Задержка психического развития и значение своевременной помощи для ее преодоления. Как работает нервная система ребенка? I этап – Грудной

Термин «Задержка психического развития » определяет целый ряд трудностей и проблем, имеющих разные причины, но одну общую характеристику - отставание в развитии эмоциональной и/или познавательной сферы от возрастной нормы. В отличие от стойкого недоразвития (умственной отсталости) речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу, реже это отмечается в дошкольном учреждении. Задержка психического развития ребенка может выражаться в явном несоответствии игровых и познавательных интересов своему возрасту, недостаточной осведомленности малыша и незрелости мышления, неадекватных возрасту эмоциональных реакций (инфантилизм), быстрой пресыщаемости практически любыми интеллектуальными занятиями, в трудностях школьной адаптации и успеваемости.

Рассмотрим варианты задержки психического развития ребенка (по К. С. Лебединской):

Задержка психического развития (ЗПР) конституционального типа

При этой форме отставания в развитии эмоциональная сфера и внешний облик ребенка находятся как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более младшего возраста. Это проявляется в яркости и живости эмоций, преобладании спонтанных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, но быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе у них часто возникают трудности, связанные с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины. В дальнейшем незрелость эмоциональной сферы может привести к затруднениям социальной адаптации, а неблагоприятные условия жизни - способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.

Такая «инфантильная» конституция может быть сформирована в развитии ребенка на первом году жизни как результат перенесенных негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний.

Соматогенная задержка психического развития

При этой форме ЗПР на первый план выступает эмоциональная незрелость ребенка, обусловленная длительным, нередко хроническим заболеванием детского организма, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения (инактивность) тормозит развитие активных форм деятельности, способствуя формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти свойства также усугубляются «щадящим» режимом ограничений и запретов, создаваемых окружающими больному или физически ослабленному ребенку. Болезнь и условия гиперопеки как бы притормаживают эмоциональное развитие ребенка, заставляя его почувствовать себя беспомощным и слабым.

Задержка психического развития психогенного происхождения

Связана с неблагоприятными условиями развития и воспитания детей. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора развитие ребенка может приобрести патологический характер, вызывая отставание, нарушения и отклонения, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере.

Попробуем выделить основные психотравмирующие факторы:
В условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности ребенка с ЗПР по типу психической неустойчивости. Такие дети не умеют тормозить свои эмоции и желания, импульсивны в поведении, у них отсутствует чувства долга и ответственности. За счет этого им очень бывает очень сложно сосредоточиться на занятиях, что приводит к школьной неуспеваемости и, как следствие этого, желание самоутвердиться в другой области (что как правило носит асоциальный и разрушительный характер).

Условия гиперопеки часто приводят к задержке эмоционального развития ребенка, проявляющегося в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию и труду. В дальнейшем это может перерасти в безответственность и неспособность самостоятельно принимать решения. Чрезмерная опека как бы постоянно напоминают ребенку о том, что он маленький, слабый, сам ни на что не способен. Все это значительно тормозит развитие волевых качеств и эмоциональности малыша. Такие дети могут неплохо успевать в школе, если на них оказывается постоянное давление извне, но самостоятельно заниматься, соотнося существующие требования и собственные желания, им бывает очень сложно.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза

В отличие от вышеописанных вариантов ЗПР, при ЗПР церебрально-органического генеза отставание в развитии ребенка затрагивает почти все сферы. Признаки отставания отмечаются уже в раннем развитии, но очевидными становятся в детском саду или при поступлении в школу.
Причинами возникновения ЗПР церебрально-органического типа служат:
патология беременности и родов ребенка, перенесенные в раннем возрасте инфекционные заболевания, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В зависимости от очага и времени повреждения, задержка развития будет иметь различный характер.

Такие проявления как быстрая утомляемость, повышенная чувствительность к интенсивности внешних воздействия, нарушение работоспособности, снижение объема внимания, повышенная возбудимость и быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности, тревожность, страхи и весь комплекс невротических расстройств указывают на заинтересованность в патологическом процессе подкорковых, стволовых и базальных лобных систем.

В случае у развивающегося ребенка дисфункции на корковом уровне страдают познавательные функции: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), пространственные представления, речь и мышление, внимание, память.

Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру задержки психического развития ребенка в виде явлений незрелости познавательных и эмоционально-волевых процессов. При этом варианте ЗПР наблюдается отличный от вышеописанных тип эмоциональной незрелости, так называемый органический инфантилизм. В отличие от психики ребенка более младшего возраста и конституционального инфантилизма, при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, некоторой примитивностью и плоскостью. При явном преобладании игровых интересов над учебными, в играх этих детей отмечается однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

Все вышеописанные формы ЗПР можно разделить на две группы:

1. преобладание эмоциональной незрелости, что часто приводит к отставанию в познавательной сфере;

2. отставание в познавательной сфере, что приводит в дальнейшем к отставанию эмоционального развития

Необходимо отметить, что задержка психического развития в отличие от стойкого недоразвития (умственная отсталость) имеет положительный прогноз при своевременной коррекции эмоциональных и познавательных отклонений.

Почему так важно вовремя приступить к коррекции имеющихся трудностей, какие специалисты могут помочь в определении структуры ЗПР и дальнейшей коррекционно-развивающей работе?

