Чечни и русская свадьба. Как выходят замуж чеченки: традиции настоящей чеченской свадьбы

Свадебное торжество по чеченским традициям проходит весьма весело и необычно, с танцами и песнями. Как выходят замуж чеченки, какие соблюдают обычаи и обряды вы можете узнать из этой статьи.

Знакомство будущих жениха и невесты

Для чеченского парня подойдёт не каждая невеста на роль жены. Нельзя заключать брак с девушкой, которая носит фамилию отца и матери, даже бабушек отца и матери включительно до 3 поколений.

Свидания парня с девушкой проходят по обычаю тайно, желательно, чтоб это проходило в том месте, где их не увидят родные. Считается дурным тоном встречаться с парнем на глазах родителей или родственников. Как может поступить парень, чтобы пригласить возлюбленную на встречу? Сам он не стучит в дверь её дома, а подсылает это сделать лучшую подружку или ребёнка соседей, чтобы тот передал его намерения встретиться. Таким образом парень с девушкой видятся некоторое время и затем решают пожениться. Парень дарит девушки кольцо или платок, что считается, будто они помолвлены.

После этого будущие супруги назначают дату торжества, и парень советуется на эту тему с мамой или сестрой. Кстати, обсуждать тему свадьбы с отцом или дедушкой считается неприличным.

Затем парень со своей семьёй идёт в дом будущей невесты и говорят о предстоящем свадебном торжестве. Интересно, что если у девушки есть братья, то в разговоры отца и родственников жениха они не лезут.
Невеста готовится к свадьбе и собирает вещи, с которыми сразу переедет к мужу. Обязательно она берёт красивый наряд на вторые сутки гуляний.

Выкуп невесты

Начинается свадебное мероприятие в доме жениха. Он со своими родственниками нарядно одевается и свадебным кортежем едут забирать будущую супруг. Невесте подготавливают самый красивый автомобиль.

Новобрачная должна быть уже собрана к моменту приезда жениха. Как правило, будущая новобрачная со слезами прощается с родительским домом. Стоит отметить, что к девушкам, матерям, сёстрам чеченцы относятся с уважением и никогда не выдадут замуж насильно.Что интересно, жених может поехать за своей возлюбленной, но сам в дом входить не может. Идёт за невестой брат жениха, который может взять её за руку и вывести из комнаты. Вместе с ним идёт мулла, который спрашивает согласие невесты на брак, затем согласие жениха на брак, читает строки из Корана и так объявляет их мужем и женой. Сестра невесты может попросить выкуп с него. Брат жениха откупается и провожает невесту к машине.

Родственники со стороны жениха забирают с собой свадебные подарки, которые приготовила невеста своим новым родственникам. С невестой может ехать лучшая подруга и сестра будущего супруга.

Свадебный кортеж начинает ехать и между машинами начинается соревнование – кто займёт место за машиной невесты. Все это не просто так, поскольку победителя ждёт награда – ковёр либо отдельный стол с угощениями.

Встреча невесты с родителями будущего мужа

Будущая свекровь встречает невесту на пороге дома жениха. По обычаю, она угощает невесту конфетой или другими сладостями, а потом откусывает сама немного. Во время этого звучат выстрелы автомата для торжественности момента. В современной чеченской свадьбе это стало целым шоу, а вот ранее громким звуком отгоняли нечистую силу от дома. Для этого пару раз палили из пистолета.

Брат будущего супруга заводит молодую в дом, а там она становится в углу и будет стоять там практически весь праздник, пока свекровь не разрешит ей присесть. Существует примета. Если хотят, чтоб у молодых родился мальчик, то к новобрачной подводят малыша, которого она поднимает, целует и отпускает. В придачу невеста даёт ему деньги или сладости в качестве подарочка.

Свадебный чеченский банкет

Во время праздничного застолья звучат поздравления в адрес родителей новобрачного с пожеланиями множества внучат и всего наилучшего. Прийти на чеченское торжество может каждый желающий, потому что пригласительных нет.

Гости приходят с подарками, при чём женщины – с необходимым в быту постельным, посудой, а мужчины традиционно дарят деньги. Именно на свадьбе невеста имеет возможность познакомиться с родными со стороны мужа.

Интересно проходят танцы. Все танцующие делятся на два отдельных полукруга мужчин и женщин. Роль тамады выполняет мужчина со стороны жениха. Он танцует в центре танцевальной площадки. Звучит заводная музыка и все исполняют зажигательные танцы.

Тем временем молодая супруга стоит в углу комнаты. Ей положено вести себя тихо и скромно, не поднимать глаза и н с кем не разговаривать. Присесть ей нельзя – это будет неуважение к старшим. Могут подойти к ней женщины и заглянуть под свадебную фату.

Вскоре свекровь убирает фату с лица невесты. Лучшая подружка новобрачной сидит рядом с ней до конца праздника и кушает. Затем ей вручают подарок и везут домой.

Необычно смотрится обряд, суть которого разговорить невесту. Заключается он в том, что во время свадьбы подходят мужчины и просят невесту подать ему воды. Невеста должна не сразу, но сказать «приятного пития», а мужчины ей за это должны дат денег, а ктоне даст, с тем она может больше никогда не говорить. Длится свадебное мероприятие целых три дня.

Возможны ли браки чеченка – русский и чеченец – русская?

Может ли чеченка выйти замуж за русского? Вообще церковь не признаёт брака двух людей разных религий. В случае принятия будущим супругом мусульманства их могут признать мужем и женой. Либо жена должна принять христианство и тогда их обвенчают. В принципе, чтоб расписаться в ЗАГСе не нужно менять свою религию.Так что, если чеченка решила выйти замуж за русского, то брак их зарегистрируют.

Стоит ли выходить замуж за чеченца? Чеченцы с большим почтением относятся к женщинам. Межкульутрные различия дадут о себе знать. Выходить замуж за чеченца стоит, ознакомившись с культурой этого народа и его ценностями.

Как показывает опыт, часто возникают конфликты в семье по вопросам быта, воспитания детей, различном понимании роли мужчины и женщины в доме.

Если ваши намерения серьёзны, а чувства искренние, то различия в национальностях и религиях не должны стать преградой. Детально ознакомиться с традициями чеченского свадебного праздника можно на видео.

Начиталась историй о межнациональной любви. Хочу рассказать немного... Мой отец-чеченец, мама-гагаузка. Росла я хоть и не в Чечне, но меня воспитывали по-чеченски, я-мусульманка...

