Ненцы народный костюм.  Традиционная одежда ненцев

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Ненецкая одежда - малица и совик у мужчин, ягушка - у женщин; национальная меховая обувь - пимы.

Малица (малъця) - длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. В Канинской и Тиманской тундрах распространена малица с высоким круглым воротником. Капюшона малица не имеет, его заменяет высокая шапка из оленьего меха, со вшивным круглым дном и с короткими наушниками. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи, иногда из сукна, предохраняющий мездру от сырости и грязи. Еще недавно многие мужчины рубах не носили и надевали малицу прямо на голое тело. Штаны, доходившие до середины голени, шили в старину из ровдуги. Во второй половине XIX в. вошли в обиход покупные штаны из сукна или бумажной материи, почти вытеснившие из обихода ровдужные.

В сильные холода и при снегопаде поверх малицы надевали совик, известный у русских также под названием «гусь», «кумыш», «сокуй». Одежда эта несколько отличалась по покрою от малицы и шилась мехом наружу. Она тоже была с пришивным капюшоном, но не имела рукавиц; у енисейских и, иногда, у европейских ненцев совик кроился вместе с капюшоном.

Обувью служили пимы (пива) - высокие меховые сапоги из камуса, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя), реже из кожи, снятой с оленьего лба. Внутрь пимов вкладывали стельки из сухой травы. Пимы надевали с меховым чулком, известным у русских под названиями «чижи», «тяжи», «липты». Женская обувь отличалась лишь деталями выкройки. Летом и осенью мужчины носили пимы из нерпичьей шкуры или обычные, но уже поношенные, а также ровдужные сапоги с меховой подошвой (танггад). Одеждой в это время служили старые, поношенные малицы и суконные совики. Специальной летней одежды не было.

Женскую одежду - паницу или ягушку (паны) - шили из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летом носили старую паницу или одежду аналогичного покроя из сукна.

Одежда детей до 3-4-летнего возраста состояла из мехового комбинезона (мехом внутрь), «парки» - одежды такого же покроя, как малица, но двойной (мехом внутрь и наружу) и меховых сапожек, мало отличавшихся от чулков взрослых. С 5-6 лет дети носили обычно одежду, почти ничем не отличавшуюся от одежды взрослых. Грудных детей укладывали в деревянные зыбки, укрывали меховым одеялом. Всю меховую одежду (а нередко и суконную) шили нитками из спинных и ножных сухожилий оленя. У богачей малицы были из шкур оленей, хорошо подобранных по масти, нередко с капюшоном из меха выдры. На женских паницах имелась опушка из лисьего и выдрового меха, воротники делались из песцовых хвостов.

Праздничная одежда отличалась от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные совики у мужчин, пимы из пестрых камусов и т.д.). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к совику). Широко были распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы), бусы, реже бисер.

Мужчины чаще всего подстригали волосы в кружок, реже отращивали и заплетали их в две косички. Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы, иногда удлиненные ложными косами из полосок цветного сукна и шерстяных шнурков с прикрепленными к ним медными звенящими украшениями. У женщин было распространено расшитое бисером налобное украшение судыр с подвешенными к нему металлическими цепочками.

Одежда и украшения
1 - мужская зимняя одежда; 2 - мужской пояс; 3 - мужской нож; 4 - мужская зимняя обувь; 5 - женские подвесные косы с украшениями; 6 - женская сумочка для хранения швейных принадлежностей; 7 - женский головной убор; 8 - женская зимняя одежда

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Гусь да малица перед ягушкой хвалятся mamlas wrote in August 26th, 2014

Дарят тепло
Как на Ямале шьют шубы из оленьих шкур

Полуостров Ямал за зиму промерзает насквозь. Жители тундры, чтобы спастись от холода, шьют теплую одежду из натуральных материалов — оленьих шкур. Ягушка, женская зимняя шуба, — настоящее произведение искусства. На ее изготовление у местных мастериц уходит порой несколько лет.

~~~~~~~~~~~



Минус пятьдесят на термометре и северный ветер. Это зимняя температура в Ямало-Ненецком автономном округе. В городах региона люди стараются поменьше выходить на улицу. А вот тундровикам, которые до сих пор ведут традиционный образ жизни, приходится не просто выходить из чума, но и работать в лютую стужу на открытом воздухе. Северяне давно научились бороться с холодом. Пусть ненадолго, но спасаются от мороза ханты и ненцы в одежде из натуральных материалов — например, из оленьих шкур. В своем историческом развитии коренные северяне создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям.

