Конспект ООД на тему «Мастерим сами: кукла на ложке» с детьми старшей группы. Народная тряпичная кукла на ложке Кукла из деревянной ложки своими руками

Тряпичная кукла на ложке - это прежде всего кукла игровая. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка. Такие куклы были распространены на севере России, в Архангельской губернии. Но, как и почти любые предметы и занятия наших предков, кукла несла и мистическую, охранную функцию. И определяла «характер» этой тряпичной куклы ложка. Ведь это не просто приспособление для еды – это символ достатка и сытости. Маленькие серебряные ложки дарили на свадьбу. А серебряную ложечку ребенку «на зубок» (то есть, когда прорежется первый зуб) и сегодня еще иногда дарят. Тряпичная кукла на ложке – кормилица, хозяйка дома. Об этом и ее головной убор рассказывает. Он состоит из повойника и платка, который повязывают сверху – так традиционно одевались взрослые замужние женщины.

Такую народную тряпичную куклу на ложке вы можете сделать для вашего малыша. И сами дети справятся с этой работой лет с семи-восьми. Мы предлагаем вам на выбор два варианта такой тряпичной куклы. Первый выполнен аутентично, без швов и иголок, как и полагается. А вторая кукла – более декоративна. Но при ее изготовлении используется нашитая тесьма, кружева, ленты.

Как сделать куклу на ложке – архангельская народная кукла.

1. Делаем голову для куклы. В центр квадратного лоскута (25х25см) кладем ветошь или синтепон. Завязываем ниткой — формируя шарик.

Вкладываем получившийся шарик в углубление в деревянной ложке, кончики распределяем вдоль ручки ложки.

Сверху на ложку накладываем еще один квадратный лоскут ткани (25х25см) телесного или белого цвета. Завязываем красной ниткой (мулине 6 сложений) над ручкой ложке. Постарайтесь ткань распределить так, чтобы на лице куклы было поменьше складочек.

2. Сарафан делаем из прямоугольного кусочка цветной ткани (30х18см). Верх ткани собираем складочками, аккуратно распределяем по горловине выворотным способом как можно ближе к основанию ложки и завязываем ниткой.

3. Делаем грудь кукле на ложке. На прямоугольный кусок ткани (25х10см) кладем по центру немного синтепона и сворачиваем длинные края к центру.

Ткань с синтепоном повязываем на ложку в районе груди. Можно сделать со спинки узел, а можно концы тряпочки связать ниткой.

Обвязываем грудь куклы ниткой. Нитку перебрасываем с лицевой стороны по шее назад, там перекрещиваем, далее ведем через грудь крест накрест и туго завязываем сзади.

Поправляем нитки, чтобы грудь получилась выпуклая.

4. Повязываем на голову повойник и платок (прямоугольный треугольник с катетами 25см). Платок завязываем сзади.

5. Под грудь кукле на ложке завязываем фартук (6х12см). Через тесемку или нитку перекидываем край фартука. Прикладываем его к кукле, нитки перебрасываем со спины и завязываем спереди.

Народная тряпичная кукла готова.

Декоративный вариант куклы на ложке.

1. Голову куклы делаем так же, как и в предыдущем варианте.

2. Делаем кукле ручки. Два прямоугольных лоскута ткани (по 12х8см) подворачиваем по узкой стороне и сворачиваем к центру по длинной стороне.

Края ручек связываем ниткой, формируя ладошки.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 000 «Цветик-семицветик»

(МБДОУ д/с № 000)

Конспект ООД

на тему «Мастерим сами: кукла на ложке»

с детьми старшей группы

Подготовил и провел воспитатель

Цель: Научить детей работать с бросовым материалом: превращать обычные вещи в веселые образы.

Задачи: рассказать детям об истории ложки, объяснить значение фразеологического оборота – «бить баклуши», познакомить детей с новым видом кукольного театра – театром ложек, обучать изготовлению кукол для театра ложек, развивать диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей, способность передавать повадки, голоса животных, прививать интерес к театру ложек, развивать мелкую моторику пальцев рук, способствовать развитию воображения, фантазии.

Оборудование: Ширма в виде теремка, ложки разной формы, размера, материала: деревянные (без росписи, с хохломской росписью), ложка одноразовая, пластмассовая, белый альбомный лист, кусочки материала для изготовления одежды, нитки вязальные для изготовления волос, глазки покупные, кусочек красной цветной бумаги для ротика, клей и ножницы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку и, отгадав её вы поймёте, о чём сегодня у нас пойдёт речь - Сама не ем, а людей кормлю.

Ответы детей: (Ложка.)

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать об истории ложки. В старину «бить баклуши» – означало разбить осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. То есть делать очень несложную работу, отсюда и пошло «Бить баклуши - бездельничать, лодырничать». Хотя в наше время такая работа многим окажется не по силам. Деревянные ложки делали из баклуши, вырезая форму чаши с ручкой, называли такую ложку - баклуша.

Какие ложки вы знаете? (Чайная, десертная, столовая и т. п.)

Из какого материала могут быть изготовлены ложки? (Деревянные, металлические, пластмассовые.)

