Помолвка у армян обычаи. Армянские свадебные традиции

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Армянский народ гордится и почитает свои вековые традиции. Эта нация следует обычаям и догмам как общенародных праздников, так и семейных торжеств. Рождение наследника, создание новой семьи или проводы в последний путь родственника проходят в соответствии с национальными обрядами. Такое поклонение традициям говорит о сохранении наследия своей культуры и аутентичности.

Армянская свадьба - это яркое самобытное зрелище, наполненное радостью и счастьем от создания новой армянской семьи. Благоговейное отношение к своему роду, главе семейства, женщине, как хранительнице очага, течет в жилах этого эмоционального народа.

Все же стоит отметить, что многие обряды и традиции претерпели существенное изменение от своих обрядов-прародителей. Некоторые обычаи остались жить только в исторической армянской литературе. Но есть такие, которые неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Свадебное торжество - это последняя ступень для молодоженов перед вступлением в совместную семейную жизнь. До свадьбы проводится несколько обычаев, которые и приводят к бракосочетанию. Это сватовство, обручение и само свадебное событие.

Сватовство на армянской свадьбе

В прошлые времена выбором будущей жены для своего сына занималась мать. Именно она подбирала наиболее подходящую кандидатуру. И внешний вид невесты имел второстепенное значение. Главными критериями, по которым мать останавливала свой выбор на той или иной девушке, были здоровье, трудолюбие и невинность. В сегодняшнем мире эта традиция устарела, жених сам выбирает себе невесту. Неизменным осталось то, что выбирают невесту, а не жениха.

В древности родители жениха и невесты договаривались о будущем бракосочетании, когда те были еще детьми. Девочек выдавали замуж в раннем возрасте, примерно в двенадцать лет. Если же девушка засиживалась в девках лет до семнадцати, то это считалось позором для семьи невесты. Сейчас этот обычай утратил свою актуальность.

В настоящее время сваты к будущей невесте происходят тогда, когда молодые люди сами сделали свой выбор. Самая опытная и сведущая в свадебных приготовлениях родственница назначается свахой - миджнорд кин. К ней обращаются родители жениха, чтобы заручиться согласием родителей невесты. После этого засылают сватов, главным среди которых является кавор - крестный отец жениха и самый почитаемый родственник. Сватами могут быть исключительно мужчины. Придя в дом родителей невесты, они начинают иносказательными выражениями предлагать засватать их дочь за жениха. По традиции, глава семейства в первый раз отказывает пришедшим. Если бы отец согласился сразу, то это означало, что у его дочери есть какие-то недостатки, поэтому он поскорее хочет избавиться от нее. Как правило, хозяин дома соглашается на третий раз. Получив положительный ответ, стороны договариваются о дне помолвки.

Обручение

Обряд помолвки в армянской культуре называется ншанадрутюн. В назначенный день обручения гости со стороны жениха собираются в его родительском доме. После небольшого застолья все отправляются вместе с подарками для будущей невесты и корзинами, наполненными фруктами, сладостями и вином, к дому ее родителей. Подъехав к дому возлюбленной жениха, гости поднимают корзины с угощением над головами и таким образом переступают порог дома. Родные невесты ждут гостей с накрытым столом.

По современному обычаю стол накрывается за счет родителей невесты, указывая на то, что они состоятельные люди. Невеста остается в отдельной комнате и ждет кавора, который выведет ее к жениху. С появлением своей возлюбленной жених надевает ей кольцо на палец. Мать жениха дарит ей золотое украшение, а родственники вручают свои подарки. Это свидетельствует о том, что обручение свершилось.

Родственники с обеих сторон желают будущим мужу и жене счастливой семейной жизни. В этот же день назначается дата бракосочетания. Армянский народ всегда серьезно подходил к выбору невесты и обряду обручения. У них не принято его отменять. Если это произошло, то такие семьи считаются опороченными. В настоящее время к разрыву помолвки относятся достаточно мягко.

Свадьба

С момента обручения начинается подготовительный этап свадьбы. Выбирается банкетный зал, приглашаются музыканты, назначается из числа родственников тамада. В день бракосочетания жених со своими братьями и друзьями прибывает за своей будущей женой. Пройдя различные веселые конкурсы, он вручает свадебную корзину со сладостями, вином и фруктами матери невесты. Стоит сказать, что подвенечное платье невесте выбирает и покупает семья жениха.

Невеста в обрядовом танце узундара расстается со своим незамужним положением. Словно лебедь, она плывет по паркету, нежные движения рук подчеркивают ее женственность и хрупкость. Исполняет его невеста как сольно, так и со своими подругами. По окончании танца отец семейства вручает руку любимой дочери жениху, показывая тем самым, что он с благословением отдает ее будущему мужу. После этого вся процессия едет в ЗАГС сочетаться браком.

Танец “узундара” может исполняться на обручении, в свадебный день перед регистрацией или после венчания. Если это происходит после того, как супруги заключили брачный союз перед Господом, танцующую невесту окружают мужчины. Каждый, пританцовывая, пытается «отобрать» новобрачную у мужа. В знак того, что невеста не поддалась на уговоры и сохранила верность супругу, мужчины одаривают ее монетами.