Ягушка — женская зимняя шуба

Это товар не конвейерный, который шьется по одному шаблону и разных размеров. Ягушку хорошая мастерица на Ямале может сшить за год или два. На изготовление зимней шубы уходит около двух с половиной оленьих шкур. Но количество расходного материала может варьироваться в зависимости от роста заказчика. Ягушка шьется только вручную. Ее стоимость составляет от 80 тыс. рублей. Внешне ягушка выглядит как двусторонняя шуба со слитными капюшоном и варежками. Внутри шуба шьется из шкуры зимнего оленя, у него ворс подлиннее. А это значит, что хозяину в ней будет теплей. Снаружи используется мех осеннего оленя, более короткий. Украшением ягушки служат лапки оленят, орнамент из сукна, бисер.

— Выделка шкур и кожи, обработка, кройка и шитье одежды, художественная отделка — всю эту работу девочки в стадах учатся выполнять уже к 14 годам. Курсы кройки и шитья они проходят ежедневно. Преподавателем выступает мама или бабушка. Каждый элемент в традиционной одежде северных народов наполнен символичным содержанием. Орнаментальная отделка одежды — это не просто украшение. Каждая фигура символизирует северную природу с ее обитателями. Ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а еще есть «соболь», «оленьи рожки». Опытным взглядом несложно определить, правильно ли подобрана расцветка материала, прошиты уголки узоров и где, в каких условиях хранят это изделие.
Лилия Лонгортова, костюмер



Экспертное мнение

— Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н.Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»), угорский (туникообразный покрой), древнеарктический, аборигенный (глухой покрой). Мужская и женская одежда — это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIX веках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами. У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.
Антонина Сязи, директор Научного центра гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа


В повседневной жизни в городах, райцентрах и селах оседлые северяне такую одежду носят редко. Во-первых, шуба эта очень тяжелая. Во-вторых, не совсем удобно для современной жизни. А вот когда в села и города приезжают жители тундры и отдаленных деревень, их несложно выделить из толпы. В тундре национальная одежда из оленьих шкур — это не дань моде, роскошь, а средство борьбы с холодом.
Ягушка — очень красивый вид верхней одежды. Ее модели примерно все одинаковые. Доморощенные модельеры не решаются на разрушение традиций пошива шубы. Но сшить красивую и прочную ягушку может только талантливая мастерица. Опытные люди видят руку мастера и могут определить по стежкам, используемой цветовой гамме почерк умелицы. Такая шуба может служить пару лет для выхода в свет, а после женщины носят ее повседневно. Ведь зима на Ямале длится девять месяцев кряду. Хранят такие вещи в бревенчатых амбарах в сложенном виде — от грызунов, моли и солнца, потому как попадание прямых солнечных лучей провоцирует высыпание ворса. Стоит отметить, что для шитья одежды из натуральных материалов — шкур оленя — ямальские мастерицы используют крупные иглы и жилы оленя в качестве нити.

Мужская зимняя шуба — малица

Технология пошива малицы немногим отличается от создания ягушки. Малицу шьют ворсом внутрь. В сильные морозы мужчины надевают сверху «гусь». Гусь — верхняя одежда из меха оленя, но шьется мехом наружу. Вот и получается та же ягушка, как у женщин, но сборный вариант. Хочешь — снял гусь с мехом наружу и остался в малице — как в дубленке. Для красоты, а также в качестве защиты мехового изделия от грязи мужчины надевают «навершницу». Шьют ее из плотной ткани.


— По тому, как разукрашена ягушка, можно узнать, откуда родом женщина, какой национальности — к примеру, неночки раньше не очень любили разузоривать свои наряды, частые кочевки тому не способствовали. А вот женщины-ханты, поскольку чаще вели оседлый образ жизни, всегда не прочь были потратить время и навести красоту на одежду, сплести яркое украшение на шею. Но времена изменились, сейчас и у ненок в запасе тоже найдется пара ягушек, обильно украшенных узорным шитьем. Некоторые узоры заимствованы у соседнего народа, другие имеют происхождение самодийское.
Антонида Тэсидо, мастер по пошиву меховой одежды


Самые красивые ягушки и гуси — из белого или пятнистого оленя. На них лучше виден орнамент и узор. Детские ягушки и шубы для пожилых украшают простым орнаментом. Молодые женщины украшают свои ягушки яркими принтами, а среднего возраста — более сложными узорами. Изготовление верхней одежды на Ямале — это часть культуры северных народов. Знания, умения и навыки передаются ненцами и ханты из поколения в поколение. Для многих женщин на Ямале это не просто хобби, но и дополнительный источник дохода. Стоит добавить, что мода на такие виды одежды на Ямале не меняется. Северяне чтут традиции, и пока они их не подводили, а лишь только согревали от лютых морозов.