Многие мои подруги встречались с чеченцами,в то время,как я была примерной девочкой-училась,училась и еще раз училась,даже и в мыслях не было близко держаться за ручку с кем-то.

Сначала мои подруги витали в облаках,расхваливали своих парней-вайнахов,но потом... В основном всех их они побросали и уехали жениться на чеченках.А самое распространённое оправдание было"Прости,но я-чеченец,и в жёны могу взять ТОЛЬКО чеченку".

Это первая отмазка чеченца,который не хочет жениться на русской девушке. Чеченец может свободно взять в жёны девушку любой национальности,чеченка тоже может выйти не за чеченца,но в основном брак чеченки с инородцем не приветствуется, часто семья такой девушки даже отказывается от неё, иногда доходит до мести... Но это уже другой разговор.

Дорогие девушки,если ваш нохчо к1ант сказал вам,что жениться может только на девушке своей национальности,то он вас просто не любит, или, что бывает реже, боится реакции семьи. Но опять же, разве любящий человек побоится сделать что-то ради любимой? Делайте выводы.

Итак, девушки, знайте, чеченец (который уважает традиции своего народа,знает и чтит их) никогда в жизни ни за что на свете не ударит девушку(про избиение я вообще молчу).

По чеченским адатам, мужчина не имееет права поднять руку на женщину, да и вообще на старика, ребёнка, несовершенолетнего подростка, младенца. А те, кто поднимает руку на женщину, просто люди, неуважающие ни себя, ни свой народ, ни религию.

Однако в обряд мести эжто правило не входит, так как если нанесли обиду роду, то человек имеет право даже убить женщину. Чеченец должен оберегать свою женщину, да и не только свою. Женщин приветствуют только стоя, мужчина должен первым с ними здороваться, у чеченцев женщина-это прежде всего чья-то мать, сестра, жена, дочь или невеста.




Если не дай Бог кто-то хоть пальцем тронет девушку(толкнёт например)то не только брат,но и любой чеченец,видевший это,непременно вступится.Позор чеченцу,поднявшему руку на девушку.

За обиду, нанесённую жене, муж может убить обидчика. Но если женщина ведёт себя неподобающим образом(изменяет мужу),то иногда доходит до мужского самосуда. Вас ударили? Делайте ноги,пока не поздно.

Часто слышу и такое,что чеченцы-часто не сдержаны,вспыльчивы.Но ведь по адатам(забыла сказать,это-не писанные правила), чеченец должен быть сдержаным. Он не имеет права показывать свои эмоции, даже улыбнуться жене при посторонних (особенно при старцах)считается неприличным (молчу про крики и прилюдное выяснение отношений).

Чеченец должен быть терпеливым, немногословным, рассудительным, последовательным в своих поступках и решениях, чеченец, уважающий себя, не станет бросать слова на ветер. Если он что-то сказал,или поклялся,то обязательно это исполнит,чего бы ему это не стоило (даже если придётся положить свою жизнь).

Вот еще некоторые девушки отзываются о чеченцах,будто те всех русских считают извините лёгкого поведения. Полный бред. На самом деле,для чеченца не важно какой национальности девушка,если она себя ведёт неподобающим образом,то и отношение к ней соответствующее. Чеченские девушки очень скромные, кому-то покажется дикостью, но раньше даже за то,что чеченец возьмёт девушку за руку (которая не состоит с ним в браке), его убивали.

Сейчас, конечно, такого нет, но вот честь девушки до сих пор неприкосновенна. Если чеченец обесчестил девушку, то семья той чеченки может наказать кровью, но чаще таких девушек стараются выдать замуж.

Одна моя подруга вышла замуж за чеченца. Он заставил надеть её платок. На самом деле, девушка сама для себя решить должна, хочет ли она носить платок. Это-состояние души. Можно носить платок, но в душе оставаться убеждённой атеисткой. Но какой тогда смысл?

Чеченки в основном одевают платок по своему желанию,так как чтят адаты. Раньше если двое мужчин дрались на улицу, женщина, проходившая мимо, чтобы их рознять, подбегала, и, сняв платок с головы, кидала его между ними. Они обязаны были прекратить драку. Носить платок заставить никто не может. Это всё идёт от сердца. Меня, например, никто не заставлял покрывать голову, но когда мне исполнилось 14, я сама пришла к такому решению и повязала платок. Есть у меня одна знакомая,тоже чеченка, в хиджабе ходит, 5 раз в день молится, а сама на сайте знакомств сидит и матерится (кстати, для чеченки употреблять нецензурную лексику недопустимо). Вот так вот бывает.

Часто наши парни любят шутить "Я тебя увидел сегодня,когда ты шла в магазин,завтра украду!". Но это как правило никакого отношения к правде не имеет). Своего рода развлечение -девушку кражей запугивать. Мне часто говорили раньше, что украдут и т.д., но это шутки.

На самом деле кражу планируют заранее. И чаще всего невесту об этом не предупреждают(невеста может брату сказать, или отцу, тогда полная безопасность ей гарантирована, так как они её одну не оставят, а украсть в присутствии братьев очень сложно,практически нереально).

Кража невест чаще всего происходит по таким причинам:

1) Родня девушки против её замужества, а она против их воли пойти не может, хоть и любит того молодого человека.

2) Девушка его не любит,а он хочет на ней жениться, но никак не может добиться её согласия на брак.

3) Они любят друг друга и девушка сама просит "укради меня, иначе за другого отдадут". И наконец:

4) Просто соблюдение красивой традиции. Иногда бывает так, что жених обесчестивает любимую когда украл, и другого выхода, кроме как выйти за него, у неё нет. Чаще всего украденные девушки выходят замуж за своих похитителей. Если ваш любимый говорит вам,что украдёт,то скорее всего, просто шутит. Если же вас всё-таки украли, то опять же решение остаётся за вами,вы можете отказаться и вернуться домой. Но гарантия того, что если вы вернётесь, и ваш джигит снова вас не украдёт, мала. Мой двоюродный брат невесту четыре раза крал, пока та не согласилась)

2005-04-20

ИВАН И ЗАРИНА ПОЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА В ЧЕЧНЕ«Требуется усиление борьбы против негативных проявлений в национальных отношениях, ужесточение мер ответственности, прежде всего за унижение национального достоинства граждан, возбуждение национальной и расовой неприязни и розни, ущемление прав граждан по национальному и расовому признакам, насильственные и иные противоправные действия против личности на основе национальной либо расовой неприязни…»

ИЗ КОНЦЕПЦИИ «НОВЫЙ КУРС РОССИИ», ПРИНЯТОЙ НАРОДНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
СТАРЫЙ ОБЫЧАЙ КАВКАЗА: КОГДА МУЖЧИНЫ ПЕРЕДРАЛИСЬ, КОГДА ПО ЗАКОНУ КРОВНОЙ МЕСТИ ВЫРЕЗАЮТСЯ ЦЕЛЫЕ СЕМЬИ, МИРИТЬ ВРАЖДУЮЩИХ НАЧИНАЮТ ЖЕНЩИНЫ.

