философы, поэты и другие люди умственного труда предпочитали носить гиматий. Иногда его носили на голое тело, а в домашней обстановке драпировали вокруг бедер. Одежда путешественников и пастухов называлась хламида. Она также состояла из прямоугольного куска ткани скрепленного на плече фибулой. К хламиде полагалась шляпа, которая собой войлочную круглую шапочку с полями и без – называлась петас.

Женский хитон

Женщины носили длинный хитон, в дорическом наиболее древнем хитоне, они напоминали дорическую колонну. В архаическое время поверх хитона одевали юбку. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест. Спартанки носилии только пеплос (их называли «голобедрыми»). Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого был длиннее сзади, чем спереди, а его край можно набрасывать на голову. Поверх одевали гиматий, который еще назывался калиптра. Считается, что калиптра была меньше размерами и тоньше, чем пеплос. На голову женщины надевали круглую почти плоскую шляпу с остроконечным верхом.

Обувь греков была из кожи, представляла собой подошву и ряд прикрепленных ремешков к ней. Подобные сандалии носят и современные модницы. Парадная обувь была яркая, оделана золотом и серебром. Носили греки и мягкие полусапожки персикаи (заимствованные у персов) и высокие ремешковые сапоги эндромис и из мягкой кожи – крепиды. Обувь носили только на улице, приядя в дом ее снимали. Предпочитали ходить босиком.

До персидских войн, прически греков были похожи на восточные. Мужчины носили длинные волосы и бороду. Волосы заплетались в косы или укладывались локонами. В классическую эпоху распространилась прическа из коротких волос, бороды либо сбривали, либо носили короткие.

Женские прически были разнообразны. Наиболее популярной был греческий узел, и прически на ее основе – «лампадион», «каримбос» узел расположенный низко, почти на шее. Молодые девушки носили распущенные волосы. Аспасия (гетера и подруга Перикла) придумала прическу из волос, уложенных вертикальными дольками ото лба до затылкаи перевязанная двумя лентами. Женщины носили также «бант Апполона». Волосы красили, завивали, душили благовониями. Греки уделяли огромное внимание гигиене и косметике. Бани были популярным общественным местом. Древние гречанки охотно пользовались косметикой. Слово косметика пришло к нам из Греции, где существовали специальные рабы – косметы, чьей обязанностью было следить за внешним видом своих господ.

Античные прически

Ювелирные украшения, в основном носили женщины, мужчины могли себе позволить перстень-печатку. Помимо традиционных серег, браслетов, диадем, подвесок гречанки использовали фибулы, шпильки, ремешки, сеточки, цепочки, выполненные с таким мастерством и искусством, что они славились даже у скифов.

Древние греки – народ свободолюбивый, ценящий естественность и простоту во всем, в том числе и в костюме. У них существовала одежда на все случаи жизни: для спортивных состязаний, жертвоприношений, путешествий, театральных выступлений, сражений, – и, при всем своем разнообразии, она неизменно оставалась легкой, не сковывающей движений и на первый взгляд простой.

Особенности древнегреческого костюма

Древние греки редко сшивали свои одежды, вовсе их не кроили и чаще всего составляли из сложенных на разный манер прямоугольников ткани. Казалось бы, что трудного в том, чтобы сложить и красиво обернуть вокруг себя кусок ткани? А вы попробуйте на досуге. Разнообразная драпировка, скалывание и ношение одного и того же отреза ткани создавали многие элементы костюма, и в древнегреческих семьях считалось правильным тоном с самых ранних лет прививать детям эти навыки. Каждый костюм был индивидуален. Да что там индивидуален, он даже постоянной формы-то не имел и все время изменялся в процессе движения того, кто его носил.

Древнегреческий костюм различался в материковой Греции (дорийский костюм) и в малоазиатских территориях (ионийский костюм).

Дорийский отличался большей строгостью, склонностью к удобству и простоте. Дорийские шерстяные ткани, как правило, были ярких цветов: красные, фиолетовые, желтые и голубые. В доклассический период они часто украшались вышитыми растительными и геометрическими орнаментами, сценами охоты и битв, мифологическими сюжетами. Ионийский костюм испытал на себе влияние народов Востока, из-за чего отличался большей длиной и обилием орнаментов. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) короткий, часто выше колен, дорийский вариант костюма вытеснил ионийский. Отныне длинные одежды, помимо плаща, носили только жрецы, актеры во время представлений, некоторые участники священных игр и политики.

Как одевались мужчины в Древней Греции?

Основа мужского древнегреческого костюма – хитон, который складывался из куска ткани, и с одной стороны имел отверстие для руки, а с другой – закреплялся на плече при помощи застежки-фибулы. В период классики и расцвета культуры, в моде был однотонный хитон (белого или натурального цвета), к которому полагался один или два пояса. Для ремесленников, рабов и крестьян существовал еще более простой вариант одежды – короткий экзомис из грубой ткани, который они носили с остроконечным колпаком.

Очень популярен был длинный плащ – гиматий. Его можно было перекинуть через руку, в него можно было завернуться в непогоду или спрятать голову и лицо, чтобы не быть узнанным, а во время поединка убирать назад на спину. Короткий плащ – хламида, вместе с сандалиями или сапожками с отворотами и шляпой с загнутыми полями, представлял собой тип одежды для путешественников. Хламиду поверх легких доспехов также носили воины, а под доспех они надевали неизменный хитон с короткими рукавами.

Сами доспехи, на долгие столетия ставшие образцом для многих народов, состояли из кирасы – металлического панциря на спину и грудь, поножей, защищающих икры, сандалий на толстой подошве и шлема (каждая из областей Древней Греции имела свою форму шлема).

Шляпы были маленькие и узкие, большие и широкополые, войлочные и соломенные. Волосы древние греки отращивали только до наступления совершеннолетия, которое наступало в 16 лет, после чего их чаще всего коротко остригали. Бороду, напротив, не брили, и тщательно за ней ухаживали, придавали ту или иную форму и завивали. Интересно, что борода считалась признаком мужественности вплоть до середины IV в. до н.э., когда Александр Македонский ввел в моду бритье.

Женский костюм: искусство легкой драпировки

Основа женского костюма – тот же хитон, правда, более длинный, по сравнению с мужским. У него мог быть отворот, который было легко отогнуть и прикрыть им голову. К хитону носили один или два пояса, чуть выше и ниже талии. Поверх хитона часто носили перекинутый через плечо шарф или пеплос (изобретение дорийцев), представляющий собой кусок сложенной ткани, отогнутой по верхнему краю. Несшитые края пеплоса падали ровными монументальными складками и придавали костюму строгость и величественность античной архитектуры.

Девушка в греческом хитоне / JamesDeMers, pixabay.com

Верхней одеждой женщин, так же, как и мужчин, был гиматий, а на ногах гречанки носили сандалии на ремешках или шнурованные ботинки из красной кожи.

Прически древнегреческих модниц производят впечатление и по сей день. Замысловатые или, наоборот, простые, практически, всегда высокие, они подчеркивали длину и хрупкость женской шеи. Волосы завязывали узлом, прятали в сетки, завивали, украшали лентами и венцами.

Греки в совершенстве освоили искусство создания драпированного костюма. Легчайшие и тончайшие шерстяные, реже льняные, ткани создавались на вертикальных ткацких станках, снабженных специальными грузиками, которые и обеспечивали ту самую «рыхлость», эффект знаменитых мокрых складок. Драпированный костюм не только оставлял невероятный простор для творчества, но и выгодно подчеркивал достоинства женской и мужской фигуры, а ритм складок и пластические свойства ткани придавали древнегреческому костюму неповторимую художественность.