Роль примера святых в воспитании детей. Святые православия как элемент воспитания

Дети в православном обществе воспитывались на послушании своим родителям и почитании их. Почитать мать и отца воспринималось как заповедь Божия, без соблюдения которой было невозможно благополучное взросление человека. А женщина и знали свою ответственность семейного служения и осознавали свой долг по духовному воспитанию детей. Родители понимали всю необходимость мудрых педагогических разговоров с ребёнком в семье.

Таким образом, все древнейшие православные традиции определяют особую роль семьи в воспитании детей, а, следовательно, и в формировании всего христианского, православного общества и человечества в целом. А в основе воспитания детей лежит воспитание родителями самих себя. И это единственный верный путь.

Поскольку только собственным примером можно научить ребёнка любить и почитать родителей, быть нравственно и духовно развитыми, честными и ответственными и быть готовыми к тому, чтобы воспитывать уже своих детей и заботиться о них. И делать это также, на основе собственных примеров и через воспитание самих себя.

На основе статьи христианина,отца
двоих детей, организатора паломничества
по святым местам России, Александра Котилина.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения .

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

З начение педагогических идеалов в воспитании подрастающих поколений трудно переоценить. Если обратиться к господствующей сегодня парадигме личностно-ориентированного образования, то в его сущности обнаруживается представление о некоей идеальной модели личности. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а каковы же источники этих педагогических идеалов? Как они формируются? Обнаруживается, что исподволь нам предлагаются образы либеральных свобод, адекватного им образа жизни и средств формирования человека такого общества. Полноценный критический анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня ясно, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

О бращение к образам русских православных святых как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и должно получить свое теоретическое осмысление.

К аждый человек бесконечно ценен и важен, уникален и неповторим. Это аксиома православного сознания, которая принята сознанием современного общества. Однако многие сегодня не знают и не хотят знать, что христианство, открыв в человеке личность, увидев в каждом человеке неистребимый никакими унижениями образ Божий, тем самым переменило пути человеческой истории. Христианством каждому человеку указан путь обожения, становления новым творением во Христе. Многие люди, шедшие этим путем, достигли святости и стяжали Святой Дух еще в своей земной жизни. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

С егодня, как никогда, важна просветительская деятельность среди детей и молодежи, для здорового духовного и физического развития которой необходим высокий нравственный идеал, образец, которому она может подражать. Жизнь святых угодников многие столетия являлась и в наше время является таким идеалом нравственного совершенства. Самое важное заключается в том, что противостоять идеологии общества потребления светские идеалы недавнего прошлого, обыденные нравственные нормы оказываются не в состоянии.

С исторической точки зрения Православие уже более тысячи лет назад и создало нашу страну - Святую Русь. Раскрывая значение представлений о «Святой Руси», мы понимаем ее как святыни русской земли, ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы и, прежде всего, как собор наших праведников, святых. По словам Д.С. Лихачева в понятии Святая Русь объединялось то, что «освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и вне земного, реального и было бессмертно...» Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими слово Христово. Они стали на путь очищения своей души от греха, на путь стяжания Духа Святого. Слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся» - выражают сущность идеи святости.

С мысл обращения к русским святым в том и состоит, что именно они определяли строй мысли русского человека, формировали мироощущение гражданина Святой Руси. Своим подвигом святые помогали человеку освобождаться от греховного в себе и, обретая душевную чистоту, сделаться менее уязвимыми для искушений. Жизнеописания русских святых для современного учителя могут служить тем практическим материалом, в котором он найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

В житиях святых скрыт образец решения межнациональных проблем, которые обрушились на нашу страну вместе с крушением пролетарского интернационализма. Так, среди учеников преподобного Александра Свирского были и русские, и карелы, и вепсы и многие другие. Но не было между ними национальной розни.

Д ля современной молодежи важно правильное понимание жизненной успешности. Переводя это понимание в духовную плоскость, мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если и не обладали ими от рождения. Они умели выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили, выстоять перед «духом века сего», призванного «победить мир», - победителями стали они. Обращение к истории русских святых князей, монахов, священников, простых мирян наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

К сожалению, бесценный духовно-нравственный потенциал жизнеописаний православных святых практически мало доступен современному школьнику. Церковные издания в основном носят репринтный характер и никак не адаптированы к восприятию современного человека. Среди них есть выдающие тексты, например, свт. Димитрия Ростовского. Но многие из книг дореволюционных церковных авторов достаточно заурядны и педагогически малоценны. В обилии тиражей морально устаревших житийных текстов сокровища русской святости оказываются спрятанными и трудно раскрываемыми для современного школьника.

О браз русского православного святого должен быть раскрыт растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира в силу «пенсионной» немощи. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

Н а примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям. Показать, что и они сами могут строить свою жизнь в соответствии с этими идеалами, и для этого важны не какие-то выдающиеся способности или исключительные условия, а для этого надо научиться заботиться о своей душе, жить по совести и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас изначально.

К ак донести до подрастающего поколения то духовное сокровище, которым мы обладаем благодаря подвигу святых? Одним из перспективных в педагогическом делании путей здесь может служить обращение к воплощению образов святых в художественных произведениях. С помощью художественной литературы, художественных фильмов, основой которых является подвиг святых, можно успешно формировать в юной душе высокие нравственные качества. Любовь к Родине, уважение к старшим, забота о близких, трепетное отношение к окружающей среде, умение жертвовать собой ради высоких целей, уважение к вере отцов - все эти добродетели можно найти в каждом житии православных святых прошлого и новопрославленных святых.