Для чего ложки нужны людям? (Для еды, для музыкальных игр.)

Как ещё используют ложки?

В старину семьи были большие. Пока матушка накрывала на стол, дети стучали ложками по столу. Стали замечать, что получается музыка, потом люди стали использовать ложки как музыкальный инструмент и даже были и есть ансамбли ложечников.

Посмотрите, какие ещё бывают ложки (показывает расписанные ложки), эти ложки используют как сувениры и музыкальный инструмент.

Воспитатель показывает волшебную шкатулку, в которой лежат куклы из ложек и материал для работы.

Воспитатель: Что это? Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из ложек.)

Для чего нам нужны такие куклы? (Чтобы показывать театр.)

Ребята, посмотрите, как можно из простой ложки сделать куклу.

Показ воспитателя, изготовление кукол детьми.

Воспитатель: начнем нашу работу с изготовления туловища. Сначала мы вырезаем полукруг из альбомного листа, затем его сворачиваем конусом и склеиваем края. Верхнюю часть немного отрезаем, оставляя небольшое отверстие для ложки. Это будет туловище для кукол. Затем выбираем разные лоскутки, комбинируем их и наклеиваем на наш белый конус, т. е. "одеваем кукол".

Приступим к изготовлению волос. Наматываем на пальцы несколько витков ниток, серединку связываем и начинаем придумывать прическу. Если у вас кукла - девочка, то волосики можно не подстригать, а только расправить, чтобы было попышнее. А, если вы решили изготовить мальчика или дедушку, то нужно волосы подстричь, а из остатков сделать усы или бороду. Потом можно оформить лицо: приклеиваем глазки и ротик. Теперь, когда у нас уже подсохла одежда, вставляем ложку в туловище.

Можно сначала сделать прическу и лицо, а потом туловище одевать. Как вам будет удобнее. Вот и куколка готова! Вам понравилось мастерить кукол? Предлагаю поиграть с нашими куклами! Воспитатель приглашает артистов показать кукольный спектакль «Теремок». (Дети вместе с воспитателем показывают спектакль).

Уложив ребёночка, мама, у него на глазах, делает куклу, с которой он засыпает. Утром одежду с куклы снимают и ложка используется по своему назначению.

1 Для куклы понадобятся: ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник (здесь только с целью закрепления и оформления головы), двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см, нитки, косынка по диагонали 40-45 см.

2 Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

3 Белый лоскут с одной стороны подворачиваем сбоку внутрь, определив длину руки примерно 10 см.

4 Складываем по принципу лифта несколько раз с обеих сторон к центру и обозначаем ладонь красной ниткой.

5 Привязываем руки к ручке ложки ладошками вверх.

6 Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

7 Опускаем юбку.

8 Надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан.

Кукла готова.
Очень важно, чтобы ребёнок сам дал кукле имя.
Важно, чтобы ребёнок помогал выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял и т.д. вплоть до самостоятельного изготовления, особенно старшим ребёнком для младшего. Не забывайте благодарить малыша за помощь!
Обязательно интересуйтесь, как ребёнок играет с куклой, задавайте вопросы, хвалите за фантазию, за заботу и ласковое обращение с куклой.
В такой игре у ребёнка развиваются: коммуникативные способности, инициативность в постановке задачи (одеть куклу, сделать ей посуду и пр.), воля как способность удерживать образ внутри себя и заверщать поставленную задачу, рукоделие, ролевая игра и очень важная игра с предметами-заместителями (любой подручный материал и предметы) и т.д. Разучивайте с ребёнком для куклы колыбельные песенки.
Предвижу вопросы про оформление лица. Так как кукла игровая, лицо оформлять можно, но вряд ли надо. Ребёнок часто будет убаюкивать куколку, а открытые глаза будут вызывать противоречие, кроме того, ребёнок через куклу проживает разные эмоции и настроения, а штамп в оформленном лице будет больше мешать, чем способствовать такой глубокой внутренней связи.

Вера Амехина

Цель: формировать умение конструировать поделку из подручного материала.

Задачи:

Развивать интерес к изготовлению поделки своими руками;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость;

Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы;

Развивать творческое воображение, умение передавать выразительность образа.

Назначение: для театрализованной игры в группе, можно использовать в качестве подарка.

Материалы и инструменты:

1. Одноразовая ложка

2. Резинки для детского творчества

3. Бумага цветная

4. Полоски белой бумаги

6. Ножницы

7. Клей-карандаш

8. Фломастеры

Кукла – самая распространенная в мире игрушка. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» – гласит народная поговорка. Для ребенка кукла – это не только забава, это и первый учитель и врачеватель.

Из каких только материалов не делают кукол!

Я приглашаю всех желающих на мастер-класс по изготовлению кукол «на скорую руку» из одноразовых ложек. Эти куклы очень просты в изготовлении. С ними удобно играть – удобно держать за ручку.

Я делала таких кукол со своими ребятами из подготовительной к школе группы в ходе НОД. Их по-настоящему увлек процесс изготовления, а результат привел в восторг! Ведь куклы получились у всех такие разные и у каждого по-своему красивые.