По армянским традициям, молодые должны пройти таинство венчания в христианской церкви. Среди армян редко встречаются браки между мужчиной и женщиной мусульманского и христианского вероисповедания. Священник, который проводит церемонию венчания, повязывает на руки или шею молодым красно-зеленый, переплетенный между собой шнур под названием нарот и запечатывает воском от своей свечи. Этот интересный обряд символизирует единение пары. Снять его может только священнослужитель. До этого момента молодожены не могут провести вместе брачную ночь. На церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на палец невесте. После этого счастливые молодожены и гости отправляются отмечать свадебное торжество.

На праздновании тамада произносит поздравительное слово вначале родителям жениха, а потом родителям невесты. Затем поздравляют молодоженов гости, начиная со старшего поколения и заканчивая младшим. После идет черед вручения подарков. Гулянья на современной армянской свадьбе длятся один-два дня, а не неделю, как в старину. Банкетные столы серверуются национальными армянскими блюдами. Щедрая нация не скупится на угощения. Столы ломятся от шашлыка, хашламы, кяты, саджа, пахлавы, гаты и других блюд, вино льется рекой.

Когда молодые входят в банкетный зал, их встречает мать жениха и угощает медом для сладкой и долгой семейной жизни. Плечи покрывает лавашом, символом процветания. На следующий день после банкета гости угощаются наваристым хашем.

Армянская свадьба - яркое, красочное действо. Родственники и гости молодых желают им долгой и счастливой семейной жизни. Свадебное армянское торжество навсегда останется в памяти.

Армяне - древний народ, который с огромным почтением относится к своим историческим корням, уважает уникальные традиции и национальные обряды. Армянская свадьба - серьёзный повод вспомнить старинные ритуалы, отдать дань памяти своим предкам. Торжество здесь празднуется с широким размахом, обилием гостей, щедрым угощеньем, национальными танцами и песнями.

Выбор будущей невесты

В древние времена судьбу молодых определяли родители жениха, тщательно выбирая невестку из числа свободных девушек в округе. Армяне ценили благосостояние, поэтому достаток семьи девушки был важным фактором. Строгие родители обращали внимание на здоровье молодой, а также её приданое. А вопреки мнению парня, внешность девушки старшим поколением почти не учитывалась, достаточно было не иметь физических недостатков. Если молодой джигит имел смелость ослушаться родителей, его семья могла проклясть его, лишить наследства. Подбором кандидатуры занимались специальные люди — дибончи.

Разумеется, современное бракосочетание армян происходит по новым канонам, в соответствии с которыми молодые люди самостоятельно могут выбрать суженую. Но в некоторых семьях жива традиция последнего слова родителей, и как правило, парни совсем не против, полностью доверяя им.

Сватовство по-армянски

Бракосочетание в Армении не проходит без процесса сватовства. Ранее такая традиция, предшествующая армянской свадьбе, носила очень серьезный характер. На сегодняшний день это мероприятие проводится не менее торжественно, но имеет больше шуточный оттенок.

После того как влюбленный жених объясняется с девушкой, необходимо сообщить важное известие своим родителям. Армянские парни очень уважают свою мать, поэтому именно она первой узнает счастливую новость. Затем весть сообщается главе семейства, на плечи которого ложится процесс сватовства. Прежде всего ему понадобится выбрать свиту доверенных людей, с которыми он должен отправиться с визитом в семью потенциальной невесты. По традиции армянской свадьбы сватами выбирают как мужчин, так и женщин.

Семейство невесты, извещенное дочерью, хорошо подготавливается к предстоящему событию: убирает дом, накрывает богатый угощеньями стол, приглашает ближайших родственников. В первую встречу родители девушки ведут себя прохладно, якобы отказывают в браке. Но семью жениха этот факт не смущает, подобное действие носит ритуальный характер. А вот после третьего визита родичи суженного наконец-то получают долгожданное согласие на брак. Счастливый исход мероприятия завершается роскошным пиром с неизменным национальным напитком — коньяком. Угощение на предсвадебном торжестве выставляется соответственно принятым нормам:

  • На праздничном столе главенствуют мясные блюда: армянский шашлык из баранины и говядины, хаш, толма.
  • Вместо гарнира к мясу подается большое количество зелени: петрушки, кинзы, укропа.
  • Вся пища преподносится на фамильной посуде: дорогом фарфоре, фужерах из изысканного хрусталя.
  • Вместо сладкого десерта на столе можно найти южные фрукты.
  • Праздничный напиток армян — коньяк многолетней выдержки или домашняя водка.

За роскошной трапезой родственники произносят хвалебные тосты в честь друг друга, обговаривают моменты предстоящего торжества.

Дополнительной любезностью на армянской свадьбе является обычай после визита родителей жениха угостить и других его родичей. Многочисленная родня новобрачного бурно участвует в переговорах, обсуждаются насущные вопросы в связи с предстоящим торжеством. После всех визитов вежливости глава семейства жениха снова отправляется в дом суженой сына, чтобы окончательно установить дату события и составить список приглашенных.

Обручение

Помолвка или обручение не менее важно, чем само бракосочетание, и его необходимо тщательным образом подготовить. Заранее выбирается крестный отец для детей молодоженов, он же играет роль посаженного отца, которого в народе называют кавором. Эта персона занимает на армянской свадьбе почетное место рядом с родным отцом жениха.