В практике советской школы был накоплен большой положительный опыт патриотического воспитания на произведениях, в которых описывались героические поступки подростков в годы Великой Отечественной войны. Книги и кинофильмы героико-патриотического содержания вызывают большой интерес в детской и подростковой среде. Их волнует образ героя, посвятившего себя служению Отчизне. Многие дети на долгие годы запоминают эти образы, стремятся подражать им в своей жизни. Сетования на то, что современные подростки подражают агрессивным образам американских боевиков, не изменят ситуацию. Необходимо противопоставить им героику духовного подвига в доступной и понятной детям форме. Простой пересказ, копирующий стиль произведений XIX века, не привлекает внимания ребенка и создает невыразительный, плоский образ Православия и его святых.

М ежду тем, жизненные перипетии православных святых, близких нам по времени - это неисчерпаемый источник для создания героических образов, так необходимых современному школьнику. Лагеря, ссылки, внутренняя борьба и многое другое, выпавшее на их судьбу, не сломили их духа, показали истинный источник духовной силы. Русское Православие показало свое необоримое величие именно в период государственного атеизма, в период гонений. Твердое стояние в вере дало России и всему православному миру сонм великих святых - исповедников и новомучеников Российских.

В каждой местности есть близкие примеры новомучеников. Для нас таким образцом, который и сегодня вызывает острые переживания, может служить жизнь и смерть царской семьи, подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая, будучи сброшена в шахту и обречена, оказывала помощь страдающим рядом. Педагоги не имеют права пройти мимо, не воздав должной памяти новомученикам, не раскрыв подрастающим поколениям их подвиг.

В каждой школе необходимо собирать библиотеку о житиях православных святых, как прошлого, так и настоящего. При этом важно собирать не только церковную литературу, но и художественные произведения о подвижниках духа. Приобщившись через художественный образ к их подвигу, дети и юношество смогут в последствии обратиться и к житийной литературе, так она для них наполнится личностными переживаниями и смыслами.

О бращение учащихся к образам православных святых можно осуществлять в краеведческой работе школы. Поисковая деятельность увлекает подростков, заставляет переосмыслить услышанное на уроке, глубже понять внутреннюю жизнь человека. Встречи со свидетелями гонений, многие из которых еще живы, помогают увидеть историю не как абстрактные закономерности, а как борение человеческого духа в немыслимых порой условиях. Греческое слово «мученик» (martiros) означает «свидетель». Каждый человек - свидетель вопиющей несправедливости мира, лежащего, по слову апостола, «во зле», но лишь у христиан это вызывает жгучий стыд, угрызения совести, стремление выправить жизнь на добродетельных основаниях.

С тавя вопрос о воспитании современного школьника на образах православных святых, педагог должен взять на себя труд научиться создавать своей речью такой образ, который переживается ребенком, западает ему в душу, вызывает потребность подражать. Это требование к речи педагога осуществимо при глубоком знании предмета разговора, личностном переживании учителем материала, высокой культуре речи и правильных педагогических установках. Этот большой труд необходим потому, что идеалы, заложенные в детстве и юношестве, оставляют след в сердцах детей на всю жизнь, оказывают неизгладимое влияние на формирование личности ребенка. Мы призваны сделать так, чтобы наши дети стали милосердными, как великая княгиня Елизавета Федоровна, самоотверженными, как святитель Лука Крымский, праведными, как Симеон Верхотурский, мужественными, как адмирал Федор Ушаков, умеющими противостоять неправде и злу, как святитель Афанасий (Сахаров) и многие-многие другие святые, в земле Российской просиявшие.

О бращение к образам русских святых может оказать существенную помощь в воспитании школьника как будущего семьянина. Сегодня средства массовой информации трубят о неизбежности конфликта поколений между собой. Действительно, духовные силы современной российской семьи серьезно подорваны, но стремление жить семьей еще сохраняется, нормы семейных отношений еще не утрачены. Навязывание либеральной морали «независимости», свободы от семьи строится на очевидных подменах глобалистского проекта: унификации и сокращения рождаемости. Вместо семейных отношений, основанных на любви, предлагаются от имени государства отношения правовые, обеспечивающие молодежи жизнь в кредит, а старикам приют или хоспис. Молодые люди, восстановленные против своих близких, пытаются обрести квазисемью в неформальных объединениях, асоциальных группах, сектах, партиях и т.п.

В житиях описано немало случаев отказа святых от своих личных намерений уйти из мира в монастырь из-за семейных обязанностей. Святой преподобный Сергий Радонежский собирался в монастырскую обитель, но, вняв просьбам родителей, оставался с ними до их кончины. Святой Иоанн Златоуст, будучи единственным сыном овдовевшей матери, не посмел бросить ее, когда она не захотела благословить его на уход из мира.

О бращение к образам русских православных святых в воспитании важно еще и потому, что преодоление раскола между культурой и религией в современной России, первые шаги которого мы наблюдаем в наше время, стало возможным именно благодаря их подвигу. К ним относятся слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф.5:10); «вы - соль земли» (Мф.5:13). Только на пути обретения духовного единства Россия будет способна преодолеть внутренние кризисы, ответить на все вызовы современности. Образы святых, их жизнь и подвиг должны стать частью содержания воспитания в современной школе. Без знания русских православных святых школьнику невозможно постичь глубину русской культуры, подлинный смысл истории России, осмыслить ее сегодняшнее бытие.

З акончим словами Г.П. Федотова:

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России; в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Верим, что каждый народ имеет собственное религиозное призвание, и, конечно, всего полнее оно осуществляется его религиозными гениями. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что всякая культура народа в последнем счете определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры».

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление закончу стихотворением кандидат богословия, поэт и писатель, клирика Балашихинского благочиния Московской епархии протоиерея Владимира Бороздинова.:

Раскинув Руки на Кресте.

