Закаливание в условиях доу. Закаливающие мероприятия

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

1. Закаливание солнцем.

Солнце - мощный источник излучения инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей. С физической точки зрения все виды лучистой энергии представляют собой электромагнитные колебания и отличаются только длиной волны. Длина волны от инфракрасной части солнечного спектра к ультрафиолетовой постепенно уменьшается.

При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи являются одним из необходимейших элементов внешней среды, в котором обитает человек. Они оказывают огромное влияние на рост и развитие детского организма. Многочисленные исследования показали, что разумное и планомерное использование солнечного излучения, а также ультрафиолетовых лучей от искусственных источников света ведет к совершенствованию различных физиологических механизмов, тренировке теплорегуляционного аппарата, что помогает организму быстрее приспосабливаться к изменениям внешней среды, в частности к резким температурным и атмосферным колебниям.

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный - поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

2. Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Очень ценным закаливающим мероприятием являются воздушные ванны. Под влиянием этих процедур организм ребенка приучается к переменам температуры воздуха, к охлаждению. Систематические раздражения холодным воздухом нервных окончаний кожи ведут к уменьшению их чувствительности и упражнению сосудистой системы, к тренировке теплорегуляторного аппарата. Помимо рефлекторного действия воздуха на нервно-сосудистый аппарат кожи и слизистых оболочек, благотворное влияние оказывается и через органы дыхания.

В механизме действия воздушных ванн лежит также повышенное снабжение организма кислородом, увеличение насыщения им крови, улучшения окислительных процессов. Это осуществляется за счет функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой системе (углубление дыхания и др.),а так же путем газового обмена через кожу. Научные исследования газообмена показали, что под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, причем величина поглощения растет параллельно увеличению холодовой нагрузки. Улучшается состояние нервной системы ребенка: он становится спокойным, лучше спит и ест.

Во время воздушных ванн существенно изменяются условия теплообмена, значительно увеличивается теплоотдача.

В зависимости от температуры воздуха различают: теплые - от 20 и выше, прохладные - 16-19 и холодные ванны - 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться - ходить или выполнять упражнения.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ - это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование - дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

3. Закаливание водой.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится - полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 - 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2-3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Метод солевого закаливания (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Грудной возраст

Температура воздуха в комнате 20 – 22°С.

Закаливающие процедуры:

    Кратковременная воздушная ванна (2 – 4 мин.) при каждой смене белья, пеленании.

    Воздушная ванна с массажем и гимнастикой в течение 4 мин. В первые месяцы и 10 – 12 мин.- в конце первого года.

    Умывание (температура воды в первые недели 28°С, в течение года ее снижают до 20°С).

    Дневной сон на открытом воздухе 2-3 раза в день при температуре воздуха от -12 до +30°С.

    Общая ежедневная ванна при температуре воды 36 – 37°С продолжительностью 5 – 6 мин. с последующим обливанием (температура воды 34 – 35°С).

    Пребывание в манеже на открытом воздухе (летом) или в хорошо проветренном помещении (зимой).

    Летом пребывание 2 – 3 раза в день под рассеянными лучами солнца. Начинают процедуру с 3 – 4 мин. и постепенно доводят до 10 мин.

Возраст 1-3 года.

Температура воздуха в комнате 18 – 19°С.

Закаливающие процедуры:

    Воздушная ванна во время утренней гимнастики и умывания.

    Умывание (температура воды в начале закаливания 28°С, в дальнейшем ее постепенно снижают до 18 – 16°С). Детям старше 2 лет моют шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

    Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С в безветренную погоду.

    Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха в пределах от -15 до +30°С.

    Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 8 – 10 мин. 2 – 3 раза в день.

    Общее закаливание и душ после прогулки (начальная температура воды 34 – 35°С, постепенно ее снижают до 24 – 26°С).

    Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 18°С).

    Общая ванна при температуре воды 36°С продолжительностью 5 мин. с последующим обливанием (температура воды 34°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Дошкольный возраст

Температура воздуха в комнате 16 – 18°С.

Закаливающие процедуры:

    Воздушная ванна во время утренней гимнастики и последующего умывания. Продолжительность воздушной ванны 10 – 15 мин., из которых на гимнастику отводят 6-7 мин.

    Умывание (температура воды 24°С). Моют шею, верхнюю часть груди и руки выше локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.

