Детский кинетический нерассыпающийся песок для лепки: что это такое и в чем отличия от других видов? Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный песок» в средней группе ДОУ Опыты с кинетическим песком в доу.

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка ».

Цель : Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей. Обучающие задачи: Познакомить детей со свойствами песка. Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать. Актуализировать интерес к работе с песком. Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Разучить с детьми новую игру «Песчинки». Развивающие задачи: Развивать моторику рук детей. Обогащать словарный запас. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Воспитывающие задачи: Воспитывать чувства сопереживания, сострадания. Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность). Материал: большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.

Ход Воспитатель показывает детям песок: - Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.) - Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры: - песок в рот не берём; - не трём глаза грязными руками; - песком не обсыпаемся. Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками. - Какого цвета песок? (Коричневого). Воспитатель: мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей). Воспитатель: Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит?! Алло... (разговаривает с куклой Катей) Кукла Катя сказала, что у нее сегодня день рождения и, что к ней должны прийти гости, но гостей много и она одна не успеет приготовить на всех угощение. Давайте, поможем ей? Но прежде, чем приступить к работе, давайте рассмотрим наш песок и подумаем, что можно из него приготовить. (ответы детей) Опыт 1 «Сухой песок сыпучий» Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Дети рассматривают песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Предложить детям пересыпать песок из одной ладошки в другую. Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза). Воспитатель: Давайте поиграем, становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. присаживаются на корточки). Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

Опыт 2 «Мокрый песок» Цель . Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Воспитатель: Ну а теперь пора приступать к работе, скоро гости придут, а у нас угощение не готово. У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. Получились куличики (Ответы детей) Почему не получились? (Песок сухой) Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей) Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей) Давайте проверим. Воспитатель с помощью 1-2 детей поливает песок из лейки. Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый) Правильно, этот песок сырой, мокрый. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой? (Показать детям). Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся кукле Кате и ее друзьям! А что еще можно испечь для гостей? Пирожки: дети сгребают песок в горсть, прихлопывают ладошками, приговаривают вместе с педагогом: «я пеку, пеку, пеку, всем гостям по пирожку! » Воспитатель: «Ай, да чудо пирожок, так и просится в роток!» Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей) Конечно, же на день рождения нужно приходить с подарками. Будим делать подарок для Катюши?

Опыт 3 «Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материал : песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.

Воспитатель: Можно ли сухим песком рисовать? На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Воспитатель: А теперь отправляемся в дорогу(под песню из мультфильма « подарок для слона») (детей встречает кукла Катя, с угощением) Дети поздравляют ее с днем рождения, дарят подарки. Кукла Катя приглашает ребят танцевать.

Итог: Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о песке. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают. - Мы узнали, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики). - Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики). Молодцы, ребята!

Ольга Смолина
Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника»

Педагогический опыта по теме : «Кинетический песок- как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника »

Срок работы по данному направлению 6 месяцев.

Опыт моей работы называется : «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника ».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир , поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам .

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка . Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает . Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается , её необходимо развивать .

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которых называют «трудные» . К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Работая с такими детьми , педагогу необходимо приложить массу усилий и изобретательности для того, чтобы заинтересовать и организовать их. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания . Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит …Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов . А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка .

В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком . Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок , но как только берёшь его в руки - проявляются его необычные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для лепки вязкость, он пластичен – с одной стороны, с другой – "текуч". До него дотрагиваешься, песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Может использоваться как расслабляющее средство . С кинетическим песком можно работать на любой поверхности. Просыпанный на пол материал не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно. Песок абсолютно безвреден , обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада. Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком .

Для работы я остановила свой выбор на космическом песке. Было приобретено 3комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого комплекта песка имеется надувная песочница . Количество песка, используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения (индивидуально или фронтально, а также от направления работы .

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :

Человеческие персонажи;

-здания : дома, школы, церкви, замки;

-животные : домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;

-машины : сухопутные, водные, космические, боевые;

-растения : деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

-постройки : мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

-естественные предметы : ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;

-символические предметы : источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др. ;

-сказочные герои : злые и добрые;

Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например : релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста .

Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр .

В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и обучения : -создание стимулирующей среды , в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность;

Спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;

Исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;

Максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

Проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -доброжелательное отношение к детям.

Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов воздействия : песочная терапия – способствует самовыражению, даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств; сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными словами показывают детям окружающий мир,поступки людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; игротерапия- является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка.

Создание композиций из кинетического песка предполагает различные способы познания : 1)сравнение по контрасту и подобию (холодный-тёплый, гладкий- шершавый) ; 2)исследовательская деятельность : потрогать,надавить, растереть, рассыпать песок ; 3)рассуждение; 4) обобщение и описание.

Основными задачами являются : 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5. Снижение психоэмоционального напряжения .

Работу с кинетическим песком я начала в 2016 году, когда мы с детьми перешли в среднюю группу . Мы познакомились с кинетическим песком и с игрушкой-посредником . Им оказался житель страны песочных игр Песочный человек . Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок , катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием мяли песок , создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что напоминает? Подбор упражнений на песке :

- «походить» ладошками по песку , оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони , выполняя зигзагообразные и круговые движения;

Создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь) ;

Сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами .

Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка .

Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком сформировались доверительные отношения, стабилизировался эмоциональный фон , и появилась положительная мотивация к новому предмету для изучения. Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим восторгом рассказывали дома о кинетическом песке , поэтому родители проявили искреннюю заинтересованность.

Работа с родителями включила в себя :

привлечение к приобретению атрибутов, изготовлению персонажей для игр с песком;

консультация на стенде «Тайны кинетического песка » ;

индивидуальная консультативная работа .

В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и объединить усилия для развития и воспитания детей .

Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности в работе воспитателя . Поэтому были проведены консультации, индивидуальные беседы.

Таким образом, опыт работы показал , что кинетический песок является тем эффективным средством , который позволяет :

1) сформировать доверительные, партнерские отношения;

2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка

3) дольше сохранять работоспособность ребенка ;

4) формировать коммуникативные навыки;

5) развивать тактильно- кинестетическую чувствительность и мелкую моторику;

6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка. В заключении, следует отметить, что применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника . Его использование, скорее всего, выступает в качестве вспомогательного средства , но позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон .

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог, когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.

Актуальность:Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной
познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной
форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с
одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает
овладевать основополагающими культурными формами упорядочения
опыта: причинно-следственными, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные представления в
целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по
изучению свойств песка развивают мыслительные операции,
стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают
наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные
решения, создают творческую личность.

Цель:

Познакомить детей с песком как с
природным компонентом и его составом,
дать представления о свойствах песка.

Программные задачи:

Обучающая:
Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой
природы;
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия,
совершенствование таких жизненно важных психических
процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями
в познании окружающего мира.
Через игры и опыты научить детей определять физические
свойства песка.
Развивающая:
Развивать самостоятельные умозаключения по результатам
обследования.
Воспитательная:
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во
время его общения с природой.

Основные характеристики детского экспериментирования:

Слово
«эксперимент»
происходит
от
греческого
слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт».
Детское экспериментирование является особой формой
поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения и развития
новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития
дошкольников.
Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная).
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется
собственная активность детей, направлено на получение:
Новые сведения, новые знания (познавательная форма);
На получение продуктов творчества (продуктивная форма).

Структура детского экспериментирования

ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми
объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания
окружающего мира.
ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие
мыслительных
операций; 3. освоение методов познания; 4.
развитие причинно-следственных связей и отношений.
СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах.
МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес.
СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия.
ФОРМЫ:
элементарно-поисковая
деятельность,
опыты,
эксперименты.
УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий,
использование проблемных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской
работы, новые знания и умения.

Китайская пословица гласит:

« Расскажи – и я забуду, покажи – и
я запомню, дай попробовать – и я
пойму!»
Усваивается всё прочно и
надолго, когда ребёнок
слышит, видит и
делает сам!!!

Игра с песком
Одно из самых любимых занятий детей. Но игра с
песком - это не простое времяпрепровождение. Это
много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок
сам тянется к песку, и надо только придать этой
тяге творческую составляющую, и из обычного
ковыряния в песке получается образовательный
процесс.
Главное достоинство песочной терапии
заключается в том, что ребенок простым и
интересным способом может построить целый
мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Игровые принадлежности

Мелкие игрушки
Камушки, природный материал
Инструменты (стеки, скалка, молоточки,
пластмассовые ножи, зубочистки и др.)
Оригинальные формочки
Детская посуда

10.

Опытно –
эксперементальная зона:

11.

Опыт №1 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой
бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью
лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек –
песчинок).
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка
нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок,
которые не прилипают друг к другу.

12.

13.

14.

Опыт №2 «Почему при сильном ветре
неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» – лист белой бумаги с
тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы».
Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не
прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при
сильной струе воздуха.

15.

16. Опыт №3 «Что будет если в песок добавим воду»

Материал: «песочница» , стакан с водой, игровые
принадлежности.
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Добавляем воду.
Что происходит и почему?

быстро впитывается, и песок становиться сырым,
липким.
С ним легко играть.

17.

18.

19. Опыт №4 «Окраска песка гуашью в разные цвета»

Материал: «песочница» , вода, гуашь, кисти
Ход эксперимента:
Рассматривание «песочницы». Смешиваем воду с
гуашью.
Что происходит и почему?
Почему изменился песок?
Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она
быстро впитывается, и песок меняет цвет из-за
цветной воды.

20.

21.

Опыт №5 «Смешивание песка с гуашью »
Рассматривание «песочницы».
При смешивание песка с гуашью, песок
становиться влажным, яркого цвета.

22.

Опыт № 6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с цветным песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из песка.
Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка
после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно
лепить, но после высыхания он
рассыпается.

23.

24.

25. Пескотерапия в нашей группе:

Игры с песком как средство
развития ребенка:
Игры с цветным песком
Рисование песком
Игры с кинетическим песком

26. Игры с цветным песком

27.