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Вы обличетесь в Благодать:

Подобно тому, как Луна светит отраженным светом Солнца, так и всякая классическая литература, музыка и живопись светят отраженным светом культа своего этноса. И если мы внимательно и без всякой идеологической предвзятости заглянем в историю жизни нашего народа, то мы увидим, что вся наша культура своими историческими корнями уходит в недра нашей религии. История государства Российского начиналась с монастырских летописей. Живопись своими корнями уходит в иконопись, а художественная литература – в церковную житийную литературу. Светлую печать религиозного единства мы можем видеть как в древнем творчестве наших предков, так и во многих современных произведениях культуры наших соотечественников. Этот факт наглядно свидетельствует о великой неистребимой силе духовного притяжения религиозных Истин:«Мы все созданы Богом для вечности. И насущной задачей каждого из нас является следующее: понять, в чем состоит образ Божий, каким он явлен миру в Лице Богочеловека Христа. И, затем, побеждая грехи, освобождаясь от их тлетворного влияния, восстановить в себе этот нетленный благодатный образ». Свое выступление отец Владимир закончил своим стихотворением:

Христос зовет в свои объятья,

Раскинув Руки на Кресте.

Он говорит: «Все люди – братья!

Держите зло и грех в узде.

Не позволяйте темной силе

Сердцами вашими владеть.

Храните преданность России,

Не изменяйте Вере впредь!

Такой настрой угоден Богу,

Угоден Матери Христа.

Ее молитвами дорогу

Укажет Небу вам звезда.

Господень Дух сойдет сияньем,

Вы обличетесь в Благодать:

Должны бессмертными вы стать,

Готовясь к смертным испытаньям!»

зо июля по старому стилю 1904 г. произошло великое событие – родился Наследник Российского престола Цесаревич Алексей. “Ваше Величество, сын – настоящий богатырь: вес 4660 г. и рост 58 см.”, – поздравил взволнованного Отца лейб-акушер Дмитрий Отт.

Наследник был долгожданным и вымоленным у Бога ребёнком. Наконец-то из пушек Петропавловской крепости был дан 301 выстрел, что означало рождение Наследника. Одним своим появлением на свет маленький Царевич начинал играть важную роль в большой политике, разрывая цепь интриг, связанных с престолонаследием.

11 августа состоялось крещение новорождённого. Торжественная процессия проследовала в Церковь Большого Петергофского Дворца. Парадную золоченую карету, в которой везли Алексея, сопровождал конвой гвардейских кавалеристов. В Церковь мальчика на руках внесла светлейшая княгиня М.М. Голицина. Чтобы не поскользнуться и не уронить Царственное дитя, почтенная дама приказала приклеить к подошвам своих туфель кусочки материи.

Восприемниками Наследника Престола стали короли Англии, Дании, германский кайзер Вильгельм II (дядя Вилли, как он себя наименовал), герцоги и великие князья. Не забыли и о войсках, сражавшихся в далёкой Маньчжурии: все русские солдаты стали почётными крёстными отцами мальчика.

Родители были счастливы. Но счастье продолжалось не долго. Вскоре обнаружилось, что Наследник болен гемофилией. В трёхлетнем возрасте у Цесаревича случился первый приступ заболевания. Царица упала в обморок. Она знала, что означает это кровотечение, которое нельзя остановить. “Кобургское проклятие” – называли эту болезнь. Она передавалась по наследству по женской лини, но болели ею только мужчины.

За одну ночь Государь состарился на 10 лет. Он не мог смириться с тем, что его единственный сын, его любимый Алексей был обречён на преждевременную смерть или же на прозябание инвалида.

Болезнь в те времена была неизлечимой и смертельно опасной, ведь каждое падение, царапина, удар грозили Алексею смертью. Во время болезни ребёнок испытывал сильнейшую боль. Обезболивающие средства ему не помогали, а наркотики для обезболивания родители не разрешали давать сыну, чтобы он не превратился в наркомана. И Царевич терял сознание от боли. У него поднималась высокая температура, он бредил, стонал и всё время звал мать. Александра Фёдоровна не отходила от сына. Приходя в сознание, измученный ребёнок срашивал у Матери: “Когда я умру, это будет не больно, правда, Мама?” Как это пережить? Как можно слушать такой вопрос от своего ребёнка? Где взять силы жить, зная, что ребёнок “не жилец”, что он может умереть каждый день и каждую минуту? А она жила. Силу жить и бороться за жизнь сына давала Ей огромная материнская любовь и твёрдая вера в Бога.

Когда болезнь отступала, то ушибленную руку или ногу нельзя было разогнуть. Такие больные оставались скрюченными калеками навсегда и не могли передвигаться самостоятельно. Поэтому нужно было лечиться грязевыми ваннами, делать массаж, что тоже причиняло Царевичу боль.

Этот мальчик за свою короткую жизнь вытерпел столько боли, перенёс столько страданий, сколько выпадает не каждому долгожителю. И смерть его была мучительной. Тяжело раненого, его добивали штыками. За что? Даже озверевшие убийцы не смогли бы ответить на этот вопрос.

Первое и самое очевидное, что делают родители: необходимо направить все усилия на сохранение жизни и здоровья ребёнка. Царственные родители так и поступили. Ребёнок находился под бдительным надзором сначала нянек, а с 4-х лет матросов Деревенко и Нагорного. Однако путь гиперопеки оказался неправильным. Поскольку невозможно всё предусмотреть в развитии заболевания, то несчастные случаи и приступы болезни повторялись. Но главное то, что эта внешняя опека, которая ограждала ребёнка от всякой опасности и выполняла все желания ребёнка, мешала нормальному развитию воли и интеллекта мальчика

Это тот способ воспитания, который делает из ребёнка, и без того физически слабого, человека безхарактерного, безвольного, лишённого самообладания, немощного в моральном отношении. Поэтому болезнь вместо того, чтобы закалить характер мальчика (что и произошло впоследствии), могла полностью изломать его и погубить благие задатки. И Алексей стал постепенно превращаться в “маленькое капризное существо”, как писал о Наследнике его воспитатель Пьер Жильяр в начале их знакомства. Ребёнок никогда не был подчинён никакой дисциплине и не переносил никаких попыток его сдерживать.