Жителям европейской части России более знаком промышленный способ изготовления шуб.

Выделка шкур


Таисия Лаптандер, Ксения Гагай
Фото: Татьяна Паршукова , SmartNews

От составителя

Ненцы до настоящего времени, особенно в зимнее время, сохраняют свою традиционную одежду, которая хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Севера. Потребность в удобной и очень тёплой меховой одежде вызывалась окружающей природой и суровым климатом Заполярья. Северная одежда – настоящее чудо, потому что одетый в неё человек не замёрзнет и ничего не обморозит во время отдыха, работы или ожидания лучшей погоды в куропаткином чуме (ямке в снегу, в которую ложатся ненцы в одежде, если их застала непогода или ночь в пути). Название очень точное: куропатки в мороз на ночь забираются в снег, где значительно теплее.

Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко её декоративная выразительность достигается только за счёт выделения цветовой гаммы. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки всех элементов целого. Также со вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно и ровдуга (замша). На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов. Особенно ценился красный цвет – цвет крови, огня, солнца – цвет жизни в отличие от чёрного.

При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу.

Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма – ягушка, а основной обувью - пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки.

Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.

Бренто Т.Н., главный библиотекарь Губкинской ЦБС

М а л и ц а


Малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче. Малица во всех районах расселения ненцев имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. При помощи продёрнутой тесёмки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). При этом считается красивым для верха капюшона тёмный или чёрный мех. Изредка по краю капюшона пришивается опушка из густошерстного белого оленьего меха для тепла, обычно применяется мех бобра.
Встречается несколько разновидностей малицы. Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва. Который обычно отделывается декоративным кантом из полосы сукна.
К рукавам малицы наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идёт опушка. Обычно она делается из шкуры осеннего телёнка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества).
Над опушкой подола подшивается одна-две полоски сукна (жёлтого, красного или зелёного цвета), иногда по подолу вставляется узор из сочетания белого и тёмного меха.
Покрой малицы – довольно широкой в верхней части – и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, позволяет ненцу, не снимая одежды, вынуть руки из рукавов и под малицей набить трубку и т.д. поскольку малицу носят с поясом, причём поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом. Там держат кисет с табаком, трубку и проч.
Малицы ненцев, живущих в разных районах Ямала, отличаются воротниками и покроем. Так канинские и колгуевские ненцы имеют малицу с высоким круглым воротником из оленьего меха, а поверх этого отдельно надевается шапка с круглым дном и короткими ушами. Кроме того, покрой малицы у этих ненцев более узок, и она плотнее облегает фигуру.
Для предохранения малицы от сырости, грязи и солнца с давних пор многие ненцы носят поверх малиц маличные рубахи из сукна или иной плотной материи разных цветов. По покрою маличная рубаха сходна с малицей – перёд и спина сшиваются из целых кусков и слегка расширяются книзу; перёд немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.
В гардеробе ненца обычно 3-4 малицы, то есть, на все случаи жизни, поэтому женщине приходится шить много - всю жизнь. К одежде относятся очень бережно, потому что она создаётся вручную и в случае утери или порчи её трудно восстановить.
В сильные морозы, пургу, при долгом нахождении на воздухе (выпас оленей, охота, рыбалка, кочевые перемещения и т.д.) поверх малицы надевается меховой совик.

Литература: Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С 21-22; Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.254-255; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.129-132

Пимы женские

Пимы женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов.
Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. Узор делается также значительно ниже – на самом мыске. Возможно, это связано с тем, что женская одежда длиннее мужской и узор делается ниже, чтобы он был виден.
По указанным признакам женские пимы всегда можно отличить от мужских. Кроме того, на женской обуви никогда не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щётки), что является пережитком представления о том, что женская обувь «нечистая». Женщины обычно не носили пимов из нерпичьей кожи (нерпа считалась священным животным). В отличие от мужских пимов, женские подвязываются только ремнями к поясу и никогда не подвязываются под коленом. Помимо узора на переднем мыске, узор из полосок меха светлых и тёмных тонов и сукна делается сбоку, ограничивая часть пимов, и сзади – выше пятки. Считается большим мастерством сшивать по семь таких полосок. Красивыми считаются белые пимы.
