Семья как основная ячейка общества. Семья как ячейка общества

Наверное, каждый человек в определенный период своей жизни приходит к тому, что семья - это главная ценность. Люди, которым есть куда возвращаться с работы, и которых дома ждут - счастливчики. Они не размениваются по мелочам и осознают, что такой дар необходимо беречь. Семья - ячейка общества и тыл каждого человека.

Почему семья распадается?

Нередко случаются такие ситуации, когда созданная ячейка растрачивает свой потенциал и в результате распадается. При этом она не получает защиты от общества и государства, что наносит ей еще больший вред. Развал семьи - это полное поражение и крушение надежд.

Ученые провели многочисленные исследования и заявили, что семья сейчас переживает кризис. Он настолько масштабен, что его нельзя быстро преодолеть, не принимая решительных и кардинальных мер. Специалисты считают, что семья - ячейка общества, но она обесценивается в результате изменений в устоявшемся поведении. В обществе преобладают такие проблемы, как отсутствие социальных привязанностей, духовная раскрепощенность и нежелание людей брать на себя ответственность.

Семья - великое дело!

Сегодня довольно непростое время, и зачастую семья является главным стимулом жить. Люди, которые понимают это, стараются создать образцовые ячейки, в которых будет царить мир, взаимопонимание и любовь. Очень важно, чтобы все помогали друг другу, заботились и поддерживали.

Многие задумываются о том, действительно ли семья - ячейка общества. Кто сказал, что так должно быть? Скорее всего, это утверждает сама жизнь. Люди, которые воспринимают брак, как наверное, в чем-то правы. Если все участники порядочные и ответственные, то испытание будет с честью пройдено. В противном случае семья потерпит крушение.

Жена - тоже человек

К сожалению, нередки случаи, когда супруги перестают ценить друг друга и воспринимают брак, как что-то само собой разумеющееся. Это очень опасный путь, так как со временем можно окончательно забыть о том, что рядом находится полноценный человек со своими мечтами, планами и правами, а не просто обслуживающий персонал. Чтобы сохранить добро и мир в семье, нужно чаще говорить нежные слова, благодарить за оказанные услуги и приятные сюрпризы. Только в крепком и дружном союзе могут вырасти счастливые и уверенные в себе и в будущем дети.

Так для чего же нужна семья?

Для каждого человека брак - это начало начал, поэтому семья - ячейка общества, она играет не только но и экономическую и представляет собой важнейшее звено для формирования структуры, стимулирует развитие государства в целом.

Семья не только «производит» новых членов общества, но и заботится о том, чтобы они были правильно воспитаны и не вносили в социум разлад. С давних времен такие союзы играли регулирующую и стабилизирующую роль. Благодаря тому, что все члены семьи общаются между собой и осуществляют обмен информацией, можно говорить и о коммуникативной функции.

Семья как экономическая ячейка общества связана с удовлетворением потребностей всех участников, которые сводятся к таким нюансам:

  • Ведение домашних дел. Они приравниваются к частному производству, которое необходимо для того, чтобы обслуживать всех членов семьи.
  • Накопление общего имущества и забота о том, чтобы обеспечить его наследование.
  • Контроль над и рациональное распределение средств, включая накопление.
  • В нем должны принимать участие все члены семьи, чтобы создавать материальные и духовные ценности.
  • Воспитание и уход за детьми. Наследники должны понимать всю важность общественного производства и принимать в нем активное участие. Также стоит посвятить детей в тонкости экономического воспитания и дать ориентацию на будущую профессию.

От чего зависит характер отношений?

Поднимая вопрос: «Семья - ячейка общества. Кто сказал, что это - правда?», стоит понимать, что на характер отношений в немалой степени влияют мотивы, которые привели к созданию союза. Основные нюансы зависят от политического строя, религиозных, экономических и социальных укладов общества, а также от других факторов.

Хотя принято считать, что семья - это пара, в реальной жизни не всегда складывается именно так. Союзы бывают нуклеарные, когда под одной крышей живут родители и дети, и расширенные - вместе проживают супруги, их родители, дети и бабушки с дедушками. Независимо от состава, существуют определенные функции, которые должна выполнять семья.

Репродуктивная функция

Она подразумевает воспроизведение себе подобных, то есть в семье должны рождаться дети. Это необходимо для того, чтобы человеческий род не прекратил свое существование. Как утверждает наука «обществознание», семья - ячейка общества, но сегодня резкое снижение уровня жизни и другие невзгоды порождают многие сложности, которые затрудняют деторождение. Опасность таят в себе и ранние браки, так как в таких союзах велик риск распада.

Воспитательная функция

Полноценно эта функция может реализоваться только в семье, ни один другой институт не может ее заменить. Аристотель утверждал, что семья - ячейка общества и первый вид общения, где человек учится добродетели и познает жизнь.

Специалисты выделяют несколько :

  • Детоцентризм. Чаще всего он наблюдается в тех семьях, где один ребенок. Родители очень балуют его, в результате чего он вырастает совершенно неприспособленным к реалиям взрослой жизни.
  • Профессионализм. В этом случае родители перекладывают свои обязанности по воспитанию на государственные учреждения, из-за чего ребенок вырастает черствым и боится проявлять чувства.
  • Прагматизм. Семья - основная ячейка общества, усилия которой должны быть направлены на развитие гармоничной личности. Но иногда родители формируют у ребенка только материальную выгоду и забывают о духовной стороне.

Хозяйственно-экономическая функция

Она подразумевает довольно большой спектр областей: ведение домашних дел, распределение бюджета, организация досуга и прочие.

Восстановительная функция

Психологи уверены, что хорошая семья - это успешный старт для каждого ребенка. Чтобы преодолевать жизненные трудности, необходимо быть настойчивым и уверенным в своих силах, а также иметь место, где можно восстанавливать форму. Таким местом является семья. Близкие люди легко вернут чувство психологического комфорта и жизненный тонус.

Социализация

В семье закладываются основные нормы, традиции и культура общества. Ребенок познает, добро, честь и справедливость. Семья как социальная ячейка общества играет очень важную роль, так как дети копируют модели поведения взрослых.

Супруги, которые хотят создать крепкий союз, должны помнить о взаимоприспособленности. Это качество позволяет избежать ссор и сближает мужа и жену.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Семья - ячейка общества

Введение

1. Классификация семьи

2. Суть и смысл семьи

3. Прочность семьи, её культура

4. Семейные трудности

Литература

Введение

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.

