Воспитание и школа в древней греции. Обучение и воспитание в древней греции и в древнем риме

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные граждане.

Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева направо, сверху вниз, выделение красных строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картину воспитания и обучения в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под присмотром наставников-старцев. Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины .

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода "Труды и дни", где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать"

Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. - С.154..

Лишиться права и возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке.

По свидетельству Плутарха, ввиду понимания сугубой важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500 - 428 до и, э.) и горожане спросили, чем почтить его память, он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем" Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура.- М., 1976. - С.15..

Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.

На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали »бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.

Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу .

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов .

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение .

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь). Воспитателем часто оказывался самый никудышный в хозяйстве раб. Так что нередко педагог был носителем далеко не лучших свойств, которые зачастую усваивал и его подопечный.

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 --16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа .

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину .

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимназии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей .

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18--20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида). Менее скромными были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей". Ее уделом было домашнее хозяйство.

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.

В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».

В этот период появляются олимпийские игры.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Наиболее известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

1. Образование. В отличие от государств древнего Востока в Греции было очень много грамотных людей. Греки в древности были самым образованным народом в мире. На Востоке грамотность и образование требовались, главным образом, только чиновникам, основная масса людей была неграмотной. Но разве неграмотный и необразованный человек мог быть достойным гражданином своего полиса? Прдеставьте себе народное собрание в Афинах, на котором на голосование поставлен вопрос, кто из граждан подозревается в стремлении нарушить афинские законы и захватить всю власть в свои руки? Каждый из граждан должен написать имя такого человека на черепке от сосуда и бросить его в специальную урну. Голосование тайное – после подсчета черепков человек, чье имя будет упомянуто больше других, изгоняется из города на 10 лет. Сможет ли проголосовать неграмотный человек? А ведь решается важнейший вопрос о судьбе государства! А кто будет слушать на народном собрании человека, который не умеет связать двух слов и четко выразить свою мысль словами, даже если он предлагает что-то хорошее и полезное для граждан?

Дети в Греции начинали учебу в 6–7 лет. Мальчики учились в школах, девочек обучали дома – в семье. Целью школьного обучения было воспитание достойного гражданина. Такой человек, по представлениям греков, должен быть всесторонне развитым – он должен быть образованным, физически развитым, должен ценить искусство и сам заниматься им.

В начальной школе мальчиков учили читать, писать, считать. Наизусть они заучивали стихи поэтов, в которых прославлялась любовь к родине и свободе. Школьников учили петь и играть на музыкальных инструментах. Много времени отводилось на занятия спортом, на которых занимались борьбой, бегом, прыжками, метанием диска, копья., плаванием. Тот, кто не умел плавать, у греков считался необразованным человеком.

Дети, чьи родители имели достаточно денег, оплачивали учебу в средних школах. Там главное внимание уделялось красноречию – умению красиво и правильно произносить речи. Учеников обучали умению вести споры, геометрии, астрономии, они изучали греческую литературу. Такое образование и воспитание приводило к тому, что гражданин греческого полиса был образованным человеком, физически развитым и умелым воином, мог понятно и убедительно излагать свои мысли (что особенно важно было на народных собраниях). Он прекрасно разбирался в литературе и искусстве.

Девочек же обучали дома. Их учили, главным образом, домоводству: ткать, прясть, шить, готовить еду и т.д. Но и они обучались чтению и письму, пению и танцам.

Воспитание в Спарте имело свои особенности. Из мальчиков и юношей готовили прежде всего воинов, и основное время отводилось на физические упражнения. Их тоже учили читать и писать, но не обучали красноречию и наукам. Дети спартиатов учились петь, но только военные марши. Зато спартанские девочки не сидели взаперти дома за шитьем или прядением, а, как и мальчики, много занимались спортом.



Образование в Греции было доступно только свободным людям. Рабов к образованию не допускали, им запрещалось заниматься даже физическими упражнениями.

2. Древнегреческая наука. В государствах древнего Востока хранителями научных знаниях были, главным образом, жрецы, а также часть чиновников. Это помогало им господствовать над огромной массой неграмотного, трудившегося от зари до зари народа. У греков же было иначе. Наличие большого числа рабов, денежные состояния многих граждан, отсутствие принуждения заниматься тяжелым трудом, оставляло немало времени для занятия образованием и наукой. Ученым человеком в Греции мог стать любой из наиболее образованных и имевших денежные средства граждан, хотя встречались и такие люди, которые предпочитали не иметь даже своего дома и хорошей еды, но заниматься наукой.