Для украшения пимов используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Всё зависит от мастерства и вкуса женщины, шьющей данную обувь. К каждому виду материала у мастерицы свой подход.
Женские пимы часто украшены ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки», а пимы девочки имеют рисунок «заячьи ушки», который свидетельствует, что обувь принадлежит пугливой как заяц девочке. В настоящее время в мех орнаментов изделий, в том числе и пимов, стали добавлять кисточки. От чего узор становится чётким и более ярким.
Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви обозначает линию жизни.
Для хранения женской обуви шьётся специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок для хранения обуви и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей. Это связано с представлением ненцев о способности женщины, а точнее, её шага и соответственно ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира (об этом говорится во многих ненецких легендах).

Литература: Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12; Неща (лесные ненцы): в 5 кн./ГМОС.-М.: «Комеити», 2004.-С.28-29;Приходько М. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев: СПб, Издат.дом «Светлячок»2002.-С.80; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.146-147

Пимы мужские

Пимы мужские – ненецкая национальная обувь, которая шьётся вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя). Созданию обуви для мужчины уделяется особое внимание, потому что мужчина больше других людей в стойбище занимается тяжёлым физическим трудом. Поэтому шкурки обрабатываются, разбираются и подготавливаются ненецкими мастерицами задолго до начала пошива.
На мужские пимы расходуется до десяти камусов. Швы у пимов внутренние, то есть по шерсти. Для пошива пимов используют оленьи жилы или покупные прочные нитки. Подошва делается обычно из щёток с ног оленя, иногда из меха со лба оленя, при этом на подошве ворс направлен назад.
Мужские пимы по покрою и рисунку существенно отличаются от женских. Традиционный орнамент мужской обуви очень лаконичен, что говорит о безупречном вкусе мастерицы. Ненецкие пимы спереди украшают поперечными меховыми полосками, между которыми прокладывают узкие суконные ленточки красного, синего, зелёного цвета. На мужских пимах такие поперечные полоски располагаются, как правило, ниже колена.
Для отделки мужской обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося» (считается особенно мужественным, выразительным и монументальным орнаментом), «мужская голова», «медвежьи ушки» и т.д. При исполнении орнамента берётся мех белого и тёмного цвета, сложенный мехом внутрь. После раскроя мех сшивается с изнаночной стороны встык и выворачивается
Пимы привязываются с помощью специальных ремешков к кольцам на поясе меховых штанов, и, кроме того, подвязываются под коленом ремешком или шнурком, плетённым из покупной крашеной шерсти.
Обувь ненцы очень берегут, каждая пара обуви имеет даже своё имя. Пимы ненцы носят 5-7 лет и более, у каждого мужчины обязательно имеется 2-3 пары, которые могут передаваться по наследству или «уносятся» с ним в нижний мир, есть также выходные пимы, которые могут служить всю жизнь.

Литература: Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.-22 октября(№43).-С.11-12;Няруй В.Н. Легенды и явь ненецкой семьи.//Обская радуга.-2003.-Выпуск 9.-С.253-254; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.133-134

Пояс детский

Пояс детский - обязательный важный атрибут детской национальной одежды. Как только малыш начинает делать первые шаги, мама подбирает ему пояс, на первых порах им может служить тесёмка, лента или, на худой конец, обыкновенная верёвка. Главное, чтобы маленький человек научился чувствовать пояс. С трёх лет ребёнок получает плетёный или кожаный ремень, а к пяти-шести годам мальчикам папы делают настоящие кожаные пояса, несколько отличные от ремней взрослых. Их обильно украшают металлическими, медными пуговицами и цепочками. Справа, как у взрослого мужчины, бывают подвешены ножны. Этот пояс носится до 14-15 лет. В этом возрасте юноша сам себе делает пояс на всю жизнь оставшуюся жизнь.
И у девочек пояса такие же, как у матерей, естественно, чуть уже и короче, и пряжка – маленького размера.
Значимость пояса очень велика. Родители с ранних лет внушали детям, что пояс - лучший друг, который всегда будет поддерживать осанку и оберегать спину, потому что позвоночник также важен, как и голова. И беречь его поможет пояс. Существовали строгие правила обращения с поясом: его нельзя было бросать куда попало, топтать и перешагивать через него.

Литература: Зинченко Е. Ни – ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19; Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20

Пояс женский

Пояс женский – обязательный важный атрибут национальной одежды ненецкой женщины. Пояса бывают зимние и летние. Зимний пояс был самотканым, его плетут из крашенной в разные цвета шерсти. Ближе к одному из концов пришивают медную пряжку, имеющую форму кольца, диаметром до 20 см. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. В прошлом пряжки женских поясов достигали значительного размера (до 3-4 метров в длину) и веса. Этому придавалось гигиеническое и магическое значение.
