Предупреждение заикания у детей. Консультация для родителей "профилактика заикания у детей дошкольного возраста" Предупреждение заикания у детей

Заикание - одно из самых распространенных и серьезных расстройств речи. Возникает оно чаще всего в раннем детстве (от 2 до 5 лет), в годы самого бурного формирования речи. При заикании нарушается темп и плавность речи.

Основные причины заикания у детей

Непосредственными причинами заикания у детей могут быть психическая травма (испуг), инфекция, интоксикация, ушиб, а также подражание речи заикающегося.

Этот речевой недостаток тяжело переживают и сами дети, и их родители. А ведь соблюдение правильного общего и речевого режима, спокойная обстановка могут предотвратить заикание. Однако не все родители понимают это, и часто именно они являются виновниками возникшего у детей недостатка.

От родителей во многом зависит формирование правильной речи ребенка. Некоторые из них долгое время разговаривают с детьми неверно: сюсюкают, лепечут, коверкают слова, говорят быстро, а ведь всем известно, что дети любят подражать, что они всегда следуют поступкам тех людей, которые их окружают. Например, стараясь говорить также быстро, как взрослые, ребенок испытывает сильное нервное напряжение, которое часто ведет к заиканию.

Запинки в речи детей возникают и при подражании речи заикающихся родителей, товарищей, сестер или братьев. Часто это происходит непроизвольно, но иногда ребенок сознательно подражает неправильной речи, и это переходит у него в стойкую привычку.

Иногда причина заикания - эмоциональная напряженность ребенка , вызванная нервозной обстановкой. Часто взрослые то н дело поучают: «Так нельзя!», «Так не делают!», «Так не надо!» Или же дети без конца слышат только одну критику, одни порицания. И в первом и во втором случае у ребенка возникает чувство виновности, подавленности, постоянной тревоги, неуверенности в себе, неудовлетворенности. Такая постоянная эмоциональная напряженность часто ведет к заиканию.

Остерегайтесь без конца одергивать детей. Лучше переключите внимание ребенка на что-нибудь интересное для него, и он даже не вспомнит о том, что «нельзя». Если ребенок сделал что-либо хорошее, не стесняйтесь похвалить его. Поощрение всегда вызывает желание быть еще более послушным и действует гораздо сильнее, чем наказание.

Очень важно ко всем детям в семье относиться ровно, чтобы не возбуждать у братьев и сестер чувства ревности, которая также может стать причиной нервных переживаний и, как следствие, заикания .

Профилактика заикания у детей

Внимательное отношение к речи ребенка часто может предотвратить заикание. Если к 4-5 годам ваш сын или дочь еще не произносят каких-нибудь звуков, обратитесь к специалисту-логопеду. Косноязычие, затрудняющее произношение слов, может также вызвать заикание.

Плохо отражается на формировании речи ребенка и заучивание большого количества различных стихов и сказок. Обычно дети произносят их очень быстро, не понимая смысла, не выговаривая правильно слова и звуки. Все это может явиться для ребенка слишком тяжелой, непосильной нагрузкой. Происходит перенапряжение нервной системы, и появляется заикание.

Очень вредно постоянно запугивать детей. Такое неправильное воспитание тоже иногда вызывает заикание. Кроме того, к заиканию может привести постоянная психическая травма вследствие неправильного воспитания. Чрезмерное баловство, грубое, неуравновешенное обращение с детьми взрослых приносят одинаково большой вред детям. В одних случаях дети становятся раздражительными, капризными, непослушными, а в других - замкнутыми, озлобленными, запуганными. Частые ссоры родителей, грубое обращение отца и слезы матери могут травмировать детей.

Велика роль семьи в правильном формировании речи ребенка и профилактики заикания . Не допускайте ничего, что могло бы травмировать психику ребенка, следите за его здоровьем, за развитием его речи, не перегружайте ребенка заучиванием большого количества стихов, сказок, рассказов. Формирование правильной речи в детском возрасте - залог полноценного развития личности ребенка в целом.

Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после четырех лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.



Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем речевом развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание.