Значение своевременной помощи в преодолении ЗПР

Психическое развитие ребенка тесно связано с развитием мозговых структур, образованием новых внутримозговых ансамблей и систем. Каждая психическая функция (память, внимание, речь и др.) имеет закономерный, наиболее благоприятный период своего становления. Нормальное психическое развитие ребенка зависит от двух основных факторов:

Первое - это нейробиологическая зрелость зон мозга, обеспечивающих ту или иную функцию

Второе - адекватная данному этапу развития ребенка стимуляция и запрос на эту функцию со стороны ближайшего окружения. Исследования и наблюдения ученых указывают на то, что в обедненных неблагоприятных условиях велика вероятность того, что развитие нормального с точки зрения состояния мозговой и нервной системы ребенка, примет неблагоприятный характер. Также верно и следующее: стимулирующее, определенным образом организованное развивающее воздействие может видоизменять мозговую организацию психических процессов и функций, нормализуя развитие.

Почему так важно своевременно обратиться за помощью к специалистам?

Созревание и максимально благоприятное время для развития отдельных функций происходит в определенные периоды развития ребенка.

Так для формирования речи - это период от 1 до 3-5 лет . При нормативном развитие, к 4-5 годам дети уже способны использовать в речи сложные предложения, по разному общаться с более младшими и старшими. К этому возрасту значительно обогащается словарный запас и речь приобретает развернутый характер, ребенок способен вести диалог. А если ребенок не заговорил до 8-9 лет , то шансов на возникновение речи уже почти нет. Это обусловлено тем, что к этому возрасту зоны мозга, обеспечивающие речепроизношение, оканчивают свое развитие.

Развитие памяти характеризуется несколькими показателями: объемом запоминания, прочностью хранения и избирательностью воспроизведения. В возрасте 5-7 лет память «набирает обороты», что происходит за счет формирования межсистемных мозговых связей. К 7-ми годам ребенок способен запомнить 10 слов после 5 предъявлений и 7 слов при отсроченном воспроизведении.

Развитие наглядно действенного мышления (складывание пазлов, собирание моделей и конструкторов) к 6 годам достигает такого уровня, что ребенок может справиться с заданием, соотнося свои действия с картинкой или схемой. Уже к 7-ми годам дети могут справляться с конструктивными заданиями, опираясь на представления, т. е. им необязательно постоянно ориентироваться на образец. К 6-7 годам ребенок обычно уже самостоятельно может строить логические связи между предметами и явлениями и объяснять их (на доступном этому возрасту уровне), выполнять задания на классификацию и сортировку предметов и изображений.

Что касается произвольной регуляции собственной деятельности и поведения, развития самоконтроля , то эти способности формируются лишь к подростковому возрасту, что связано с поздним созреванием передних отделов мозга, отвечающих за эти функции.

Здесь мы не будем детально рассказывать про особенности и этапы развития всех психических функций, а остановимся на том

Какие шаги стоит предпринять, если вы видите, что ваш ребенок отстает в развитие.

Необходимо определить характер и причины отставания, а для этого необходима дифференциальная диагностика наблюдаемых явлений.

Для выявления общих психологических механизмов, лежащих в основе недостаточности познавательной деятельности (нарушения внимания, плохая память, недоразвитие речи, отвлекаемость, недостаточность мышления и др.), наиболее адекватным является нейропсихологическое исследование. Нейропсихолог сможет оценить развитие отдельных психических процессов, выделить сильные и слабые стороны в развитие ребенка, а также определить первичные и вторичные механизмы, по которым осуществляется отставание. Все это поможет определить, в чем основная причина имеющихся трудностей. А знание сильных и слабых сторон позволит специалисту дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию ребенка или же предложить программу коррекционно-развивающих занятий.

В случае, когда ведущим в отстающем развитии является эмоциональная незрелость и инфантилизм, лучше обратиться за консультацией к детскому или семейному психологу. Проведя диагностику и наблюдение за поведением ребенка, психолог предложит рекомендации по воспитанию и занятиям с вашим ребенком.

Необходимо особенно подчеркнуть, что эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от сотрудничества родителей и специалистов, обсуждения динамики развития ребенка, выполнения домашних заданий и рекомендаций .

Условное торможение называют еще приобретенным и индивидуальным или внутренним , так как оно локализовано в пределах данного условного . Условно-рефлекторное торможение является средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Благодаря внутреннему торможению условные рефлексы непрерывно уточняются и совершенствуются. Взаимодействие условного и безусловного торможения обеспечивает гибкость и тонкость . Различают несколько видов условного торможения:

Угасательное торможение , оно возникает после отмены условного , скорость угашения условной связи находится в обратной зависимости от интенсивности условного стимула, силы и биологической значимости . Усиление внутреннего торможения может привести не только к угнетению угашаемого рефлекса, но и всех близких с ним рефлексов.

Угасательное торможение – очень распространенное явление и имеет большое биологическое значение. Нетрудно себе представить состояние животного, у которого сохранялись бы все условные рефлексы, когда-либо образовавшиеся. От устаревших и ненужных условных рефлексов головной мозг освобождается путем их угасания.

Ряд условных рефлексов образуется в результате случайных совпадений индифферентного сигнала с безусловными рефлексами. Следовательно, они должны затормозиться. То же самое происходит и с теми существующими условными рефлексами, которые перестают выполнять свою роль.

Угасательное торможение развивается также в зависимости от возраста, состояния здоровья, а также от вида и прочности . Условные рефлексы у детей угасают тем скорее, чем чаще это угасание происходит. Свежеобразованные условные рефлексы угасают скорее, чем старые. У лиц слабого типа они угасают быстрее, чем у сильных, а восстанавливаются медленнее. У детей 11-12 лет рефлексы угасают легче, чем у детей 8-10 лет, потому что у последних внутреннее торможение развито слабее. Пищевые условные рефлексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста угасают после трех-четырех неподкреплений. У детей с преобладанием угашение наступает медленнее, чем у уравновешенных. Угасший условный рефлекс после подкрепления его безусловным восстанавливается. У здоровых детей для восстановления пищевого условного рефлекса требуется 10-15 минут, у больных – больше.