Многие современные науки происходят из Греции. На это указывают даже их названия, взятые из древнегреческого языка: история (рассказ о прошлых событиях), философия (любовь к мудрости), география (описание земли), геометрия (землемерие), биология (учение о жизни), физика (природа), математика (знание, наука) и т.д. Многие научные знания греки позаимствовали у народов древнего Востока, а затем обощили и развили их.

“Отцом истории” называют древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э. Он написал первое из дошедших до нас историческое сочинение – книгу об истории греко-персидских войн.

А “отцом медицины” можно считать древнегреческого врача Гиппократа. Он учил, как определять болезни и как их лечить. Каждый врач и в наши дни перед тем, как получить диплом, дающий ему право лечить людей, произносит знаменитую “клятву Гиппократа”, сочиненную им около 2 400 лет тому назад. И каждый врач повторяет слова великого грека: “Я буду использовать лечение, чтобы помочь больным по мере моих сил и способностей, никогда не причиняя им ущерба и вреда... И чтобы я ни увидел и не услышал, занимаясь своим ремеслом, я никогда не стану этого разглашать”.

Греки были умелыми мореходами. Их корабли достигали любых уголков берегов Средиземного и Черного морей. Греческие путешественники выплывали и в Атлантический океан, они побывали на островах Ирландия и Великобритания. Мореплавателям, торговцам нужны были карты земель и морей, им надо было точно ориентироваться, правильно определять путь, знать страны и земли, куда они направлялись. Поэтому в Греции много внимания уделяли развитию науки географии. Конечно, греки ничего не знали об Америке, Австралии, Антарктиде. По их представлениям, люди могли обитать только на территориях с умеренным климатом; южнее Эфиопии жить нельзя из-за сильной жары, а север Европы и Азии они считали необытаемым из-за холодов. Но уже некоторые древнегреческие ученые считали, что Земля имеет форму шара и даже точно высчитывали длину ее окружности.

Вершиной всех наук греки считали философию. Эта наука обощала все знания и достижения других наук. Философы древней Греции стремились понять, как устроен мир, как он возник, ккое место занимает человек в мире, по каким правилам должен жить человек в обществе с другими людьми. одни философы считали, что все в мире произошло из воды, другие – что из воздуха. Ученый Демокрит (460–371 гг. до н.э.) доказывал, что живое и неживое на Земле состоит из мельчайших частиц – атомов, которые соединяются в различные комбинации и тогда образуются камни, растения, вода, животные, люди. Когда появились первые люди, учил Демокрит, они вынуждены были объединяться, чтобы защитить себя от диких животных. Лучшим общественным строем у людей философ считал демократию, когда люди равны в правах и свободны.

Современник Демокрита афинский философ Сократ говорил, что плохие поступки людей происходят от незнания, только знание позволяет человеку совершать правильные поступки. Человек не будет делать того, что может принести ему вред, если он знает об этом. Поэтому Сократ призывал людей: “Познай самого себя”.

Знатоки древнего мира утверждают, что европейская культура и европейская цивилизация в целом были бы не возможны без Древней Греции. И в самом деле, это так. В истоках древнегреческой культуры зачатки всех тех духовных ценностей, которые дороги нам сегодня. Понятия свободы, демократии берут своё начало в те времена. Греция – прародительница европейского театра. Греческие поэты и драматурги оставили культурное великое наследство, которое актуально и интересно сегодня. В Греции закладывались основы наук, которые развивались в наше время. Великие греческие философы Сократ, Платон, Аристотель заложили основы представлений о мире. Греческие спортсмены были первыми чемпионами Олимпийских игр У этого списка нет конца. Какую бы отрасль знаний или искусства мы ни взяли, корни её уходят в Древнюю Грецию – страну Олимпийских богов и бесстрашных героев.

Итак, Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на становление не только западной культуры, но мировую цивилизацию вообще.

Во 2 в. до н. э. Греция была захвачена римлянами. Её культура оказала значительное воздействие на римскую цивилизацию.

Римом были унаследованы многие культурные ценности.

Предмет исследования – сравнительный анализ формирования и развития обучения и воспитания в двух древнейших цивилизациях.