Торжество берет старт в доме новобрачного, куда съезжается многочисленная родня, друзья и соседи. Для них накрывается роскошный стол, который буквально ломится от угощений. Гости немного закусывают, выпивают за здоровье молодых и отправляются в путь к дому новобрачной. Причем угощенья складываются на огромные подносы вместе с щедрыми подарками и забираются с собой.

Перед домом невесты отец парня проводит особый ритуал. Остановившись на пороге, глава семьи жениха торжественно вручает ему ншан — свадебное подношение для невесты. Этот атрибут представляет собой ювелирную драгоценность: красивое кольцо, изящный браслет или тонкую филигранную цепочку. Подарок передается девушке, которую по традиции выводит жена посаженного отца.

Теперь гостям разрешается войти в празднично украшенный дом. Родители невесты очень стараются произвести впечатление на гостей, поэтому застолье проходит впечатляюще: с шикарным угощением, веселыми танцами и народными песнями. Во время застолья родственниками обеих сторон окончательно утверждается дата свадьбы.

Как проходит обряд кройки платья невесты

Армянская невеста на свадьбе блистает роскошью наряда, а между тем, чтобы его смастерить, необходимо соблюсти еще один самобытный обычай, почти утраченный сейчас. За несколько дней до бракосочетания родственницы жениха отправляются помогать девушке кроить и шить подвенечный убор. Жена кавора даже приобретает ткань для наряда, но процедура все же носит символический характер.

В доме невесты супруга посаженного отца должна сделать выкройку платья, то есть нарезать материал. В процессе кройки жена явора резко бросает ножницы, возмущаясь, что они тупые, и помогать невесте она не будет. Такой обычай имеет следующую подоплеку: если жена кавора платье не раскроит, свадьба не состоится. Поэтому женщину задабривают деньгами, и она продолжает работу. Во время проведения ритуала присутствующих гостей обильно угощают.

Предсвадебные хлопоты

Армянская свадьба — яркое мероприятие, богатое разнообразными событиями и ритуалами, такими как:

Смотрины. Если помолвка состоялась, жених отправляется на смотрины, прихватив близких родственниц, чтобы они помогли оценить девушку лично. Делегация не приходит с пустыми руками, жених и родня несут богатые дары в дом. После мероприятия мать невесты торжественно разрешает молодым видеться до брака. По этому поводу соседским детям выносятся сладости и фрукты.

Къясум трел — встреча будущих родичей. Перед армянской свадьбой принято проводить собрание мужчин двух семейств: кавор и глава семьи жениха встречаются, чтобы обсудить финансовые моменты, связанные с проведением мероприятия.

Если все вопросы родственниками решены, расходы подсчитаны, наступает этап полноценной подготовки события. Доверенные люди подбирают место проведения праздника, составляют меню, посылают гостям приглашения, выбирают веселого ведущего, который создает и подготавливает сценарий.

Армянские тосты

Для армян тосты представляют неотъемлемый атрибут праздников, в том числе и бракосочетания. У данного народа торжественные речи — это не просто обычные пожелания, а целые легенды, притчи с аллегориями о животных, природе, прославляющие доблесть и щедрость джигитов, красоту кавказских женщин.

Танец невесты

По старой традиции армянской свадьбы, невеста проводила торжество в молчании, есть и пить ей также запрещалось. При этом молодой жене полагалось станцевать красивый и самобытный танец, зажечь таким образом огонь в глазах мужа. Во время народного танца к девушке присоединялись гости и бросали ей под ноги монеты.

Послесвадебные традиции и обряды

Грандиозное армянское бракосочетание длится несколько веселых дней, после которых проводится ряд мероприятий:

Послесвадебный подарок. Родители невесты после всех гуляний присылают молодым подарки к обустройству дома, отдают приданое.

Мытье головы. После свадьбы молодая жена, занятая новым домом и общением с мужем, долгое время не видится с матерью. Поэтому первая суббота после замужества посвящается свиданию родных людей. Мама приходит к родной дочери, чтобы помочь ей привести себя в порядок: вымыть голову, расчесаться и принарядиться.

Бракосочетание у армян — грандиозное и прекрасное событие, которое обязательно стоит увидеть. Национальная музыка, красивые костюмы, щедрое и обильное угощение, радушные хозяева — все это неизменные моменты армянской свадьбы.

Азербайджанская свадьба

Азербайджанская свадьба - масштабное красивое событие, способное вызвать бурю эмоций у каждого. Раньше свадебное торжество, как и у многих кавказских народов, состояло из многочисленных этапов, но с течением времени они видоизменились или вовсе прекратили свое существование.

«Из сохранившихся можно выделить, например, хяри (согласие): в дом будущей невесты приходит семья жениха, которая заявляет о намерениях молодого человека. Сторона девушки либо соглашается, либо отказывает, но в современном мире это, скорее, дань традициям, и родители уже заранее знают ответ. Завершается застолье сладким чаем, поданным в национальных стаканах (армудах), что и означает хяри, то есть согласие на брак.