Горянки всегда на глазах чужих людей ходят в платках. Но в этом случае – для сохранения жизни отца, мужа, сыновей – разрешается платок снять. Женщина становится между готовыми к схватке мужчинами и кладет на землю платок. Переступить его нельзя.

Голову врагу отрезать горским кодексом чести не запрещается, а перешагнуть головной платок женщины – преступление, позор. Такой человек перестает считаться человеком.
На кавказских войнах нет гуманизма. Есть осознанная необходимость: убей сам, иначе убьют тебя. Это мужская точка зрения, которую русские и чеченцы доказывают друг другу уже несколько веков.

Последняя русско-чеченская война идет 10 лет. Нам все эти 10 лет говорят, что она уже закончилась. Но в рязанские и уральские деревни из Ведено, Сержень-Юрта и Урус-Мартана продолжают привозить солдатские гробы.

Война никогда не закончится, пока в людских сердцах будет ненависть. Война прекратится, когда в сердцах появится любовь.

МИЛИЦИОНЕР ПРОВЕЛ В ЧЕЧНЕ ДВА ГОДАЮная чеченская девушка Зарина и русский милиционер Иван встретились и полюбили посреди войны. Все было против них – они сохранили любовь. Вину русских перед чеченцами и чеченцев перед русскими еще долго будут отмаливать в храмах и мечетях православные и мусульманские священники. Бог – один. Просто у Него разные имена. Бог простит. Когда-нибудь Он простит всех нас.

Но войну на взаимное истребление двух народов должны прекратить не на небесах, а на земле. Чеченка Зарина одной из первых сняла свой платок и положила на землю.
Не переступим?
АЛЕКСАНДР ХОХЛОВ
ОТ РЕДАКЦИИ

Всмотритесь в верхний снимок: за спинами влюбленных, над дверью висит светильник в форме подковы. Этот символ семейного счастья и мира один для всех – русских, чеченцев, татар, украинцев…
От всей души мы желаем Ивану и Зарине постоянства в любви и жизни, а самое главное – хороших детей. Они сами – хорошие люди. И дети у них будут такие же.

Счастья вам!
Я нарожаю ему детей. И не важно, кто они будут – чеченцы или русские!
УРАЛЬСКИЙ МИЛИЦИОНЕР ИВАН ГАВРИЛИН УЕХАЛ В ЧЕЧНЮ НА ВОЙНУ, А ВЕРНУЛСЯ С ЮНОЙ НЕВЕСТОЙ, 16-ЛЕТНЕЙ ЧЕЧЕНКОЙ ЗАРИНОЙ. ОНИ ПОЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. НО РОДСТВЕННИКИ ДЕВУШКИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТДАВАТЬ ЕЕ ЗАМУЖ ЗА РУССКОГО. МИЛИЦИОНЕР В ТРАДИЦИЯХ ГОР ПОХИТИЛ СУЖЕНУЮ И УВЕЗ ДОМОЙ, НА УРАЛ.

Глаза у Зарины черные, как южная ночь. Волосы сзади собраны в хвост и затянуты резиночкой. Красная маечка, джинсы. На вид ей лет 18–19. На самом деле 17 лет ей исполнится только будущим летом. Оперуполномоченный уголовного розыска старший лейтенант Иван Гаврилин похитил ее в феврале 2005 года. План похищения Иван и Зарина разрабатывали вместе.

Знакомство

СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ МИЛИЦИИ ИВАН ГАВРИЛИН (СПРАВА) НЕ СДАЛСЯ. ОН ПОБЕДИЛ И ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ С НЕВЕСТОЙОни познакомились в июле 2004 года. Участковый одного из сел Чечни Саид пригласил к себе в гости 24-летнего русского милиционера. Пока мужчины сидели за столом, его жена и черноглазая падчерица подносили им еду.

– Хороший ты парень, Иван, – пошутил гостеприимный хозяин. – Может, мне за тебя Зарину выдать? Породнились бы!
– Да я хоть сейчас готов жениться, – рассмеялся Иван. – Когда калым нести?
Зарина украдкой посмотрела на светловолосого парня, взгляды пересеклись...
– Дик ду*, – сказала девушка и тут же убежала на кухню.

Во второй раз они увиделись только в октябре. Эта встреча оказалась решающей.
– Я снова приехал к Саиду в гости и случайно остался с Зариной наедине, – вспоминает милиционер. – Мы посмотрели друг на друга, улыбнулись и начали разговаривать. Мне показалось, что я знаком с ней целую вечность. Я понял, что люблю ее.

Неудачное сватовство
Иван стал приезжать к Саиду каждый день. Наедине друг с другом влюбленные почти не общались. При их разговорах всегда кто-то присутствовал: либо отчим, либо мать, либо старшая сестра. Иван старался не нарушать традиций, подарки девушке он делал только с разрешения матери. А потом попросил руки Зарины, предварительно заручившись согласием избранницы.

– Я подошел к Саиду, сказал, что хочу взять Зарину в жены и готов выплатить какой угодно калым...
– Зарина мне не родная дочь. Я не могу решать за нее, – ответил Саид. – У нее есть отец и мать. Только они могут дать согласие на брак.

Но мать Зарины наотрез отказалась даже вести разговоры о свадьбе.
– Я знаю, что ты очень сильно нравишься Зарине. Все разговоры у нее только о тебе. Мне ты тоже нравишься. Поэтому наша семья относится к тебе как к родному. Но у тебя есть один неисправимый недостаток – ты русский. Меня проклянет родня, мне не будет здесь жизни. Поэтому моя дочь никогда не станет твоей женой.

Влюбленный еще не раз подходил к родственникам. Ответ был один: нет. Тогда Ваня предложил Зарине убежать вместе с ним в уральский город...