Гигиеническое значение пояса заключается в том, он поддерживает пресс и предохраняет женщину от некоторых заболеваний, также пояс помогает сохранять тепло целый день. Кроме того, металл, в частности, пряжка на поясе, воспринимается ненцами как символ чистоты.
Магическое значение состоит в том, что ненцы считают, что неподпоясанными ходят только ленивые, неряшливые люди, бездельники.

Литература: Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143

Пояс мужской

Пояс мужской (Ни) – важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает малицу. Кроме того, пояс даёт чувство собранности и в то же время лёгкости. Если мужчина подпоясался – значит его ждут дела, он готов к любой работе. И в течение всего дня он не будет снимать пояса. В тундре редко можно увидеть мужчину без пояса. Пожалуй, только во время еды. И то пояс лежит рядом.
Пояс – символ достоинства мужчины, поэтому при его изготовлении мастер старается украсить его как можно богаче. С давних пор материалом для изготовления поясов служила кожа морских животных, сейчас применяют оленью кожу. Оленья шкура не намокает и не разбухает, она не тянется и не пересыхает. В качестве украшений используется сукно, медные бляхи различной формы, металлические пуговицы в два или несколько рядов.
На поясе не должно быть ничего лишнего, только всё самое необходимое в быту и работе. Это своего рода походный мини-чемоданчик для инструментов.
Нож с ножнами – главный атрибут мужского пояса. Он подвешивается либо на ремешках, либо на цепочках. Встречаются пояса, у которых нож с ножнами подвешен на небольших фигурных пластинках из рога оленя, соединённых между собой кожаными тонкими ремешками. Изредка встречаются пояса с двумя подвешенными ножнами и ножами.
Нож имеется у каждого взрослого члена семьи, им он пользуется во время еды. Нож внешне напоминает прямую узкую металлическую полоску, заточенную с правой стороны. Рукоятку ножей делают из кости, рога оленей или дерева (капа), которому отдаётся предпочтение, потому что нож с деревянной рукояткой легче, не морозит руку во время холодов и надёжнее крепится в ножнах.
Из этих же материалов изготавливают ножны, которые обычно имеют прямоугольную форму. Нижняя часть их плоская, в сечении напоминает вытянутую трапецию с полостью для клинка. Верхняя половина ножен расширена, в сечении – эллипсовидная. Здесь расположена планка для укрепления завязок. Тут же сквозное отверстие для рукоятки ножа. Рукоятку и ножны украшают геометрическими орнаментами, композициями из искусно вырезанных фигур.
Нож привешиваться, как правило, с правой стороны пояса. Когда нож находится с правой стороны – это очень удобно хозяину. Если нож будет с левой стороны, то при езде на нарте будет касаться хорея или им можно зацепиться за дерево. Рукоятка ножа направлена назад. Так быстрее и удобнее доставать нож.
В середине пояса свисают клыки зверей, добытых мужчиной. Им отводится роль оберега от злых духов (по-видимому, духов умерших).
Также считают, что медвежий клык предохраняет от болей в спине и приносит удачу в охоте, а волчий оберегает стадо оленей от хищников и болезней. Иногда мужчины подшивают к поясу костяное шило (оно необходимо при подготовке упряжки, так как без него невозможно развязать ни один узел на упряжи, особенно в сырую или морозную погоду), деревянные палочки с зарубками – своеобразные записные книжки. Они бывают разнообразной формы. Сделанные на ней зарубки говорят о том, сколько отелилось важенок во время дежурства оленевода. После отчёта зарубки срезаются.
С правой стороны пояса располагается точильный камень для заточки ножа в нарядном кожаном чехле, похожем на сумочку для хранения женских рукодельных принадлежностей, только меньших размеров и к его устью пришита суконная или кожаная петля для насаживания на пояс. Лицевая сторона сумочки для точильного камня украшается меховым или суконным орнаментом, а окантовка выполнена из белого оленьего камуса.
Этот мешочек с точильным камнем постоянно под рукой, а значит и лезвие ножа всегда в отличном состоянии. Кроме того, бытует поверье, что этот мешочек олицетворяет мужскую селезёнку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть.
На поясе находится место и для мешочка, в котором хранятся трубка и огниво, а прежде укреплялась ещё и пороховница.