После хяри будущие молодожены готовятся к нишану (обручению). Сегодня это торжество мало чем отличается от обычной помолвки, однако по традиции невесте преподносятся подарки от стороны жениха - хончи. В украшенных подарочных корзинах приносят ювелирные украшения, одежду, косметику, парфюм и нижнее белье», - рассказывает Сабина Минзейн из Баку.

У азербайджанских невест есть прекрасная традиция девичников под названием хна-яхты, которая жива и по сей день. Подруги невесты собираются у нее дома, приносят национальную еду, веселятся и танцуют, а затем рисуют хной прекрасные узоры на руках - считается, что это обряд перехода девушки во взрослую замужнюю жизнь, а хна защищает от сглаза и порчи в важный день. Место, где проводится обряд, украшают в красных тонах, а невеста облачается в красное платье.

Проводы невесты - тоже яркое событие. Друзья жениха приезжают за девушкой, а в это время невесту подготавливают: подруги вручают ей шах - украшение со свечами и зеркалами - против несчастья и сглаза, а брат или близкий родственник, приговаривая традиционные пожелания о долгой, счастливой и благополучной семейной жизни, повязывает девушке на пояс красную ленту - символ непорочности.

На любой азербайджанской свадьбе кульминацией события становится вынос плова, без этого не проходит ни одно торжество. Причем сопровождается вынос блюда танцами, музыкой и песнями - все это выглядит очень колоритно. Плов символизирует изобилие, богатство, процветание и достаток в семье. Чем вкуснее и красивее плов, тем зажиточнее будет жить молодая пара.

Помимо торта, часто на свадьбах можно увидеть традиционный атрибут азербайджанской свадьбы - кялля гянд, сахарную башню, символизирующую сладкую жизнь. Эту пирамиду молодожены потом разбивают после рождения первенца.

В основном на свадьбах звучит национальная музыка, однако все чаще и чаще молодые люди разбавляют плейлист современными хитами, но соблюдая при этом баланс - ведь старшее поколение будет танцевать только под знакомые им композиции. Вообще танцы и веселье сопровождают все время свадебного праздника.

При этом разрезание торта, дискотека с диджеем и бросание букета также являются неотъемлемой частью современной азербайджанской свадьбы. Покидают торжество молодые муж и жена ближе к полуночи под национальную композицию «Мирзаи» (более известную как «Вагзалы»).

Старая азербайджанская традиция брачной ночи может сейчас показаться для современных невест удивительной, но в некоторых местах, особенно в деревнях, она все еще сохраняется. Зрелая женщина - енге - провожает молодоженов до их дома, готовит брачное ложе и рассказывает молодой жене все подробности того, что будет происходить. Потом удаляется в другую комнату, а на утро проверяет простыни, чтобы удостовериться, что девушка вышла замуж девственницей, и приносит первую еду новобрачным.

Грузинская свадьба

О грузинской свадьбе рассказывает жена фронтмена группы «Мгзавреби» Гиги Дедаламазишвили, Марина Карпий.

Ни одна грузинская свадьба в принципе не считается свадьбой, если не идет речь о венчании. Так что, если молодые хотят только расписаться, это в Грузии не свадьба, а просто некое официальное оформление отношений, которое может даже не получить благословения родителей. Грузинская свадьба не бывает без венчания, поскольку брак для грузин - это что-то безусловно высокое, то, что должно происходить перед Богом, в церкви. Я, например, верующая, но никогда не думала, что буду венчаться. Думала, что распишусь, и все. Но когда познакомилась с Гиги, когда поняла, насколько в Грузии люди верят в Бога и насколько это все важно и серьезно, мне самой захотелось прийти в церковь вместе со своим будущим супругом и попросить благословения перед Господом. Я никогда не забуду свое венчание. Оно меня настолько тронуло, что я разрыдалась. А ребята, которые были на нем - друзья Гиги из ансамбля «Мгзавреби» и вообще все поющие - после нашего венчания, когда обряд завершился, начали петь, и эхо их голосов, раздающееся в церкви, буквально проходило сквозь тело. Я этого никогда не забуду, это было настоящее волшебство. И мои родители, и остальные гости - все плакали.

У нас было четыре дня свадьбы. Это обычное для грузин дело. Сейчас, конечно, часто сокращают до двух, но бывает по-разному. Гиги был в национальном грузинском костюме чоха, я сначала была в традиционном белом платье, а потом, вечером, переоделась в национальное грузинское.

На плече Гиги, как и у большинства женихов, был нашит герб семьи. Не в каждой семье, конечно, сохранились гербы. Если его вдруг нет, то пришивается символический герб.

Самый яркий момент свадьбы - это, конечно, традиция, когда пара выходит из церкви, и все гости-мужчины, одетые в национальный костюм чоха, обязательным элементом которого является кинжал, который висит на поясе в специальных ножнах, становятся в два ряда и, перекрещивая свои кинжалы, создают как будто коридор или арку. И не просто статичную - клинки бьют друг о друга, создавая звон. Молодые должны пройти под этой аркой. Звон стоит такой! Мне казалось, что арка у нас была длиной в километр - из всех наших друзей. Смысл этого ритуала в том, что пара получает благословение и защиту от всех своих близких. А звон клинков отгоняет все плохое, и остается только хорошее.