Умыкание невесты
Мы сидим с Иваном на кухне в его квартире. Зарина наливает нам чай и ни в какую не соглашается сесть с нами. В Чечне мужчины и женщины едят отдельно. Сильный пол не должен видеть, как кушает слабый. Невеста до сих пор стесняется есть при женихе. Она выгоняет его из кухни, когда садится за стол. Иван беспрекословно подчиняется. Он понимает, что Зарина пожертвовала ради него всем, что у нее было.

– Ты не подумал, что Зарина еще очень молода? – спрашиваю Ивана. – Ведь ей всего 16?

Он хмурится.
– Мы разговаривали с Зариной на эту тему. Знаю, что, предложив ей уехать, я взял на себя ответственность за ее дальнейшую судьбу. Но чеченские девушки выходят замуж рано. Многие в 14–15 лет, не успев закончить школу. К тому же родственники Зарины после моего сватовства, по слухам, нашли ей богатого жениха.

– Я хочу, чтобы моим мужем был Иван. Я люблю только его и доверяю ему! – вторит ему Зарина.
В конце ноября 2004-го она отдала возлюбленному свой паспорт. Он купил два билета на самолет и 4 декабря заехал за Зариной. Своим родителям девушка сказала, что поедет к бабушке. Влюбленные благополучно долетели до Москвы. Но у милиционеров аэропорта Домодедово национальность Зарины вызвала подозрения. Они переписали ее паспортные данные и спросили о цели визита в столицу. Узнав, что она едет в гости к жениху, они недоверчиво покосились на Ивана…

Возвращение беглянки

МАТЬ ВАНИ ЧЕЧЕНКУ ЗАРИНУ ПРИНЯЛА СРАЗУ

МАТЬ ЗАРИНЫ (СПРАВА) РУССКОГО ЗЯТЯ ПОКА НЕ ПРИЗНАЕТПервые три дня в уральском городе девушка не выходила из комнаты. А потом Зарина, Ваня и его родители вместе поехали на рынок – одевать невесту. Купили куртку, несколько новых блузок и джинсы. Так Зарина в первый раз надела брюки. В Чечне женщины ходят только в юбках.

Ваня познакомил невесту с друзьями. Показал город.
Родственники Зарины догадались, куда исчезла девушка. За беглянкой приехал отчим.

– Подвел ты меня, Ваня, – с порога сказал Саид. – Собирайся, Зарина, едем домой.
Девушка расплакалась и сказала, что никуда не поедет. Тогда отчим обратился в правоохранительные органы.
Он ходил по судам, по прокуратурам, добрался до начальства Ивана. Во всех кабинетах отчим оставлял заявление, что милиционер воспользовался малолетним возрастом падчерицы и обманом увез ее из родительского дома. Следом за ним в эти же кабинеты приходили Ваня и Зарина и доказывали, что на самом деле все было по-другому.

– Но мы ведь тоже видим, где обман, а где любовь, – рассказал «Родной газете» работник прокуратуры Сергей Тихонов.

Саид пробыл в городе неделю, но так ничего и не добился. Тогда в конце декабря за Зариной приехали ее мама и тетя. Женщины выбрали другую тактику. Они сказали влюбленным, что Зарине необходимо съездить в Чечню, чтобы решить семейные вопросы. Многочисленная родня, друзья и соседи должны убедиться, что девушка не уезжала с русским, ведь это «большой позор на весь тейп». А потом, когда волнения утихнут, женщина пообещала отпустить дочь к возлюбленному.

– Когда переступила порог дома, поняла, что меня обманули, – рассказывает она. – Мать сказала, что Ваню надо забыть.
Соседи и друзья перестали с Зариной разговаривать, смотрели на нее как на прокаженную. А родные вспоминали историю такой же беглянки, вышедшей замуж за русского милиционера из Адыгеи. В родном селе мать девушки затравили упреками, и она была вынуждена уехать из Чечни…

В новогоднюю ночь 2005 года Зарина сумела добраться до телефона.
– Я сидел с родителями за столом, когда раздался звонок, – вспоминает Ваня. – Взял трубку и замер от счастья: звонила Зарина.

Вести оказались печальными. Она сказала, что посажена под домашний арест, и попросила Ивана забрать ее.
Побег
Родственники Зарины даже не думали, что русский рискнет приехать в Чечню за суженой. Но любовь не ведает страха и не знает преград.
26 января 2005 года Ваня выехал на Северный Кавказ к друзьям, с которыми вместе служил в Чечне. О задуманной операции он сообщил только своему отцу и лучшему другу.

Сослуживцы обрадовались приезду Вани, но, когда узнали о цели его визита, их мнения разделились. Одни хлопали по плечу и говорили, что он поступает как настоящий джигит, а другие шептали, что любовь – это хорошо, но жизнь дороже.

Чтобы больше походить на чеченца, Иван отпустил бороду и стал ждать сигнала от Зарины. Благоприятный момент настал через две недели.
7 февраля девушка осталась дома одна, и Ваня рванул в Чечню вместе с другом и его женой, чеченкой по национальности. Женщине мужчины сказали, что им нужно забрать знакомого. А ей земляки быстрее подскажут нужный адрес – дом, где родня прятала Зарину. Только когда Зарина выскочила из дома в чем была, запрыгнула в машину и радостно прижалась к Ване, женщина поняла, что участвует в похищении невесты.

– Нам с Зариной очень сильно повезло. Только мы отъехали, как навстречу нам попались белые «Жигули». В машине сидели ее двоюродные братья. Если бы я приехал на пять минут позже, то братья были бы дома. Они бы не позволили увезти Зарину.
Неделю беглецы прятались, опасаясь погони. А потом выехали в родной город Вани.

Любовь всегда права
Коллеги Ивана знают историю его любви. Они считают, что поступок их товарища – сугубо личное дело, и говорят, что Зарине с женихом повезло. Таких ответственных парней сейчас мало.

Родители Вани стараются сделать все, чтобы девушка чувствовала себя как дома.
– Я первый раз ее увидела, и сердце сжалось: стоит красивая девушка и сгорает от смущения, – говорит мама Ивана. – Таких скромниц надо найти. Все умеет делать и самое главное – сына любит. Я сразу это поняла, как только на них посмотрела. Правда, молоденькая и без образования. Ничего, выучится.

Сейчас молодые люди ждут, когда восстановят документы Зарины, которые остались в Чечне. Без них они не могут официально зарегистрировать отношения, а Зарина не может продолжить учебу.
Зарине очень тяжело. Она знает, что сожгла мосты и возвратиться в Чечню долго не сможет. Но девушка по-прежнему надеется, что родственники поймут ее и простят. Она мечтает снова увидеться с мамой, которую очень любит.