    Дневной сон на открытом воздухе при температуре от -15 до +30°С.

    Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха от -15 до +30°С.

    Пребывание под лучами солнца от 5 – 6 до 10 – 15 мин. 2 – 3 раза в день.

    После прогулки общее закаливание или душ при температуре воды 34°С в начале закаливания с постепенным ее снижением до 25 – 24°С.

    Обливание ног перед дневным сном (начальная температура воды 28°С, постепенно ее снижают до 16°С).

    Общая ванна при температуре воды 35 – 36°С с последующим обливанием (температура воды 33°С) перед ночным сном 2 раза в неделю.

Медицинский контроль за проведением закаливающих процедур.

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующая и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.

Заведующая

    Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

    Организовывает обучение воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

    Устанавливает контакт с родителями, добиваясь согласованной единой системы закаливания детей в дошкольной учреждении и в семье.

    Обеспечивает оборудованием и все необходимые условия для осуществления всего комплекса по закаливанию детского организма.

Врач

    Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

    Дает конкретные указания для медицинского и обслуживающего персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

    Обучает медицинский, педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливающих процедур.

    Проводят беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

    Осуществляет систематический контроль за работой персонала по закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

    Посещает, в соответствии с планом работы, все возрастные группы дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц). Регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

    Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих мероприятий на состояние здоровья детей, и, при необходимости, вносит соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей, эпидемической обстановки, заболевания ребенка, изменения погодных условий, сезона и т.д.).

Медицинская сестра

    Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным врачом планом.

    Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

    Помогает воспитателю и няне овладевать методикой намеченных в плане мероприятий.

    Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

    Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

Воспитатели.

    При помощи няни-уборщицы, руководствуясь назначениями врача, осуществляет весь комплекс мероприятий по закаливанию организма в своей группе.

    Продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

    Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

    Следят, чтобы одежда соответствовала температуре воздуха в помещении и на улице.

    Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей получил их и в какой дозировке.

Методики определения степени закаленности организма. Закаленность организма можно определить при комплексном использовании ряда методик. Исследуют сдвиги теплоощущения, падение температуры кожи в различных микроклиматических условиях, разницу между температурой кожи груди и большого пальца ноги, изменения сосудистых реакций при охлаждении, определяют термоассиметрию, среднюю взвешенную температуру, иммунологическую реактивность организма и изучают частоту простудных заболеваний. Принимая во внимание, что исходные данные этих показателей зависят от индивидуальных особенностей организма, об их сдвигах можно судить только при динамическом обследовании.

Исследование теплоощущения

Одним из показателей закаленности является отношение организма к данным микроклиматическим условиям. Исследования ведутся в заданных температурных режимах воздуха. Требуемые микроклиматические условия в помещении достигаются с помощью широкой аэрации. Первоначальные исследования проводят в комфортных условиях (температура воздуха в помещении +22…+18°С, в зависимости от возраста детей), последующие – с постепенным снижением ее до 15°С (скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с, относительная влажность – 40 – 60%). После установления необходимой температуры в помещении дети рассаживаются на некотором расстоянии от источников тепла. Затем на уровне груди сидящих детей вторично определяют температуру воздуха. После этого дети раздеваются до пояса и обнажают левую ногу. Хорошее тепловое состояние ребенка определяется наличием свободной позы, нормальной окраски кожи и слизистой оболочки губ. Понижение теплового состояние различают по степеням.

1 степень характеризуется побледнением лица, скованностью осанки, ощущением незначительного охлаждения.

2 степень характеризуется неприятным теплоощущением (прохладно, холодно), посинением губ, появлением «гусиной кожи» и иногда икоты. В случае если наблюдается понижение теплового состояния 1 и 2 степени, отмечают ребенку время и велят одеваться.