Как же часто мы, воспитывая своих детей, идём именно по этому пути гиперопеки, даже если наши дети здоровы. Обратимся к мнению современных психологов И. Медведевой и Т. Шишовой: “Так называемая гиперопека, когда родители окружают своего ребёнка излишней заботой. сегодня явление достаточно распространённое… Ведь разрешать ребёнку быть самостоятельным – это риск, и нередко огромный риск. То ли дело неусыпный надзор! Конечно, он отнимает много времени и сил, зато вы обеспечиваете себе спокойную жизнь и выглядите при этом почтенно в глазах окружающих… Что же касается риска, то без него, конечно, жить спокойнее. Вам. Но спокойствие-то за счёт ребёнка, о котором вы якобы так радеете. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее сыграет он спектакль под название “Жизнь”. А на что его обрекаете вы?”

Но Царевича Алексея впереди ожидал не просто “спектакль под названием “Жизнь”, а труднейшая из ролей в этом спектакле – управление великой Империей. И Царственные родители решились на великий эксперимент. Они любили сына безгранично и именно эта любовь давала им силу дать Алексею свободу, рискуя здоровьем и жизнью ребёнка, лишь бы не сделать из него человека, лишённого воли и нравственной стойкости.

Алексей был в восторге от этого решения. Но вскоре привычная беззаботность, отсутствие чувства самосохранения сыграли свою злую роль. Ребёнок упал со скамейки, на которую он хотел встать, чтобы открыть форточку. Ведь мальчик привык, что его тут же подхватят на руки. Но рядом никого не оказалось. После перенесённого приступа заболевания, Царевич внимательно смотрел – куда он ступает, за что держится. Конечно, падений избежать было невозможно, ведь это ребёнок! Но беспечности больше не было.

Алексей страдал от того, что многого ему не было позволено делать. Часто он плакал и повторял: “Зачем я не такой. как все мальчики?” Многочисленные запреты могли развить в ребёнке чувство неполноценности, угрюмости, озлобленности на всех, кто здоров и весел. Как уберечь ребёнка от такой беды? Да, больному ребёнку многим нельзя заниматься, чем занимаются здоровые дети. Но обязательно нужно найти занятие по душе для больного ребёнка, создать ему все условия для занятия любимым делом. Обязательно отмечать его достижения и успехи. Хорошо, если ребёнок занимается этим делом в контакте с другими детьми, и тогда болезнь уже не препятствие к тому, чтобы быть такими же, как и здоровые дети. У ребёнка появляется интерес к жизни, радость общения и дружба со сверстниками. Перед нами пример спортсменов-параолимпийцев. Их не назовёшь калеками. Это сильные люди, живущие полноценной жизнью.

Маленький Царевич мечтал кататься на велосипеде. Конечно, ему не позволяли. Однажды он самовольно сел и поехал по аллее сада. Домочадцы ахнули и побежали его ловить. Родители поняли, что нельзя ребёнку всё только запрещать, разрушая его мечты. Тогда для Царевича был заказан специальный трёхколёсный велосипед. И с тех пор он катался вволю с сёстрами, а порой и с Отцом.

Постепенно постоянные страдания развили в Алексее терпение. Приступы заболевания вызывали не отчаяние и страх смерти, а необходимость потерпеть , ведь после приступа можно опять заниматься любимыми делами и жить дальше. Так он пишет в дневнике за 2.10.1916 г., находясь в ставке: “Досадно, что я расхворался”. Ему досадно, потому что на следующий день должны приехать Мама с сёстрами, а у него температура 38,9. Но ему и в голову не приходило проситься домой. То есть болезнь не заслоняла ему жизнь, она приучила его терпеть.

Ещё одно качество развила в нём болезнь – это сострадание к людям и стремление помочь тут же, не откладывая. Особенно это относилось к тем, кто был болен, находился в нужде, переживал какое-либо горе. Не зря его очень любили раненые, которых он навещал в госпиталях Царского Села, писали ему письма. У мальчика было “золотое сердце”, как отзывались о нём современники.

Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Наследнику Российского Престола необходимо было получить полноценное образование. Поэтому Царевич учился всегда, когда болезнь отступала. В его дневнике за 1916 г. почти каждый день есть запись:”Учился”. У Алексея никогда не было каникул. К сожалению, его каникулами были приступы заболевания. Он учился, даже находясь в заключении, поражая учителей своим светлым умом и навёрстывая упущенное. В архивах сохранилось 2 сочинения Царевича за 1914 и 1917 годы. В этих работах правильно выстроена логика содержания, правильно стилистически построены предложения, богатый словарный запас, хороший русский язык. Думаю, не каждый из современных ровесников Алексея способен написать сочинение так хорошо. В его детском дневнике за 23.06.1916 г. есть удивительно ёмкое описание грозы: “Дождь – как будто море с неба льётся”.

Итак, определённые успехи в воспитании Цесаревича были достигнуты. Но эти достижения были бы невозможны без воспитания послушания. Наследник обладал сильной волей и не подчинялся никому, кроме Отца. Приказать ему что-либо сделать или заставить его было невозможно. Кроме того, Алексей обладал большой живостью характера, был подвижен, любил шумные игры и шалости. Шалости порой бывали и злыми. Однажды, по воспоминаниям протопресвитера Щавельского, во время торжественного обеда Наследник вбежал в обеденный зал, стал за стулом князя Сергея Михайловича (казнён в Алапаевске в 1918 г.) и нахлобучил на голову князя половину арбуза без мякоти. Царевич мог завернуться в штору и в таком виде ждать учителя на урок. Что делать с таким ребёнком? Как воспитать в нём послушание? Нужно начинать с себя. Авторитет родителей, особенно отца как главы семьи, должен быть незыблемым. Поэтому нельзя допускать никаких ссор, тем более оскорблений друг друга в присутствии детей, нельзя обсуждать и осуждать учителей. Если в семье главенствуют уважение и любовь к друг другу, то эти чувства помогут воспитать послушного ребёнка. Каждый проступок должен быть наказан. Причём ребёнку необходимо разъяснить, за что его наказывают, вызывая чувство справедливости наказания, нежелание повторять этот проступок и раскаяние. Наказывая за шалости, Государь говорил своему сыну горькие слова:”Ты не Романов. Романовы так не поступают”. “Я Романов, Романов, – слышалось сквозь рыдания Алексея, – я не буду делать так больше никогда!”