28. Рисование песком

Итог:
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на
вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).
Ребята, мы с вами настоящие исследователи. А кто такие исследователи?
(Исследуют, делают опыты).
- Что мы с вами исследовали? (песок).
- Что же было объектом нашего исследования? (песок).
- Давайте еще раз вспомним, с какими свойствами песка мы сегодня
познакомились.
Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Вода быстро впитывается в песок.
Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Мокрый песок принимает любую форму.

35. «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский

«Люди, научившиеся… наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном
уровне в сравнении с теми, кто такой
школы не прошёл.»
К.Е.Тимирязев
Спасибо за внимание к
экспериментальной деятельности!
Творческих успехов!

Задачи:

  • учить формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения;
  • развивать мышление, речь, любознательность, творческое воображение, сенсорно-перцептивную сферу;
  • способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности;
  • воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.

Оборудование и материал: большой красивый яркий ящик с песком; бусины; бумажные цветы; куличики из цементной смеси; пластмассовые стаканчики и ложечки; камушки; резинка; ёмкости с песком и водой; воронки; бумажные трубочки; карандаши; палочка; лупы; формочки для игр с песком; подносы; игрушки: утёнок, машинка, шарик.

Предварительная работа: изготовление бумажных трубочек, лепка куличика с добавлением цемента; разучивание стихотворения; чтение сказки о песчинках-художницах.

Ход занятия

Воспитатель (В.) Доброе утро, ребята, я рада всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга тихо, так, словно капает дождик.

Дети шёпотом приветствуют друг друга.

В. Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с удивительной сказочной страной, которая находится далеко-далеко в песках. Встретиться с волшебством этой страны могут только те дети, которые стремятся к новым знаниям, любят играть, фантазировать. Я думаю, что вы как раз такие. Согласны? Тогда давайте закроем глаза и все вместе произнесём: «1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в волшебной песчаной стране очутись!».

Дети открывают глаза, перед ними большой красивый ящик с песком.

В. Давайте рассмотрим песок поближе. Я предлагаю каждому из вас взять увеличительное стекло (лупу) и сесть за стол. Перед вами тарелочка с песком.

Дети рассматривают.

В. Скажите, пожалуйста, на что похожи песчинки? (Ответы детей.)

Ребята, как вы думаете, что тяжелее - камушки или песок? Как проверить?

Опыт 1.

Дети берут два стакана с водой. В первый высыпают из ложки камушки, во второй - песок. Камушки опускаются на дно стакана быстрее, чем песок.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок легче камней.

В. А теперь давайте опять подойдём к песочнице. В ней я спрятала предмет. Кто может ответить, что я спрятала в песок? (Предположения детей.)

Можно спрятать всё в песок,

А потом идти искать,

1, 2, 3 - бери совок.

Постарайся угадать:

Где утёнок, где машинка,

Шарик, палочка, резинка?

Ты копай, копай, копай,

Все находки доставай!

Опыт 2.

Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы.

Вывод: песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики».

В. Ребята, вы любите играть с песком, лепить куличики из песка? (Ответы детей.)

Дети пробуют лепить куличики из сухого песка. Они рассыпаются.

Вывод: сухой песок не лепится.

В. Попробуйте полить песок водой.

Опыт 3.

Дети насыпают песок в ёмкость и поливают его водой. Вода быстро исчезает.

В. Какой можно сделать вывод?

Вывод: песок впитывает воду.

Опыт 4.

Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

Опыт 5.

Воспитатель добавляет в мокрый песок немного цемента и воды и лепит куличик, объясняя детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

Опыт 6.

Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.

В. Какой вывод можно сделать?

Вывод: песок не растворяется в воде.

Физкульминутка.

Мы в песочнице играли,

Там лопатками копали,

Грабельками разгребали

И ладошками ровняли.

Пальчиками рисовали

И следы там оставляли.

Веселей играть с песком,

Если вместе ты с дружком

(кружатся в парах).

В. Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы наблюдали за жучками, ползающими в песке. Как вы думаете, почему таких маленьких насекомых не раздавил песок? (Предположения детей.)

Я предлагаю провести опыт и узнать, почему так получается.

Опыт 7.

Дети вставляют в бумажную трубочку карандаш, затем засыпают трубочку песком, оставляя снаружи кончик. Осторожно вытаскивают карандаш, трубочка, хоть и тонкая, остаётся целой, песок её не сдавил.

Вывод: песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

В. Как вы думаете, ребята, песок сам может двигаться? (Предположения детей.) Давайте проверим.

Опыт 8.

Дети берут воронку, насыпают через неё песок в одно и то же место, постепенно образуя конус. Замечают, что то в одном, то в другом месте возникают «сплывы».

В. Ребята, как вы думаете, можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Ответы детей.)

Я предлагаю вам собраться вокруг нашей Песочной страны (песочницы).

Воспитатель вместе с детьми выкладывают на песке из больших бусин вазу.

Рефлексия.

В. Ребята, мне кажется, что в этой вазе чего-то не хватает. Как вы думаете, чего? Я предлагаю подарить Песочной стране частичку нашей дружбы.

Дети берут цветок, вставляют его в вазу, говоря при этом, что нового и интересного они узнали, побывав в Песочной стране.

В. В чём вы теперь уверены? Какие новые вопросы у вас появились?

И. Дмитриева