Через 30 минут после начала исследования одеваются все остальные дети. Считается, что температура воздуха, при которой ребенок в течение 30 минут сохраняет хорошее тепловое состояние, являющееся показателем уравновешенного состояния теплообмена на данное время, свидетельствует о степени закаленности организма. С другой стороны, время в течение которого обнаженный ребенок сохраняет хорошее теплоощущение при заданных условиях, также является показателем его закаленности. Теплоощущение ребенка несколько субъективно и не всегда можно уловить 1 стадию понижения его теплового состояния. Объективным показателем теплового состояния является кожная температура. Температура кожи под влиянием охлаждения снижается. В связи с этим целесообразно при описанном выше исследовании произвести измерение кожных температур. С помощью электротермометра измеряют температуру кожи груди по левой сосковой линии на 2 см выше соска и температуру тыльной поверхности фаланги большого пальца левой ноги. Измерения проводятся в самом начале исследования и через 30 минут. У закаленного ребенка при снижении температуры воздуха в помещении до определенного предела температура кожи изменяется незначительно. Так, при хорошем тепловом состоянии температура кожи груди падает на 0,5 – 1,5°С, стопы – на 1 – 2,5°С. У детей с незначительным ухудшением теплового состояние падение температуры кожи груди почти на отличается от падения ее у детей с хорошим тепловым состоянием (снижается на 1 – 1,8°С), но температура кожи большого пальца ноги падает на 3 – 5°С. Большое падение температуры кожи наблюдается у детей со значительным ухудшением теплового состояния: температура кожи груди падает на 2 – 3°С, ноги – на 4 – 8°С. Дополнительным критерием теплового состояния является градиент между температурой кожи груди и большого пальца ноги. При разнице температур до 6°С отмечается удовлетворительное тепловое состояние ребенка, увеличение этой разницы в сторону понижения температуры ноги более чем на 6°С свидетельствует о нарушении теплового состояния – охлаждении, сближение показателей наблюдается при перегреве.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из видов закаливания применяются в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.

Закаливание - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды: холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации. Механизм терморегуляции человека заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, при различных внешних температурах соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией.

Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии), обладают хорошим здоровьем, аппетитом. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы человека, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у человека отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:

  1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Например: постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д.

    Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Важно помнить о принципе постепенности. Невозможно купание в открытом водоеме, если предварительно не были проведены процедуры обтирания и обливания.

    Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

    Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывании на свежем воздухе, соблюдение режима дня…

    Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели - укрепление здоровья воспитанников.

    Также важно отметить, что при проведении закаливающих процедур нужно учитывать климатические и погодные условия. Следует помнить, что неблагоприятные погодные условия не должны стать причиной отмены мероприятия закаливания, всегда можно подобрать наиболее подходящие для данного сезона, погоды.

    Существует много методик закаливания детского организма. В ДОУ закаливающие мероприятия проводятся согласно под наблюдением медицинского персонала, рекомендациям врача, применимых конкретно к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Но тем не менее воспитатель обязан знать, уметь, понимать необходимость проведения закаливающих мероприятий.

    Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

    Виды и системы закаливания в детском саду

    В отечественных детских образовательных учреждениях (в доу) самые популярные виды закаливания — это водные и воздушные процедуры. Остановимся на них подробнее.

    Процедуры воздушного закаливания в детском саду предполагают:

  • поддерживание постоянной температуры воздуха в помещении (игровая комната и спальня) в пределах 18-22°С;
  • относительную влажность воздуха 40-60%;
  • ежедневные прогулки при безветренной погоде до -5°С;
  • сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке;
  • физические упражнения при открытом окне (контрастное воздушное закаливание).

Водное закаливание — еще один эффективный метод. Он включает в себя следующее:

  • растирание влажным полотенцем;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени.

Из методов нетрадиционного закаливания в детском саду можно отметить солевое закаливание. Оно состоит в следующем. Ребенок в течение нескольких минут ходит по «дорожке здоровья» , накрытому смоченной 10%-ным солевым раствором салфеткой, потом столько же времени ходит по сухой поверхности, затем процедура повторяется. Такое чередование придаст необходимый контраст, а участие соли и массажных элементов способствует закаливанию кожи стоп и профилактике плоскостопия.

Следует отметить, что все описанные выше процедуры по закаливанию в детском саду следует начинать летом. Стартуют постепенно, медленно снижая температуру и увеличивая длительность каждой процедуры. Комплексы закаливания в детском саду всегда находятся под контролем медицинского работника. За три летних месяца детский организм привыкает к прохладе и контрасту, и к осени сопротивляемость детей вирусным инфекциям становится значительно выше.