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажается его любовь к родителям, а главное – любовь к Богу. Место любви будет занято чувством потребления. Вот о чём нужно всегда помнить родителям. Непослушный ребёнок никогда не будет послушен Богу.

Все распоряжения родителей должны быть чёткими, ясными, необходим обязательный контроль за исполнением данного поручения. Если поручение ребёнком ещё не выполнено, то нельзя давать ему новое задание. Также нельзя ребёнку давать непосильных заданий, которые он заведомо не сможет выполнить. Вряд ли угрозы, крики и наказания значительно помогут вам воспитать послушного ребёнка. Всё-таки сильнее любви нет ничего

Вот так борьба родителей и учителей за ребёнка была выиграна. Конечно, ребёнок был неизлечимо болен, но из “маленького капризного существа” вырос настоящий христианин с чутким сердцем и сильной волей.

Воспитывая мальчика, нельзя забывать, что это будущий мужчина, который должен обладать совершенно определёнными качествами, отличающими его от женщины. В настоящее время богопротивная идея эмансипации сделала своё дело. Мужчины зачастую не отвечают своему предназначению быть главой семьи и опорой в жизни, а женщины забыли или не хотят знать, что они сотворены Создателем как “помощники”. Крайняя степень эмансипации – это заведомое рождение ребёнка вне семьи, “для себя”. Как “хорошо”, когда все равны! Зачем тогда мужчине брать на себя ответственность за свою семью, за страну? И мужчина уступает своё место женщине. Особенно это пагубно отражается в семейных отношениях. Раз жена зарабатывает больше мужа, значит она и главная в семье, за ней последнее слово и решение всех проблем. Но этот тяжкий груз ответственности непосилен для женщины. В результате семейные отношения искажаются, нет мира в такой семье, потому что в ней нет Бога. Всё это, естественно, отражается на воспитании детей.

Поэтому воспитание в мальчике таких качеств, как ответственность, самостоятельность, умение в нужной ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь, начинается в семье. А для этого необходима правильная расстановка приоритетов в семейных отношениях. В Царской Семье приоритеты были расставлены правильно. Глава семьи – Отец, его авторитет был непререкаемым. Нужно отметить, что главным творцом такого уклада в семье является жена. Для Государыни подобные семейные отношения были совершенно естественными. Видя пример Отца, Алексей стремился подражать Ему, впитывая в себя настоящие мужские качества. Но мальчика готовили не только к роли мужа, отца и хозяина дома. Для Царевича Алексея таким домом была вся Россия. “Царица внушила своему сыну, что перед Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения”, – вспоминал игумен Серафим (Кузнецов).

Алексей был Наследником Российского Престола. Он понимал это с раннего детства. Он понимал, что вне семьи он значил больше, чем сёстры. Ведь в официальных случаях именно он сидел или стоял возле Отца. Только его приветствовали криком: “Наследник!”

Однажды, когда он играл с сёстрами, ему сообщили, что во дворец пришли офицеры его подшефного полка и просят разрешения повидаться с Цесаревичем. 6-летний Алексей тотчас оставил игру с сёстрами и с важным видом заявил: “Девицы, уйдите, у Наследника будет приём”. Сёстры никогда не называли его “Алёшка”, “Лёша”, но только Алексей. Как Наследник, Алексей не желал выглядеть перед окружающими людьми, его будущими подданными, легкомысленным и смешным. Так однажды кинематографисты сняли Алексея, игравшего с собакой. Но мальчик был против показа широкой публике этого фильма: “Было бы глупо показывать меня, выделывающим пируэты. Собака на снимке выглядит умнее”.

Несомненно, Цесаревич не был гордецом, но он осознавал, что он будущий Государь, сознавал своё высокое предназначение и огромную ответственность за всю страну.

Говоря о нравственных качествах Цесаревича Алексея нельзя не отметить, что он был воспитан патриотом своей Родины . В настоящее время это большая проблема – воспитание патриотизма, вернее отсутствие такого воспитания. Пагубные плоды его мы пожинаем сейчас. Как воспитать патриотизм в ребёнке? Прежде всего это качество воспитывается в семье и находит свою основу в православной вере. “Любовь к Родине по силе близка к Богу”, – вот мнение Государыни, – “Патриот видит в своей стране больше. чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остаётся такого, что увидеть невозможно, так как это является частью великой нации”. Патриотами своей страны были Царственные родители Алексея. Их пример был всегда перед детьми. Никогда Государь и Государыня не преклонялись перед другими нациями, хотя Александра Фёдоровна была немкой по рождению, да и в жилах Николая II был большой процент чужеземной крови.

Как часто сейчас дети слышат от своих родителей слова возмущения “этой страной”. Если родители чувствуют себя в чём-то ущербными и ущемлёнными, то это чувство невольно передают детям. Дети не гордятся великой историей своей страны, потому что родители не интересуются этим. Зачем? Ведь наша страна “2-го сорта” по сравнению с некоторыми другими странами. Мечта многих современных родителей – получить хорошее образование, приобрести опыт работы и стать классным специалистом не для того, чтобы служить Отечеству, а чтобы уехать в другую страну и жить там. «Причём здесь Родина? Родина там, где больше платят. Деньги – вот моя Родина. И вообще, национальная культура и традиции – это всё устаревшие предрассудки. Мы все одинаковые, потому что мы все находимся во всемирной сети интернета, – таковы горькие плоды современного воспитания.