На мужском поясе находится место и для костяных изделий, например, пуговиц и ровдуги, которые в любой момент могут пригодиться оленеводу в пути. Костяные украшения крепятся с помощью узкого ремешка, который закрепляется с внутренней стороны пояса. Количество украшений на поясе должно быть нечётным, они занимают строго определённое место на поясе. Соблюдается симметрия.
На поясе также могут помещаться гильзы от патронов, мелкие костяные детали упряжи, шило и многое другое.
Между кожей пояса и костяными украшениями прокладывают сукно с небольшим напуском, что придаёт поясу яркость.
Пояс застёгивается спереди при помощи тяжёлой с прорезными узорами медной пряжки, состоящей из двух одинаковых половин. К одной половине припаян плоский крючок, в другой части пряжки находится отверстие к нему. Также в поясе имеется регулировщик уменьшения. Пояс утягивают при помощи двух пясиков и кожаного ремешка. Завязывать традиционный мужской пояс большое искусство, этому учат с малых лет.
В настоящее время красивые пояса встречаются сравнительно редко ввиду отсутствия традиционных украшений из меди, а также из-за того, что практически нет мастеров, которые могут делать красивые пояса.


Литература: Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20; Зинченко Е. Ни – ненецкий мужской пояс. //Северный луч.-2002.- 6 декабря (№51).0С.18-19; Лар Т. Жизнь начинается… с пояса.//Красный Север.-1999.-13 мая (№54).-С.20;Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.20; Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- С.252;Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.130-131

С о в и к


СОВИК (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок) – верхняя меховая одежда с капюшоном, надеваемая на малицу. Одевается, как малица, через голову, носится без пояса. Совик шьют мехом наружу, ворсом вниз из зимнего или осеннего меха взрослых оленей.
Следует отметить, что изготовление совика, как и любого другого вида одежды, у ненцев, как правило, сопровождается монологической внутренней речью, которой она выражает своё отношение к тому, для кого она предназначена. Эта речь позднее может стать песней, исполняемой для всех или даже народной. «У моего мужа, - поётся в одной народной ненецкой песне.- рядом с другими. Одетыми в белые и пёстрой масти гуси - совик, пусть не будет богатого и красивого наряда. Но в стужу ему будет тепло, он будет в своём гусе слышать только завывание пурги и ветра»
Покрой совика несколько отличается от покроя малицы. Он не имеет рукавиц, но имеет капюшон, часто с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или из двух песцовых хвостов. Капюшон совика делается одинарным и кроится из той же шкуры, которая идёт на шитьё верхней части спины. Характерно, что часть шкуры с головы оленя образует затылочную часть капюшона, будучи выкроенной вместе со спинкой.
Совик имеет пришитый подол, иногда из меха другого цвета. Совик носят без пояса. В зависимости от окраски шкур совики бывают белые, тёмные, пёстрые. Красивым считается совик из белых шкурок.
Совик является одеждой для улицы, дополнительным хранителем тепла – его в сильные морозы или в пургу надевают поверх малицы, поэтому в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Кладут его так, чтобы спина была сверху, а капюшон и рукава были завёрнуты внутрь. Во время зимних стоянок совик может служить и спальным мешком: его стягивают вокруг ног, а капюшон и рукава вправляют внутрь и в таком виде в нём ложатся прямо на снег или в куропаткин чум.
Летом в плохую погоду на малицу надевают тканый совик. Он намного короче зимнего.


Литература: Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.22; Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А.Тишков-М.:Большая Российская энциклопедия, 1994.- С 252;Сусой Е.Г. Из глубины веков.-Институт проблем освоения Севера СО РАН.-Тюмень. 1994.-С.95; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.132; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.8

Т о б а к и

Тобаки – разновидность ненецкой обуви, надеваемая поверх меховых чулок. Шьются тобаки из тёмного камуса, мехом наружу, но без всяких узоров. Тобаки употребляются в качестве будничной зимней рабочей обуви. Выходные тобаки выглядят более красочно, так как дополнительно украшаются полосками белого камуса и цветного сукна.
Покрой тобаков сходен с покроев пимов (они, как и пимы, выше колен – до паха), однако головки шьются отдельно. Подошву делают из щётки (кусочков камуса с волосом, обрамляющие копыта оленей. Тобаки шьются без разделения на правый и левый. В верхней части обуви пришиваются кожаные ремешки, которые фиксируются на кольцах брюк или ремня. Под коленом они дополнительно подвязываются кожаным ремешком или цветной, сплетённой из шерстяных ниток, лентой. Для тепла внутрь тобаков кладётся стелька из сухих стеблей злаковых трав.