Солнечные ванны. Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Однако в городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный - поэтому для принятия солнечных ванн остается утреннее время. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима. Так как дети летом проводят основное время на улице, то перед педагогом стоит важная задача в организации деятельности детей (подбор разных игр, упражнений двигательной активности, трудовой деятельности, игры с песком, водой, наблюдений и т.д….) Специальные методы закаливания - полоскание полости рта водой комнатной температуры.

По этой причине закаливание целесообразно проводить не только в будние дни, но и дома в выходные. Для этого достаточно соблюдать как минимум соответствующий режим дня и температурный режим помещения, также желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Кроме собственно закаливающих процедур, огромную роль в оздоровлении детей играет режим дня. Это приемы пищи, прогулки и сон ежедневно в одно и то же время и в одних и тех же условиях. В каждом детсаду существуют медицинские требования в отношении микроклимата в помещениях группы (они одинаковы для всех и обязательны к соблюдению). А поскольку закаливание — это целый комплекс мер, то в идеале оно должно носить индивидуальный характер, учитывая состояние здоровья каждого ребенка. Как вариант — это разделение детей на две группы (абсолютно здоровых и тех, кто недавно переболел или только начинает закаливаться).

Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах ДОУ оформлены стенды для родителей, регулярно проводятся консультации, родительские собрания, организовываются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы - снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.

Закаливающие мероприятия

В дошкольных учреждениях применяется целый комплекс закаливающих мероприятий, так как какая-либо одна процедура не может в достаточной мере обеспечить полноценное закаливание организма ребенка. Закаливающие мероприятия следует сочетать с физическими упражнениями и проводить их систематично. Проведение закаливающих процедур предусматривается программой детского сада. Для дошкольников рекомендуются следующие виды закаливающих мероприятий:

1) обтирания: легкие массирующие движения от периферии к центру. Для обтирания крайне важно иметь специальную варежку. Эту процедуру крайне важно сочетать с движениями: ребенок обтирается сам, обтирает товарища;

2) обливание сильнее воздействует на организм, чем обтирание. Поток воды, воздействующий на тело, повышает тонус мышц, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Во время обливания ребенок поворачивается, подставляя под струю воды всœе части тела. После окончания обливания дети насухо вытираются полотенцем. Во многих дошкольных учреждениях практикуется обливание до пояса после утренней гимнастики;

3) купание при наличии соответствующих условий должно проводиться ежедневно. Полезно сочетать купание с движениями в воде, обучением плаванию, принятием солнечных ванн. Купание с целью закаливания рекомендуется программой для детей 2-й младшей, средней и старшей группы. Приучать детей к воде можно с 1,5–2 лет. При организации купания т учитываются погодные условия, температура воды и воздуха. Проводится данная процедура под наблюдением воспитателя с соблюдением рекомендации врача. Купание и обучение плаванию можно проводить круглогодично при наличии бассейна;

4) солнечные ванны оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Принятие их требует осторожности. Можно принимать солнечные ванны с раннего возраста и до выпуска детей из детского сада. Обязательно соблюдение рекомендаций врача. Все закаливающие мероприятия полезно сочетать с физическими упражнениями и помнить о соблюдении систематичности в комплексном применении закаливающих мероприятий.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке форма физкультурно-оздоровительной работы. Эти виды упражнений могут планироваться в режиме дня для каждой возрастной группы на утреннюю, дневную и вечернюю прогулки. При этом следует учитывать время года, состояние погоды, предыдущий и последующий вид деятельности детей и ряд других факторов. На прогулке следует широко использовать игры с правилами. Старшим дошкольникам можно предложить самим придумать игру. Можно обучать элементам спортивных игр и спортивным упражнениям.

Формы активного отдыха. К ним следует отнести прогулки и экскурсии за пределы детского сада, физкультурный праздник, физкультурный досуг, день здоровья, каникулы.

Прогулки и экскурсии за пределы детского сада считаются простейшим детским туризмом. Эту форму работы проводят с определœенной целью. Лучшее время для ее проведения – ранняя осœень. В содержание прогулок-походов включают подвижные игры, зимой – ходьбу на лыжах. При проведении прогулок-походов следует соблюдать ряд методических правил:

1. Предупреждать о предстоящей прогулке заранее детей и родителœей.

2. В день прогулки не перегружать детей.

3. Придать прогулке форму похода, используя для этого соответсвующее снаряжение.

4. На прогулке можно идти, свободно группируясь. Построение в пары использовать при передвижении через шоссе.