Семья анализируется в русле 2-х основных направлений: функционализма и теории конфликта.

Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функции или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом этой концепции семья являются местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникают конфликт между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

1. Классификация семьи

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

1. Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением.

2. Форма брака. Среди ирландских крестьян, жителей Тробриандских островов и членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.

Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии (брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Какие факторы способствуют преобладанию одной, а не другой формы брака? Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену (Кенкель, 1977)

Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

3. Типы властных структур. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

4. Предпочитаемый партнер. Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

5. Правило выбора местожительства. В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

6. Родословная и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

2. Суть и смысл семьи

Если детей можно было (точнее, разумно было, человечнее было) произвести в колбах-инкубаторах, как цыплят, то семья никогда не стала бы социальным институтом, находящимся под защитой государства. Сходитесь-расходитесь как на танцах, коль скоро это касается только вас.

Но доколе человек остаётся человеком и человеческое общество - человеческим, для воспроизводства потомства homo sapiens по образу и подобию родителей, как в психологическом, так и в социальном отношении существует только одна колба-инкубатор - семья (сегодня, разумеется, в органическом единстве с общественными учреждениями обучения и воспитания подрастающего поколения). Семья и в этом смысле - непреходящая ценность человеческого общества. Ибо все прочие способы нечеловечны, бесчеловечны. Поэтому семья не только социальная группа, наподобие коллектива, компании, но и социальный институт, наподобие учреждений образования и культуры.

В прошлом понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между собой, и такая связь казалась само собой разумеющейся. Бездетность во все времена и у всех народов мира представлялась таким же тяжелым несчастьем, как слепота, глухота, немота. Супруги приносили жертвы всем мыслимым богам, давали обеты, сутками ползли на коленях к каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе ребенка. И окружающие взирали на них по крайней мере с состраданием, а то и с презрением. Теперь эти понятия «разошлись»: можно жить семьей, но не иметь детей - это ваше личное дело. Некоторые так и делают. Более четверти американских женщин в возрасте моложе 30 лет не хотят иметь детей, многие германские семьи бездетны.

Такая самоориентация молодых семей ведет в буквальном смысле к самоубийственным последствиям для общества. Но это - для общества, а для личности, для самого человека, для нас с вами?

Когда люди впервые слышат, что ребенок всегда и при всех обстоятельствах дает взрослому больше, чем тот ему, то не верят, хотя имеют вполне обычных детей и внуков. Не может быть! Это ребенок-то дает? Это капризное, орущее существо, на заботу о котором надо положить столько сил? Ну что он может дать?

Оказывается очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Все это - одни только слова, слышатся порой возражения. Раньше ребенок был помощником, с малых лет трудился по-взрослому и быстро «окупал» заботы о нем в первые годы жизни. Когда он подрастал и его женили или выдавали замуж, он становился союзником, притом незаменимым, в разных трудностях жизни. А под старость это была «живая пенсия» - единственная твоя надежда и опора, случись что с тобой: других пособий не существовало. Вот детей и заводили, сколько могли. А сейчас они разве помощники? Устраивай, устраивай, покупай, покупай без конца, а потом - бац: внук на твою же шею. А пенсия теперь у всех своя собственная, ее государство платит.

Однако ребенок с малых лет может и даже должен быть помощником. И еще каким! Только, конечно, не в тех формах, что раньше. Он может и должен быть союзником. Мало того - другом, самым надежным и верным другом, что раньше было не часто.

Одна из основных социальных потребностей каждого человека - в самоутверждении, в том, чтобы к нему относились с уважением, чтоб хоть в чем-то был Учителем. Это - не честолюбие. Это - нормальная потребность нормального человека, и, если она не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно, психика человека страдает так же жестоко, как если бы его унижали.

Ребенок со своими собственными потребностями в знаниях, навыках, наконец просто в покровительстве со стороны старшего словно нарочно создан для полноценного удовлетворения потребности взрослого в самоутверждении.

Не каждому дано быть профессором для студентов в университете. Ног каждому можно - и для полноценной жизни даже нужно - стать в точности таким же по сути профессором для детей в своей семье, вообще для детей. Ежедневные стог тысяч «почему» ребенка приводят иного родителя в раздражение. А вечером, в обычном застольном пустословии, он тщетно пытается привлечь к себе внимание окружающих сущим вздором. Несчастный! Если бы он только он мог понять, от чего он отмахивается, как от назойливой мухи, и на каких пустяках пытается строить свое самоутверждение перед равнодушными к нему людьми. Если бы только он мог понять, что в одном случае он имел шанс выступить как Учитель, а в другом выглядел, как пошлый шут.

Та истина, что семья имеет решающее влияние на ребенка, особенно в ранний, дошкольный период его жизни, что семейное воспитание во многих отношениях задает тон всему процессу становления и развития личности, кажется, никем уже не ставится под сомнение. Однако пока что остаются в тени и мало исследуются те влияния, которые оказывают на семейное воспитание и его результаты различные факторы, стороны, особенности жизнедеятельности семьи.

Общество не сможет существовать, если в каждом поколении двух родителей будет сменять один и все больше семей станут вовсе отказываться иметь детей. Разъяснить, что человек обкрадывает себя, добровольно отказывая себе в счастье иметь детей. Инстинкты - инстинктами, а соблазн «проскочить» жизнь, не обременяя себя детьми, возрастает. Стало быть, на помощь инстинктам должно призвать разум.

Конечно, без детей меньше проблем. Но жизнь должна иметь смысл. Этим смыслом не может быть труд ради труда. Этим смыслом может быть только труд как первая жизненная потребность, во имя всестороннего развития личности. А такое развитие немыслимо, если из него выпадает одна из важнейших сторон - общение с детьми, которые дают взрослым больше, нежели те - им, которые помогают полноценному становлению и развитию личности, которые делают полноценной жизнь взрослого человека.

Дети - суть и смысл семьи. Потому что они - наше будущее. И завтра, и через много лет.

3. Прочность семьи, её культура

Семья для ребенка - и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых проявлений своего «я», и образ, модель общества, в которое ему предстоит войти, того большого социального мира, где он будет жить и работать. В семье происходит как бы второе, социальное рождение ребенка.