Способность обучающихся детей развивать угасательное торможение имеет большое биологическое значение. Оно освобождает их от необходимости отвечать на те раздражения, которые вызывают рефлексы, уже утратившие свой смысл в связи с переходом их в более старший возраст. Оно важно также для вытеснения из тех переживаний ребенка, воспоминания о которых не только неприятны, но и направлены на срыв его нервной деятельности. Благодаря этому торможению люди имеют возможность освобождаться от тех взглядов, которые уже не соответствуют их новым жизненным условиям. Кроме того, угасательное торможение является физиологической основой забывания, избавления от ненужных умений, навыков, привычек, знаний.

Дифференцировочное торможение , это тонкое различение сигнального раздражителя, происходящее в результате неподкрепления посторонних стимулов, близких по своим параметрам к безусловному сигналу. Дифференцировочное торможение устраняет ненужные условные рефлексы. Оно развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу, что позволяет мозгу “различать” положительный (подкрепляемый) сигнал и отрицательные (неподкрепляемые, или дифференцировочные) раздражители. Дифференцировочное торможение направлено на то, чтобы “не путать” сходные раздражители. По физиологическому механизму дифференцировка является отрицательным обучением – в ответ на сигнал “не выполнять реакцию”. Дифференцировочное торможение в отличие от угасательного имеет дело с похожими сигналами, что обуславливает различия в их развитии. Развитие диф. торможения осуществляется в три этапа:

  1. На фоне выработанного условного рефлекса новый раздражитель вызывает , который обуславливает внешнее торможение условного ответа.
  2. Ориентировочная реакция на сходный раздражитель исчезает, а реакция на оба стимула – выравниваются.
  3. Гаснет реакция на неподкрепляемый дифференцировочный раздражитель.

ПРИМЕР : Мы обучаем животное реагировать на слуховой раздражитель с частотой 1000 Гц (еда, как положительное подкрепление) и не реагировать на раздражитель с частотой 1500 Гц (разряд тока). Или обучение написания ребенком «Я» и « R ».

Дифференцировочное торможение развивается в зависимости от близости раздражителей: чем дифференцировка ближе по своему значению к положительному раздражителю, тем труднее ее выработать. Например, эллипс легко отдифференцировать от круга. Но если изменять форму эллипса, подгоняя ее к форме круга, то наступит такое его изменение, когда измененную форму уже будет трудно отдифференцировать, а для детей может быть и невозможно. Следовательно, чем ближе по своим качествам сигнал и дифференцировка к нему, тем должно быть более сильным торможение.

Дифференцировочное торможение делает более точными ответные реакции организма на действующие раздражители, чем способствует лучшему его приспособлению к меняющимся условиям среды. У детей младшего школьного возраста раздражители дифференцируются легче, чем у дошкольников, но хуже, чем у детей старшего школьного возраста. Дифференцировка условных раздражителей вырабатывается в эксперименте у детей 7-9 лет на 10-11 неподкрепление, у 10-12-летних – на 4-6 неподкрепление. У возбудимых детей дифференцировка образуется труднее, чем у уравновешенных.

Дифференцировочное торможение лежит в основе широко распространенных педагогических приемов – сопоставления, сравнения, выбора. Метод сопоставления постоянно используется учителем в преподавании учебных предметов: сложение противопоставляется вычитанию, нажим в букве – прямому штриху, явление неживой природы – живому. Применение метода выбора – это часто встречающаяся необходимость в педагогической практике. Учащимся приходится усваивать множество правил, которые им не всегда и не в одинаковой степени будут в последующем нужны. Применение дифференцировки позволяет вычленять то, что нужно, активно участвовать в постоянном сохранении только необходимого фонда временных связей. Дифференцировочное торможение является также физиологической основой формирования у школьников новых понятий и способности к аналитической деятельности.

Запаздывательное торможение , оно формируется при выработке запаздывающих следовых условных рефлексов, когда условный сигнал значительно опережает подкрепление. В этом случае рефлекторная реакция может быть приурочена к моменту предъявления подкрепления и постепенно смещается все ближе и ближе к моменту предъявления подкрепления. На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же условный раздражитель вначале действует со знаком «+» (то есть является возбуждающим), а затем со знаком « – « (тормозным). Однако во втором случае появляется новый фактор – время. Время образует с условным раздражителем одновременный комплекс. В недеятельной фазе условного рефлекса время образует с положительным сигналом отрицательный комплексный раздражитель, так как в этой фазе отсутствует подкрепление. В деятельной же фазе время образует с ним положительный комплексный раздражитель, который подкрепляется. В результате временных соотношений раздражителя и подкрепления УР возникает только тогда, когда подойдет срок перехода раздражителя в положительный комплекс. В свойствах торможения запаздывания отражается двойная роль условного раздражителя, который образует со временем то положительный, то отрицательный комплексный раздражитель.

У детей запаздывание развивается медленнее, чем у взрослых, причем у возбудимых лиц его выработать особенно трудно. Выработка этого вида торможения имеет важное педагогическое значение, т.к. помогает привить учащимся выдержку, терпение, умение ожидать. Способность выработки этого вида внутреннего торможения наилучшим образом обеспечивает высокую степень приспособления организма к окружающей среде. Примером такой приспособительной реакции может служить условное отделение желудочного сока. В продолжении нескольких минут действия натуральных сигналов приема пищи (запаха, вида ее) железы желудка не выделяют сока. Только после этого раздражители начинают возбуждать сокоотделение. Такое запаздывание определяется тем временем, которое необходимо для того, чтобы пища была пережевана, проглочена и поступила в желудок. Торможение запаздывания предупреждает бесполезное, а может быть даже и вредное наполнение пустого желудка кислым желудочным соком. Появляющийся «запальный» сок благодаря запаздывающему торможению вовремя и с наибольшей полнотой осуществляет переваривание поступившей пищи. Биологическое значение этого вида торможения состоит в том, что оно предохраняет организм от преждевременной траты энергии.