Литература: Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.23; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.134

Шапка женская

Шапка женская – головной убор ненецкой женщины, являющийся естественным дополнением к ягушкам. Встречается несколько видов шапок.
Пожилые женщины носят высокие шапки из пыжика с круглым дном и короткими ушами, одинаковые по покрою с мужскими. Подклад к ним шьют из телячьей кожи. Нарядные шапки этого типа отделывают сукном: квадратные или треугольные лоскутки сукна разных цветов (длиной 6-7 см, шириной – 2-4 см) вставляются на некотором расстоянии друг от друга вдоль швов шапки – вокруг донышка и по боковым швам. Концы полосок при этом свободно свисают.
Сзади к шапке пришивают две длинные полосы из камуса (шириной 8 см), обильно украшенные мозаичным орнаментом из сочетания белого и тёмного меха и суконными вставками. Посредине уши шапки соединяются между собой медными цепочками или нитками.
Другой тип женской шапки носят в основном молодые женщины и девочки-подростки. Этот головной убор представляет собой высокую шапку полукруглой формы, сшитую из двух кусков меха (пыжика), без донышка, с пришитыми короткими ушами. Перёд шапки несколько выше. Подкладка шьётся из брюшной части шкуры оленя, по покрою она аналогична верху. Но уши не пришиваются, а кроятся из одного куска (в случае нехватки материала просто делаются надставки в разных местах). Вдоль шва, который идёт полукругом от одного бока к другому через верх, вставляют такие же, как у первого типа, полоски сукна на некотором расстоянии одна от другой. Сзади к шапке пришиваются уши. Наличие ушей у шапки обычно говорит о принадлежности её к праздничной нарядной одежде. Уши шапки за пояс не заправляются. А свободно свисают поверх ягушки, опускаясь ниже талии.
Встречаются также пыжиковые шапки, сшитые из четырёх конусообразных кусков, сходящихся на макушке и имеющих длинные уши. Концы ушей бывают украшены орнаментом из камуса и копытцами новорождённых телят. Чтобы шапка крепче держалась, рядом с основанием ушей спереди пришивают тесёмки или ленты, которые завязывают под подбородком.
В некоторых районах Ямала имеет распространение в качестве женского головного убора необыкновенно красивая шапка капора с пышной опушкой из песцовых хвостов или белого оленьего меха.
Шапки этого типа состоят из трёх частей – центральной части - длинной полосы, которая идёт через темя на уши; затылочной части, которая шьётся всегда из оленьего лба, причём глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном (причём боковые детали выкраиваются так, чтобы направление меха было сверху вниз, они представляют из себя треугольник в верхней части его 4-5 см, а в нижней до 22 см), место рожек на шкурке закрывается суконными кисточками, и задней части, которая полукругом спускается на спину.
Эти части разделяются полосками узора из белого и тёмного меха, представляющие из себя сплошной геометрический узор, выполненный в технике меховой мозаики. Вдоль лицевой части пришивают опушку, на которую идёт до пяти песцовых хвостов.
Сзади к нижнему краю шапки пришивают на ровдужных ремешках или цепочках большое количество медных и железных украшений с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком, и крупные бусины. Эти украшения оттягивают крылья шапки назад, прижимая их к шубе, таким образом, холодный воздух не попадает под мех. При ходьбе подвески издают лёгкий перезвон.
Спереди под подбородком шапка завязывается с помощью ровдужных ремешков.

Литература: Мухачёв А. Куропаткин чум и чудо северной одежды.//Ямальский меридиан.-2002.-№3.-С.39; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.143-145; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.- С.81-82

Шапка мужская

Шапка мужская - традиционный меховой головной убор. Различают несколько видов мужских шапок: простые, нарядные и парадные. Простые шапки шились без украшений. Они предназначались для постоянного ношения. Их носили мужчины, мальчики-подростки, юноши. По покрою мужские шапки шились немного шире кверху и ниже, чем женские. Дети носили такие же шапки, но меньших размеров. В зависимости от возраста ребёнка.
Парадные цилиндрические шапки предназначались только для мужчин и были двух видов: обычная в виде цилиндра; сверху на боковые швы и вокруг донышка нашивались узкие полоски сукна трёх традиционных цветов (красного, жёлтого, синего или зелёного) шириной в указательный палец.
Вторая разновидность мужской парадной шапки – это шапка с круглым (цилиндрическим) донышком и с удлиненными украшенными ушами («с ногами шапки»), с прошивками из полосок меха белого или тёмного цветов и сукна разных цветов. При надевании эти уши, скреплённые медной цепочкой, откидываются назад.