Глубокая специфичность и принципиальная незаменимость семьи как воспитательной среды обусловлены тем, что непосредственность и устойчивость контактов сочетаются здесь с эмоциональностью общей атмосферы. Только в семье дети постоянно и непроизвольно осваивают опыт, знания старших, а взрослые как бы повторяют, воспроизводят в детях, в их воспитании уже пройденные этапы своей жизни. Семейная среда уникальна, предпосылки ее созданы самой природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала м дает им цивилизация, должны в каждом новом поколении воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.

Мало сказать: воспитательный потенциал семьи зависит от ее прочности. Нужно еще, чтобы эта прочность обеспечивалась такими средствами и способами, которые не противоречат целям нашего социалистического воспитания.

Семейные узы могут быть прочными и за счет экономической зависимости женщины от мужчины, ее подчиненности и бесправия. Такая прочность несовместима с принципами социализма и гуманизма, более того - враждебна им.

Прочность может быть следствием и утилитарных экономических интересов супругов и даже своего рода круговой поруки людей, предпочитающих, например, жить за счет незаконных, не трудовых доходов и «не выносить сор из избы».

Наконец, за показатель прочности брачно-семейных отношений в стране, регионе, городе можно принять соотношение браков и разводов в определенный период времени, как это подчас делается. В этом случае самый легкий путь к укреплению семьи - затруднить или вообще запретить расторжение браков. Статистика сразу обретет благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные семейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться и на взрослых, и на детях подчас даже тяжелее, нем открытый разрыв.

Иногда выражается надежда на то, что затруднение развода обеспечит более серьезное отношение молодежи к браку. Вряд ли эти надежды оправданны: ведь перспектива трудного развода укрепляет позиции как тех, кто хотел бы проверить свои чувства, так и тех, кто предпочитает искать выход в нерегистрируемых сожительствах.

Ужесточение условий развода уменьшит число матерей, воспитывающих детей без отца в результате расторжения брака, но увеличит безотцовщину как результат внебрачных связей.

Следовательно, семья тем прочнее, чем нравственно обоснованнее этот выбор, чем в большей мере мотивы брака соответствуют моральным ценностям нашего общества, чем выше нравственные качества составляющих ее людей.

Трения, противоречия возможны в любой семье. Хотя бы потому, что это - объединение людей, различных по психическому складу, характерам, возрасту и ряду других признаков. Однако одна семья находит в себе морально-психологические силы преодолеть противоречие в самом его зародыше, другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Причем созидательные силы эти не рождаются вместе с человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка молодежи и браку - это не просто ознакомление ее с азами супружества и родительства, а формирование тех нравственных качеств, которые только и могут обеспечить подлинную прочность и социальную дееспособность новой семьи. Нравственность же не изолированное явление. Она элемент более широкой системы общественных ценностей, которая называется культурой.

В социологической литературе накопилось немало публикаций, выясняющих причины разводов. Среди них обычно фигурируют пьянство, супружеские измены, несоответствие характеров, грубость, бестактность, ревность и т. д. Однако в большинстве своем это перечень не причин, а скорее поводов или мотивов расторжения брака. Зачастую они выдвигаются вообще лишь с целью обеспечить быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.

Причин разводов значительно меньше, а главная из них - низкий уровень культурности, духовности многих людей. Причем речь идет не об образовании, а именно о культуре. Она невозможна без знания, но и не равнозначна образованности. Образованность - та или иная степень ознакомления с достижениями современной науки. Культурность - мера освоения личностью всех духовных богатств, созданных народом и человечеством, потребность руководствоваться ими в своей жизни вплоть до повседневного поведения. Само по себе знание может быть реализовано и в хороших, и в плохих поступках, но, становясь органической частью культуры человека, оно делает его разумнее, добрее, интеллигентнее, нравственнее и в оценках, и в общении, и в практических действиях.

Овладение культурой означает возвышение всего круга потребностей людей, потребности же определяют и характер их интересов, и уровень их общения, и их представления об идеале, о красоте, и, наконец, само восприятие, понимание человека человеком. Культура включает в супружеские, семейные отношения всю полноту духовной жизни людей, делает более прочными моральные узы, связывающие членов семьи друг с другом и семью с обществом, наконец, позволяет выбирать оптимальные варианты разрешения внутрисемейных проблем.

От степени культуры зависит и то, как воздействуют на семью экономические факторы, идет ли речь о материальных трудностях или материальном преуспеянии. Если бы дело обстояло иначе, то можно было бы ожидать, что, по мере того как растет материальное благосостояние населения, решается на все более высоком уровне жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от которых зависят прочность семьи и ее стабильность, исчезнут нежелательные для общества явления и в семейной жизни, и в воспитании детей. Однако такие ожидания пока что не оправдываются. За четверть века (1960 - 1985 годы) реальные доходы в расчете на душу населения увеличились в 2,5 раза; около 267 миллионов человек улучшили свои жилищные условия, а брачно-семейные отношения (если судить по таким основополагающим показателям, как относительное количество разводов и семей с одним родителем) не укрепились, внебрачная рождаемость не снизилась, среднее количество детей в семье не возросло, показатели распространенности необратимых аномалий среди новорожденных и случаев отклоняющегося поведения подростков за этот период также отнюдь не уменьшились.

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное количество неполных семей (главным образом - матери с детьми) осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2), а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 - 49 лет - свыше 20 процентов.

Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в свою очередь, непосредственна отражается на планировании родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи, отсюда - одинокое материнство.

Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную общественную активность. А вот активность негативная растет, и диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной направленности семейного воспитания до попыток подчинения семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности и т. д.

В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие своевременной квалифицированной психологической помощи семье в решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы друг для друга.

Это означает, что внимание к организации службы семьи, обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни, неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась низведенной до удовлетворения чисто природной надобности. Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее начинается сегодня.

О масштабе этой проблемы говорит такая, например, выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков, заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с другой стороны - количество абортов и (как следствие их) случаев потери женщиной способности иметь детей.

Несомненно существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых семей.

Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.

К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным социологических опросов, только около 10 процентов городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших товарищей. Другое исследование (затем неоднократно повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего (в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и 1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей самого семейного воспитания.

Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ межличностных отношений, включая отношения между юношами и девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью. Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.

Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

4. Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто «вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений, особенно изменений чисто психологических. А если мы их не учитываем, то на наши ответные поступки невольно порождают новые трудности... И так мало-помалу отношения в семье начинают необъяснимо ухудшаться.

Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна; оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и друзьями, совместные развлечения, профессиональная взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.

Для современного человека эмоции - ценность. Если их нет или их мало, человек начинает активно искать ситуации, события, людей, которые являются источниками эмоций, Причем ценностью обладают не только положительные эмоции. Мы предпочитаем волнующие фильмы и книги, но ведь волнуясь, мы испытываем и тревогу, и печаль, и горе. В отношении к жизненным, и в частности семейным, событиям человек часто ведет себя так же: самая худшая атмосфера в доме - это не чередование бурных ссор и примирений, а однообразное, холодное равнодушие, леденящее душу безразличие.

Может быть, именно потому, что эмоции, эмоциональная насыщенность жизни стали ценностью, мы так неохотно подвергаем их анализу, с таким трудом вносим «алгебру разума» в «гармонию эмоций».

Увы, многим, имеющим опыт семейной жизни, знакома картина, ныне обстоятельно проанализированная психологами. Сначала в браке баланс положительных и отрицательных эмоций явно в пользу первых, велика и близость между супругами. Но идет время, восхищенное удивление своим спутником жизни сменяется привычкой. Все большое, значительное, драматическое, выявляющее любовь и преданность, имеет ту особенность, что происходит редко, а вот мелкое, раздражающее, досадное случается, увы, часто, и постепенно баланс эмоций смещается в пользу отрицательных. Близость все же сохраняется: партнер хоть и раздражающий, но все же свой. Но отрицательный баланс все нарастает - и вот уже и свой превращается в чужого. Эмоции сделали свое дело, привели к результату, которого мы вовсе не хотели. Эмоции распорядились за нас.

Подобные документы

    Основные типы современной семьи. Добрачное поведение молодежи. Семья как социальная ячейка. Браки без любви. Риск дезинтеграции общества. Формы моногамной семьи в России. Рост количества незарегистрированных браков. Роль семьи в современном обществе.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Определение понятия "семья", характеристика ее типов. Особенности детности семьи, роль статуса родителей. Динамика браков и разводов в современном постиндустриальном обществе. Семьи с неродным отцом или матерью, популярным холостяцкого стиля жизни.

    реферат , добавлен 16.06.2013

    Понятие и типология семьи, спектр ее функций по отношению к обществу и человеку. Особенности развития молодой семьи, функциональные и структурные группы проблем. Современные особенности вопроса планирования семьи. Профилактика ситуаций разводов.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

    реферат , добавлен 25.11.2016

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Анализ методических основ изучения браков и разводов в молодежной среде. Исследование основных теорий семьи. Определение факторов и причин, влияющих на принятие решения о разводе. Характеристика мероприятий, направленных на укрепление института семьи.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.

План

Введение

  1. Семья как ячейка общества
  2. Здоровый сон и питание - залог здорового секса
  3. Тайны здорового секса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Цель реферата - дать характеристику сексу и семейной жизни как одному из факторов здорового образа жизни.

1. Семья как ячейка общества

Семья, основанная на браке или кровном родстве, - малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистическая индустриализация раз рушила связь семьи с домашним производством, оставив у неё из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей стало состоять из супругов и их детей.

Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья - это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья - это далеко не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, но нужны как условие существования семьи, а не её цель.

Основная функция семьи - обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Именно семья создаёт условия для первичной социальной ориентации детей; отсюда её новая функция - повышение социальной активности супругов, установление тесных взаимоотношений между семьёй и обществом, семьёй и государством. В свою очередь государство стремится к созданию и укреплению гармонично развитых семей, создаёт специальные службы, подготавливающие молодёжь к вступлению в брак, организует помощь одиноким людям, желающим создать семью, открывает консультации по вопросам материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми, их воспитанию и др. Наконец, смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей обоих супругов, заботе их друг о друге, в удовлетворении потребности влюблённых всегда быть вместе.

Эволюция семьи, то есть её история и развитие, складывается из определённых фаз: предбрачного периода, периода взаимной брачной адаптации (между регистрацией брака и рождением детей), естественной редукции, связанной с уходом из семьи её членов (брак взрослых детей, смерть одного из родителей).

В сексологии семья рассматривается с нескольких точек зрения. Так, в теории клиринга брачного наряду с факторами физической привлекательности, материальным, духовным, психологическим учитывается также сексуальная совместимость супругов, исходя из их половой конституции и модели полового поведения. Например, сексуальные проблемы могут возникнуть в семье, где супруги придерживаются (по моральным или религиозным убеждениям) прямо противоположных образцов полового поведения. Чаще всего мужчинам, особенно молодым, свойственна “тигровая” модель полового общения, основанная на принципе максимального диапазона приемлемости ("между супругами всё дозволено"). Женщины же чаще придерживаются пуританской, или "долговой", модели полового поведения. Оптимальная совместимость будет у тех супругов, которым из множества схем полового поведения присуща одна и та же или очень близкие друг другу модели полового общения. При определении сексуального здоровья как культуры интимных отношений выявляется значение сексуальной функции семьи, функции удовлетворения сексуальной потребности, получения полового наслаждения. В контексте теории семейного здоровья вместе с сексуальной функцией рассматриваются и другие функции: экономическая, финансово-бюджетная, демографическая, педагогическая, организации досуга и др. В формировании сексуального здоровья детей и подростков преобладает педагогическая функция семьи. Остальные функции направлены на организацию материальных (экономическая и финансово-бюджетная) и духовных (педагогическая и организация отдыха) факторов здорового образа жизни семьи в целом и в сфере интимных отношений в частности.

Семья, являясь ячейкой воспроизводства населения, играет существенную роль в его демографическом развитии. От особенностей формирования и стабильности семьи, от числа детей зависят темпы роста населения. Семья здесь выступает как непосредственный объект демографической политики, поскольку социальное управление демографическими процессами невозможно без учета специфики современной семьи. Урбанизация и революция сексуальная изменили ролевую структуру семьи, функции мужа и жены, повысили авторитет и влияние женщины матери, изменили представление о "главе семьи", ослабили авторитарные методы воспитания и т. д. Изменилась функция семьи в сторону ее психологизации и интимизации. По мере того, как некоторые старые экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети.

Интимизация внутрисемейных отношений повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака. Существенные сдвиги претерпевает и сексуальное поведение в браке. Можно предположить, что современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Резко выросли в последние десятилетия сексуальная активность женщин и их требования к половой жизни. Уменьшается число женщин с фригидностью или аноргазмией.

В половом воспитании детей и подростков большое значение имеет педагогическая функция семьи. Как известно, семья является одним из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности человека невозможно чем-либо заменить. Особенности взаимоотношений в семье сказываются на формировании личности ребенка. Морально-психологическая атмосфера, в которой прошло его детство, во многом определяет и сексуальную удовлетворенность и психическое благополучие человека, когда он становится взрослым. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы - все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Большое значение для формирования полоролевого поведения имеет непосредственное подражание детей родителям. Жизнь родителей служит тем первым социальным образцом, который для ребенка оказывается примером человеческих отношений. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. В процессе развития семьи ей свойственны влияющие на ее психологическую атмосферу кризисы. Их причиной могут стать перемены в семье, вызванные изменениями ее состава и другими событиями (изменение социального статуса, внебрачные сексуальные связи, алкоголизм и др.), даже положительные явления, изменяя жизненный стереотип семьи, требуют адаптации к новым семейным ролям (на пример, супруга, родителя, дедушки, бабушки). Неспособность или нежелание выполнять свои новые обязанности нередко обостряют отношения, ведут к семейным конфликтам. Отсутствие детей также создает конфликтную, иногда доходящую до развода ситуацию в семье.

Нельзя утверждать, что семья, в которой по тем или иным причинам нет детей, неполная или несостоявшаяся. Но ребенок утверждает необходимость в развитии межличностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, с полным основанием называют "ячейкой общества". Все большее внимание сексологов привлекает рост числа половых заболеваний и других расстройств (сексуальных дисгармоний в супружеских парах, что отрицательно влияет на стабильность брачного союза. И наоборот, нормальные половые отношения являются одним из важных факторов семейного благополучия.

2. Здоровый сон и питание - залог здорового секса

Большинства экспертов отмечают что, люди которые испытывают хронический дефицит сна, страдают снижением сексуальной активности.

Люди часто пренебрегают сном и сексом вследствие напряженного распорядка жизни. В результате даже в выходные и праздничные дни, они предпочитают подушку сексуальному партнеру. Люди, работающие по ночам, часто отличаются раздражительностью из-за перевода их биологических часов и нарушения сексуальной функции. С другой стороны депрессия может проявляться нарушениями сна и снижением либидо.

Следует отметить, что лечение антидепрессантами, снижающими потенцию, может еще больше усугубить сексуальные расстройства. Медицинским состоянием, связанным с нарушением сексуальной функции являются так называемые апное во сне (часто проявляющиеся звучным храпом), которые не только нарушают глубину сна, но и способствуют снижению выработки мужского полового гормона — тестостерона и как следствие — уменьшению полового влечения. Поэтому улучшение качества сна за счет установления четкого режима сна и бодрствования, исключение кофеина, алкоголя и никотина позволяет надеяться на оживление сексуальной жизни, отмечают ученые.

В организме человека, как и во всей природе, должен поддерживаться соответствующий химический баланс. Этот баланс зависит от уровня содержания различных минеральных веществ. Российские ученые-химики на протяжении долгих лет пытались составить такую таблицу, где все эти вещества нашли бы свое эффективное предназначение и стали доступны каждому. Но поскольку никому из них во сне эта таблица не являлась, гордые химики обратились за помощью к знатокам человеческих душ - специалистам в области малой психиатрии. Тем самым, которые занимаются изучением и лечением всех пограничных состояний личности, от депрессии и невроза до импотенции и бесплодия. Психиатры одобрили идею биохимиков. Наученные опытом, они сами уже долгое время твердили, что чувственная сфера человека, стрессы и конфликты, агрессия и чрезмерная ` впечатлительность зависят не только от воспитания и духовной сферы личности, а напрямую связаны с биохимическим составом крови и костей, управляя которым, можно воздействовать на центральную нервную систему и предотвращать как раковые, так и психосексуальные заболевания, ставшие одной из главных проблем нашего времени.

Мужчинам, чья сексуальная активность снижена, следует добавить в рацион питания побольше кальция. А тем, кого беспокоит проблема образования спермы (сперматогенез), ученые рекомендуют повысить употребление фосфора. Фосфор отлично помогает организму усваивать витамины и преобразовывать пищу в энергию. Исследования показали, что продукты, в которых он содержится, улучшают работу мозговой массы, повышают интеллектуальные возможности и стабилизируют эндокринную систему.

В сохранении мужского здоровья не последнее место ученые отводят цинку. Он, как и фосфор, способствует образованию спермы, а у обоих полов улучшает биосинтез любых веществ. Мужчинам, которые с образованием семени проблем не испытывают, но чье семя не всегда оказывается способным к зачатию, специалисты рекомендуют употреблять марганец. Он предотвращает болезни простаты и улучшает репродуктивную функцию. У обоих полов улучшает внимание. У женщин способствует образованию материнского молока и обладает свойством улучшать тенденцию заботы о потомстве.

Женщинам, комплексующим из-за невнушительных объемов груди, специалисты отвели в таблице особое место. Молибден и никель здесь незаменимы. Молибден увеличивает объем груди. Еще сильнее действует никель. Соединение этих двух элементов дает непревзойденный результат. Молибден помогает и пожилым мужчинам, повышая потенцию. Гречневую кашу-размазню сексологи также советуют есть женщинам после родов. Она залечивает геморроидальные шишки.

Кремний улучшает у женщин привлекательность. Обеспечивает гладкость кожи и динамику поведения.

Очень много людей жалуется на твердость кожи. У некоторых, если провести рукой, она напоминает наждачную бумагу. Таким людям необходимо повысить потребление селена. Он смягчает кожу, делает ее эластичной и гибкой, также предотвращает образование некоторых опухолей. А мужчинам приносит облегчение при увеличенной простате.

Люди постоянно находятся под воздействием вредных веществ. Избавляет организм от токсинов и ядов и защищает от вирусных инфекций германий. Более того, он усиливает либидо (сексуальное желание) и иммунную систему. Съев головку чеснока, вы непременно добьетесь успеха на сексуальном поприще. Главное - вовремя почистить зубы или, по крайней мере, воздержаться от нежных прикосновений губами обонятельных органов партнера.