Можно провести во время прогулки физкультурное занятие и наблюдения в природе.

Физкультурный праздник – еще одна форма активного отдыха. На празднике демонстрируются двигательные достижения детей, здоровье, жизнерадостное состояние. В содержание физкультурного праздника включают веселые подвижные игры, физические упражнения, составляется сценарий праздника, готовятся сюрпризные моменты, призы. Первая часть праздника должна быть проведена в форме физкультурного парада. Во второй части можно провести соревнования и зрелищные мероприятия. Праздники рекомендуется проводить два раза в год: летний и зимний. Продолжительность праздника составляет 45 минут в старших группах и 1 час в подготовительных.

Физкультурный досуг тоже относится к формам активного отдыха. Это зрелищная, как и праздник, форма работы, основанная на веселой двигательной деятельности детей. Содержанием его являются знакомые детям игры и упражнения, построенные на необычных сочетаниях и вариантах. Планирование досуга следует составлять с учетом физического развития и подготовленности детей. Программа досуга для детей второй младшей группы включает в себя несложные игры, эмоционально привлекающие детей. В старших группах - ϶ᴛᴏ бывают индивидуальные и коллективные соревнования, аттракционы. Физкультурные досуги рекомендуется проводить 1 раз в месяц, длительностью от 15–20 минут в младших группах, 20 минут в средних, в старших и подготовительных до 40 минут.

День здоровья следует проводить начиная со второй младшей группы. Основная задача дня здоровья – оздоровление организма ребенка. В содержание дня здоровья вводятся любимые игры и виды деятельности детей. В данный день дети освобождаются от занятий, связанных с умственным напряжением. По возможности день следует провести на воздухе, на природе.

Каникулы проводятся в начале января и в конце марта. Длительность их – неделя. Задача каникул – обеспечить отдых нервной системы ребенка, создать условия, соответствующие оздоровлению и укреплению организма и психики ребенка. Содержанием каникул должна быть художественно-творческая, физкультурная, музыкальная деятельность. В это время можно проводить прогулки-походы, поездки за город, зимой – лыжные прогулки.

Самостоятельная двигательная деятельность детей как организационная форма имеет важное значение для обеспечения полноценного двигательного режима. При этом за ней требуется обязательный контроль воспитателя. В самостоятельных занятиях физическими упражнениями ребенок сосредоточивает свое внимание на цели, которая его привлекает. Он может творчески использовать движения, применять различный инвентарь и пособия. Все это стимулирует двигательную активность детей и способствует повышению интереса к физическим упражнениям.

Индивидуальную работу следует проводить с раннего возраста. Ее планируют в течение дня, особенно в часы игр и прогулок. В содержание этой формы работы включаются корригирующие упражнения по программному материалу, по которому отдельные дети отстают. Главная задача этой работы – повышение уровня подготовленности детей.

Задания на дом. Для успешного взаимодействия ДОУ и семьи, решения совместных задач физического воспитания ребенка дошкольные педагоги могут давать задание на дом по физической культуре. Эти задания ребенок должен выполнить дома с помощью и под контролем родителœей. При крайне важно сти родителœей консультирует специалист по физической культуре.

4. 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Развитие и всœестороннее совершенствование ребенка в процессе физического вос­питания, организация воздействий на его организм – процесс долгий и сложный. По этой причине учебный материа­л по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях должен планироваться. Планирование пред­полагает распределœение физических упражнений в различных формах работы по физическому воспитанию на определœенный отрезок времени.

Программный материал по разделу ʼʼфизическая культураʼʼ включает строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, спортивные игры и их элементы. Педагог также должен тщательно продумать систему подготовительных и подводящих упражнений к освоению базовых движений, должен учесть основные дидактические принципы. Важно при планировании учитывать и этапы обучения движениям, что обеспечивает системность усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования и на разные отрезки времени.

Планируя физические упражнения, крайне важно учитывать сле­дующие факторы:

1. Выбор упражнений - ϶ᴛᴏ важный аспект организации процесса физического воспитания, который предопределяет всœестороннее физическое совер­шенствование детей. В плане нужно учитывать различные факторы, обеспечивающие успешность физического воспитания. К ним следует отнести конкретные эко­номико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и от­дыха, особенности физического развития детей, а также со­ответствие количества движений и возможности ребенка их выполнять, сохраняя положи­тельное эмоциональное состояние.