Условный тормоз развивается в том случае, если условный сигнал в сочетании с каким-либо агентом не подкрепляется, а изолированное действие условного стимула подкрепляется, тогда условный стимул в сочетании с этим дополнительным агентом перестает вызывать реакцию благодаря развитию условного тормоза. Любой раздражитель может быть сделан условным тормозом к любому сигналу. В зависимости от прочности условного тормоза он будет в большей или меньшей степени снижать величину условного рефлекса, вплоть до полной его задержки. Свойства условного тормоза определяются тем, что возбудительный и тормозной процессы разыгрываются на одних и тех же корковых нейронах – нейронах основного условного раздражителя. Сам по себе условный раздражитель вызывает возбуждение, а прибавочный агент - торможение.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.

Пройдет много лет, прежде чем ребенок станет взрослым человеком, овладеет могучим оружием творческого мышления, научится создавать материальные ценности, передавать свой опыт другим людям. Сейчас ребенок в возрасте до года способен совершать только самые простые, самые примитивные действия. Это реакции, унаследованные от родителей, неосознанные и выполняемые как бы автоматически.

Если мы, например, направим струю воздуха на глаза ребенка, веко начнет мигать, и это будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится раздражение. Так проявляется оборонительная реакция, которая защищает глазной аппарат от неприятных, а тем более вредных воздействий.

Если же теперь дотронуться каким угодно предметом, хотя бы пальцем, до губ ребенка, то они тотчас же начнут совершать сосательные движения. Здесь проявляется пищевая реакция младенца. Обе эти реакции, наряду с другими, врожденные и происходят при наличии раздражителя автоматически и непроизвольно. Такого рода реакции были названы великим русским физиологом Иваном Петровичем Павловым безусловными рефлексами. Но что означает это понятие?

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного)

Безусловные рефлексы новорожденных детей

Безусловные рефлексы врожденны и неизменны. Слово «рефлекс» означает ответную реакцию, возникающую при действии соответствующего раздражителя. А определение «безусловный» указывает на то, что этот рефлекс не приобретен в процессе жизни, а является наследственным и имеется в готовом виде уже у новорожденного. Он проявляется каждый раз, когда возникает какое-нибудь внешнее раздражение, например струя воздуха в случае мигательного рефлекса.

Конечно, безусловными рефлексами обладают не только новорожденные. Многие из них сохраняются у человека в течение всей его жизни. Имеются они, конечно, и у животных.

Некоторые безусловные рефлексы детей прямо свидетельствуют о том, что человек является продуктом длительного развития живой материи. Так называемый робинсоновский рефлекс явно говорит о том, что ближайший предок человека - обезьяна: если положить новорожденному на ладонь какой-либо стержень, то ребенок ухватится за него с такой силой, что его можно поднять на воздух; младенец может висеть в таком положении минуту и более. Совершенно ясно, что этот рефлекс унаследован еще с той поры, когда предки человека обитали на деревьях, а детеныши их должны были уметь крепко держаться за ветви.

Итак, безусловный рефлекс есть врожденная и закономерная реакция организма на внешнее воздействие. Запас таких рефлексов абсолютно необходим животному и человеку. Если бы у животных и людей с самого рождения, с первых минут и часов жизни, не было некоторых безусловных рефлексов, они не смогли бы выжить.

Условные рефлексы - основа обучения детей

Формирование условных рефлексов у детей. Оказывается, для того чтобы выжить и успешно развиваться, одних безусловных рефлексов недостаточно. Ведь обучение, то есть усвоение новых «правил поведения», было бы невозможно, если бы у новорожденного была только система безусловных рефлексов,- эти рефлексы неизменны и перестройке не поддаются. Здесь-то на помощь организму и приходит механизм так называемых условных рефлексов, которые, в отличие от безусловных, не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе жизни данного организма в зависимости от тех обстоятельств, в которые он попадает.

Что же такое условный рефлекс? Чем он отличается от безусловного, какую играет роль в жизни животных и человека? Каковы условия его формирования? Посмотрим на примере поведения ребенка в первые дни и месяцы его жизни.

Среди безусловных рефлексов, имеющихся у новорожденного, важное место занимает сосательный рефлекс: при кормлении грудью и при поднесении предмета ко рту губы начинают совершать сосательные движения. При этом все остальные его движения прекращаются, ребенок при кормлении как бы «замирает». К концу 1-го месяца мы начинаем, однако, замечать, что ребенок «замирает», открывает рот и начинает совершать сосательные движения не только при кормлении, но уже несколько раньше, когда еще только происходит подготовка к акту кормления.

У ребенка образовался условный рефлекс на положение его тела; выработался он потому, что каждый раз перед кормлением его клали определенным образом. В конце концов это положение тела под грудью стало как бы сигналом последующего кормления, и пищевой рефлекс возникает теперь у ребенка не только при безусловном раздражении его губ, но и при том условном, которое ему предшествует.

В данном случае условным раздражителем служит комплекс кожных, мышечных и других ощущений, возникающих у новорожденного, если положить его так, как нужно для кормления. Но, конечно, условным сигналом может стать и любой другой раздражитель, например слуховой или зрительный. Так оно и происходит в дальнейшем: через 2-3 месяца ребенок начинает открывать рот и делать сосательные движения уже при одном только виде груди, то есть к этому моменту выработался условный рефлекс на зрительный раздражитель. При этом прежний условный рефлекс на положение тела постепенно угасает.