Здоровье нервной системы, как и сексуальной, во многом связано с нехваткой в организме минералов. Калий предотвращает инсульты и положительно влияет на регуляцию сердцебиения. Он полезен для здоровья нервной системы, так как усиливает переживание положительных эмоций и влияет на общую активизацию.

Психиатры уверяют, что практически все болезни кишечника возникают от всевозможных стрессов. Включив в рацион питания магний, вы уменьшите стрессовую реакцию и улучшите работу кишечника. Магний также повышает переживание позитивных эмоций и облегчает предменструальный синдром, регулирует белковый обмен и хорошо влияет на образование белков спермы у мужчин.

Притормозить процесс старения помогут натрий и сера. Натрий задерживает старение и улучшает пластику движений, делает мышцы более гибкими, активизирует проводимость нервных импульсов, регулирует лимфосистему. А сера улучшает регуляцию теплообмена, замедляет старение, улучшает тонкую сенсорную чувствительность и положительно влияет на внимание.

Молодость никогда не проходит бесследно. За горячие переживания и пылкие чувства мы расплачиваемся после тридцати, когда начинает стонать сердечко и уровень гемоглобина опускается ниже нормы. Железо регулирует функции эритроцитов, повышает производство гемоглобина, хорошо влияет на густоту волосяного покрова, а также на захват и перенос кислорода, напрямую связано с работой сердца. Медь формирует красные кровяные клетки, она полезна для здоровья суставов и нервов, улучшает выработку гемоглобина.

Гормон фенилэтиламин увеличивает и улучшает возбудимость во время половых контактов, переживания удовольствия, глубину оргазмического чувства, а также активизирует поведение. Его очень много в горьком шоколаде и какао. Съедать полплитки шоколада и стакан горячего сладкого какао лучше всего с утра. А вечером врачи вообще запрещают употребление этих продуктов, равно как и есть по вечерам сыр и яйца.

3. Тайны здорового секса

Мужчины, занимающиеся сексом три раза в неделю или чаще менее подвержены инфарктам и инсультам, утверждают ученые из Королевского университета в Белфасте (Ирландия). А вот "внезапные" инфаркты в постели с некоторыми немолодыми любителями острых ощущений случаются не из-за секса как такового, а из-за банального физического перенапряжения.

При накоплении сексуального напряжения (то есть при воздержании) выработка инсулина снижается. А после оргазма и у мужчин, и у женщин все железы внутренней секреции, в том числе и поджелудочная, приходят в тонус. Выработка инсулина повышается, стимулируется углеводный обмен. Потому эндокринологи считают регулярные занятия любовью отличной профилактикой диабета второго типа.

Любовная игра и ее энергичное завершение требуют работы десятков мышц, некоторые из которых "простаивают" даже при активном занятии спортом. Сердце активнее качает кровь, и она устремляется по сосудам с большим напором. Из-за этого не только раскрываются самые мелкие капилляры, но даже могут прорастать новые! По науке это называется ангиогенез.

Во время бурных ласк увеличивается не только выработка слюны, но и повышается концентрация в ней антибактериальных веществ, которые уничтожают вредных микробов, разрушающих зубную эмаль. Так что секс в определенной степени можно назвать самой приятной профилактикой кариеса.

Во время сексуальных утех организм переключается с психотравмирующей ситуации на волну счастья. Причина - выброс в кровь нашего природного антидепрессанта - "гормона радости" окситоцина и при этом снижение уровня гормона стресса - кортизола.

После секса в организме возрастает производство гормона пролактина. Это, в свою очередь, заставляет стволовые клетки мозга образовывать новые нейроны в центре, отвечающем за обоняние.

Непосредственно перед оргазмом увеличивается образованию эндорфинов, которые оказывают болеутоляющий эффект при любом типе боли, начиная от головной и кончая болями при артрите и даже мигрени. У женщин занятия сексом стимулируют выработку яичниками женского полового гормона - эстрогена, который может подавлять боли, связанные с ПМС.

Американские сексологи предлагают рекомендации для повышения сексуальной удовлетворенности партнеров. Возможно, они пригодятся вам. o Хороший секс начинается, когда вы еще одеты. Помните, что атмосфера в спальне зависит от отношений между партнерами и их чувств, умения создать настроение друг другу.

Подумайте о себе, как о сексуальном существе, о своих эротических переживаниях, что вам нравится и не нравится в собственном сексуальном поведении.

Побеспокойтесь сами о своем удовольствии и желаемых ощущениях, не считайте, что это должен "обеспечить" партнер.

Серьезность нужна во многих жизненных ситуациях, но не в сексе. Слишком серьезное отношение, ответственность, чувство вины убивают секс.

Примиритесь с тем, что ваши взгляды на те или иные стороны секса могут не совпадать со взглядами партнера.

Относитесь реалистично к своим сексуальным ожиданиям, не ждите неземного блаженства от каждого сексуального контакта: люди - не совершенные механизмы с заданной программой.

Заключение

Каждый поступательный этап развития общества привносит в нашу жизнь не только новые достижения научно-технического прогресса, но и новые требования к выживанию человеческой популяции как биологического вида.

Изменяя окружающую среду, меняя свой быт, привнося в свою жизнь новшества технического прогресса, организуя производственную, учебно-воспитательную и другую деятельность необходимо, прежде всего, на несколько шагов вперед продумывать, как скажется это на здоровье людей, и какие мероприятия необходимы для сохранения и улучшения здоровья.

Однако одной из самых важных проблем является изменение мировоззрения людей в отношении здорового образа жизни.

Реализация внедрения здорового образа жизни в повседневную деятельность людей должно осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс, требующий порою смену не одного поколения. Ведь важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, достоянием государства. И тогда это будет являться неотъемлемой частью жизни людей.

В данном реферате были рассмотрены такие факторы здорового образа жизни как секс и семейная жизнь.

Список использованной литературы

  1. Жуковин И.Ю. Формирование культуры и традиций здорового образа жизни как основополагающего фактора оптимизации развития и жизнедеятельности подрастающего поколения. - М., 2000.
  2. Здоровый сон - залог здорового секса // Пикантные новости. - 15 сентября 2005.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Медицина, 1999.
  5. Нацпроектам нужны фонды // Деловой Петербург. - 25 декабря 2006.
  6. Татевосов Г. Вкусный кекс, здоровый секс… Мы - это то, что мы съели // Вечерняя Казань. - 7 августа 2003.