Квадратный лист цветной бумаги (15*15 см) свернем вчетверо. Свободный угол скруглим, плавно (а можно и фигурно) обрезав ножницами.


Получившийся сегмент сложим еще вчетверо и сожмем часть, расположенную вверху угла. Делаем это для того, чтобы «размягчить» жесткий лист бумаги. Хорошо, если есть гофрированная бумага.


Срежем верхний угол совсем чуть-чуть (3 мм). Или развернем заготовку и проткнем в центре ложечкой. На ложку предварительно наденем 2 резинки.

Проденем ложку в получившееся отверстие, прижмем верхнюю часть «юбочки».

Юбочка уже держится, благодаря нижней резинки.

Натянем верхнюю резиночку на прижатую часть юбочки.

При желании кукле можно сделать длинное платье, прикрепив нижней резинкой еще одну юбочку любого цвета.

Одежду кукол удобно прикреплять резиночками для детского творчества. Тогда ее легко можно заменить на другую.

Теперь из сложенных вдвое узких полосок белой бумаги вырежем кукле ручки. И приклеим их к юбочке.


Прическу сделаем, хорошо распушив кусочек ваты.

Осталось нарисовать лицо при помощи фломастеров. Куколка готова.

А вот и подружка заглянула в гости. «Давай поиграем!»


Дома с дочкой сделали такую куколку, взяв вместо листа бумаги кусочек ткани того же размера. Вместо ваты для волос нашлось пушистое перышко. Глазки – пайетки, нос и рот – элементы мелкого конструктора.

Ручки скрутили из мягкой проволоки.


Для украшения можно использовать все, что угодно – кружева, ленты, бусинки.

Одежда куколки может быть изготовлена из бумаги различного вида, из салфеток, сетки, полиэтиленовых мешков, из ткани, из фантиков от конфет. Крепление при помощи резиночек позволяет легко менять одежду. Для прически также можно использовать любой, подходящий по вашему мнению материал (пряжа, нитки, вата, ткань, бумага, полиэтиленовые пакеты, стружка от карандашей, природные материалы и т. д.).

Простор для фантазии при изготовлении таких кукол из подручного материала – неограниченный! И материалов «под рукой» – видимо-невидимо!

Желаю приятного творчества!

Публикации по теме:

Здравствуйте гости моей странички. Предлагаю Вашему вниманию цветы из одноразовых стаканчиков, сделать их очень просто Подбираем разноцветные.

В режимных моментах старшим детям можно предложить самим изготовить кукол для игр. Для этого надо заготовить одноразовые ложки, кусочки.

Мастер класс-фоторамка Иногда хочется не просто фоторамку, а что-нибудь оригинальное. Я предлагаю вам творчество моих детей, которые очень.

Цель: Воспитание творчески активной личности. Желание нести людям добро, любовь и радость. Задачи: - обучать приёмам работы с пластиковыми.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию поделки из бросового материала, при помощи которых можно украсить участок детского.

Ольга Степанова

О происхождении слова кукла до сих пор спорят учёные и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «сuculla» , либо произошло от древнегреческого корня «кук» . Исходное слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте» .

В играх с куклами у детей развиваются : коммуникативные, творческие способности, мелкая моторика, умение доводить начатое дело до конца. Иногда для какой-либо игры, инсценировки не получается подобрать нужную куклу и тогда ее можно сделать из предметов заместителей. А если кукла сделана своими руками? Интерес к куклам и их изготовлению возрастает в разы . Из каких материалов их только не делают!

Я приглашаю всех желающих на мастер - класс по изготовлению кукол «на скорую руку » из ложки и салфетки . Эти куклы делаются очень быстро, они просты в изготовлении .

Для изготовления кукол необходимо приготовить : ложки (пластиковые или деревянные) любых размеров,

красивые бумажные салфетки ,


нитки для вязания, фломастеры или маркеры , клей ПВА и момент, ленточки или тесьму для украшения.


Итак, приступаем. Сначала мы нарисуем лицо на ложке маркером или фломастером .


Выкладываем ложку с нарисованным лицом на салфетку , сложенную пополам.


Переворачиваем ложку обратной стороной и склеиваем концы салфетки


Собираем красиво салфетку у основания ложки и завязываем бантиком, нитками.


Приступаем к прическе. Ее мы сделаем из распущенных ниток– получатся кудри. Отмеряем нитки желаемой длины и пышности прически, перевязываем их такой же ниткой пополам и приклеиваем по краю ложки .


Можно заплести косички


Можно волосы приклеить и с обратной стороны ложки , у куклы – стрижка.


Можно завязать платочек (приклеить по краю ложки сложенный из салфетки треугольник )

Кукла готова.


Такие куклы мы делаем вместе с детьми на НОД, в свободное время. Детям нравится процесс изготовления - ведь красивые и забавные куклы получаются быстро и у всех разные! А какие интересные игры они придумывают со своим творением!



Хорошо использовать куклы на ложках на НОД при знакомстве детей с эмоциями, мимикой.


На пластиковых ложках можно изменить мимику, достаточно ее лицо протереть спиртом или жидкостью для снятия лака и нарисовать новое выражение лица…



Спасибо за внимание. Всем удачи и творческих побед!