Вышесказанное отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка. Но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомясь с содержанием пьесы, постоянно помня о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Однако взрослому не всегда удается вовремя заметить скрытую тревогу, беспокойство малыша и тем более разгадать их причину. Помочь этому может наблюдение за поведением ребенка. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате - обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Если ребенок боится собаки или кошки - подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т. д.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, - переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний. Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».

Контрольные вопросы

1. Какова распространенность заикания?

2. Как подразделяется заикание по этиологическому признаку? Какой из этих видов заикания является наиболее тяжелым дефектом?

3. Почему прогноз органического заикания всегда хуже, чем функционального?

4. Почему для устранения заикания необходимо комплексное воздействие?

5. Почему заикание необходимо устранять в дошкольном возрасте?

6. Можно ли предупредить заикание? Обоснуйте вывод.

7. Почему заикание, как правило, значительно ослабевает или совсем исчезает в момент произнесения заученного текста?

8. Что такое логофобия? Как это явление сказывается на эффективности устранения заикания?

9. Каким образом можно использовать режимные процессы в детском саду для устранения заикания у детей?

10. Когда, с какой целью и кем организуется и проводится «режим молчания» с заикающимися детьми?

Контрольные задания

1. Используя материалы данного пособия и специальную литературу, составьте подробный план логопедического обследования заикающегося дошкольника.

2. Проведите самостоятельно логопедическое обследование заикающегося ребенка. Составьте на него речевую карту.

4. Напишите тезисы доклада для родителей на тему «Как предупредить заикание у детей».

5. Ориентируясь на схему логопедической помощи детям, составьте отдельную схему специальных учреждений по линиям двух ведомств - просвещения и здравоохранения, где устраняют заикание у детей раннего, дошкольного и школьного возраста.

6. Используя специальную литературу, составьте конспект логопедического занятия по устранению заикания у дошкольников.

7. Составьте план проведения собрания с родителями заикающихся детей.

8. Составьте план музыкального занятия с заикающимися дошкольниками.

9. Посетите на дому заикающегося ребенка. Выясните, как относятся в семье к дефекту малыша, к самому ребенку, какова обстановка в семье, соблюдают ли родители необходимые требования для успешного преодоления заикания. Проведите соответствующую беседу.

10. Понаблюдайте за речью заикающегося дошкольника, за его поведением, манерой говорить, вести себя во время разговора со взрослыми, со сверстниками. Сделайте подробные записи. Потом проведите аналогичное наблюдение за взрослым заикающимся. Полученные результаты сравните. Сделайте выводы.

Литература

1. Волкова Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические пути устранения речевых нарушений v детей. - Л., 1976. - С. 26 - 58.

2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., 1983.

3. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. - М. 1983.

4. Правдина О. В. Логопедия.- М., 1969. - С. 53 - 54, 151 - !72.

5. Селиверстов В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. - М., 1965;

7. Чевелева Н. А. Заикание у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968. - С. 229 - 271.

Глава IX. Нарушения темпа речи характеристика темпа речи и его нарушений у детей

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают.

Однако в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение - тахилалия, либо излишнее замедление - брадилалия.

Заикание. Общая характеристика.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.

Эти явления вызываются судорогами тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание возникает в большинстве случаев в возрасте от 2 до 5 лет. По данным ученых заикаются примерно 2% детей от их общего числа. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания.

По этиологическому принципу различают 2 вида заикания.

  • Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной (контекстной) фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей. Причины функционального заикания могут быть различными:

Непосильная речевая нагрузка. В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков речи слов. В дальнейшем появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.

У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения(если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).

Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках- и начинает заикаться.

Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей.

Возникновению заикания способствуют также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг.

Заикание может возникнуть и в результате подражания.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженнаяее устойчивость.

  • В редких случаях заикание может вызвано органическими поражениями нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.

Проявления заикания.

Заикание возникает то внезапно, то постепенно. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.

Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления, после того, как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.

Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.

Различают 3 степени заикания: слабую, среднюю и сильную. При слабой степени заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. При сильной степени в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. При сильной степени проявляются сопутствующие движения (судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Движения самые разнообразные,: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.) Движения бывают непроизвольные, т.е не зависящие от воли говорящего, и произвольные.