Свидетелей на свадьбе может быть много. В принципе, сколько угодно. И всегда главные свидетели на свадьбе - крестные родители будущего ребенка. Просто друзья или родственники крестными стать не могут. Поэтому свидетелей всегда выбирают очень внимательно.

Когда молодожены после венчания входят в торжественный зал, их встречают песней. В этой песне встречающие спрашивают: «Чья это девушка?». А им отвечают: «Наша, наша», - что символизирует окончательный и узаконенный переход невесты из одного дома в другой.

Грузинскую свадьбу ведет только тамада. Как правило, это близкий друг семьи. Просто так тост никто не может сказать, право на это надо получить у тамады, все самые важные тосты говорит только он. Всегда одними из первых произносятся тосты за Бога, за мир.

Обязателен танец молодоженов. Он всегда и у всех одинаковый, под определенную музыку, с определенными движениями. Это давно устоявшаяся традиция, и никаких вариаций тут не предусмотрено.

На грузинских свадьбах нет никакой программы, никаких фокусов и развлечений. Есть только песни, танцы и веселье.

Традиционные подарки в Грузии - это украшения для невесты в большом количестве.

Обычно грузинские свадьбы очень многочисленные. Особенно, если деревенские, то гуляет вся деревня - это и 400, и 500 человек - сколько есть. И свадьба на 2,5 тысячи человек - вполне регулярное действо, потому что нельзя же, играя свадьбу в селе, кого-то не позвать.

Грузинский свадебный стол - это тоже отдельная тема. Свадьбы без поросенка не существует. Торт разрезается кинжалом.

Разумеется, поскольку, как мы уже говорили, грузинская свадьба - это обязательно венчание, следовательно, никаких свадеб в посты не играется. Поэтому выбор даты - дело тонкое, ведь не так много времени остается, не занятого разными постами и подходящего для свадьбы.

Чеченская свадьба

Чеченцы очень трепетно относятся к своим традициям, в том числе и свадебным.

В день торжества к невесте приезжают близкие родственники и друзья жениха, что интересно, без самого жениха. С ними также мулла, который разговаривает с невестой и ее отцом и после подтверждения согласия на брак проводит обряд. В присутствии двух замужних женщин происходит церемония, во время которой девушка должна повторять за муллой суры из Корана. Затем такой же обряд мулла проводит с женихом, в его доме и в присутствии друзей - неважно, женаты они или нет. По сути брак заключается между двумя людьми по отдельности.

Родственники жениха забирают невесту из ее дома и везут на торжество.

По дороге от дома невесты до места банкета проходят традиционные гонки машин: каждый автомобиль пытается занять место прямо за машиной невесты. Но в любой момент дети могут преградить кортежу дорогу, чтобы потребовать выкуп. Чеченская свадьба - свадьба для всех. Выстрелы в воздух тоже присутствуют - считается, что это отгоняет злых духов.

На свадьбу не принято приглашать гостей - все желающие могут сами явиться на праздник, поэтому чеченские свадьбы всегда масштабные и шумные.

Но при этом близкие невесты на празднике не присутствуют - считается, что для них это грустный день, и он символизирует прощание с одной семьей и соединение с новой. Сама невеста также должна быть печальна на свадьбе. Кроме того, в течение всего дня она стоит в углу, не ест и не пьет прилюдно. Периодически невесту отводят в отдельную комнату, где она может поесть, чтобы с новыми силами вернуться на свое место.

Что интересно, жених тоже не показывается на свадьбе, а празднует со своими друзьями в другом месте. На свадьбе же пьют и веселятся остальные гости, конечно же, много танцуют, в том числе и лезгинку. Во время танцев, кстати, часто завязываются знакомства девушек и молодых людей.

Также на чеченской свадьбе есть традиция, когда мужчины подходят к невесте и пытаются ее разговорить, предлагая деньги за возможность испить воды из чаши, которую она держит в руках. Если невесту устраивает сумма - мужчина может выпить воды, а если нет - торг продолжается. Деньги за такой обычай зачастую отдают свекрови.

Виктория сощенко,
совладелица компании Florist Gump и компании BLT

Сейчас столичные национальные свадьбы проводятся с минимальным сохранением старых обрядов. Одной из важных традиций на мусульманских свадьбах остается сватовство, когда родственники жениха приходят просить руки невесты. Раньше они всегда приходили домой к невесте, а теперь часто это мероприятие устраивают в ресторане. Осталась традиция дарить подарки - сладости и украшения для невесты и ее родственников. Вообще, это большой праздник и часто программа на этом мероприятии не хуже, чем на свадьбе.

Те свадьбы, которые делают в Москве, проводят в больших красивых банкетных залах и обычно это общее торжество - европейское по формату. Приглашают и артистов русской и западной эстрады, и национальные коллективы. Конечно, всегда танцуют лезгинку.

Чаще всего молодые танцуют национальный танец в костюмах, и это очень красиво. Жених и невеста не пьют алкоголь и должны себя вести очень скромно, активно радоваться считается неприличным.

Еще есть нюанс с платьем невесты - плечи и руки должны быть закрыты хотя бы до локтей, иначе невесту посчитают одетой очень вызывающе. Часто платья шьют на заказ, либо выбирают дизайнеров с восточными корнями. Состоятельные кавказские невесты предпочитают платья Zuhair Murad и Elie Saab.