Таким образом, основной смысл условного рефлекса в том, что он позволяет организму заранее подготовиться к необходимым реакциям, не дожидаясь непосредственного действия безусловного раздражителя: ребенок «замирает» и открывает рот при одном только виде груди матери. Слюнные железы человека выделяют слюну уже при виде продукта, а не только тогда, когда пища находится во рту, и т. д. Благодаря этому открываются широкие возможности для приспособления живого существа к постоянно изменяющимся условиям его существования.

Условные рефлексы обладают некоторыми интересными особенностями. Вот одна из них.

Маленького ребенка поцарапала кошка; теперь он старается держаться подальше от нее: у него образовался условный рефлекс на вид «опасного животного». Но любопытно то, что с этих пор малыш обходит стороной не только кошку, но и щетку, и новую игрушку - плюшевого медвежонка, и даже меховую шубу. В чем тут дело? Ведь все эти предметы сами по себе совершенно безобидны и вреда причинить не могут. Теория условных рефлексов дает ответ на этот вопрос.

Ребенка поцарапала кошка. Естественно, ее внешний вид стал для него условным сигналом возможной опасности и вызывает теперь защитную реакцию: ребенок избегает прикосновения к кошке. Но этим дело не ограничилось. Все, даже отдаленно похожие предметы, стали вызывать ту же оборонительную реакцию.

Это произошло потому, что процесс возбуждения, вызванный вполне определенным условным раздражителем - видом «опасного животного», как говорят физиологи, иррадиировал, то есть распространился по коре больших полушарий мозга. Таким образом, кора больших полушарий, куда приходит возбуждение от всех раздражителей, вначале как бы смешивает их, принимает все за один и тот же. Все скоро встает на свои места, и условный рефлекс будет проявляться только под воздействием подкрепленных условных раздражителей, а все другие, даже очень похожие, реакции уже не вызовут.

Каким же образом происходит это различение, или, как говорят ученые, дифференцирование раздражителей, важных для организма, от таких раздражителей, которые для организма безразличны, по крайней мере в данный момент? Оно достигается благодаря процессу торможения.

Особенности торможения условных рефлексов у детей

Торможение - антипод возбуждения. До сих пор речь шла лишь о процессе возбуждения, посредством которого клетки головного мозга управляют рефлексами, реакциями, действиями. Процесс торможения выполняет задачу «задерживания», затормаживания тех реакций, совершать которые в данных условиях нецелесообразно или невыгодно.

Важность этой основной функции тормозного процесса очевидна. Рассмотрим случай так называемого внешнего торможения, или, иначе, безусловного, так как оно, подобно безусловным рефлексам, присуще нервной системе животного и человека от рождения. Этот вид торможения состоит в прекращении текущей деятельности при наличии каких-нибудь новых, необычных или сильных раздражителей.

Плачущий ребенок тотчас забывает о слезах, если ему показать новую игрушку,- здесь действует тормозной процесс, который возникает вокруг нового очага возбуждения и затормаживает все другие. Тот же процесс происходит в центральной нервной системе и тогда, когда мы отвлекаемся от какого-нибудь занятия- при сильных звуках или иных раздражителях. Это часто мешает нам работать. Но с биологической точки зрения подобное отвлечение выгодно организму. Ведь в таких случаях головной мозг переключается на новое раздражение для того, чтобы исследовать его, оценить, подготовиться к возможному изменению обстановки. А для этого нужно отвлечься от прежней деятельности.

Столь же целесообразен и полезен для организма основной вид торможения - внутреннее или условное. Условным оно называется потому, что оно, как и условные рефлексы, не врожденное, а вырабатывается при определенных условиях в процессе жизни. Этот вид торможения выполняет различные функции. Одна из них заключается в том, чтобы помочь организму дифференцировать, отделить значимые, подкрепляемые сигналы от незначимых.

Нужно подкреплять тот раздражитель, на который мы хотим выработать рефлекс, и не подкреплять все остальные. Если мы, действуя очень осторожно, дадим ребенку возможность убедиться в том, что шапка и шуба не царапаются, то он перестанет их бояться, и это произойдет в силу развившегося дифференцировочного торможения.

Обучение, как и всякий другой сложный навык, требует участия торможения. Тем более велика роль этого процесса на последующих этапах жизни подрастающего и взрослого организма. Можно, пожалуй, сказать, что развитие нервной системы есть прежде всего развитие процесса торможения.

Сон - это то же торможение, или Почему утро вечера мудренее?

Нет необходимости говорить о том, какое важное значение имеют все проявления тормозного процесса для нормальной работы нашей нервной системы. Возьмем, к примеру, сон. По Павлову, сон - это торможение, которое сначала возникает в небольшой группе нервных клеток и, постепенно распространяясь на другие все более отдаленные клетки, в конце концов захватывает их все.

Наш обычный каждодневный сон - результат такого торможения. В течение дня работает множество клеток нашего головного мозга. В тех из них, которые подверглись наибольшему утомлению, в определенный момент возникает торможение, охраняющее нервную клетку от переутомления и истощения. Этот процесс торможения с одних клеток переходит на другие, и человек засыпает.

Во время сна нервные клетки мозга восстанавливают свои ресурсы, и на утро человек просыпается отдохнувшим, готовым к работе. Таким образом, торможение выполняет важнейшую охранительную и восстановительную роль. Начиная с первых моментов жизни, оно участвует в работе нервной системы, действуя в неразрывной связи со своей противоположностью - процессом возбуждения.