Для Царственных Родителей, а значит и для их детей, всё самое лучшее было русским. Между собой дети говорили только по-русски, писали письма, вели дневники только по-русски. Родители прививали им любовь к национальной культуре, потому что сами любили русскую классическую литературу (Государь любил по вечерам читать вслух), слушать русскую музыку, народное творчество, знали и гордились великой историей русского народа. Очень любили Государь и Государыня русский народ, даже тогда, когда народ их предал.

“Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину “, – писал в самую трудную минуту своей жизни Император Николай II.

“Чувствую себя матерью этой страны, страдаю как за своего ребёнка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и на все прегрешения, – писала Александра Фёдоровна из заключения.

Вот какова была сила любви к своей Родине у Царственных Страстотерпцев! Да как же их детям не быть патриотами? Алексей, как и его сёстры, любил всё русское. Он умел и любил играть на балалайке, был не требователен в быту. Любимой пищей Царевича были “щи и каша, и чёрный хлеб, который едят все мои солдаты”, – как он всегда говорил. ” За обедом опять наслаждался борщом”, – записал он в дневнике за 10.11.1916 г., находясь в ставке. Конечно, чтение настоящей литературы сыграло свою положительную роль в воспитании мальчика. “Чудная вещь!”, – записал Алексей в дневнике, прочитав “Тараса Бульбу”. Подражая Отцу, он с малых лет любил носить военную форму. Ведь для настоящего мужчины, который мог быть только патриотом, большая честь быть защитником Отечества. Когда Царевич был здоров, он с удовольствием занимался военной подготовкой, маршировал, изучал воинскую дисциплину, мастерски владел ружейными приёмами, пел солдатские песни, умел варить кашу на костре.

В 1915 г. Государь Николай II становится Главнокомандующим Русской Армией и принимает решение взять с собой в ставку Наследника. Да, это поступок патриота, ведь присутствие Наследника на фронте поднимет боевой дух армии. И Государыня отдаёт своего мальчика, потому что Она тоже патриот своей Родины. Она расстаётся с ним впервые в жизни. Это тяжело пережить – а вдруг там, в ставке, случится приступ заболевания и Она его больше не увидит?

Так Алексей в возрасте 11 лет прибыл с Отцом в ставку в 1915 г. и почти весь 1916 г. провёл там. Условия жизни были походными, но Царевич не был приучен к роскоши своими благоразумными родителями и скоро привык к новой обстановке. Армейская жизнь ему очень нравилась и закалила его характер, стала постепенно исчезать его детская застенчивость. Из дневниковых записей Алексея мы узнаём, что он ездил с Отцом на войсковые смотры, ходил проверять посты, осматривал эшелоны, санитарные поезда, госпитали, знакомился с новейшим вооружением. В Могилёве у Алексея было “потешное войско” из кадетов, с которым он и занимался строевой подготовкой, играл “в войну”. А ещё Государь учил Наследника любить русского солдата, жалеть и беречь его. В 1915 г. Алексею было присвоено звание ефрейтора и он был награждён Георгиевской медалью 4-й степени, которой награждали солдат. Наследник, имеющий от рождения высокие воинские звания и награды, был страшно рад и с гордостью подписывал письма домой: “Ваш ефрейтор Романов”. Да, Цесаревич был патриотом. Слова “Россия” и “Родина” были для него не пустым звуком!

Если не воспитывать послушания в ребёнке, то искажает Перед Родителями Алексея встала ещё одна очень важная проблема – как учить больного ребёнка? Ребёнок часто чувствует себя плохо, а во время приступов заболевания об учёбе и думать нельзя – лишь бы жив остался. Может быть, пожалеть больное дитя и не досаждать ему учебой? Как часто родители делают скидку на болезнь ребёнка и обучение его отходит на 2-й план. Ущерб такого обучения тут же восполняется ленью, замедлением развития интеллекта, узостью интересов. Ребёнок, итак измученный болезнью, становится одиноким, потому что он не интересен сверстникам. Это грозит ему возникновением комплекса неполноценности и даже отчаяния. Вот к чему может привести небрежное отношение родителей к обучению детей не только больных, но и здоровых.

Господь даровал нам семью Царственных Страстотерпцев как образец любви и семейного счастья. Через много скорбей, страданий и трудов прошли эти люди на земном пути, но как драгоценное сокровище всегда с ними была любовь к друг другу и к Богу. Алексей был как бы центром этой дружной и сплочённой семьи.

Алексей очень любил Мать и сестёр и скучал по ним, когда находился с Государем в Могилёве. Ведь раньше они никогда не расставались. В письмах он обращается к Матери так: “Душка моя милая Мама”, “Голубушка, золотая моя милая Мама”, называет Её родной, ненаглядной. В письмах он по-мужски старается приободрить свою Маму, которая очень тосковала о нём в разлуке. Так он сочинил шуточные стихи, ожидая приезда Государыни с дочерьми в ставку:

“Собирайся поживей,

Приезжай-ка поскорей,

Ждём Тебя мы с наслажденьем

И с малиновым вареньем!”

Сёстры очень скучали об Алексее. “Алексей, душка, милый мой маленький, – пишет Татьяна, – скучно нам тут без Тебя и без Папы”. Его верный товарищ в играх Анастасия в отсутствие Алексея играла на его балалайке: “Прости, что я взяла твою балалайку, которая стояла у тебя. Но мы играем с Марией”. Подписывала она свои письма так:” Любящая тебя твоя сестра Настаська. Швыбзик”.

Идеалом для подражания у Наследника был его Отец, что, конечно, правильно. Так и должно быть в семье. Отца Алексей любил беззаветно, его авторитет был у мальчика абсолютным и незыблемым. Только ему Царевич подчинялся безпрекословно. Потому что очень любил Отца, уважал Его и доверял Ему.

Да, любовь родителей к детям имеет большую силу. Но эта любовь может искалечить ребёнка, если она будет “слепой”, если в этой любви не будет самого главного – любви к Богу.