Цель данной работы:

1) подбор и изучение литературных источников;

2)выделение и исследование конкретных аспектов в древнегреческой и древнеримской культуре, то есть аспекты обучения и воспитания;

3)сравнение программ обучения и воспитания в Древней Греции и в Древнем Риме.

Метод исследования – сравнительный анализ.

В Древней Греции можно выделить две основные системы обучения – афинскую и спартанскую, наиболее распространённой была афинская. В древнеримский период родители сами обучали своих детей. И только к началу 2 в. до н. э. начинала складываться система обучения.

С древнейших времён отец играл в воспитании сына решающую роль и в пример ему всегда ставилось старшее поколение.

В Древней Греции с семи лет мальчики поступали под опеку отца, где под руководством его и избранным им опекунов и наставников приобретал навыки общения с оружием, обучался музыке и танцам. Для человека, участвующего в религиозных обрядах и празднествах, всё это было необходимо. Надёжную подготовку к участию в общественной жизни давало овладение ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной.

В Древнем Риме, как мальчики, так и девочки начинали учиться тоже с семи лет. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой воспитателя-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома исполнял роль воспитателя и учителя одновременно.

В Афинах в классическую эпоху обучение не было юридически обязательным, а рассматривалось обычно как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказывает мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании.

В 5 в. до н. э. в период Пелопонесской войны, афиняне уже могли гордиться тем, что среди них нет ни одного неграмотного. И хотя формально организованных школ не было, и каждый воспитывал детей, как хотел, (Аристотель) однако обучение приняло уже формы коллективные. Дети объединялись в группы под руководством преподавателя, и таким образом начинала складываться школа.

Поначалу древнеримская программа обучения была очень скромной, ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметики. В дальнейшем программа менялась, иногда существенно, но проследить когда в какой степени, невозможно, так как мало об этом данных.

Итак, посмотрим, из чего складывались программы обучения в Древней Греции (афинская и спартанская) и в Древнем Риме.

В Греции программа обучения охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой греческой культуры, прославляющей идеал «калокагатии» - красоты и добра, слитых в человеке воедино.

Мальчикам в Греции полагалось иметь трёх учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист (учитель грамоты) – обучал детей чтению и письму, давал им основные понятия о счёте. «Тетрадями» служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы, а позднее целые фразы. Когда уже овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых главное место занимали Гомер и Эзоп с его мудрыми баснями. Следующий учитель – кифарист, прививал мальчикам навыки игры на лире или кифаре. Под звуки этих инструментов пели песни и гимны – соло или хором. Наконец, систему образования дополнял своими уроками педотриб – учитель гимнастики. Под его руководством дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска.

По окончании школы, или палестры, как её называли по-гречески, юноши 16 лет из богатых семей рабовладельцев посещали гимнасий (на современную гимназию это заведение похоже, конечно, только своим названием). Здесь они занимались гимнастикой, философией, политикой. Заканчивали обучение в 18 лет.

Совершенно иную, чем в Афинах и многих других городах-государствах, форму приняло обучение мальчиков в Спарте, где воспитание физическое развивалось за счёт интеллектуального и эстетического. Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, - он приносил его в «лесху», место, где сидели старейшины, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в пропасть. Хилый и больной ребёнок, по мнению спартанцев, не имел права на жизнь. Кормилицы не пеленали детей, давали полную свободу всему телу, приучали мало есть, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать. С семи лет мальчики переходили под опеку государства. Организовывались специальные отряды, где они жили, ели и играли вместе. Это была школа послушания – старики смотрели за играми детей и нередко специально доводили до драки, ссорили их, чтобы узнать характер каждого – храбр ли он и не побежит ли с поля боя. Спартанские мальчики должны были сами добывать себе пищу. А прокормиться они могли только одним способом: воруя продукты из садов и домов. При этом если вор попадался, его наказывали не за то, что он воровал, а за то, что попался. Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С годами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и без одежды. Спали на тростнике, который сами рвали, без помощи ножа. Закалка давалась суровая: воспитание упорства и выносливости, умения переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль, воспитание готовности к походам, спортивным тренировкам, владению оружием. Чтобы проверить подготовлен ли молодой человек надлежащим образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли розгами перед алтарём Артемиды: эту экзекуцию подросток должен был вынести без малейшего стона. Второе испытание они проходили перед самым концом обучения – целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало, был начеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Только успешно пройдя это испытание, юный спартанец мог быть допущен в совместных трапезах мужчин. До 30 лет каждый спартанец жил казарменной жизнью, позднее ему разрешалось жениться и обзаводиться семьёй.