Ходьба, которой ребенок учится к концу 1-го года жизни,- хороший пример взаимодействия возбуждения и торможения. Она представляет собой цепь условных рефлексов, сливающихся в едином акте строго согласованной деятельности различных мышц тела, В то время как происходит смена напряжения и расслабления мышц ног и туловища, в центральной нервной системе, управляющей этой мускульной деятельностью, чередуются и переплетаются, как в мозаичном узоре, процессы возбуждения и торможения; их взаимодействие и дает в итоге акт высокого двигательного согласования - ходьбу. Взрослому человеку ходьба кажется совершенно автоматическим актом (раньше ее считали даже цепью безусловных рефлексов). Однако на самом деле ходьбе напо

Знание особенностей нервной деятельности детей помогает воспитанию

Во всех приведенных примерах речь идет только о самых маленьких детях. Но эти закономерности высшей нервной деятельности продолжают работать, когда дети вырастают и становятся взрослыми.

Анализируя так называемую психическую жизнь человека любого возраста, то есть его мышление, чувства, навыки и т. д., мы всегда можем обнаружить физиологическую основу ее в виде процессов высшей нервной деятельности. Иногда эта физиологическая основа изучена больше, иногда - меньше, но никогда не бывает, чтобы психические процессы протекали без участия механизмов высшей нервной деятельности.

Зная закономерности нервной системы, можно легче понять и объяснить многие особенности поведения людей - как взрослых, так и детей. Всем известно, например, что у ребят после длительного сосредоточения на уроке или на домашних занятиях бывает прямо-таки «взрыв» двигательной активности: дети как будто беспричинно бегают, скачут, борются и т. д. Но порицать их за это нельзя; ведь мускульное возбуждение здесь вполне естественно после того торможения двигательной сферы, которому дети подвергались во время урока.

Другой пример. Дети часто бывают невнимательны при выполнении уроков - отвлекаются, переключаются на другие занятия. В некоторых случаях неустойчивость внимания школьника определяется особенностями его нервной системы. Специальные исследования, проведенные психологами, показали, что люди с так называемой слабой (то есть маловыносливой, легко утомляющейся) нервной системой часто не могут по-настоящему сосредоточиться на работе при посторонних шумах, разговорах и т. д. Это происходит потому, что нервная система их более чувствительна и уязвима для всяких воздействий. Люди такого типа нуждаются в более благоприятных условиях для работы, чем люди с сильной, выносливой нервной системой. Это особенно относится к детям. Школьникам со слабой нервной системой следует создавать для работы дома хорошие условия; тишина, частый отдых, правильный режим могут значительно повысить их работоспособность.

Особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного): речевые сигналы

Высшая нервная деятельность и самых маленьких детей, и школьников, и взрослых подчинена одним и тем же законам. Но есть у старших детей и взрослых одна особенность, которая коренным образом отличает их психику от психики малыша. Это - речь.

Павлов понимал речь, язык как систему физиологических сигналов. В самом деле, ведь большинство слов означает какие-то реальные предметы - «дом» «книга», «пуговица». Эти слова как бы замещают, заменяют предметы, служат их обозначениями, сигналами. Когда ребенок еще мал, он видит разные предметы, слышит звуки, ощущает запахи, но не может обозначить воспринимаемое словами, так как речью еще не владеет.

Могучим орудием мышления ребенок начинает по-настоящему овладевать лишь на 3-4-м году жизни, когда он учится связной речи. С этого момента начинается бурное развитие детской психики. Усложняются выполняемые функции: развивается отвлеченное мышление, ребенок учится владеть чувствами и контролировать свое поведение.

Особенно важное значение имеет развитие «речевого» торможения, связанного с такими словами, как «нет», «нельзя» и др. Сначала дети слышат их от взрослых, которые указывают им на невозможность каких-то действий, на их запретность; постепенно, с годами ребенок обучается «самозапрещению», затормаживанию тех поступков, которые противоречат общественным нормам. Эффективность этого обучения сильнейшим образом зависит от воспитания, которое ребенок получает в семье и школе. Так называемые «избалованные» дети - это прежде всего дети, у которых не выработана как следует способность к «самозапрещению», «самоторможению», которые плохо улавливают разницу между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Для них соответствующие словесные сигналы не приобрели той силы и значимости, которой они обладают для детей, сознающих, пусть пока еще по-детски, свою ответственность перед семьей, школьным коллективом и обществом в целом.

По В. Небылицыну (кандидат педагогических наук)

Метки: особенности нервной системы ребенка до года (в т. ч. новорожденного), безусловные рефлексы новорожденных детей, особенностей нервной деятельности детей, формирование условных рефлексов у детей, особенности торможения условных рефлексов у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Способность прекратить какое-либо действие, приостановить реакцию реализуется через состояние торможения в нервных клетках. При задержке реакции прекращается распространение нервного возбуждения, так как клетки приходят в недеятельное, так называемое тормозное состояние. Ученые утверждают, что возбуждение и торможение являются лишь двумя фазами одного и того же возбудительного нервного процесса. Однако при состоянии торможения меняется состояние клеточных мембран.

Различают две основные группы тормозных состояний:

Внешнее, или безусловное, торможение. Это биологически обусловленное торможение, заложенное в самой природе функционирования нервных клеток, их способность находиться либо в возбужденном (деятельном), либо тормозном (бездеятельном) состоянии. Оно не поддается контролю сознания и является врожденным качеством. Видами внешнего торможения являются: охранительное торможение, встреча двух возбуждений и доминанта ;

- внутреннее, или условное, торможение формируется в основном после рождения ребенка под влиянием условий внешней среды. Это состояние требует активного участия сознания, так как в основе его лежит целесообразность задержки реакции.

У человека внутреннее торможение является обязательным компонентом сложных социальных поведенческих актов.

Внутреннее торможение делится на следующие виды: угасание, дифференцировка, запаздывание, условный тормоз, высшее торможение .