“Это несовременно, – могут утверждать некоторые родители, – Религиозное воспитание было необходимо в прежние времена, сейчас жизнь стала другой со своими другими потребностями и проблемами. Любые конфликтные ситуации можно разрешить с помощью психологов. Тем более, что психологи есть уже в штате школ”. Действительно, психологов много, и пациентов у них много. Однако количество конфликтов в семье не уменьшается, а растёт. Дети и родители не понимают друг друга. Повзрослев, дети уходят из родительского дома, обращаясь к родителям лишь за материальной помощью. Они становятся чужими друг другу. Отчего же так произошло? Ведь родители так любили своих детей и желали только добра своим непослушным детям. Где выход из этой ситуации? Ответ однозначен – необходимо обратиться за помощью к Тому, Кто даровал нам это дитя, Отцу Небесному. Молиться за детей своих “день и ночь”, как советуют святые отцы. “Богу ты покажешь либо спасённое дитя, либо раны на своих коленях”, – вот на что благословляет родителей, имеющих непослушных детей, старец Иероним Афонский. Это родительский подвиг. И мы должны молить Господа, Пресвятую Богородицу и всех святых о даровании нам сил и терпения совершить этот подвиг.

Господь даровал нам пример истинного, христианского воспитания детей в семье Царственных Страстотерпцев. Давайте же поучимся у них воспитывать детей. В этой святой семье любовь к Богу была главной . “Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребёнку”, – уверена Александра Фёдоровна. На чём же основана эта уверенность? Каждый человек сотворён по образу и подобию Божию. Поэтому в каждом человеке заложено стремление быть подобным Богу. “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”, – звучит в нас призыв Господа Иисуса Христа. “Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела”, – вот как о высоком предназначении материнства учит нас свт. Иоанн Златоуст. Вот почему святой долг родителей воспитать в детях веру в Бога, стремление к совершенству и уподоблению Богу. Такова Божья воля о предназначении человека- любить Бога и любить ближнего. Но как научить этому ребёнка?

“Бог приходит к ребёнку с любовью матери”, – делится с нами Государыня. В той семье, где вера в Бога – это основа жизни, а без молитвы жизнь невозможна, как дыхание без воздуха, не надо прилагать особенных усилий для религиозного воспитания детей. Пример искренней веры родителей всегда перед глазами детей. Однако религиозное воспитание всё же необходимо и подходить к нему нужно деликатно. Государыня это понимала: “Нужно в человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших качеств”. Нельзя насильно заставить ребёнка верить и любить Бога. Вера и любовь не совместимы с насилием. Они всегда свободны. “Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, – это дать им атмосферу любви и чистоты”, – вот совет от мудрой Государыни. Именно такая атмосфера “любви и чистоты” царила в их доме. Евангельская заповедь о чистоте сердесной , к соблюдению которой должны стремиться родители, и есть залог правильного воспитания детей во Христе. Но всё покрывает и всему учит любовь к Богу и друг к другу.

Царевич Алексей был самым младшим членом этой дружной семьи. Замучен он был совсем в юном возрасте, немного он не дожил до 14 лет. Но мы уверенно можем сказать, что это был истинный христианин. Об этом свидетельствуют воспоминания современников, его письма и дневники.

Трудно сказать, каким бы Государем стал Цесаревич Алексей, слишком мало он прожил. О чём же мечтал Наследник, о каких свершениях и великих делах? Может быть, о том что он станет самым богатым и могущественным царём, завоюет все соседние страны? Нет. Он мечтал совсем о другом: “Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы”.

Его учителя говорили: В душе этого ребёнка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его – самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека”.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Марина Кравцова

Воспитание детей на примере святых царственных мучеников

© ООО «Издательство «Лепта Книга», 2013.

© ООО «ГрифЪ», 2013.

© ООО «Издательство «Вече», 2013

© Кравцова М., 2013.

* * *

145-летию со дня рождения святого царя-мученика государя императора Николая Александровича посвящается

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

Император Александр III – сыну Николаю

Предисловие

Выйдем просто побродить по улицам. Приглядимся к встречным людям, понаблюдаем за ними. Верно замечено многими: не уже так часто, как раньше, встретим мы сейчас женщин с колясками, с маленькими детьми. И как прекрасно в хороший летний вечер, располагающий к прогулкам, смотреть на розовощеких малышей, мелко переступающих маленькими ножками, крепко держащихся за мамину, реже папину руку. Но, порадовавшись в первую минуту, приглядимся повнимательнее. И может быть, картинка уже не покажется столь умилительной.

Крохотная девочка влезла в лужу. Рот – до ушей. Но тут же коршуном налетает на нее мама и начинает кричать так, словно перед ней – злейший враг:

– Сколько раз я тебе говорила: не смей! Непослушная! Посмотри, ты опять выпачкалась. Все делаешь наперекор старшим!

И мама, заходясь в истерике, несколько раз шлепает дочь.

Не успеешь пройти несколько шагов – другая картинка. Малыш примерно трех годков изо всех сил тянет за хвост кошку. Животное в ответ угрожающе шипит.

– Что ты, миленький, что ты! – слышится испуганный бабушкин голос. – Не трогай, киса плохая, киса укусить может!

И ни слова о том, что кисе-то, наверное, больно, что нельзя обижать никого, в том числе и кошку.

Проходит мимо семья. Ребенок заходится в реве: и это ему не так, и то не эдак. Звуки, вырывающиеся из маленького человечка, просто ужасают интонациями себялюбивой злобы. Мама и папа, совсем молодые, смущены тем, что все на улице наблюдают истерику сына, но все их усилия утихомирить разбушевавшееся чадо весьма напоминают робкие попытки провинившихся рабов утихомирить гнев владыки.