Самый строгий стол у евреев. Если свадьба кошерная, то еда на столе - это целая история! Если стол мясной, то нельзя ставить ничего молочного, даже сыр или соус со сливками. Исключается свинина, есть определенные требования к самим продуктам и способу их приготовления. За этим должен следить раввин, который будет находиться на кухне. Также нельзя ставить живые цветы на стол. Зато в остальном еврейские свадьбы очень простые, красивые, веселые, и все танцуют и зажигают много часов подряд.

Армянская свадьба

На протяжении многих веков армяне сумели сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые соблюдаются ими вне зависимости от своего местонахождения. Армянские свадьбы являются тому ярким примером.

Помолвка .

Один из важнейших этапов армянской свадьбы - ншандрек (помолвка). Семья жениха собирается в доме невесты с ценными подарками и обручальным кольцом. Родители жениха ставят на стол коньяк, если родители невесты его открывают, значит, они дают свое согласие и благословляют союз молодых.

Участники свадьбы.

До свадьбы невестой и женихом назначаются арснакур (подруга невесты, у армян - незамужняя сестра) и азапбаши (друг жениха, у армян - неженатый брат). Родители выбирают кавора и каворакин (крестный отец и крестная мать жениха и невесты, обычно это муж и жена, близкие одной из сторон).

День свадьбы. Сборы невесты.

Оказавшись во дворе дома невесты, сторона жениха сообщает о своем приезде громкой музыкой и танцами. Родственники жениха танцуют с подносами и корзинами, в которых находятся подарки, фрукты и сладости. В это время идут сборы невесты, которую одевает замужняя родственница, у которой первенец - сын. Одевание невесты сопровождается песнями. После того как невеста надела свадебное платье, каворакин крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой. Невесте обувь обычно надевает брат и кладет туда деньги, чтобы в новую жизнь она вступала обеспеченной и приносила своему мужу только благополучие.

Венчание и свадьба.

Традиционно армянские свадьбы предусматривают обряд венчания в церкви. Во время венчания невеста дает обещание быть покорной женой для своего мужа, а жених, в свою очередь, обещает быть опорой для своей будущей жены. По церковным обычаям во время церемонии над головой молодоженов крестные держат короны.

При выходе из церкви новобрачные отпускают в небо голубей как символ любви и мира.

Свадебную делегацию встречает мать жениха, она кладет на плечи молодых лаваш и кормит с ложечки медом, чтобы жизнь их была сладкой и благополучной. Затем молодоженов осыпают конфетами и изюмом для достатка.

Перед тем как зайти домой, жених и невеста разбивают тарелки и переступают через ее осколки. Чем больше осколков, тем более счастливой и длинной будет их совместная жизнь.

К концу торжества, молодожены передают неженатым и незамужним гостям таросики - маленькие декоративные сувениры, которые принесут им благополучие и скорую свадьбу.

Красное яблоко.

На следующий день после свадьбы в знак невинности невесты ее матери посылают красные яблоки, сладости и бутылку коньяка.

Еврейская свадьба

Еврейские свадьбы очень традиционны и всегда проходят по одному и тому же сценарию. Различаться они могут только в деталях, в зависимости от того, к какому сообществу относятся молодожены.

Обряд бракосочетания совершается под хупой - свадебным балдахином. Хупа представляет собой четырехугольный кусок светлой ткани на четырех шестах и символизирует дом, создающийся бракосочетанием этой пары, отсутствие стен - гостеприимство открытого дома и напоминание о хрупкости всего в жизни и возможных ветрах-невзгодах, а также то, что главное в доме - живущие в нем люди, а не вещи. Шесты могут быть на земле, на помосте или возвышении, либо их могут держать четверо гостей посильнее (друзей/родственников). Ставится хупа обычно под открытым небом, но можно и в помещении. Хупа - настолько основообразующая традиция, что это слово - практически синоним свадьбы. К хупе невесту и жениха (порознь) торжественно ведет «свита», обычно родители. Либо каждая пара родителей свое чадо, либо мамы сопровождают невесту, а отцы - жениха.

До начала свадебной церемонии жених закрывает лицо невесты фатой. Предположительно, в память о том, как закрыла лицо библейская Ревекка, встретив Исаака. Закрывает лицо фатой именно жених, памятуя, как Иаков женился на Лее вмес-то Рахили, так как лицо невесты было скрыто вуалью, то есть, чтобы точно не ошибиться. Невеста обходит жениха семь раз - это означает создание дома, очага, символизирует завершенность, так как число «7» в библейской традиции означает совершенство, некую законченность. Невеста становится возле жениха, рядом родители.