Зарина и Ваня знают, что их любовь еще будет не раз проверена на прочность, но верят, что все у них будет хорошо, потому что они оба – «дик ду»!

– Я очень его люблю, – говорит горянка. – Хочу нарожать мужу много детей. Кто они будут, русские или чеченцы, какая разница? Я знаю, что они будут смелые и хорошие люди. Такие, как мой Ваня.
ГЕРМАН ПЕТЕЛИН
Фото автора и из семейного архива

Фамилии героев очерка изменены.

«Для меня табу даже бокал шампанского»

- Асет, вы в курсе, что вы сегодня самый популярный человек в Чечне?

Я догадываюсь.

- Приятно, наверное?

Конечно. Тем более что я там не часто бываю. Последний раз - в прошлом году. Сразу после теракта 9 Мая. Туда как раз приехал Греф . По общему настроению все было так ужасно, что больше двух дней я не выдержала.

- А в Москве давно живете?

С 1997 года. У меня была мечта идиота - учиться в МГУ , на журфаке. Удалось поступить только в Питер, а через 2 года затосковала и перевелась.

- Трудно было привыкать к московской жизни?

Да, очень тяжело. У меня только с работой на НТВ благостная жизнь настала. Вообще в Москве чеченцам очень трудно.

- У вас же на лбу не написано, что вы чеченка.

Я умоляю вас, написано! Если я сейчас без машины выйду на улицу, первый мент будет мой. Можно провести эксперимент.

- Да ладно!

Точно вам говорю.

- В Москве много соблазнов. А у чеченцев - строгие нравы. Чего вы никогда не можете себе позволить?

Таких вещей куча. Но дело в чем? В московскую жизнь, в тусовку я не ассимилирована. Я спокойно обхожусь без ночных клубов, наркотиков, сигарет, выпивки. Мне это сто лет не нужно. Я росла в другом мире. Ну что мне хочется? Максимум - поехать отдохнуть, полежать под солнышком. Но это я могу сделать при соблюдении условий. Могу поехать с мамой. Или со мной должен быть мужчина: отец, муж, брат. При некоторых маневрах многое возможно.

- А пить вообще нельзя? Даже бокал шампанского на день рождения?

Нет, никогда. В принципе пить нельзя и мужчинам. Но они у нас, когда хотят, многое себе разрешают.

«Россиянкой себя ощущаю только за границей»

- Жизнь в Москве сильно отличается от мирной жизни в Грозном?

Я недавно отдыхала в Кисловодске . Смотрю, ходят нарядные девушки, в юбочках с рюшами. Грызут семечки. Думаю: Боже мой, в мирном Грозном было то же самое. Кафешки и все такое.

- А ночные клубы, дискотеки?

Про клубы ничего не помню. Хотя в школе танцы были. Простите, я жила в том Грозном, где было 70 процентов русских. Все было.

- Как вы относитесь к тому, что русских выгнали из Чечни?

Так же, как и к тому, что выгнали евреев, армян и многих других, - очень плохо.

- Русские в Грозном приспосабливались к чеченским законам?

Я бы так не сказала. Тогда закон был советский. А у русских в Грозном, не у всех, но у многих, была позиция, что Чечня - это их завоеванная территория, и они вели себя как...

- Как хозяева?

Да. Типа делают добро для горных отсталых людей.

Любая ссора во дворе, допустим, из-за детей, если один ребенок из русской семьи, другой - из чеченской, приводила к тому, что мамаша начинала кричать: правильно Сталин вас выслал, неправильно Хрущев вас вернул.

- Сегодня вы себя кем ощущаете: москвичкой, чеченкой, россиянкой?

Когда выезжаю за границу, ощущаю россиянкой. И какие бы сложные отношения между Чечней и Россией ни были, проезжаешь кордон , все - ты русский. И все те же обиды.

- Какие обиды?

Я росла, училась и работаю рядом с русскими. Мне в жизни повезло, что я знакома не с одними «федералами», которые, захватив Грозный, испражнялись на мои детские фотографии, но с кучей умных и добрых людей. Зимой я была в Америке и часто слышала: «О! У вас очень отсталая страна, у вас там все пьют». Пусть они и правы отчасти, но меня это не радует. Я и эта страна - одно целое. И мне за моих знакомых здесь обидно.

- Значит, за границей вы - россиянка. А в Москве?

Здесь я стопроцентная чеченка. У меня и прописки московской нет.

- Почему? Собираетесь возвращаться в Чечню?

Одно я знаю точно: домой сейчас не хочу, потому что там неспокойно.

«В Чечне уже не осталось тех, кто воюет за идею»

- Чеченцы воспринимают российскую культуру? Или признают только свою мораль?

На самом деле одно другому не противоречит. Чеченцы учатся в русских школах, растут на русской культуре. Но от своего национального не отказываются. Мне кажется, это достаточно гармоничное соединение.

- А возможно ли вообще понимание между русскими и чеченцами?

Я вас умоляю. Все мы люди и понять друг друга очень даже можем.

- Почему же мы тогда воюем?

Так воюем как раз не мы! Мне сложно поверить, что в лесах остались люди, воюющие за чистую идею, независимость Чечни. Начиналось все лет 14 назад якобы с этого. Но сейчас в Чечне воюют люди уже с совсем другой мотивацией.

- Какой же?

Деньги, оружие, бизнес. Да, мы отличаемся. Ну и что? Я вот живу в коллективе, где, кроме меня, нет ни одного чеченца. И всех понимаю.

- Но вы же не типичная чеченка.

Почему? Я самая типичная чеченка-колхозница.

«Наши мужчины мусор не выносят»

- А мужчины русские и чеченские сильно отличаются?

Это да. Наш маленький этнос все еще живет на своих аятах -законах, по которым мужчина должен быть суперхрабрым, суперблагородным. Наши мужчины более активные по жизни, очень любвеобильны. Может быть, у них больше гормонов. Любят поухаживать красиво.

Я в студенческие годы попала на семинар «Как прекращать войны». Там были женщины со всего СНГ . И одна говорит: «В кого мы превратились? Выходишь на улицу, а на тебя никто не смотрит! Вот раньше в Тбилиси по проспекту Руставели идешь - один, второй, третий». Так же было и в довоенном Грозном. А в Москве можно годами ходить, и никто не посмотрит.

- А как насчет прав чеченской женщины? С мужскими они сопоставимы?