Вы вероятно часто слышите, как леваки со дня на день собираются отменить семью. Почему? Зачем? Если посмотреть внимательнее, то очевидными станут мелкие частно-эгоистические мотивы. Чем мельче левак, тем сильнее ему мешает семья, тем сильнее у него по этому поводу реформаторский зуд. Семья мешает леваку тем, что жутко стесняет его левака личную свободу (которая превыше всего). Свободу расслабляться и околачивать груши.
Пока левак маленький (таких большинство), леваку мешает надзор со стороны папы и мамы. Это страшно закрепощает левака. Не даёт ему, к примеру, спокойно зависать у пацанов после 10 вечера. Без этого левак давно бы уже сделал революцию. Может даже две. Когда левак большой (таких мало, редкий подвид; начав зарабатывать и начиная активную деятельность в соотв. со своей классовой принадлежностью большинство из них перестаёт играться в ррреволюционную романтику и резко сливается в либералы, чтобы с глубокомысленным прищуром, ежесекундно затягиваясь, рассказывать окружающим как они разочаровались в революции и прозрели), так вот, когда левак большой, семья мешает леваку… — зависать у пацанов. А вы что думали? Всё так же, зависать у пацанов и раскрепощаться. Жена, ребёнок, их надо обеспечивать, посвящать им своё время. Ах, если бы жена и ребёнок не держали левака, не связывали бы его по рукам и ногам. Левак давно бы уже раскрепостился. Высвободил бы всю свою что ни на есть сексуальную энергию (жена не в счёт, она, положа руку на сердце, уже порядком поднадоела да и уже не торт). Несколько таких половых гигантов (может быть даже 100!) собрались бы вместе и через сложный и свирепый ритуал произвольного пересечения и сочетания своих половых (и не только) органов, объединили бы раскрепощённые энергии в один мощный оргазмический поток. И устроили бы, таки, революцию. Может даже две. Но жена, дети мешают. Сотни, тысячи аппетитнейших баб мира (ну, или, по крайней мере, пара неустроенных хабалок с соседнего двора) так и стоят в очереди, неудовлетворённые. Раскрепощения нет. Революции тоже нет. Одни экзистенциальные страдания.
Поэтому семью надобно отменить. Кто же будет обеспечивать и воспитывать детей? Это обязано будет сделать государство. Пока левак будет зависать у пацанов и раскрепощаться. Но тут тоже возникает проблема. Дело в том, что государство… тоже надо отменить. Оно тоже так или иначе стесняет свободу левака, тоже мешаем ему раскрепощаться. Дилемма решается примерно так: семья и государство должны быть отменены непременно (ведь вопрос частной свободы зависать и раскрепощаться — вопрос приоритетнейших либеральных ценностей: когда речь идёт о личных частных хотелках, всё остальное идёт по-боку); решение же об обеспечении и воспитании детей откладывается на неопределённый период, как вопрос совершенно второстепенной важности. Ррреволюционно. Либерально.

Какая роль в социалистическом обществе отводилась (и отводится) семье?

Основная функция семьи — обеспечение и воспитание потомства (воспроизводство человека). Временные или постоянные союзы особей с такими целями вполне наблюдаемы даже у животных. У человека в частнособственнических антагонистических обществах на это отношение также навешивалась функция контроля над собственностью (воспроизводство собственника). Которая, впрочем, в этих обществах была исторически преходящим явлением и в разные эпохи имела разную значимость. В современных условиях действуют разнонаправленные тенденции (классово специфические). Напр., крупное капиталистическое предприятие представляет собой сложную экономическую систему, управление которой не может быть доверено кому попало (печальная судьба СССР и множества организационно-экономических образований калибром поменьше — другим наука), при том срок её существования (стратегическая установка: существовать и развиваться вечно) значительно превышает срок жизни собственника-основателя. Поэтому нормальной является практика целенаправленного воспитания будущего управления с малых лет. Наследники уже с детства ориентированы на своё жизненное предназначение, и реализовать такое воспитание удобнее всего в собственной семье (см. историю ИКЕА в качестве наглядной иллюстрации). На общегосударственном (общережимном) уровне аналогичную защитную стратегию в плане передачи госвласти использует, напр., режим КНДР, доказав на практике её эффективность (впрочем, то, что позволено крупным капиталистам, не позволено каким-то Кимам, их надо зафукать и дождаться проталкивания реакцией своего северокорейского горбачёва).
В общем, сейчас на Западе есть две тенденции: а) укрепление семейных отношений у господствующих классов (помимо формальной передачи собственности, это диктуется необходимостью эффективного стратегического управления собственностью и бизнесом); б) коррозия семейных отношений в среде эксплуатируемых классов (это доведение до логического завершения тенденции атомизации; эксплуатируемый должен быть максимально изолирован и одинок, поскольку один в поле не воин, а чем больше раб не воин, тем удобнее хозяину и его режиму; в то же время буржуазный режим предпочитает политкорректных янычар рискам автономного семейного воспитания, где будущий рабочий скот неизменно набирается классовых установок, отсюда и усиливающееся вмешательство в сферу семейных отношений, где роль родителя всё больше сменяется смешанной ролью лицензированного мудрыми чиновниками наблюдателя-соинвестора; буржуазное государство (выражающее, напомню, здесь интересы господствующего капитала) всё отчётливее становится здесь третьей стороной в семье, покровителем и арбитром, интересы родителей и детей, поляризуются и антагонизируются; в свободном мире, как видим, даже здесь без всевидящего ока никак).

В СССР, как вы понимаете, не особо волновались по поводу частнособственнической функции. Почему же не передали функцию обеспечения и воспитания детей государству, и не отправили институт семьи на свалку? Тому было несколько веских причин.

Первая причина экономическая. Государство ни при каких раскладах оказалось неспособно потянуть такую масштабную задачу. Одна только задача социализации беспризорников и сирот оказалась нетривиальной и ресурсоёмкой. Это при том, что параллельно решалась масса других жизненно важных экономических задач и каждый рубль, каждый практик был на счету. А задача воспроизводства человека, как мы уже обсуждали, имела первостепеннейшую важность. Позиция государства была такова: обеспечение и воспитание потомства это право и обязанность родителей; государство обязуется сделать всё возможное, чтобы всемерно помочь им в этом деле. Об этом просто и доходчиво в своё время говорил Луначарский [см.: Луначарский А.В. О быте. — Л.: Государственное издательство, 1927].