Римская система обучения, охватывала три стадии:

1)Начальная школа, где обучали письму и счёту;

2)средняя школа – «грамматиков»;

3)высшая школа – «риторов».

Учителями были чаще всего греки, образованные рабы или вольноотпущенники, которые самыми примитивными способами учили читать и писать. Так, сначала дети (семи лет) заучивали одно за другим названия букв, ещё не зная, как они выглядят, затем приучались складывать буквы в слоги и в слова. Ораторы-педагоги предлагали другой метод обучения грамоте – учить, развлекая, приобщать к чтению при помощи игрушечных букв, вырезанных из слоновой кости. Таким «учебным пособием» могло быть дажепеченье в форме разных букв. Для письма использовались навощенные таблички и заострённая палочка, которой выцарапывались буквы.

Учителя арифметики в Древнем Риме называли калькулятором (вот откуда пришло к нам это понятие, с которым знаком каждый ребёнок). Калькуляторы учили считать, сначала на пальцах, причём пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, а пальцы правой – сотен и тысяч; для более сложных вычислений пользовались камешками – простейшими счётами. Большое внимание уделяли вычислениям в уме. Таблицу умножения запоминали, повторяя хором за учителем. Затем в возрасте 12-13 лет ребёнок переходил к грамматику, где изучал греческий язык, читал греческих авторов в подлиннике и т. д. А в 16 лет юноша переходил к ритору – учителю красноречия, обучающему ораторскому искусству.

С древнейших времён велика роль учителя. Например, Платон (древнегреческий философ) видел в учителях в первую очередь воспитателей, дело которых – не только передать ученикам определённые знания, но и направлять их во всём. Поэтому он считает, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому контролю.

Квинтилиан Марк Фабий предъявлял к учителям серьёзные требования: прежде всего они, должны иметь соответствующее образование, а если у них его нет, то отдавать себе отчёт в этом. «Нет ничего хуже людей, мало продвинувшихся в науке дальше начальных сведений, а уже преисполненных ложной уверенности, будто они учёные!» Нередко древнеримские учителя прибегали к розгам. Квинтилиан осуждает этот метод, считая подобное наказание унизительным для свободнорождённого. Под влиянием этого чувства ребёнок со временем может впасть в отчаяние и возненавидеть людей. «Пусть учитель почаще беседует о добром и честном, так как чем больше он будет увещевать, тем меньше придётся наказывать».

И в Греции и в Риме составной частью обучения было чтение поэтов. Какова была цель этих занятий?

В Древней Греции задачей учеников было не только овладение текста и умение его произносить в соответствующих ситуациях (на религиозных празднествах, на пирах). Подросток должен был извлечь из этого чтения и более глубокую пользу: поэзия призвана была служить воспитанию этическому. Произведения рассказывали и о добре и о зле, а учитель-воспитатель показывал различие между дурным и добрым и помогал ученикам выбрать верную дорогу в жизни. В программу обучения непременно входило знакомство с творчеством великого Гомера. Дети заучивали наизусть огромные тексты из «Илиады» и «Одиссеи».

В Древнем Риме сочинения римских и греческих писателей изучались очень тщательно. Считалось, что ученики должны уметь имитировать стиль знаменитых авторов. Греческий язык был необходим римлянам, потому, что большинство лучших книг по разным отраслям знаний были написаны греками. При чтении поэтов и прозаиков говорилось о необходимости других знаний, таких как – музыка (стихотворный размер, ритм), астрономия (поэты так часто упоминают восходы, закаты).

Истории не известны греческие школы для рабов, которые существовали в Риме. Из сообщений самых различных авторов, мы узнаём, что рабов издавна не допускали даже к упражнениям, развивающим физическую силу и выносливость. Рабов обучали только некоторым практическим навыкам, необходимым им для работы в домашнем хозяйстве.

Об обучении рабов Сенека писал, что их следует кормить и одевать, но давать ли рабу такое же образование, как и свободному, - это целиком зависит от доброй воли его господина (Сенека. О добродетелях.) Среди людей, попавших в Рим в качестве невольников, захваченных на войне или купленных, было не мало образованных людей, особенно греков. Рабы могли исполнять в домах своих господ функции секретаря, библиотекаря, управляющего поместьем. Рабы преподавали в начальных школах, учили музыке, стенографии, были архитекторами. Нет сведений только о рабах-юристах.