Если идти от истоков, то нет. А сейчас как себя поставишь, так и будет. Главное, чтобы все было прилично. Иначе - ужас.

- Крикнуть на мужа чеченка может?

А зачем? Чеченская женщина должна быть умнее. Она не должна говорить: «Так, пошел, мусор выкинул». Иначе тебя выгонят. Мусор чеченский мужчина не пойдет выкидывать никогда. Это табу. Он же джигит.

- А может, сатрап, угнетатель?

Может, со стороны это выглядит угнетенностью. Но я тоже не могу сказать: «Выкинь мусор». И мне такой муж не нужен.

- А если он гуляет всю ночь, под утро заявляется с друзьями и: «Давай, жена, мечи на стол»?

Да, есть такое плохое дело. Пришли в 10 вечера, ушли в 8 утра. А бывает еще, знаете, как? Особенно в Москве. Сидят не ночь, а день-два, месяц. Это, конечно, тяжело. У меня есть родственницы, которым приходится все это терпеть.

- И не ропщут?

Ропщут. Но зато у них репутация идеальных жен. Их ставят в пример.

В Чечне секса нет

- Чеченским женщинам можно по нескольку раз выходить замуж?

Конечно. Мы что, не люди? Очень даже можно. С милости Всевышнего нашего Аллаха.

- Ухаживал ли за вами какой-нибудь русский в Москве?

Самое интересное, что ни один русский не то что не ухаживал, но и не пытался познакомиться с такой целью. На это уже можно обидеться!

- А если бы кто-то решился, вы бы вышли за него замуж? Или никогда?

Никогда не говори «никогда». Но мысли у меня такой, не в обиду русским мужчинам, не было. Мусульманские женщины могут выходить только за мусульман.

- А за русского выйти - позор?

Видимо, да. А вот если чеченский мужчина женится на русской, это не считается позором.

- А таких примеров, кроме Джохара Дудаева, много?

Куча! У меня один двоюродный дядя женат на еврейке, другой - на молдаванке.

- И что, их жены приняли ислам?

Конечно. Кстати, когда я училась, познакомилась с русской женщиной. Она была замужем за чеченцем. Ее свекровь, узнав, что сын тайно женился на русской, плюхнулась в обморок. Прошло 2 - 3 года, и эта русская стала самой любимой снохой в доме. Шага не делалось без консультации с ней.

- Так почему же все-таки чеченкам нельзя выходить за русских?

Я думаю, потому, что у нас мужчина - суперсвятой, на недосягаемой планке. И как бы он ни угнетал женщину, она тоже на привилегированном положении. Это нечто охраняемое и лелеемое. По нашим законам обида, нанесенная женщине, карается в два раза сильнее. В общем, женщина настолько святая, что никто, кроме чеченца, к ней не может прикоснуться. А если она переступает запрет, это считается осквернением.

- И тогда за ее брата никто не отдаст приличную чеченскую девушку?

Может случиться и такое. В чеченском обществе брат для сестры - главный ориентир в жизни. И если в семье нет мужского начала или оно не сильно, семья не воспринимается. Это отражено и в фольклоре: тогда женщина надевает мужскую одежду, берет меч и идет в горы. Завоевывает стадо овец и присылает в свою деревню. Все, она крутая - типа как мужчина. Но только через борьбу она становится на уровень девушки, у которой есть брат или отец. Вот такая у нас мораль.

- Почему после свадьбы жених прячется от родителей?

Потому что тема личных отношений между мужем и женой у чеченцев - табу. У нас этой темы как бы нет. То есть отношения настолько стеснительные, что перед собственными родителями неловко. У ингушей и вовсе мужчина не может показаться перед родителями жены в течение всей жизни. У нас с этим попроще. Хотя этикет очень тяжелый. Марку надо держать до упора. Ударить в грязь лицом перед родственниками - вообще последний поступок для мужчины. Под всем этим большая философия.

- Вы слышали, что сейчас в Москве есть чеченские проститутки?

Нет. Офигеть! Было бы странно, если бы я об этом знала. Но лучше этот вопрос задать нашим мужчинам.

«Логику «шахидок» я понимаю»

- А «шахидок» вы понимаете?

Логику человека, который идет на такой поступок, выходя из Чечни, я хорошо понимаю. Я видела насилие над человеком, который невиновен.

- А пошли бы на такой шаг?

Господи, я обустроенная, реализовавшаяся, почти счастливая женщина. Мне не убивать, мне жить охота. Такие мысли и в голову не приходят. Да, я перенесла 1994 - 1995 годы, начало войны, пережила захват Грозного в 1996-м. Но мне безумно повезло. Мои брат, сестра, мама живы. Отец благодаря войне - больной, но это другой разговор. Не знаю, как бы я вела себя, когда ко мне в дом зашли ночью, всех расстреляли, а я нечаянно осталась жива. Не знаю.

«Мечтаю о муже с лицом Брэда Питта»

- Как сегодня строится ваша жизнь? Есть работа, семья, дом. А что еще?

Практически все. И воспитание сына. Ему скоро три года. Я сейчас даже не готовлю. Это делает мама.

- А что мама готовит? Вообще что можно есть, а чего нельзя?

О! Мама готовит все и очень вкусно - с ней невозможно похудеть! Есть, если не надо в «телевизор садиться», можно все. Религией запрещается свинина, и, естественно, мы ее не едим. Я бы еще запретила мучное и жирное!

- А какая у вас машина?

Маленькая французская машинка с большими 16-дюймовыми колесами! Ситроен «С2».

- Папа вашего сына принимает участие в его воспитании?

- А почему вы с ним расстались?

Без комментариев...

- Каким вы представляете себе будущего мужа?

Еще не представляю! Но в любом случае - это чеченская начинка с внешностью можно Джони Деппа или Брэда Питта. Адская смесь, правда?

- А сколько хотите детей?

Ну если найдется чеченский «джонипитт», то много ни мало!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Асет ВАЦУЕВА родилась в 1977 году. Ее отец Абдулла - известный чеченский диссидент, журналист и историк.

В 1995 году Асет поступила на факультет журналистики ЛГУ, но через два года перевелась в МГУ.

С февраля 2003 года в паре с Алексеем Пивоваровым ведет вечерние новости на телеканале НТВ.

На телевидение попала случайно - благодаря Леониду Парфенову , который искал на роль ведущей именно чеченку. И его знакомый корреспондент из газеты «Дейли телеграф» посоветовал обратить внимание на Асет.

Из второй чеченской кампании сапер Александр Морозовпривез домой, в Ростовскую область жену — миниатюрную чеченку Гулю. Поселил ее в брошенном материнском доме, а сам уехал обратно на войну. Гуля родила Морозову девочку. Дочку назвали Калимат в честь чеченской бабушки, а окрестили Екатериной, в честь бабушки русской. Люди от молодых отвернулись — и русские, и чеченцы, пишет "Московский комсомолец".

Морозовы живут на казачьих землях неподалеку от Вешенской. На трассе указатель "Музей-заповедник Михаила Шолохова". Саша с Гулей в этом музее вроде живых экспонатов. Саше — двадцать семь. Через три года на пенсию. На войне — день за три. С первой чеченской — 17 лет льготной выслуги.

История эта давно написана:"В предпоследнюю Турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену — маленькую, закутанную в шаль женщину... Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды... Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову..." (Михаил Шолохов, "Тихий Дон", книга первая, часть первая.)

"Я эту книжку не читал, — говорит Саша. — Восемь классов у меня, куда... Да и троечник был. Ничему толком в школе не научился. Чего и в Чечню поехал — хотел в ней чего-то найти. Что-то свое... В селе оставаться — спиваются здесь в основном. Отчим спился уже. А мать меня бросила. Пришел домой с войны — нету матери. В Сочах живет".

Гуле 23 года. Переехав в Ростовскую область, окрестилась в церкви Галиной. "Я хотел, чтоб как у людей, чтоб и у меня теща была, — объясняет Саша. — Хотя бы в виде Гулькиной крестной".

"А я просто хотела про всех забыть", — говорит Гуля. Она, как и Саша, сирота при живых родителях.

"Как мне девять лет стукнуло, мама меня к бабушке отвезла. Больше я маму не видела. На Украине живет, в каком селе — не знаю. А папа нас бросил, я еще в садик ходила".

Саша и Гуля живут на окраине села в двухэтажном бараке с печным отоплением. Туалет на улице. Двухлетняя Катя-Калимат купается в тазике у печки.

"Призвался я в октябре 96-го. Сразу во Владикавказ. 693-й полк, саперная рота. Там нас за две недели обучили подрывному делу. Показали, как шнур поджигать, как стрелять, как автомат разбирать. Отправили в Ингушетию в Старый Батакаюрт. Укрепрайон строили на сопке. Днем рыли окопы в мерзлой земле, ночью на постах. В начале декабря прискакал всадник на красном коне, выстрелил по нам из гранатомета. Лошадь не испугалась, только чуть дернулась вбок от отдачи. Мы стоим, кто с киркой, кто с лопатой. На склоне, как на ладони, а справа под нами лесок, оттуда по нам и долбят. А мы как копали, так и стоим — в рост цепочкой через каждые два метра. Тринадцать человек погибло. Командиры утром приехали, построили нас, отругали. Чему, говорят, вас учили целых две недели. Отправили разведку в лесок. Гильзы стреляные нашли. Номера сверили — наши. Кто-то из наших со склада патроны духам продавал... "

Сашка вернулся домой в ноябре 98-го. Не желая работать за копейки, пьянствовал, пока не подоспела вторая война и не объявили набор добровольцев.

"В апреле 2000-го пришел в военкомат. Хочу, говорю, в Чечню по контракту. Меня давай отговаривать. И женщины, и военком. Пугали. По горам, говорили, будешь бродить, там люди сдыхают. Партию отправили, все обратно сбежали. А я на своем стою. Отправляйте — иначе сопьюсь". Его отправили служить сапером в комендантскую роту при военной комендатуре Шелковского района.

"С утра выезжали и до вечера. Разминирование, зачистки, инженерная разведка. Работали как похоронное бюро. Духи русское кладбище постоянно минировали. Как русский в станице помрет, вызывают саперов. Показывают нам место, где могилу рыть. Сначала мы прокопаем на полметра, потом уже могильщики роют". Спустя четыре месяца Саша нашел в Чечне то, что искал — Гулю.

Она ехала домой из Дагестана и попала под обстрел. "Прошла пост на границе, села в такси к чеченцу. Минут пять мы проехали, машина остановилась, и больше я ничего не помню. Очнулась в Шелковской, в маленьком доме, русский военный мне ногу обрабатывает, укол сделал. Сказал, рана неглубокая, кость не задета", - рассказала девушка.

Чеченка, у которой меня лечили, на работу меня взяла в свое кафе. И вечером мы с ним встретились.

"Были в патруле, как обычно. Зашли в кафе. Там только одно кафе могло работать во время комендантского часа. Рая — хозяйка, ей доверяли. Мы туда перекусить заходили… Гульку и увидел... Она причесывалась. Че-то во мне произошло. Я подумал, если б мне с ней познакомиться, то вместе б остались", — вспоминает Саша.

"Стеснительный такой. Сидел, стеснялся. Он тоже мне сразу понравился. Красивый. Каждый день стал приходить. А потом на чай меня пригласил. В другое кафе. Сидели, чай пили. Он мне рассказывал, что письмо ему пришло, девушка замуж вышла. А я думала про себя: "Вот нравится мне человек", — говорит Гуля.

Ухаживал Саша красиво. Денег Гуля у него не брала. Тогда он купил ей французские духи на рынке. Принес, кинул их Гуле за шиворот и сразу удрал — боялся, что не возьмет. А она бы и не взяла. Первый подарок по местному этикету принято отвергать. Флакон от тех духов Гуля хранит до сих пор.

Снял для Гули отдельный роскошный дом. За 50 рублей в месяц. Стал приходить к ней уже кем-то вроде хозяина. Гуля стирала Сашину форму.

Местные сверстники Гули записали ее в коллаборационистки. Обзывали на рынке, обещали убить, как только уедут русские. По ночам били стекла в доме. Гуля боялась, жаловалась Саше. Уходя на ночь в комендатуру, тот вешал на гвоздик в прихожей гранату. Вот, объяснял, граната, вот чека. Если кто будет ломиться, выдергивай и бросай.

С 1 марта 2001 года в северных районах Чечни отменили боевые выплаты. Но в горных районах еще платили, и Сашка решил перебраться поближе к горам. Уволился из Шелковской комендатуры и устроился в Ножай-Юртовскую. Оставалась одна проблема — вывезти из Чечни в Ростов невесту без документов. Паспорт Гуля еще не получила, а свидетельство о рождении потеряла в тот день, когда ее ранили.