По мере развития заикания появляются новые уловки- речевые. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: «а-а», «э-э», «ну», «вот это» и тп.п. Такое явление называется эмболофразией.

Еще одним из характерных симптомов заикания является страх перед речью, боязнь определенных звуков или слов, которые по мнению заикающихся, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией.

Симптомы заикания очень непостоянны, изменчивы. Меняется вид заикания:то оно проявляется в повторении звуков и слогов, то во внезапных остановках, паузах, изменяются и сопутствующие движения.

Состояние заикания также постоянно меняется. Эти изменения связаны с самыми разнообразными обстоятельствами. Так, например, один и тот же ребенок почти в одно и то же время может то очень сильно заикаться, то говорить хорошо. Наедине сам с собой, с игрушками заикающийся ребенок, как правило, говорит без запинок. Присутствие других собеседников действует на его речь по- разному: разговор с близкими людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, обычно не вызывает больших запинок. Беседа с малознакомыми людьми, со взрослыми, которых он боится или стесняется, моментально вызывает усиление заикания.

У некоторых заикающихся детей отмечается нарушение моторики (неловкость, неуклюжесть в движениях, плохая координация их, чрезмерная напряженность мышц).

Необходимость преодоления заикания в дошкольном возрасте.

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления в школу. Существуют стационары и полустационары, где организованы группы для детей с заиканием.

Теоретически и практически доказано, что полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Комплексное воздействие на заикающегося складывается из следующих направлений:

1.Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребенка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы

2.Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы), которое состоит в том, что ребенка постоянно убеждают, что он может и должен говорить без заикания; фиксируют внимание на успехах в этом направлении, обязательно в присутствии сверстников, воспитателей или родителей.

  1. Логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм, не вызывающих запинок, и кончая сложными, в любых жизненных условиях.
  2. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку и в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, развивают координацию движений, умение управлять собой, включаться в деятельность по сигналу, воспитывают чувство ритма. Они призваны также снимать общую скованность, напряжение. Большое внимание при этом уделяется развитию внимания у детей.
  3. Воздействие окружающих на личность заикающегося ребенка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели, родители должны воспитывать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности, здоровый взгляд на дефект речи, желание избавиться от него.

Предупреждение возникновения заикания у детей.

Для того, чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи малыша на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Но, являясь могучим фактором развития речи, подражание в то же время представляет и известные опасности.

Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Нельзя допускать ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

Заикание может возникнуть и по подражанию. Постоянно общаясь со взрослыми или сверстниками, страдающими заиканием, ребенок начинает воспроизводить те же запинки в собственной речи. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию. Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограничены: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые порой требуют от малыша слишком много, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки ребенок сможет только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении. В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой. Кроме того, это перегружает нервную систему малыша, истощает его речевые возможности, утомляет речевые механизмы и нередко приводит к заиканию.

Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно. В таких случаях ребенок заметно отстает в своем развитии. При этом его мыслительные способности превышают речевые возможности. У малыша не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. В результате в момент высказывания в речи ребенка появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем могут перейти в стойкое заикание.

Не следует перегружать детей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение. К сожалению, некоторые взрослые часто водят детей в кино, цирк, театр, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще. Во- первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для детей. Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо. В его речи появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в заикание. Поэтому при посещениях театров необходимо помнить о возрастных возможностях ребенка, о впечатлительности малыша, о ранимости его нервной системы, заранее знакомится с содержанием пьесы.

Иногда заикание появляется у детей в результате чувства страха. Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее, или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, выговоры, наказание не помогут, а еще больше усилят чувство страха.

Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда оттого, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание. Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе,- переучивать его вообще нельзя. Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо постепенно, осторожно, но при этом следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно прекратить.

Предупреждение заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошколь­ных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходи­мо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению рече­вой патологии.

Профилактика заикания включает в себя три основных направ­ления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации. Можно выделить несколько групп детей, подверженных риску заикания.

1. Дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Рез­кое изменение окружающей обстановки (помещение в ясли, дет­ский сад, длительное отсутствие матери и т.п.) приводит к нару­шению сна, аппетита, раздражительности, плаксивости.