Начинается церемония, которую проводит раввин. Жених надевает невесте на указательный палец простое гладкое кольцо стоимостью не меньше самой мелкой серебряной монетки эпохи Талмуда, о чем раввин, скорее всего, пошутит, и повторяет за раввином формулу бракосочетания. «Вот ты посвящаешься мне этим кольцом по обычаю Моисея и Израиля». После чего раввин или особо уважаемые гости произносят семь благословений. Обязательно зачитывается традиционный брачный договор - ктуба. В нем говорится, что муж обещает любить, уважать и кормить жену, а в случае развода выплатить ей энную сумму. Ктубу подписывают заранее два свидетеля. Оформление ктубы - тоже ритуал, проходит до, собственно, хупы. Ктуба может представлять собой красиво оформленный манускрипт. Потом жених и невеста отпивают вино из бокала и жених разбивает его или раздавливает правой ногой, произнося: «Если забуду тебя, о Иерусалим...», - в память о разрушенном Иерусалимском храме. Поскольку грусть всегда соседствует с весельем, все кричат «Мазл тов» (Счастливой судьбы), поют и танцуют. Танцы с подниманием на стуле сейчас уже необязательная часть веселья в честь новобрачных. Хотя во многих диаспорах до сих пор соблюдается. Вообще, веселить невесту - это неизменная часть праздника, так что даже самые суровые старцы пускаются в пляс. Конечно, ортодоксальные свадьбы отличаются от более светских свадеб. Поэтому в каждом сообществе свои традиции и обряды.

Дагестанская свадьба

Говорить непосредственно о дагестанских свадебных традициях - в корне неправильно. В самой многонациональной республике у каждого народа есть свои нюансы празднования свадьбы. Аварцы, лезгины, даргинцы - у каждой национальности есть как общие традиции, так и принципиально разные.

Сегодня во многих семьях в Дагестане все еще принято совершать сговор между родителями жениха и невесты. Но решение о свадьбе все равно остается за молодыми людьми.

На улицах Дагестана все еще можно услышать выстрелы при встрече молодых, направляющихся на свадебный банкет. А дети на улице часто останавливают вереницу красиво украшенных машин, чтобы выпросить конфеты или деньги.

Интересная традиция, которая жива и по сей день, - проверка жены приготовлением хинкала (национального блюда) сразу после свадьбы. Муж и его друзья могут прийти в дом молодоженов и попросить жену приготовить хинкал и, если жена хорошая, то и блюдо приготовит правильное.

До сих пор многие свадьбы делят на мужскую часть и женскую, хоть теперь их проводят в один день. Сначала происходит празднование с гостями невесты, затем - жениха. При этом на банкете жених с невестой сидят отдельно от гостей на пьедестале, а столы поделены на «мужские» и «женские».

На свадебном банкете преобладают национальные блюда: хинкал, курзе, чуду и т. д. И, конечно, у каждой народности свои способы приготовления этих блюд.

Конечно, ни одна свадьба в Дагестане не обходится без лезгинки, причем у каждой национальности она своя. Девушек на танец приглашают с помощью цветка - просто подойти и пригласить ее никак нельзя. Цветок передается между гос-тями свадьбы, таким образом, в центре зала всегда есть танцующие пары.

Когда танцует невеста, на нее обязательно бросают деньги (бумажные, ни в коем случае не монеты). Затем подруги их собирают и передают невесте.

Помимо танца жениха с невестой, традиционным считается танец подруги невесты и друга жениха.

В Дагестане принято дарить на свадьбу деньги. За отдельным столом на торжестве сидит человек с коробкой, который собирает деньги гостей и записывает суммы и имена в специальную книгу - учет ведется точный.

Моя большая лакская свадьба

Тамари, 25 лет

«Вообще, свадьба проходит в несколько этапов, среди которых сватовство, или же помолвка, которое может проходить как небольшая свадьба. У меня были приглашены только близкие - всего 80 человек. На помолвку обычно дарят невесте золотые украшения, а до свадьбы жених обновляет гардероб невесты. В моем случае мне просто подарили деньги, на которые я и купила себе одежду, обувь, сумки, шубу. Свадьба проходила в два дня, сначала играли мои родители, где были в основном мои родственники, потом его. Всего приглашенных гостей было около 500 - это нормально для лакцев».

Текст: Лика Длугач, Ольга Бебекина

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. "дибончи", либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. "джегез". Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе - тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые "крестные свадьбы". В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать - это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак - один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума - кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам - «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше - национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения - одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках - русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения - ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX - начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.

На армянской свадьбе обряды и традиции предков трепетно соблюдаются вне зависимости от географии торжества. Такой глубины понимания важности свадебного ритуала, пожалуй, больше нигде не встретить. Армянские невесты нежны и женственны; женихи – бесконечно мужественны. Армянская свадьба – торжество жизни, роскошный праздник, который запоминается на всю жизнь.

Красивый обряд венчания на армянской свадьбе.

Сватовство армянского жениха

Ни один парень из хорошей армянской семьи не возьмет девушку в жены против воли родителей. Конечно, случаются истории, когда Арам Монтекян и Джульета Капулетян женятся вопреки мнению родни. Один классик даже описывал подобную ситуацию.

Давно это было, но нешуточные страсти кипят и по сей день. Так что тридцатидвухлетний, преуспевающий банковский служащий, армянин из Нью-Йорка и в XXI веке, надумав жениться, обязательно сначала расскажет о своем выборе матери (именно матери, а не отцу).

Выбор невесты для армянского жениха – процесс не из легких…

Мама в тот же день начнет обзванивать подруг, родных и знакомых, соберет всю информацию (вплоть до детских болезней), проверит родословную до седьмого колена, и только после этого даст свое согласие. Вы даже не представляете себе, с каким жаром и пылом кинутся помогать матери жениха дальние и близкие родственницы, как они будут обсуждать прадеда Ашота и бабушку Аревик будущей снохи!