Из всех документов у Гули была только справка из администрации станицы Гребенская от 22 декабря 2000 года. Получить дубликат свидетельства о рождении, а тем более паспорт Гуля не могла. В милиции ничего этого ей не давали, то ли за ее "коллаборационизм", то ли просто по бюрократическому равнодушию. А Саша за Гулю в милиции похлопотать не мог. Незадолго до этого БТР комендатуры переехал милицейский "уазик", трое милиционеров погибли, менты с комендантскими враждовали, и никто не собирался делать паспорт для какой-то чеченки. Замкнутый круг, в который попала Гуля, зафиксирован в документе под названием "Извещение об отсутствии записи": "Запись акта о рождении гражданки Такой-то 1983 года рождения в архивах отделов ЗАГСа Шелковского и Гудермесского района не сохранилась. Архивный фонд сохранен только с августа 1996 года. Республиканский архив ЗАГС (вторые экземпляры) полностью уничтожен. Руководитель органа ЗАГС Шелковского района Сериева".

Гуля не знала, что ей делать. В ЗАГСе посоветовали поехать к матери. "Вы же у нее в паспорте записаны". Однако, как можно поехать на Украину без паспорта там не сказали.

С такими документами Гулю могли и не выпустить из Чечни. И Саша изобрел для любимой новую форму паспорта. Наклеил на чистый лист бумаги фотографию Гули и пошел с ним к главе администрации станицы Гребенской. Там в его бумагу вписали: "Справка дана администрацией станицы Гребенской в том, что на фотографии действительно изображена гражданка Такая-то, 1983 года рождения, уроженка села Брагуны Гудермесского района Чечено-Ингушской АССР, проживающая в станице Гребенской. Личность, изображенную на фотографии, удостоверяет глава администрации станицы Гребенской Алибеков Аюб".

"Это че такое? " — спросил омоновец на выездном Кизлярском посту. "Девушку домой везу, жениться на ней хочу", — ответил Саша. Омоновец переписал фамилию Гули из справки в компьютер, щелкнул клавишей, глянул в монитор и дозволил: "Женись!"

Вся Сашина станица уже знала, что он везет чеченку-невесту. Он пожил дома три дня и уехал воевать в Ножай-Юрт, оставив Гулю со свекровью, которая тогда еще не сбежала в Сочи.

"По вечерам никуда не выходила, — говорит Гуля. — Боялась комендантского часа. И в доме тихо сидела. Делала все, что надо. В селе на меня смотрели косо: "Чеченка! " Но никто не обижал".

Саша наведывался домой каждые три-четыре месяца. Летом 2003 года Гуля забеременела, и Саша решил наконец выправить ей документы. Отпросился с войны на 15 суток, приехал домой и повел Гулю в милицию.

"Дежурный в документы наши глянул и ушел. Вдруг вбегают менты: меня в наручники, Гульку в наручники и по разным кабинетам. Отпечатки пальцев сняли. Сфотографировали со всех сторон. Меня под оружием отвели к начальнику ФСБ. Обшмонали. Он давай допрашивать, с какой целью я Гульку из Чечни вывез. Билет мой военный рассматривает. Ну, говорит, рассказывай, где служил. Я и рассказываю: восемь месяцев в Шелковской, полтора года в Шатое, полгода в Урус-Мартане. Сейчас вот опять в Шатое служу. Ну, говорит, нормальный у тебя послужной список, а скажи, ты ее точно любишь? А в чем дело-то, спрашиваю. Да в том, что она чеченка. Ты что, телевизор не смотришь? В июне в Моздоке чеченка-смертница взорвалась. В июле еще две в Москве на стадионе в Тушине. И еще одну там же в Москве с бомбой взяли. Да еще у тебя в военном билете записано, что ты сапер. Вот менты и решили, что ты смертницу из Чечни привез, зарядил ее и привел паспортный стол взорвать. А, говорю, теперь понятно. И че нам теперь делать? Че делать — документы! Выпишем твоей чеченке временный паспорт. Пусть срочно едет в Чечню и оформляется, как положено".

В Чечню Гуля тогда ехать побоялась. Убьют, говорит, меня там за то, что с русским живу. И Саша ее туда везти не рискнул. А теперь и подавно никуда она не поедет от маленькой дочки.

"Временный паспорт на месяц выписали, — говорит Гуля. — Я через месяц пришла, чтоб его продлить, а мент в паспортном столе мне и говорит: “Девушка, еще раз придете, я вас посажу!” Я и не ходила больше".

Двухлетняя Катя-Калимат тоже живет вне закона. Раз у матери нет документов, то и дочке свидетельства о рождении не выписали. Единственное формальное доказательство ее существования — строчка из эпикриза Ростовской областной больницы N2: "Родила живого доношенного ребенка женского пола. Вес 2650 грамм. Длина 49 см".

Кроме бабушки, у Гули были еще шесть дядьев. И все от нее отказались. "У нас за русских не выходят. Чтоб породу не портить. А что делать, если человека любишь? Да знаю я, что они там творили. Но меня-то Сашка никогда не обижал. Меня-то он любит. У нас там как. Замуж выходишь и вкалываешь. А муж отдыхает. А русские жену любят, ласкают... Наши такого не понимают. Наши женщины и дрова рубают, и все что хочешь. А русские мужья... Они нежные... Только вот дома их никогда не бывает", — говорит Гуля.

Ближе к лету Саша опять собирается в командировку. Месяцев на шесть. За все эти годы заработал медаль "За воинскую доблесть".

"Представляли к медали “За разминирование”, а дали почему-то за доблесть. Я фугасов много снял в Шатойском районе. Пацанов-срочников вытащил с минного поля летом 2002-го. С Борзойского полка. Служба не нравилась, убежали. Ну и прибежали на минное поле. Одному ноги оторвало, другому ступню и гениталии повыдергивало, третий уцелел. Их я и вытаскивал. Все выжили. Схронов много нашел. Все мечтал клад найти — схрон с долларами. В апреле 2001-го откопали мы такой схрон. Фээсбэшники доллары забрали, сказали, что фальшивые", — говорит Сашка.

"Но до пенсии-минималки всего три года. Там дочка подрастет. Если сделаем Гульке паспорт, пойдет Гулька работать. Я буду работать. Плюс ветеранские получаю. Нормально выйдет. Тогда можно со службы и уволиться", — рассуждает Сашка.

А Гуля часто вспоминает своих родственников, переживает за них и надеется на встречу.