Для детей рабов в Риме организовывали школу – так называемый педагогиум, чтобы как говорили их господа, не позволять им пребывать в праздности и в то же время повысить их ценность как слуг. В педагогиуме преподавали учителя, часто те же самые, что воспитывали и детей своего господина, или же иные интеллигентные и образованные рабы, также называвшиеся педагогами. Программа обучения включала в себя чтение, письмо, счёт, физические упражнения. Кроме того, мальчиков готовили к различным практическим занятиям и профессиям. При школе работали массажист и цирюльник, оказывавшие услуги особенно отличившимся ученикам. Обучались в педагогиуме дети рабов, достигшие 12 лет, обучение длилось около 6 лет. Крупным центром образования для рабов был Карфаген. Для хозяина молодого раба делом чести (и выгоды) было дать ему соответствующее образование и воспитание, а уж от самого раба, его характера и способностей зависело, насколько он воспользуется этой благоприятной возможностью.

Иного рода учебными заведениями, мрачными и трагичными, была школа гладиаторов. Тысячи рабов упражнялись здесь в гладиаторских боях. Такие школы были в Риме, в Помпеях, Александрии, в городах Малой Азии и других провинций. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристрастившиеся к подобным кровавым зрелищам.

Обучение девочек.

В Греции девочки до 7 лет оставались под опекой матери и няньки, свободные от всяких обязанностей. Затем воспитание их проходило по-разному в Афинах и в Спарте.

В Афинах девочка знакомилась с домоводством, с женскими ремёслами: прядением, ткачеством. Не пренебрегали там и элементарным образованием, а именно: учили девочек читать и писать. Программа обучения девочек включала в себя также пение и танцы, необходимые для участия в религиозных празднествах. Не избегали женщины и изучения литературы, однако от разговоров на литературные темы в кругу мужчин они были отстранены. Идеи Платона, что женщины обладают не меньшими способностями, чем мужчины, и должны получать столь же углублённое образование, долго не находили отклика в афинском обществе.

Итак, афинские женщины были исключены из сферы интеллектуальной жизни.

В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Поэтому девочки занимались гимнастикой на равне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Поскольку они были должны участвовать в религиозных торжествах, их, как и в Афинах, учили пению и танцам.

В Риме девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу вместе с мальчиками. От девочек образованность и начитанность, в отличие от Греции, даже требовались: «пуэлла докта» - «учёная девица» - было желанным комплиментом. Образование было необходимо женщинам, прежде всего для участия в общественной жизни. Кроме того, девушки должны были заботиться о своём интеллектуальном развитии и как будущие матери, ведь непременным условием обучения ребёнка было обучение его родителей. Плутарх предъявлял к женщинам очень высокие требования: они обязаны были разбираться в астрономии, математике, философии. Обучались женщины и ораторскому искусству, и даже прибегали к своим умениям и навыкам на практике, чаще всего в своих личных, домашних делах, но иногда и в делах общественных.

Заключение

Мы заглянули в мир Древней Греции и Древнего Рима – туда, где ковались сегодняшняя цивилизация и культура. Две с лишним тысячи лет отделяют нас от тех времён, но любовь и интерес человечества к этому прославленному периоду не угасает.

Мы рассмотрели проблему обучения и воспитания. Изучили её в рамках древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Проведённый сравнительный анализ показал, что образовательные программы двух рассматриваемых цивилизаций имеют много общего. И это неслучайно. Как уже говорилось выше, Рим унаследовал многие греческие традиции (культура, обучение, воспитание, искусство)

1. Изучение греческого языка, т. к. большинство лучших книг по разным отраслям написаны были греками.

2. Изучение греческой литературы (Гомера, Эзопа), философии (Сократ, Платон, Аристотель), математики и других важных наук.

3. Забота общества и родителей о достойном воспитании и обучении подрастающего поколения.

4. Огромная роль отводилась интеллектуальному и духовному развитию ребёнка (исключение – Спарта, где физическое развитие на первом месте).

Мы считаем, что обучение и воспитание в двух представленных цивилизациях имеют и различия.

Программа Обучения

(с семи лет)

Древняя Греция Древний Рим

Афинское обучение

Мальчики Девочки Поначалу программа ограничивалась чтением, письмом и элементарными познаниями в арифметике. Позднее сложилась римская система обучения, состоящая из 3 стадий.