Виды внешнего торможения

Охранительное торможение подразделяется на запредельное торможение и сон. Ученые выяснили, что запредельное торможение возникает, во-первых, когда к корковой клетке предъявляются требования, превосходящие предел ее работоспособности, т. е. когда на клетку падает сверхсильный раздражитель, и, во-вторых, когда раздражитель, хотя и оптимальной силы, действует продолжительное время истощающим образом. Поскольку у маленького ребенка предел работоспособности клеток центральной нервной системы невелик, состояние запредельного торможения возникает относительно легко. Так, громкий окрик «Иди сейчас же сюда» может полностью затормозить движение. Если многократно заставлять ребенка повторить одно и то же действие, будет тот же эффект; в какой-то момент для ребенка окажется невозможным произвести данное действие (например, нанизать кольца на пирамиду). Телесные наказания легко приводят ребенка в состояние запредельного торможения.

В педагогической практике при осуществлении воспитательных воздействий не следует использовать состояние запредельного торможения. Наоборот, надо стараться, чтобы такое состояние возникало возможно реже, поскольку при частом его возникновении отмечается некоторое истощение нервной энергии и нарушение возбудимости коры.

Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. В этом охранительное значение сна. У человека сон очень зависим от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т. д.). У ребенка социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна (укачивание, сон на руках у взрослого и т. д.). Задача взрослого — возможно более полно обеспечить охранительную функцию сна. Ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума. Очень важно обеспечить достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Вредно с точки зрения охраны здоровья ребенка преждевременно переводить его с двух дневных снов на один или вообще лишать его дневного сна.

Сущность вида внешнего торможения «встреча двух возбуждений» заключается в том, что при встрече двух систем возбуждения более сильный и значимый для организма раздражитель тормозит реакцию менее значимую. Этот вид торможения лежит в основе действия систем антагонистов, например, если возбуждена система мышц разгибателей руки, то система мышц сгибателей в состоянии торможения. По тому же принципу осуществляются акты дыхания и глотания.

В онтогенезе высшей нервной деятельности ребенка это тормозное состояние имеет ту особенность, что всякое возбуждение, вызывающее ориентировочную реакцию, является более сильным по сравнению с другим, объективно даже более значимым для организма. Так, ребенок прекращает есть, если кто-то входит в комнату, хотя он еще голоден. На этом свойстве основывается склонность малыша к отвлечению, которое наступает тем легче, чем моложе ребенок. Показом новой игрушки, картинки, привлечение внимания к чему-то («Смотри, птичка летит») можно затормозить у ребенка отрицательные эмоции (например, плач, протест). Физиологической основой такой реакции является очень сильно выраженная у ребенка ориентировочная реакция, относительно малая возможность концентрации процесса возбуждения.

На первом году жизни для прекращения отрицательных эмоций (плач, крик и т. д.) или нежелательной деятельности целесообразно пользоваться отвлечением, так как на уровне речи еще невозможно в чем-то убедить малыша или уговорить его не плакать. В более старшем возрасте эту реакцию можно использовать как реакцию «скорой помощи» (например, ребенок, впервые посетившего детский сад, плачет; чтобы он успокоился, воспитатель показывает игрушку, разговаривает с ним). Часто прибегать к отвлечению нецелесообразно, так как с возрастом, в силу совершенствования системы высшей нервной деятельности, появляется возможность более сложного словесного общения с ребенком, а просто отвлечение ничему не учит и не способствует концентрации внимания.

Доминанта — это особое состояние центральной нервной системы, при котором возникает очень стойкий очаг возбуждения, а близлежащие отделы мозга находятся в состоянии торможения. Всякое дополнительное раздражение еще больше усиливает возбуждение в доминантном очаге, при этом еще более широкие корковые зоны приходят в состояние торможения. Это выражается в поведении человека: например, человек, с увлечением читающий книгу, может не обратить внимания на то, что кто-то вошел в комнату. Ребенок, сосредоточенно играющий, не слышит обращенные к нему слова взрослого.

В воспитании детей очень важно уметь распознать, что ребенок находится в состоянии доминанты, так как на этой основе формируется концентрация внимания, сосредоточенность, способность длительно заниматься одним делом. Если нужно все же прекратить данную деятельность ребенка (например, он сосредоточенно играет, а надо идти обедать), то необходимо приглашать его есть последним, а до этого спокойно несколько раз повторить, что пора обедать, т. е. должна постепенно возникнуть установка на новую деятельность. Можно, конечно, резко прекратить игру, но в этом случае возникает разлитое возбуждение коры на фоне отрицательного эмоционального состояния. Ребенок будет плакать, резко протестовать, а это не принесет ему никакой пользы.

Виды внутреннего торможения

Угасание — это такой вид торможения, который является как бы мостиком между внешним и внутренним торможением. Его основа — это отсутствие подкрепления. Так, если выработанный условный пищевой рефлекс на звонок перестать подкреплять пищей, то через некоторое время условнорефлекторное слюноотделение прекратится, рефлекс угаснет. Именно угаснет, а не исчезнет полностью, так как если при первичной выработке надо было, скажем, десять раз сочетать звук с пищей, то при восстановлении рефлекса после его угасания требуется уже только пять таких сочетаний. Феномен угасания можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. Но выработанный условный рефлекс может угаснуть. Если мать перестает брать малыша на руки для кормления, то рефлекс «на положение под грудью» угасает, но если опять начать придавать ребенку это положение во время приема пищи, рефлекс быстро восстанавливается. В обычной жизни малыша многие реакции угасают в связи с их ненадобностью в изменившейся ситуации, или с возрастом менее совершенные реакции сменяются более совершенными. Например, реакция ползания сменяется ходьбой, лепет сменяется словом и т. д. В детском учреждении надо всячески следить за тем, чтобы у ребенка не угасла потребность в общении, так как это обедняет развитие его личности. Однако, если ребенок, обращаясь к воспитателю, не будет получать ответа, т. е. положительного подкрепления, то он перестанет обращаться к нему, потребность в общении у ребенка со взрослым угаснет.