2. Дети с ранним речевым развитием. Первые слова появляются до года, в 1,5 года формируется фразовая речь. В 2 -2,5 года начи­нают говорить развернутыми фразами, речевая активность высо­кая. В этот период в речи появляются множественные итерации. Речь протекает часто в инспираторную фазу дыхания.

3. Дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова появ­ляются после года, чаще всего к 1,3-1,5 года. Фразовая речь фор­мируется после 3 лет, фаза ее интенсивного развития приходится на возраст 3,5 года. Речь таких детей зачастую невнятна, существенно нарушена звукопроизносительная сторона речи.

4. Дети с генетическими факторами риска, т. е. признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой па­тологии).

5. Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

6.Дети, воспитывающиеся в двуязычных семьях, также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее раздел 2.2). Возникновению заикания в этих группах детей способствует снижение адаптивных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое место дол­жна занимать работа с родителями. В семье, имеющей факторы риска заикания, важно создать условия для нормального сомати­ческого и нервно-психического развития ребенка: соблюдение ре­жима, соответствующего возрасту, правильное питание, избега­ние соматических и психических перегрузок, благоприятный эмо­циональный климат в семье, согласованные единообразные вос­питательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно имеющих тревож­ные черты характера, легко возникают страхи. Они могут возни­кать в результате запугивания, чтения книг или просмотра филь­мов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся ос­таться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боят­ся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т. п. Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оста­вить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, поси­деть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к пси­хоневрологу.

Необходимо обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от года до 6-7 лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выра­зительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизноси­мыми для детей словами;

Не следует использовать сложные лексико-грамматические обороты;

Нужно задавать ребенку только конкретные вопросы и не то­ропить его с ответом;

Нельзя наказывать ребенка за погрешности в речи, передраз­нивать или раздраженно поправлять.

Раннее речевое развитие не следует оценивать как положитель­ное явление. Такого ребенка опасно «перегружать» речевым обще­нием: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен в соответствии с возрастом. Противопоказаны массо­вые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психи­ческой перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особую роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс ста­новления речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профи­лактические мероприятия прежде всего связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются бо­лее полугода без тенденции к «сглаживанию» и далее к исчезнове­нию этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педа­гогическую работу в целях предупреждения заикания.

У детей с некоторой задержкой речевого развития при тщатель­ном обследовании психоневрологом нередко обнаруживаются те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, сни­жение внимания и т.д.). Такие дети нуждаются в стимуляции рече­вого развития, однако она должна быть очень осторожной и уме­ренной. В первую очередь надо формировать звукопроизноситель-ную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвига-тельного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразо­вой речи нужно быть предельно внимательными к появлению ите­раций. Если на протяжении 3 - 4 месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействи­ям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выяв­лять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинако­во свободно использовать то правую, то левую руку в своих дей­ствиях. В этих случаях рекомендуется организовывать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Не­обходимо последовательно, но в то же время ненасильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если несмотря на эти мероприятия он настой­чиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого зап­рещать.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревож­ны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей цент­ральной нервной системы. Для них особенно важна эмоциональ­ная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значе­ние для развивающейся речи ребенка. В первую очередь должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период форми­рования у того фразовой речи. Общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заи­кающегося не проявляется заикание (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в семье с двуязычием (т. е. родственники говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы рече­вой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних слу­чаях это задержка развития одной из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, не соответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т. д. В других случаях может развиться заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4 годам. После этого овладение другой языковой систе­мой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Всем привет! Сегодня я к вам с плохой новостью. От 3% до 7% первоклассников страдают проблемой заикания. И возникает она, как правило, в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Поэтому профилактика заикания у детей сегодня является крайне важным моментом.

Конечно, чтобы побороть болезнь, нужно искоренить причину её возникновения. Как вы считаете? А причин этих может быть несколько:

  • Генетическая предрасположенность. От этого избавиться сложно, ведь генами заложено. Но все шансы на выздоровление есть! Поэтому, если в семье имеются родственники с подобными проблемами, профилактика заикания у дошкольника крайне важна.
  • Стрессовый фактор. К сожалению, даже в благополучных семьях есть заикающиеся детки. Ведь стрессов может быть множество! Детишки — народ впечатлительный! Увидел страшный боевик одним глазком, и вот тебе. А уж если на пути собака встретилась, и зубы показала... это, вообще, ни в какие ворота не лезет!
  • Состояние нервной системы крохи.
  • Особенности развития мозга.