Передняя и затылочная части шапки выкраиваются из целых кусков, причём перёд изделия бывает более высоким.
Такие парадные шапки обычно носили мужчины среднего, а иногда и старшего возраста. А для юношей и молодых мужчин шили шапки в виде цилиндра с длинными ушами из белого пыжика. В традициях ненцев белый мех придавал шапке и всей одежде парадность и торжественность.
Отличие мужских шапок от женских заключается в расположении суконных украшений. Суконные полоски на мужских шапках нашивают вдоль шва по кругу (если шапка с короткими ушами, то и вдоль боковых швов).
Ненецкие мужчины очень бережно относятся к своим головным уборам. Нарядные шапки они хранят в мешках, а те, что носились каждый день, войдя в чум. Привязывали к шесту чума за ремешки или заталкивали за шести. Одним словом, старались шапку не бросать и клали на более высокое место. Гости. Пришедшие ненадолго, шапку не снимали или держали её на коленях.

Литература: Бармич М.Я. Головные уборы в традиционной культуре ненцев.//Научный вестник. Выпуск 9., Салехард, 2002.-С.36-39; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.132-133

Штаны женские, меховые

Штаны женские, меховые – нижняя зимняя одежда из короткошерстной хорошо выделанной шкуры взрослых оленей мехом внутрь. Имеют надставные штанины, спускающиеся несколько ниже колен. Нижние части штанин заправлялись в меховые чулки, которые в свою очередь заправляются за голенища обуви.
На талии штаны поддерживаются с помощью замшевого ремешка, пришитого к верхней их части. К этому ремешку прикреплялись два кольца для подвязывания обуви.
В восточных районах Ямала женские штаны у ненцев имели пришивной нагрудник, представляющий собой полосу меха или ровдуги от талии до шеи. Он имел вверху два ровдужных ремешка, которые завязывались сзади на шее. Наличие нагрудника объясняется тем, что бытовала распашная одежда в условиях суровой зимы.
Летом ненецкие женщины носят ровдужные штаны, по покрою аналогичные зимним. В настоящее время вместо них часто носят матерчатое или трикотажное бельё.

Литература: Народы России: энциклопедия/Гл.ред. В.А. Тишков.-М.:Большая Российская энциклопедия, 1994.-С.252; Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.13; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81

Штаны мужские, меховые

Штаны мужские, меховые – верхняя зимняя одежда, которую шили из пыжика (шкуры телёнка в возрасте до одного месяца) или пашин телёнка мехом к телу. Прежде их всегда шили из шкуры хора или быка (т.е. оленя-самца). На изготовление меховых штанов идёт короткошёрстная шкура.
Верхняя часть штанов разреза не имеет, на талии они поддерживаются с помощью вздержки из ровдуги. Иногда ремешок просто пришивают и завязывают. Сшитые как натазники, штаны в нижней части имеют надставки в виде штанин, которые спускаются значительно ниже колена и заправляются в меховые чулки. От пояса опускаются два ремешка (часто с колечками), к которым привязывают обувь.
Летом штаны шьют из ровдуги (замши) или носят покупное трикотажное бельё.

Литература: Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.133; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81


Ч и ж и

Чижи – высокие, до паха, меховые чулки, позволяющие всегда держать ноги в тепле. Их шьют из телячьих зимних шкур мехом внутрь. Мех наполовину обстригается. Их пошив осуществляется из трёх кусков: голенища, подошвы и носка. Поверх надевается обувь пимы или тобаки.
Чижи украшаются красивым национальным орнаментом.
Мужские и женские чижи очень похожи. Только женские чулки отличаются покроем, орнаментом и высотой: они короче. Под коленом их не подвязывают: они привязываются ремешками к поясу.

Литература: Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов.- Новосибирск, 2001.- С.23

Я г у ш к а

Ягушка (паница) - женская верхняя зимняя одежда. В отличие от мужской имеет разрез спереди. В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.
Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.
Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении. Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз): полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха, четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос, полоса собачьего чёрного меха, вставка из сукна; полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз; вставка из сукна, опушка из белого собачьего меха. Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см. В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.
Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.
Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.
Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении. Одежда состоит из спинки. Двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные). На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна). Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.
Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.
Летом ненки надевают поношенные, с вытертым мехом зимние ягушки без подкладки или шьют суконную, по покрою сходную с зимней одежду. Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

Литература: Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81