При воспитании ребенка иногда сознательно следует использовать фактор неподкрепления для того, чтобы угасли вредные привычки или нежелательные действия малыша. Так, если он употребляет бранные слова (еще не понимая их смысла), надо на это не реагировать. Отсутствие всякой реакции, т. е. подкрепления, приведет к тому, что ребенку скоро будет неинтересно произносить эти слова, и нежелательная реакция постепенно угаснет.

Дифференцировка, или способность к различению, проявляется на третьем месяце жизни ребенка. Ученые доказали, что в этом возрасте возможно получить зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые дифференцировки. Специалисты провели эксперимент, в ходе которого они выработали у детей на четвертом месяце жизни зрительную дифференцировку на цвет. Были взяты два цветных картонных цилиндра (синий и красный). В красный цилиндр опускалась бутылка с молоком, а в синий — пустая бутылка. Через определенное время при виде красного цилиндра у малыша появлялись условнорефлекторные сосательные движения, а при виде синей их не было.

Первой дифференцировкой в жизни ребенка является узнавание матери.

По мере развития малыш дифференцирует предметы, резко контрастные по своим признакам, а затем у него вырабатываются все более тонкие дифференцировки. На основе дифференцировки осуществляется сенсорное воспитание (формируются умения различать цвет, форму, величину). Способность к дифференцированию важна на протяжении всей жизни человека. Ранние физиологические сроки развития дифференцировок свидетельствуют о необходимости их своевременного формирования, так как это стимулирует всю познавательную деятельность ребенка.

Запаздывающее торможение — вид внутреннего торможения. Оно возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. В естественных условиях жизни животных такое торможение можно наблюдать, например, у кошки, которая подстерегает мышь или птицу. Кошка в засаде может сидеть неподвижно многие минуты, не проявлять двигательного условного рефлекса, вернее, затормозив его. Этот рефлекс возникает сразу же, как только появляется добыча.

У детей такой вид торможения может быть выработан с 7—8 месяцев жизни. Это очень отчетливо проявляется при одновременном кормлении детей. Например, если за столиком сидят двое детей в возрасте 8 месяцев, вначале при виде ложки с пищей одновременно оба открывают рот (это ранее выработанная реакция), но затем открывает рот тот ребенок, к которому непосредственно направлена ложка с пищей, а второй ждет своей очереди, т. е. задерживает реакцию до более целесообразного для ее осуществления момента. Однако в первые три года жизни возможность задержать реакцию без отрицательного эмоционального состояния еще очень ограничена в силу малой выносливости клеток центральной нервной системы. Нарастает она постепенно. Нельзя кормить одновременно троих детей в возрасте 7—10 месяцев, третий ребенок будет вести себя беспокойно: вертеться, стучать по столу, плакать. В 11 —12 месяцев уже можно кормить одновременно троих.

Как и все другие реакции, способность активно задержать действие нуждается в определенной тренировке. На втором году жизни не следует использовать для этого процесс кормления, так как после года, опираясь на систему пищеварения, надо вырабатывать навык самостоятельной еды. Правильнее использовать ориентировочную реакцию — предложить ребенку подождать смотреть картинку, если ее смотрит другой ребенок.

На третьем году жизни можно тренировать эту способность, продолжая использовать ориентировочную реакцию, но в этом возрасте опять можно вернуться и к некоторым органическим потребностям. Ребенок может подождать, пока другие дети за столиком съедят суп, а потом всем дадут второе и т. д. На основе запаздывающего торможения формируются многие волевые качества личности, поэтому задача воспитателя — развивать эти свойства у ребенка, но при этом надо следить за тем, чтобы не проявлялись отрицательные эмоции, ибо в этом случае желаемого эффекта не будет.

Более сложная форма торможения — так называемый условный тормоз, требующий определенного уровня зрелости и функциональной активности коры головного мозга. В раннем детстве этот вид торможения можно выработать начиная с конца первого года жизни.

В обычной жизни детей очень многие условия могут оказывать тормозящие действия, если они связаны с запрещением чего-либо. Часто это проявляется при отсутствии единства требований в воспитании ребенка. Если бабушка разрешает трогать вещи на столе у отца, а отец категорически запрещает это, то приход отца домой становится условным тормозом. Точно так же бывает, если два воспитателя предъявляют разные требования — один запрещает что-то, а другой то же самое разрешает. Для человека универсальным условным тормозом является слово «нельзя». При правильном его употреблении оно очень рано становится условным тормозом, и это помогает ребенку в формировании адекватного поведения без излишних отрицательных эмоций.

Высшее торможение, по определению П. К. Анохина, — тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность. Это специфическое качество человеческого мозга. Образование высшего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние», которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.

У человека высшее торможение в своем крайнем выражении проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, дать свою игрушку и т. д. Для того чтобы высшее торможение выполняло свою роль в формировании наиболее адекватного социального поведения, являлось регулятором во взаимоотношениях человека с другими людьми, надо постоянно обращать внимание на поощрение всех связанных с ним форм поведения.

Глубокая неврологическая основа высоких побуждений человека, руководящих его поведением, состоит в том, что социальные мотивы оказываются более сильными и потому могут затормозить все другие, нежелательные или несовместимые с моралью человека поведенческие акты. Черствость, эгоизм, пренебрежение к интересам других людей могут быть результатом недостаточных воспитательных воздействий в этом направлении.

Все виды внутреннего торможения надо целенаправленно формировать соответственно возрастным возможностям ребенка.