А ещё детки любят повторять. И если в их окружении есть заикающийся, карапуз начинает его копировать. Такое поведение может перерасти в привычку.

Видите, опасность подстерегает где угодно. Поэтому необходимо предупреждение подобных случаев. Вообще специалисты установили, что есть несколько категорий дошкольников, входящих в зону риска.

Группы риска

  • Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
  • Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
  • Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
  • Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
  • Когда дитя растёт в двуязычной семье.

Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет. Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике.

Меры профилактики

Изучая материал, узнала любопытную вещь. Оказывается, в 80% случаев появление недуга берётся из семьи. Я не говорю сейчас про генетическую предрасположенность. Это может быть из-за частых сор родителей, да просто их переживаний, которые приносят домой с работы.

А сколько мам и пап увлечены карьерой, оставив деток на попечение бабушек или нянек? Это всё играет весомую роль в речевом развитии малышей. А всего-то нужно уделять должное внимание своему чаду и пользоваться мерами профилактики:

  1. Соблюдать благоприятный эмоциональный климат в семье. Никаких ссор и бурных переживаний.
  2. Обязательно соблюдать режим дня.
  3. Обращать внимание на детские страхи. Не кидайте кроху в омут с головой. Найдите компромисс. Например, он боится спать один в тёмной комнате. Покажите, что там никого нет. А ночью пользуйтесь ночником. Сейчас огромный выбор детских ламп. Мы, кстати, недавно приобрели такую. Выбирали вместе с дочкой. Правда, она и до этого спала сама. Но ночником мы пользовались всегда. Просто совместные покупки всегда нравятся деткам. Это, скорее всего, убедит кроху засыпать в одиночестве.
  4. Если в вашей семье говорят на двух языках, остановитесь на каком-то одном. Не создавайте проблем для детской речи.
  5. Не перегружайте дитя информацией. В меру и по делу.
  6. Обязательно пойте песенки, и учите стихи! Только не большие. А ещё здорово играть на музыкальных инструментах — детских духовых.

А что делать, если у крохи только начались неприятности с речью? Может ли родитель сделать так, чтобы заикание не укоренилось?

А если болезнь появилась?

Ваш малыш говорил в соответствии с возрастом. Но вдруг замолчал. А после молчания заговорил прерывисто, начал тянуть слоги. Это первый звонок. Причём тревожный. Вспомните, возможно, был перенесён некий стресс? И первым делом исключите этот стресс из жизни крохи. А кроме того, соблюдайте такие правила:

  1. Обязательно покажите дитя врачу. Пока заикание не укоренилось, недуг будет легче победить.
  2. Соблюдайте собственный речевой тембр. Говорите медленно и чётко.
  3. В процессе лечения избегайте эмоциональных перегрузок. Не предъявляйте к дитю сильных требований. Он не может кушать самостоятельно, а вы его учите? Помогите ему. Если он отказывается наотрез брать ложку, не насилуйте. Докормите чадо. Поверьте, до 18 лет с тарелкой за ним бегать не будете.
  4. Не показывайте крохе, что вы сильно обеспокоены его речью. Ведите себя обычно. И ни в коем случае не передразнивайте малютку.
  5. Следите за правильным дыханием малыша: глубокий вдох и медленный выдох.
  6. Специалисты советуют ограничить общение с людьми, страдающими подобной проблемой.
  7. Игры должны быть тихими (по возможности) и спокойными. Хорошо лепить, собирать пазлы, рисовать.

Да, коррекция этой проблемы не всегда происходит быстро. Но, поверьте, лучше предупредить, чем потом лечить запущенную стадию. Согласны?

А теперь мне интересны ваши комментарии. Возможно, вы знаете дополнительные меры профилактики? Или у вас есть личный опыт по преодолению проблемы? Расскажите! А ещё предлагаю стать подписчиком блога, чтобы быть в курсе всего нового и интересного. Пока. До новых встреч!