1. Начальная школа, где обучали письму и счёту.

2. Средняя школа – «грамматиков»

(с12-13лет) – изуч. греч. языка, умение правильно, без ошибок строить фразу на родном языке, способность толковать сочинения поэтов

3. Высшая школа – «риторов» (16лет) обучение ораторскому искусству, красноречию

1. Грамматист (учитель грамоты) Обучение чтению, письму, пению и обучение чтению, письму, счёту. танцам

2. Кифарист – обучение навыкам игры(для участия в религ. Праздн.)

на лире или кифаре. Домоводство, прядение, ткачество.

3. Педотриб (учитель гимнастики) –

бег, прыжки, метание копья

После окончания школы (палестры) Девочки из богатых семей учились дома, кто победнее ходили в школу юноши 16 лет из богатых семей Женщины не могли участвовать в вместе с мальчиками. Образование и начитанность высоко ценились.

посещали гимнасий, где занимались общественной жизни. Женщины участвовали в общественной жизни.

гимнастикой, философией, политикой. Педагогиум – школа для детей рабов.

В 18 лет обучение заканчивалось.

1. Суровое спартанское воспитание существовало только в Древней Греции (в таком ярком проявлении), давало развитие упорству и выносливости, физической силе и храбрости, как у мальчиков, так и у девочек.

2. Жестокие школы гладиаторов, существовавшие в Древнем Риме;

3. Школы для рабов были только в Риме, хотя и имели своей целью выгоду, но для раба это был шанс на лучшее будущее. В Греции рабов не учили ни наукам, ни физическим упражнениям. Допускалось обучение только некоторым практическим навыкам, необходимым для работы в домашнем хозяйстве.

4. Рим позволил женщинам занять своё место в общественной жизни – быть образованными, начитанными, интеллектуальными, а афинские женщины были исключены из сферы общественной жизни.

Изучение древних цивилизаций – очень увлекательное занятие. Интересна жизнь людей того времени – их обычаи, религиозные верования, вообще, всё то, чем они занимались. Подробное изучение древности позволяет окунуться в прошлое человечества – узнать чудесные, сказочные мифы и легенды, мечты и жизненные искания прославленных воинов, полководцев и жестоких императоров. Интересно и то, что меняются люди, поколения, эпохи, а выбор жизненного пути перед человеком всегда один – путь добра или зла, лжи или справедливости, честности или обмана

Свой путь каждый выбирает сам!

Великие имена Древней Греции

Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) – полководец, завоеватель.

Гомер - писатель

Гесиод (8-7 вв. до н. э.) - поэт

Геродот (5 в. до н. э.) - историк

Архимед (около 287 – 212гг. до н. э.) – выдающийся изобретатель.

Пифагор (живший в 6 в. до н. э.) – математик, философ, политический деятель.

Сократ (около 470-399 гг. до н. э.) – философ.

Платон (около 427- около348 гг. до н. э.) – ученик Сократа, философ.

Аристотель 9384-322 гг. до н. э.) – учёный, философ.

Эсхил, Софокл, Еврипид – древнегреческие драматурги.

Фидий (5 в. до н. э.) – скульптор.

Гиппократ (около 460-370 гг. до н. э.) – заложил основы будущей медицины.

Великие имена Древнего Рима

Вергилий (70-19 гг. до н. э.) – поэт.

Гораций (65-8 гг. до н. э.) – поэт.

Овидий (43г. До н. э. - 18г. н. э.) – поэт.

Сенека (ок. 5 г. дон. э. - 65г. н. э.) – писатель, философ, юрист.

Цезарь, Гай Юлий (ок. 100-44гг. до н. э.) – политический деятель, полководец, писатель.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – политический деятель, писатель.

Квинтилиан Марк Фобий (ок. 35г. -ок. 96г.) – римский оратор и учитель красноречия.

Понятийный словарь

Обучение – основной путь получения образования, целенаправленно организованный

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности

Цивилизация – 1) синоним культуры.

2) уровень развития общества, материальной и духовной культуры.

Духовные ценности – представления о добре и зле, правде и лжи, о справедливости, о свободе

Идеал – (греч. идея, понятие, представление) – совершенство, совершенный образец какого-либо объекта, явления, события.

Идеал «колокагатии» - (греч. прекрасный и добрый) – гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Культура – (от лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – уровень развития общества, творческих сил и способностей человека

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.