Будет выпита не одна чашечка кофе с ароматной кятой (сладкое печенье), пока обсудят все: образование, воспитание, внешность (прошли те времена, когда главным для невесты было благосостояние, скромность и здоровье), умение одеваться, родительский дом, кулинарные способности невесты и ее матери, основательность отца и положение в обществе братьев.

И это еще максимально нетрадиционный вариант. Скорее, сценарий будет таков: наш банковский служащий придет к маме и скажет, что его повысили в должности, и он теперь может позволить себе содержать семью. Нет ли у нее на примете милой, красивой девушки? У мамы, будьте уверены! – уже давно есть кандидатуры. Ведь что может быть в жизни важнее женитьбы сына?! Ну, если только рождение внуков…

После того, как невесту выберут, обсудят и одобрят, в ее дом посылают «миджнорд кин» – общую знакомую, которая идет «на разведку». Минджорд говорит с матерью невесты и договаривается о дне официального визита. Через несколько дней происходит само сватовство, «ншанадрутюн». Сваты, только мужчины, приходят в дом невесты вечером, в темное время суток (чтоб без лишних глаз). Сватовство начинается с обсуждения политического и экономического положения в мире.

Второй этап – разговоры о родственниках и знакомых. И только обсудив Обаму, Путина, Сержа Саргсяна, всех родственников и знакомых, начинаются само сватовство. Родители невесты своего согласия отдать дочь сразу не дают (мол, такая доченька и самим нужна). Во время сватовства и сговора назначают день обручения. «Точка», «печать» на соглашении – это разломленный на две части лаваш. Одну половину берет отец невесты, вторую – отец жениха: в знак того, что с этого момента у них общий хлеб.

Ншандрек: обручение по армянским свадебным традициям

В доме невесты накрываются столы, собираются родственники. Жених с делегацией из самых близких и уважаемых членов семьи приходит в дом к невесте с подносами фруктов, вином, коньяком и – внимание! С дорогим, красивым кольцом, которое жених одевает избраннице на безымянный палец. Размер бриллианта и количество золота значение имеет. Раньше в этот день дарились серебряные браслеты и украшения, но сегодня бриллианты стали обязательными.

Подарки несут на красиво оформленных подносах, так, чтобы было видно издалека.

Потом молодых выставляют за порог, обильное, веселое застолье продолжается без них: это праздник старшего поколения, родителей, которые воспитали и вырастили детей. Им есть чему порадоваться и что отпраздновать! Во время обручения следует череда взаимных подарков. На второй день после обручения невеста приходит с визитом в дом жениха. Но к не нареченному, а к его матери. Свекровь дарит невестке золото, родители невесты тоже одаривают будущего зятя. Во время обручения обговаривается дата свадьбы и начинается бурная подготовка.

Армянская свадьба: три дня празника!

Если вам посчастливилось быть гостем на армянской свадьбе, вы на всю жизнь запомните это событие. Раньше свадьбу праздновалось семь дней. Целых семь! Сегодня ритуал сокращен до двух-трех суток.

Первый день армянской свадьбы

Друзья и родственники жениха идут в его дом, друзья и родственники невесты – в ее. Веселье и застолье в обоих домах продолжается с утра до вечера; жених посылает невесте подносы и корзины с фруктами, вином, угощением со своего стола. Невеста в ответ посылает выпечку собственного приготовления. Раньше в первый день в доме жениха резали ритуального быка, его кровью смачивали нить (нарот), которой связывали руки нареченных на свадьбе. Сейчас сложно представить заклание тельца во дворе многоэтажного ереванского дома, и быка вполне заменяет петух.

Второй день армянской свадьбы

Утром жених идет в дом кавора (крестного), где собирался некий мальчишник и совершалось ритуальное омовение; после совершения всех обрядов жених вместе с родней едет в дом невесты. По обычаям женихам полагается прикреплять с левой стороны пиджака красный бант. Сейчас его заменил элегантный, даже гламурный красный платок в кармашке. По правую и левую руку молодожена следуют посаженные родители: кавор и каворакин (главные действующие лица на армянской свадьбе, распорядители). На блюдах и подносах несут богатые подарки (выкуп). И все это – под веселую, зажигательную музыку!

Так, под музыку, забирают невесту из дома

Родственницы жениха сами наряжают невесту в принесенные наряды (да, именно родня жениха должна выбирать и покупать свадебное платье). Современные девушки, все же, предпочитают выбирать платье сами, по своему вкусу. Из дома жениха ей приносят только фату, перчатки и туфли.

Жених в другой комнате за накрытым столом вместе с мужчинами ждет нареченную. Невеста готова и можно ехать в церковь? – Нет! Брат девушки держит дверь кинжалом и требует выкуп. Сейчас это чисто символическая сумма; но раньше выкуп был очень значительным. Деньги отдает кавор (крестный отец). После выхода пары мать девушки раздает гостям круглую кяту и поднос с отварной курицей, накрытый шелковым платком. С этой курицей едут в ЗАГС, а потом на венчание в церковь.

Обязательный обряд венчания в церкви.