Вторая причина идеологическая. Дело в том, что в стратегической перспективе Советской власти нужен был самостоятельный человек , и постепенное снижение роли государства (деполитизация). Такая перспектива явно декларировалась в области идеологии. Процесс имел такой же характер, какой имеет взросление и становление человека в персональной перспективе. От всемерной опеки родителей человек переходит к автономии действий, а затем к полной самостоятельности. Когда это случается, никакая опека ему уже не нужна, потому, что он уже полностью автономен, суждения его зрелы, ему не нужны ни подсказки, ни страховка. Напротив, он сам начинает заботиться о родителях и близких.
Собственно, тенденцию ослабления государства в СССР и утрату роли партии можно проследить исторически. Но если в перспективе социалистическое государство отмирает, то обеспечение и воспитание детей становится непосредственной заботой граждан. Советская семья — это автономная ячейка воспроизводства человека . Государство отдало, децентрализовало эту важнейшую функцию, признав в этом вопросе самостоятельность и автономию граждан, оставив за собой лишь поддержку (по типу того, как в капиталистических режимах государство, под давлением господствующего капитала, устраняется из различных сфер экономики, отдавая оные на волю частных капиталов, и оставляет себе только самые общие функции обслуживания их интересов, роль «ночного сторожа»). В СССР существовали мощные государственные программы поддержки материнства и детства: инфраструктура обслуживающих учреждений (молочные кухни, специализированные медицинские центры, и др.), широкий спектр образовательных учреждений, агитационно-пропагандистские и информационные программы, правовая защита. Тот же брак (юридическое оформление семейных отношений), к примеру, в отличие от буржуазного контракта, выражавшего, скорее, покупку жены/мужа или обмен дохода на интимные услуги/потомство, в СССР предназначался в первую очередь для формальной защиты матери и ребёнка. При этом советское право избегало юридической фетишизации и смешения понятий семьи и брака. В силу автономии отношения брак можно было регистрировать, можно было не регистрировать (автономное дело граждан), но если в результате этого социального отношения появлялся ребёнок, то государство принуждало отца участвовать в его содержании, независимо от того, состояли ли родители в браке.

Так, что, уничтожает социализм семью или нет? Нет, наоборот. Семья — это та самая автономная ячейка, в рамках который каждый самостоятельно решает наиважнейшую общественно-важную и в то же время лично значимую задачу воспроизводства человека (себе подобного и лучшего), постоянно вступая при этом в ассоциации с другими ячейками и общественными группам. Это формы реализации будущей свободы прямо сегодня. Именно поэтому буржуазное тоталитарное государство всеми правдами и неправдами ломится в эту сферу с контролем и регулированием (уже сейчас давая многочисленные примеры использования этих средств в репрессивных целях: лишая неугодных под надуманными поводами права и возможности автономного воспроизводства). В свете сказанного нападки на семью особенно забавно слышать от всевозможных леваков, которые при том громче всех хотят Свободы™. В таких случаях часто советуют «либо крест снять, либо трусы надеть» (в случае с леваками, трусы было бы неплохо ещё и предварительно постирать).

Исследование закономерностей развития социального института семьи было проведено Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. — 50 т. — Т. 21, с. 23-178.] (основывается на конспектах и записях Маркса, на обширном научном материале, охватывающем буквально весь земной шар и различные исторические эпохи; отдельные исследования, положенные в основу анализа и позволившие Марксу с Энгельсом увидеть систему в зафиксированных фактах жизни различных культур, были не меньше чем делом жизни для собравших их исследователей — Морган, напр., провёл порядка 40 лет среди североамериканских индейцев). Энгельс показывает причины возникновения семьи, последовательность изменения её форм и функций, существенные причины таких изменений. Он выдвигает и доказывает тезис, что формы и функции семьи (а следовательно и характер половых отношений) не произвольны, а определяются господствующими общественными отношениями, которые сами являются функцией уровня развития производительных сил (включая самого человека). Из тренда проведённого Энгельсом отчётливо видно (и это подчёркивается), что идёт эволюционное поступательное ограничение беспорядочных связей и половых свобод в общественных интересах (которые начинаются в интересах личных и в конечном счёте, в долгосрочной перспективе удовлетворению личных интересов и служат). Интерполируя выявленный тренд в будущее Энгельс указывает на то, что современная ему моногамия, в действительности не является истинной моногамией, т. к. отражает господствующие в обществе отношения и соответственно деформирована постоянно действующими частными интересами (в итоге, как это типично для капиталистических отношений декларируется одно, а практикуется нечто другое, часто совершенно противоположное; в половой сфере, напр., формальный моногамный брак дополняется широко распространёнными внебрачными связями и проституцией, сам этот брак в большинстве случаев является браком по расчёту и часто сам по себе сводим к одной из форм проституции, разница лишь в договорных сроках контракта купли-продажи). Энгельс же указывает, что в среде, где нечего делить, где в человеческие отношения не вторгаются отношения частной собственности, начинают действовать совершенно иные причины образования и поддержания семьи. Он делает вывод, что в будущем обществе, построенном на равноправных, товарищеских взаимоотношениях между его членами, основой половых отношений будет служить не меркантильный интерес (и не драйверы статусного потребления, добавим мы, или какие-то иные частнособственнические производные), а подлинные человеческие чувства, полноценная любовь (которая во все иные эпохи, в силу специфики общественных отношений, в институализированной области семьи и брака была скорее исключением, пробивающим себе дорогу к самореализации вопреки условиям бытия, чем правилом). Минимальной ячейкой воспроизводства человека является парный союз между мужчиной и женщиной, а какие формы примет эта семья будущего, трудно сказать, говорит Энгельс, в любом случае они будут подчинены новым общественным отношениям.

То, что теоретически предвосхищал Энгельс, советское государство вынужденно было реализовывать на практике. Не в качестве прихоти или идеологической догмы, а сама логика действительности потребовала этого. Поэтому Советское государство, столкнувшись с задачей воспроизводства человека в условиях формирования новых общественных отношений, всеми средствами поддерживало семейное отношение и принимало меры (иногда мягкие, иногда жесткие и решительные) к подавлению всех тенденций и явлений, разрушительных для нормальных здоровых семейных отношений, противоречащих идеологическим установкам и логике прогрессивного общественного развития (в полном соответствии с теми объективными нравственными критериями, о которых