Уродство отношений… Конечно, родители не хотят уродовать души детей, но… Часто вспоминаются слова психолога Валерия Ильина: «Редко можно найти такую семью, где родители не калечат своих детей. Безусловно, несознательно. Просто потому, что в свое время их родители не научили по-другому».

Да, не могли родители родителей научить по-другому, потому что традиция доброго воспитания прервалась, когда несчастное русское общество сорвалось в пропасть безбожия.

Отношения, не основанные на заповедях Христа, рано или поздно извращаются, неся в себе болезненное начало. И если сами родители от этого заболевают по-настоящему (неврозы, сердечно-сосудистые расстройства), что же говорить о детях?! Среди родительских ошибок, которые могут стоить ребенку здоровья и не позволят ему адаптироваться в обществе, называют:

недостаточное проявление любви к ребенку;

применение угроз и физических наказаний;

несоответствие самих родителей своим моральным требованиям;

излишнюю опеку;

беспокойство, панику по любому поводу;

эмоциональное неприятие каких-то черт характера ребенка, его чувств и желаний;

неприятие пола ребенка, его внешности;

непонимание своеобразия личностного развития ребенка;

чрезмерные требования к детям;

чередование гнева, жестоких наказаний с заласкиванием;

попустительство всем прихотям и капризам ребенка;

несогласованность действий между родителями;

ссоры между родителями;

предпочтение одного ребенка другому, – диктат;

эмоциональную глухоту;

отсутствие последовательности и разумности требований.

И к сожалению, этот перечень далеко не полный.

Понаблюдав на улице живые подтверждения этим грустным выводам, приходишь домой в невеселых раздумьях. И открываешь книгу о жизни царственных мучеников с фотографиями.

От удивительных, прекрасных, светлых лиц исходят любовь и умиротворение, они вливают в душу успокоение. Святые царственные мученики – Семья. Воистину «семь Я» – полнота.

Все происходит по Божию Промыслу. Не случайно на стыке двух эпох, когда бесы людской злобы вышли из преисподней черных душ, когда Удерживающий был взят и убит, – не случайно именно этот образец святости предстал пред всеми незадолго до конца старого мира как образец святости семейной. Словно предупреждение, что главный бесовский удар обрушится на русскую семью. От безумных рассуждений – к разрушительным действиям, и вот уже семья как созидающая государство ценность сброшена с пьедестала. Теперь она кажется чем-то отжившим, ненужным, неглавным, бесполезным.

Тягу к созданию родного очага не уничтожит ничто в человеческой душе, но как извратилось само это понятие в наши дни! Примеров приводить не будем – об этом может рассказать, наверное, каждый. Мы приведем пример от обратного: что есть родной очаг, какой должна быть семья.

Когда люди говорят про святого царя Николая, что он якобы не был хорошим правителем, будучи лишь семьянином, им почему-то не приходит в голову, что настоящий христианин, будучи замечательным семьянином, не может, если он на то поставлен, быть плохим правителем. Если человек не может навести порядок в семье, как наведет он порядок в государстве? Если же он глава семьи в христианском понимании этого слова, то множеством детей – своих подданных он будет управлять разумно. Увы, из рода Романовых семья государя Николая Александровича выделялась так, как сияет яркая звезда на темном небе. У многих родственников царя Николая, обвинявших его в слабости и неумении управлять страной, в семейных делах все обстояло не слишком-то хорошо, порой доходя до открытой распущенности. Про семью же государя вспоминали так: «В наш век ослабления нравственных и семейных основ августейшая чета давала пример идеала христианской, семейной, супружеской любви, предпочитая проводить минуты отдыха в семейном кругу» (Инок Серафим (Кузнецов ). Православный царь-мученик).

«Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности! Но как мало людей о ней подозревали! Правда, что эта семья была слишком равнодушна к общественному мнению и укрывалась от посторонних взоров» (воспитатель наследника Пьер Жильяр).

Охранник Якимов на вопрос о том, почему он пошел караулить арестованную царскую семью, отвечал: «Я не видел в этом тогда ничего худого. Как я уже говорил, я все-таки читал разные книги. Читал я книги партийные и разбирался в партиях… Я был по убеждениям более близок большевикам, но и я не верил в то, что большевикам удастся установить настоящую, правильную жизнь их путями, то есть насилием. Мне думалось и сейчас думается, что хорошая, справедливая жизнь, когда не будет таких богатых и таких бедных, как сейчас, наступит только тогда, когда весь народ путем просвещения поймет, что теперешняя жизнь ненастоящая. Царя я считал первым капиталистом, который всегда будет держать руку капиталистов, а не рабочих. Поэтому я не хотел царя и думал, что его надо держать под стражей, вообще в заключении для охраны революции, но до тех пор, пока народ его не рассудит и не поступит с ним по его делам: был он плох и виноват перед Родиной или нет. И если бы я знал, что его убьют так, как его убили, я бы ни за что не пошел его охранять. Его, по моему мнению, могла судить только вся Россия, потому что он был царь всей России. А такое дело, какое случилось, я считаю делом нехорошим, несправедливым и жестоким. Убийство же всех остальных из его семьи еще и того хуже. За что же убиты были его дети?.. Я никогда, ни одного раза не говорил ни с царем, ни с кем-либо из его семьи. Я с ними только встречался. Встречи были молчаливые…

Однако эти молчаливые встречи с ними не прошли для меня бесследно. У меня создалось в душе впечатление от них ото всех… От моих мыслей прежних про царя, с какими я шел в охрану, ничего не осталось. Как я их своими глазами поглядел несколько раз, я стал душой к ним относиться совсем по-другому: мне стало их жалко…»

А вот еще несколько воспоминаний.

Полковник Кобылинский: «Про всю августейшую семью в целом я могу сказать, что все они любили друг друга и жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

И. Степанов: «Трогательна была их любовь (детей. – М. К.) и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с государем или совместное чтение считались праздничным событием».

Алексей Волков, камердинер императрицы: «Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья».