Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Задачи по образовательным областям:
Познание.
- Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
- Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
- Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Социально-коммуникативная
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Методы и приемы:
- Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
- Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
- Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений» , «Как загрязняется окружающая среда» .
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка
Игровая: игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.
Ход образовательной деятельности:
(сидят на стульчиках полукругом или за столами)
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей) . Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)
- Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)
Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.
Показывается лабораторное оборудование.
Сейчас мы с вами побудем учеными.
Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?
Дети: Нет.
Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)
А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?
Дети: Можно его поймать с помощью пакета.
1эксперимент: (с пакетом)
Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой) . А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)
Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?
Дети: Варианты ответов.
Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)
Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?
Дети: Он пустой.
2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду)
Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)
Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?
Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)
Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде.
Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)
Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?
Дети: Воздух.
Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.
3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой) .
Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите!
Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.
Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»
Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой» , они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» - останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп» , делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь.
Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух» ? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)
Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?
4 эксперимент: (с веером)
Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?
Дети: (ветерок) .
Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха.
Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)
Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.
Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.
«Сильный ветер» или «Ураган»
Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?
Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.
5 эксперимент:
Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)
Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?
6 эксперимент: «Без дыхания» : дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.
Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.
7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.
Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.
8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.
Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.
Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.
– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?
- Воздух невидимый.
- Он есть всюду.
- Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
- Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
- Воздух можно взвесить.)
Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков, Тверской области
Конспект НОД экспериментирование в подготовительной группе
«Волшебница Вода»
Воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»:
Григорьева Любовь Ивановна
г. Осташков
2017 г.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лед – это тоже вода в твердом состоянии.
4. Прививать бережное отношение к воде.
Воспитательные:
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
2. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Ход экспериментирования:
Организационный момент.
Дети, девиз нашего сегодняшнего занятия такой:
С голубого ручейка
Начинается река.
А занятие начинается – с улыбки.
1 часть.
- А о чем будет сегодня наше занятие, вы узнаете, если отгадаете загадки:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет.
(вода)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….. (воды)
О чем все эти загадки? (о воде)
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о ее Величестве Воде.
Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому, воду надо беречь и охранять.
- Ребята, а давайте поговорим, какие свойства воды мы уже знаем?
1. Вода – это жидкость.
2. Вода не имеет собственной формы.
3. У воды нет вкуса и запаха.)
- Сегодня я на занятие пригласили интересную гостью.
- Дети, встречайте…(Входит Капелька)
Капелька: Здравствуйте, ребята! Я – Капелька!
Я пришла к вам посмотреть и послушать, что вы обо мне знаете? Кого я могу напоить?
- Ребята, давайте расскажем Капельке, кому нужна вода.
Я предлагаю поиграть в игру: «Кому нужна вода?»
- Ребята, а давайте вспомним, для чего человеку нужна вода?
Игра: « Вода в жизни человека».
2 часть.
- Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас снова пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас превратимся в волшебников и продолжим наши опыты с водой.
(Присаживаемся за столы.)
1 опыт.
- Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (сахарный песок в воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка. Растворился речной песок в воде или нет? (Речной песок в воде не растворился.)
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым свойством воды мы познакомились? (Вода одни вещества растворяет, другие не растворяет)
- Правильно, дети! В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
2 опыт.
- Дети, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда)
- Что вы почувствовали? (Холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашей руке?
(чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять.
Лед превращается в воду)
- Так что же такое лед? (Лед – это вода в твердом состоянии)
- В каком состоянии может быть вода? (Вода может быть вжидком и твердом состоянии)
- Возьмите салфеточки и протрите руки.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Хорошо- плохо»
Игра «Хорошо – плохо»
- Встаем в круг. Я вам буду кидать мячик и задавать вопрос:
«Вода – это хорошо. Почему?» или «Вода – это плохо. Почему?»
3 опыт.
- А теперь давайте продолжим наши опыты с водой.
- Подвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден).
- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная).
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?(Вода прозрачная, бесцветная)
- Ребята, как вы думаете, вода может поменять свой цвет. Давайте попробуем.
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? (да)
- Какого цвета стала вода у ……..?
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой цвет).
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее варенье. Попробуйте это сделать дома.
- Капелька, что это у тебя?
Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила с собой воды напиться, вот она.
- Ребята, а нам можно пить такую воду пить?(НЕЛЬЗЯ)
Да, нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.
Капелька: Что же мне делать? Может вы мне посоветуете?
- Ребята, поможем Капельке очиститься?
= А вы знаете, это можно сделать с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.
- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в баночку с фильтром.
- Что мы видим? (вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? (Вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)
- Я вам показала самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоемы.
- Дети, с какими новыми свойствами воды мы сегодня с вами познакомились?
(Вода может растворять одни вещества, а другие нет.
Вода прозрачная.
Вода может менять свой цвет.
Вода может быть в жидком и твердом состоянии.
Воду можно очистить с помощью фильтра.)
Капелька: Спасибо вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. А на память я вам дарю своих подружек – капелек. Дружите с ними и берегите их.
- Спасибо, тебе Капелька! До свидания!
- Ребята, а закончить наше занятие я хочу следующими словами:
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе
" Волшебница вода "
Воспитатель: Калиничева Анастасия Алексеевна
МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»
Цель: развивать исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы. З акрепить знания детей о значении воды в жизни человека, Дать детям почувствовать радость открытий, воспитывать любознательность и умение работать парами.
Ход занятия:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. А работают тут ученые и их помощники лаборанты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём несколько экспериментов.
А вот над чем мы будем ставить опыты и эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что такое вода? (ответы детей). Где можно найти воду? Ребята давайте мы с вами посмотрим на глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Правильно это макет нашей планеты. Посмотрите на него и скажите какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? (ответы детей). А что означает голубой цвет на нем? (ответы детей). А какого цвета больше всего на глобусе? (ответы детей). Наша планета на 80% состоит из воды, а суша занимает всего 20% всей территории. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2.Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Не брызгайся водой.
4. Ничего не бери в рот.
5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
6. Содержи рабочее место в чистоте.
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста а вода у нас какая?
(ответы детей).
А мне сегодня один ученый сказал, что вода густая. Это правда?
(ответы детей). А какая? (ответы детей). Ж
идкостью называют вещество, которое обладает подвижностью и текучестью. Давайте мы с вами докажем, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Что происходит?
(ответы детей).
Значит, какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. У воды есть вкус?
(ответы детей).
Значит вода, какая? (безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды?
(ответы детей).
Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Теперь сделаем вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Скажите ребята а вода всегда только жидкая?
(ответы детей).
Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это тоже вода? Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода, когда замерзает, становится твердой.
Воспитатель: А еще вода бывает в газообразном состоянии. Кто знает как это? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим на наш термос. В нем налита горячая вода. Давайте нальем ее в кружку. Смотрите что появилось над кружкой? (ответы детей. А что такое пар? (ответы детей). Давайте мы с вами накроем кружку крышкой, и немного подождем. Что появилось на крышке? (капельки воды). Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей). Где мы в жизни можем встретить пар? (ответы детей)
А теперь мы немного разомнемся. Выходим в центр группы и встаем в круг
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс (круги двумя руками вперёд),
Одной, другой - это кроль (круги руками поочерёдно),
Вот поплавали мы с вами,
Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.
Воспитатель:
Я знаю еще один очень интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плавали? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А кто из вас плавал в море? А вы знаете что в море очень легко плавать. А кто знает почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает.
Какой вывод можно сделать: в соленой воде плавать легче, вода с солью выталкивает на поверхность.
Ребята скажите, а любую воду может пить человек? (ответы детей). Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. В этом стаканчике находится грязная вода. Скажите, мы можем сделать так чтобы вода стала чистой?
(ответы детей). А как? (ответы детей). Что используют для очистки воды? (фильтр).Сейчас мы с вами попробуем очистить воду от грязи. Пододвинте к себе пустой стаканчик и стаканчик с грязной водой. На пустой стаканчик положите промокашку. С ее помощью мы попробуем очистить воду. И потихонечку перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что стала с водой?
(ответы детей). Наша вода прошла через наш фильтр а вся грязь осталась на фильтре. Какой вывод можно сделать? Грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как можно охранять воду? (вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).
А сейчас я хочу вручить моим маленьким лаборантам памятные медали.
Впереди нас ждут много новых открытий , поэтому до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.
Цель: дать представления о свойствах ветра.
Задачи:
Развивать речь детей, активизировать их словарь;
Формировать представления о ветре и его свойстве,
Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Предварительная работа:
Наблюдение за ветром на прогулке;
Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;
Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
П. /и «Раздувайся пузырь»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.
Содержание НОД
Организационный момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу
Круг мы сделаем большой,
Встанем в круг мы всей гурьбой.
Мы покружимся немножко
И подумаем на ладошки
Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).
Дети: Шумит ветер.
Воспитатель: Видел я, как ветерок
К нам летел на огонек!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).
Дети присаживаются на стульчики.
Основная часть. Беседа.
Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.
(Дети рассматривают слайды).
Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.
Воспитатель: И так сказка начинается.
Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.
(Дети дуют в свистульки).
Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.
(Дети шуршат мятой бумагой).
Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.
(Дети дуют в маленькие бутылочки).
Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.
(Дети дуют в большие бутылки).
Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.
(Дети ударяют по барабану).
Он так резвился весь день, шумел и выл.
(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).
Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.
(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).
Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?
Дети: Как дует ветерок.
Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.
Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.
Дети делают веера.
Воспитатель: Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.
Дети раздают гостям веера.
Воспитатель: А где можно встретить ветер?
Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?
Дети: С помощью вентилятора и фена.
Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам.
Воспитатель: Вы что-то чувствуете?
Дети: Мы почувствовали ветерок.
Воспитатель: Расскажите, какой он?
Дети: Когда мы стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул тёплый ветер.
Игра с вертушкой.
Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?
Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.
Дети делают вертушки.
Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?
Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.
Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!
Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?
Дети: Ветер невидим.
Воспитатель: А сейчас мы его увидим.
Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.
Дети дуют на пёрышки, они улетают.
Опыт «Тёплый - прохладный»
Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?
Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.
Дети выполняют.
Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?
Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.
Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.
Дети дуют на ладошки.
Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?
Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.
Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.
Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.
Физкультминутка:
Мы снежинки белые,
На крышах мы сидим.
Дунет ветер – полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.
(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).
Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.
(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).
Опыт «Угадай какой запах? »
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.
Дети вдыхают ветер ртом.
Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?
Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.
Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?
Дети: Ветер ничем не пахнет.
Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?
Дети: Запах апельсина.
Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.
А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
Выдох-вдох, выдох-вдох.
Чудо-ветер – ох-ох-ох!
Очень весело играем –
Нюхать ветер начинаем.
Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?
Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?
Дети: На ощупь они твёрдые.
Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.
Дети пытаются взять ветер.
Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.
Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.
Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: На экране пустыня.
Воспитатель: На что похож песок в пустыне?
Дети: На волны в море.
Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?
Дети: Это сделал ветер.
Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.
(Дети выполняют опыт).
Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.
Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?
Презентация работа ветра.
Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.
А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.
Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.
Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?
Дети: Ветер бывает очень сильным.
Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился.
Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).
Воспитатель: Хотите изобразить ветер?
Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».
Ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;
Ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;
Ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.
(движения выполняются под музыку)
Рефлексия. Итог занятия.
Воспитатель: Ветер можно чувствовать?
Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.
Дети: На улице.
Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. ______________________________________________________
Литература. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.
И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»
1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение.
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение действовать по правилам
2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
Образовательная область «Безопасность»
1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать умение самостоятельно выполнять физические упражнения.
Оборудование: зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, металлические предметы (ложки), деревянные ложки, пластилин, стеки, салфетки.
Ход:
— Ребята, вы говорили, что хотите отправиться в путешествие. А я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье. Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? Тогда
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем.
Покачаем – 1,2,3.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются — путешествие начинается
(дети стоят в кругу, держась за руки, и выполняют движения по тексту)
Совместное открытие нового.
— Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Но злой колдун похитил все зеркала и жители Зазеркалья не могут увидеть своё отражение. Как же нам им помочь? (дети высказываются). Да, можно сделать зеркала. А что для этого нужно? Тогда мы станем исследователями и выясним это. Для начала повторим правила безопасности:
1. Работаем, не толкаясь.