2. Планирование должно гарантировать своевре­менное и правильное выполнение задач учебно-развивающих, оздоровительных и вос­питательных на разных этапах обучения. Должно учесть програм­мные требования, особенности контингента группы и условий работы. Опираясь на эти данные, составляется содержание занятий по физическому воспи­танию и отбираются методы обучения.

3. Следует планировать не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, которые обеспечивают прочное форми­рование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется общий годовой план работы, а также план-график прохождения учебного материала для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошколь­ным учреждением совместно с педагогом по физическому вос­питанию и всœем педагогическим коллективом. В плане в разделœе физического воспитания намечаются конкрет­ные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению задач обучения, отбору методов обучения, подбору оборудования и инвентаря. В общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателœей по физическому воспитанию детей с указанием конкретных тем совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы. Указываются лица, ответственные за проведение мероприятий, намечаются время занятий, спортивное оборудование и инвентарь, в т.ч. и тот, который будет приобретаться. В общем плане отражают кон­такты детского сада с родителями, их совместную деятельность по улучшению здоровья и всœестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении является систематической, постоянной, четко направ­ленной деятельностью. Этим требованиям должна соответствовать и организация физкультурных занятий, на которых дети обучаются основным, постепенно усложняющимся движениям. Физкультурные занятия должны проводиться в одни и те же дни недели, часы, поскольку это помо­гает формировать у детей определœенные привычки и желание заниматься физи­ческими упражнениями, появляется стремление добиваться лучших результатов. На физкультурных занятиях решаются всœе задачи физического воспитания, ставящиеся в ДОУ. В содержании занятий должны преобладать элементы, раз­вивающие движения и формирующие осанку детей. Очень важно правильно распределить про­граммный материал в планировании по отдельным занятиям. Наиболее подходя­щим для этого является графическое планирование. В плане-графике целœесо­образен способ спирального планирования, т. е. одни и те же упражнения изу­чаются на нескольких занятиях подряд и затем возвращаются к ним спустя месяц, два, три. На протяжении одного занятия рекомендуется изучать 2–4 упражнения. Состав­ляется план-график в соответствии со временем года. Следует учиты­вать сложность упражнений, их воздействие на физическое разви­тие ребенка. Последовательность планируемых упражнений должна предусматривать возможности детей их усваивать.

Детьми всœех возрастных групп лучше всœего усваиваются упражнения с элементами ходьбы, бега, удержания равновесия, поскольку про­цесс обучения происходит не только в основной части занятии, но и на протяжении всœего занятия, во всœех видах деятельности детей.

В плане-графике программный материал следует излагать так, чтобы в нем были последовательно представлены всœе задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, освоение представленных в программе базовых движений, условия для свободно­го развития положительных черт характера и морально-волевых качеств у детей. Для дости­жения этих целœей нужно учить детей преодолевать трудно­сти и считаться с интересами коллектива.

При составлении плана-графика крайне важно опираться на следующие принципы:

1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали всœе основные группы мышц: рук и плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, ноᴦ.

2. При таком планировании упражнений дети должны получать достаточную физическую нагрузку.

3. Подбирать упражнения так, чтобы сложные и трудные чере­довались с более легкими. После статичных упражнений спланировать выполнение динамичных.

В плане-графике предусматривается и психофизиологи­ческое предназначение отдельных упражнений, уровень их освоения, а также возможность правильного их выполнения (табл. 10).

Таблица 10

Закаливающие мероприятия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закаливающие мероприятия" 2017, 2018.

Закаливающие мероприятия

Общие требования


1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:
- соблюдение санитарных и гигиенических требований;
- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;
- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.
2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).
3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (2 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:
    - утром
    - после завтрака
    - на прогулке
    - после сна
    - на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность
  6. Закаливание:
    - оздоровительные прогулки, ежедневно
    - умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
    - полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)
    - воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
    - ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания (например, умывание, полоскание горла может проводиться прохладной, холодной и даже ледяной водой, увеличивается продолжительность воздушных ванн и ходьбы босиком и т.п.).


Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание
2. Санитарный режим
3. t 0 = 20-22С
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
- оздоровительные прогулки;
- умывание прохладной водой;
- воздушные ванны:
а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
б) дорожка здоровья;
в) облегченная одежда;
г) сон с открытой фрамугой.
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания


С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода .

Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных строителей коммунистического общества и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"


Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее.

При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.
2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".
3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".


Существует несколько отдельных способов закаливания водой :

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2.
Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3.
Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

"ВОЗДУХ"

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны. В детском саду мы используем воздушный режим.


"СОЛНЦЕ"

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

В младших группах до 20-25 мин.

В старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

А) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.


Одежда детей на прогулке в зимнее время года

  • от + 6 до - 3: 4-хслойная одежда: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, рейтузы, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t 0 выше 0 градусов).
  • от -3 до -8: 4-хслойная одежда: белье, платье, кофта, колготки, рейтузы, зимнее пальто, утепленные сапоги.
  • от -9 до -14: 5-тислойная одежда: белье, платье, кофта или свитер, колготки, рейтузы (2 пары), зимнее пальто, утепленные сапоги.


Сон в группе при t 0 +16 +15 - теплая рубашка с длинными рукавами или пижама, теплое одеяло.


Одежда детей при различной t 0 воздуха помещения

23 и выше

1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.
+21- 22

2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.
+18 – 20

2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.
+16 – 17

3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли или теплые тапочки.

Традиционные виды закаливания детей.

  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
  • оздоровительная прогулка
  • воздушные ванны
  • воздушные ванны с упражнениями
  • сон с доступом свежего воздуха
  • умывание в течение дня прохладной водой
  • полоскание рта прохладной водой
  • хождение босиком до и после дневного сна
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»
  • (массажные коврики) после дневного сна
  • солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

  • Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.
  • 1. Воздушная ванна-10-15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6-7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
  • 2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех- верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.
  • 3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой-в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.
  • 4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
  • 5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1-1,5 часа до 2-3 часов.
  • 6. В летнее время солнечные ванны от 5-6 до 8-10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
  • 7. Полоскание рта (дети двух- четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день-утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:


Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.


3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка – массажные коврики
2-я – ребристая
3-я – с жесткой мочалкой
4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!


5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Закаляйся! Закаляйся !

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

1. Обширное умывание

Ребёнок должен:

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

2 младшая группа

  • Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика в группе 8.00
  • Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов
  • Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
  • Сон без маек
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
  • Элементы обширного умывания

Средняя группа

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°)
  • Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек и подушек
  • После полдника полоскание полости рта

Старший дошкольный возраст

  • Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
  • Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда
  • Физкультурные занятия в зале (босиком) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
  • Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
  • Оптимальный двигательный режим
  • Сон без маек
  • Дыхательная гимнастика в кроватях
  • Обширное умывание, ходьба босиком
  • Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
  • После полдника полоскание полости рта

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Оборудование:

  • Дорожка «Зигзаг»
  • Ребристая доска
  • Канат (скакалка)
  • Ленточки
  • Коврики с пуговицами

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

  1. А щенята, как проснутся

обязательно зевнут, потянутся потянутся,

Ловко хвостиком махнут.

руки перед собой, ладони вместе,

Показ махов

  1. А котята спинки выгнут,

Перед тем, как прогуляться

выгнуть спину, стоя руках и ногах

3. Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапы

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало

Начинает все сначала

руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и

развести в стороны

на счет два скрестить

повторить только с ногами

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

Ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

Руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

7. Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

Полоскание рта.

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №2

(декабрь, январь, февраль)


Оборудование:

  • Ребристая доска
  • Канат (скакалка)
  • Коврики с пуговицами
  • Снежинки
  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

Стало весело светло

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

По дорожке далеко,

Не сумел бы даже мячик,

Так подпрыгнуть высоко.

И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

Возле дома старый клен

Выгнул спину кот соседский,

Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

Проведем массаж

И полезно и приятно –

Это всем давно понятно.

руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

Полоскание рта

В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ №3

(март, апрель, май)

Оборудование

  • ребристая доска
  • коврики с пуговицами
  • мешочки с песком
  • кегли
  • стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

С боку на бок повернулись

Сладко-сладко потянулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на правом и левом боку

2. Какие мы хорошие

Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

3. Вот к нам солнышко пришло

Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны

4. Громче музыка играй

Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Полоскание рта.

Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать .

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза

И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.