3. Не брать руки в рот.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет он
Зеркалом назвал.
В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Я в зеркале увидел отраженье:
Два ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан,
Два зайчишки били в барабан,
Подскажи скорей,
Сколько было всех зверей?
У крылечка протекала речка
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук-мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось птичек?
Физминутка.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
Ну-ка, повтори!
Со стеклом будь осторожен -
Ведь оно разбиться может.
А разбилось - не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок -
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Пальчиковая гимнастика.
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
Нам прощаться очень жаль,
Но мы верим что потом
В путешествие ещё пойдём!
Рефлексия.
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»
1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение.
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение действовать по правилам
2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
Образовательная область «Безопасность»
1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать умение самостоятельно выполнять физические упражнения.
Оборудование: зеркала, ёмкость с водой, листы цветного картона, кусочки металла, салфетки, стекло, фольга, металлические предметы (ложки), деревянные ложки, пластилин, стеки, салфетки.
— Ребята, вы говорили, что хотите отправиться в путешествие. А я знаю волшебную страну под названием Зазеркалье. Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие? Тогда
Начинаем колдовать,
Двери в Зазеркалье открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы его сперва покрутим,
А потом два раза дунем.
Покачаем – 1,2,3.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются — путешествие начинается
(дети стоят в кругу, держась за руки, и выполняют движения по тексту)
Совместное открытие нового.
— Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Но злой колдун похитил все зеркала и жители Зазеркалья не могут увидеть своё отражение. Как же нам им помочь? (дети высказываются). Да, можно сделать зеркала. А что для этого нужно? Тогда мы станем исследователями и выясним это. Для начала повторим правила безопасности:
1. Работаем, не толкаясь.
2. Грязными руками не трогать глаза.
3. Не брать руки в рот.
№1 опыт «Отражение в воде». На каждом столе банка с водой, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу.
— Давным-давно человек смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы сказали, что свое отражение можно видеть в воде рек и озер. У вас на столе вода. Посмотрите на воду. Мы видим свое отражение? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.
— А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли увидеть свое отражение?
Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.
— А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя не видим. Так было людям неудобно, потому что хорошая погода бывает не каждый день!
№2 опыт «Отражение в металле».
И поэтому однажды человек нашел кусок метала.
Долго он полировал металл,
Сам себя там увидал.
И предмет он
Зеркалом назвал.
— Люди брали кусок железа и долго-долго терли его мягкой тряпкой — полировали его.
Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит. Показать, как полируют металл. Сравнить с отполированной поверхностью.
Игра «Найди металлический предмет и заметь своё отражение в нём». Дети находят металлические ложки, смотрятся в них и находят своё отражение.
— Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть своё отражение. Так как можно найти своё отражение с помощью металла?
В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Сколько было всех зверей? (10)
Я в зеркале увидел отраженье:
Два ёжика жевали печенье,
Две мартышки бросали банан,
Два зайчишки били в барабан,
Подскажи скорей,
Сколько было всех зверей?
У крылечка протекала речка
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук-мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пёс и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось птичек?
— Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.
Физминутка.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
Ну-ка, повтори!
(под музыку показываю движения – дети отображают их).
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
№3 опыт «Изготовление зеркала».
— Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой) После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений
— Давайте сейчас мы попробуем сделать зеркало. Вспомним правила работы со стеклом:
Со стеклом будь осторожен -
Ведь оно разбиться может.
А разбилось - не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок -
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение? Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Накладываем фольгу на стекло.
— Вот мы и придумали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?
— Ребята, мне кажется, что наши зеркала недостаточно яркие. Что можно сделать? (Украсить). И я предлагаю вам украсить их так, как вам хочется, с помощью пластилина.
Пальчиковая гимнастика.
— Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,
Мы три раза топнем, 1, 2, 3,
Обернёмся раз, два, три,
В детский сад скорей беги!
— Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями. А ещё нам помогали дружба и выполнение всех правил!
Нам прощаться очень жаль,
Но мы верим что потом
В путешествие ещё пойдём!
Рефлексия.
— Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 15th Декабрь, 2015
Вы находитесь: